Уполномоченный представитель налогоплательщика

Новая редакция Ст. 29 НК РФ

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 29 НК РФ

Настоящая статья дает определение уполномоченного представителя налогоплательщика.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (физическим и (или) организацией) представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу указанного представительства одно лицо (представитель), обладающее соответствующими полномочиями (доверенностью), совершает действия (в налоговых правоотношениях, то есть для целей налогообложения) от имени другого лица (представляемого), в результате чего у последнего возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности.

Представителем может быть любое правоспособное лицо, то есть физическое лицо (не имеющее статус индивидуального предпринимателя — с момента возникновения им гражданской дееспособности, имеющее статус индивидуального предпринимателя — с момента регистрации в таком качестве) и юридическое лицо — с момента его возникновения в установленном порядке.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика:

— должностные лица налоговых органов (руководители (их заместители) налоговых инспекций;

— должностные лица таможенных органов;

— должностные лица органов государственных внебюджетных фондов;

— должностные лица органов внутренних дел;

— судьи;

— следователи;

— прокуроры.

Положения настоящей статьи не допускают возможность участия в налоговых правоотношениях в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика указанных выше лиц в силу занимаемой ими должности и независимо от того, что свои служебные обязанности они исполняют в другом соответствующем органе или районе.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность должна содержать данные, необходимые для признания ее доверенностью, то есть дату составления, реквизиты представителя и представляемого, существо полномочий, право передоверия (или его отсутствие).

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. При этом передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 4 ст. 185 ГК РФ).

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Доверенность от имени юридического лица (организации) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Доверенность может быть удостоверена как в государственной нотариальной конторе, так и частным нотариусом.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Другой комментарий к Ст. 29 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 29 Кодекса определено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Об участниках отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах см. комментарий к ст. 9 Кодекса.

2. Пункт 2 ст. 29 Кодекса устанавливает запрет на представительство налогоплательщика должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьями, следователями и прокурорами.

3. В соответствии с п. 3 ст. 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Как определено в п. 1 ст. 185 части первой ГК, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В пункте 5 ст. 185 ГК установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Согласно п. 3 комментируемой статьи уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К нотариально удостоверенным доверенностям в соответствии с п. 3 ст. 185 ГК приравниваются:

доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Пленум ВАС России в п. 8 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал при применении нормы п. 3 комментируемой статьи иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований п. 3 комментируемой статьи.

Налогоплательщики вправе участвовать в налоговых отношениях через своего представителя. Основанием для этого, как правило, является доверенность. Рассмотрим, какие требования предъявляются к доверенности представителя, на что нужно обратить внимание при ее оформлении, а также в каких случаях доверенность утрачивает свою силу.

Представитель налогоплательщика может быть законным или уполномоченным. Законному представителю не нужно иметь доверенность. Его полномочия подтверждают нормы законодательства или учредительные документы компании (п. 1, 2 ст. 27 НК РФ). А вот иным лицам (не относящимся к законным представителям) для представления интересов налогоплательщика доверенность необходима (п. 3 ст. 29 НК РФ). Такие лица считаются уполномоченными представителями (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Требования к доверенности от организации

Согласно п. 1 ст. 184 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени компании выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учре­дительными документами (п. 4 ст. 185.1 НК РФ). Таким образом, если уполномоченный представитель действует в налоговых отношениях от имени компании, ему достаточно иметь доверенность в простой письменной форме, которая подписана руководителем компании или иным лицом, уполномоченным на это законом или ее учредительными документами. Нотариального заверения такой доверенности не требуется. ФНС России это подтверждает. В письме от 10.08.2009 № ШС-22-6/627@ она указала, что законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами.

Доверенность от ИП

Пунктом 3 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица действует на основании нотариально удостоверенной доверенности. Никаких специальных положений в отношении доверенности, выдаваемой индивидуальными предпринимателями, ст. 29 НК РФ не содержит.

Налоговый кодекс разделяет понятия «организации», «физические лица» и «индивидуальные предприниматели» (п. 2 ст. 11 НК РФ). Из положений п. 3 ст. 23 ГК РФ следует, что индивидуальные предприниматели приравниваются в правах к организациям. Как мы уже указали выше, выдаваемая организацией доверенность не требует нотариального удостоверения. Возникает вопрос: нужно ли удостоверять у нотариуса доверенность, выданную уполномоченному представителю индивидуальным предпринимателем?

Ранее ФНС России считала, что нотариально удостоверять доверенность, выданную индивидуальным предпринимателем, не нужно (письмо от 10.08.2009 № ШС-22-6/627@). При этом налоговики руководствовались положениями ст. 23 ГК РФ и ст. 11 НК РФ, о которых мы говорили выше. Они указывали, что поскольку законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами, отсутствуют основания и для предъявления указанных требований к индивидуальным предпринимателям.

Однако в п. 4 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум ВАС РФ разъяснил, что положения п. 3 ст. 29 НК РФ о том, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, распространяются и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В связи с этим налоговики стали разъяснять, что представитель налогоплательщика — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя (письма от 26.06.2015 № ГД-4-3/11188@, от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, от 16.10.2013 № ЕД-4-3/18527@).

Содержание доверенности

В тексте доверенности нужно четко прописывать, какие полномочия даются представителю.

Так, в письме от 18.11.2019 № БС-4-11/23406@ ФНС России рассмотрела ситуацию, когда уполномоченный представитель не смог сдать расчеты компании по страховым взносам из-за отсутствия соответствующих полномочий. В доверенности, выданной компанией, было указано, что представитель имеет право «подписывать любые документы бухгалтерской и статистической отчетности». Однако расчет по страховым взносам является формой налоговой отчетности. В связи с этим ФНС России указала, что у инспекции отсутствовали правовые основания для приема от компании налоговой отчетности, в том числе и расчета по страховым взносам, за подписью представителя. Ведь согласно подп. 2 п. 28 Адми­нистративного регламента Федеральной налоговой службы по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица — уполномоченного представителя на сдачу налоговой декларации (расчета).

Когда действие доверенности прекращается

Перечень оснований для прекращения срока действия выданной доверенности приведен в п. 1 ст. 188 ГК РФ. К ним относятся:

  • истечение срока доверенности. Отметим, что если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ);

  • отмена доверенности лицом, выдавшим ее;

  • отказ лица, которому выдана доверенность, от полномочий;

  • прекращение юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;

  • смерть (признание недееспособным, безвестно отсутствую­щим) гражданина, выдавшего доверенность (которому выдана доверенность);

  • введение в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

В письме от 18.11.2019 № БС-4-11/23406@ ФНС России отметила, что перечень оснований прекращения доверенности, приведенный в п. 1 ст. 188 ГК РФ, является закрытым и законодательством не допускается его расширительное толкование. В этом же письме налоговики указали, что такие основания прекращения доверенности, как изменение наименования юридического лица и смена руководителя юридического лица, положения п. 1 ст. 188 ГК РФ не предусматривают. Поэтому доверенность остается действительной. Из сказанного налоговиками следует, что выданная представителю доверенность, подписанная бывшим руководителем компании, у которой изменилось наименование, является действующей.

Еще один нюанс, на который налоговики обратили внимание в указаннном письме, касается прекращения действия выданной доверенности при открытии в отношении компании, выдавшей доверенность, конкурсного производства. Они напомнили, что на основании п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника. А решение вопросов, связанных с представлением финансовой, бухгалтерской, налоговой и иной отчетности, относится к компетенции арбитражного управляющего. Поэтому расчеты компании по страховым взносам будут приняты инспекцией, когда их подпишет представитель, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, при введении в отношении компании конкурсного производства представителю нужно переоформить доверенность от имени арбитражного управляющего.

51. Законные и уполномоченные представители налогоплательщика. Общие положения

Законным представителем налогоплательщика или плательщика сборов – организации – признаются лица, уполномоченные представлять данную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законным представителем налогоплательщика или плательщика сборов – физического лица – признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Представительство, как известно, является институтом гражданского права. Однако в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым отношениям, гражданское законодательство применяется в случаях, если это предусмотрено законодательством.

Норма, предусматривающая применение гражданского законодательства, регулирующего представительство в налоговых отношениях, закреплена в ст. 27 НК РФ.

В соответствии со ст. 26, 28, 29, 30 ГК РФ законными представителями являются родители, усыновители, попечители, опекуны. Родители, усыновители, а также в соответствии со ст. 31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и обязанностей своих подопечных в отношениях с любыми лицами без специального полномочия.

Уполномоченным представителем налогоплательщика и плательщика сборов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком или плательщиком сборов представлять его интересы в налоговых отношениях. В п. 2 ст. 29 НК РФ содержится запрещающая норма, согласно которой не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщиков или плательщиков сборов должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Новая редакция Ст. 27 НК РФ

1. Законными представителями налогоплательщика — организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 27 НК РФ

Законные представители налогоплательщика-организации — это лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Ими могут быть:

— Единоличный исполнительный орган юридического лица (генеральный директор, президент, председатель и т.п.). Он без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени организации, в том числе доверенности с правом передоверия; осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом или учредительными документами организации к компетенции Общего собрания участников такого юридического лица.

Документами, подтверждающими полномочия единоличного исполнительного органа, могут быть протокол или решение, приказ и т.п.

— Единоличные управляющие или управляющие организации.

Так, в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ООО вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. При этом договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Полномочия законных представителей организации чаще всего подтверждаются ее учредительными документами (устав, учредительный договор, а также решение (или протокол) об избрании на должность, приказ и т.п.) либо законом. К примеру, ст. 100 НК РФ предоставляет руководителю проверяемой организации полномочия для подписания акта налоговой проверки. Статья 72 ГК РФ устанавливает, что каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам и др.

Законные представители налогоплательщика — физического лица — это лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

а) организации.

Законными представителями налогоплательщика физического лица могут быть организации (лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения и др.).

В соответствии с п. 4 ст. 35 ГК РФ опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Кроме того, ст. 147 Семейного кодекса РФ устанавливает, что детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений;

б) физические лица.

— в соответствии со ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет(совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (например, эмансипация).

Документами, подтверждающими полномочия законного представителя, в данном случае будут являться свидетельство о рождении и паспорт.

— опекун или попечитель физического лица.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Другой комментарий к Ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Законным представителем юридического лица является лицо, которое в силу закона или учредительных документов выступает от его имени, руководит его работой, осуществляет защиту его прав и законных интересов.

Исходя из положений ст. 53 (общие нормы об органах юридического лица), 72, 84, 91, 103 и 110 (специальные нормы) части первой ГК в качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (коллегиальный или единоличный). Наименование исполнительных органов как единоличных, так и коллегиальных может быть различным (единоличных — генеральный директор, директор, президент, председатель, управляющий; коллегиальных — правление, дирекция, совет директоров). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждается документами, удостоверяющими его должностное положение.

2. Законными представителями налогоплательщика — физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

родители, усыновители или попечители несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26 и 33 части первой ГК);

родители, усыновители или опекуны малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (ст. 28 и 32 части первой ГК);

опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 части первой ГК);

попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 части первой ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Однако п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ установлено, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

В отношениях с налоговыми органами организацию может представлять уполномоченный представитель (ст. 29 НК РФ).

НК РФ статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации».

Но сейчас более широко применяется использование электронных документов в налоговых правоотношениях. При передаче сведений в электронном виде сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя (пп. «г» п.4 ст.1 Закона №229-ФЗ). Налоговым органам необходимо удостовериться в наличии полномочий представителя.

В письме ФНС России от 24.01.2011 №6-8-04/0002@ «О направлении Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности» содержаться Методические рекомендации по формированию самого сообщения о доверенности. Его надо направлять в электронном виде в налоговый орган с каждым электронным документом, подписанным уполномоченным представителем. Причем перед началом осуществления деятельности через уполномоченного представителя обязательно нужно представить в инспекцию копию доверенности на бумажном носителе (п. 5 Методических рекомендаций).

Образцы доверенностей для разных вариантов осуществления взаимодействия через уполномоченного представителя.

Доверенность, в которой руководитель организации-налогоплательщика уполномочивает сотрудников данной организации подписывать бухгалтерские и финансовые документы и осуществлять действия от имени организации при представлении в налоговые органы налоговой отчетности.

Доверенность, в которой руководитель организации-налогоплательщика уполномочивает подписывать бухгалтерские и финансовые документы и осуществлять действия от имени организации при представлении в налоговые органы налоговой отчетности организацию — уполномоченного представителя генерального директора и сотрудников организации — уполномоченного представителя.

Доверенность, в которой руководитель организации-налогоплательщика уполномочивает индивидуального предпринимателя подписывать бухгалтерские и финансовые документы и осуществлять действия от имени организации при представлении в налоговые органы налоговой отчетности.

Доверенность, в которой законный представитель организации-налогоплательщика, не являющийся генеральным директором, уполномочивает сотрудников данной организации подписывать бухгалтерские и финансовые документы и осуществлять действия от имени организации при представлении в налоговые органы налоговой отчетности.

Доверенность, в которой руководитель организации-налогоплательщика уполномочивает подписывать бухгалтерские и финансовые документы и осуществлять действия от имени организации- налогоплательщика при представлении в налоговые органы налоговой отчетности организацию — уполномоченного представителя генерального директора организации — уполномоченного представителя с правом передоверия.

Доверенность, в которой генеральный директор организации — уполномоченного представителя уполномочивает своим сотрудникам осуществлять действия от имени организации — уполномоченного представителя в интересах организации-налогоплательщика.

Доверенность, в которой руководитель организации-налогоплательщика уполномочивает директора филиала данной организации подписывать бухгалтерские и финансовые документы и осуществлять действия от имени организации только в части филиала в ИФНС, по месту нахождения филиала.

Доверенность, заверенную нотариусом, в которой физическое лицо, уполномочивает индивидуального предпринимателя и его наемных работников представлять интересы налоговом органе.