Учет зеленых насаждений

01.06.2011Администрация поселения приобрела саженцы деревьев (липа) в количестве 110 штук по цене 212 рублей за штуку для благоустройства территории поселения по подстатье 340 КОСГУ. Саженцы высажены собственными силами. Каков порядок принятия саженцев к учету? Как и кем определяется эксплуатационный возраст многолетних насаждений?

В соответствии с п. 43 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

При этом в соответствии с ОКОФ к основным средствам относятся все виды искусственных многолетних насаждений независимо от их возраста (подраздел "Насаждения многолетние" 18 0160240).

Принятие в эксплуатацию, а соответственно и учет в составе основных средств многолетних насаждений, осуществляется по достижении эксплуатационного возраста (смотрите письмо Минфина России от 17.08.2006 N 07-05-06/212).

До принятия в эксплуатацию в составе основных средств посаженные саженцы учитывают в составе капитальных вложений в основные средства.

Отметим, что понятие "эксплуатационного возраста" нормативными документами не определено.

Вместе с тем ряд авторов предлагается данным возрастом считать:
— для плодовых многолетних насаждений — наступление периода плодоношения;
— для иных многолетних насаждений — наступление эксплуатационного возраста, определенного учреждением самостоятельно в учетной политике.

Данное мнение подтверждается и рекомендациями отдельных главных распорядителей бюджетных средств (смотрите, например, раздел 31.3 "Особенности бюджетного учета многолетних насаждений и объектов благоустройства" "Отраслевых особенностей…", утвержденных Минздравсоцразвития России).

На необходимость учета многолетних насаждений в составе основных средств обращают внимание и специалисты уполномоченных органов1. Кроме того, неотражение в бухгалтерском учете многолетних насаждений в составе основных средств может стать предметом разногласий с контролирующими органами2.

Бухгалтерский учет зеленых насаждений на территории муниципального образования позволяет обеспечить контроль за их сохранностью, состоянием, а в случае повреждения или незаконной вырубки — и определить минимальный размер причиненного ущерба.

В то же время при организации бухгалтерского учета многолетних насаждений в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться критерием рациональности ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (необходимости соблюдения баланса между выгодами, получаемыми от информации, и затратами на ее сбор)3.

В рамках конкретного муниципального образования необходимо оценить целесообразность учета многолетних насаждений непосредственно в администрации муниципального образования. Так, например, данные нефинансовые активы могут быть переданы администрацией муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям (в соответствии со спецификой деятельности конкретных организаций и с учетом территориального фактора)4.

Учитывая изложенное, а также положения Инструкции N 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), учет саженцев многолетних насаждений в учреждении может быть организован следующим образом:

1. Оприходование саженцев отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.) (п. 22 Инструкции N 162н).

2. Вложения в многолетние насаждения отражаются на счете 010631 000 "Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения":
— списание саженцев, переданных для посадки, со счета 010536 000 "Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения" осуществляется на основании Требования-накладной (форма 0315006) или Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210) (п. 24, п. 25 Инструкции N 162н);
— услуги сторонних организаций по посадке деревьев, кустарников — на основании Акта оказанных услуг.

3. По достижению эксплуатационного возраста многолетние насаждения отражаются на счете 010138 000 "Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения" на основании Акта о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) (п.п. 6, 34 Инструкции N 162н)5.

4. Списание погибших саженцев, не достигших возраста плодоношения либо эксплуатационного возраста, отражается по дебету счета 040110172 "Доходы от операций с активами" и кредиту счета 010631410 "Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения" (п. 34 Инструкции N 162н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

————————————————————————-

1 Вопрос: Хозяйственное управление администрации субъекта РФ заключило договор с коммерческой организацией на приобретение саженцев елей для последующего озеленения собственной территории. По какой статье экономической классификации расходов бюджетов РФ следует отразить расходы на оплату указанного договора? ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 10, октябрь 2006 г.);

Проверяем хозяйственные договоры (М.Р. Губайдуллина, "Бюджетный учет", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2009 г.);

Письмо Федерального казначейства от 01.03.2010 N 42-7.4-05/8.1-123;

Вопрос: Бюджетное учреждение в 2010 году заключило государственный контракт на озеленение территории. Контрактом предусмотрена в том числе посадка многолетних насаждений — кустов. Расходы учреждения по оплате контракта произведены по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. Как отразить вложения в многолетние насаждения и перевод их в основные средства, если в контракте не выделены расходы на посадку многолетних насаждений? Какими должны быть бухгалтерские проводки и верно ли, что оплата контракта производится по подстатье 225? ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.).

2 Смотрите, например:
— пункт 4.1 Отчета контрольно-счетной палаты г. Саратова о проверке по контролю за устранением нарушений, выявленных в ходе проверки расходования средств бюджета города, выделяемых администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" на мероприятия по благоустройству;
— пункт 6 Информации Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о результатах выборочной проверки формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования муниципальный округ N 60 за 2008 год.

3 Данное требование не установлено напрямую документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями. В то же время целесообразность его соблюдения обусловлена как требованиями бюджетного законодательства по результативному и эффективному использованию бюджетных средств (ст.ст. 28, 34 БК РФ), так и положениями существующих в настоящее время международных стандартов финансовой отчетности для государственных структур.

4 Смотрите, например, п.

Учет многолетних насаждений

4.1 постановления Правительства Москвы от 27.04.2010 N 337-ПП "О совершенствовании системы организации озеленительных работ в городе Москве".

5 Первоначальная стоимость введенных в эксплуатацию многолетних насаждений, являющихся основными средствами стоимостью до 3 000 рублей включительно, списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете (п. 50 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н).

При этом из содержания "Методических указаний…" (приложение N 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н) следует, что в качестве инвентарного объекта многолетних насаждений может учитываться не каждое отдельное дерево (куст), а совокупность деревьев (кустов), обособленная по признакам: вид, дата закладки, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в квадратных метрах.

Все консультации данной рубрики

Документальное оформление процедуры списания многолетних насаждений зависит от формы собственности, зафиксированной в уставных документах предприятия

Порядок списания государственного имущества установлен. Положением о порядке списания государственного имущества, утвержденным. Нака30м. Фонда государственного имущества Украины от 28 ноября 2005 № 3045 (далее.

Особенности бюджетного учета многолетних насаждений

Положение № 304 45).

Согласно п. 6. Положения № 3045 списанию подлежит имущество (многолетние насаждения), которая отвечает следующим критериям:

а) уничтожены (выявлено в результате инвентаризации как недостача), морально устаревшее или физически изношено имущество, непригодное для дальнейшего использования предприятием (в том числе в связи со строек вом, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятия)

б) повреждения вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление его невозможно и / или нецелесообразно);

в) которое не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно

передано другим государственным предприятием, учреждениям или организациям или к которому не могут быть определены другие способы управления

Списание многолетних насаждений государственных предприятий, в том числе переданных в аренду, осуществляется непосредственно предприятием после получения согласования. Министерства аграрной политики Украины

С целью комплексного, научно обоснованного подхода к применению процедур отчуждения (списание) многолетних насаждений. Нака30м № 633 от 15 ноября 2005. Министерством аграрной политики Украины создана постоянно действующая комиссия по списанию многолетних насажденийь.

Для рассмотрения вопроса о списании многолетних насаждений субъекты хозяйствования к постоянно действующей комиссии по списанию многолетних насаждений. Минагрополитики подают:

1 обращение субъекта хозяйствования относительно списания многолетних насаждений

2 ходатайства местных органов государственной власти

3. Техника-экономическое обоснование целесообразности списания многолетних насаждений и направления использования средств

4. Сведения о стоимости многолетних насаждений, предлагаемых к списанию согласно данным бухгалтерского учета на дату оценки

5 акт инвентаризации многолетних насаждений, предлагаемых к списанию

6 акт на списание многолетних насаждений по установленной специали30ваною форме

Решение о предоставлении разрешения на списание многолетних насаждений принимается на заседании постоянно действующей комиссии. Минагрополитики заседания прилагается к согласованию на списание многолетних наса ведь не и направляется на предприятияхо.

Для определения непригодности многолетних насаждений и установления невозможности и / или неэффективности их использования, а также для оформления документации на списание многолетних насаждений непосредственной дньо на предприятии создается комиссии.

Комиссия создается нака30м руководителя предприятия в составе:

председателя комиссии — руководителя или его заместителя — и членов комиссии:

— главного бухгалтера или его заместителя;

— лиц, на которых возложена ответственность за сохранность имущества; работников инженерных, технических, технологических и других служб предприятия, которые хорошо знают объект основных средств

Комиссия по списанию многолетних насаждений

— проводит инвентаризацию многолетних насаждений, предлагаемых к списанию, и по ее результатам составляет акт по установленной форме;

— устанавливает экономическую (техническую) целесообразность или нецелесообразность восстановления и / или дальнейшего использования многолетних насаждений и вносит соответствующие предложения;

— устанавливает конкретные причины списания многолетних насаждений: уничтожение, физический износ, реконструкция и прочее;

— устанавливает возможность использования отдельных материалов уничтоженных многолетних насаждений, подлежащих списанию, и обеспечивает контроль за проведением их оценки;

— составляет. Акт на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

В. Акте на списание многолетних насаждений указываются данные, характеризующие объект:

— год закладки;

первоначальная стоимость (переоценка);

— сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета;

— причины списания;

экономическая (техническое) нецелесообразности и / или невозможность их восстановления

Протокол заседании комиссии,. Акт инвентаризации и. Акт на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3) утверждаются руководителем предприятия

Документальное оформление процедуры списания многолетних насаждений, переданных в общую долевую собственность осуществляется исходя из положений. Рекомендаций по использованию имущества, находящегося в спи ильний долевой собственности, утвержденных. Нака30м. Министерства аграрной политики Украины от 9042001 р № 97, и. Примерного положения о фонде воспроизведения арендованных основных средств, утвержденного. Нак а30м. Министерства аграрной политики Украины от 01072003 г № 21р.№210.

В случае, если многолетние насаждения стали непригодными для использования в силу износа или других причин, независимых от арендатора, они подлежат списанию по согласованию сторон. Соглашении сторон оформлю юеться письменно в соответствии с договором аренды или как отдельное соглашение. Этот документ является своего рода соглашением сторон об изъятии объекта из состава арендованного имущества и определение условий использования м атериальних ценностей, полученных от его списания. После достижения согласия между сторонами о списании объектов многолетних насаждений осуществляются процедуры их ликвидации (раскорчевыванияня).

Ликвидация многолетних насаждений оформляется. Актом на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

Данный акт составляет комиссия, в состав которой должны входить представители арендатора и уполномоченное лицо от совладельцев (арендодателей), а также представитель комиссии по организации решения имущественных вопросов нь, возникающих в процессе реформирования аграрного сектора экономики. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у арендатора, другой — у арендодателя, как подтверждаемый документ о сми на состава и стоимости арендованного имущества. При этом сразу необходимо внести изменения в перечень имущества, арендуемого у совладельцев, который является приложением к договору и. Акта приемки-передачи арендованного имуществна.

Как документально оформляется процедура списания многолетних насаждений вследствие действия форс-мажорных обстоятельств?

Процедура ликвидации многолетних насаждений вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) начинается при наличии соответствующих выводов, подтвержденных:

— торгово-промышленной палатой Украины — о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины;

— решением. Президента Украины о введении чрезвычайной экологической ситуации в отдельных местностях Украины, утвержденным. Верховной. Радой Украины, или решением. Кабинета. Министров Украины о опреде. Ання отдельных местностей Украины пострадавшими от наводнений, пожара и других видов стихийного бедствия

— заключениями других органов, уполномоченных согласно законодательству

удостоверять форс-мажорные обстоятельства (научных и проектных организаций"Укрдипросад"справок. Центров по гидрометеорологии и других подтверждаемых документов). При наличии указанных документе ей, а также согласование комиссии по списанию многолетних насаждений. Министерства аграрной политики Украины (в случае, если владельцем многолетних насаждений является государственное предприятие) предприятие имеет право списывать погибшие насаждения насадження.

Процедура списания многолетних насаждений оформляется. Актом на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

Все статьи Обложение налогом на имущество многолетних насаждений (Желонкина М.Н.)

К весеннему периоду озеленения выпущено письмо Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-05-01/314 (далее — Письмо N 03-05-05-01/314). В нем разъяснены особенности обложения налогом на имущество многолетних насаждений.

 Объект — движимое имущество

Письмо N 03-05-05-01/314 — ответ на вопрос коммерческой фирмы, высаживающей многолетние насаждения на арендованном участке. Поскольку земельные участки в принципе не могут принадлежать государственным (муниципальным) учреждениям (далее — ГМУ), то выводы, сделанные финансовым ведомством, интересны для всех налогоплательщиков. В части сектора государственного управления письмо могут использовать те учреждения, для которых не установлены региональные льготы по налогу на имущество.

 Примечание. В части сектора государственного управления письмо могут использовать те учреждения, для которых не установлены региональные льготы по налогу на имущество.

 В рассматриваемом письме подчеркнуто, что налогообложению подлежат только те насаждения, которые учтены в составе основных средств. Таким образом, определение объекта обложения налогом на имущество зависит прежде всего от правил формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах.

Поскольку комментируемое письмо — ответ коммерческой организации, то речь в нем идет о положениях по бухгалтерскому учету для коммерческой сферы. Однако в отношении организаций сектора государственного управления финансовое ведомство также давало соответствующие разъяснения в более ранних письмах, которые мы тоже рассмотрим в рамках настоящей статьи.

Для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года, предусмотрены льготы по налогу на имущество. Так, в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ указанное имущество, принятое на учет в качестве основных средств, освобождено от налогообложения, за исключением случаев:

— постановки на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии с положениями п. 2 ст.

Многолетние насаждения в учете

105.1 НК РФ.

Вывод о том, что многолетние насаждения отнесены к движимому имуществу, следует из того, что, хотя они и связаны с землей, однако их можно переместить без несоразмерного ущерба их назначению. Например, даже дерево независимо от его возраста можно пересадить на новое место или даже в кадку, если это позволяет корневая система.

В Письме N 03-05-05-01/314 рассмотренный вывод подкреплен ссылками на статьи 130 и 131 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено, что:

— к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) необходимо относить земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания (сооружения, объекты незавершенного строительства, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания), а также иное имущество;

— право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи (ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение) подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Тем не менее финансовое ведомство все же рекомендует учитывать конкретные обстоятельства перемещения многолетних насаждений: к движимому имуществу необходимо относить лишь то, чье перемещение не нанесет несоразмерный ущерб их назначению.

 Правила бухгалтерского учета для госсектора

В письме Минфина России от 27.06.2013 N 02-06-10/24404 подчеркнуто, что исключение многолетних насаждений из состава недвижимого имущества не является основанием для исключения их из состава имущества. Именно это письмо — излюбленный аргумент проверяющих, не обнаруживших в балансе, предположим, трех берез, выросших под окнами бухгалтерии. Однако есть и другое письмо, объясняющее, почему такие березы:

— в лучшем случае должны быть учтены за балансом;

— не оказывают влияния на формирование налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Особенности формирования учетной политики в отношении многолетних насаждений рассмотрены в письме Минфина России от 27.10.2015 N 02-05-10/61628 (далее — Письмо N 02-05-10/61628) <1>. Самый главный вывод указанного письма — не все деревья и кустарники, а тем более цветы и травы надо учитывать как многолетние насаждения на счете 10108 "Прочие основные средства".

<1> Об особенностях ввода в эксплуатацию посадочного материала, однолетних, а также комнатных растений читайте в статье И.В. Артемовой "Учет комнатных цветов и растений" в журнале "Советник в сфере образования" N 1 за 2017 год. Статья включена в систему "Советник бухгалтера" и доступна по коду подписчика на нашем сайте.

 Постановка на баланс

Зачислять многолетние насаждения в состав основных средств необходимо только в том случае, если:

— учреждение самостоятельно несло затраты по озеленению территории;

— указанные затраты были переданы учреждению какой-нибудь другой организацией, учреждением, учредителем, главным распорядителем бюджетных средств.

Учитывать многолетние насаждения допустимо по площадям, то есть инвентарный номер необходимо присвоить совокупности насаждений на определенной площади. Это следует из пункта 43 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н). Указанным пунктом предусмотрено, что учет многолетних насаждений в составе основных средств осуществляется ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям. Таким образом, учреждению необходимо закрепить в учетной политике:

— конкретную ежегодную дату ввода многолетних насаждений в эксплуатацию;

— достижение многолетними насаждениями эксплуатационного возраста.

Так, в письме Минфина России от 17.08.2006 N 07-05-06/212 уточнено, что принимать в эксплуатацию необходимо многолетние насаждения, которые вступили в период плодоношения и достигли эксплуатационного возраста.

Наиболее актуально для большинства ГМУ понятие "эксплуатационный возраст". Однако нормативными документами это понятие не определено. По мнению автора, наступление эксплуатационного возраста может быть определено учреждением самостоятельно в учетной политике. Например, такой подход установлен в разделе 31.3 "Особенности бюджетного учета многолетних насаждений и объектов благоустройства" Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения РФ (утв. Минздравсоцразвития России 09.06.2007).

Отметим, что до сих пор некоторые учреждения присваивают инвентарный номер каждому объекту насаждений. При желании такой подход также можно "подвести" под пункт 43 Инструкции N 157н, однако он неоправданно увеличивает трудозатраты бухгалтеров.

Как правило, в качестве самостоятельных единиц учета отдельные многолетние растения признают чаще всего, если их выращивают с целью дальнейшей реализации (например, в питомнике), а также для научно-исследовательской работы (ботанический сад).

Кроме того, пообъектный учет в отношении многолетних насаждений целесообразен в том случае, если санитарная вырубка деревьев может оказать существенное влияние на деятельность учреждения. Если многолетние насаждения учитывают как гектары озелененных площадей, то санитарная вырубка отдельных деревьев не будет приводить к уменьшению:

— стоимости основных средств;

— налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

То же самое можно сказать о пересадке многолетних насаждений, например, на территорию соседнего учреждения.

 Забалансовый учет

Если многолетние насаждения растут на территории без каких-либо вложений в их посадку, их учитывают за балансом. Для этой цели необходимо предусмотреть в учетной политике специальный забалансовый счет. В отношении деревьев Письмо N 02-05-10/61628 дает конкретную формулировку, которую необходимо указать в первичных учетных документах, — это лес, исторически произрастающий на закрепленном за учреждением земельном участке.

Очевидно, что в лесу могут произрастать также и кустарники, многолетние цветы и травы. Причем лес в Письме N 02-05-10/61628 обозначен как непроизведенный актив, то есть объект нефинансовых активов, не являющихся продуктами производства. Однако это не означает, что финансовое ведомство рекомендует применять счет 10300 "Непроизведенные активы". Указанные активы (за исключением земельных участков) должны быть отражены в бухучете:

— по их первоначальной стоимости;

— в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.

Поскольку в отношении выросших самостоятельно на территории учреждения деревьев и прочих растений указанные обязательные требования не соблюдены, нельзя отражать их в составе непроизведенных активов до момента вовлечения его в экономический (хозяйственный) оборот.

Вместе с тем субъект учета вправе в рамках формирования своей учетной политики предусмотреть учет многолетних насаждений, определив в качестве методов оценки отдельных видов имущества и обязательств учет многолетних насаждений (смешанный лес) в условных единицах. Например, это может быть 1 руб. / 1 га.

 Срок полезного использования

Ключевой критерий, позволяющий отнести конкретный актив к материальным запасам или основным средствам, — срок его полезного использования — с 1 января 2017 года подвергся значительным изменениям. Причина — Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее — ОКОФ ОК 013-2014), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст. С 1 января 2017 года ОКОФ ОК 013-2014 сменил ОКОФ ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Содержание группировки "Культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию" ОКОФ ОК 013-2014 — еще одно подтверждение выводов Письма N 02-05-10/61628 о лесе, произрастающем исторически. К основным фондам могут быть отнесены только те виды культивируемых многолетних насаждений, чей естественный рост и восстановление находятся под прямым контролем, ответственностью и управлением конкретных юридических лиц. Причем это могут быть не только плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники), как можно было бы заключить из названия группировки, но и:

— озеленительные и декоративные насаждения, в том числе на территории ГМУ, зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения;

— живые изгороди, снего- и полезащитные полосы, насаждения по укреплению песков и берегов рек, овражно-балочные насаждения и прочее;

— культивируемые насаждения ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей.

При этом лесхозам необходимо учесть, что к основным фондам по-прежнему не отнесены деревья, которые выращивают с целью получения древесины и дают готовую продукцию только один раз (после рубки).

Также в описании группировки подчеркнуто, что объекты классификации — зеленые насаждения каждого парка (сада, сквера, улицы, бульвара, двора, территории и прочего) должны быть рассмотрены в целом независимо от количества, возраста и породы насаждений.

Пунктом 44 Инструкции N 157н установлено, что срок полезного использования должен быть определен на основе информации, содержащейся в законодательстве РФ. В настоящее время это Классификатор объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация). Многолетние насаждения в Классификации упомянуты 12 раз (см. Таблицу N 1).

 Таблица N 1

Многолетние насаждения — 2017 в Классификации

Код ОКОФ ОК 013-2014

Наименование

Примечания

Группа, максимальный срок полезного использования

Прочие культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, не включенные в другие группировки

Земляника

Вторая,

3 года

Прочие культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, не включенные в другие группировки

Насаждения многолетние ягодных культур, кроме земляники

Четвертая,

7 лет

Насаждения многолетние хмеля, эфиромасличных культур, лекарственных возделываемых культур

Прочие культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, не включенные в другие группировки

Насаждения многолетние косточковых культур

Шестая,

15 лет

Насаждения многолетние ягодных культур

Седьмая,

20 лет

Насаждения многолетние винограда

Насаждения искусственные ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей

Насаждения многолетние декоративные озеленительные

Десятая группа,

30 лет

Полосы лесозащитные и другие лесные полосы

 При необходимости учреждение может использовать переходный ключ между Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008). Прямой переходный ключ от ОКОФ ОК 013-94 к ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) утвержден Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458. Однако ключ необходим только лишь как средство аналогии, если трудно найти многолетнее насаждение в ОК 013-2014. При этом ранее в ОКОФ ОК 013-94 точно такой же объект можно было легко найти. Однако в общем случае затруднений возникать не должно. Обычное для большинства учреждений озеленение — по-прежнему в 10-й амортизационной группе, со сроком полезного использования 30 лет.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

УЧЕТ КОМНАТНЫХ ЦВЕТОВ И РАСТЕНИЙ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Комнатные цветы и растения присутствуют практически во всех учреждениях, они служат для создания благоприятных условий работы сотрудников, увлажнения воздуха в зимний период, в образовательных учреждениях могут служить учебным целям. Приобретение и учет растений имеют свои особенности.
 

Материалы или основные средства

 
    Для выращивания комнатных цветов и растений учреждения приобретают сами растения, цветочные горшки и кадки, грунт, удобрения, средства защиты от вредителей и т. д. Удобрения, грунт и средства защиты относятся к материальным запасам, а вот с растениями и цветочными горшками все не так очевидно.

Деревья, кустарники, цветы на территории учреждения: учет и налогообложение

    Согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н), материальные объекты независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения, являются основными средствами.
    К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также ряд материальных ценностей, непосредственно поименованных в данном пункте (п. 99 Инструкции № 157н).
    Таким образом, ключевым критерием, позволяющим отнести конкретный актив к материальным запасам или основным средствам, является срок полезного использования. Порядок определения срока полезного использования объекта основных средств приведен в пункте 44 Инструкции № 157н.
    Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется:
    — исходя из информации, содержащейся в законодательстве РФ, а именно в Классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв.

постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в ред. от 07.07.2016 № 640) ;
    — исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
    — в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом ожидаемого срока использования этого объекта, ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта, гарантийного срока использования объекта.
    Так как в законодательстве отсутствует срок полезного использования комнатных растений и гарантия на них, как правило, не распространяется, решение должна принимать комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее — комиссия).
 
    В письмах Минфина России неоднократно приводились разъяснения о том, что непосредственно решение об отнесении материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам принимается должностными лицами учреждения исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования (см. письма Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534, от 11.11.2013 № 02-06-010/48099).

Главная — Статьи

Благоустройство территории: бухгалтерский учет и налогообложение

В российском законодательстве конкретное понятие "благоустройство территорий" отсутствует, однако это не отменяет того факта, что благоустройство территорий или объект внешнего благоустройства играют большую роль в формировании имиджа организации. Следовательно, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей бухгалтерского и налогового законодательства. Итак, под расходами на благоустройство следует понимать расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации.

Рассмотрим, в каких случаях организация вправе учесть при налогообложении расходы на благоустройство территории, как то: асфальтирование, бетонирование, укладку брусчатки, ремонт площадок, тротуаров, создание и ремонт осветительной сети, посадку деревьев и кустарников, их обрезку, посев газонов. Понятия "благоустройство территории" или "объект внешнего благоустройства" на уровне нормативных актов, как уже сказано выше, четко не определены. На практике сюда относятся: устройство дорожек и тротуаров, автостоянок (асфальтирование, укладка плитки, бетонирование и т.п.), установка скамеек, декоративных ограждений и освещения, информационных конструкций, оборудование детских площадок и зон отдыха, устройство малых архитектурных форм (беседки, навесы, вазоны, фонтаны, скульптура и т.п.), ландшафтный дизайн и др.

Между тем для организации, благоустраивающей свою территорию, назначение таких работ может быть не только эстетическим, но и функциональным. Кроме того, в ряде случаев проведение работ по благоустройству территории прямо предусмотрено требованиями законодательства, и за уклонение от их выполнения предусмотрена ответственность, в частности, по ст. 6.3 КоАП РФ. Учитывая разнообразие вариантов работ по благоустройству и причин, вызвавших данные работы, постараемся их систематизировать для облегчения труда и задач, решаемых бухгалтером.
С учетом процесса сближения российского бухгалтерского учета с МСФО при квалификации затрат организации в целях их отражения в учете и отчетности все большее значение приобретают критерии признания активов и расходов, в частности способность приносить экономические выгоды.

В настоящее время и понятие "актив" действующими нормативными актами не определено, хотя используется во многих действующих ПБУ. Единственный "официальный" (но не нормативный) документ, где раскрыто данное понятие, — это Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Согласно п. 7.2 Концепции активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. При этом материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не называются существенными критериями отнесения к активам.
Актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности (п. 8.3 Концепции). Если же осуществленные затраты не принесут будущих экономических выгод или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе, то они признаются расходом отчетного периода (п. 8.6.3 Концепции).
Применительно к затратам на благоустройство территории организации предстоит определить, могут ли созданные объекты благоустройства принести в будущем экономические выгоды. Если да — то в учете подлежит признанию актив, конкретный вид которого определяется исходя из положений применимого в данной конкретной ситуации ПБУ (например, ПБУ 6/01, ПБУ 5/01 и т.д.). Если нет — то в учете признаются расходы, классификация которых на расходы по обычным видам деятельности или прочие осуществляется исходя из норм ПБУ 10/99.

На практике могут возникнуть сложности с квалификацией затрат. Решение в таких ситуациях следует принимать самостоятельно исходя из профессионального суждения.

Рассмотрим конкретные виды затрат на благоустройство. Обустройство площадки для стоянки автотранспортных средств, асфальтирование территории, примыкающей, например, к складскому или производственному помещению и использующейся для погрузо-разгрузочных работ, не вызывает сомнений в возможности принести организации экономические выгоды, так как она непосредственно используется в процессе производства (продажи). Поскольку срок использования такой облагороженной территории, как правило, превышает один год, то затраты на ее обустройство соответствуют критериям признания актива в качестве объекта основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета устанавливается организацией самостоятельно, при этом можно ориентироваться на технические характеристики покрытия. Для организаций сферы обслуживания (торговля, общепит, иной сервис) автомобильные стоянки для клиентов, безусловно, способствуют притоку доходов в организацию, поэтому такие объекты могут уверенно приниматься на учет в качестве объекта основных средств.

Что касается стоянок для служебного транспорта, то здесь связь с доходами скорее косвенная и проявляется она, например, в создании более комфортных условий для сотрудников, отсутствии среди них беспокойства за сохранность своего автотранспорта, что косвенно влияет на производительность труда и доходы организации. Если такая стоянка выполняет и представительские функции, способствуя созданию профессионального имиджа компании, то оценить степень ее влияния сложно, поэтому и расходы по ее обустройству следует признать текущими.

Высказывалось мнение, согласно которому обустройство площадок, например, с насыпным покрытием не формирует объекта основных средств, независимо от назначения и использования, так как такая площадка не является имуществом, а представляет собой уже понесенные расходы. Однако, не вдаваясь в юридические тонкости вопроса, в данном случае стоит напомнить, что в Классификации основных средств по амортизационным группам упомянуты не только площадки производственные с покрытиями (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные), но и площадки производственные без покрытий.

Переходим к ограждениям.

Различные заборы и иные ограждения могут играть как функциональную (охрана), так и эстетическую роль. В зависимости от этого определяется и порядок учета затрат на их сооружение. Принцип аналогичен рассмотренному выше.

Что касается зеленых насаждений, то в ряде случаев насаждение деревьев и кустарников, обустройство газонов предусмотрены нормами законодательства. Например, сюда относится требование об обустройстве санитарно-защитных полос вокруг вредных или опасных производств.

Для организаций сферы обслуживания такие работы способствуют привлечению клиентов (созданию соответствующей обстановки, настроения посетителей) и, кроме того, часто носят имиджевый характер, выделяя данную организацию среди конкурентов.

В таких случаях можно вести речь о возникновении актива, так как осуществление затрат является необходимым условием для ведения организацией своей деятельности, соответственно, данные объекты непосредственно участвуют в хозяйственной деятельности и способствуют получению доходов.

При посадке зеленых насаждений исключительно с эстетической целью (например, вокруг офисного здания) рекомендуется признавать затраченные на эти цели средства как текущие расходы, независимо от "сроков жизни" посадок.

Устройство зон отдыха, декоративного оформления (беседки, фонтаны, декоративные ограждения и т.п.).

С экономической точки зрения такие затраты могут оправдать себя только для организаций сферы обслуживания, например при обустройстве летних кафе. Для данной категории затрат целесообразно наличие плана благоустройства, бизнес-плана, в котором декоративному оформлению территории отведено важное место.

При наличии соответствующего экономического обоснования и длительном предполагаемом сроке использования в хозяйственной деятельности организации понесенные затраты на облагораживание территории могут быть признаны вложениями во внеоборотные активы и учтены в качестве объектов основных средств.

В остальных случаях речь будет идти о текущих расходах организации, каких именно — по обычным видам деятельности или прочих, — также зависит от конкретной ситуации. Например, обустройство мест для курения сотрудников и посетителей может быть признано расходами, непосредственно связанными с основной деятельностью организации, т.е. расходами по обычным видам деятельности. Различные "излишества" (фонтанчики, декоративная иллюминация и т.п.), если они не несут концептуального смысла, целесообразнее отнести к прочим расходам.

Следует различать расходы по созданию объектов внешнего благоустройства от расходов по поддержанию их в рабочем состоянии, т.е. ремонта, затраты на который в любом случае будут признаваться текущими, например восстановление покрытия стоянок, дорожек, погибших зеленых насаждений, внешнего вида ограждений и т.п.

Обратимся теперь к налогообложению, начав с налога на прибыль. Немало проблем при налогообложении создает отсутствие нормативно закрепленного толкования понятия "объекты внешнего благоустройства". В Письмах Минфина России от 15.03.2011 N 03-03-06/1/136 и от 07.07.2009 N 03-03-06/1/443 лишь указывается на необходимость руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Под расходами на объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Затраты на обустройство территории для целей налогообложения так же, как и в бухгалтерском учете, не обязательно связаны с созданием основных средств. Это могут быть и текущие расходы, порядок учета которых при налогообложении прибыли определяется их "сутью": затраты, связанные с формированием санитарно-защитных зон, включаются в состав материальных расходов, расходы на обеспечение нормальных условий труда — в прочие и т.д.

31.3. Особенности бюджетного учета многолетних насаждений и объектов благоустройства

При этом в любом случае для того, чтобы иметь возможность учесть расходы при налогообложении, нужно их экономически обосновать и документально оформить.

Для целей налогообложения прибыли основными средствами и амортизируемым имуществом признается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, это имущество находит применение для извлечения дохода, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб.

При этом камнем преткновения является пп. 4 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ, согласно которому не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества: "объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты".

Вопрос, что относить к "другим аналогичным объектам" и можно ли все-таки амортизировать объекты внешнего благоустройства, созданные без привлечения бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, до сих пор является предметом споров, которые приходится решать в судебном порядке.

В Письме Минфина России от 30.01.2008 N 03-03-06/1/63 сделан вывод о невозможности амортизации расходов по благоустройству территории аквапарка (установка искусственных пальм, укладка искусственной травы, бетонирование площадок вокруг бассейнов, укладка тротуарной плитки, устройство малых архитектурных форм, установка декоративного освещения), несмотря на то что данные расходы объективно необходимы для деятельности организации. Отметим, что данное мнение было выражено Минфином России до выхода упомянутого нами ранее Письма Минфина России от 07.07.2008 N 03-03-06/1/443.

В судебном порядке налогоплательщикам часто удается отстоять возможность признания в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, сумм амортизации по объектам внешнего благоустройства при условии, что те профинансированы организацией самостоятельно и непосредственно используются в ее хозяйственной деятельности (Постановления ФАС Московского округа от 12.10.2010 N КА-40/12233-10, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А56-33207/2008, от 14.01.2008 N А56-4910/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-1630/2008-43/29).

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.01.2008 N КА-А40/13672-07 подтвердил право на начисление амортизации (в том числе в налоговом учете) по автостоянке, оборудованной возле заводоуправления и предназначенной для размещения транспорта предприятия, контрагентов и личных автомобилей работников. Кроме того, со ссылкой на Определение КС РФ от 04.06.2007 N 366-О-П суд признал правомерным и уменьшение базы по налогу на прибыль на расходы на озеленение газонов, уничтожение нежелательной древесно-кустарниковой растительности, приобретение цветов и запчастей к газонокосилкам.

По налогу на добавленную стоимость: при выполнении работ по благоустройству сторонними силами возникает вопрос о праве на вычет по НДС. Непосредственно в Налоговом кодексе РФ ограничений на вычет НДС не содержится, однако имеющаяся арбитражная практика свидетельствует о наличии спорных ситуаций.

Общие рекомендации здесь могут быть следующие. Если работы по благоустройству территории связаны с производственной (торговой) деятельностью организации в целом и соответствующие расходы были учтены при налогообложении прибыли (т.е. присутствует надлежащее документальное оформление, в том числе счет-фактура, и экономическая обоснованность расходов), то организация вправе заявить вычет НДС, предъявленного в составе стоимости соответствующих затрат. Такой вывод вытекает из контекста положений п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ.

В частности, право на вычет НДС подтвердил ФАС Московского округа в Постановлении от 11.12.2008 N КА-А40/11445-08 по делу N А40-11079/08-128-46, указав, что налогоплательщик правомерно применил налоговый вычет, так как работы по внешнему благоустройству и озеленению связаны с использованием и обслуживанием здания. Кроме того, это создает положительный имидж организации, что ведет к увеличению спроса на реализуемую продукцию и является одним из условий получения разрешения на строительство здания.

Рассмотрим некапитальные расходы на благоустройство. В случае если указанные затраты осуществляются организацией исключительно для эстетических или иных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью и, соответственно, затраты не принимаются в целях налогообложения, в бухгалтерском учете делаются проводки:

1. Дт 91.2 Кт 60 — акт сдачи-приемки выполненных работ, например по озеленению территории.

2. Дт 19 Кт 60 — счет-фактура. Выделен НДС.

3. Дт 91.2 Кт 19 — счет-фактура. Списан НДС по работам, не принимаемым в целях налогообложения.

4. Дт 60 Кт 51 — выписка банка. Оплата сторонней организации работ по озеленению.

5. Дт 99 Кт 68 — отражено ПНО.

Итак, для налогоплательщиков существует возможность учесть затраты на благоустройство территории.

Во-первых, в соответствии с законодательством Российской Федерации и прочими нормативными актами предприятия обязаны производить расходы на благоустройство.

Во-вторых, организация учитывает такие затраты в целях налогообложения, если расходы связаны с предпринимательской деятельностью. При этом предприятие должно документально подтвердить расходы и обосновать их в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ.

Октябрь 2012 г.