Уполномоченный банк гособоронзаказ

Список банков по 275-ФЗ о государственном оборонном заказе

Термин «уполномоченный банк» раскрывается в п. 4.2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Это кредитное учреждение, выбранное головным исполнителем или определенное в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ. Через такие банки должны проходить все расчеты по ГОЗ. Реестр уполномоченных банков ведет ЦБ. Информация включается туда на основании уведомления Правительства РФ.

Право выбора банка, как видно из определения, остается за головным исполнителем. Он выбирает одно учреждение из списка одобренных, заключает договор банковского сопровождения и открывает там счет. Для каждого контракта могут быть выбраны разные банки.

Данные о кредитном учреждении можно увидеть в реестре контрактов.

Взимать плату за банковское сопровождение по ГОЗ банки не имеют права.

Отметим, что внесенные в прошлом году поправки в 275-ФЗ позволяют перевести в другие уполномоченные банки сопровождаемые контракты по ГОЗ, а также дают возможность перевода кредитов из банков, где они были получены.

Обязанности уполномоченного банка по 275-ФЗ

Банки из перечня по 275-ФЗ вправе запрашивать информацию и необходимые документы у головного исполнителя. Они имеют право получать доступ к информации, которая защищена гостайной. Также закон предоставляет им право прерывать операции по счету, но только в установленных законом случаях.

Какие обязательства есть у кредитных учреждений из перечня банков по 275-ФЗ:

  • подписать с головным исполнителем договор о банковском сопровождении;
  • открыть спецсчет для всех операций по ГОЗ;
  • уведомлять государственные органы о том, что спецсчета по ГОЗ открываются или закрываются, меняются их реквизиты, исполняются распоряжения и т.д.;
  • мониторить расчеты между исполнителем и заказчиком;
  • контролировать, исполняются ли распоряжения госорганов;
  • отказывать в операциях, которые запрещены 275-ФЗ;
  • контролировать соблюдение правил использования спецсчета.

Кроме того, банк должен сообщать головным исполнителям обо всех распоряжениях по счету, которые направили исполнители, и отвечать на запросы заказчика. Предоставление документов госорганов — также обязанность уполномоченного банка. Когда срок госконтракта окончен, а спецсчет закрыт, кредитная организация сообщает об этом исполнителям.

Обратите внимание, что в договор между банком и головным исполнителем вносится условия о том, что клиент (владелец счета) согласен на предоставление уполномоченным банком информации, предусмотренной законом, госзаказчику, исполнителю и ее передачу в ЕИС. Сведения проверяются. На основании предоставленных данных госорганы могут сделать вывод о риске неисполнения госконтракта и сообщить об этом заказчику.

Что такое режим использования спецсчёта в уполномоченном банке

Списывать средства со спецсчёта можно, только если в распоряжении указан идентификатор конкретного госконтракта. При этом переводить деньги разрешается только на отдельный счет, за исключением:

  • уплаты налогов;
  • оплаты расходов на ТРУ по ценам, подлежащим государственному регулированию;
  • оплаты расходов на электрическую энергию, которая поставляется по утвержденным ценам;
  • перечисления прибыли после исполнения контракта (при этом в уполномоченный банк нужно предоставить акт приема-передачи товара);
  • перечисления денег за частично исполненные обязательства;
  • расчетов с иностранными исполнителями;
  • возмещения расходов исполнителя на формирование запаса, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, и т.д.

Следующие операции по счету не допускаются:

  • предоставление и погашение кредитов (можно возвращать кредиты на исполнение ГОЗ, согласованные с госзаказчиком);
  • формирование уставного капитала;
  • благотворительность;
  • приобретение иностранной валюты;
  • покупка ценных бумаг (в том числе векселей);
  • размещение средств на депозитах;
  • предоставление обеспечения обязательств, в том числе и по госконтрактам, и др.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру»

Порядок использования отдельного банковского счета

1. Термины и определения

1.1. Заявка на перевод –Распоряжение на перевод, по которому Банком не принято решение о согласовании или не согласовании по результатам рассмотрения Обосновывающих документов.

1.2. Банковское сопровождение контракта -осуществление Банком Мониторинга расчетов при исполнении Сопровождаемого контракта, Контроля целевого расходования денежных средств и услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям соответствующего Сопровождаемого контракта.

1.3. Контроль целевого расходования денежных средств –осуществляемая Банком процедура проверки соответствия предоставленных Исполнителями Обосновывающих документов и Распоряжений на перевод условиям соответствующего Сопровождаемого контракта, а также условиям соответствующих договоров (контрактов), на основании которых инициируются Распоряжения на перевод;

1.4. Фонд –Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющийся Заказчиком по Сопровождаемым контрактам.

1.5. Бюджет проекта– означает бюджет, предоставляемый Фондом, по каждому Сопровождаемому контракту;

1.6. Обосновывающие документы — договоры (контракты), счета (либо заменяющие их документы), акты приемки имущества/выполненных работ, акты приемки в эксплуатацию, накладные, согласованный Клиентом Реестр планируемых переводов и/или другие документы (в том числе расчеты-обоснования, пояснения, справки и отчеты), составленные по формам, не противоречащим законодательству Российской Федерации и подтверждающие факт установления гражданских прав и обязанностей и факт выполнения работ/услуг, связанных с исполнением Сопровождаемого контракта.

1.7. Распоряжение на перевод– платежное поручение или иной расчетный (платежный) документ, форма которого определена Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», а также денежный чек.

1.8. Сопровождаемый контракт/Сопровождаемые контракты – (УКАЗЫВАЕТСЯ ДОГОВОР, ПОДПИСАННЫЙ МЕЖДУ ФОНДОМИ И ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПОДРЯДЧИКОМ).

1.9. Отдельный банковский счет (ОБС)– расчетный счет, открытый в Банке, осуществляющем банковское сопровождение Сопровождаемого контракта, Исполнителю для проведения операций при исполнении соответствующего Сопровождаемого контракта, предполагающий специальный режим проведения расходных операций после подписания Дополнительного соглашения.

1.10. Дополнительное соглашение – настоящее дополнительное соглашение к договору банковского счета, устанавливающее специальный режим проведения расходных операций по банковскому счету, соответствующий требованиям, предъявляемым к Отдельному счету.


1.11. Тип контроля –выбираемый Фондом, по каждому Сопровождаемому контракту, вариант контроля Сопровождаемого контракта, а именно:

1.11.1. Классификатор расходов (Тип 1)– контроль поступающих на согласование платежей на соответствие Бюджету проекта, осуществляемый Банком;

1.11.2. Ручной контроль (Тип 2)– согласованный Клиентом реестр платежей. Контроль поступающих на согласование платежей производится на основании предоставленных Клиентом реестров.

1.12. Генеральный подрядчик –организация, выигравшая электронный аукцион, организованный Фондом, на оказание услуг или проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, и подписавшая Договор на оказание услуг или проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с Клиентом.

1.13. Приложение – настоящий порядок, регламентирующий условия работы Банка, Фонда, Клиента и Исполнителей в рамках предоставления услуги Банковского сопровождения контракта.

1.14. Исполнитель – поставщики, Генеральный подрядчик, Подрядчик, подрядчики, субподрядчики, исполнители и привлекаемые в ходе исполнения Сопровождаемого контракта/Сопровождаемых контрактов субподрядчики, соисполнители за исключением:

1.14.1. лиц, получающих от Исполнителей вознаграждение за выполнение своих обязанностей по трудовым договорам, а также возмещение командировочных и представительских расходов;

1.14.2. арендодателей (лизингодателей) имущества, являющегося их собственностью, используемого Исполнителями исключительно в целях реализации Сопровождаемого контракта;

1.14.3. страховщиков, оказывающих Исполнителям услуги страхования имущественных интересов, связанных с реализацией Сопровождаемого контракта;


1.14.4. кредиторов Исполнителей, требования которых подтверждены выданными документами о принудительном исполнении вступивших в законную силу судебных актов;

1.14.5. государственных и муниципальных органов и учреждений;

1.14.6. налоговых органов;

1.14.7. пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также их территориальных органов;

1.14.8. субъектов естественной монополии;

1.14.9. подрядчиков (поставщиков), выполняющих работы (поставляющих товары, оказывающих услуги) на суммы менее 100 000 (ста тысяч) рублей (с учетом НДС);

1.14.10. непосредственных производителей материалов, сырья, конструкций, оборудования, техники, необходимых для реализации Сопровождаемого контракта, а также официальных дистрибьюторов иностранных фирм и торговых домов производителей — при оплате соответствующих материалов, сырья, конструкций, оборудования, техники;

1.14.11. непосредственных поставщиков услуг и товаров, относящихся к накладным расходам:

1.14.12. услуги связи, в том числе обеспечение мобильной связью, мобильным и стационарным доступом в интернет, почтово-телеграфные услуги, в том числе услуги по экспресс-доставке корреспонденции;

1.14.13. услуги по обслуживанию офисной техники и поставке расходных материалов для офисной техники;

1.14.14. услуги по поставке, сопровождению и поверке геодезического, лабораторного оборудования;

1.14.15. услуги по оказанию информационно-аналитического обеспечения (приобретение и обновление программного обеспечения, баз данных, техническая поддержка приобретенного программного обеспечения);

1.14.16. охранные услуги;

1.14.17. услуги (работы) специализированных организаций (лабораторий) по осуществлению контроля качества и проведению испытаний на Объекте строительства, осуществлению экологического мониторинга;

1.14.18. услуги уборки (клининга), в том числе вывоз бытового мусора и снега;

1.14.19. услуги по охране труда и обеспечению техники безопасности, в том числе по обеспечению спецодеждой;

1.14.20. услуги аудиторов, нотариусов;

1.14.21. поставку топлива и иных горюче-смазочных материалов;

1.14.22. поставку канцтоваров, питьевой воды, хозяйственных товаров;

1.14.23. кредитных организаций – при погашении кредитов, предоставленных для выполнения работ, приобретения конструкций, оборудования, техники, необходимых для реализации Сопровождаемого контракта, а также при оплате стоимости банковских гарантий, выданных в связи с выполнением работ при реализации Сопровождаемого контракта;

1.14.24. получателей платежей за оказанные Исполнителям коммунальные услуги, включая электроэнергию, водоснабжение и пр.;

1.14.25. Банка;

1.14.26. поставщиков, подрядчиков, исполнителей и привлекаемых в ходе исполнения соответствующего Сопровождаемого контракта субподрядчиков, соисполнителей, выполняющих работы на основании договоров подряда/поставки/оказания услуг, заключенных с Исполнителем ниже 2-го уровня кооперации (ниже уровней «Заказчик – Генеральный подрядчик» и «Генеральный подрядчик – Субподрядчик I уровня»).

Общие положения

2.1. ОБС носит целевой характер и предназначен исключительно для проведения безналичных расчетов в рамках отношений, связанных с исполнением Бюджета проекта и реализации Сопровождаемого контракта.

2.2. Ответственность за соответствие переводов Клиента целевому характеру ОБС несет Клиент.

2.3. Клиент поручает Банку осуществлять контроль целевого расходования денежных средств по ОБС на предмет:

2.3.1. соответствия переводов условиям Бюджета проекта (если Клиент является Генеральным Подрядчиком) и Сопровождаемого контракта;

2.3.2. соответствия переводов Обосновывающим документам, в том числе условиям договоров, в рамках исполнения обязательств по которым инициируется перевод;

2.3.3. соответствия переводов режиму ОБС.

2.4. Банк осуществляет экспертизу Заявок на перевод на основании Обосновывающих документов Клиента.

2.5. Банк не принимает к исполнению Распоряжения на перевод Клиента до завершения экспертизы соответствующей Заявки на перевод и Обосновывающих документов.

2.6. Клиент обязуется требовать от Исполнителей, являющихся контрагентами Клиента в рамках отношений, связанных с реализацией Бюджета проекта и Сопровождаемого контракта, открывать Отдельные банковские счета в Банке для осуществления расчетов, связанным с реализацией Бюджета проекта и Сопровождаемого контракта. Ответственность за любые задержки переводов с Отдельного банковского счета Клиента, связанные с отсутствием Отдельного банковского счета контрагента Клиента в Банке, несет Клиент.

2.7. Клиент обязуется заключить с Банком соглашение о предоставлении услуг электронного документооборота («Клиент-Банк»).

2.8. Клиент уполномочивает и поручает Банку предоставлять Фонду информацию по ОБС Клиента, а также информацию, содержащую сведения о результатах проведенной Банком идентификации Клиента.

2.9. Стороны соглашаются, что специальный режим проведения расходных операций по ОБС Исполнителей может быть изменен по факту подтвержденного Фондом исполнения Сопровождаемого контракта, путем подписания между Банком и Исполнителем соответствующего дополнительного соглашения к договору банковского счета.

2.10. Банк вправе отказать Исполнителям в открытии Отдельных банковских счетов в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2.11. Банк вправе отказать Исполнителям в выполнении Распоряжений на перевод на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2.12. Банк вправе расторгнуть с Исполнителем Договор банковского счета и Дополнительное соглашение на основании пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2.13. Банк вправе запрашивать у Исполнителей иные документы и информацию, необходимые для исполнения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.14. Исполнители обязуются в трехдневный срок давать мотивированный ответ Банку по платежам, соответствующим коду 05 «Оплата ген- и субподрядным организациям» и коду 06 «Производственные расходы» по форме Бюджета Проекта (Приложение 17.14 к настоящему Договору).

>Специальный счет по Гособоронзаказу. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп.6 п.1 и пп.6 п.2 ст.8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

>Зачем нужен отдельный счет для гособоронзаказа

Зачем нужен отдельный счет

Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 275, отдельный номинальный счет — это счет, который открыт для головного исполнителя (п. 7 ч. 1 ст. 7.1), исполнителя (п. 7 ч. 2) в уполномоченном банке для осуществления взаиморасчетов по гособоронзаказу на основании условий, прописанных в государственном (каждом) контракте.

В соответствии с нормами 275-ФЗ, уполномоченный банк — это банк, созданный в соответствии с законодательством РФ, который выбирает головной исполнитель. Банк России размещает список соответствующих банков на своем сайте ежемесячно. Одним из учреждений, оказывающих банковское сопровождение гособоронзаказа, является Сбербанк, резервирование отдельного расчетного счета по ГОЗ — одна из услуг, которой можно воспользоваться онлайн.

Все денежные средства, которые переводит исполнителю государственный заказчик, являются целевыми и предназначены непосредственно для затрат по ГОЗ. Если финансовые средства будут использованы не по назначению, то на поставщика могут наложить определенные санкции. Таким образом, отдельный банковский счет для госконтракта открывается для произведения расчетов между государственным заказчиком и головным исполнителем. ОС закрывается сразу же после предоставления в уполномоченный банк подтверждения о полном исполнении госконтракта.

Что можно и что нельзя

Денежные средства списываются только при указании в распоряжении идентификатора госконтракта и только на ОС.

Исключениями из этого правила являются следующие случаи:

  • перечисление страховых взносов, налоговых платежей, сборов, таможенных пошлин и прочих расходов, предназначенных для оплаты в бюджет РФ;
  • уплата издержек на приобретение товаров, работ, услуг, подлежащих госрегулированию в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • взаиморасчеты с нерезидентами, непосредственно задействованными в поставках товаров, работ, услуг по гособоронзаказу;
  • перечисление прибыли, величина которой предусмотрена условиями госконтракта, по факту его исполнения и предоставления в уполномоченный банк акта приема-передачи выполненных работ;
  • расчеты по прочим расходам, не превышающим трех миллионов рублей в месяц.

По ОС запрещается осуществлять следующие виды движений:

  • оказание кредитных услуг, предоставление ссуд и разного рода займов;
  • возврат сумм по вышеуказанным операциям и процентов по ним;
  • расчеты с физическими лицами;
  • прочие операции, закрепленные ст. 8.4 275-ФЗ.

С отдельного счета можно перечислять суммы на оплату труда при соблюдении условия одновременной выплаты соответствующих начислений на оплату труда, а также на уплату сотрудникам компенсаций в соответствии с ТК РФ. Согласно Письму Минфина России № 03-04-06/15565, тот, кто исполняет ГОЗ, может использовать ОС для расчетов, удержаний и перечислений в бюджет налога на доходы физических лиц с доходов, которые были получены в виде оплаты труда.

Уполномоченные банки заключают отдельные виды договоров банковского счета, по которому ОС открывается для производства операций по гособоронзаказу. УБ также имеют право временно приостановить операции по ОС по согласованию с уполномоченным органом финансового контроля в тех случаях, когда определенная операция соответствует критериям, регламентированным в указании ЦБ РФ от 15.07.2015 № 3729-У.