Удобный флаг судна

2 августа 2017 г.: ru 4 7 августа 2017 г.: ru 4 4 августа 2017 г.: ru 3 всего: 333010.07.17

  • Морское право

Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. В свою очередь, под национальностью судна можно понимать его принадлежность к определенному государству. В зависимости от того, в какой стране судно было зарегистрировано и под каким флагом плавает, законам этой страны, обязаны подчиняться все, кто находится на его борту. Принадлежность судна к определенному государству обуславливается его регистрацией и выдачей соответствующих документов, а также предоставлением права под флагом этой страны. Статья 91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, подписанная в Монтего-Бее, Ямайка (далее по тексту — Конвенция ООН) гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Украина ратифицировала Конвенцию ООН Законом «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации Части XІ Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года» от 03.06.1999. Обязательным условием является то, что между страной, предоставляющей свою национальность и судами должна существовать связь, которая позволяет государству осуществлять контроль над судами. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны, не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт. Исключением служат случаи, когда судно проходит процесс изменения регистрации. Россия пошла еще дальше.

Международным сообществом была сделана попытка унифицировать и уточнить отношение связи и контроля государства флага над судами, поскольку содержание такого контроля понимается многими государствами далеко неоднозначно. С 20 января по 7 февраля 1986 г. в Женеве проходила Конференция ООН по условиям регистрации судов, в результате была подписана Конвенция об условиях регистрации судов. Из 109 государств, принявших участие в Конференции, Конвенцию подписали 81 государство, но Конвенция эта в силу не вступила и не вступит никогда, наверняка. Для такого утверждения много смелости не нужно, поскольку общеизвестно, что ни экономической заинтересованности, ни юридической основательности большинство государств, подписавших Конвенцию, не обнаружили. Что касается экономической незаинтересованности, то она очевидна, ибо признание принципа реальной связи судна с государством флага подорвет позиции государств, предоставляющих удобный флаг. Тем не менее, Россия эту Конвенцию ратифицировала, чем поставила себя в довольно неудобное положение, ведь она теперь имеет обязанности, предусмотренные в этой Конвенции, хотя они и не носят строго обязательного юридического характера. Таким образом, созданный в России второй регистр оказался далеко не столь успешным, как международные реестры судов в других странах.

Юридическая компания Interlegal уже более 20 лет практикует в сферах Transport, Shipping and International Trade. Наши юристы помогут найти наилучшие решения для Вашего бизнеса. Наши услуги в сфере морского права

Практика стран удобного флага

В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз транспортников (далее по тексту — ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливию, Бирму, Камбоджу, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальную Гвинею, Францию (второй регистр), Грузию, Германию (второй регистр), Гибралтар, Гондурас, Ямайку, Ливан, Либерию, Мальту, Республику Маршалловы Острова, Маврикий, Монголию, Нидерландские Антильские острова, Северную Корею, Панаму, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланку, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.

Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране может и не быть.

В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условиях работы моряков.

Преимущества удобного флага для судовладельца

Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели. К тому же наличие удобного флага судна гарантировано дает владельцам судов возможность перерегистрации в реестре другого государства и также параллельной регистрации. Регистрация судна возможна как в самом государстве, предоставляющем такие услуги, так и в его зарубежных консульствах.

Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Следует отметить, что вместе с налоговыми затратами значительно снижаются и эксплуатационные расходы, так как предъявляются значительно меньшие требования к техническому состоянию и экипажу судна. В ряде государств практически полностью отсутствует контроль за выполнением норм по безопасной эксплуатации судна и зачастую отсутствует требование освидетельствования технического состояния судна, так как существует более упрощенная процедура получения документов, удостоверяющих пригодность судна к плаванию.

Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций. Зачастую именно анонимность привлекает тех, кто использует удобный флаг в преступных целях. Возможность скрыть фактически всю лишнюю или ненужную, с точки зрения преступников, информацию о судне открывает огромные возможности для осуществления множества незаконных операций. В частности, суда под удобными флагами используются для контрабанды оружия, наркотиков или даже людей, а также в целях отмывания денег.

Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.

Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантией оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как: Филиппины, Индия, Китай и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является довольно низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.

Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдение всех прав моряков — работников судна. Довольно часто происходят такие конфликтные ситуации, что для их разрешения на основе трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен по законодательству этой страны, что приводит к значительным издержкам на наем адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.

Дает ли удобный флаг защиту от ареста судна?

Некоторые судовладельцы надеются, что удобный флаг дает какие-то преимущества или даже может помешать наложению ареста на морское судно, поскольку государство флага не является членом ни одной из конвенций об аресте судов. Хотя большинство государств удобного флага, действительно, не присоединились ни к одной из конвенций об аресте судов, это, разумеется, не спасает судно от ареста. Виду того, что страна, где зарегистрировано судно, не является договаривающимся государством, например, Конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда 1952 года, к которой присоединились как Украина, так и Россия, следует отметить, что в ч. 2 ст. 8 этой Конвенции предусматривается, в частности, что судно, которое ходит под флагом государства, не являющегося договаривающимся государством Конвенции, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого из договаривающихся государств по любому из морских требований, перечисленных в ст.1 Конвенции.

Таким образом, мы полагаем, что и раньше, до вступления в силу упомянутой Конвенции в отношении Украины и Российской Федерации, арест морского судна был преимущественно институтом гражданского материального права, а также процессуальным институтом частного права. Как бы то ни было, судовой арест вполне может быть проведен в отношении судна под удобным флагом как в России, так и в Украине.

Попытки маскировки действительности и позиция ITF

Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельцев предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность мореплавания и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобным флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах с устоявшимися морскими традициями.

Долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.

Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как: постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь членам экипажа в медицинском обслуживании и правовой защите, в связи с чем нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами.

Опубликовано в журнале Транспорт Авторы: Если вам понравилась эта статья — поделитесь ею с друзьями и коллегами. Они точно оценят это

В свое время Советский Союз занимал пятое место в мире по количеству морских торговых судов, в конце 80-х их было около 1600. Сейчас российские судовладельцы контролируют 1037 транспортных средств, из которых под российским флагом ходят 737 кораблей, в основном малого тоннажа. Остальные — под иностранными. Как правило, суда оформлены на компании — «дочки» российских торговых пароходств либо их иностранных акционеров и зарегистрированы в разных корабельных офшорах мира.

Самый любимый государственный флаг у российских судовладельцев… либерийский. Под его полотнищем морские мировые просторы бороздят более ста судов, перевозящих экспортные грузы. Затем по популярности следуют штандарты «офшорных» Кипра, Мальты, Панамы. И дело не в отсутствии патриотизма. В деньгах. Корабль, плывущий под флагами страны Либерии или Белиза, платит в их бюджеты раз в десять меньше налогов, чем если бы плыл под российским и «отстегивал» в родную казну 20 процентов налога на прибыль, 35,6 процента единого социального налога и еще массу всяких сборов. В итоге 94 процента отечественных внешнеторговых грузов везут не наши суда. При этом Россия, по оценкам экспертов, теряет ежегодно около 2-3 миллиардов долларов.

Теряет она и на том, что новые суда на отечественных верфях строят все реже, при том, что средний возраст флота — 20 лет. Это, как если бы человеку было 70. Если же какой-нибудь чудак закажет и построит судно под российский флаг, то почти треть стоимости судна уйдет у него на таможенные и налоговые платежи. Строительство ведется в основном за счет привлечения зарубежных инвестиций. А западные банки, давая деньги, выдвигают основное условие — регистрировать судно только в офшорах. С одной стороны, конечно, хлопотно. С другой — выгодно. Разумеется, не государству.

По словам российского министра транспорта Сергея Франка, массовое бегство судов под чужую юрисдикцию создает опасную стратегическую зависимость нашей внешней торговли от иностранного флота и капитала, лишает страну национальных морских кадров. Те же непомерные налоги доводят компании до того, что они не могут вовремя выплачивать зарплату командам. Морякам ждать некогда — надо кормить семьи. И так же, как корабли, они «уходят под иностранный флаг», где получают зарплату в соответствии с мировыми стандартами. Таковых, работающих на зарубежных судах, сегодня почти 40 тысяч человек. Половина из них — офицеры, самый высокоподготовленный состав.

— Через 5-7 лет морских торговых судов для международных перевозок, зарегистрированных в России, вообще не останется, — прогнозирует заместитель руководителя департамента судоходной политики и регулирования производственной деятельности морского флота Минтранса России Виктор Юрьев. — Обанкротилось Балтийское пароходство, нет ни одного судна на балансе Камчатского пароходства, флот Сахалинского пароходства сократился на 98 процентов, Новороссийского — на 79, Северного и Приморского — на 65 процентов.

Что же предлагают в Минтрансе, дабы остановить «утечку» пароходов? Как говорят транспортники, «самый беззатратный механизм». А именно — принятие закона по созданию в России принципиально иных экономических схем для деятельности судоходных компаний. Называется «Российский международный реестр судов». Реестр в данном случае — не просто список, но и своего рода охранная грамота — занесенные в него суда попадают под защиту государства. Большинство стран мира проводит такую протекционистскую политику относительно своих морских отраслей. Национальные реестры судов созданы в Норвегии, Дании, Великобритании, Германии. Результатов соседи достигли — десятки судов, ходивших под «свободными» флагами, удалось вернуть под родные флаги.

Главное транспортное ведомство России по аналогии с западными коллегами планирует облегчить налоговый и таможенные режимы. В частности, избавить своих судовладельцев от четырех основных налогов: по HДС, по налогам на имущество, прибыль, транспортного. А взамен ввести регистрационный взнос (1300-4000 долларов в год с судна в зависимости от тоннажа) и ежегодный потоннажный сбор (3000-10 000 долларов с судна). Плюс подоходный налог членов экипажей.

По расчетам экспертов, в целом принятие закона о реестре позволит переманить под российский флаг 750 судов.

При этом величина доходов от регистрации прогнозируется от 1,3 миллиона долларов в 2004 году (если закон, конечно, начнет действовать в это время) до 4,5 миллиона в 2010 году. Сумма подоходного налога, уплачиваемого членами экипажей судов, которые могут быть зарегистрированы в реестре, в первые годы составит 10,7 миллиона долларов, а к 2010 году увеличится до 59 миллионов. Суммарные поступления в бюджет по этим и другим статьям за 2004-2010 гг. оцениваются в 308,5 миллиона долларов.

Даже удивительно, что при таких заманчивых перспективах у нововведения нашлись противники. Да какие — МНС и ГТК, те самые организации, которые собирают налоги и пошлины, формируют государственный бюджет. Почему они не хотят денег, которые могли бы появиться у российского флота? Да все очень просто — нововведение еще не опробовано, а реальное сокращение налогов и сборов уже нужно проводить.

Авторы законопроекта тревог оппонентов не разделяют. Главный вопрос — риторический — как же можно уменьшить то, чего нет?

— Реестр вовсе не станет офшором в России, — настаивает Виктор Юрьев. — Право зарегистрировать танкер или сухогруз в российском Международном реестре получит только тот судовладелец, который разместит на отечественной верфи заказ на строительство нового судна или вернет под российский флаг судно, ранее зарегистрированное за рубежом. При этом пароходам, зарегистрированным в Международном реестре, перевозки между внутренними портами России будут закрыты. Суда же, ранее выбравшие для себя российский флаг, «под ним» и останутся — в национальный Международный реестр их не возьмут. Несправедливо? Да. Однако если этим судам разрешить еще и международные перевозки, тогда уж точно возникнет реальная угроза сокращения налоговой базы. А значит, Минфин и МНС однозначно наложат вето на реестр.

Поэтому авторы законопроекта стремятся «развести» участников данного рынка. И мягко это сделать не получается. Конечный выбор — под флагами какой страны регистрироваться, остается все равно за судовладельцами. Они должны сделать для себя выбор, что выгоднее — работать только на международных линиях с гигантскими грузоперевозками или еще и дополнительно, внутри страны. Ведь как сейчас происходит на практике. Загрузилось, например, судно под либерийским флагом в Ростове, идет в Италию. Но на пути у него Новороссийский порт. Согласно правилам, до Новороссийска плыть под чужим флагом нельзя. Судно в срочном порядке «перегружается» под российский флаг. Далее опять под иностранный. Сложности — еще те! Национальный Международный реестр сделает выбор осознанным.

Другое дело, пойдут ли судовладельцы стройными рядами под российский флаг, как прогнозируют в Минтрансе, если им и под иностранными не так уж плохо?

Как стало известно «РГ», в настоящее время Минтрансу удалось на 90 процентов переломить сопротивление основных своих оппонентов. В частности, Минфин согласился с тем, что приоритетом все же должно стать не количество собранных налогов, а общий экономический эффект для страны.

Вместе с тем с учетом пожеланий Минфина, Минэкономразвития и МНС России «специальный налоговый режим», который предлагал ввести для судовладельцев Минтранс, ныне заменен вариантом «точечных» изменений в налоговом, таможенном, валютном законодательстве. В итоге, как представляется Минтрансу, Правительством должно быть принято волевое решение, учитывающее интересы национального торгового флота.

Справка «РГ»

Республика Либерия , в переводе «свободная земля» — государство в Западной Африке. Либерия — аграрная страна с развивающейся горнодобывающей промышленностью. В 70-х годах ХХ века Либерия, одна из первых в мире, создала » Международный реестр судов». Из-за низких налогов под флагом Либерии плавают суда других стран (9 процентов мирового торгового флота). Сегодня морской торговый флот Либерии формально занимает 1-е место в мире по тоннажу.

Под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна, выдачей судну соответствующих документов, предоставлением судну права плавания под флагом данного государства.

Национальность судна указывает, законам какого государства судно подчиняется. Флаг является внешним выражением национальности судна. Согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь: наличие между государством флага и судном правовой связи в экономической, технической, административной и социальной областях для осуществления государством своей юрисдикции и контроля за судами, плавающими под его флагом. Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняться его юрисдикции в открытом море. Оно не может менять флаг во время плавания или при заходе в порт, за исключением случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. Существуют страны, которые не участвуют в вышеуказанной Конвенции, согласно законодательству которых суда могут быть зарегистрированы в двух и более реестрах разных государств. Следовательно, они могут менять свой флаг, пользуясь ими по «удобству». С точки зрения стран — участниц Конвенции такие суда не вправе требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и могут быть приравнены к судам, не имеющим национальности. ITF (англ. International Transport Workers’ Federation) — Международная федерация транспортных рабочих — определяет удобный флаг следующим образом: «Если подлинный судовладелец находится за пределами государства флага судна, то это судно считается под «удобным» флагом». Еще во время Первой мировой войны Панама, а позднее и Гондурас приняли законы об условиях регистрации иностранных торговых судов, позволявшие обойти конкурентов под национальными флагами развитых государств. Достигалось это путем упрощения, а зачастую и преднамеренного занижения законодательных стандартов в социальной трудовой сфере и налогообложении. Перечисленные «удобства» и добавившиеся позднее другие послабления оказались настолько привлекательными для судоходных компаний по сравнению с национальными законами, что в послевоенные годы практика регистрации под «удобными» флагами получила широкое распространение. Сегодня масштабы использования «удобных» флагов в мире достигли рекордного уровня: под ними зарегистрировано уже более половины всех судов мирового торгового флота. К числу государств, предоставляющих «удобные» флаги (иногда их также называют странами открытой регистрации) в настоящее время, в частности, относятся: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Каймановы острова, Коста-Рика, Кипр, Джибути, Гибралтар, Гондурас, Либерия, Люксембург, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Панама, Сингапур и др. Основные причины сохранения «удобных» флагов следующие: — продажа национального регистра является одним из важнейших источников пополнения доходов государственного бюджета. Так, Панама ежегодно зарабатывает на своем регистре около 45 млн долл.; Кипр — 22 млн долл.; Багамские острова — 15 млн долл.; — для судовладельцев в странах с высокими налогами перевод судов под «удобные» флаги является своего рода налоговым убежищем, поскольку в странах открытой регистрации некоторые налоги вообще отсутствуют, а имеющиеся несопоставимо низки; — «мягкие» технические требования к судам: к примеру, Сент-Винсент и Гренадины называют «мусорным ящиком» мирового торгового флота, так как многие судовладельцы переводят свои суда под этот регистр перед продажей на слом; — низкие требования в социальной сфере, особенно в части зарплаты моряков, продолжительности рабочего дня. Это является причиной настоящей войны, объявленной «удобным» флагам Международной федерацией работников транспорта. Судовладельцы разных морских держав часто отдают предпочтение какому-либо одному из «удобных» флагов. Так, греческие компании явно тяготеют к флагу Кипра: под этим флагом зарегистрировано 1/3 всего греческого тоннажа и фактически огромный флот Кипра на 60 % принадлежит Греции. Японские компании предпочитают флаг Панамы, американские — флаг Либерии. В Российской Федерации произошли изменения по данному вопросу. Если раньше СССР был против «удобных» флагов, то сейчас РФ находится в середине ведущих стран мира по масштабам их использования. Основные причины: — несовершенство финансово-кредитноИ системы в стране; — непомерно высокие проценты за пользование кредитом. Судовладельцы вынуждены производить обновление существующего флота за счет западных кредитов под залог имеющихся и приобретаемых судов. Обязательным требованием западных кредиторов в этом случае является регистрация закладываемых судов под «удобными» флагами и передача функциИ управления опытным западным компаниям. МассовыИ уход национального флота под «удобные флаги» вызывает следующие негативные реакции: — значительное снижение налоговых поступлениИ в национальныИ бюджет от судоходного бизнеса; — обострение проблемы трудоустроИства россиИских морских кадров; — снижение безопасности судоходства ввиду использования на судах в основном низкоквалифицированноИ рабочеИ силы из развивающихся стран; — снижение потенциала национальноИ безопасности из-за снижения мобилизационноИ готовности торгового флота, зарегистрированного под «удобными» флагами. Анализ зарубежного опыта показывает, что многие ведущие морские державы (среди них Дания, Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, КитаИ и др.) для преодоления тенденциИ оттока флота под «удобные» флаги стали создавать международные судовые реестры, ос- новноИ особенностью которых является специальныИ налоговыИ режим для зарегистрированных в них судов. В России для решения задач, стоящих перед морским транспортом, был принят ФедеральныИ закон от 20 декабря 2005 г. № 168-ФЗ «О внесении изменениИ в отдельные законодательные акты РоссиИскоИ Федерации в связи с созданием РоссиИского международного реестра судов» , которыИ вступил в силу 24 января 2006 г. Целью образования РоссиИского международного реестра судов является создание экономических, юридических, организационных и других необходимых условиИ, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем россиИских и иностранных судов, компенсирующих все экономические преимущества стран с открытоИ регистрациеИ. Судоходные компании, имеющие в своем составе суда, зарегистрированные в РоссиИском международном реестре судов, освобождаются от уплаты налога на имущество, налога на прибыль, транспортного налога. Суда, приобретаемые за рубежом, при ввозе в Россию освобождаются от уплаты НДС и таможенных пошлин. При строительстве на отечественных верфях суда, которые будут зарегистрированы в созданном реестре, освобождаются от уплаты НДС. Из налогов уплачивается только единыИ соци- альныИ налог.

Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что на современном этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важный фактор экономического роста. Существующей правовой системой отрасль международного права рассматривается как право государств, межгосударственных организаций и в некоторых случаях физических лиц, имеющих международную правосубъектность .
В международном праве государство регулирует соответствующие общественные отношения между межгосударственными организациями, определяет их статус, права и обязанности, поскольку все это есть воля соответствующих субъектов международного права .
Морские пространства и Мировой океан с давних пор использовались человечеством в качестве транспортного пути для перевозки грузов, пассажиров и багажа. В настоящее время морской транспорт занимает первое место в мире как по общему объему перевозок, так и по международным перевозкам, в которых доминирующим фактором являются международные перевозки грузов. Не случайно поэтому как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе отмечается тот факт, что, несмотря на бурное и быстрое развитие других видов транспорта, морские перевозки остаются наиболее часто используемым видом транспортировки внешнеторговых грузов. Свыше 90% от общего объема внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом .
Круг общественных отношений, регулирующий экспортно-импортные отношения, связанные с торговым мореплаванием, представляет собой совокупность ряда элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления правового регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством морских судов ВЭД .
Нестабильность национального фрахтового рынка и высокие налоговые ставки способствуют уходу флота в страны открытой регистрации судов, которые учитывают интересы судовладельцев в своем законодательстве. Масштабы регистрации морских судов под «удобными» флагами стали наиболее значительными после Второй мировой войны.
Сегодня масштабы использования «удобных» флагов в мире достигли рекордного уровня: под ними зарегистрированы уже более половины всех судов мирового торгового флота.
Основная причина сохранения «удобного» флага в практике торгового мореплавания — продажа национального регистра, что является одним из важнейших источников пополнения доходов государственного бюджета.
Для судовладельца процедура регистрации под «удобным» флагом отличается простыми юридическими формальностями, что обеспечивает ему свободу действий и позволяет действовать в соответствии с законодательными нормами, принятыми в этой стране, которые предусматривают упрощенное налогообложение, заниженные требования к уровню зарплаты экипажа, к его комплектованию, квалификации, социальному страхованию, техническому оснащению судов. Например, для того чтобы зарегистрироваться под либерийским флагом, необходимо учредить компанию, зарегистрировав ее в одной из контор, расположенных в Нью-Йорке (США) или Цюрихе (Швейцария). Для тех, кто хочет зарегистрировать свое судно в Панамском реестре, предусмотрена процедура регистрации в режиме онлайн .
Как показывает статистика, наибольшее число судов под «удобными» флагами зарегистрировано в Панаме — 4 688, Либерии — 1 460, Мальте — 1 105, Багамских островах — 1 070, на Кипре — 782, в Сингапуре — 277. Больше всего российских судов зарегистрировано под «дешевым» флагом в Либерии (65), Мальте (60), Кипре (54), Панаме (6).
«Удобный» флаг предоставляется судовладельцам, которые могут не являться резидентами страны — носителя флага, при пониженных ставках торговых сборов.
Представитель профсоюза организации Луис Фруто сказал, что его коллеги борются против так называемых удобных флагов уже более 50 лет. Основными недостатками легкой регистрации судов в странах, предоставляющих «удобный» флаг, являются низкая подотчетность, уход судовладельца от налогообложения и несоблюдение стандартов безопасности. При этом Панама, по словам Фруто, подает собой еще не худший пример, хотя ее корабельную регистрационную службу часто обвиняют в получении взяток за предоставленные услуги .
Перечисленные «удобства» и добавившиеся позднее другие послабления оказались настолько привлекательными для судоходных компаний по сравнению с национальными законами, что в послевоенные годы практика регистрации под «удобными» флагами получила особенно широкое распространение. Активные выступления профсоюзов, судовладельцев развитых государств против политики «удобных» флагов оказались безуспешными.
Судовладельцы разных морских держав часто отдают предпочтение какому-либо одному из «удобных» флагов. Так, греческие компании явно тяготеют к флагу Кипра: под этим флагом зарегистрирована 1/3 всего греческого тоннажа и фактически огромный флот Кипра на 60% принадлежит Греции. Японские компании предпочитают флаг Панамы, американские — флаг Либерии.
Следует отметить известные изменения в позиции России по указанному вопросу. Если СССР всегда выступал бескомпромиссным противником «удобного» флага, то Российская Федерация приобщилась к практике его использования, и сейчас она находится в середине списка ведущих стран мира по масштабам использования «удобных» флагов.
Основной причиной использования «удобного» флага российскими судовладельцами является несовершенство финансово-кредитной системы в стране и непомерно высокие проценты за кредит. Судовладельцы вынуждены производить обновление существующего флота за счет западных кредитов под залог имеющихся и приобретаемых судов. Обязательным требованием западных кредиторов в этом случае является регистрация закладываемых судов под «удобным» флагом и передача функций управления опытным западным компаниям.
Обязанности государства флага в отношении предоставления судам права плавания под своим флагом имеют и другие публично-правовые аспекты. Так, например, практика регистрации судов в так называемых открытых регистрах, где реальная связь между судном и государством флага ослаблена, может привести к тому, что суда под «удобным» флагом могут вообще выйти из сферы контроля государства флага, как это, например, было отмечено в отношении либерийских судов. Так, было зафиксировано, что суда под либерийским флагом перевозят оружие повстанцам в нарушение наложенных ООН запретов. Этот факт был рассмотрен в Совете Безопасности ООН. На своем 4526-м заседании 6 мая 2002 г. он принял Резолюцию 1408 (2002), которой был продолжен режим санкций в отношении Либерии. Интересен пункт 10 этой Резолюции: «Совет Безопасности ООН обращается к правительству Либерии с тем, чтобы оно предприняло срочные шаги, включая установление прозрачных режимов проверки, открытых международному контролю, для того чтобы убедиться в том, что доходы, получаемые правительством Либерии от работы Регистра судов Либерии, используются для законных социальных, гуманитарных целей и целей развития».
Государства, предоставляющие «удобный» флаг, обещают судовладельцам самые льготные условия: быструю, упрощенную и дешевую регистрацию, низкие налоговые ставки, небольшие регистрационные сборы, минимум формальностей и крайне короткий срок регистрации и проведения любых операций по реестру. Срок регистрации (как временной, так и постоянной) судна под «удобным» флагом занимает всего несколько дней. Еще меньше времени уходит на регистрацию каких-либо сделок (залог судна, передача в бербоут-чартер и пр.) с судном в реестре флага. Режим «удобного» флага гарантирует судовладельцам-нерезидентам возможность быстрой и беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны, а также возможность параллельной регистрации судов. Он гарантирует судовладельцам регистрацию иностранных судов как в самой стране «удобного» флага, так и в ее зарубежных консульствах, на временной и постоянной основе.
Регистрация судна под «удобным» флагом дает преимущества судовладельцу как при коммерческой эксплуатации судна, так и при совершении сделок по обременению и/или отчуждению (продаже, передаче) судна.
Для судовладельцев основной довод в пользу перевода судов под «удобный» флаг — возможность избегать высокого налогообложения, принятого на родине, и более жестких требований соблюдения безопасности и обеспечения нормальных условий жизни командам на судах, которые существуют в крупных судоходных государствах. Местные власти обычно не настаивают на неукоснительном соблюдении судовладельцами всех норм местного и международного регулирования мореплавания.
Чтобы привлечь судовладельцев к переводу их судов под «удобный» флаг, власти государства флага обещают предоставлять таможенные льготы, эффективные банковские, юридические и бухгалтерские услуги, возможность безотлагательно связаться по любому вопросу с местом регистрации судна. «Удобный» флаг предоставляет судовладельцу возможность пользоваться инфраструктурой конкретной страны, например ее мировой сетью консульств, обеспечивать оперативное решение юридических и организационных вопросов и т.п. Администрация морских регистров «удобного» флага обычно охраняет анонимность директоров и других должностных лиц судоходных компаний и гарантирует сохранение конфиденциальности их коммерческих операций. Привлекательность реестров «удобного» флага обусловлена значительным сокращением расходов судовладельцев на содержание экипажей . Допускается свободный наем членов экипажа независимо от их гражданства, что позволяет привлекать дешевую рабочую силу.
Мировой фрахтовый рынок един, все суда конкурируют друг с другом за право получить контракты на перевозку грузов. И если судовладелец «европейского» флага платит налоги порядка 15 — 20%, то судовладелец «удобного» флага — лишь 5 — 6% и при этом имеет существенно меньшие эксплуатационные расходы за счет найма дешевых экипажей и более низких требований к техническому состоянию судна. Суда «национальных» флагов оказываются неконкурентоспособными на мировом фрахтовом рынке без серьезной поддержки своего государства. Отток флота под «удобные» флаги был вызван именно жесткой конкуренцией на мировом фрахтовом рынке и экономической необходимостью «выровнять» базовые условия конкуренции.
Одним из немаловажных вопросов «удобных» флагов является вопрос «удобных» флагов в туристической индустрии .
Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма — рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный.
Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.
Граждане РФ при содействии туристических фирм могут совершать путешествия по всему миру на различных условиях и активно пользуются данной возможностью. Развитие туризма в России обусловливает непрерывное увеличение объема перевозок. Важной предпосылкой для развития туризма в РФ стало формирование законодательства, учитывающего современный мировой опыт правового регулирования данной сферы и традиции отечественного законодательства.
Морские круизы — путешествие обычно по определенному кругу с заходом во внутренний порт разных стран. На сегодняшний день существует более 150 морских круизных компаний — греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятся Carnival Cruise Lines, Celebrate Cruises, Royal Caribbean International, Princess Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines. Ведущими игроками круизного рынка в Российской Федерации являются туроператоры Москвы (компании «Водоходъ», «Мостурфлот», «Инфофлот», «Речтурфлот»), Санкт-Петербурга (компании «Водоходъ-Санкт-Петербург», «Русские круизы», «Русские путешествия»), Нижнего Новгорода (компании ГАМА, «Волга-Флот-Тур») и Самары («Спутник-Гермес», «Вектор отдыха», «Плес») .
Сфера деятельности нормативных правовых актов распространяется на морские перевозки в территориальных водах РФ, в водах открытого моря и при заходе морских судов России в порты иностранных государств. При осуществлении международных морских круизов необходимо ссылаться на действующие международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, и конвенции. Одним из основных документов является Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа. Россия является участницей данной Конвенции. В данном документе предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесных повреждений, а также в результате утраты или повреждения багажа.
Правовые вопросы морского судоходства находятся в компетенции международной морской организации IMO (International Maritime Organization). Данная организация занимается разработкой актов в области морских перевозок, имеющих международный статус .
По данным CyberCruises.com, в Соединенных Штатах зарегистрирован только один крупный круизный корабль — NCL America’s Pride of America.
Круизные линии обходят уставы и правила США начиная с 1920-х годов.
Таким образом, те страны, чьи открытые реестры стали самыми популярными флагами на современных круизных судах, — это именно те страны, где самая минимальная оплата труда и самые низкие критерии безопасности и пассажиров, и работников.
Законные права и средства юридической защиты пассажиров США и других стран на круизных кораблях под огромным риском, и в любой юридической ситуации на судне под флагом Панамы или других «удобных» государств компенсация и юридическая защита прав будет оказана в соответствии с законом Панамы, а не США или Германии.
В круизной индустрии на кораблях, которые не ходят под американскими флагами (например, Панама, Бермудские острова, Италия, Мальта, Нидерланды), решение данной проблемы может быть затруднено. На самом деле, по данным Международной ассоциации круизных линий, 90% коммерческих судов, заходящих в порты США, ходят под иностранными флагами .
ОРСУ утверждает, что есть причины для такой политики: «…есть много факторов, которые определяют, где круизный корабль — или любое морское судно — подпадает под сферу удобных флагов. Эти решения принимаются на отдельных круизных линиях и других судовых операторах, исходя из разных факторов, в том числе возможности флага, чтобы доставить необходимые услуги; представительства и репутации флага в международных морских перевозках; производительности флагов государства, которое диктует, какое судно является приоритетным для государств порта; в состоянии удовлетворить потребности флага; сборов и налогов».
Э. Кейтлин Берк из Университета Флориды в своей работе «Качественное исследование виктимизации и правовых вопросов, актуальных для круизных судов» отмечает, что «круизные линии по «удобным флагам» необходимы для того, чтобы обойти американские законы и правила». Она также ссылается на правовой дневник отчета по практике судового реестра: «…сделав выбор в пользу «удобного флага» новой нации, владелец судна становится предметом безопасности, охраны труда и окружающей среды законодательства той страны, под чьим флагом ходит круизное судно. Таким образом, те страны, чьи открытые реестры стали наиболее популярными, также, как правило, те, кто обладает весьма расплывчатыми условиями оплаты труда, техники безопасности и экологических норм, применяя в практике «удобные флаги», негативно влияют на права граждан иностранных государств».
Федеральная морская комиссия признает: «…важно знать, что комиссия не имеет полномочий по пассажирским перевозкам круизными судами, которые ходят под «удобными флагами», по вопросам безопасности, по удобству на борту судов или уровню тарифов». Данные ограничения полномочий негативно сказываются на уровне комфортабельности, безопасности и правового регулирования перевозки пассажиров, багажа, товаров.
Тем не менее у пассажиров и моряков сохраняются некоторые основные права потребителя. При бронировании круиза через американские туристические агентства или туроператоров, выдается платежная карточка. Однако данная карточка не может полностью удовлетворить разрешение споров, особенно если она включает в себя ваучеры.
При рассмотрении туристического круиза можно выделить недостатки и достоинства. Явным преимуществом морского путешествия является возможность погрузиться в атмосферу праздника с первых минут на борту — кафе, рестораны и высокий уровень комфорта. К числу достоинств также можно отнести тот факт, что за один круиз можно побывать в разных странах. Если говорить о недостатках, то основными недостатками является:
— не до конца развита инфраструктура туристической деятельности, в частности недостаточное применение маркетинговых подходов в деятельности предприятий сферы туризма;
— не урегулированы надлежащим образом правовые вопросы договора морских перевозок, которые являются основополагающими при осуществлении туристического круиза.
Таким образом, при отправлении в круиз необходимо в первую очередь:
1) ознакомиться с нормативными правовыми документами, которые регулируют туристскую деятельность;
2) выбрать, каким именно видом морской перевозки хотите воспользоваться, ведь от правильности выбора зависит качество отдыха .
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что для устранения проблем, связанных с «удобным» флагом, необходимо:
— создать нормативные правовые акты, которые могли бы регулировать и контролировать процесс обучения, сертификации и дипломирования моряков;
— внести изменения в международные нормативные правовые акты в области перевозки, перемещения пассажиров, товаров, груза и багажа судами под «удобными» флагами;
— обязать страны — участницы «удобных» флагов заключать коллективные договоры с той страной, чьим пассажирам оказывают круизные услуги или выступают в качестве работодателя.
Литература
1. Зуев А.В. Капитаны морских торговых судов Российской империи (вторая половина XIX — начало XX вв.): Дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. СПб., 2010. 256 с.
2. Международное морское право (частное и публичное): Учебник / Под общ. ред. В.Н. Коваля. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2107. 228 с.
3. Никитина А.П., Саченок Л.И. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности // Международная научно-практическая конференция СЭГИ КФУ им. В.И. Вернадского, Севастополь, 2015. С. 211 — 213.
4. Никитина А.П. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование в торговом мореплавании // Международный научный журнал «Инновационная наука», Уфа, 2015. N 11. С. 188 — 191.
5. Никитина А.П. Правовое регулирование туристического круиза // Вестник Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова: Эксплуатация, безопасность и экономика водного транспорта. Новороссийск, 2015. N 3 (12). С. 50 — 54.
6. Никитина А.П. Правовые проблемы регулирования «удобных флагов» в портах России // Безопасность бизнеса. М.: Юрист, 2016. С. 55 — 59.
7. Санторик С.Е. Деофшоризация Российского судоходного бизнеса. Риски и перспективы для торгового флота // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. N 5 (77). 2015. С. 39.
8. Ушаков Д.С., Шматько Л.В. и др. Туризм и гостиничное хозяйство. Ростов-на-Дону, 2004. : Tourlib.net.
9. Дальневосточная ассоциация морских капитанов // Инфобюллетень. N 16. URL: http://www.kapitanydv.ru/index.php?catid=47:2010-07-04-07-00-56&id=416:-no-16-&Itemid=72&option=com_content&view=article/#2.

Наша Компания предлагает услуги по регистрации морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, а также катеров и яхт (маломерные и парусные суда), под удобными (открытыми) флагами самых известных и популярных морских судовых реестров мира.

Регистрация судна под флаг (рефлагация судна или смена флага судна) – это процедура технической экспертизы и освидетельствования судна с целью замены (выдачи) судовых конвенционных свидетельств, выданных ранее старой администрацией флага, на конвенционные свидетельства, выдаваемые новой администрацией флага.

Основные типы и этапы регистрации судна:
— Перевод судна из-под другого флага (Full Registration)
— Бербоутная регистрация (Bareboat-In or Bareboat-Out)

Наша компания является официальным Морским Регистратором (Maritime Registrar) судов и яхт под следующие флаги:
Сент-Китс и Невис (St.Kitts&Nevis)
Белиз (Belize)
Палау (Palau)
Либерия (Liberia)
Люксембург (Luxembourg)
Мадейра (Madeira)
Маршалловы Острова (Republic of the Marshall Islands)

St.Kitts&Nevis Belize Palau Liberia

Luxembourg Madeira Marshall Islands

Мы предоставляем услуги по регистрации судов, выдаче судовых конвенционных свидетельств от имени:

Мы осуществляем оформление и выдачу следующих судовых документов:

  • Certificate of Registry
  • Certificate of Ownership
  • Ship Radio Station License
  • Minimum Safe Manning Certificate (Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасность)
  • Continuous Synopsis Record (Журнал непрерывной регистрации истории судна)
  • NEAFC Transhipment Licence including Norway EEZ (для транспортных рефрижераторов и рыбопромыслового флота)
  • Civil Liability Certificate (CLC)
  • Bunker Convention Certificate
  • Nairobi Wreck Removal Certificate — WRC (Найробийское Свидетельство о страховании ответственности за удаление остатков кораблекрушения)
  • Blue Card

Кроме того, мы предлагаем оформление и выдачу всех необходимых сертификатов для моряков.

Наша компания выдаёт следующие сертификаты для моряков (STCW Matrix):

Мы обеспечиваем оперативный сервис и гарантируем выдачу сертификатов для моряков в течении 24 часов. Сертификаты на моряков выдаются в нашем офисе или направляются Вам на указанный почтовый адрес.