Учреждения социального обслуживания

О ПЛАТЕ ЗА СТАЦИОНАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2005 года N 736

О ПЛАТЕ ЗА СТАЦИОНАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства области от 20.02.2006 N 169;

Постановление Правительства области от 30.03.2006 N 316;

Постановление Правительства области от 28.04.2006 N 434;

Постановление Правительства области от 02.04.2007 N 443;

Постановление Правительства области от 17.03.2009 N 474}

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», законом области от 1 марта 2005 года N 1235-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Вологодской области», а также в целях повышения качества социально-бытовых услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания,

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания.

2. Департаменту труда и социального развития области (Е.К. Артёмов): утвердить форму договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;

принять дополнительные меры по улучшению условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания;

осуществлять контроль за целевым использованием стационарными учреждениями социального обслуживания средств, вносимых гражданами пожилого возраста и инвалидами в соответствии с заключенными договорами.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области применять прилагаемое Положение при осуществлении государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, переданных им в установленном законодательством области порядке.

По поручению Губернатора области

первый заместитель

Губернатора области Н.В. Костыгов

Положение о плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания

Общие положения

1.1. Стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания, включающее в себя затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, дезинфекционных и моющих средств, содержание предоставляемого имущества (по договорам, заключаемым на уборку и вывоз снега, мусора, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, санитарно-гигиеническое обслуживание, стирку белья и постельных принадлежностей, химическую чистку и ремонт белья и вещевого имущества, а также техническое обслуживание, ремонт, наладку, эксплуатацию элементов охранной и пожарной сигнализации), осуществляется за плату.

1.2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, стационарное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется бесплатно.

1.3. Социальные услуги, предусмотренные перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляются бесплатно.

II. Порядок и условия оплаты стационарного обслуживания

2.1. Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и стационарными учреждениями социального обслуживания по форме, утверждаемой департаментом труда и социального развития области.

2.2. Расчет размера платы за стационарное обслуживание производится каждым учреждением стационарного социального обслуживания с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, нормативов расходования дезинфекционных и моющих средств, сложившегося в области уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг.

Расчет размера платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов утверждается руководителем учреждения социального обслуживания и пересматривается не реже одного раза в год.

2.3. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов составляет не более 75% общей суммы установленного им пенсионного обеспечения и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной взамен предоставлявшихся натуральных льгот (без учета стоимости набора социальных услуг).

Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается стационарным учреждением социального обслуживания на основании справок о размере пенсии и ежемесячной денежной выплаты гражданина, выдаваемых органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и органом социальной защиты населения по месту жительства гражданина.

2.4. В случае отсутствия граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждении свыше 15 календарных дней в месяце плата за стационарное обслуживание за текущий месяц, предусмотренная договором о стационарном обслуживании, не взимается.

За время отсутствия в учреждении менее 15 календарных дней в месяце плата за стационарное обслуживание за текущий месяц взимается.

III. Порядок расходования денежных средств, поступающих от платы за стационарное обслуживание

3.1. Средства, вносимые гражданами пожилого возраста и инвалидами в соответствии с заключенными договорами о плате за стационарное обслуживание, являются целевыми, зачисляются на лицевые счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений социального обслуживания и расходуются в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Положения, а также на приобретение по заявлению обслуживаемых единого именного льготного месячного билета в соответствии с утвержденными сметами расходования указанных средств, согласованными с органом социальной защиты населения соответствующего уровня.

К учреждениям и предприятиям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие:

• комплексные центры социального обслуживания населения;

• территориальные центры социальной помощи семье и детям;

• центры социального обслуживания;

• социально-реабилитационные центры для несовершенно летних;

• центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

• социальные приюты для детей и подростков;

• центры психолого-педагогической помощи населению;

• центры экстренной психологической помощи по телефону;

• центры (отделения) социальной помощи на дому;

• дома ночного пребывания;

• специальные дома для одиноких престарелых;

• стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

• геронтологические центры;

• иные учреждения и предприятия, предоставляющие социальные услуги.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться в следующих формах:

• социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

• полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

• стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

• срочное социальное обслуживание;

• социально-консультативная помощь.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 году утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы.

К ним относятся:

• граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

• участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны;

• одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям);

• вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время;

• бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

• лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

• зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

• лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;

• лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-воспитательного учреждения;

• лица без определенного места жительства;

• семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;

• семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;

• семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• семьи с низким уровнем дохода;

• многодетные семьи;

• неполные семьи;

• семьи несовершеннолетних родителей;

• молодые, в том числе студенческие семьи;

• матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

• беременные женщины и кормящие матери;

• самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);

• дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;

• безнадзорные дети и подростки;

• дети и подростки с девиантным поведением;

• дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

• разводящиеся семьи;

• семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

• граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

Согласно статье 7 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» при получении социальных услуг граждане имеют право на:

• уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

• выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

• информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

• согласие на социальное обслуживание;

• отказ от социального обслуживания;

• конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

• защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.

Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.

В соответствии со статьей 12 закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

• обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

• уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

• социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

• добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

• медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

• свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

• бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

• предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

• сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;

• участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения.

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — на основании письменного заявления их законных представителей.

Социальные гарантии и меры социальной поддержки в сфере социального обслуживания, предоставляемые ветеранам, изложены в Федеральном законе «О ветеранах» (ст. 13-20). Закон предоставляет некоторым категориям ветеранов право на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляется право на первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания.

Такая льгота предоставляется нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим (имеющим право на получение) пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. А супруга (супруг) погибшего (умершего) имеет также право на внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому (ст. 21 Закона «О ветеранах»).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона «О ветеранах»).

Для получения необходимой для пожилого человека или инвалида формы социального обслуживания ему следует обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства, с помощью которого можно выбрать учреждение и форму социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан пожилого возраста и инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Закон определяет порядок прекращения социального обслуживания. Если социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных условиях, то оно может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Оплата социальных услуг, гарантированных государством, регулируется статьей 24 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также обслуживания на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется:

• гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;

• гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

• несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно:

• одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

• гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что сумма получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

• гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

В целом же основания, по которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) государственными социальными службами принимается администрацией учреждения социального обслуживания на основании представленных гражданами или их законными представителями в соответствующие социальные службы письменного заявления, справки о доходах, выдаваемой в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также документа, удостоверяющего личность гражданина.

На условиях частичной оплаты социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных учреждениях социального обслуживания следующим категориям граждан:

• одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

• гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, — в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

• гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать:

• для одиноких граждан пожилого возраста (одиноких супружеских пар) и инвалидов — 25 процентов от разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;

• для граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, -25 процентов от разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;

• для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, -25 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.

Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях, не должен превышать:

• для одиноких граждан пожилого возраста (одиноких супружеских пар) и инвалидов — 50 процентов от разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;

• для граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход -50 процентов от разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;

• для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, -50 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.

Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов от разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона.

Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях полной оплаты:

• одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, размер пенсии которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона;

• гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона;

• гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Взимание платы производится со всех категорий граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

  • Сущность, значение и принципы социальной защиты
    • Социальная защита: сущность и значение
    • Социальная защищенность
    • Правовая и государственная защита
    • Содержание социальной защиты
    • Закономерности и принципы социальной защиты
  • Конституционные права сотрудников органов внутренних дел
    • Личные права и свободы
    • Политические права
    • Социально-экономические и культурные права
    • Международно-правовые стандарты прав человека
  • Защита прав сотрудников органов внутренних дел
    • Гарантии и механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел
    • Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы сотрудников органов внутренних дел
    • Реализация прав посредством жалоб и заявлений в административные органы
    • Восстановление прав средствами прокурорского надзора
    • Государственное страхование. Возмещение вреда жизни, здоровью, имущественного ущерба и морального вреда
    • Профсоюзы сотрудников органов внутренних дел. Взаимодействие с общественными организациями
    • Гарантии при увольнении со службы
  • Особенности защиты прав отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел
    • Защита прав сотрудников — ветеранов боевых действий
    • Защита прав сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами
      • «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»
      • индивидуальнэе программы реабилитации инвалида.
    • Защита прав членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей
  • Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
    • Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
      • Государственная пенсия по случаю потери кормильца
    • Государственная социальная помощь
      • По Федеральному закону «О ветеранах»:
      • По Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
      • Социальные услуги
      • Обеспечение необходимыми лекарственными средствами
    • Социальное обслуживание
      • Учреждения и предприятия социального обслуживания
    • Гарантии при погребении
      • Оплата изготовления и установки надгробного памятника
  • Защита сотрудников в период вооруженных конфликтов и при проведении контртеррористических операций
    • Понятие и источники международного гуманитарного права
      • Немеждународные вооруженные конфликты
      • Нормы международного права
    • Запрещенные средства и методы ведения боевых действий
      • запрещенные способы ведения боевых действий
    • Международно-правовая защита участников вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел при проведении контртеррористических операций
  • Основные термины и понятия
  • Библиографический список
    • Нормативные источники
    • Литература
  • Бесплатная юридическая консультация

Предоставление социальных услуг в стационарной форме гражданам пожилого возраста и инвалидам

Количество действующих пансионатов – 22 (5 271 место), в том числе:

  • 9 пансионатов для ветеранов (1614 мест)
  • областной геронтологический центр (260 мест)
  • Красноармейский специальный пансионат для маргинальных групп населения (200 мест)
  • 9 пансионатов психоневрологического профиля (2812 мест), в том числе 3 молодежных (738 мест)
  • 2 дома-интерната для умственно отсталых детей (385 мест)

В пансионатах области создано 36 отделений милосердия на 2396 мест.

Кроме того, действуют 2 социальных приюта для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, на 143 места.

Право на получение социальных услуг в стационарной форме имеют:

— граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), постоянно проживающие на территории Самарской области, в соответствии с индивидуальной нуждаемостью в связи с частичной или полной утратой способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

— инвалиды со 2-3 степенью утраты трудоспособности (или I — II группами инвалидности), дети-инвалиды, постоянно проживающие на территории Самарской области, в соответствии с индивидуальной нуждаемостью в связи с частичной или полной утратой способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста.

Основанием предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания является обращение гражданина (его законного представителя) к поставщику социальных услуг с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ), разработанной территориальной комиссией, созданной при Минсоцдемографии Самарской области, и путевкой на предоставление социальных услуг в стационарной форме (для государственных учреждений).

Социальная услуга, предоставляемая в стационарной форме, сформированная в виде комплексной социальной услуги, включающей:

1) Социально-бытовые услуги:

а) предоставление жилой площади по утверждённым нормативам; б) предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам; в) обеспечение питанием, включая диетическое питание и помощь в приёме пищи (кормление);
г) предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам; д) покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка книг, журналов, газет, настольных игр; е) помощь в написании, оформлении и прочтении писем и различных документов; ж) предоставление возможности пользоваться телефонной связью в случае необходимости (за исключением международных вызовов) и отправка за счет средств получателя социальных услуг его почтовой корреспонденции; з) выделение супругам из числа проживающих в учреждении отдельного жилого помещения для совместного проживания (при наличии возможности); и) обеспечение возможности беспрепятственного приема посетителей получателями социальных услуг в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения; к) обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью в соответствии с сезоном; л) обеспечение сохранности личных вещей и ценностей, сданных на хранение учреждению социального обслуживания, согласно установленному порядку; м) создание условий для отправления религиозных обрядов, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;

2) социально — медицинские услуги:

а) организация оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи, а также помощь в получении дополнительного лекарственного обеспечения; б) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями, обеспечение санитарно-гигиенического ухода с учетом состояния здоровья получателей социальных услуг; в) организация проведения реабилитационных услуг, в том числе на основании индивидуальных программ реабилитации; г) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказание первичной медико-санитарной помощи по мере необходимости; д) организация в проведении медицинских консультаций, обследований, госпитализации, прохождения диспансеризации в медицинских организациях; е) оказание помощи в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации; ж) организация освоения и выполнения получателями социальных услуг посильных физических упражнений;

3) социально-психологические услуги:

а) психологическое консультирование;
б) психологическая диагностика и обследование личности;
в) психологическая коррекция (групповая, индивидуальная);

4) социально-педагогические услуги:

а) организация получения образования с учетом физических возможностей и умственных способностей, создание условий для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими образовательных услуг по специальным программам; б) социально-педагогическое консультирование; в) педагогическая коррекция; г) организация досуга (праздники, экскурсии, посещение театров, выставок и другие культурные мероприятия);

5) социально-правовые услуги:

а) оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;
б) оказание помощи в получении юридических услуг;

6) социально-трудовые услуги:

а) проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам; б) организация помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения в жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

а) обучение пользованию техническими средствами реабилитации и ухода;
б) проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
в) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;

8) срочная социальная услуга – организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших получателей социальных услуг родственников или их нежелании заниматься погребением).

Документы, необходимые для предоставления социальных услуг в стационарной форме

  • документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг;
  • документ, подтверждающий полномочия законного представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг);
  • выданная получателю социальных услуг органом государственной власти Самарской области, уполномоченным в сфере социального обслуживания, ИППСУ, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Медицинские противопоказания для предоставления социальных услуг в стационарной форме

Общие:

  • туберкулез в активной стадии процесса;
  • заразные заболевания кожи и волос;
  • острые инфекционные заболевания;
  • злокачественно протекающие опухолевые заболевания и рецидивы злокачественного процесса;
  • венерические заболевания.

Лица, у которых при поступлении в стационарное учреждение социального обслужиавния обнаружена повышенная температура или сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения.

Противопоказания к направлению в стационарные учреждения социального обслуживания общего типа (для ветеранов войны и труда):

  • психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний при соматических заболеваниях, легкой степени дебильности;
  • судорожных синдромов различной этиологии с редкими (не более 1 раза в 2 — 3 месяца) припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности.

Противопоказания к направлению в психоневрологический интернат:

  • острые и подострые стадии психических заболеваний и состояния обострения хронического психического заболевания;
  • психические заболевания, характеризующиеся выраженной психотической симптоматикой, грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих (половые извращения, гиперсексуальность, садистические наклонности, склонность к агрессии, побегам, поджогам, дромомания, отказы от пищи, суицидальные тенденции и т.д.):

а) любые приступообразные или прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями, нуждающиеся в специальном стационарном лечении; б) эпилепсия и судорожный синдром другой этиологии с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям; в) хронический алкоголизм, наркомании, а также другие психические заболевания, осложненные хроническим алкоголизмом или любыми видами наркоманий; г) выраженные депрессивные и маниакальные состояния различного генеза, затяжные реактивные состояния; д) выраженные психопатоподобные синдромы, а также психопатии аффективные, эксплозивные, параноидные, паранойяльные, истерические.

Противопоказания к направлению в детский дом — интернат:

  • шизофрения с наличием продуктивной симптоматики, без выраженного дефекта личности;
  • эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
  • психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозологической принадлежности;
  • психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
  • психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в общеобразовательной школе или специализированных учреждениях просвещения.

Условия оплаты социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме

Плата за предоставление социальных услуг в стационарной форме производится в соответствии с договором, заключенным между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем.

Размер платы — 75 процентов дохода получателя социальных услуг.

Приюты для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

В Самарской области действуют ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» и ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий».

На базе вышеуказанных учреждений действуют консультационные центры и отделения социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в которых на протяжении 6 месяцев лицам, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется место для проживания, питание, оказывается содействие в восстановлении документов, получении гражданства, трудоустройстве, получении медицинской помощи, а при необходимости оформляются документы для предоставления социальных услуг в стационарной форме.

Нормативные правовые акты

Перечень федеральных нормативных правовых актов

1) Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

4) постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

5) постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

6) приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Перечень региональных нормативных правовых актов

1) постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 864 «Об осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания в Самарской области»;

2) постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 863 «Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Самарской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области»;

3) постановление Правительства Самарской области от 24.12.2014 № 816 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий (выплаты компенсаций) в целях возмещения затрат поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Самарской области, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), оказавшим получателю социальные услуги, включенные в его индивидуальную программу предоставления социальных услуг»;

4) постановление Правительства Самарской области от 24.12.2014 № 822 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Самарской области»;

5) постановление Правительства Самарской области от 29.12.2014 № 848 «Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области и внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 07.09.2011 № 447 «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области, и Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг»;

6) постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 857 «Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем в организациях социального обслуживания, а также нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания в Самарской области и внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 12.07.2006 № 89 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности»;

7) постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 865 «Об утверждении нормативов штатной численности в организациях социального обслуживания Самарской области»;

8) приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 13.10.2014 № 545 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Самарской области»;

9) приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 26.09.2016 № 468 «Об утверждении Административного регламента исполнения министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания в Самарской области»;

10) приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 23.10.2014 № 571 «Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра получателей социальных услуг в Самарской области»;

11) приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 14.11.2014 № 611 «Об утверждении Порядка взимания платы за оказание социальных услуг»;

12) приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 14.11.2014 № 610 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг в организациях социального обслуживания».

Предоставление социального обслуживания государством

Определение 1

Учреждения социального обслуживания — это организации, реализующие социальное стационарное обслуживание, полустационарное обслуживание и обслуживание на дому.

Учреждения социального обеспечения создаются и функционируют, учитывая рекомендации по расчету потребностей населения в развитии системы организаций социального обслуживания и согласно правилам организации деятельности таких учреждений.

В государственных учреждениях социального обеспечения основываются попечительские советы. Их порядок формирования, структура, компетенция, срок полномочий, порядок принятия решений определяются уставом организации социального обеспечения, основываясь на примерном положении о попечительском совете учреждения социального обеспечения.

Предоставление социальных услуг социальными учреждениями устанавливается согласно видам услуг, формам социального обслуживания и включает:

  • название социальной услуги;
  • правила оказания социальной услуги (платно, с частичной оплатой, бесплатно);
  • стандарт социальных услуг;
  • требования к деятельности организации, предоставляющей социальную услугу;
  • необходимые для предоставления социальной услуги документы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Государственные учреждения социального обслуживания 480 руб.
  • Реферат Государственные учреждения социального обслуживания 270 руб.
  • Контрольная работа Государственные учреждения социального обслуживания 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Государственные учреждения социального обслуживания

Определение 2

Государственные учреждения социального обслуживания – это учреждения, которые являются собственностью субъектов РФ, находящиеся в ведении органов власти данных субъектов.

К органам социальной защиты относятся следующие типы социальных учреждений:

  • стационарные: дома-интернаты для ветеранов войны и труда, специальные отделения и дома-интернаты для лиц с асоциальным поведением, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей умственно отсталых и с физическими недостатками, реабилитационные центры;
  • полустационарные, обеспечивающие предоставление социальных услуг на протяжении определенного времени суток;
  • нестационарные, обеспечивающие предоставление социальных услуг без нахождения граждан в указанном заведении;
  • учреждения, обеспечивающие социальное обслуживание на дому;
  • комплексные, обеспечивающие предоставление социальных услуг как на дому, так и в стационарных или полустационарных условиях;
  • учреждения срочной социально-консультационной помощи и социального обслуживания.

Лица, не имеющие определенного места жительства, могут воспользоваться специальными социальными учреждениями – домами ночного пребывания, домами-интернатами.

Среди организаций социальной защиты граждан отдельно выделяют учреждения социального обслуживания семей.

К государственным учреждениям социальной защиты относятся:

  • территориальные центры помощи семье;
  • центры помощи детям, которые остались без родительской опеки;
  • социально-реабилитационные центры;
  • реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями;
  • социальные приюты;
  • центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи;
  • центр помощи женщинам;
  • комплексный центр социального обслуживания;
  • центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • психоневрологический интернат;
  • социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
  • специальный дом для одиноких престарелых;
  • геронтопсихиатрический и геронтологический центры;
  • учреждения обслуживания граждан без определенного места жительства и занятий;
  • дом-интернат для ветеранов войны и труда.

Широкое распространение получают учреждения, предназначенные для социального обслуживания молодежи, оказывающие услуги по различным направлениям деятельности: организация культурно-массовой работы, досуга, консультирования по планированию семьи, психологическая помощь и наркологическая помощь.

В системе образования развиваются учреждения социального обслуживания детей. Главным образом, в образовательных учреждениях сформирована служба практической психологии. Формируются и развиваются психологические центры разной направленности: психолого-педагогические, социально-психологические, психолого-социальные, социально-досуговые, профориентационные, реабилитационные и другие. Эти центры предоставляют квалифицированную помощь руководству образовательных учреждений, педагогам, родителям, детям.

Замечание 1

Необходимо, чтобы социальные учреждения предоставляли помощь абсолютно всем детям, не взирая на возраст, пол или место прописки.

Факторы, определяющие становление учреждений социального обеспечения

Существуют факторы, способствующие и препятствующие развитию учреждений социального обеспечения.

Замечание 2

Органам местного самоуправления для наиболее комплексного и интенсивного развития социальных служб на всех уровнях и во всех регионах важно реализовывать меры, направленные на целевое финансирование муниципальных программ, которые предусматривают совершенствование и обновление учреждений социального обслуживания; методическое, научное, техническое, кадровое, материальное обеспечение их деятельности.

Наблюдается острая потребность в обеспечении учреждений социального обслуживания необходимым оборудованием, помещениями, материально-техническими ресурсами и транспортными средствами.

В целях повышения статуса работника социального учреждения обслуживания необходимо решить ряд вопросов: повышение качества квалификации специалистов; переподготовка социальных работников; увеличение продолжительности отпуска и др.

Развитию сети социальных учреждений препятствуют: ограниченность на федеральном и региональном уровнях финансовых ресурсов, дефицит средств у муниципальных органов; отсутствие между министерствами и ведомствами скоординированной деятельности в сфере социального обслуживания; невысокая заработная плата, незначительный социальный статус персонала социальных служб; недостаток персонала, обладающего необходимой профессиональной подготовкой в сфере социальной работы; недостаточное применение экономических, финансовых и других возможностей неправительственных учреждений.