Твт Томск

Первое здание на основной, Южной площадке — Центр инноваций и технологий (ЦИТ), декабрь 2008 год. В настоящее время здесь размещаются предприятия-резиденты Особой экономической зоны, «Территориальное управление РосОЭЗ-Томск», администрация ОАО «Особая экономическая зона Томск». На снимке — вестибюль ЦИТЦИТ, вид с западаЦИТ, вид с востока

Томская Особая экономическая зона системы РосОЭЗ, технико-внедренческого (технологические инновации) типа (Томск-ОЭЗ ТВТ). Упрощённо в неофициальном общении используется сокращение технико-внедренческая зона, или ТВЗ.

Общие сведения

ТВЗ является одним из важнейших элементов инновационной экономической инфраструктуры, наряду с другими элементами этой томской системы — научно-образовательным комплексом Томска (вузы, НИИ), индустриальными высокотехнологическими предприятиями и объединениями, кластерной транспортной логистикой. По форме представляет собой классический научно-технологический парк с особым таможенным и налоговым режимом.

В конце 2005 года конкурсная комиссия правительства России по созданию особых экономических зон утвердила решение о создании в четырёх городах (Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске) технико-внедренческих зон.

В Томске ТВЗ будет размещаться на двух площадках — северной (в районе Njvcrjuj нефтехимического комбината, площадью 4,6 га) и южной — в районе Академгородка (площадью 192,4 га).

Вся территория зоны будет огорожена, въезд в зону будет осуществляться через КПП и участок таможенного контроля.

Расходы на строительство ТВЗ в 2008 году составили 3 млрд рублей, в эту сумму входят и расходы на обеспечение транспортной доступности зоны.

С осени 2007 года проводилась реорганизация ТВЗ — к лету 2008 года появилось 2 дирекции. Основной проект, РосОЭЗ-Томск, осуществляется общефедеральным органом — Территориальное управление РосОЭЗ по Томской области. Вновь созданное акционерное общество ОАО «Особая экономическая зона Томск» (подразделение системы ОАО «Особые экономические зоны», Москва), создано на базе части структур управления прежней администрации ТВЗ. Эта организация является собственником основных материальных активов ТВЗ.

В октябре-ноябре 2008 года обе администрации ТВЗ переместились в район Академгородка — улица без наименования (нумерация дана по параллельной улице — пр. Академический) из арендуемых помещений по улице Красноармейской, 147.

  • С мая 2009 года руководитель территориального агентства РосОЭЗ по Томской области — Юрий Николаевич Гавриленко, ранее работавший в омской, затем в томской мебельно-лесоперерабатывающей фирме «Партнёр». Экс-руководитель Территориального управления РосОЭЗ по Томской области, Председатель Совета директоров Открытого акционерного общества «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск»» — Владимир Адамович Прец (до ноября 2008), заместитель руководителя, а с декабря 2008 и.о. руководителя ТУ Томск-ОЭЗ — Владимир Иванович Подкатов. Представленные в ноябре-декабре Администрацией Томской области кандидатуры на должность Руководителя Территориального управления РосОЭЗ-Томск не были утверждены в Москве.

  • Руководитель ОАО «Особая экономическая зона Томск», генеральный директор — Анатолий Николаевич Овсянников.

Открытие первого корпуса на Южной площадке (Центра инноваций и технологий) состоялось 10 октября 2008 года и было приурочено к проходившему в те дни в Томске XI Инновационному форуму.

7-го апреля 2016 года активист проекта ОНФ «За честные закупки» из Томска Михаил Паутов во время пленарного заседания Санкт-Петербургского медиафорума ОНФ региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» рассказал президенту РФ В.В. Путину, что акционерное общество «Особые экономические зоны», в том числе Томск-ТВЗ, работает малоэффективно и данные проверки Счётной палаты РФ подтверждают это заявление. М. Паутов предложил провести проверку акционерных обществ с государственным участием. Это было уже второе подобное обращение к Президенту России после обращения по данному вопросу 28.11.2015 года.

В августе 2019 года власти Томской области заявили о том, что подряд на застройку территории ТВЗ «Томск-ОЭЗ» жилыми домами решено передать компании строительства стандартных недорогих типовых зданий — ТДСК.

Резиденты

По состоянию на июнь 2008 года в ТВЗ зарегистрированы компании:

  • «Аквазон»
  • «Антарес-Т»
  • «Контек-Софт»
  • «Прикладная электроника»
  • «Микран»
  • «Медлайн»
  • «НПЦ СТРЕЛА»
  • «Сибур–Томскнефтехим»
  • «Субмикронные технологии»
  • «ФлексСофт»
  • «Фотон»
  • «Электропульс»
  • «Элекард Девайсез»
  • «ЭлеТим» подразделение компании ЭлеСи
  • ООО «САН», Новосибирск

В августе 2008 года было зарегистрировано 11 новых резидентов.

В дни XI Инновационного форума в число резидентов были приняты ещё 12 новых резидентов .

Контакты

  • Адрес: ТомскОЭЗ, пр. Академический, 8/8. Томск 634055
  • +7 (3822) 701425
  • Электронная почта: office@tomskoez.ru

Примечания

  1. Мэрия утвердила проект планировки южной площадки ТВЗ
  2. Расходы на строительство объектов Томской ОЭЗ в 2008 году составят 3 млрд рублей
  3. См. сообщение «У ОЭЗ — новый руководитель», а также биографию с омским периодом Ю. Гавриленко
  4. Владимир Прец вернулся в свой бизнес, руководит ЗАО «Сибирский центр логистики», который тесно ссвязан с проектами инфраструктурного развития ТВЗ.
  5. См. статью в газете «Томский вестник», № 219 от 19 ноября 2008 «Владимира Преца сменит неизвестный»
  6. Центр инноваций и технологий открыт на Южной площадке Томской ОЭЗ
  7. Санкт-Петербургский медиафорум ОНФ региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» 2016 года поднял вопрос о неэффективности ОЭЗ (07.04.2016).
  8. ОНФ: причиной срывов реализации создания ОЭЗ в регионах стала халатность чиновников (05.04.2016).
  9. Известия.ру: Проект ОНФ «За честные закупки» выявил нулевую эффективность особых экономических зон (30.11.2016).
  10. Одиннадцать новых резидентов зарегистрированы в Томской ОЭЗ
  11. См. информацию на http://www.tomsknews.com/news/?id=6069

Галерея фотографий ТВЗ

  • Первое здание на территории ТВЗ: ИТЦ. Морозный декабрь 2008

  • ИТЦ. Вид с востока. Декабрь 2008

  • ИТЦ. Вид с юго-востока.

  • Проспект развития 8.

Ссылки

  • Томск — РосОЭЗ
  • Официальный интернет-сайт муниципалитета г. Томска: Особая экономическая зона технико-внедренческого типа, г. Томск
  • Технико-внедренческая зона в Томске
  • Проект планировки территории особой экономической зоны в г. Томске (район Академгородка)
  • Инвестиционный паспорт Томской области
  • Российский инновационный центр — управляющая компания Томской особой экономической зоны
  • «Томский вестник», 17.10.2007: Частичка Томской ТВЗ в Сингапуре
  • сайт РосОЭЗ: биография и фото В. А. Преца
  • Внеочередное Общее собрание акционеров Открытого акционерного общества «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» (декабрь 2007)
  • ОЭЗ Сибири: ОЭЗ в Томске (2008)
  • портал «ФедералПресс»: Полпред Президента РФ в СФО Анатолий Квашнин разместил новосибирскую инновационную компанию «САН» в ОЭЗ Томской области (06.10.2008)
  • портал «Тайга.инфо»: Центр инноваций и технологий (ЦИТ) открылся в ТомскОЭЗ (12.10.2008)
  • Иннофорум в Екатеринбурге 2012 года: «Инновации особо крупного размера» (томичи о том, что бюрократия мешает инновационному экономическому развитию регионов)
  • РИА Томск (08.01.2019): Инвестиции резидентов Томск-ОЭЗ «догнали» бюджетные вложения
  • РИА Томск (24.01.2019): Томский бизнесмен обратится к президенту В. Путину с вопросом о льготах в ОЭЗ: зачем институт развития типа «технопарк» превращать в коммерческий бизнес-центр и строить затем с нуля новые «институты развития для старт-апов (технопарки и бизнес-инкубаторы)?»
  • ИА ТВ2 (29.01.2019): Власти рассказали о развитии промпарков и ОЭЗ в 2019 году
  • ИА «Томский обзор» (07.02.2019): Вице-губернатор заявил, что ТВЗ «Томск-ОЭЗ» вышла на окупаемость
  • ИА «Новости ВТомске.ру» (07.02.2019): Вице-губернатор проинформировал, что дальнейшей развитие ТВЗ «Томск-ОЭЗ» приостановлено: власти ищут 1,2 млрд руб для достройки Экспоцентра и Инжинирингового центра для Южной площадки ТВЗ
  • РИА Томск (31.07.2019): Томский сенатор В. Кравченко предполагает, что прогнозируется отток резидентов из ОЭЗ ТВЗ «Томск»
  • РИА Томск (04.09.2019): Из-за высокой арендной платы, которая накладывается на отмену льгот на старт-ап компании, из Томск-ОЭЗ происходит отток резидентов
  • Томский губернатор попросил у федерации 1,5 млрд. руб на достройку 2 объектов ОЭЗ
  • Экспоцентр в томской ОЭЗ планируют достроить в 2021 году
  • Как вернуть интерес инноваторов к ОЭЗ «Томск»: планы властей на 2020 год
  • Томская ОЭЗ окончательно перешла в ведомство региона
  • Томичи выступают против многоэтажной застройки на землях ТВЗ

Технико-внедренческая деятельность в системе государственно-частного партнерства: понятие и основные признаки

Е.Е. СЕРЕБРЯКОВА — преподаватель кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кута-фина (филиал в г. Вологде)

В статье содержится анализ одного из важнейших направлений государственной политики в системе государственно-частного партнерства, формой которого является технико-внедренческая деятельность, представляющая собой основу функционирования особых экономических зон технико-внедренческого типа.

Ключевые слова: технико-внедренческая особая экономическая зона; научно-техническое развитие; технико-внедренческая деятельность; правовой статус; государственно-частное партнерство; инновации.

Technical-promotional activities: the concept and main features

Е.Е. SEREBRYAKOVA — lecturer in business law branch of the MSAL after O.E. Kutafin in Vologda

Анализ основных характеристик техниковнедренческой деятельности имеет важное значение, поскольку именно посредством стимулирования ее осуществления решаются задачи, стоящие перед государством при учреждении особых экономических зон технико-внедренческого типа.

Понятие технико-внедренческой деятельности содержится в ст. 10 федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»1 (далее — Закон об ОЭЗ). Так, ею называется создание, производство и реализация научно-технической продукции, разработка и реализация программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ), баз данных, топологий инте-

гральных микросхем, информационных систем, а также оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов.

В соответствии с этим определением в качестве первого признака технико-внедренческой деятельности можно рассматривать ее неоднородность, так как она включает в себя:

— создание, производство и реализацию научно-технической продукции;

— создание и реализацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем;

— оказание услуг по внедрению и обслуживанию вышеуказанных продуктов.

Слово «создавать» означает «делать, доделывать, творить или производить из не-

бытия в бытие»2. В праве оно используется в различных нормативных актах. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»3 регламентирует порядок создания судов, а Гражданский кодекс Российской Федерации — порядок создания юридического лица:

1. Статья 51 о государственной регистрации юридических лиц: юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

2. Статья 218 о приобретении права собственности: право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В данном случае идет речь о создании нематериальных объектов: научно-технической продукции, программных продуктов и т.д.

Следует отметить, что к технико-внедренческой деятельности относится реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, оказание услуг по внедрению и обслуживанию продуктов и систем.

Реализация научно-технической продукции предполагает заключение договоров, опосредующих передачу прав в отношении ее, в первую очередь лицензионных. Именно коммерциализация, или доведение до промышленного применения существующего продукта, является итоговым показателем всей произведенной работы. Она может включать в себя изготовление, испытание и реализацию опытных партий. При этом оказание услуг по внедрению и обслуживанию продуктов и систем осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

Таким образом, технико-внедренческая деятельность предполагает как оказание услуг, так и выполнение работ. Ранее в нее не входило производство, что многими авторами расценивалось как определенная недоработка законодателя. Так, А.М. Экмалян указывал на то, что в технико-внедренческих особых зонах в соответствии с законодательством Российской Федерации производство продукции осуществляться не может, и по этой причине оно выносится за границы технико-внедренческих ОЭЗ, что требует организации строительства производственных площадей, поиска партнеров по производству и пр.4 Следовательно, инновационный экономический эффект от технико-внедренческих зон достигался бы быстрее при нахождении производства на их территории.

В этой связи предлагается дополнить ст. 10 Закона об ОЭЗ, устанавливающую по-

рядок осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, положениями, которые расширяют определение технико-внедренческой деятельности, и тем самым предоставить резидентам этих зон право осуществлять не только создание, но и производство и реализацию инновационной, высокотехнологичной продукции, различных программ, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений, оказание услуг по внедрению и обслуживанию указанных продуктов и систем, а также расширить возможности участия в этой деятельности индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, не являющихся резидентами5.

Кроме того, А.М. Экмалян предлагал изложить ч. 2 ст. 10 в следующей редакции: «Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность. Для целей настоящего Федерального закона под технико-внедренческой деятельностью понимаются создание, производство и реализация инновационной, высокотехнологической продукции, программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений, разработанных в технико-внедренческой особой экономической зоне, а также оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем»6.

В настоящее время п. 2 ст. 10 Закона об ОЭЗ содержит следующую норму: «Производство научно-технической продукции в границах технико-внедренческой особой экономической зоны допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации».

Важным является и вопрос о том, должна ли технико-внедренческая деятельность включать в себя каждый из указанных выше компонентов, иными словами, может ли создание научно-технической продукции быть названо технико-внедренческой деятельностью, если оно не предполагает последующую реализацию полученных технологий, систем, программ и т.п. По нашему мнению, из смысла легального определения следует, что технико-внедренческая деятельность может не включать в себя каждый из указанных ее видов, однако, даже если какой-то ее результат не получил последующей реализации, должна соблюдаться общая направ-

ленность на доведение продуктов до потребителей.

При этом не любая деятельность по созданию, реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, оказанию услуг по внедрению и обслуживанию продуктов и систем является технико-внедренческой. Общим является то, что каждый из видов деятельности может быть назван технико-внедренческим только в том случае, если он осуществляется на территории особой экономической зоны ее резидентами. Это второй признак технико-внедренческой деятельности, являющийся сущностным, выделяющий ее среди иных аналогичных.

Итак, предлагаем внести изменения в п. 2 ст. 10 Закона об ОЭЗ и изложить его в следующей редакции: «Для целей настоящего Федерального закона под техниковнедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем, осуществляемые в границах технико-внедренческой особой экономической зоны резидентами такой особой экономической зоны».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также спорным можно считать вопрос о том, является ли технико-внедренческая деятельность предпринимательской, то есть можно ли выделять в качестве характеризующего ее признака предпринимательский характер осуществления.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Соответственно, можно выделить пять признаков предпринимательской деятельности:

1. Самостоятельность осуществления, которая может быть как имущественной (наличие у субъекта обособленного имущества, составляющего его экономическую базу), так и организационной (возможность принятия самостоятельных решений).

2. Хозяйственный (предпринимательский) риск. Как отмечает И.К. Шевченко, «можно с уверенностью сказать: неопределенность

и риск в предпринимательской деятельности играют очень важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным, то есть источником развития предпринимательской деятельности»7. Предпринимательский риск, по его мнению, имеет объективную основу «из-за неопределенности внешней среды по отношению к фирме»8. Более того, именно внешняя среда включает в себя «объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться»9.

3. Направленность на систематическое извлечение прибыли.

4. Осуществление в формах, предусмотренных законом: пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг.

5. Наличие государственной регистрации субъекта.

Самостоятельность, безусловно, присуща технико-внедренческой деятельности, поскольку она осуществляется субъектами права, обладающими определенной имущественной базой. Вместе с тем следует отметить, что организационная самостоятельность резидентов особой экономической зоны может быть ограничена установлением основных направлений функционирования данной зоны.

Риск также присущ технико-внедренческой деятельности. Так, О.А. Городов, рассматривая признаки инновационной деятельности, утверждает, что такая деятельность «в наибольшей степени, чем иные гражданские виды деятельности, подвержена факторам риска, воздействие которых на промежуточные и конечный результаты этой деятельности невозможно априори точно определить»10. На наш взгляд, это характерно и для технико-внедренческой деятельности, так как «в общем виде инновационный риск определяется как вероятность потерь, возникающих при инвестировании в создание нового или усовершенствованного продукта, в разработку новой технологии, реализация которых на рынке зависит от эластичности спроса на него»11.

Направленность на систематическое извлечение прибыли также свойственна технико-внедренческой деятельности, поскольку она, как правило, предполагает осуществление прикладных научных исследований, результаты которых предназначены для внедрения в производство.

Как и предпринимательская, техниковнедренческая деятельность может вклю-

чать в себя выполнение работ и оказание услуг, но при этом она отличается тем, что имеет целью создание научно-технической продукции.

Осуществляют ее лица, имеющие государственную регистрацию. Так, в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона об ОЭЗ резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий. Извлечение прибыли является основной целью их деятельности, при этом в отношении данных лиц не запрещена и некоммерческая деятельность, которой может быть признано создание научно-технической продукции и иных указанных выше объектов. Таким образом, технико-внедренческая деятельность может быть как предпринимательской, так и носить непредпринимательский характер в зависимости от ее конкретного содержания.

Еще одна особенность технико-внедренческой деятельности связана с ее результатами, то есть с объектами, на создание и реализацию которых она направлена. Ими могут быть научно-техническая продукция, программы, системы сбора, обработки и передачи данных, системы распределительных вычислений. Определений данных объектов Закон об ОЭЗ не содержит: их можно найти в других нормативных актах, в ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике». Ею признается научный и (или) научно-технический результат, прежде всего результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ продуктами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для ЭВМ; 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщения, передаваемые в эфир или по кабелю радио- или телепередач; 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения.

Термин «технико-внедренческая деятельность» используется для целей Закона об

ОЭЗ. В иных нормативно-правовых актах, научной и учебной литературе присутствуют указания на иные виды деятельности, направленные на получение нового интеллектуального продукта. Так, в Федеральном законе «О науке и государственной научнотехнической политике»12 идет речь о научноисследовательской деятельности, которая направлена на получение и применение новых знаний, предназначенных для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. К ней относятся:

— фундаментальные научные исследования — получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

— прикладные научные исследования -применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Указанный выше закон содержит также понятие «экспериментальная разработка». Под ней понимается деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или практических опытов, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

В Гражданском кодексе Российской Федерации используются термины «опытно-конструкторские работы» и «технологические работы». Так, по договору на выполнение опытно-конструкторских работ исполнитель обязуется создать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик — принять работу и оплатить ее.

При этом термин «технико-внедренческая деятельность» в ГК РФ не используется, что обусловливает сложности соотношения указанных видов деятельности.

На получение интеллектуального продукта направлена также инновационная деятельность. К сожалению, легальное ее определение отсутствует, но при этом существует множество научных толкований.

Так, например, М.В. Волынкина называет инновационной деятельностью «процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка»13. П.Н. Завлин понимает под ней «деятельность, направленную на использование результатов на-

учных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках»14.

Технико-внедренческая деятельность по своей сути близка к инновационной деятельности, а также такому явлению, как прикладные научные исследования. Общей для них является направленность на последующую реализацию итогов научной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не оспаривая важность поддержания государством фундаментальных научных исследований, хотелось бы обратить внимание на то, что в условиях рыночной экономики научная деятельность приобретает коммерческие черты. В частности, она связана не только с получением нового интеллектуального продукта, но и с реализацией его другим участникам рынка.

Так, М.В. Волынкина, рассматривая опыт США, отмечает, что там «инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Поэтому целью инновационной деятельности является не только социально-экономический эффект от использования интеллектуального потенциала, но и получение прибыли. Следовательно,

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Федеральный закон от 22.07.2005 г № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 27 июля.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2006. С. 448.

3 См.: Российская газета. 1997. 6 янв.

4 См.: Экмалян А.М. О необходимости внесения изменений и дополнений в правовые основы особых экономических зон Российской Федерации // Государство и право. 2009. № 1. С. 88.

5 См.: Там же.

6 Там же. С. 89.

7 Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. Таганрог, 2004. С. 56.

8 Там же.

9 Там же.

10 Городов О.А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб., 2008. С. 28.

11 Там же.

13 Волынкина М.В. Правовой инновационный опыт регионов // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 57.

15 Волынкина М.В. Правовой инновационный опыт регионов. С. 57.

необходимыми компонентами инновационной деятельности являются:

— развитие прикладной науки;

— создание пилотного образца;

— оформление технической документации на новый продукт;

— юридическое оформление прав на интеллектуальную собственность;

— серийное производство;

— передача инновационного продукта в коммерческий оборот»15.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно выделить следующие основные признаки технико-внедренческой деятельности как основы функционирования особых экономических зон технико-внедренческого типа:

— неоднородность, то есть включение в себя создания продукции, ее реализации, доведения до промышленного применения, оказания услуг по внедрению и обслуживанию продуктов и систем;

— осуществление субъектами предпринимательского права — резидентами особой экономической зоны; при этом она может как быть предпринимательской, так и носить некоммерческий характер;

— наличие таких результатов, как научнотехническая продукция, программные продукты, системы сбора, обработки и передачи данных, системы распределительных вычислений;

— близость к прикладным научным исследованиям и инновационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Dal’ V.I. Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M., 2006. S. 448.

3 Sm.: Rossijskaja gazeta. 1997. 6 janv.

5 Sm.: Tam zhe.

6 Tam zhe. S. 89.

7 Shevchenko I.K. Organizacija predprinimatel’skoj dejatel’nosti: Ucheb. posobie. Taganrog, 2004. S. 56.

8 Tam zhe.

9 Tam zhe.

10 Gorodov O.A. Pravovaja innovatika (pravovoe regulirovanie innovacionnoj dejatel’nosti). SPb., 2008. S. 28.

11 Tam zhe.

Льготы по налогу на прибыль организаций могут быть предоставлены резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Томске. Соответствующий законопроект рассмотрели депутаты на заседании бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области.

Проектом закона предлагается установить дифференцированные пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет.

Основная ставка по налогу на прибыль организаций составляет 20%, из которых 3% идут в федеральный бюджет, а 17% — в бюджет субъекта федерации. Согласно законопроекту, в первые пять лет работы резидента предполагается рассчитывать налог на прибыль исходя из ставки 5%, в следующие пять лет — 10%, далее — 13,5%.

— В настоящее время резидентами ОЭЗ являются 49 компаний, работающих в сфере IT и электроники, медицины и биотехнологий, нанотехнологий и ресурсосбережения. Законопроект направлен на улучшение прав резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Конечно, необходимо поддержать данную инициативу, — отметил председатель бюджетно-финансового комитета Александр Куприянец.

Данная мера позволит повысить инвестиционную привлекательность особой экономической зоны как для действующих, так и для потенциальных резидентов. Рост числа инновационных компаний-резидентов особой экономической зоны, находящихся на общей системе налогообложения, в свою очередь даст дополнительные налоги в областной бюджет.

Для справки:

АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» (ОЭЗ ТВТ «Томск») создано в 2005 году как инструмент развития инновационных компаний. На старте зона имела существенные преимущества для резидентов, которые строили бизнес-планы исходя из сохранения преференций до 2054 года. Однако начиная с 2018 года, вследствие изменений в налоговом законодательстве на федеральном уровне, привлекательность ОЭЗ стала падать. Кроме того, в 2019 году тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ практически сравнялись с общероссийскими.

Вступил в силу закон, по которому компании-резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) «Томск» получили дополнительные, региональные льготы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет. Такое решение приняли депутаты Законодательной Думы Томской области на недавнем задании Думы.

В первые пять лет работы резидента ставка налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет, для резидента ОЭЗ «Томск» составит 5%, в следующие пять лет – 10%, далее – 13,5%. Льгота распространяется только на ту долю налога на прибыль, которая остается в регионе (17% от общего объема начисленного налога, 3% идет в федеральный бюджет).

Пониженная ставка по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ будет применяться при условии ведения раздельного учета доходов, полученных от деятельности на территории особой экономической зоны и от деятельности за пределами ОЭЗ.

— Данное решение позволит частично компенсировать потери компаний, зарегистрированных в ОЭЗ, которые возникли после решения правительства об отмене ряда налоговых льгот для резидентов. По нашей оценке, выпадающие доходы бюджета будут компенсированы тем, что имеющие компании получат большую прибыль, а значит, вырастут поступления от них. Налоговые нововведения позволят повысить инвестиционную привлекательность ОЭЗ как для действующих, так и для новых резидентов, – отметила спикер областного парламента Оксана Козловская.

Напомним, что с 1 января 2018 года на федеральном уровне был отменен ряд льгот для компаний-резидентов ОЭЗ, не занятых в сфере информационных технологий. Для них были введены ставки налога на прибыль на уровне 2% (ранее ставка была нулевой), а тарифы взносов в социальные фонды увеличены с 14% до 21% в 2018-м и до 28% в 2019 году. Сенаторы и депутаты Госдумы РФ от Томской области лоббировали возвращение этих льгот.

Следует отметить, что новые нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Для справки

ОЭЗ «Томск» (создана 21 декабря 2005 года) – территория, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности. Общая площадь ОЭЗ «Томск» — 270 Га. В настоящее время резидентами ОЭЗ являются 49 компаний, работающих в сфере IT и электроники, медицины и биотехнологий, нанотехнологий и ресурсосбережения. За время работы ОЭЗ нарастающим итогом объем инвестиций резидентов составил более 15,7 млрд руб., на основе собственных разработок резидентами произведено продукции более чем на 19 млрд рублей. Производимая продукция экспортируется в 158 стран. Общий объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ, превысил 3,5 млрд рублей.