Указ 1400

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации (В редакции указов Президента Российской Федерации от 01.10.93 г. N 1557; от 11.10.93 г. N 1625; от 24.12.93 г. N 2288; от 10.01.2003 г. N 19) В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции. В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства. Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции. В текущей работе Верховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство. Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации. В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года. Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация — это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР. Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент. Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу; учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации; принимания во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти; в целях: сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации; восстановления авторитета государственной власти; основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года, п о с т а н о в л я ю: 1 — 3. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) 4. Абзац. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 19) Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральному собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации. 5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года. 6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они не исходили. Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР. 7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести за счет Республиканского бюджета Российской Федерации. 8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются. 9 — 12. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) 13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации. Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом. 14 — 17. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 21 сентября 1993 г., 20.00 час. N 1400 ______________________________ Введено в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 П О Л О Ж Е Н И Е О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (Утратило силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) Введено в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 П О Л О Ж Е Н И Е о выборах депутатов Государственной Думы (Утратило силу — Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 19) </p>

21.09.1993. – Указ Ельцина № 1400 – начало очередного демократического путча

Государственный переворот Ельцина

21 сентября 1993 г., после предварительной консультации с западными лидерами, Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»: отменил действующую Конституцию (на которой ранее приносил присягу), распустил парламент (чего не имел права делать по закону) и назначил на декабрь выборы нового парламента и принятие новой Конституции. Началось противостояние, в котором одна сторона взывала к соблюдению закона, другая – готовила циничную провокацию для кровавой расправы. Для лучшего понимания этих событий вкратце опишем раскладку политических сил в России в 1993 г.

Высшим органом законодательной власти в стране был Съезд народных депутатов, имевший право требовать отчета у президента и при наличии оснований отрешить его от должности 2/3 голосов; Съездом избирался Верховный Совет (парламент), постоянно действовавший в перерыве между съездами: главные министры назначались только с согласия Верховного Совета.

«Особые полномочия», предоставленные президенту Ельцину 5-м Съездом в 1991 г., истекли в декабре 1992 г., конфронтация между парламентом и президентом о сути разрушительных «реформ» становилась все острее – но легальных возможностей устранить парламент у Ельцина не было. А устранить ему было необходимо, поскольку парламент мешал прихватизировать и грабить страну. На заседании Верховного Совета были оглашены документы о страшной коррумпированности ельцинской команды «реформаторов», что граничило с государственным преступлением – и это грозило им следствием и судом.

За годы «реформ» число сторонников Ельцина среди депутатов неуклонно уменьшалось и достигло трети (в основном те, кто одновременно работал в президентских структурах). Поэтому уже 10 декабря 1992 г. Ельцин сделал попытку переворота, призвав своих сторонников покинуть 7-й Съезд. Съезд, однако, сохранил кворум и вместо Гайдара назначил главой правительства компромиссную фигуру вице-премьера B.C. Черномырдина (бывшего главу министерства газовой промышленности СССР, преобразованного в концерн «Газпром»).

Вторая, более энергичная попытка переворота была предпринята Ельциным 20 марта 1993 г., когда он зачитал по телевидению неконституционный указ «Об особом порядке управления» страной (ОПУС), – но и на этот раз совместные действия парламента, вице-президента, Генпрокурора, руководителей Конституционного суда, Совета Безопасности и силовых структур заставили президента пойти на попятный.

Ельцин попытался переломить ситуацию путем референдума о доверии президенту и парламенту; голосование было проведено 25 апреля, – но и это, несмотря на контроль Ельцина над СМИ, не дало необходимого абсолютного перевеса ни одной из сторон.

Между тем все больше депутатов примыкало к оппозиции. Поэтому на предстоявшем в ноябре 1993 г. 10-м Съезде, учитывая катастрофические результаты «реформ», была неизбежна отставка ельцинского правительства, не исключалось и отстранение от должности самого президента. К осени Верховный Совет наметил меры и по преодолению информационной монополии ельцинской команды: учредил Федеральный Совет по обезпечению свободы слова в государственных СМИ, принял соответствующие поправки к закону о печати.

Важные сдвиги наметились и во внешней политике. Стало ясно, что провозглашение СНГ – обман; парламент передал в Конституционный суд материалы к денонсации Беловежских соглашений как ратифицированных незаконно (только Съезд или референдум, а не Верховный Совет, могли в декабре 1991 г. ликвидировать СССР, – напомнил депутат Н.А. Павлов). Верховный Совет также признал незаконной передачу Крыма Украине в 1954 г. (это решение ВС осудили и Ельцин, и представитель РФ в Совете безопасности ООН, и западные лидеры). Своекорыстные и даже агрессивные действия Запада по отношению к России, проамериканская политика Козырева и ослабление российской армии свели к нулю шансы ратификации Верховным Советом договора о сокращении стратегических вооружений СНВ-2 как не выгодных для России в изменившейся ситуации. Таким образом, все это угрожало не только власти Ельцина и его команды, но и целям влиятельных кругов Запада.

И вот, после консультации с западными лидерами, Ельцин издал 21.9.93 указ № 1400.

Продолжение: 4.10.1993. – Расстрел здания Верховного Совета РФ в Москве. Накануне вечером – провокация с расстрелом демонстрантов у телецентра в Останкино.

Подробнее см.:
«Вождю Третьего Рима» (гл. V-2. Осень 1993: «Бить в центр с размаху, желательно в зубы и желательно ногой» – этими словами выразил необходимость переворота тогдашний начальник прихватизации А. Чубайс).
«Тайна России» (гл.: «Российско-американская совместная революция…» – этими словами президента РФ Ельцин охарактеризовал свой переворот на пресс-конференции 14 января 1994 года в связи с визитом в Москву президента США Клинтона).

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25092107

Четверть века назад Россия находилась на пороге внутреннего раскола. 21 сентября 1993 года президент страны Борис Ельцин подписал свой знаменитый Указ №1400. Этот документ должен был спасти страну от гражданской войны – примирить сторонников РСФСР и демократической России. Но все покатилось под откос. Корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова поговорила с участниками тех событий.

Это было специальное обращение к народу. Борис Ельцин объявил указ, только что им подписанный – Указ №1400 о поэтапной конституционной реформе.

1993 год. Молодому государству России уже два года, а она живет по старой Конституции, которую писали еще во времена Леонида Брежнева. Новую же никак не могут одобрить депутаты Верховного совета.

«Верховный совет считал, что он является и законодательной, и исполнительной властью. Потом и судей стал назначать. Откуда-то этот указ вырос, ведь Ельцин ясно видел, что другого выхода нет. Что Верховный совет никогда эту новую Конституцию не примет, не самораспустится», – рассказал судья Конституционного суда РФ в 1991-2010 годах Анатолий Кононов.

В то время он был судьей Конституционного суда. Один из тех, кто, по сути, решал судьбу страны. Поздно вечером, сразу после телеобращения Ельцина, его вместе с другими вызвали в суд дать оценку президентскому указу.

«Заседание было совершено нелегитимно. Почему? Потому что процедура не была соблюдена. Все это походило на сталинские времена – адвокатов не было, материалы не показывали», – также вспомнил Кононов.

Кононов был одним из четверых, кто ничего преступного в Указе Ельцина не усмотрел. Остальные девять судей признали тот документ неконституционным. И депутаты Верховного совета, получив такой козырь, в тот же вечер отстранили Ельцина от должности президента.

«Конституционный суд как бы подыгрывал законодателям», – поделился воспоминаниями руководитель администрации президента России в 1993-1996 годах Сергей Филатов.

Так двоевластие вошло в активную фазу. Депутаты во главе с Русланом Хасбулатовым покинуть Белый дом отказались.

«Он сам создал всю эту ситуацию, набрав некомпетентное правительство», – уверен председатель Верховного совета России в 1991-1993 годах Руслан Хасбулатов.

«Он стремился вперед, созидать, а Хасбулатов тормозить», – отметил Сергей Филатов.

«Я думаю, что социальная революция была бы в 1992 году, если бы не деятельность Верховного совета, которая пресекла вредные решения», – сказал Хасбулатов.

«Гайдаровские законы все-таки были наспех сделаны, это мы все признаем. И наспех была приватизация, хотя я как человек понимаю, что для того, чтобы начать реформы, нужна частная собственность», – сказал Филатов.

Чтобы остановить депутатов, сначала отключают электричество – заседания продолжаются при свечах. Потом отрезают воду и канализацию. Через неделю непокорный парламент окружен железной проволокой.

Илья Константинов — один из тех, кто поднимал народные массы на защиту Белого дома. Даже тогда, когда выйти из него уже было нельзя.

«Прямо по канализации. Во дворе есть колодец, по этому колодцу мы спускались вниз. В сквериках, парках выходили на поверхность и таким же путем возвращались. Он ведь был любим народом, Ельцин. И эта любовь она не до конца еще в тот момент испарилась. Хотя мы пытались разъяснить, листовки выпускали, но это все капля в море», – вспомнил депутат Верховного совета РФ в 1990-1993 годах Илья Константинов.

К 3 октября улицы начинают блокировать. На Смоленской площади баррикады тех, кто за старый порядок. На подступах к Кремлю горят костры демократов. Борис Жуйков оборонял телеграф на Тверской.

«Сочувствующих было очень много. Приехал на Жигулях какой-то кооператор, открыл багажник. Говорит, вот ребята берите, все бесплатно, если коммунисты придут, он говорил, у меня ничего не будет», – вспомнил сторонник правительства России в 1993 году Борис Жуйков.

Своим президентом с приставкой «врио» Верховный совет назначил Александра Руцкого. Еще месяц до смуты он работал в ельцинском правительстве и собрал на него «чемоданы компромата».

«Я ему постоянно докладывал: Борис Николаевич, посмотрите, идет разграбление страны. Разрешите принять меры в отношении этих, этих. Он говорит: «Я запрещаю». Порт «Находка» ушел за 200 тысяч долларов. Ачинский глиноземный комбинат ушел за 150 тысяч, – отметил и.о. президента РФ с 22 сентября по 4 октября 1993 года Александр Руцкой.

Сейчас Александр Руцкой учит людей инвестировать в бизнес. 25 лет назад поднимал на восстание, после того, как увидел, что по его защитникам стреляют.

«Потом понимаю, чем это может закончиться. Макашову говорю – ни в коем случае, но он самостоятельно принимает решение», – сказал Руцкой.

«Они вооружились, когда разогнали милицию, но не факт, что там были боеприпасы. Потому что в какой-то момент вышел Макашов и сказал, что надо подвести боеприпасы. Найдите, говорит, наверное, будем штурмовать Останкино. Ему ответили — поехали, вот мы грузовики захватили», – отметил фотограф Алексей Бойцов.

Алексей Бойцов в 1993 году жил недалеко от МИДа. Когда услышал стрельбу, выбежал из дома. Увидел, как со Смоленской площади колонна митингующих двинулась в сторону Белого дома. Там она легко прорвала оцепление.

«Что там прорывать? Просто снесли кордон. Там были призывники, которые на своих дедов руки не могли поднять. Свежестриженные такие, испуганные, которые ничего не понимали. У них и оружия-то не было», – сказал Бойцов.

Домой фотограф вернулся в крови. Он сопровождал колонну до Останкино. Там его спасла клумба, за которую успел спрятаться, когда началась перестрелка. Защитникам белого дома нужен был телевизионный эфир, чтобы обратиться к народу с призывом, после которого до гражданской войны было бы точно недалеко. Сначала толпа собралась у главного входа в телецентр, но кто-то подсказал генералу Макашову, что там студий вещания нет. Все они находятся в здании напротив. И толпа ринулась через дорогу.

В 1993 году там не было забора, но в здание демонстранты не вошли. Внутри уже был отряд спецназначения. После безуспешных переговоров генерал Макашов отдал приказ идти на таран, а сам уехал со своей охраной.

Огонь открыли после взрыва в фойе, вспоминает командир отряда Игорь Чекулаев. Он был самым старшим из всех. Ему тогда было 26 лет.

«Они тоже в нас стреляли. Вы видите, что здесь дырки – это внешнее поражение. А если выйти на улицу, то увидите стеновые панели, они заделаны шпаклевкой. Но это же не мы стреляли. Значит, стреляли в нас эти мирные люди, у которых, как вы говорите, были буквари и глобусы. Вот мы заходили сюда, тут паспорта у нас пять раз проверили, полиция. Это гособъект, на тот момент мы его взяли под охрану. Командиру было сказано — как будет в Останкино, так будет во всей стране. Люди переодевались в халаты, подбегали, забирали автоматы и убегали. Мы понимали, что человек забирает автомат с какой целью? Он же не раненым помочь хочет. Мы их раз предупредили, два предупредили, потом начали открывать огонь по тем, кто забирал оружие», – вспомнил командир ГБО отряда «Витязь» Игорь Чекулаев.

При штурме Останкино погибло почти 40 человек. И ни один из предводителей уличных демонстраций. На следующее утро к Белому дому подошли танки.

Две недели той смуты унесли жизни 152 человек. Еще три сотни обратились в больницы с огнестрельными ранениями. И это только официальные данные. Генерал Макашов позже станет депутатам Госдумы. Александр Руцкой – губернатором Курской области. А Руслан Хасбулатов возглавит кафедру мировой экономики. Все найдут себя в новой России.

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 октября 1993 года N 1598
О правовом регулировании в период поэтапной
конституционной реформы в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 декабря 1993 года на основании
Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288
____________________________________________________________________

В целях предотвращения необоснованного издания нормативных актов, не соответствующих законодательным актам Российской Федерации, осуществления оперативного регулирования экономических процессов в стране, обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, а также реализации Федеративного договора
постановляю:

1. Подтвердить действие на всей территории Российской Федерации принятых Верховным Советом Российской Федерации до 21 сентября 1993 г. и вступивших в установленном порядке в силу законов Российской Федерации, постановлений Съездов народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, а также законодательства бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, принятому после 12 июня 1990 года.

2. Установить, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации вопросам республиканского бюджета Российской Федерации, федеральных налогов и сборов, банковской, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной защиты населения осуществляется Президентом Российской Федерации.
Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме указов Президента Российской Федерации.

3. Акты Президента Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2 настоящего Указа, издаются исключительно в целях оперативного регулирования экономических процессов в стране, обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, а также реализации Федеративного договора.

4. Решения Совета Министров — Правительства Российской Федерации, а также решения органов власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга должны соответствовать законодательным актам Российской Федерации с учетом изменений правового регулирования, предусмотренного пунктом 2 настоящего Указа.

5. Правом официального внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации проектов указов Президента Российской Федерации, а также проектов законов Российской Федерации, предлагаемых Президенту Российской Федерации для внесение на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации, обладают:

Совет Министров — Правительство Российской Федерации;
руководители органов власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
Председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
Генеральный прокурор Российской Федерации;
Председатель Центрального банка Российской Федерации;
Комиссия законодательных предположений при Президенте Российской Федерации.

6. Проекты нормативных актов, внесенные Президентом Российской Федерации с нарушением пункта 5 настоящего Указа, остаются без рассмотрения.

7. Установить, что все внесенные проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, предварительно согласованные с руководителями заинтересованных министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений, не менее чем за пять дней до представления на подпись Президенту Российской Федерации и проекты законов Российской Федерации не менее чем за месяц до их внесения Президентом Российской Федерации на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации в обязательном порядке проходят правовую экспертизу в соответствующих подразделениях Администрации Президента Российской Федерации.

8. Проекты указов Президента Российской Федерации, а также проекты законов Российской Федерации, предлагаемые Президенту Российской Федерации для внесения от его имени на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации, представляются Президенту Российской Федерации только с заключением правовой экспертизы об их соответствии действующим законодательным актам Российской федерации с учетом изменений правового регулирования, предусмотренного пунктом 2 настоящего Указа.

9. Установить, что находящиеся на исполнении в центральных органах федеральной исполнительной власти поручения о подготовке законопроектов для внесения в Верховный Совет Российской Федерации подлежат исполнению в установленные сроки, а разработанные в соответствии с ними законопроекты вносятся Президенту Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Указом.

10. Установить, что Указ Президента Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 48 «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ» и распоряжение Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп об упорядочении подготовки актов Президента Российской Федерации и Совета Министров — Правительства Российской Федерации действуют в части, не противоречащей настоящему Указу.

11. Возложить персональную ответственность за выполнение пункта 4 настоящего Указа при издании актов Совета Министров Правительства Российской Федерации на Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С.

12. Внести настоящий Указ на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

13. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин