Ультраактивность закона

УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 1 (18). С. 72-79.

© В.М. Степашин, О.Н. Бибик, 2009 УДК 343

ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ

В.М. СТЕПАШИН, О.Н. БИБИК

Анализируются закреплённые в международном праве и законодательстве РФ принципы действия уголовного закона в пространстве.

Пространственные пределы уголовного закона определяются рядом принципов, непосредственно закрепленных в УК РФ, к числу которых относятся территориальный принцип, принцип гражданства, экстерриториальный, покровительственный, реальный и универсальный принципы. Перечисленные принципы позволяют разрешить вопрос о том, совершение преступлений какими лицами и на каких территориях (объектах) влечет уголовную ответственность по российскому законодательству.

1. Территориальный принцип является основным принципом, определяющим характер действия уголовного закона в пространстве. Существо территориального принципа действия уголовного закона заключается в распространении юрисдикции РФ на её территорию. Данная норма базируется на положениях ч. 1 и ч. 2 Конституции РФ, согласно которым суверенитет России распространяется на всю территорию РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Уголовное законодательство РФ действует также на всей территории России.

Согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Территория Российской Федерации — в соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции — включает в себя терри-

тории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации устанавливает государственная граница, то есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства); соответствующие положения закреплены в ст. 1 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации». Прохождение государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Таким образом, в состав государственной территории Российской Федерации входят: 1) сухопутная территория; 2) водная территория; 3) недра; 4) воздушное пространство над сухопутной и водной территориями.

Сухопутная территория включает в себя материковую часть и острова (сушу) в пределах государственной границы. Прохождение границы на суше, если иное не предусмотрено международными договорами, устанавливается по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам (п. «а» ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации»).

К преступлениям, совершенным на территории России, относятся в соответствии с

ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства России.

Водная территория включает в себя внутренние воды и территориальное море. Внутренние воды — согласно ст. 18 Водного кодекса РФ — это все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением территориального моря. К внутренним водам относятся реки, ручьи, озёра и иные естественные водоёмы, а также водохранилища гидроузлов и искусственные водоёмы.

Составной частью территории Российской Федерации являются и внутренние морские воды. К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Водного кодекса РФ), а именно воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям» (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Прохождение Государственной границы на внутренних водах, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки;

на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;

на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоёма;

на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до её затопления;

на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде (пп. «в», «г», «д» ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации»).

Согласно пп. «б» п. 2 ст. 5 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является государственной границей Российской Федерации, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

Ст. 2 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определяет территориальное море Российской Федерации как примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

прямая линия, проводимая поперёк устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на её берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации (ст. 2, 4 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Уголовная юрисдикция Российской Федерации в пределах территориального моря, в отличие от внутренних вод, в том числе -морских внутренних вод, является ограниченной. Так, по общему правилу, совершение любого преступления на борту иностранного судна во время его прохода через территориальное море, не позволяет применить российский уголовный закон, за исключением случаев, прямо предусмотренных национальным законодательством или международными договорами. В частности, уголовная ответственность по УК РФ может быть возложена на виновных лиц в случаях, если преступление имеет такой характер, что им нарушается добрый порядок в территориальном море; либо капитан иностранного судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти или к должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой об оказании помощи. Однако преступление, совершенное на иностранном судне, вышедшем из российских внутренних морских вод и проходящем через территориальное море, может повлечь применение российского уголовного закона на общих основаниях (ст. 17 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Уголовная юрисдикция России на территориальном море действует в полном объёме и

в тех случаях, когда преступление, совершенное на борту иностранного судна до его входа в территориальное море, и без предположения входа во внутренние морские воды России, касается защиты и сохранения морской среды и нарушений законов и правил, установленных для исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Согласно преамбуле к Закону РФ «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством России понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Боковой границей воздушной территории РФ является вертикальная плоскость, проходящая через границы его сухопутной и водной территорий; при этом верхней границей воздушной территории, исходя из международной практики, предложено считать высоту 100-110 км .

Но этим территориальный принцип не ограничивается. В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК действие УК распространяется также на преступления, совершённые на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» в ст. 1 предусматривает, что континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря России на всем протяжении естественного продолжения её сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъёма. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 мор-

ских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным данным Федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Юрисдикция Российской Федерации в отношении деяний, совершенных в исключительной экономической зоне либо континентальном шельфе России, носит ограниченный характер и не распространяется на любые деяния, признаваемые преступными.

Так, согласно ст. 46 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» лица, виновные в:

— проведении без разрешения или с нарушением установленных правил геологического изучения континентального шельфа, ресурсных или морских научных исследований;

— незаконных региональном геологическом изучении континентального шельфа, поиске, разведке или разработке минеральных ресурсов или промысле живых ресурсов или нарушении правил, связанных с указанной деятельностью, установленных Федеральным законом «О континентальном

шельфе Российской Федерации» или международными договорами РФ;

— передаче минеральных или живых ресурсов иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам, если это не отражено в соответствующей лицензии (разрешении);

— нарушении действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов, а также требований защиты минеральных и живых ресурсов;

— нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов континентального шельфа;

— нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;

— незаконном захоронении отходов и других материалов;

— загрязнении в результате буровых работ;

— незаконном создании искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе;

— незаконной прокладке подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов, а также в нарушении правил и условий вывода подводных кабелей и трубопроводов на территорию России;

— необеспечении искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе средствами, постоянно предупреждающими об их наличии, а также в нарушении правил по поддержанию указанных средств в исправном состоянии и правил по удалению установок и сооружений, эксплуатация которых прекращена, нарушении других положений Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» или международных договоров Российской Федерации;

— создании помех законным видам деятельности на континентальном шельфе, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесённого ущерба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичные положения, ограничивающие уголовную юрисдикцию России, содержатся в ст. 40 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». В частности, физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ за незаконные разведку и промысел живых ресурсов, поиск, разведку или разработку неживых ресурсов или нарушение правил, связанных с указанной деятельностью, установленных данным Федеральным законом или международными договорами РФ; передачу живых или неживых ресурсов иностранным государствам, иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам, если это не отражено в лицензии (разрешении) и другие деяния, посягающие на суверенные права России в отношении исключительной экономической зоны.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в случае привлечения к ответственности иностранных граждан за нарушения порядка использования живых ресурсов и международных договоров РФ, относящихся к живым ресурсам исключительной экономической зоны, к указанным лицам не применяется наказание в виде лишения свободы при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и государством гражданства этих лиц об обратном или любая другая форма личного наказания.

Кроме того, уголовная юрисдикция России — согласно ч. 3 ст. 11 УК РФ — распространяется и на объекты, в строгом смысле слова территорией России не являющиеся, а именно:

1) любое лицо независимо от гражданства, совершившее преступление на гражданском судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

2) уголовной ответственности по УК РФ подлежит также любое лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Следует также учитывать, что преступление признается совершённым на территории России независимо от содержания преступных действий и стадии преступления. Это может быть поиск соучастников для совершения преступления за рубежом либо совершение в России преступления, подготовленного в иностранном государстве и т. п. Преступление следует считать совершённым на территории РФ, если оно началось и было завершено на этой территории, а также когда на данной территории осуществлялась хотя бы часть (эпизод) преступного деяния, т. е. преступление началось, либо продолжалось, либо завершилось на территории РФ.

При соучастии в преступлении оно может считаться совершённым на территории РФ, если исполнитель совершил деяние на её территории, а остальные соучастники (соучастник) действовали за рубежом. Если же исполнитель действовал за границей, а другой или остальные соучастники (организатор, подстрекатель, пособник) выполняли свои функции по участию в данном преступлении в России, действия последних также признаются совершёнными на её территории.

Из территориального принципа существует исключение — ч. 4 ст. 11 УК РФ предусматривает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. В п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечается, что указанные нормы содержатся, в частности, в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций

1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений

1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. По мнению Пленума, в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и

члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нём постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

2. Принцип гражданства. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что указанный принцип действует субсидиарно, в том случае, если нельзя применить территориальный принцип, то есть при совершении преступления за пределами территориальной юрисдикции России.

Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с данным Кодексом, если в отношении этих лиц по указанному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Согласно статье 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на 1 июля 2002 г. — день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации.

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Постоянно проживающими в Российской Федерации лицами без гражданства

признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства, проживавшие в России не менее 185 календарных дней.

Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства в случае совершения ими преступления за рубежом подлежат уголовной ответственности в соответствии с российским уголовным законом при наличии двух условий:

1. Совершённое деяние содержит признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. При этом не имеет значения, признается ли это деяние преступлением по уголовному законодательству государства по месту совершения.

2. В отношении указанных лиц в связи с совершённым преступлением отсутствует решение суда иностранного государства. Если же суд другого государства вынес по делу решение, то — независимо от содержания решения — повторное привлечение к уголовной ответственности по российскому законодательству невозможно. Данное правило является императивным и не может быть нарушено как в случае вынесения иностранным судом излишне строгого наказания виновным, так и при назначении чрезмерно мягкого наказания либо освобождении от наказания или ответственности.

Эти же правила распространяются на граждан России, имеющих двойное гражданство, поскольку определяющим фактором является наличие российского гражданства.

3. Экстерриториальный принцип. Существуют территории, которые не включаются в состав территории России, но в силу международного права она распространяет свой суверенитет на указанные пространства. Помимо названных в УК РФ случаев, уголовная юрисдикция России распространяется на территории посольств, консульств, машины дипломатических представителей и ряд других подобных территорий и объектов в силу норм международного права.

Международное право закрепляет положения, связанные с определением юрисдикции государств в отношении деяний, совершённых на территориях, которые не принадлежат какому-либо государству . В си-

лу общепризнанных норм международного права уголовная юрисдикция государства может распространяться на принадлежащие ему объекты, расположенные на отдельных территориях, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства (открытые моря и океаны, Антарктида, космическое пространство и т. д.) .

Ст. VIII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. предусматривает, что государство — участник Договора, в регистр которого занесён объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.

4. Покровительственный принцип (также именуемый принципом специального режима, оккупационным принципом). В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершённые на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такой договор заключён, например, Таджикистаном — Соглашение о правовом статусе пограничных войск РФ, находящихся на территории Республики Таджикистан, 1993 г.

Таким образом, специфика уголовной ответственности военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за рубежом, в связи с преступлениями, совершёнными на территории иностранного государства по месту дислокации, заключается лишь в том, что международный договор Российской Федерации может предусматривать иной вариант разрешения вопроса об ответственности виновного. Однако следует учитывать, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, в любом случае не подлежат выдаче этому государству (ч. 1 ст. 13 УК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Универсальный принцип. Ч. 3 ст. 12 УК РФ распространяет действие УК РФ на преступления, совершённые вне пределов России иностранными гражданами и лицами

без гражданства, не проживающими постоянно в РФ, в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Тем самым, уголовно-правовая юрисдикция России распространяется на международные преступления и преступления международного характера, ответственность за совершение которых в соответствии с принятыми Российской Федерацией обязательствами предусмотрена её уголовным законодательством: преступления против мира и

безопасности человечества (ст. 353-360 УК РФ), а также так называемые «конвенционные преступления» (преступления террористической направленности, деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.).

Ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет, что иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

При применении универсального принципа Россия выполняет свои обязательства по противодействию преступлениям международного характера, таким как захват заложников, угон воздушных судов, терроризм и т. п. Соответствующие обязательства содержатся в международных договорах РФ, например, в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.

6. Реальный принцип. Согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Такими преступлениями могут быть признаны деяния, посягающие на общественные отношения, являющиеся предметом уголовно-правовой охраны: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации.

Так, уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через российское территориальное море, в связи с любым преступлением, совершённым на борту иностранного судна во время его прохода, если последствия преступления распространяются на территорию Российской Федерации либо преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном

море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Таким образом, совокупное действие принципа гражданства, а также территориального, экстерриториального, покровительственного, реального и универсального принципов позволяют определить пределы действия уголовного закона в пространстве, в том числе — по кругу лиц.

2. См.: БойцовА.И. Действие уголовного закона во времени и в пространстве. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. — С. 118.

3. См.: Блум М.И. Действие советского уголовного закона в пространстве. — Рига, 1974. —

КОПТЕВА К. В.

ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации, а также утраты ими юридической силы. Раскрываются понятия обратной силы (ретроактивности) и переживания (ультраактивности) закона.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, временные рамки, вступление в силу, утрата юридической силы, обратная сила, переживание закона.

KOPTEVA K. V.

TIME FRAMES OF LEGAL ACTS IN RUSSIAN FEDERATION

Keywords: legal act, time frame, entry into legal force, loss of legal force, reverse force, experience of law.

Законодательство не стоит на месте, каждый день принимаются новые нормативно-правовые акты, а существующие изменяются или утрачивают юридическую силу. Для правильного применения правовой нормы необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения прав или возникновения спорных отношений.

Введение нормативно-правового акта в действие — сложный, многоступенчатый процесс. В юридической науке принято говорить о временных рамках действия нормативно-правового акта. Под началом действия, функционирования нормативно-правового акта, понимают признание за ним конкретного момента времени определенной юридической силы, т.е. четкого места в системной иерархии актов национального законодательства .

Перед тем, как нормативно-правовой акт вступит в силу, он проходит несколько обязательных этапов. Прежде всего следует сказать о положении, закрепленном в ч. 3 ст. 15 действующей Конституции РФ о том, что все законы Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (обнародованы) для всеобщего сведения .

Обязательными условиями вступления в силу нормативно-правовых актов являются: 1) их обязательное официальное опубликование, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения

конфиденциального характера; 2) обязательная государственная регистрация нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер .

Под официальным опубликованием принято понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Известно, что федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации — http://www.pravo.gov.ru . Акты Президента РФ и акты Правительства РФ в течение десяти дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в тех же источниках (п.2). Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение десяти дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (п. 9).

В юридической науке принято выделять несколько основных вариантов введения нормативных правовых актов в действие.

Во-первых, с конкретной даты, указанной в самом нормативно-правовом акте или специальном акте о введении его в действие. Примером может послужить Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . В ст. 231 данного закона установлен момент вступления его в силу, а именно по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, кроме некоторых пунктов, для которых установлен иной порядок.

Во-вторых, в общем порядке. Такой порядок вступления в силу нормативно-правовых актов регламентирован в Федеральном законе от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также в Указе Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Известно, что Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении

десяти дней после дня их официального опубликования. Примером является Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в действующей на данный момент редакции. Известно, что изменения, внесенные Федеральным законом от

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (Указ Президента от 02.01.2016 г. № 2 РФ «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237» . Данный указ вступил в силу со дня его подписания, а именно

02.01.2016 г.).

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, либо устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (например, Постановление Правительства РФ от 05.04.2016 г. № 272 «О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , вступил в силу 15.04.2016 г. по истечении семи дней со дня его официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 07.04.2016 г.). Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 точно прописан порядок вступления в силу нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти РФ. В соответствии с ним они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, но только при условии, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу. Примером может послужить Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. №7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» . Данный приказ вступил в силу 23.02.2016 г. по истечении десяти дней после официального опубликования — 12.02.2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Иной порядок вступления в силу предусмотрен для нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих сведения государственной тайны или сведения конфиденциального характера и не подлежащих в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. Они вступают в силу со дня государственной регистрации и с момента присвоения им номера, так Указ Президента РФ № 763 четко устанавливает, что нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий.

Говоря об общем порядке вступления в силу нормативно-правовых актов, следует заметить, что в настоящее время прослеживается тенденция сокращения сроков между официальным размещением правового акта и вступлением его в силу . Так Федеральный закон от 29.06.2013г. № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» был принят Государственной Думой 11.06.2013 г., одобрен Советом Федерации 26.06.2013г., подписан Президентом РФ 29.06.2013 г., 30.06.2013г. размещен на Официальном интернет-портале правовой информации. Вступил в силу данный закон с 01.07.2013г., то есть на следующий день после своего официального опубликования. Исходя из того, что официальное опубликование — это важный элемент вступления в силу нормативно-правовых актов, то без доведения до заинтересованных лиц содержания самого акта невозможно требовать от них выполнения его предписаний. На практике к такому порядку вступления нормативно-правового акта в силу относятся крайне критически, с чем нельзя не согласиться. Немедленное введение в действие закона, не позволяет своевременно ознакомиться с его положениями не только гражданам, но и работникам правоохранительных органов, что влечет за собой ухудшение правоприменения.

В-третьих, нормативно-правовые акты, могут вступать в силу с момента своего официального опубликования. Так, Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» вступил в силу со дня его официального опубликования, а именно 5 апреля 2016г.

В-четвертых, нормативно-правовые акты могут вступать в силу с момента принятия. Здесь следует оговориться, Федеральный конституционный закон считается принятым со дня его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ, а именно если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Тогда как датой принятия Федерального закона, считается день его принятия Государственной Думой в последней редакции.

В-пятых, вступает в силу с возникновения определенных обстоятельств, чаще всего это война, либо ввод чрезвычайного положения на территории всей страны или отдельного субъекта (субъектов). Например, по обстоятельствам, связанным с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации в 2010 году, сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности. Д. А. Медведевым был подписан Указ Президента РФ от 02.08.2010 г. № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности» .

В Советском Союзе нормативно-правовой акт вступал в силу с момента доведения его до адресата. Данный способ не практичен и в настоящее время не практикуется.

Следует отметить, что действие нормативно-правового акта во времени связано еще с такими понятиями, как обратная сила и переживание закона. «Обратной силой (ретроактивностью) закона принято считать распространение действия нормативно-правового акта на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу» . В юридической науке существует общее правило: закон обратной силы не имеет. Однако в данном правиле существуют исключения. Обратная сила закона допускается, в случае:

1. Если нормативно-правовой акт смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния. Так в ст. 10 Уголовного кодекса РФ закреплено: «Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет» .

2. Если в самом нормативно-правовом акте имеется прямое указание на это законодателем.

В юридической практике встречаются случаи, когда утративший юридическую силу нормативно-правовой акт в целом не применяется, однако отдельные его положения могут применяться к правоотношениям, возникшим и не прекратившимся на момент его отмены (так называемый процесс «переживания» старого нормативного акта). «Переживание закона (ультраактивность) — это продолжение действия норм закона после его отмены» .

В большинстве случаев, ультраактивное действие отдельных норм и положений утратившего силу закона устанавливается нормами нового закона, призванного заменить его.

Прекращение действия нормативного правового акта является результатом признания того, что цель правового регулирования полностью достигнута, либо в ходе действия данного акта складываются противоречивые ситуации, требующие их немедленного разрешения.

Нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов.

Чаще всего нормативно-правовой акт прекращает свое действие путем прямой отмены или другими словами формально-юридическое прекращение действия, т.е. принятие нового акта, изданным компетентным государственным органом. Признается утрата юридической силы старого акта. Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Так в Федеральном законе от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» прописывается признать утратившим силу с 1 января 1997 г. УК РСФСР, принятый в 1960 г. со всеми последующими изменениями.

Можно назвать и такие ситуации, когда нормативно-правовой акт фактически теряет юридическую силу, вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования (косвенная отмена). Следует признать, что этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм. Например, с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 15.07.1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» , ст. 30 которого определяет порядок официального опубликования международных договоров РФ, фактически утратил силу Указ Президента РФ от 11.01.1993 г. №11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации» .

Примером также может послужить фактическая отмена Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), принятой 12 апреля 1978 года Верховным Советом РСФРС , вследствие принятия новой Конституции Российской Федерации 1993 года, вступившей в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, а именно 25 декабря 1993 года.

Также нормативно-правовой акт прекращает свое действие в связи с несоответствием характера регулируемых отношений, если он устарел или фактически не используется, а также признан противоправным (антиконституционным) по решению суда.

ЛИТЕРАТУРА

3. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 22. — Ст. 2663.

4. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 801.

5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.

6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 4. — Ст. 4472.

8. О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 05.04.2016 № 272 // Офиц. интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. — 07.04.2016.

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7 // Офиц. интернет-портал правовой информации. www.pravo.gov.ru. — 12.02.2016.

10. Червяковский А. В. Демократизация правотворчества и проблемы официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов // Юридическая техника. — 2014. — № 8. — С. 504-507.

11. О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан: Федеральный закон от 29.06.2013 № 136-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -2013. — № 26. — Ст. 3209.

12. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 // Офиц. интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. — 05.04.2016.

14. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. — М.: Юристъ, 2014. — 384 с.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 г. (по состоянию на 10.04.2016) . — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2010. — 592 с.

19. О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 января 1993 г. № 11 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. — 1993 г. — № 3. — Ст. 182.

20. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики // Ведомости ВС РСФСР. — 1978.