Учет драгоценных металлов

Общие положения

Согласно пункту 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Для любого государства драгоценные металлы и камни являются стратегическим сырьем, что обуславливает необходимость надлежащего учета и контроля за их использованием.

Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении.

Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством РФ.

При учете драгоценных металлов и драгоценных камней бухгалтеру следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон о драгметаллах).
  2. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее — Правила учета и хранения).
  3. Положение о Российской государственной пробирной палате при Минфине России от 29.05.1998 № 91.
  4. Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Утверждена приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н (далее — Инструкция № 68н).
  5. Инструкция о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней. Утверждена приказом Минфина России от 15.10.1999 № 68н (далее — Инструкция о ревизии).

Драгоценные материалы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, ломе и отходах производства и потребления.

В данной статье мы рассмотрим порядок учета драгоценных металлов (далее — драгметаллов) в основных средствах, поскольку он касается абсолютного большинства организаций.

Организация учета драгоценных металлов

На балансах практически всех организаций числятся объекты основных средств, которые содержат драгметаллы (компьютеры, телевизоры, аудио- и видеотехника и т. п.).

Драгоценные металлы, содержащиеся в составе основных средств, не требуют обособленного отражения в бухгалтерском учете, так как они не являются самостоятельными инвентарными объектами. Для учета их поступления и выбытия должен быть организован оперативный учет.

При организации ведения такого учета следует руководствоваться Инструкцией № 68н.

В пункте 1.8 данной Инструкции сказано, что организации обязаны:

  • вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
  • осуществлять хранение драгметаллов в соответствии с требованиями законодательства;
  • обеспечивать удаление лома и отходов драгметаллов из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации;
  • беспрепятственно допускать к проверке представителей органов государственного контроля, представлять им необходимую документацию.

В статье 22 Закона о драгметаллах сказано, что лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности.

Учет поступления драгметаллов

При оприходовании основных средств, содержащих драгметаллы, в акте приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) и в инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6) необходимо в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» указать наименование, номенклатурный номер, единицу измерения, количество и массу драгметаллов в поступивших объектах основных средств.

Вышеуказанный раздел заполняется на основании сведений о содержании драгметаллов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации и т.п.), либо, при отсутствии этих сведений (например, в импортном оборудовании, устаревшем отечественном оборудовании) по данным изготовителей или комиссионно — на основе аналогов и расчетов.

В отдельных случаях (когда комиссионно определить содержание драгметаллов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгметаллов или аналогов) в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

Драгметаллы, входящие в состав эксплуатируемых основных средств, независимо от степени их износа, учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах.

Учет выбытия драгметаллов

При передаче основных средств другим организациям и при продаже составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). При этом отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование и массу находящихся в этих изделиях драгметаллов, а также метод определения содержания в них драгметаллов.

Ликвидация основных средств оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), в разделе которого «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» должны быть указаны наименование и количество драгметаллов, содержащихся в списываемых объектах. Эти данные фиксируются или из формы ОС-1 и ОС-6, либо определяются комиссией, составляющей акт о ликвидации. Полученные драгметаллы приходуются по рыночной стоимости.

Дебет 10 «Материалы» Кредит 91-1 «Прочие доходы»

Драгметаллы, полученные при списании основных средств, передаются на склад по накладной.

Собранные лом и отходы могут реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности. При этом на передачу драгметаллов обычно выписывается накладная, а сам процесс продажи отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке.

Обороты по реализации лома драгметаллов согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ НДС не облагаются.

Отходы драгоценных камней, непригодные к дальнейшему использованию, могут быть списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации с обязательным участием в ней главного бухгалтера или его заместителя.

Ответственность за нарушение порядка учета драгметаллов

В статье 28 Закона о драгметаллах говорится, что органы государственного контроля вправе проверять бухгалтерские документы, содержащие сведения о получении и расходовании драгметаллов, их лома и отходов, а также принимать решения о наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных административным законодательством. Таким органом контроля является Российская государственная пробирная палата при Минфине России.

В пункте 1 Инструкции о ревизии сказано, что вышеуказанная палата осуществляет контроль за обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.

Сотрудники Пробирной палаты могут проверять порядок и сроки инвентаризации драгметаллов, правильность отражения в учете результатов инвентаризации, полноту постановки на учет драгметаллов в составе основных средств.

Выявив нарушения, контролер составляет протокол, на основании которого должностные лица могут быть оштрафованы.

В пункте 7.2 Инструкции № 68н сказано, что должностные лица организаций, не обеспечившие соблюдение или допустившие нарушения установленных правил учета и хранения драгметаллов, или изделий, их содержащих, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

В статье 19.14 КОАП, в частности говорится, что нарушение установленных правил учета и хранения драгметаллов или изделий, их содержащих, влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ.

За нарушение порядка ведения учета операций с драгметаллами организация несет и налоговую ответственность.

Отсутствие учета драгметаллов, содержащихся в основных средствах, можно рассматривать как несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и материальных ценностей, что влечет согласно статье 120 НК РФ наложение штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, неоприходование лома и отходов, содержащих драгметаллы, в результате ликвидации основных средств приводит к занижению прибыли и недоплате налога на прибыль.

Как учесть лом драгоценных металлов, полученных при ликвидации основного средства

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 18 сентября 2015 г.

Содержание журнала № 19 за 2015 г.С.А. Братишко, специалист департамента аудита и внутреннего контроля АО «Росэлектроника»

Практически у каждой компании есть основные средства, содержащие детали с драгоценными металлами (микросхемы, транзисторы, диоды и т. д.). И если компания решит после ликвидации основного средства сдать эти детали специализированной организации и получить деньги за драгметаллы, то ей будет интересна наша статья. Мы расскажем, как учесть оприходование драгметаллов, а также их реализацию для последующей переработки и аффинажа.

Возможна также ситуация, когда специализированная организация готова приобрести объект ОС целиком, если содержание драгметаллов в нем велико. Тогда в договоре указывается, что объект приобретается с целью его переработки и извлечения драгоценных металлов. Но у вас в учете это отражается как обычная продажа объекта ОС. Этот случай мы рассматривать не будем.

Поступление лома драгметаллов

Выводом объекта ОС из эксплуатации будет заниматься назначенная руководителем вашей организации комиссия. Она укажет наименование и массу драгметаллов, содержащихся в объекте ОС, в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (унифицированная форма № ОС-4).

К примеру, к вам в бухгалтерию может поступить акт со следующими данными:

Объект основных средств, приспособления, принадлежности Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. д.)
наименование количество наименование драгоценных металлов номенклатурный номер единица измерения количество мас­са
1 2 3 4 5 6 7
Осциллограф С1-75 1 Золото г 10
Палладий г 5

Еще один вариант — сотрудники вашей организации или привлеченная специализированная организация извлекут из оборудования детали и узлы, содержащие драгметаллып. 6.19 Инструкции, утв. Приказом Минфина от 29.08.2001 № 68н, о чем будет составлен отдельный актп. 78 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н.

При получении любого из этих документов вам нужно (одновременно со списанием объекта ОС) отразить в бухучете оприходование драгметаллов. Они учитываются в составе материально-производственных запасов по текущей рыночной стоимостипп. 5, 9 ПБУ 5/01; п. 79 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н; пп. 16, 66 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н. В качестве текущей рыночной стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Для целей налогообложения прибыли стоимость драгметаллов, полученных при списании объекта основных средств, учитывается в составе внереализационных доходов также по рыночной ценеп. 13 ст. 250, пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ на дату составления акта о списании ОС (акта об извлечении из объекта ОС деталей с драгметаллами)подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ. То есть опять же можно воспользоваться официальным источником информации — учетными ценами ЦБ РФ.

Реализация «драгоценного» лома

Далее детали (изделия, узлы и пр.), содержащие драгметаллы, лом и отходы драгметаллов, собранные в результате ликвидации ОС, передаются аффинажным организациям или организациям, занимающимся заготовкой лома и отходов, стоящим на специальном учете в Российской государственной пробирной палате при Минфине России.

Передачу можно оформить накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

Но обычно порядок выставления документов определяется условиями договора: «предварительная» сдача-приемка материалов оформляется актом (в нем будет указана информация о наименовании и массе драгметаллов, содержащихся в ломе и отходах, по данным организации-сдатчика).

Затем на основании акта (паспорта) аффинажного завода составляется «окончательный» акт (в нем содержится информация о наименовании и массе драгметаллов, фактически извлеченных аффинажным заводом).

Цена покупки зависит от процентного содержания драгметаллов в передаваемых деталях, от наличия или отсутствия тех или иных химических элементов, от того, предусмотрена ли предоплата и каков срок окончательного расчета за полученные драгоценные металлы.

Для целей налогообложения прибыли выручка от продажи лома драгметаллов учитывается в составе доходов от реализацииподп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ на дату перехода права собственности к аффинажной организациип. 3 ст. 271 НК РФ.

Одновременно полученный доход уменьшается на ранее признанную в доходах рыночную стоимость реализованных драгметалловп. 13 ст. 250, подп. 2 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 254 НК РФ.

НДС по драгметаллам

Операции по реализации лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от обложения НДСподп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом применить освобождение можно, только если отходы драгметаллов приобретаются лицом, непосредственно занимающимся производством и (или) аффинажем драгметалловПисьма Минфина от 02.05.2012 № 03-07-05/11, от 09.08.2010 № 03-07-11/350. То есть использовать освобождение возможно, если лом и отходы драгметаллов реализованы непосредственно аффинажной организации или организации, стоящей на специальном учете в Российской государственной пробирной палате при Минфине РоссииПостановление ФАС ДВО от 08.07.2009 № Ф03-3053/2009. Поэтому нелишне запросить у потенциального контрагента свидетельство о постановке на специальный учет, выданное пробирной палатой. Счет-фактуру при такой реализации можно не выставлять. И не забудьте, при наличии облагаемых и не облагаемых НДС операций возникает необходимость вести раздельный учетп. 4 ст. 170 НК РФ.

Пример. Учет драгметаллов, полученных при списании ОС

/ условие / Организация списала полностью самортизированный осциллограф С1-75 первоначальной стоимостью 70 000 руб. Согласно акту о списании основного средства по форме № ОС-4 в приборе содержится 10 г золота и 5 г палладия. При ликвидации прибора организация своими силами извлекла лом драгметаллов, о чем составлен соответствующий акт.

Лом драгметаллов на основании договора, заключенного со специализированной организацией, реализован для последующей сдачи на аффинаж. По условиям договора цена за 1 г золота составляет 2500 руб., палладия — 1500 руб. По данным акта (паспорта) аффинажа содержание драгметаллов в сданном на аффинаж ломе составило: золота — 9 г, палладия — 4 г. Согласно условиям договора право собственности на реализуемые материалы переходит на дату получения акта аффинажа от аффинажной организации исходя из фактически извлеченной массы драгметаллов.

/ решение / Учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ, по состоянию на день составления акта о списании основного средства составили: на золото — 2050 руб., на палладий — 1200 руб.

Дт Кт Сумма, руб.
На день составления акта о списании основного средства
Отражена первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» 01 «Основные средства» 70 000
Отражена сумма амортизации по выбывающему объекту основных средств 02 «Амортизация основных средств» 01, субсчет «Выбытие основных средств» 70 000
Приняты к учету (приходный ордер № М-4) лом драгметаллов, полученный при выбытии основного средства
(10 г х 2050 руб. + 5 г х 1200 руб.)
10 «Материалы» 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» 26 500
На дату отгрузки лома специализированной организации
Признан доход от реализации лома и отходов драгметаллов по договорным ценам
(10 г х 2500 руб. + 5 г х 1500 руб.)
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 91, субсчет «Прочие доходы» 32 500
Списана стоимость проданного лома и отходов драгметаллов 91, субсчет «Прочие расходы» 10 «Материалы» 26 500

В связи с тем, что по данным акта, полученного от аффинажной организации, фактически изъятая масса драгметаллов меньше, чем было отражено изначально по данным технической документации, нужно скорректировать ранее учтенные операциип. 6.20 Инструкции, утв. Приказом Минфина от 29.08.2001 № 68н. При этом такая корректировка не признается ошибкой, так как производится она в результате получения новой информации, которая не была доступна организации ранееп. 2 ПБУ 22/2010.

Дт Кт Сумма, руб.
На дату получения акта (паспорта) аффинажа
СТОРНО
Откорректирована стоимость принятых к учету лома и отходов драгметаллов
((10 г – 9 г) х 2050 руб. + (5 г – 4 г) х 1200 руб.)
10 «Материалы» 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» 3 250
СТОРНО
Откорректирована сумма дохода от реализации лома и отходов драгметаллов
((10 г – 9 г) х 2500 руб. + (5 г – 4 г) х 1500 руб.)
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 91, субсчет «Прочие доходы» 4 000
СТОРНО
Откорректирована списанная стоимость проданного лома и отходов драгметаллов
((10 г – 9 г) х 2050 руб. + (5 г – 4 г) х 1200 руб.)
91, субсчет «Прочие расходы» 10 «Материалы» 3 250
На дату получения оплаты за драгметаллы
Получена оплата за лом и отходы драгметаллов от покупателя
(9 г х 2500 руб. + 4 г х 1500 руб.)
51 «Расчетные счета» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 28 500

***

Итак, единственная сложность в рассмотренной ситуации — это необходимость корректировки доходов и расходов в бухучете. Специфика такова, что сначала лом и отходы драгметаллов приходуются исходя из данных о массе драгметаллов, указанных в акте о списании ОС. Узнать же, какое количество драгметаллов фактически содержится в ломе и отходах драгметаллов, возможно только после аффинажа. Поэтому вы сначала проводите реализацию по «предварительным» данным, которые имеются у организации до получения акта аффинажа, а после получения результатов аффинажа делаете корректировку.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Основные средства / недвижимость / капвложения»:

Учет драгоценных металлов в основных средствах

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 10.01.02) драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). На балансах многих организаций числятся объекты основных средств, которые содержат эти металлы, например, телевизоры, аудио и видео техника, компьютеры и т.д.

В соответствии с п. 1.8 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.01 № 68н, (далее – Инструкция) организации обязаны:

  • вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
  • обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации, осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организации также обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней (п. 6.3 Инструкции).

Таким образом, при оприходовании оборудования, содержащего драгоценные металлы, в акте приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1) и в инвентарной карточке (ф. ОС-6) необходимо указать количество этого металла на основании технического паспорта поступившего оборудования.

Если в техническом паспорте не указано количество драгоценного металла, а производитель приобретенного оборудования не отвечает на соответствующие официальные запросы, то по приказу генерального директора создается комиссия для определения содержания драгметаллов в оборудовании, результаты работы которой оформляются актом. Председателем комиссии назначается главный инженер, также в ее составе должны быть сотрудники бухгалтерии, инженеры и ремонтники. Для определения количества драгметаллов в основных средствах можно использовать информацию:

  • об их количестве в аналогичном оборудовании;
  • об элементной базе, содержащейся в спецификации (приложение к техническому паспорту);
  • полученную в результате визуального осмотра микросхем и узлов оборудования (с применением частичной разборки);
  • из справочников.

Согласно п. 6.3 Инструкции в отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных об их наличии или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

В этом случае определение количества драгоценных металлов возможно и в процессе аффинажа (только в импортном оборудовании). Аффинажный завод предоставляет акт, по которому и осуществляется принятие к учету выручки от реализации драгоценных металлов.

Если в организации отсутствует учет драгоценных металлов в оборудовании, для его восстановления необходимо:

  1. провести инвентаризацию оборудования и выявить то, в котором содержатся драгоценные металлы;
  2. определить количество драгметаллов по технической документации, или направить запросы производителям либо поставщикам оборудования, или по спецификации и т.д.;
  3. отразить полученную информацию в инвентарной карточке ф. ОС-6.

Учет драгоценных металлов при ликвидации основных средств

Ликвидация основных средств оформляется актом на списание (ф. ОС-4), в котором должны быть указаны количество драгоценных металлов, содержащихся в списываемом оборудовании (на основании ф. ОС-1 либо ф. ОС-6), и сведения о поступлении материальных ценностей от списания основных средств (на оборотной стороне формы).

Согласно п. 12 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (постановление Правительства РФ от 28.09.2000 № 731) при списании оборудования и невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации обязаны вести учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации).

Информация о количестве драгоценных металлов, содержащихся в отходах, полученных в результате демонтажа основного средства, заносится в специальную книгу учета драгоценных металлов в отходах, которая регистрируется в бухгалтерии и выдается материально ответственным лицам под расписку. Она должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем организации или уполномоченным лицом и скреплена печатью.

В соответствии с п. 4 Инструкции хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий, материалов, лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность.

В п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.02.2000) определено, что материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации.

Поэтому драгоценные металлы, содержащиеся в ломе и отходах, полученных в результате списания основного средства, подлежат зачислению на финансовые результаты организации:

Д-т сч. 10 «Материалы»,
К-т сч. 91-1 «Прочие доходы,
100 руб.

оприходованы драгметаллы в результате ликвидации основного средства.

Стоимость драгоценных металлов при этом точно определить невозможно, поскольку в момент оприходования она часто завышается, и сложно установить уровень износа деталей и узлов демонтируемого оборудования. Поэтому при фактической реализации содержащего драгметаллы лома и отходов, разница между балансовой и рыночной стоимостями является внереализационным расходом организации (если нет оснований сомневаться в достоверности определения стоимости перерабатывающей организацией). В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч.91-1 «Прочие доходы»
80 руб.

отражена задолженность перерабатывающего завода за реализованные драгоценные металлы;

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»,
К-т сч. 10 «Материалы»
100 руб.

списана балансовая стоимость драгметаллов;

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К-т сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
20 руб.

отражен убыток от реализации драгметаллов перерабатывающему заводу;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
80 руб.

получены денежные средства от покупателя.

После реализации лома и отходов заводу, в книге учета драгоценных металлов делаются записи по их расходу.

Ответственность за неведение учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ (ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях).

Согласно ст. 120 НК РФ отсутствие учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, можно рассматривать как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, которое влечет за собой взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. руб.

Не оприходование по рыночной стоимости на дату списания лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в результате демонтажа оборудования, и соответственно не зачисление соответствующей суммы на финансовые результаты влечет искажение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Андрей Викторович Комаров
Директор АКФ «ЦФО»

Учет драгоценных металлов основных средств, списание, утилизация, хранение лома и отходов

Д.Д. ХЕНКЕЕВА,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Бюджетным учреждением приобретается основное средство — компьютер. В статье рассказано, каким образом определить находятся ли в нем драгоценные металлы и если в объекте ОС содержатся драгоценные металлы — какие действия необходимо выполнить при его списании.
Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция 148н).
Особо подчеркнем, что работа по учету содержания драгоценных металлов должна начинаться в бюджетном учреждении уже на этапе поступления основных средств. Установленные соответствующей комиссией показатели в дальнейшем используются при списании основных средств, содержащих драгоценные металлы.
Порядок учета драгоценных металлов при поступлении основных средств. Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. При этом любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 20 Закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ) драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности установлен Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее — Правила N 731).
Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует также руководствоваться Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее — Инструкция N 68н).
Напомним, что в соответствии с положениями п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.
Таким образом, сведения о содержащихся в используемой бюджетной организацией оргтехнике драгоценных металлах необходимо указывать еще при постановке данного оборудования на бюджетный учет. Такая информация отражается в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета основных средств (форма 0504031). Отметим, что в соответствии с положениями Приложения N 2 к приказу Минфина России от 23.09.2005 N 123н в случаях, когда в составе оборудования, приборов, вычислительной техники, музейных ценностей и т.д. имеются драгоценные металлы, при заполнении инвентарной карточки указывается перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла, указанные в паспорте.
Еще раз подчеркнем, что уже при принятии основных средств к бюджетному учету соответствующие должностные лица обязаны определить содержание драгоценных металлов (возможность содержания драгоценных металлов) в конкретных объектах учета. Обычно такая работа возлагается на специально созданную в бюджетном учреждении комиссию.
В соответствии с положениями п. 6.3 Инструкции N 68н данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в оргтехнике, отражаются в первичной учетной документации (инвентарной карточке) на основании:
1. Сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках);
2. Данных изготовителей оргтехники;
3. Данных разработчиков оргтехники;
4. Решения соответствующей комиссии, принятого с использованием сведений по аналогичным объектам оргтехники;
5. Решения соответствующей комиссии, принятого с использованием расчетов, произведенных специализированными организациями.
Следовательно, при принятии к учету оргтехники соответствующая комиссия должна изучить техническую документацию, а при необходимости — и запросить (использовать) дополнительную информацию в порядке, изложенном выше.
Отметим, что отдельные показатели содержания драгоценных металлов в различных видах оргтехники могут доводиться до бюджетного учреждения вышестоящей организацией. При этом, например, используются:
— перечень импортной техники, составленный на основании комиссионных данных НПО «Центрсистем» о содержании драгоценных металлов в единице продукции;
— информация о содержании серебра в малогабаритных источниках тока (процент от массы батарейки) по данным химических анализов, проведенных Белорусской Государственной Политехнической Академией;
— иные расчетные данные, полученные от специализированных организаций установленным порядком.
Если соответствующая комиссия бюджетного учреждения, проведя все процедуры, указанные выше, приходит к выводу, что определить содержание драгоценных металлов в оборудовании невозможно, то в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации (Примечание к п. 6.3 Инструкции N 68н).
Списание основных средств, содержащих драгоценные металлы. В соответствии с п. 1 Порядка списания, передачи и реализации объектов основных средств, закрепленных за территориальными органами и федеральными государственными учреждениями ФМБА России на праве оперативного управления (Приложение N 3 к приказу ФМБА России от 01.12.2006 N 367) при списании основных средств соответствующая комиссия, в частности, должна:
— установить возможность использования отдельных узлов и деталей выбывающего объекта основных средств;
— осуществлять контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов из списываемых объектов основных средств.
Сведения о содержащихся в списываемых основных средствах драгоценных металлах отражаются при списании оргтехники в Акте о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003), оформляемом согласно п. 22 Инструкции N 148н. При этом в момент выбытия основных средств должны быть оприходованы элементы выбывающего оборудования, содержащие драгоценные металлы. В акте на списание объекта основных средств в разделе «Краткая характеристика объекта основных средств» необходимо указать информацию о содержании в нем драгоценных металлов, а в разделе, содержащем сведения о поступивших после его списания материальных ценностей, — данные поступающих в результате списания основного средства материальных ценностях, в том числе содержащих драгоценные металлы.
Детали, остающиеся от выбытия основных средств, принимаются к учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость материалов определяется комиссией учреждения исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции N 148н).
Если определить содержание драгоценных металлов в отдельных деталях оргтехники было невозможно, то они должны быть приняты к учету по рыночной стоимости, установленной соответствующей комиссией, а содержание драгоценных металлов в них будет отражено в бюджетном учете учреждения по данным специализированной организации. При этом могут приходоваться такие наименования, как монитор, системный блок и т.д.
Порядок утилизации оргтехники. Если материальные ценности (запасные части), поступающие в результате списания оргтехники, не могут быть использованы в деятельности бюджетного учреждения, то их утилизация должна быть организована в установленном порядке. При этом из запасных частей должны быть извлечены драгоценные металлы.
Бюджетное учреждение может утилизировать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы:
— самостоятельно;
— с помощью специализированной организации.
При отсутствии в организации структурного подразделения, на которое могут быть возложены обязанности по демонтажу объектов основных средств, за оказанием таких услуг обращаются к сторонним организациям, которые извлекают детали, содержащие драгоценные металлы, и либо самостоятельно производят аффинаж, либо передают их аффинажной организации. В этом случае в акте передачи сторонней организации будет приведен перечень оборудования и указано содержание в нем драгоценных металлов (по данным учета организации). Фактическое содержание драгоценных металлов будет указано только в акте аффинажного завода. Списание объектов материальных ценностей будет производиться на основании акта аффинажной организации.
Отметим, что в бюджетных организациях не всегда есть возможность самостоятельно провести утилизацию оргтехники и изъять детали, содержащие драгоценные металлы (Инструкцией N 68н установлен довольно сложный и трудоемкий порядок проведения и оформления данных операций). Поэтому бюджетные учреждения, как правило, планируют расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.
Кроме того, в ряде случаев самостоятельное изъятие драгоценных металлов из списываемой оргтехники невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). А мониторы, например, могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В этих случаях законодательство запрещает организациям самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26.08.2006 N 524). А поскольку определение наличия вредных отходов в списываемой оргтехнике практически невозможно, по нашему мнению, целесообразно заключение договоров со специализированными организациями.
Хранение лома и отходов с содержанием драгоценных металлов. В соответствии с п. 6.19 Инструкции N 68н детали, содержащие драгоценные металлы, до их передачи на аффинаж учитываются по общей и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам. В силу п. 6.7 Инструкции N 68н учет драгоценных металлов и содержащих их изделий в местах хранения (склады, хранилища) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (книги (карточки) складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы), которые должны регистрироваться в бухгалтерии и выдаваться материально ответственным лицам под расписку. Эти книги, журналы должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.
Для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна оформляться отдельная карточка или страница в книгах (журналах), например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для учета деталей (узлов), в состав которых входит серебро, и так далее; в них указывается масса химически чистых металлов и общая (лигатурная) масса. Форма книги (журнала) разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и утверждается в учетной политике.
Хранение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, должно осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность в местах хранения, переработки и транспортировки (п. 4.1 Инструкции N 68н).
Собранные детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, как правило, передаются на аффинажный завод (либо продаются специализированной организации для последующей передачи на аффинаж). Порядок сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней утвержден постановлением Правительства РФ от 25.06.1992 N 431. Напомним, что согласно п. 1.2 Инструкции N 68н аффинаж драгоценных металлов — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.
При этом такая передача оформляется актом, в котором отражаются наименование драгоценных металлов, их масса, как в лигатуре, так и в чистом виде. После переработки деталей и узлов аффинажный завод представляет акт, на основании которого отражается в учете выручка от реализации драгоценных металлов и списывается из учета драгоценный металл. В случае расхождения данных о массе полученного драгоценного металла п. 6.20 Инструкции N 68н допускает исправление первоначальных учетных данных о массе драгоценных металлов на вес, указанный в акте аффинажного завода.
Бюджетный учет. В бюджетном учете учреждения рассматриваемые операции могут быть отражены следующими проводками:
Дебет КРБ 010506340 Кредит КДБ 040101172
— приняты к учету по фактической стоимости детали, содержащие драгоценные металлы;
Дебет КРБ 010506340 Кредит КРБ 010506340
— переданы по акту детали аффинажной организации;
Дебет КДБ 040101172 Кредит КРБ 010506440
— списана стоимость деталей, содержащих драгоценные металлы (при реализации содержавшихся в них драгоценных металлов);
Дебет КДБ 020509560 Кредит КДБ 040101172
— начислен доход от реализации драгоценных металлов на основании документов аффинажной организации.
В заключение напомним, что после зачисления средств на лицевой счет учреждения в соответствии с требованиями бюджетного законодательства учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации драгоценных металлов, после уплаты налогов, предусмотренных НК РФ.

Список литературы

1. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
2. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ.
4. Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н