Управленческие расходы счет

Что это и чем отличаются от коммерческих

Управленческие затраты — это издержки, не связанные напрямую с производством и реализацией, а относящиеся к управлению фирмой.

Если издержки на управление касаются определенного производства или продукта, то они не являются управленческими или общехозяйственными, а полностью составляют себестоимость изготавливаемой продукции.

Пример: зарплата начальника швейного отдела фабрики распределится по себестоимости изготовленных продуктов или полуфабрикатов. А зарплата общего директора фабрики относится к управленческим расходам.

Коммерческие затраты, наоборот, затрагивают производство и реализацию, хотя не относятся непосредственно к ним. Они — часть вспомогательных издержек этих процессов.

Состав

В законодательстве и стандартах не оговорены строгие правила содержания управленческих затрат. Однако важно прописать состав и порядок признания таких издержек по учетной политике и придерживаться его при учете всех хозяйственных операциях.

Могут включаться в затраты на управление:

  • на административный и управленческий персонал, относимый к общей деятельности, без привязки к производственным отделам фирмы;
  • на аренду помещений для общехозяйственных целей;
  • на амортизационные отчисления и ремонт основных средств, не относящихся к производству и продажам;
  • административные;
  • аудиторские, юридические, консультационные, прочие издержки и т.п.

Аналитический подход

Управленческие затраты считаются условно-постоянными, поскольку на них не влияет объем и величина реализации.

Однако косвенная связь присутствует: рост масштабов производства означает аналогичное снижение управленческих затрат на единицу продукта, зато прибыль на единицу продукта возрастает.

Данный вид формируется итогом в отчете о прибылях и убытках по графе 2220, а также записывается на счете 26 бухгалтерского баланса, откуда он списывается ежемесячно.

Как признать

Данные издержки записываются по дебету счета 26. Когда фирма указывает в учетной политике, что такие траты частично включаются в себестоимость продуктов, то нужно составлять следующие корреспонденции:

  • если это производство — основное на фирме: Дт 20 Кт 26;
  • если фирма оказала услуги по обслуживанию для клиентов: Дт 29 Кт 26;
  • если произведена и реализована продукция вспомогательного производства — Дт 23 Кт 26.

В случае отнесения рассматриваемых затрат на счета 20, 23 или 29, в сумму издержек производства они будут добавляться постепенно — реализация выпущенных продуктов и их синхронное списывание со счетов 20, 23 и 29 на счет 90 по дебету.

Если траты на управление всем размером признаются в себестоимости, то, являясь условно-постоянными, они будут учитываться по тому периоду, в котором возникли и были признаны в себестоимости. Корреспонденция для такой ситуации:

Дт 90 Кт 26

Такая проводка — списание по счету 90 — означает отнесение расходов на общее управление всей суммой в затратах по производству продукции в период (месяц), в который они были учтены в расходах обычной деятельности.

Особенность: такая проводка и такое списание возможны, если фирма следует Инструкции Плана счетов бухгалтерии, а именно, счет 26 предусмотрен для отражения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.

Следовательно, счет 26 изначально предназначен для учета расходов исключительно по общему управлению на фирме.

В действительности на счет 26, отражающем общие расходы на хозяйственную деятельность, могут записываться расходы производства. Тогда списать всю сумму указанной выше проводкой невозможно и неправильно. Списать можно именно ту долю издержек, которая напрямую относится к управленческим. Смешивание их с затратами производства неприемлемо.

Когда приходит время заполнять годовой отчет о финансовых результатах, нужно учесть, что графа 2220 формы 2 остается нулевой, если рассматриваемые расходы распределяются по расчетным объектам. Тогда не используются все перечисленные выше корреспонденции.

Практические особенности

Зачастую отдел бухгалтерии вообще не включает строку 2220 в отчет о финансовых результатах, опираясь на учетную политику, утвержденную в фирме, по которой вся себестоимость продуктов калькулируется с оценкой НЗП по фактической себестоимости.

Такой путь учета допустим и законен, если в положении об УП оговорено списание управленческих расходов подобным образом и выбран метод оценки НЗП. В случае списания на себестоимость эти расходы отражаются по соответствующей статье себестоимости реализации.

Если же фирма признает эти траты как условно-постоянные, то они записываются на счет 26 и в конце каждого месяца списываются по дебету счета 90.

Пример: фирма «Ясмина» за июль списала расходы на производственные материалы — 50000 руб., начислила зарплаты работникам цеха — 200000 руб., страховые взносы во внебюджетную систему — 60000 руб., амортизационные отчисления составили 30000 руб., списаны затраты будущих периодов за июнь — 15000 руб. Как распределяются общие производственные и хозяйственные расходы (в рублях)?

ОПР:

  • зарплата производственных работников — 70000;
  • страховые выплаты — 21000;
  • амортизация — 5000;
  • материалы для производства — 25000;
  • оплата поставщикам и должникам — 100000.

ОХР:

  • зарплата административного штата — 130000;
  • страховые взносы — 39000;
  • амортизация — 18000;
  • контрагентам и должникам — 80000;
  • июньские расходы будущего периода — 3000.

Всего ОХР — 270000 рублей.

Готовых продуктов на начало июля не было. За месяц были произведены 20 единиц продукции, а 5 единиц не завершены. Итог всех производственных расходов (счета 20, 25 и 26) — 800000 руб.

В положении об УЧ указано формирование себестоимости полностью. На производство 20 единиц приходится 680000 руб. из всех расходов.

Себестоимость единицы:

680000 / 20 = 34000 руб.

НЗП:

800000 — 680000 = 120000 руб.

Какую часть в общих расходах занимают ОХР:

270000 / 800000 = 0,34 или 34%.

В себестоимости единицы:

34000 * 34% = 11560 руб.

В стоимости выпуска всех готовых продуктов:

11560 * 20 = 231200 руб.

В стоимости выпуска НПЗ:

270000 — 231200 = 38800 руб. или 38800 / 120000 = 32%.

Готовая продукция может отражаться в балансе в одной из трех оценок в зависимости от учетной политики организации:

  1. По фактической производственной себестоимости.
  2. По нормативной (запланированной) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства ОС, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции.
  3. По непосредственным счетам издержек.

Данный способ оценки ГП (по фактической производственной себестоимости) соответствует аналогичному способу оценки НЗП. В бухгалтерии готовые продукты записываются следующими корреспонденциями:

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 43 «Готовая продукция», списание себестоимости проданных готовых продуктов

Сумма всех аналогичных записей за отчетный год формирует показатель себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг в отчете о финансовых результатах.

Что касается второго способа, то нужно знать число проданных единиц. Предположительно, из 20 выпущенных продуктов проданы 15.

Себестоимость оставшейся продукции:

680000 / 20 / 15 = 2267 руб.

Себестоимость продажи:

34000 * 15 = 510000 руб.

ОХР в себестоимости продаж за июльские продукты:

11560 * 15 = 173400 руб.

Контроль правильности расчета:

173400 / 510000 * 100 = 34%.

Признание как условно-постоянные

В данном случае будут использоваться исходные данные. Общие расходы составили 800000 рублей, из них по счету 20, т.е. по основному производству — 100000 рублей. Планировалось выпустить 25 единиц продукции, по факту готовы только 20.

План:

100000 / 25 = 4000 руб.

Расчеты (в рублях):

  1. Себестоимость готовой продукции: 4000 * 20 = 80000.
  2. Себестоимость единицы: 4000.
  3. Себестоимость НПЗ: 100000 — 80000 = 20 000.
  4. Себестоимость продаж: 4000 * 15 = 60000.
  5. Себестоимость оставшихся готовых продуктов: 4000 * 5 = 20000.
  6. Выручка от реализации: 8000 (цена продажи единицы) * 15 = 120000 * 118 % (НДС) = 141600.
  7. НДС: 8000 * 15 * 18 % = 21600.
  8. Финансовый результат: 141600 — 21600 — 60000 — 270000 (ОХР) = 210000 рублей — убыток фирмы за июль.

Должны ли управленческие расходы фирмы «Ясмина» исключаться из графы себестоимости реализации товаров, услуг, работ, продуктов и входить в отдельную графу управленческих расходов? Анализ закона о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, Приказа Минфина России №67н позволяют ответить, что нет, могут не исключаться.

Для уверенного учета таким путем лучше сумму управленческих издержек, списанных расчетно-учетным способом, разъяснить в пояснительных записках к отчету о прибылях и убытках, чтобы не вызвать подозрения и претензии фискальных органов власти.

Момент признания расходов описан в данном видео.

Что такое управленческие расходы, чем отличаются от коммерческих

К затратам на управление относят издержки, у которых отсутствует прямая связь с производством, продажей товаров, услуг, работ. Если затраты можно связать одним из направлений предпринимательской деятельности, они считаются коммерческими (например, заработная плата и отчисления начальника производственного цеха).

Расчет затрат

Затраты на управление можно включить в состав себестоимости, если их пропорционально выручке распределить по всем видам изготавливаемой продукции (продаваемых товаров, работ, услуг). При разработке учетной политики предприятие (организация) должно руководствоваться Законом №129-ФЗ и пунктом 4 ПБУ 1/2008.

План счетов разрабатывается на основе Плана, утвержденного Минфином 31.10. 2000, и исходя из сферы деятельности, организационно-правовой формы, масштаба и структуры предприятия. Выбираются счета, которые будут необходимы для учета хозяйственной деятельности, и дополняются субсчетами и аналитическими счетами. Если какие-то счета не нужны, их в рабочий план не включают. Затраты на администрацию всегда учитываются в общехозяйственных расходах (счета 26 и 27).

Что входит в состав управленческих расходов

Состав этого вида издержек во многом зависит от сферы деятельности, но обобщенно управленческие расходы включают в себя средства, потраченные на:

  • содержание зданий, в которых размещается административный персонал: отдел кадров, юридический отдел и др.
  • оплату труда и отчисления административного персонала
  • покупку оборудования и канцелярских принадлежностей для офиса
  • командировки сотрудников офиса
  • оплату услуг связи

    Административный отдел

  • представительские мероприятия
  • ремонт той части основных средств, которые не связаны с основной производственной деятельностью
  • амортизацию основных средств, не связанных с основной производственной деятельностью
  • аренду помещений с общехозяйственным назначением
  • страхование имущества и персонала
  • аудиторов, консультантов, поставщиков информации
  • освещение, поставку воды, отопление, канализацию в помещениях административного персонала
  • налоги, уплачиваемые на основные средства, транспорт
  • охрану предприятия, мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность
  • охрану труда и сертификацию продукции
  • перевозку работников на место работы и обратно
  • налоги, не связанные с процессом производства: водный и транспортный налог, налог за вредные выбросы
  • услуги управленческой компании

Этот перечень каждое предприятие может дополнить или сократить, если этого требуют особенности предпринимательской деятельности.

Это могут быть траты на спецодежду и средства индивидуальной защиты, услуги типографии, почты, уборку, дезинфекцию помещений, содержание двора и дороги, бани или душевых, столовой, медпункта. К этой категории можно отнести также издержки на обучение и повышение квалификации, поиск новых работников.

Отражение управленческих издержек в бухгалтерском учете

Административные расходы не зависят от объемов предпринимательской деятельности, поэтому их нельзя списать на «Основное производство» в конце месяца (счет 20). Они учитываются в «Общехозяйственных расходах» (Д 26).

Особенности учета заключаются в наличии двух способов списания:

Отражение в бухучете

  • традиционного – признаются условно-постоянными и полностью относятся к полной себестоимости, проводятся как К 26, Д 90
  • основанного на разделении административных издержек на условно-постоянные и условно-переменные

При использовании второго способа подсчитывается сокращенная себестоимость производства, условно-постоянные траты списываются на «Себестоимость продаж» (Д 90-2), то есть признаются издержками отчетного периода, снижающими доход.

Для списания условно-переменной части существуют 3 варианта:

  • К 26, Д 20 – если относятся к основному производству
  • К 26, Д 23 – если относятся к вспомогательному производству
  • К 26, Д 29 – если относятся к обслуживающему хозяйству или производству

В состав себестоимости административные затраты включаются после продажи продукции (товара) и списываются на «Продажи» (счет 90). В отчете о прибыли отражаются в строке 040.

Некоторые экономисты выражают мнение, что административные затраты можно списать на Д 91, если в отчетный период не было продаж.

Споры с налоговой инспекцией чаще всего возникают по поводу трат на услуги управленческих компаний. Если имеется договор, документ, подтверждающий оплату, и акт приема выполненных работ, претензий быть не должно. Налоговики могут посчитать этот вид услуг экономически невыгодным, направленными на уклонение от налогообложения. Анализируя решения, вынесенные по подобным делам судами, можно сделать вывод, большинству предпринимателей удается доказать, что подобные траты обоснованные.

Финансовый анализ расходов на управление

Управленческие расходы в финансовом анализе относят к условно-постоянным, так как их величина не зависит от объема производства. Если объем выпускаемой (продаваемой) продукции увеличивается, прибыль на единицу товара увеличивается за счет масштаба.

Сложные экономические условия заставляют предпринимателей по-другому взглянуть на штатное расписание администрации. Руководители предприятий стараются совместить функции подразделений, чтобы сократить численность работников. Это позволяет снизить затраты на зарплаты, аренду, транспорт, оргтехнику, командировки. Сэкономленная сумма – объем повышения прибыли.

Некоторые выбирают другой путь – сокращение заработной платы, надбавок и премий при сохранении численности административного аппарата. Этот вариант предпочтительнее, так как не повышает уровень безработицы, не снижает лояльность сотрудников.

Хорошим вариантом считается перевод части персонала офиса на «домашний» режим, позволяющий сэкономить на аренде помещений, коммунальных платежах, служебном транспорте. Практически весь персонал может работать через интернет.

Грамотный финансовый анализ позволяет использовать оптимизацию административных издержек как средство повышения прибыли. Сэкономленные на оптимизации руководящего аппарата средства можно вложить в развитие, реорганизацию, обновление, внедрение инноваций.

Управленческие расходы

Определение

Управленческие расходы – это затраты на управление организацией, не связанные непосредственно с производственным процессом. Таким образом, если затраты на управление можно связать непосредственно с каким-либо производственным процессом, то эти затраты не могут быть отнесены к управленческим расходам, а включаются в себестоимость соответствующей продукции. Например, заработная плата начальника цеха включается в себестоимость продукции, производимой данным цехом. В тоже время, заработная плата генерального директора, работников отдела кадров и т.п. включается в состав управленческих расходов.

При этом, управленческие расходы могут быть включены в себестоимость продукции, но не прямо, а путем распределения между всеми видами выпускаемой продукции пропорционально экономически-обоснованному показателю (например, заработной плате основного производственного персонала или амортизации производственного оборудования и т.п.).

К управленческим расходам могут быть отнесены:

  • административные расходы;
  • содержание управленческого персонала, не связанного непосредственно с производственным процессом;
  • амортизация и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • аренда помещений общехозяйственного назначения;
  • расходы на информационные, аудиторские, консультационные и т.п. услуги;
  • другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Анализ управленческих расходов

С точки зрения финансового анализа управленческие расходы относятся к условно-постоянным, т.к. их величина напрямую не зависит от объема выпуска продукции. Увеличение объемов производства приводит к уменьшению величины управленческих расходов на единицу продукции, в результате увеличивается прибыль с единицы продукции за счет положительного эффекта масштаба.

Информацию об общей сумме управленческих расходов можно узнать из строки 2220 отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах). Более детальная информация об управленческих расходах аккумулируется в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Накладные и управленческие расходы: отнесение на себестоимость

Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), к затратам относится стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.

Управленческие расходы являются частью затрат по текущей деятельности организации. Согласно п. 7 и 8 Инструкции № 102 расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде.

Расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:

  1. себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

  2. управленческие расходы;

  3. расходы на реализацию;

  4. прочие расходы по текущей деятельности.

Согласно п. 10 Инструкции № 102 к управленческим расходам относятся:

  • в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, – условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на сч. 26 «Общехозяйственные затраты»;

  • в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, – расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на сч. 44 «Расходы на реализацию»;

  • в организации – профессиональном участнике рынка ценных бумаг – расходы на осуществление текущей деятельности.

В организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты включаются в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг или относятся к управленческим расходам в порядке, установленном учетной политикой организации.

Следует учитывать, что в случае если затраты включаются в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, они списываются в дебет сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов.

Если указанные затраты относятся к управленческим расходам, они списываются в дебет сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

То есть управленческие расходы делятся на:

  • общепроизводственные затраты (в части условно-постоянных затрат – в соответствии с учетной политикой);

  • общехозяйственные расходы;

  • расходы на управление торговыми организациями (как часть расходов на реализацию товаров).

Затраты, связанные с управлением и обслуживанием организации, составляют часть расходов организации по текущей деятельности, формирующих себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Они зависят не от объема продукции или продаж, а от структуры организации, деловой активности и других факторов.

Для определения расходов, связанных с содержанием аппарата управления организации, следует установить структуру управленческого персонала организации.

При разработке структуры и нормативов рекомендовано выделять следующие укрупненные функции управления:

  • общее руководство;

  • развитие и техническая подготовка производства: совершенствование конструкций, технологии, организации производства и т.д.;

  • экономические функции: прогнозирование, планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности; организация оплаты труда работников; бухгалтерский учет и финансовая деятельность;

  • техническая политика: научно-техническое развитие, стандартизация, сертификация, контроль качества, охрана труда и др.;

  • управление персоналом: комплектование кадров, подготовка и переподготовка кадров и др.;

  • маркетинг, материально-техническое обеспечение и сбыт;

  • управление делопроизводством и хозяйственным обслуживанием и др.

В порядке, установленном организацией в учетной политике, в состав управленческого персонала могут быть отнесены:

  • дирекция (администрация) – руководитель организации и его заместители;

  • бухгалтерско-финансовая служба;

  • отдел кадров, юридическая служба, отдел охраны труда, служба безопасности;

  • служба информационного и компьютерного обеспечения;

  • служба административно-хозяйственного обеспечения;

  • отдел маркетинга (сбыта, снабжения);

  • другие работники, занятые обслуживанием управленческого персонала (например, водитель служебного автомобиля, секретарь).

В соответствии с п. 28 Инструкции о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее – постановление № 50), управленческие расходы отражаются на сч. 26 «Общехозяйственные затраты».

Счет 26 «Общехозяйственные затраты» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с управлением организацией. На этом счете отражаются начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, другие аналогичные по назначению затраты.

Более полный состав затрат по управлению производством, организацией и ее структурными подразделениями был указан в подп. 18.11 п. 18 Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденных приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 31.12.2010 № 881 (далее – приказ № 881), который упразднен в связи со вступлением в силу приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 05.06.2015 № 273 «Об утверждении Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях системы Министерства промышленности Республики Беларусь» (далее – приказ № 273).

Однако при формировании учетной политики организации в сфере формирования затрат и цены вправе использовать и ссылаться на законодательные акты, которые утратили силу, в той части, в которой они не противоречат сегодняшнему законодательству. Особенно это актуально с точки зрения структуры накладных и управленческих расходов и процедуры формирования цены (например, ссылка на постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов», которое утратило силу). Либерализация ценообразования подразумевает для хозяйствующих субъектов свободу в формировании и отнесении затрат в той сфере, в которой они не противоречат практике бухгалтерского учета. Поэтому в качестве базы для расчета и отнесения расходов к управленческим, общехозяйственным и общепроизводственным могут использоваться законодательные акты, методические рекомендации, утратившие силу, но не утратившие своей методической ценности для процесса ценообразования и калькулирования.

Приказ № 273 менее подробный с точки зрения детализации управленческих расходов. Он, по сути, дублирует нормы п. 10 Инструкции № 102.

Справочно

Согласно п. 15 приказа № 273 к управленческим расходам относятся:

1. в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, – условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на сч. 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством;

2. в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, – расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на сч. 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»).

Поэтому при детализации управленческих расходов многие хозяйствующие субъекты руководствуются п. 18 приказа № 881.

Справочно

Согласно п. 18 приказа № 881 к затратам по управлению производством, организацией и ее структурными подразделениями относятся:

1. затраты по материально-техническому содержанию аппарата управления организации и ее структурных подразделений, включая:

  • затраты на содержание служебного легкового автотранспорта;

  • суммы компенсации за использование для нужд организации оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работникам, за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в соответствии с законодательством;

  • приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования, за исключением такси, для работников, работа которых в соответствии с должностными инструкциями носит разъездной характер (кроме водителей и экспедиторов), если эти работники на время выполнения служебных обязанностей не обеспечиваются специальным транспортом;

  • содержание и обслуживание технических средств управления (вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации, других технических средств управления);

  • затраты на оплату услуг связи, включая затраты на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги факсимильной и спутниковой связи, роуминг, интернет, электронной почты и другие подобные услуги;

  • оплата услуг вычислительных центров, банков, связанных с обслуживанием организации;

  • иные, не оговоренные выше, затраты по материально-техническому содержанию аппарата управления организации и ее структурных подразделений, установленные законодательством;

2. затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, по нормам, установленным законодательством. К расходам на командировки относятся также фактические затраты по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов, уплате государственной пошлины, сборы иностранных представительств, комиссионные при обмене чеков в банке на иностранную валюту;

3. затраты на представительские цели, связанные с приемом и обслуживанием делегаций и отдельных лиц, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также затраты по организации проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, совещаний;

4. затраты на проведение аудита организациями, осуществляющими ведомственный контроль;

5. стоимость консультационных, информационных, а также аудиторских услуг по проведению обязательной аудиторской проверки в соответствии с законодательством и аудита, проводимого в соответствии с международными стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6. затраты на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в т.ч. затраты на услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемые сторонними организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда выполнение аналогичных функций не предусмотрено должностными обязанностями работников организации;

7. затраты на оплату арендной платы, а также затраты, связанные с арендой имущества, возмещаемые арендодателю сверх арендной платы в соответствии с законодательством, а также платежи за право заключения договора объектов аренды;

8. лизинговые платежи в порядке, установленном законодательством;

9. затраты по набору работников, включая оплату услуг специализированных организаций по подбору персонала;

10. стоимость составления проектов сделок, заявлений, изготовления копий документов, выписок из них, оказания других правовых и технических услуг, связанных с совершением нотариальных действий, согласно тарифам, утверждаемым в порядке, установленном законодательством;

11. затраты, связанные с организацией торгов и участием в торгах;

12. проценты по полученным займам и кредитам, за исключением процентов по просроченным займам и кредитам, а также займам и кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов в порядке, определяемом учетной политикой организации;

13. проценты по простым и переводным векселям (их копиям и экземплярам переводного векселя), выданным организацией, при их оплате, а также облигациям, выданным (выпущенным) организацией, если иное не установлено учетной политикой организации.

Состав управленческих расходов в организациях торговли и общественного питания приведен в ст. 18 «Расходы по управлению и функционированию торговой организации» Методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86 (далее – Методические указания № 86).

Справочно

Согласно ст. 18 Методических указаний № 86 на эту статью относят:

1. материально-техническое обслуживание работников аппарата управления организацией и ее структурными подразделениями;

2. расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в т.ч. расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены те или иные функциональные службы;

3. содержание и обслуживание технических средств управления, вычислительных центров;

4. затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием организации торговли и управления, расходы по монтажу локальной сети, включая затраты на разработку проектно-сметной документации, а также расходные материалы;

5. расходы на оплату услуг связи, включая расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги факсимильной и спутниковой связи, интернета, электронной почты и другие подобные услуги;

6. расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков первичных документов, регистров учета, форм отчетности, трудовых книжек, на типографские и переплетные работы;

7. оплата услуг банков;

8. расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

9. расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных организаций по подбору персонала;

10. расходы по изготовлению нагрудных знаков для персонала торговой организации (кроме относящихся к малоценным и быстроизнашивающимся предметам);

11. расходы на приобретение средств контроля (голографических пломб), предназначенных для установки на кассовые суммирующие аппараты и специальные компьютерные системы;

12. расходы, связанные с ведением реестра акционеров в акционерных обществах;

13. оплата в соответствии с законодательством государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусом или уполномоченным должностным лицом, а также стоимость составления проектов сделок, заявлений, изготовления копий документов, выписок из них, оказания других правовых и технических услуг, связанных с совершением нотариальных действий, согласно тарифам, утверждаемым в установленном порядке;

14. расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и другой информации, если законодательством Республики Беларусь возложена на организацию обязанность их публикации;

15. взносы, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, сборов и иных обязательных платежей предусмотрена законодательством и является условием для осуществления деятельности организациями – плательщиками этих взносов, сборов и иных платежей;

16. взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата этих взносов предусмотрена законодательством и является обязательным условием для осуществления деятельности организациями – плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения организацией – плательщиком данных взносов указанной деятельности.

К управленческим расходам также следует отнести затраты, указанные в ст. 16 «Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения» Методических указаний № 86, а именно:

  • информационные услуги;

  • расходы, связанные с приобретением (созданием) компьютерных (электронных) банков и баз данных, подключением к каналам связи;

  • консультационные услуги;

  • маркетинговые услуги;

  • оплата аудиторских услуг по обязательной аудиторской проверке;

  • расходы на подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях (в части управленческого персонала);

  • представительские расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц.

Справочно

Согласно ст. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая), с учетом особенностей, перечисленных в п. 2.1-2.8 ст. 170 НК.

При определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг) принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета, если такое распределение предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

В ст. 171 НК отдельно указаны нормируемые статьи затрат:

1. командировочные расходы (расходы на служебные командировки) в пределах норм, установленных законодательством;

2. затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными;

3. потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов в пределах норм естественной убыли, а также норм потерь (боя), установленных законодательством, а при их отсутствии – в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным. При отсутствии установленных норм такие недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными;

4. расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством;

5. затраты по контролируемой задолженности в пределах, рассчитанных в соответствии со ст. 172 НК;

6. для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за исключением организаций системы Министерства энергетики Республики Беларусь, – затраты на оплату накладных расходов и технологических потерь в пределах норм и нормативов, установленных в соответствии с законодательством;

7. прочие затраты:

  • выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде;

  • расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест;

  • расходы на проведение в соответствии с законодательством по случаю государственных праздников, праздничных дней и памятных дат официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков;

  • вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета), представителям государства в органах управления организаций, если иное не установлено законодательством;

  • представительские расходы;

  • затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;

  • компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства;

  • членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей, союзы, ассоциации;

  • проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам.

При этом совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов (п. 3.18 ст. 174 НК – доходы от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества), с учетом НДС.

То есть при определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг) принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные в порядке, действующем в бухгалтерском учете. Таким образом, расходы, отраженные в бухгалтерском учете по дебету сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту сч. 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», признаются в этот же момент в налоговом учете. При этом такие затраты должны быть связаны с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и не должны входить в затраты, не учитываемые при налогообложении.

Плательщики, у которых присутствуют операции, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль (в т.ч. с использованием высвобождаемых сумм налога на прибыль по целевому назначению) или подлежит обложению налогом на прибыль по пониженным налоговым ставкам, а также операции, по которым предусмотрен отличный от общеустановленного порядок учета прибыли (убытков), должны учитывать (п. 2 ст. 182 НК):

  • прямые затраты, которые на основании первичных учетных документов непосредственно связаны с той или иной операцией, относятся к соответствующей операции прямым счетом без распределения;

  • косвенные затраты (в т.ч. общепроизводственные, общехозяйственные расходы), которые на основании первичных учетных документов непосредственно не могут быть отнесены к той или иной операции, распределяются между операциями пропорционально сумме выручки, полученной по соответствующим операциям, или пропорционально иному критерию распределения, определенному согласно учетной политике организации, принятой для расчета себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Наиболее часто в практической работе экономисты сталкиваются с проблемой правильного включения накладных (косвенных) расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) при составлении плановых калькуляций.

Это связано прежде всего с отсутствием в нормативных документах по ценообразованию четкого порядка включения накладных расходов в цену товара. При этом каждая отрасль производства имеет свою специфику, которая задает определенный порядок исчисления и включения в формируемую цену (тариф) накладных расходов.

Этот порядок содержится в отраслевых инструкциях по формированию цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги).

В последнее время в связи с делением затрат на прямые и косвенные возникает множество вопросов по их распределению. Есть методы, которые широко использовались ранее: относительно материальных затрат, по основной заработной плате основных производственных рабочих, количеству произведенной, добытой продукции, нормативным ставкам, производственной себестоимости и т.д. От того, насколько рационально они распределены, зависит точность определения себестоимости по отдельным видам продукции. Последнее, в свою очередь, имеет большое значение для структурной политики предприятия в области ценообразования, номенклатуры выпуска и реализации продукции.

Законодательство относительно затрат сместилось в бухгалтерские инструкции. Согласно п. 2 Инструкции № 102:

  • затраты – стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах;

  • прямые затраты – затраты, связанные с производством определенного вида продукции, выполнением определенного вида работ, оказанием определенного вида услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг;

  • косвенные затраты – затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг по определенной базе распределения.

Косвенные затраты имеют две составляющие:

  1. те, которые связаны с производимой продукцией: затраты, включаются в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, они списываются в дебет сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов;

  2. те, которые не связаны с производимой продукцией: затраты относятся к управленческим расходам, они списываются в дебет сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»).

Косвенные затраты на момент их возникновения невозможно отнести к конкретному виду продукции (работам или услугам). Эти затраты предварительно накапливаются на отдельных счетах бухгалтерского учета для последующего списания в конце каждого отчетного периода и группируются по двум категориям затрат – общепроизводственным и общехозяйственным.

Справочно

Согласно п. 25 приказа № 273 затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) группируются по статьям затрат.

При этом может использоваться следующая группировка затрат по калькуляционным статьям:

  • сырье и материалы;

  • покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера;

  • возвратные отходы (вычитаются);

  • топливо и энергия на технологические цели;

  • основная заработная плата производственных рабочих;

  • дополнительная заработная плата производственных рабочих;

  • налоги, отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды, отчисления местным органам власти;

  • расходы на подготовку и освоение производства;

  • износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

  • общепроизводственные расходы;

  • общехозяйственные расходы;

  • потери от брака;

  • прочие производственные расходы;

  • производственная себестоимость;

  • коммерческие расходы;

  • затраты на производство продукции, работ, услуг.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства определяются с учетом характера и структуры производства в учетной политике организации.

Другим законодательным актом, который конкретизирует структуру затрат, является постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее – постановление № 50).

В бухгалтерском учете накладные расходы отражаются по дебету сч. 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и кредиту сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

Аналитический учет ведется по статьям затрат, отдельным подразделениям организации (общепроизводственные затраты), местам возникновения затрат (общехозяйственные затраты) и (или) в ином порядке, установленном учетной политикой организации.

Согласно п. 27 постановления № 50 общепроизводственные затраты включают в себя затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации.

При списании общепроизводственных затрат следует учитывать, что они подразделяются на переменные и условно-постоянные.

Переменными общепроизводственными являются затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Например, к их числу могут быть отнесены:

  • суммы амортизации по основным средствам, начисляемые в зависимости от объема выпущенной продукции (производительный способ начисления амортизации);

  • стоимость потребленного производственными машинами и оборудованием топлива, всех видов энергии, смазочных ма

Все текущие затраты по осуществлению торговой деятельности целесообразно учитывать на счете 44 «Расходы на реализацию» обособленно друг от друга (на разных аналитических счетах или субсчетах): как затраты, связанные с процессом реализации, и управленческие затраты. Необходимость такого разграничения обусловлена разным порядком их списания со счета 44. Кроме того, и в бухгалтерской отчетности их показывают отдельно. Прежде чем приступить к списанию затрат в торговой организации, следует определить, какие из них являются управленческими, а какие – издержками обращения.

В действующем законодательстве на этот счет прямых указаний нет. В нем предусмотрено, что управленческими являются затраты, связанные с управлением всей организацией, а издержки обращения направлены непосредственно на реализацию товаров. Это означает, что торговая организация, основываясь на указанных определениях и профессиональном суждении, самостоятельно с учетом специфики деятельности определяет, что относится к каждому виду затрат, и закрепляет данный порядок в учетной политике.

Определяем номенклатуру управленческих расходов

Статьи расходов, которые можно отнести к управленческим в торговой организации, представлены в табл. 1.

Особенности списания управленческих расходов

Расходы, связанные с управлением |*|, учитываемые торговой организацией на счете 44, в конце отчетного месяца подлежат списанию в дебет счета 90-5 «Управленческие расходы» в полной сумме (п. 10 Инструкции № 102*).
__________________________
* Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).

* Дополнительная информация о формировании управленческих расходов

Важно! Сумма расходов, списанных в дебет счета 90-5, находит свое отражение в отчете о прибылях и убытках по стр. 040 «Управленческие расходы» (абз. 3 п. 60 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111).

Пример 1. Списание управленческих расходов

В текущем месяце торговая организация понесла следующие расходы:

– арендная плата за офисное помещение, коммунальные и эксплутационные расходы, расходы на электроэнергию – 4 535,62 руб., в т.ч. НДС – 658,33 руб.;

– расходы на загранкомандировку директора в производственных целях (суточные, расходы на проезд, расходы на проживание) – 2 330,66 руб.;

– услуги специализированной организации по ведению бухучета торговой организации – 630 руб. (без НДС);

– зарплата аппарата управления – 15 902,22 руб.;

– обязательные отчисления на зарплату в ФСЗН и Белгосстрах – 5 479,91 руб.;

– амортизация объектов основных средств, используемых аппаратом управления, – 1 620 руб.;

– стоимость материалов, использованных в производственных целях аппарата управления (канцтовары, туалетная бумага, мыло, стоимость бутилированной воды, потребленной работниками общехозяйственного назначения), – 3 875 руб.

В таком случае будут сделаны следующие проводки (см. табл. 2):

Примечание. Сумма НДС, предъявленная арендодателем, является для организации налоговым вычетом (п. 1, подп. 2.1 п. 2 ст. 107 НК). Налоговые вычеты производятся после отражения НДС в бухгалтерском учете и книге покупок (если ее ведение осуществляется плательщиком). Основание для вычета – электронные счета-фактуры по НДС, полученные в установленном порядке от арендодателя, при условии их подписания плательщиком электронной цифровой подписью (абз. 2 п. 5-1, часть первая п. 6-1 ст. 107 НК).

Пример 2. Представительские расходы, произведенные в интересах организации

В текущем месяце торговая организация понесла расходы на прием представителей иностранной делегации из Казахстана (представительские расходы) для проведения переговоров по заключению договора на поставку товаров. В этих целях торговая организация оплатила в безналичном порядке:

– аренду посуды и обслуживающего деловой ужин персонала – 278,10 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 46,35 руб.;

– расходы по автоперевозке представителей делегации – 170 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 28,33 руб.

Работнику торговой организации, ответственному за сопровождение иностранной делегации, выданы наличные денежные средства из кассы организации в сумме 240 руб., из которых он рассчитался:

– за продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки (вино и соки) – 239,20 руб., в т.ч. НДС – 31,69 руб.;

– разовые салфетки для оформления стола на сумму 27,30 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 4,55 руб.

Так как полученных от организации денежных средств на представительские расходы было недостаточно, работник израсходовал личные денежные средства в сумме 26,5 руб.

В установленные сроки он представил отчет с приложением документов, подтверждающих целевой расход денежных средств. Денежные средства, израсходованные работником в интересах организации, возмещены ему из кассы организации – по мере представления в бухгалтерию всех подтверждающих документов.

В бухучете эти расходы отражаются так (см. табл. 3):


__________________________
* Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107), допускается использование личных денежных средств физических лиц для приобретения ими товаров (работ, услуг) в интересах юридического лица, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, в пределах ограничений, установленных при расчетах между субъектами хозяйствования – не более 100 базовых величин (БВ) на протяжении одного дня (п. 69 Инструкции № 107).

Пример 3. Расходы по техосмотру автомобиля, произведенные в производственных целях

У торговой организации есть в собственности служебный легковой автомобиль. Он используется для нужд аппарата управления в производственных интересах. С года выпуска автомобиля прошло более 2 лет.

В текущем месяце организация оплатила услуги техосмотра на диагностической станции стоимостью 19 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 3,17 руб., и госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в сумме 378 руб. без НДС (9 БВ × 2 года).

В ходе техосмотра обнаружен люфт рулевого управления автомобиля. В связи с этим техосмотр не был пройден с первого раза. Водитель оперативно устранил указанную неисправность и оплатил проведение отдельных видов контрольнодиагностических работ при повторном прохождении техосмотра за счет личных денежных средств (посредством расчета банковской картой) в сумме 3,0 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 0,5 руб. Со второго раза техосмотр успешно пройден в установленные сроки.

Работник представил отчет с приложением документов, подтверждающих целевой расход денежных средств. Денежные средства, израсходованные работником в интересах торговой организации, возмещены ему на банковскую карту в полном размере.

В бухучете производятся следующие записи (см. табл. 4):