Учетная политика бюджетного учреждения

Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Исходя из положений ч. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете и п. 6 Инструкции № 157н бюджетные учреждения обязаны самостоятельно сформировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых ими в соответствии с законодательством РФ полномочий. При формировании учетной политики учреждения должны руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

01.01.2019 вступает в силу Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н (далее – ФСБУ «Учетная политика»). Указанный стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок.

В дополнение к ФСБУ «Учетная политика» Минфином в комментируемом Письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 направлены методические указания по применению положений данного стандарта.

Общие требования к составлению учетной политики

Напомним, что учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу п. 8 ФСБУ «Учетная политика» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером учреждения. При этом, если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы другому государственному (муниципальному) учреждению, особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением), заключенным между ними.

Отметим, что утверждать учетную политику должен руководитель бюджетного учреждения. В том случае, если формированием учетной политики занималась централизованная бухгалтерия, нелишним будет и наличие на учетной политике подписи руководителя (главного бухгалтера) централизованной бухгалтерии. При этом такую возможность необходимо прописать в соглашении.

Основные положения утвержденной учетной политики должны быть размещены на сайте учреждения. Указанное требование может быть реализовано бюджетным учреждением путем размещения:

  • обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), которые установлены документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов));

  • копий документов учетной политики.

Причем указанная информация может быть размещена как по отдельности, так и в совокупности.

Напомним, что бюджетное учреждение должно обеспечить хранение документов учетной политики в течение не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ст. 29 Закона о бухгалтерском учете, п. 22 ФСБУ «Учетная политика»).

В силу п. 7 ФСБУ «Учетная политика» при формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться не только положениями данного стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности учреждения и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований ФСБУ «Концептуальные основы».

Состав учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения может быть сформирована путем утверждения как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов. При этом выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа их издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции учреждения (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства).

Напомним, что п. 9 ФСБУ «Учетная политика» и п. 6 Инструкции № 157н установлены требования к составу учетной политики. В частности, учетная политика бюджетного учреждения должна включать в себя следующие разделы:

  • рабочий план счетов;

  • порядок проведения инвентаризации;

  • формы первичных документов;

  • правила документооборота;

  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

  • события после отчетной даты;

  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

  • иные способы ведения бухгалтерского учета.

Следует помнить, что если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета, то учреждению необходимо выбрать такой метод и закрепить его в своей учетной политике. Так, например, ФСБУ «Концептуальные основы» установлены два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств (метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения), а ФСБУ «Основные средства» – три метода начисления амортизации на объекты основных средств (линейный метод, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции).

В этом случае документы учетной политики, принятые субъектом учета, должны содержать положения, определяющие один из указанных методов для отдельных видов объектов бухгалтерского учета. Например, метод начисления амортизации выбирается учреждением исходя из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. При этом ФСБУ «Основные средства» предусмотрено, что для разных типов активов субъект учета может применять различные методы начисления амортизации, установленные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом. Так, для зданий может быть установлен линейный метод, а для объектов основных средств, срок полезного использования которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – пропорционально объему продукции (в частности, пропорционально количеству листов, которые предполагается напечатать на оборудовании за год).

В то же время документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Например, документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» положения о том, что:

  • при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

  • на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей;

  • основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Изменение учетной политики

Исходя из положений ст. 8 Закона о бухгалтерском учете утвержденная учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Другими словами, учреждению не нужно ежегодно утверждать новую учетную политику. При организации ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Учитывая, что изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, а при их использовании в анализе – к искажению результатов финансового анализа, учреждению необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности учреждения и (или) движение денежных средств субъекта учета, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении).

Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

В случае необходимости требуется вносить изменения в существующую учетную политику. При этом корректировать учетную политику можно в строго определенных случаях, к которым относятся:

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

  • разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

При этом в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

В силу п. 14 ФСБУ «Учетная политика» не будут считаться изменениями учетной политики:

1) применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличаются по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее. Напомним, п. 68 ФСБУ «Концептуальные основы» предусмотрено, что в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только с их правовой формой. Например, не будут признаваться изменением учетной политики:

а) установление особенностей отражения в бухгалтерском учете в рабочем плане счетов (включая дополнительную аналитику):

  • операций по выплате заработной платы в безналичной форме в рамках реализации «зарплатных» проектов, при условии что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

  • операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

  • объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимости (по ранее имевшей место практике) объектов движимого имущества;

б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые. Например, у учреждения появилась новая функция (новый вид деятельности): оказание услуги по выдаче в прокат спортивного инвентаря, организация для сотрудников питания и др.

Учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года согласовывается с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Напомним, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя.

ФСБУ «Учетная политика» предусматривает ретроспективный и перспективный способы применения изменений в учетной политике. При этом при ретроспективном способе применения изменений измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (предшествующие годы).

Входящие остатки каждого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, на которые повлияло изменение учетной политики, корректируются начиная с наиболее раннего из представленных периодов отчетности, а сравнительные показатели раскрываются для каждого представленного периода, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Например, введение в действие ФСБУ «Основные средства» преду­сматривает право учреждения вносить изменения в документы учетной политики по методам начисления амортизации (право перехода с линейного метода на метод по производительности). При этом переходными положениями указанного стандарта преду­смотрено, что сравнительные данные по объектам основных средств (сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации) ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению ФСБУ «Основные средства») не пересчитываются.

Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, последствия такого изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение его денежных средств, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики (посредством отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей отчетов за предыдущие годы, пересчитанных с учетом изменения учетной политики).

При этом входящие остатки на начало отчетного периода баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), формируемого в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, подлежат корректировке по строкам, отражающим соответствующие показатели, и строке «0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Указанные изменения показателей баланса дополнительно отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (по соответствующим строкам) с указанием причины изменения: «Пересчитано ввиду изменения учетной политики».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором изменилась учетная политика, с применением корреспонденций в межотчетный период со счетом 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

При этом утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором изменилась учетная политика), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о положениях учетной политики учреждения (о применяемых способах ведения бухгалтерского учета, составе и содержании документов учетной политики) осуществляется согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в сведениях об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица 4) пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

В случае, когда оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) осуществить не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 19 ФСБУ «Учетная политика»):

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Когда ретроспективное применение измененной учетной политики невозможно, учреждение применяет перспективный способ, при использовании которого измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.

Отражение изменения учетной политики в пояснительной записке

Начиная с отчетности за 2019 год изменения, которые внесены в учетную политику, должны будут отражаться в пояснительной записке (ф. 0503760). В частности, в ней нужно будет указать (п. 20 ФСБУ «Учетная политика»):

а) обоснование изменения учетной политики;

б) содержание изменений;

в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики;

г) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;

  • суммы корректировок, относящихся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются сравнительные показатели. Указанные суммы корректировок приводятся в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки можно определить.

Если информацию, предусмотренную п. 20 ФСБУ «Учетная политика», невозможно раскрыть относительно сравнительных показателей по году (годам), предшествующему (предшествующим) году изменения учетной политики, такая информация приводится в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности одновременно с раскрытием информации о применении измененной учетной политики.

Указанная информация для бюджетной отчетности раскрывается либо в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» и сведениях об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица 4), либо в сопроводительном документе, содержащем пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности, при представлении отчетности.

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В результате реформирования бюджетной сферы большинство «привычных» бюджетных учреждений действует сегодня в виде казенных, бюджетных или автономных учреждений.
Бюджетные учреждения нового типа, по сравнению со своими предшественниками, обладают большими правами — они вправе самостоятельно распоряжаться полученными доходами. Вместе с тем, такая «самостоятельность» не освобождает бюджетное учреждение от обязанности ведения бухгалтерского и налогового учета, что влечет необходимость принятия и утверждения учетной политики учреждения.
Обязанность бюджетного учреждения по формированию своей учетной политики следует из норм Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), сфера применения которого распространяется на все российские организации независимо от сферы их деятельности — коммерческой или некоммерческой (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закон N 402-ФЗ). И поскольку бюджетные учреждения представляют собой некоммерческие организации, нормы Закона N 402-ФЗ распространяются и на них, следовательно, бюджетные учреждения в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет.
Прежде чем вести речь об учетной политике бюджетного учреждения напомним, какими нормативными документами в настоящий момент регулируется деятельность бюджетных учреждений.
Правовое положение бюджетных учреждений определяют Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьей 32 которого определено, что некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Основной вид деятельности бюджетного учреждения должен соответствовать предметам и целям, которые определены нормативными правовыми актами и уставом учреждения. В рамках основных видов деятельности, предусмотренных уставом, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе (пункты 2, 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансово-хозяйственную деятельность учреждение ведет на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД), при составлении которого на 2020 г. учитываются Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные Приказом Минфина России от 31.08.2018 г. N 186н (далее — Требования) (статья 32 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 2 Требований учреждение составляет и утверждает План ФХД в соответствии с Требованиями и порядком, установленным органом-учредителем. В частности, федеральное государственное бюджетное учреждение, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации, при составлении плана ФХД на 2021 г. должно руководствоваться порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.04.2020 г. N 215.
Согласно пункту 11 Требований показатели плана ФХД и обоснования (расчеты) по планируемым поступлениям и выплатам формируются учреждением по соответствующим кодам (составным частям кода) бюджетной классификации Российской Федерации.
Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации утвержден Приказом Минфина России от 06.06.2019 г. N 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок N 85н). Данный документ применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов).
Учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В общем случае порядок определения указанной платы устанавливает учредитель бюджетного учреждения (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, выполнять работы или оказывать услуги на платной основе для граждан и организаций бюджетные учреждения могут и в рамках государственного (муниципального) задания.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Таким образом, бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направления и порядок осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные от оказания платных услуг, что подтверждает Минфин России в Письме от 21.07.2015 г. N 02-01-11/ВН-31854.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Причем оно осуществляется с учетом расходов:
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение;
— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Если учреждение с согласия учредителя сдает в аренду недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением учредителем или приобретенное учреждением за счет выделенных учредителем средств, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредитель не осуществляет.
Следует помнить, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ), закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества (пункт 10 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Порядок N 538).
Перечни ОЦДИ бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, о чем напомнил Минфин России в Письме от 13.01.2020 г. N 02-07-10/668.

Обратите внимание!
Из разъяснений, данных Минфином России в Письмах от 18.11.2011 г. N 02-03-10/5026 и от 17.01.2013 г. N 02-06-07/111, следует, что при отнесении имущества в состав ОЦДИ источник его приобретения значения не имеет. Следовательно, в состав ОЦДИ бюджетного учреждения может относиться и имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Кто вправе разрабатывать и утверждать учетную политику

Сегодня закон не ограничивает круг лиц, которые могут или должны формировать учетную политику, в Инструкции № 157н есть только одно условие — утверждать ее должен руководитель учреждения.

Проект федерального стандарта четко определяет ответственного за разработку документа. Это главный бухгалтер или сотрудник, на которого возложена обязанность вести бухучет, поскольку именно он отвечает за ведение бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности.

Возможные виды и сроки изменений

Согласно п. 8 федерального стандарта, менять учетную политику можно лишь в трех случаях:

  • если меняется законодательство, регулирующее бухгалтерский учет;
  • если учреждение выбирает иной способ учета, который будет представлять более достоверную отчетность;
  • если учреждение реорганизуется, меняет условия деятельности или полномочия и пр.

Корректировать документ можно строго в начале отчетного года. В середине года даже самые малейшие изменения можно вносить только после согласования с учредителем. Еще одно важное условие: если корректировки будут влиять на финансовое положение учреждения, включая движение денег на счетах и/или финансовый результат, они должны быть выражены в денежном эквиваленте на дату, с которой применяются указанные изменения.

Новый стандарт допускает два типа изменений — перспективные и ретроспективные. Первые вступают в силу только с момента утверждения, вторые, как видно из названия, требуют изменить показатели бухучета и за прошлые периоды.

В последнем случае бухгалтеру придется исправлять баланс учреждения в части входящих остатков по статье «Финансовый результат экономического субъекта» и еще несколько связанных с ней показателей за прошлые периоды. Корректировочные показатели следует сдавать только с текущей отчетностью с пометкой «Пересчитано», менять и пересдавать отчеты за предыдущий год нельзя.

Ретроспективные изменения, которые влияют на финансовые показатели учреждения, недопустимы в двух случаях. Во-первых, когда изменения невозможно оценить в денежном эквиваленте, потому что недостаточно данных о показателях прошлого года. Во-вторых, если оценка требует информации, которой не было в распоряжении бухгалтера в момент представления отчетов за предшествующий год. В таких ситуациях можно ввести только перспективные корректировки.

Обратите внимание, что в учетную политику не вносятся:

  • смена способа бухучета по тем видам хозяйственной деятельности, которые нетипичны для учреждения;
  • утверждение нового способа бухучета для впервые случившихся фактов хозяйственной деятельности.

Рабочий план счетов

Этот раздел не так давно уже претерпел изменения. Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н исключил из плана счетов некоторые счета, что тут же нашло отражение в Инструкции № 157н и принято учреждениями.

В свою очередь федеральные стандарты расширят Единый план счетов. В частности, выделены дополнительные группы в стандарте «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н). Стандарт «Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н) в отдельный объект учета выносит имущество, которое используется на правах операционной аренды и включено в разряд нефинансовых активов. Это, безусловно, повлечет за собой расширение перечня балансовых счетов.

Скорее всего, финансовое ведомство продолжит упорядочивать происходящие изменения, внесет дополнительные корректировки в Инструкцию № 157н, что закономерно отразится на рабочем плане счетов.

Пока учреждение может дополнить свою учетную политику, например, добавить аналитические счета или, наоборот, исключить те позиции, которые в работе не используются.

Оценка объектов бухучета

Учреждениям стоит обратить внимание на алгоритм оценки справедливой стоимости актива, выбрать и утвердить в учетной политике один из методов, который предлагает федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который начал действовать еще в мае 2017 года. Учреждение может руководствоваться методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения.

То же самое касается и метода начисления амортизации. С вступлением в силу федерального стандарта «Основные средства» в распоряжение бухгалтеров-бюджетников поступят дополнительные методы расчета суммы амортизации. Напомним, кроме ранее существовавшего линейного метода, стандарт предлагает метод уменьшаемого остатка и метод расчета амортизации пропорционально объему продукции. Свой выбор учреждение обязательно закрепляет в учетной политике.

Оценка объектов основных средств

Большие изменения ждут бухгалтеров в части оценки основных средств (ОС) — они тоже влияют на учетную политику. Теперь затраты на замену частей ОС, возникшие во время эксплуатации объекта, будут включаться в его стоимость в момент возникновения этих затрат. Важное условие — должны быть соблюдены критерии признания объекта ОС (п. 8 Федерального стандарта «Основные средства»).

Еще одно нововведение касается капитальных вложений. Затраты на систематические осмотры при эксплуатации объекта или в ходе его ремонта включаются в стоимость объекта ОС. Это возможно, как и в предыдущем случае, только если объект соответствует критериям признания ОС.

Эти изменения должны найти отражение и в учетной политике учреждения, там же следует перечислить группы ОС, в отношении которых учреждение будет применять положения федерального стандарта.

Порядок инвентаризации

Проводя инвентаризацию своего имущества и активов, многие учреждения сегодня опираются на Методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, и в учетной политике лишь ссылаются на документ. Требование закрепить порядок инвентаризации в учетной политике принято только для казенных учреждений в Инструкции № 157н.

Однако на сайте финансового ведомства опубликован проект приказа, который прекращает действие Методических указаний. Это значит, что алгоритм и сроки инвентаризации имущества и финансовых активов организации госсектора должны будут разработать самостоятельно и прописать в учетной политике. Сделать это можно заранее.

Федеральный стандарт «Основные средства» внес еще одно уточнение относительно инвентарного учета. Он предписывает зафиксировать в учетной политике порядок присвоения индивидуального номера объекту. Ориентиром для учреждений должны стать сам федеральный стандарт и Инструкция № 157н.

Учет событий после отчетной даты

Сейчас, чтобы учесть такие события, учреждения пользуются лишь положениями одноименных ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н), в Инструкции № 157н никаких указаний на этот счет нет. 1 января 2018 года начнет действовать одноименный федеральный стандарт, который закроет этот пробел. В нем создана классификация событий, прописаны четкие правила отражения их в бухучете и раскрытия информации при формировании регламентированной отчетности. Положение стандарта следует применять относительно отчетного периода, который начнется 1 января 2018 года, но внести их в учетную политику учреждения стоит уже в ближайшее время.

Раскрытие информации об учетной политике в отчетности

Базовые положения учетной политики должны быть размещены на официальном сайте организации. Кроме того, сведения об учетной политике необходимо отразить и в отчетности, которую учреждение представляет в контролирующие органы. При этом следует помнить, что все изменения, которые вступят в силу 1 января 2018 года, касаются нового отчетного периода, который стартует 1 января будущего года.

В пояснительной записке к отчетности бухгалтер должен указать суть изменений и дату, с которой начинают действовать обновления, обосновать их необходимость и изложить, как именно эти новшества повлияют на бухгалтерскую отчетность.

Если выбран ретроспективный способ изменения учетной политики, в пояснительной записке уточняются всевозможные суммы корректировок по статьям бухгалтерского учета за предыдущие периоды.

Теоретически разработать изменения учетной политики и утвердить их следует уже сейчас, чтобы к наступлению нового года привести документ в соответствие с федеральными стандартами. Но поскольку сам стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» еще находится в статусе проекта, рекомендуем дождаться его утверждения.

Павлова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 января 2019 года государственные (муниципальные) учреждения будут применять ФСБУ «Учетная политика». Разъяснения по использованию данного стандарта приведены в Письме Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480. О нормах этого документа поговорим в предложенном материале.

Целью разработки ФСБУ «Учетная политика» является обеспечение единства системы требований:

  • к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее – бухгалтерский учет);

  • к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – бухгалтерская отчетность).

Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем субъекта учета.

В случае если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением).

Далее в краткой форме рассмотрим общие правила формирования и утверждения учетной политики, а также правила отражения в учете изменения учетной политики, оценочных значений.

Документы, используемые при формировании учетной политики

В пункте 4 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480 приведено определение понятия учетной политики, согласно которому учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций. При формировании учетной политики субъект учета руководствуется:

  • законодательством РФ;

  • ФСБУ «Учетная политика»;

  • иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Установление требования о соответствии положений учетной политики учреждения положениям учетной политики органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на наш взгляд, свидетельствует о том, что составленную учетную политику необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, во избежание противоречий и несостыковок. Схожие положения учетной политики как органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, так и всех его подведомственных учреждений приводят к единообразию бюджетного учета активов и обязательств РФ, операций, изменяющих указанные активы и обязательства. Тем самым достигаются цели разработки ФСБУ «Учетная политика».

Оформление учетной политики

По нашему мнению, важным является содержащееся в Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 пояснение, касающеесяоформления документа, названного учетной политикой. В нем сказано, что выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции субъекта учета (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства). То есть учетная политика может быть утверждена приказом, распоряжением и т. п. При этом может использоваться любой из существующих способов ее утверждения (либо издается отдельный акт, либо на титульном листе учетной политики ставится гриф «Утверждено» за подписью руководителя субъекта учета).

При этом допустимо формирование учетной политики как путем принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных правовых актов либо включения в отдельные правовые акты соответствующих положений (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета, в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов).

Состав положений документов учетной политики

При формировании учетной политики важно, чтобы она соответствовала требованиям нормативных актов, в частности, п. 6 Инструкции № 157н, п. 9 ФСБУ «Учетная политика». В этих пунктах установлен обязательный состав положений документов учетной политики. Отметим, что информация, приведенная в вышеназванных пунктах, схожа. В них, в частности, сказано, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, обязательно утверждаются:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, других документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным ФСБУ «Концептуальные основы».

Информация, отражаемая в учетной политике

Как было отмечено выше, субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. Разрабатывая учетную политику, субъект учета отражает в ней выбранный им метод ведения бухгалтерского учета. Документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности) (см. Письмо Минфина РФ № 02-06-07/62480). Часто субъекты учета, разрабатывая свою учетную политику, переписывают положения Инструкции № 157н, а после утверждения ФСБУ – еще и положения стандартов. Понимая это, Минфин в вышеназванном письме отметил, что так делать не нужно. Зачем в учетной политике отражать нормы, которые и так безоговорочно должны выполняться в силу норм законодательных актов? В частности, документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» положения о том, что:

  • при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

  • на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей;

  • основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Положения документов учетной политики должны содержать нормы, в отношении применения которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета. В этом случае субъекту учета необходимо выбрать конкретный метод учета факта хозяйственной жизни и установить его в учетной политике. Если законодательными актами не предусмотрен метод ведения бухгалтерского учета, субъект учета разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Приведем примеры.

Пример 1.

Казенное учреждение достаточно часто сталкивается с ситуацией, когда необходимо определить справедливую стоимость актива для отражения в учете. ФСБУ «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств: метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

В учетной политике учреждения устанавливается, каким методом будет пользоваться комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов при определении справедливой стоимости актива.

Пример 2.

ФСБУ «Основные средства» установлено три метода начисления амортизации на объекты основных средств: линейный метод, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Метод начисления амортизации выбирается субъектом учета исходя из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Для разных типов активов субъект учета может применять различные методы начисления амортизации, предусмотренные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

В учетной политике учреждения устанавливается один из указанных методов начисления амортизации, применяемых для отдельных видов объектов бухгалтерского учета. Так, для здания может быть предусмотрен линейный метод начисления амортизации, а для объектов основных средств, срок полезного использования которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – метод начисления амортизации пропорционально объему продукции.

Продолжим рассматривать целесообразность установления в учетной политике применения разных методов начисления амортизации на примере.

Пример 3.

На балансе казенного учреждения числится автомобиль стоимостью 820 000 руб. Он относится к 3-й амортизационной группе. Срок полезного использования объектов, включенных в данную амортизационную группу, составляет от трех до пяти лет. Учетной политикой учреждения установлено, что в отношении объектов основных средств применяется максимальный срок, используемый для группы основных средств, в которую входит данный объект имущества. Объект был принят к учету в 2017 году. Исходя из норм действующего законодательства, на момент принятия объекта к учету применялся линейный метод начисления амортизации. С 1 января 2018 года учреждение вправе выбирать и использовать другие методы начисления амортизации, в частности, пропорционально объему продукции. В качестве измерителя объема продукции выступал пробег автомобиля. Показатели для выбора оптимального метода начисления амортизации были отражены в таблице:

Метод начисления
амортизации

Срок полезного
использования

Балансовая стоимость объекта, руб.

Предполагаемый пробег
автомобиля в 2018 году

Годовая сумма
амортизационных
отчислений, руб.

Размер ежемесячных
амортизационных
отчислений, руб.

Линейный

5 лет
(60 месяцев)

820 000

164 000
(820 000 руб. / 5 мес.)

13 667
(164 000 руб. / 12 мес.)

Пропорционально объему продукции

820 000

2 750 км (показатель взят из данных 2017 года), общий пробег – 33 000 км

68 333
(2 750 км х 820 000 руб. / 33 000 км)

5 694

Из таблицы видно, что при использовании метода начисления амортизации пропорционально объему продукции автомобиль будет полностью самортизирован позднее, чем при использовании линейного метода. Для учреждения в данной ситуации выгоднее применять линейный метод начисления амортизации.

Рассмотрим ситуацию, когда в учетной политике прописывается порядок принятия к учету обязательств.

Пример 4.

Казенное учреждение является плательщиком налога на имущество. Обязательство по уплате налога возникает с момента его начисления (размер налога определяется по завершении налогового периода – квартала, года). При этом в законодательных актах не сказано, на основании какого документа производится принятие обязательства по налогу на имущество, и не обозначен срок отражения принятого обязательства в учете.

В учетной политике учреждения может быть установлено, что признание обязательств по налоговым платежам осуществляется на основании налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации, декларации по налогу на имущество, которые признаются первичными учетными документами по начисленным налоговым платежам. На основании налогового расчета, декларации составляется бухгалтерская справка (ф. 0503833), которая принимается к учету. Обязательство по уплате налога принимается к учету в финансовом году, в котором сформирован налоговый расчет, с отражением на соответствующих счетах раздела «Санкционирование» принятия указанного обязательства за счет учета плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств):

  • очередного финансового года – в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;

  • текущего финансового года – в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году.

Первичным учетным документом по признанию расходов (обязательств) по начисленным налоговым платежам является налоговая декларация, формируемая в финансовом году, следующем за отчетным годом (следующем за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), следовательно, признание таких обязательств (денежных обязательств) осуществляется:

а) в финансовом году, следующем за отчетным годом (в году формирования налоговой декларации), с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательств);

б) в отчетном финансовом году в случае признания факта начисления налоговых платежей существенным событием после отчетной даты с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательств) либо очередного финансового года.

Случаи изменения учетной политики

ФСБУ «Учетная политика» установлены случаи внесения изменений в учетную политику учреждения, а также случаи, которые не расцениваются в качестве изменения учетной политики. Не все содержащиеся в данном стандарте случаи понятны для применения. В Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 на примерах рассмотрены особенности использования таких случаев. Итак, изменение учетной политики возможно:

1) когда изменяются требования, установленные законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, когда повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;

3) если существенно изменяются условия деятельности экономического субъекта.

При этом в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Пример 5.

Ранее учреждение применяло метод учета материальных запасов по средней фактической стоимости, а со следующего года оно будет применять метод их учета по фактической стоимости каждой единицы.

Изменение метода учета материальных запасов является изменением учетной политики.

Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Изменением учетной политики не считаются:

1) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличаются по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее. В частности, не будут признаны изменением учетной политики:

а) установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):

  • операций по выплате заработной платы в безналичной форме в рамках реализации зарплатных проектов, при условии что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

  • операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

  • объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике) объектов движимого имущества;

б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Входящие остатки каждого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, на которые повлияло изменение учетной политики, корректируются, начиная с наиболее раннего из представленных периодов отчетности, а сравнительные показатели раскрываются для каждого представленного периода, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

Последствия изменения учетной политики

Изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому субъекту учета необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей отчетности. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение его денежных средств, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) (п. 6 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 9 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480).

Пример 6.

Казенное учреждение изменило метод начисления амортизации на объект основных средств.

Пунктом 61 ФСБУ «Основные средства» установлено, что при смене метода начисления амортизации сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению стандарта) не пересчитываются, но корректируются входящие остатки по счетам бухгалтерского учета. Корректировка входящих остатков на начало отчетного периода бухгалтерского баланса (ф. 0503130) производится по строкам, отражающим соответствующие показатели, и строке «0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Изменение показателей баланса дополнительно отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (по соответствующим строкам) с указанием причины изменения: «Пересчитано ввиду изменения учетной политики».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, с применением корреспонденций в межотчетный период со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

При этом утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором изменилась учетная политика), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

В случае, когда осуществить оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

* * *

В завершение предлагаем в форме схемы отразить основные рассмотренные моменты.