Твердый контракт

Содержание

44-ФЗ: можно ли не указывать цену контракта?

Вопрос

Мы являемся бюджетным учреждением, которое обязано осуществлять закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В соответствии со ст. 34 44-ФЗ в контракте указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Наше учреждением заключает контракт на теплоснабжение горячей водой (ед. источник по п.п. 8 п. 1 ст. 93). Возможно ли заключить контракт без указания в нем цены контракта?

Ответ

Нет, невозможно. Цена контракта является обязательным условием и подлежит включению в любой государственный или муниципальный контракт. В случае заключения контракта на теплоснабжение может только не согласовываться условие о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги.

Обоснование

При составлении контракта заказчику необходимо включить в него положения, которые являются обязательными в силу прямого указания закона.

Прежде всего, любой договор (контракт) должен содержать соглашение сторон по всем существенным условиям. К их числу относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

В силу положений Закона № 44-ФЗ в контракте должны быть отражены следующие обязательные условия:

  • о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 4 – 6, 7 – 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
  • о порядке и сроках приемки заказчиком товаров, работ, услуг, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • о предоставлении обеспечения исполнения контракта, за исключением ряда случаев (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Случаи, в которых заказчик вправе не включать в контракт отдельные обязательные условия

В силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не применять требования ч. 4–9, 11–13 указанной статьи при заключении контракта с единственным поставщиком в следующих случаях:

  • осуществляется закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», или услуг центрального депозитария;
  • общая сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. с учетом ограничений по совокупному годовому объему закупок, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если заказчик осуществляет деятельность на территории иностранного государства, то при проведении закупок в соответствии с данной нормой на него не распространяется ограничение в части установления цены контракта не более 100 тыс. руб.;
  • закупку проводит государственная или муниципальная образовательная организация, организация, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивная организация, государственное или муниципальное учреждение из числа названных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
  • оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа); по обращению с твердыми коммунальными отходами, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам); по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
  • заключается контракт на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
  • заключается контракт на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов лиц, перечисленных в п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • контракт заключается в целях обеспечения деятельности объектов государственной охраны;
  • заключается контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, охране, вывозу бытовых отходов, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, в чьем пользовании находятся нежилые помещения в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • заключается контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • осуществляется закупка на сумму не более 200 тыс. руб. лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии с учетом иных ограничений, установленных п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • закупка товаров, работ, услуг осуществляется в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности (перечень таких товаров, работ, услуг утверждается руководителем соответствующего органа внешней разведки РФ);
  • закупка товаров, работ, услуг проводится с целью обеспечить органы федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (перечень таких товаров, работ, услуг утверждается руководителем ФСБ России);
  • осуществляется закупка услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования. Заказчиками по данной закупке выступают государственные и муниципальные библиотеки, организации, осуществляющие образовательную деятельность, государственные и муниципальные научные организации, а исполнителями – операторы указанных баз данных, которые включены в утвержденный Правительством РФ Перечень, либо национальные библиотеки и федеральные библиотеки, имеющие научную специализацию;
  • закупка товаров, работ, услуг проводится за счет средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность (перечень таких товаров, работ, услуг утверждается лицом, указанным в п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • осуществляется закупка юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств;
  • закупка товаров, работ, услуг производится органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны (перечень таких товаров, работ, услуг утверждается руководителем ФСО России);
  • заключается контракт на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий юридическими лицами.

В приведенных случаях заказчик не обязан применять утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в ЕИС (ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ), а также не обязан согласовывать в контракте следующие условия:

  • об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 – 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • графике исполнения контракта при заключении его сроком более чем на три года по цене, превышающей более 100 млн руб. (ч. 12 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

П. 2. Ст. 34. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

П. 3. Ст. 34. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

П. 1. Ст. 50. Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:

1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

П. 1. Ст. 54. По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

П. 2. Ст. 70. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта.

Проект составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Заявка участника в проект контракта, и проект который указа в начале абзаца прилагается к документации о таком аукционе.

На вопрос отвечала:

Е. М. Тараненко,

ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

>Что такое «твердая цена контракта»

Характеристики

Обязательное условие по 44 ФЗ — цена договора является твердой (п. 2 ст. 34 44-ФЗ). Это значит, что она не должна изменяться в течение всего периода исполнения обязательств, за исключением установленных 44-ФЗ случаев.

ВАЖНО! Неизменность можно прописать так: «Стоимость услуг по ________ составляет ____ руб. ____коп., является твердой и не подлежит изменению в течение всего срока исполнения данного Контракта».

Также может быть установлено ориентировочное значение, но только в тех случаях, которые предусмотрены Правительством РФ (ч. 2 ст. 34 44 ФЗ).

Допускается установить твердую стоимость договора в иностранной валюте как в проектной документации, так и в фактически заключаемом госконтракте на основание пояснений Минэкономразвития, которые базируются на положениях п.п. 2,3 ч.1 ст.50, п.п 6,7 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ. Однако при оплате приобретенных товаров заказчику необходимо сформировать порядок пересчета валюты в рубли (Письмо № Д28и-717 от 17.03.2015).

Изменение допускается только по соглашению сторон и только в том случае, если такое условие было прописано в закупочной документации и в положениях госконтракта (ст. 95 44 ФЗ).

Стоит обратить внимание на особые правила изменение стоимости при заключении договора с физлицом. Об этом мы писали в статье, как заключить госконтракт с физическим лицом.

Договор подряда и твердая цена договора: как варьировать условия

Заказчик предлагает установить в договоре подряда твердую цену. Какие риски это создает для подрядчика и как скорректировать условия, если обстоятельства изменились.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

При заключении сделки по подряду стороны часто прописывают условие о твердой цене договора (ч. 4 ст. 709 ГК РФ). Как правило, они включают указанный термин в текст типовой формы и не задумываются над рисками, пока не возникает проблема. Суд решит, что стороны определили цену именно в твердой сумме, если в тексте не будет других указаний. Например, о приблизительной цене сделки (постановление АС Уральского округа от 15.03.2017 № Ф09-12323/16 по делу № А60-22406/2016).

Прежде чем заключить соглашение с таким условием, оцените возможные последствия. Условие о твердой договорной цене представляет риск для подрядчика. Исполнитель, который подписался под таким пунктом, не вправе претендовать на оплату работ сверх определенной соглашением стоимости (п. 6 ст. 709 ГК РФ). Суд не взыщет задолженность за работы по подряду, если сумма выше твердой цены по договору (определение ВС РФ от 26.04.2017 № 301-ЭС17-3518 по делу № А17-273/2016, от 12.05.2017 № 305-ЭС17-4189 по делу № А40-206512/2015).

Остались вопросы по подряду? Ответ найдется в Системе Юрист

Рассмотрим, какие обстоятельства помогут получить с заказчика стоимость фактического выполнения.

42 полезных документа для юриста компании

  • Скачайте и упростите свою работу

Твердую цену договора можно установить в будущем

При работе с текстом договора подряда по возможности избегайте пункта о цене без ссылки на ее ориентировочный характер или укажите, что твердую цену стороны определят в будущем. Если сразу сумму указать невозможно, напишите, что она является приблизительной и подлежит уточнению. Например, можно использовать такую формулировку:

«Цена по договору является ориентировочной и составляет 2 000 000,60 руб. (в т. ч. НДС 20%). По окончании работ стороны составляют сметный расчет с указанием твердой цены выполненных работ по настоящему договору».

Если в договор подряда включили условие о твердой цене, укажите исключения

Стороны сделки по подряду могут прописать твердую цену, но указать условия и порядок ее пересмотра. Например:

«Цена договора определена протоколом соглашения о договорной цене, расчетом твердой цены договора и составляет 1 100 000 110 рублей (в т. ч. НДС 20%). Цена договора определена в прогнозных ценах периода выполнения работ и является твердой на весь период действия договора, за исключением случаев, предусмотренных абзацев вторым настоящего пункта. Цена договора может быть уточнена при существенном (свыше 5 процентов) превышении (понижении) стоимости строительства объекта за счет превышения (понижения) фактических индексов пересчета сметной стоимости строительства объекта, разработанных Департаментом строительства области, в которой ведутся работы. Цена подлежит изменению только в сумме превышения (понижения) стоимости на 5 процентов». Cервис «Договоры» проверяет договоры на риски, выдает юридическое заключение.
Загрузите договор и получите юридическое заключение >>

Чтобы заказчик оплатил работы, докажите исключительные обстоятельства, которые стороны согласовали в договоре.

Например, стороны утвердили твердую договорную цену, но согласовали способ ее изменить. Заказчик допускал пересмотр стоимости, если в ходе выполнения работ придется увеличить или уменьшить площадь объекта по сравнению с проектной. Таким образом, стороны реализовали свое право изменить твердую цену договора в связи с уточнением размеров объекта. Спорные работы подрядчик выполнил в соответствии с условиями договора, документов, в том числе сметной документацией. Заказчик подписал акты (постановление АС суда Поволжского округа от 02.06.2017 № Ф06-20083/2017 по делу № А65-5349/2016).

Взыскать расходы по договору подряда сверх согласованной суммы не удастся, если исполнитель не подтвердит, что из условия о твердой цене есть исключения (постановление АС Волго-Вятского округа от 18.05.2017 № Ф01-1704/2017 по делу № А82-8961/2016).

Покрыть расходы по договору подряда сверх твердой цены позволяет дополнительное соглашение

Условие о твердой цене в договоре подряда может потребовать корректировки, например, уменьшения. Либо, наоборот, финальная стоимость окажется выше. Стороны вправе заключить дополнительное соглашение. Они могут согласовать новый протокол твердой договорной цены, пересмотреть смету или утвердить иной документ в новой редакции. Суды признают такой способ увеличивать или уменьшать ранее оговоренную стоимость работ (постановление АС Уральского округа от 24.05.2017 № Ф09-2329/17 по делу № А60-36516/2016).

Условие о твердой цене в договоре подряда можно изменить, если выросла стоимость материалов

Исполнитель по договору подряда вправе требовать изменения твердой цены, если существенно возросла стоимость материалов и оборудования, а также если он обнаружил в ходе работы неточности в технической документации, и возникла необходимость произвести дополнительные работы (п. 6 ст. 709 ГК РФ). Чтобы получить оплату за работы сообразно их стоимости, докажите указанные обстоятельства с помощью документов.

Например, стороны закрепили твердую цену договора. Исполнителю удалось взыскать задолженность за выполненные работы. Он предъявил в суде ведомость объемов, а также акт по дополнительным работам. Последние понадобились, поскольку возникла необходимость расширять переход через реку, а значит выкапывать и перемещать дополнительные объемы грунта и торфа. Суд взыскал задолженность. Он признал отказ заказчика от приемки немотивированным и удовлетворил требование исполнителя (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.02.2017 № Ф04-33/2017 по делу № А75-6515/2016).

Твердая цена в понимании ГК РФ и Закона о контрактной системе в сфере государственных закупок №44-ФЗ

В статье 709 ГК РФ сказано, что под твердой ценой принято понимать ту стоимость, в которую обойдется исполнение условий предварительно составленного соглашения, если стороны не договорились о других условиях относительно оплаты. Она является фиксированной, а поэтому изменениям не подвергается.

Когда дело касается государственных закупок и заказчиков, то нужно учитывать мнение закона 44-ФЗ от 2013 года. В нем закрепляется норма о том, что для всех контрактов, оплачиваемых из бюджета, стоимость продукции или услуг является фиксированной на весь оговоренный период. Возможность корректировок появляется только в ситуациях, которые предусмотрело Правительство РФ в специальном Постановлении, ст. 34 закона 44-ФЗ.

Установление того или иного ценового уровня осуществляется посредством различных способов:

  • установление фиксированной стоимости осуществляется в строго регламентированном размере, который не подлежит никаким колебаниям, даже если на то возникли существенные причины;
  • определяется ориентировочный ценник, по которому и производятся итоговые расчетные мероприятия (с возможными погрешностями и отклонениями).

Обе стороны на базе ст. 450 ГК РФ имеют правомочие на изменение любых условий договора, включая установленную стоимость (твердую). При достижении компромисса, корректировки могут быть реализованы через государственный контракт, договор приобретения-продажи, соглашение на оказание работ/услуг, дополнительные соглашения к ним и т. д.

Чаще всего, твердая цена представляет собой стоимость, которая зафиксирована в определенном значении и имеет привязку к сроку, фигурирующему в контракте. Если сторонами сделки точная дата не определена или не назначена, за нее принимается день начала действия соглашения.

Условие, связанное с применением фиксированных цен, является весьма неудобным и рискованным, в первую очередь, для самого подрядчика. Ведь никто не застрахован от рисков в процессе выполнения работ, услуг, особенно, если они продолжительны по времени. В данном случае исполнитель лишен права на односторонний отказ от исполнения условий договора (ст. 310 ГК РФ), даже если увидел изменение обстоятельств. Если клиент не согласен с пересмотром стоимости работы ввиду изначальной ее «твердости», то подрядчику придется довольствоваться положениями первоначального контракта.

Более того, условие о применении фиксированных расценок в подобном соглашении является безотносительным касательно объема работ и понесенных в связи с их выполнением расходов.

Подрядчик не сохраняет за собой право на повышение стоимостного показателя, а заказчик не имеет правомочия рассчитывать на ее уменьшение (п. 6 ст. 709 ГК РФ). Таковы основные существенные условия, рассматриваемые в соглашениях с фиксированным ценником.

Фиксированная цена в различных видах договоров

В соглашениях встречаются понятия «окончательная смета» или «фиксированная цена». Специалисты рекомендуют останавливаться именно на термине – «твердая цена», поскольку он является обобщающим, наделен способностью конкретизировать сведения по заключаемому соглашению. Кроме того, именно в такой формулировке данное понятие встречается в ст. 709 ГК РФ.

Подрядные договоренности

Статья 709 ГК РФ содержит также сведения о твердом или примерном характере цены. В первом случае речь идет о ситуации, когда стоимость не подлежит ни малейшим изменениям в большую или меньшую сторону.

Если вложиться в ограниченные рамки у исполнителя не получается, то одним из аргументов в пользу пересмотра ценовых показателей может использоваться фактор отсутствия возможности для проведения предварительной оценки работ/услуг. Нужно учитывать, что вторая сторона может на это не пойти, и решать денежные вопросы придется в суде.

На помощь исполнителю может прийти норма второго абзаца ст. 709 ГК РФ, где сказано, что за подрядчиком закреплено право требования пересмотра стоимости в сторону увеличения. Условие – обнаружение факта заметного роста затрат, связанное с проведением дополнительных работ, предусмотреть или предугадать которые, на стадии составления соглашения, было невозможно.

Если в рамках соглашения прочие указания отсутствуют, считается, что цена работ – твердая (это указано в ст. 709 ГК РФ).

Государственный контракт

Колебания рассматриваемого показателя в рамках заключенного государственного контракта на протяжении всего временного отрезка исполнения договора недопустимы. Об этом сказано в п. 2 ст. 34 закона 44-ФЗ, принятом от 05.04.2013 г.

В извещении Министерства экономического развития № 13613-АП/Д05 сказано, что заказчик обязуется внести плату за контракт в рамках цены, установленной заблаговременно. Учитывая строгость подобного требования, чаще встречаются факты завышения стоимости.

С этим связано большое количество судебных споров, рассматриваемых Федеральными арбитражными судами по всей России. Несколько примеров из судебной практики позволят составить представление о выработанных мерах и способах экономии средств госбюджета.

Государственный заказчик принял итог работы, которая была оплачена в соответствии с контрактной стоимостью. Впоследствии было обнаружено, что стоимость завышена, причем неправомерно и противозаконно. Заказчику (государственной стороне) пришлось сделать обращение в суд, чтобы вернуть принадлежащие ему денежные средства. Требования обратившегося лица решением фискальной инстанции были удовлетворены целиком и полностью (ВАС РФ от 22.04.2014 г. №19891/13).

Подрядчиками в рамках действия государственного контракта была организована перевозка физических лиц. По факту их число оказалось меньше, нежели было оговорено в контракте. Исполнителю услуг по итогу пришлось довольствоваться меньшей оплатой, нежели было положено. Требования перевозчика в суде удовлетворены не были, поскольку в решении отметили, что расчет изначальной стоимости зависит от объема мер, который оказался ниже предполагаемого значения (принятое 13.05.2014 г. Постановление №19371/13).

Справедливости ради, стоит отметить, что данный подход актуален лишь в процессе разбирательств по государственным контрактам.

Условия изменения

На практике, встречается несколько вариантов, при которых твердая цена подвергается изменениям.

Когда фактическая цена работы оказалась ниже договорной

Распространена ситуация, когда реальная стоимость оказалась меньше, чем значение, установленное в рамках договорного соглашения. Юридический смысл этого феномена заключается в том, чтобы обеспечить защиту интересов по отношению к обеим сторонам. По данному вопросу на практике применяются две противоположные позиции.

  1. Подрядчик имеет право взять с заказчика всю стоимость, если второй стороной не будет обеспечено доказательство факта уменьшения цены в связи с дефектами исполнения условий.
  2. Считается обоснованной оплата стоимости, прописанной в соглашении, с принятием во внимание реальных расходов подрядчика. К примеру, последнему, чтобы получить всю сумму, нужно доказать, что образовавшаяся по смете разница – это и есть экономия на определенных ресурсах и инструментах для оказания услуги, выполнения работы, а не удешевление за счет качества.

Если в условиях соглашения установлено, что использовать необходимо конкретные материалы, замена их другими не может быть рассмотрена в качестве экономии подрядчика, т. к. возможность подсчитать все расходы заранее присутствовала. Изменение условий со стороны исполнителя может рассматриваться как нарушение норм договора.

Когда цена работ выросла

Бывают и обратные случаи, когда конечная стоимость работ заметно превышает показатель, ранее установленный в соглашении. В таких делах суды, чаще всего, принимают сторону заказчика. Но имеются противоположные прецеденты. К примеру, дело № А27-2745/2009 г., ФАС Западно-Сибирского округа, когда подрядчику удалось доказать, что повышение цены было объективным и согласовано с клиентом путем подписания акта о приеме работ.

На самом деле, в соответствии с п. 6 ст. 709 ГК РФ есть предположение, что незначительное удорожание стоимости, которое предугадать было фактически нереально, может стать поводом для увеличения подрядчиком конечной цены работы, услуги. Если вторая сторона с этим фактом не соглашается, соглашение может быть расторгнуто по желанию исполнителя.

Законодатель не указывает, на какой именно стадии его функционирования подрядчик имеет право обратиться с подобным вопросом. Но практическая статистика свидетельствует о том, что это мероприятие возможно до тех пор, как работы будут переданы заказчику.

Оформление факта корректировки стоимости

Если вдруг появилась необходимость в изменении цены договора (по ряду сложившихся обстоятельств), которая является твердой, целесообразнее всего подписать дополнительное соглашение. Но даже при его отсутствии суд может признать несколько законных оснований для проведения подобных мер:

  • переписка между сторонами;
  • осуществление со стороны заказчика мероприятий, которые свидетельствуют о факте согласованных дополнительных выплат (перечисление требуемой суммы средств, принятие какой-то части работы и пр.).

Если заказчик ставит перед собой в качестве цели требование об уменьшении твердой цены через судебные органы, ему стоит заранее позаботиться об оформлении исходной документации, в которой были бы указаны дефекты и недочеты выполненной работы. В противном случае его иск останется неудовлетворенным, и доказать собственную правоту будет весьма проблематично.

Таким образом, по своей сути и природе, твердая цена – фиксированный показатель вознаграждения, который получает подрядчик от заказчика за выполненные работы или оказанные услуги. Теоретически, она не подлежит изменению в большую или меньшую сторону. Но суды нередко осуществляют оценку фактических обстоятельств по каждому из дел, в целях справедливой и разумной оплаты услуг подрядчика. Наряду с этим, при сопровождении государственных контрактов, суды зачастую из двух вариантов расчета оплаты выбирают сумму, меньшую по размеру, объясняя это необоснованной тратой средств бюджета.

О возможностях использования выводов строительно-технической экспертизы в судебных спорах по договорам подряда с фиксированной ценой рассказано ниже

Договорная цена — цена, которая устанавливается между Заказчиком и Подрядчиком при заключении договора подряда. Также она называется контрактной ценой или твердой договорной ценой.

Понятие договорной цены появилось в 1987 году, с 1991 года — свободные цены, с 1999 года — договорная цена.

Нормативные документы:

1. МДС 81-1.99 Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории РФ (понятие договорной цены).

2. МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (основной документ).

3. Ст. 709 ГК РФ :

— В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса. — Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. — Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. — Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. — Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре. — Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

4. Ст. 746 ГК РФ — Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса. Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.

5. Ст. 711 ГК РФ — Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

Каким образом сформулировать условие о твердой цене в договоре

Зачастую на практике в договорах встречаются формулировки типа «окончательная цена работ», «фиксированная цена» и т. д. Однако с учетом отсутствия единообразной позиции судов в отношении трактовки дополнительных указаний эксперты рекомендуют все же остановиться на термине «твердая цена».

Примерами формулировок положений, закрепляющих такой способ фиксации цены работ, могут быть следующие:

  • «Цена работы по настоящему договору является твердой и равна _____ руб.».
  • «Цена работы определяется согласно смете (приложение № ___ к настоящему договору). Смета является твердой, изменению не подлежит» и т. д.

Конструкция типа «стоимость (цена) работ по договору подряда не может превышать ______ руб.» уже говорит о приблизительности определения цены.

Иногда в договорах встречается неоднозначная формулировка — ориентировочная цена, взгляды судов на которую также не всегда сходятся. Так, суды трактуют ориентировочную цену как:

  • Возможность пересмотра указанной в договоре цены, а не как приблизительную цену. Занимая такую позицию, суды апеллируют к тому, что при отсутствии других указаний цена считается твердой, а ориентировочно установленная цена к таким указаниям не относится (постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 04.04.2011 № А70-1109/2010).
  • Приблизительно определенную цену. В обоснование такой позиции суды приводят аргумент, что ориентировочно рассчитанная цена — это открытая и подлежащая дальнейшим корректировкам цена (определение ВАС РФ от 01.07.2011 по делу № А45-1299/2008).

Твердая цена по договору подряда

Согласно п. 4 ст. 709 ГК РФ цена работы (сметы) в договоре подряда может быть приблизительной или твердой. Во втором случае предполагается, что по общему принципу цена не подлежит изменению ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения вне зависимости от фактического объема выполненных работ и понесенных подрядчиком расходов, какая бы из сторон договора ни предъявила это требование. В т. ч. не может быть основанием для изменения цены работы (сметы) тот факт, что при подписании договора подряда не было возможности определить предстоящие объемы работ и сопутствующих им расходов.

Кроме того, абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ закрепляет право подрядчика требовать пересмотра цены в сторону увеличения, если обнаружится факт существенного увеличения стоимости расходных материалов и иных затрат, связанных с проведением работ, которые невозможно было предугадать на стадии заключения договора подряда (постановление ФАС Северо-Кавказского окр. от 09.07.2010 № А32-22037/2008, решение Советского райсуда г. Иваново от 24.02.2015 по делу № 2-203/2015). В случае несогласия заказчика увеличить сумму оплаты по договору вторая сторона будет правомочна на отказ от его выполнения.

ВАЖНО! В рамках договора строительного подряда заказчик вправе в одностороннем порядке внести изменения в техдокументацию, если при этом стоимость допработ не превысит 10% от согласованной сметы (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Подрядчик, в свою очередь, может требовать пересмотреть смету, если по независящим от него причинам стоимость работ превышает смету более чем на 10%.

Если в договоре нет прочих указаний, принимается, что цена работ твердая (п. 4 ст. 709 ГК РФ).

Твердая цена и государственный контракт

В госконтракте цена работ должна быть твердой и не может изменяться в течение срока его исполнения, кроме как по соглашению сторон в установленных законом случаях (п. 2 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Несмотря на разъяснения, представленные в совместном письме от 18.08.2009 Минэкономразвития России № 13613-АП/Д05, ФАС РФ № ИА/27690 об обязанности заказчика оплатить госконтракт по установленной цене при его надлежащем исполнении, ВАС РФ все же рассматривал соответствующие споры с позиции экономии бюджетных средств:

  • Госзаказчиком был принят результат работы, которая была оплачена по указанной в контракте твердой цене. Позже в ходе проверки было выявлено, что цена работ была несколько завышена, в связи с чем госзаказчик обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения подрядчика, и его требование было удовлетворено (постановление ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13).
  • Подрядчик в рамках госконтракта организовал перевозку граждан, число которых было несколько меньше, чем указывалось в контракте, и получил за это меньшую оплату, что послужило причиной обращения в суд. Его требования не были удовлетворены, т. к. президиум ВАС РФ указал на зависимость расчета изначальной цены контракта от планируемого объема работ, который по факту исполнения был ниже предполагаемого (постановление от 13.05.2014 № 19371/13).

ВАЖНО! ВАС РФ не обозначил, что используемый им подход применяется только в рамках правоотношений, возникающих при исполнении госконтрактов. Однако положения п. 7 ИП президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 разграничивают сферу госконтрактов и сферу предпринимательских отношений вне госконтрактов в части применения такой практики по признанию неосновательного обогащения сторон.

Реальная стоимость работ оказалась меньше установленной договором

Юридическое значение твердой цены состоит в обеспечении защиты законных интересов обеих сторон (и подрядчика, и заказчика) соответственно на получение или выплату конкретной суммы, даже если стоимость фактически выполненных работ или их объем будут отличаться от согласованных в договоре.

Тем не менее при разрешении вопроса об экономии подрядчиком средств у судов существуют 2 противоположные позиции:

  • Подрядчик имеет право получить оплату по договору в полном объеме, если вторая сторона не докажет, что уменьшение стоимости работ связано с дефектами их исполнения (например, постановление ФАС Северо-Кавкзазского окр. от 18.04.2014 по делу № А32-6315/2013).
  • Цена договора должна быть оплачена с учетом реальных расходов подрядчика. Например, подрядчик должен доказать, что разница между твердой ценой контракта и реальной стоимостью работ — это экономия подрядчика в том смысле, которым данный термин наделяет ст. 710 ГК РФ (постановление ФАС Северо-Западного окр. от 13.02.2014 по делу № А21-2330/2013).

ВАЖНО! Регламентированная ст. 710 ГК РФ экономия подрядчика не может связываться с частичным невыполнением регламентированных договором работ (но, например, может стать следствием его усилий по применению более эффективных способов исполнения работ) либо с динамикой на рынке цен на те материалы и оборудование, которые были учтены при расчете цены (например, решение АС Красноярского края от 15.12.2014 по делу № А33-17439/2014).

Если же условиями контракта определено, что должны быть использованы конкретные материалы, то их замена без согласования с заказчиком также не рассматривается как экономия подрядчика (постановление ФАС Северо-Западного окр. от 20.09.2010 по делу № А56-53960/2009).

Фактическая стоимость работ оказалась выше заявленной в договоре

В ситуации, когда был подписан акт приемки работ, цена по которому превышает заявленную в договоре твердую цену, и подрядчик требует вознаграждения в сумме, указанной в акте, суды все же чаще принимают сторону заказчика (например, определение ВАС РФ от 16.02.2011 № ВАС-774/11). Хотя и здесь есть противоположное мнение (например, постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 16.09.2009 по делу № А27-2745/2009).

П. 6 ст. 709 ГК РФ устанавливается: при значительном удорожании материалов или стоимости услуг третьих лиц, необходимых для надлежащего исполнения работ по договору подряда, которые невозможно было предугадать при подписании договора, подрядчик правомочен требовать увеличить цену договора. Если вторая сторона не согласна пересмотреть цену, подрядчик может расторгнуть договорные отношения.

При этом закон не указывает, на каком конкретно этапе подрядчик может обратиться с этим вопросом ко второй стороне договора. Хотя судебная практика показывает: это возможно до передачи работ заказчику (например, определение ВАС РФ от 23.12.2010 № ВАС-16857/10, решение АС Липецкой обл. от 14.08.2015 по делу № А36-1693/2015).

Суммы выплат по договору при изменении объемов работ относительно заявленных в смете

При вынесении решений по данному вопросу суды также не приходят к общему знаменателю. Так, высказываются следующие мнения:

  • расчет подлежащей выплате подрядчику суммы должен основываться на реально выполненном объеме работ и не зависит от того, в какой форме цена установлена договором (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского окр. от 19.01.2012 по делу № А33-3451/2011);
  • по факту реализованные объемы работ не играют роли, если получен требуемый результат (например, постановление ФАС Поволжского окр. от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011).

Также надлежит учесть, что допработы по договору с твердой ценой могут оплачиваться только при условии существования допсоглашения сторон о согласовании таких работ или доказанности необходимости незамедлительного произведения действий в интересах заказчика (например, решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13).

В т. ч. законодательство не позволяет выполнять допработы без их предварительного согласования с заказчиком. При отсутствии ответа заказчика на уведомление о необходимости проведения допработ подрядчик обязан приостановить их. В противном случае он не может претендовать на их оплату (п. 4 ст. 743 ГК РФ).

ВАЖНО! Локально-сметные расчеты, подписанные сторонами, не являются актами выполненных работ и не могут быть обоснованием согласования и принятия работ, т. к. подтверждают только факт выполнения истцом работ, но не факт их согласования с заказчиком (например, решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13). Кроме того, даже включение в акт приемки допработ, исполненных подрядчиком при несоблюдении им требований п. 3 ст. 743 ГК РФ, не позволяет подрядчику требовать их оплаты (п. 10 ИП президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).

Фиксация факта изменения твердой цены

Самый удобный и однозначный способ изменить цену договора, в т. ч. твердую, — подписание соответствующего дополнительного соглашения.

Однако даже в отсутствие допсоглашений или корректировок в смете суды могут признать основанием для изменения цены:

  • Переписку между сторонами (например, постановление ФАС Московского окр. от 13.08.2012 по делу № А40-60947/11-89-399).
  • Выполнение заказчиком действий, свидетельствующих о согласовании им дополнительных выплат. Например, перечисление денег в счет оплаты допработ (например, постановление ФАС Северо-Западного окр. от 18.05.2012 по делу № А56-39795/2009) или принятие заказчиком работы, представляющей для него некую ценность как для потребителя (например, постановление ФАС Северо-Западного окр. от 19.11.2010 по делу № А56-5230/2009).

Сторонам следует иметь это в виду, если возникнут разногласия по вопросу фиксации изменений твердой цены договора.

ВАЖНО! Если заказчик намеревается требовать уменьшения твердой цены по договору за выполненные работы через суд, ему надлежит позаботиться о наличии исходных документов, в которых были бы зафиксированы выявленные при приме работы или в процессе эксплуатации объекта на гарантийном сроке дефекты (например, решение АС Белгородской обл. от 08.05.2015 по делу № А08-69/2014).

Итак, по своей правовой природе твердая цена — это размер вознаграждения, который не может быть изменен в одностороннем порядке или по желанию одной из сторон. Однако суды все же производят оценку фактических обстоятельств каждого дела, чтобы установить, каким образом должны быть оплачены услуги подрядчика — по их реальной стоимости или по цене договора.

Кроме того, при разрешении споров с участием бюджетных учреждений наметилась тенденция, когда из 2 вариантов оплаты (по твердой цене госконтракта или по фактической стоимости работ) суды выбирают меньшую по размеру, мотивируя это обоснованным расходованием бюджетных средств.