Учет грамот в бюджетном учреждении проводки

Содержание

С 1 января 2019 года расходы на приобретение сувенирной продукции и бланков строгой отчетности необходимо проводить по КОСГУ 349. Как правильно отразить поступление и выбытие сувенирной продукции, бланков строгой отчетности на счетах бухгалтерского учета? Какой счет учета использовать при отражении факта хозяйственной деятельности? Каковы необходимо сделать бухгалтерские проводки?

18 марта 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение в 2019 году бланков строгой отчетности и сувенирной продукции по подстатье 349 КОСГУ предполагает, что их следует учесть сначала на счете 105 36.
Порядок списания БСО и сувенирной со счета 105 36 и их учет на забалансовых счетах 03 и 07 следует урегулировать в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:
С 1 января 2019 года расходы на приобретение (изготовление) сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, и бланков строгой отчетности (далее — БСО) согласно положениям Порядка применения КОСГУ, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ. Само название этой подстатьи предполагает, что в балансовом учете на счете 105 00 должно отразится увеличение стоимости материальных запасов.
Вместе с тем Инструкция N 157н по-прежнему содержит указание о необходимости учета БСО на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» и сувенирной продукции на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». При этом какие-либо бухгалтерские записи о порядке отражения подобных объектов ни в одной из инструкций по бухгалтерскому учету для государственного сектора на сегодняшний день не содержатся.
В такой ситуации конкретный порядок учета следует определить самостоятельно и закрепить в своей учетной политике (п. 7 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
При разработке порядка учета, на наш взгляд, следует прежде всего исходить из необходимости отражения затрат на приобретение БСО и сувенирной продукции по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ и первоначальной постановке на учет данной продукции на счет 105 06 «Прочие материальные запасы». А вот дальнейший учет может быть организован двумя способами:
— одновременно на балансовом счете 105 06 и на забалансовых счетах 03 или 07 до момента соответственно выбытия БСО или выдачи (вручения) сувенирной продукции;
— стоимость БСО и сувенирной продукции списывается с балансового учета с одновременным отражением на забалансовых счетах 03 и 07.
В бухгалтерском учете операции по поступлению и выбытию БСО и сувенирной продукции могут быть отражены следующими проводками:
1. Дебет 0 105 36 349 Кредит 0 302 34 73Х
— приняты к учете БСО (сувенирная продукция);
2. Увеличение забалансового счета 03 (07)
— БСО (сувенирная продукция) приняты к забалансовому учету;
3. Дебет 0 302 34 83Х Кредит 0 201 11 610
Увеличение счета 18 (349 КОСГУ)
— погашена задолженность перед поставщиком;
4. Дебет 0 401 20 272, 0 109 Х0 272 Кредит 0 105 36 449
— БСО (сувенирная продукция) списаны с балансового учета в порядке, установленном учетной политикой.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Счет 03 «Бланки строгой отчетности» (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Применение КОСГУ при приобретении (изготовлении) бланочной продукции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

Вопрос: Каким образом в бухгалтерском учете организации оптовой торговли отражаются расходы, связанные с приобретением товаров для реализации (таможенные сборы и пошлины, транспортные расходы, вознаграждения посредникам)?
Ответ: Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при принятии активов и обязательств на бухгалтерский учет их стоимость определяется в соответствии с настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности.
Таким нормативным правовым актом по учету товаров является Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 N 133 (далее — Инструкция N 133).
Согласно п. 3 Инструкции N 133 товары относятся к запасам.
Пунктами 6, 7 Инструкции N 133 установлено, что запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:
— стоимость запасов по ценам приобретения;
— таможенные сборы и пошлины;
— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;
— затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
— затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
— транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.
При этом п. 8 Инструкции N 133 установлена особенность учета товаров, приобретенных организацией для реализации: товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения.
Таким образом, указанные в вопросе расходы должны относиться на счет 44 «Расходы на реализацию», который согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89, предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг.
В бухгалтерском учете организации необходимо произвести следующие записи:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — К-т 51 «Расчетный счет» — произведена оплата за товары;
Д-т 41 «Товары» — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость приобретения товаров без НДС;
Д-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС;
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. — К-т 51 «Расчетный счет» и др. — оплачены таможенные сборы и пошлины, транспортные расходы, вознаграждения посредникам;
Д-т 44 «Расходы на реализацию» — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. — отражены таможенные сборы и пошлины, транспортные расходы, вознаграждения посредникам.
А.В.КРУПНОВА,
консультант отдела методологии
бухгалтерского учета
управления методологии
бухгалтерского учета и отчетности
Главного управления регулирования
бухгалтерского учета,
отчетности и аудита
Министерства финансов
Республики Беларусь
В.В.РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»
06.09.2011

Беларусь

2018 №2 —

Постоянный адрес этой страницы — https://esj.today/35ecvn218.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 255.7 Кбайт)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Материальные запасы бюджетных учреждений: реальность и перспективы стандартизации бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

Свешникова Ольга Николаевна
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Саранск, Россия
Доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Кандидат экономических наук
E-mail: svesholga@yandex.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0563-2643

Корж Яна Валерьевна
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Саранск, Россия
Магистрант
E-mail: korzhyana@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу действующих правил бухгалтерского учета материальных запасов со стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы». Стандартизация бухгалтерского учета организаций государственного сектора соответствует правовому полю российского законодательства о бухгалтерском учете. Многие российские ученые занимаются вопросами бухгалтерского учета организаций государственного сектора, однако работ исследовательского характера по отдельным объектам, приемам бухгалтерского учета недостаточно. В статье рассматриваются вопросы учета материальных запасов бюджетных учреждений. Материальные запасы являются обязательным элементом имущества бюджетного учреждения. Авторами представлен подробный анализ положений проекта федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора с позиций международного стандарта финансовой отчетности общественного сектора «Запасы». Методика бухгалтерского учета материальных запасов определяет понятие и классификацию запасов, выбор учетной единицы, правила оценки.

Оценка активов оказывает существенное влияние на реальность имущественного состояния учреждений. Оценка материальных запасов зависит от стадии их жизненного цикла. Авторы обосновали, что она различается при принятии материальных запасов к учету, расходовании и на отчетную дату. На первоначальную оценку материальных запасов влияет характер обменных операций – коммерческий или нет. Выявлено применение в международной практике требования осмотрительности для определения последующей оценки материальных запасов, соответствующих установленным критериям. В этой ситуации материальные запасы должны оцениваться по чистой цене продажи. Авторы делают вывод о сближении правил ведения бухгалтерского учета материальных запасов в коммерческих и государственных организациях. Принципиальная разница в российской и международной практике учета материальных запасов состоит в их оценке.

Ключевые слова: материальные запасы; себестоимость; Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора; федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора; стоимость

Скачать

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. → порядок проведения инвентаризации основных средств в 2020)
Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму
Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов
Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме
Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

Приказ на проведение инвентаризации в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии
Инвентаризационная опись (форма ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов
Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии
Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения
Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.