Целью национальной стратегии противодействия коррупции является

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 34.342

Н.А. Ахметова

к.с.н., доцент ВолГУ, г. Волгоград, РФ e-mail: akhmetova_nailya@mail.ru К.С. Левкин магистрант, ВолГУ, г. Волгоград, РФ

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления деятельности современного государства в сфере противодействия коррупции, анализируются положения Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции

Ключевые слова

Коррупция, противодействие коррупции, национальная стратегия противодействия коррупции, национальный план противодействия коррупции, антикоррупционная политика, правовая культура, правовое просвещение

Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных явлений, которая препятствует социальным преобразованиям, вызывает большую тревогу в обществе, порождает недоверие к власти и, в конечном итоге, отрицательно сказывается на формировании имиджа страны в международных отношениях.

В настоящее время в России созданы необходимые условия для проведения успешной антикоррупционной борьбы: ратифицирована Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию , приняты базовый Федеральный закон «О противодействии коррупции» , Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции , а также ряд иных нормативно-правовых актов, которые заложили основу для системной борьбы с коррупцией.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции Президент Российской Федерации определил генеральные направления антикоррупционной деятельности современного государства, в числе которых:

1) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, в том числе и посредством внедрения в их деятельность инновационных технологий, обеспечивающих прозрачность и повышающих объективность принимаемых управленческих решений,

2) устранение коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах,

3) совершенствование механизмов государственных и муниципальных закупок,

4) расширение системы правового просвещения населения,

5) модернизация законодательства в области противодействия коррупции,

6) совершенствование основ прохождения государственной службы: повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных служащих, качества подготовки кадров, распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством в целях предупреждения коррупции на лиц, замещающих соответствующие должности,

7) исследование состояния коррупции и оценка эффективности предпринимаемых антикоррупционных мер,

8) привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции .

Основные направления Национальной стратегии противодействия коррупции находят выражение в Национальном плане противодействия коррупции, который утверждается каждые два года и содержит

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

конкретные поручения соответствующим органам государственной власти .

При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что содержание Национального плана корректируется с учетом особенностей развития государства на данном конкретном временном отрезке (2 года) и включает в себя целый ряд системных мер, связанных с корректировкой положений действующего антикоррупционного законодательства, созданием экономической мотивации у должностных лиц не совершать коррупционные преступления, а также созданием антикоррупционной модели поведения у населения.

Таким образом, представляется, что Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и, которые должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период. Национальный план противодействия коррупции является инструментом претворения в жизнь национальной стратегии противодействия коррупции.

В числе важнейших задач при реализации основных направлений антикоррупционной стратегии стоят, по мнению автора, следующие:

1) формирование в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции,

2) осуждение любого проявления коррупции,

3) и, в конечном итоге, коренной перелом общественного сознания в целях ориентации на стереотип «правильного», законопослушного поведения.

Решение данных задач возможно, прежде всего, посредством повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной профилактической работой во всех органах государственной власти, а также иных учреждениях и организациях.

Как уже было отмечено, правовой основой антикоррупционной политики современного государства является Федеральный закон «О противодействии коррупции» , поэтому процесс реализации национальной стратегии должен быть направлен на исполнение положений данного базового нормативного документа, а равно, всех иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих данную сферу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В итоге, следует заключить, что национальная стратегия противодействия коррупции, национальный план противодействия коррупции на соответствующий период образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени систему мер по противодействию коррупции.

Список использованной литературы:





13 апреля 2010 года N 460

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2010 — 2011 ГОДЫ

(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию противодействия коррупции.
2. Утратил силу. — Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297.
3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад о ходе выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы и предложения по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции.
4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов:
а) принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе;
б) руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы, внести до 1 июня 2010 г. в планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов;
в) организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;
г) обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период;
д) оказывать содействие средствам массовой информации в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами;
е) обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями;
ж) обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.
5. Рекомендовать:
а) Счетной палате Российской Федерации при представлении в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» палатам Федерального Собрания Российской Федерации информации о результатах проводимых контрольных мероприятий отражать вопросы, касающиеся предупреждения коррупции и борьбы с ней;
б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться пунктом 4 настоящего Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.
6. Предложить Общественной палате Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, другим общественным объединениям проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
13 апреля 2010 года
N 460

Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 апреля 2010 г. N 460

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

I. Общие положения
КонсультантПлюс: примечание.
Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы.
1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:
а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;
б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;
в) с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.
4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
II. Цель и задачи
Национальной стратегии противодействия коррупции
5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
III. Основные принципы
Национальной стратегии противодействия коррупции
7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;
б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;
в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
IV. Основные направления реализации
Национальной стратегии противодействия коррупции
8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:
а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
г) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;
д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
ж) расширение системы правового просвещения населения;
з) модернизация гражданского законодательства;
и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
о) повышение эффективности исполнения судебных решений;
п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;
р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;
с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;
у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;
ф) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;
х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.
V. Механизм реализации
Национальной стратегии противодействия коррупции
9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:
а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;
б) путем решения кадровых вопросов;
в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;
г) путем оперативного приведения:
правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов — в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;
правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации — в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;
муниципальных правовых актов — в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;
е) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;
ж) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;
з) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Утвержден
Президентом
Российской Федерации
31 июля 2008 г. N Пр-1568
(в редакции Указа Президента
Закон «О противодействии коррупции в Забайкальском крае»
25 июля 2008 года N 18-ЗЗК

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ
ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В
ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

Принят
Читинской областной Думой
и Агинской Бурятской
окружной Думой
4 июля 2008 года

(в ред. Законов Забайкальского края
от 29.12.2008 N 109-ЗЗК, от 03.07.2009 N 200-ЗЗК,
от 22.12.2009 N 324-ЗЗК)

Статья 1. Цели настоящего Закона края
Настоящий Закон края в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности определяет задачи, принципы, основные направления и систему мер противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции
Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции в Забайкальском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом края и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, содержащими нормы по противодействию коррупции.
(в ред. Закона Забайкальского края от 03.07.2009 N 200-ЗЗК)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе края
Для целей настоящего Закона края используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) антикоррупционная политика — деятельность субъектов антикоррупционной политики, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению;
3) профилактика коррупции — система правовых, организационных, контрольных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции в органах государственной власти Забайкальского края, иных государственных органах края, органах местного самоуправления и государственных учреждениях Забайкальского края, в том числе на выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению коррупции в действиях лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также в действиях государственных служащих, муниципальных служащих;
4) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов — деятельность уполномоченных лиц по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам, разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
5) коррупциогенный фактор — явление или совокупность явлений, а также содержащиеся в правовых актах и (или) их проектах нормативные положения, способствующие возникновению коррупции или ее распространению, прямо или косвенно допускающие (провоцирующие) коррупционные проявления субъектов правоприменения при реализации (исполнении) правовых актов;
6) антикоррупционный мониторинг — система наблюдений, анализа, оценки и прогноза коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики.
(статья 3 в ред. Закона Забайкальского края от 03.07.2009 N 200-ЗЗК)
Статья 4. Задачи антикоррупционной политики
Задачами антикоррупционной политики в Забайкальском крае являются:
создание системы мер противодействия коррупции в Забайкальском крае;
устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
снижение риска коррупционных действий и потерь от них;
вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Статья 5. Утратила силу. — Закон Забайкальского края от 03.07.2009 N 200-ЗЗК
Статья 6. Субъекты антикоррупционной политики
Субъектами антикоррупционной политики в Забайкальском крае являются:
1) органы государственной власти Забайкальского края, на которые возложены отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;
2) органы местного самоуправления;
3) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;
4) средства массовой информации.
Статья 7. Меры предупреждения коррупционных правонарушений
Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:
1) принятия и реализации краевой антикоррупционной программы;
2) антикоррупционного мониторинга коррупционных правонарушений и коррупциогенных факторов в целом и отдельных их видов;
3) утратил силу. — Закон Забайкальского края от 03.07.2009 N 200-ЗЗК
4) регулярного освещения в средствах массовой информации вопросов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в крае.
Статья 8. Антикоррупционная программа
1. Антикоррупционная программа Забайкальского края является комплексом мероприятий антикоррупционной политики, обеспечивающих согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Забайкальском крае.
2. Программа противодействия коррупции в Забайкальском крае разрабатывается высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Статья 9. Утратила силу. — Закон Забайкальского края от 22.12.2009 N 324-ЗЗК.
Статья 10. Утратила силу. — Закон Забайкальского края от 22.12.2009 N 324-ЗЗК.
Статья 11. Общественная антикоррупционная экспертиза
1. По инициативе граждан, общественных объединений, организаций может проводиться общественная антикоррупционная экспертиза правовых актов края или проектов правовых актов края, правовых актов органов местного самоуправления или проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Финансирование расходов на проведение антикоррупционной экспертизы в этом случае осуществляется ее инициатором самостоятельно.
2. Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения органами, принимающими правовые акты.
3. Результаты общественной антикоррупционной экспертизы учитываются при проведении антикоррупционного мониторинга и подготовки программ противодействия коррупции.
Статья 12. Антикоррупционный мониторинг
1. Антикоррупционный мониторинг включает в себя мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики.
2. Антикоррупционный мониторинг проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем наблюдения за коррупционными правонарушениями и деятельностью лиц, их совершивших, их учета, анализа документов, проведения опросов, обработки, оценки и интерпретации данных о показателях коррупционной пораженности.
3. Мониторинг коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения за результатами применения мер по предупреждению, пресечению и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер по возмещению причиненного такими правонарушениями вреда, анализу и оценке полученных в результате такого наблюдения данных, разработке прогноза будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
4. Результаты мониторинга коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики являются основой для разработки антикоррупционной программы соответствующего уровня либо внесения изменений в действующие программы.
Статья 13. Координация деятельности по реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае
(в ред. Закона Забайкальского края от 03.07.2009 N 200-ЗЗК)
Губернатор Забайкальского края обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Забайкальского края с иными органами государственной власти Забайкальского края и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Забайкальского края с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями по реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае.
Статья 14. Отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики
1. Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края и органы местного самоуправления ежегодно к 1 февраля представляют в высший исполнительный орган Забайкальского края отчеты о реализации мер антикоррупционной политики за прошедший календарный год.
2. Высший исполнительный орган Забайкальского края ежегодно до 1 марта представляет Губернатору Забайкальского края и законодательному (представительному) органу государственной власти Забайкальского края сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в крае.
3. Отчет подлежит опубликованию, за исключением содержащихся в нем сведений, не подлежащих, в соответствии с федеральными законами, разглашению.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона края
Настоящий Закон края вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
И.о. Председателя Председатель Агинской
Читинской областной Думы Бурятской окружной Думы
А.Ф.ЭПОВ Д.Ц.ДУГАРОВ

Губернатор
Забайкальского края
Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН
Чита
25 июля 2008 года
N 18-ЗЗК

Телефоны доверия сотрудников Министерства здравоохранения
21-02-85 — Тимофеева Ольга Юрьевна — главный специалист отдела организации медицинской помощи взрослому населению
21-18-58 — Буянова Елена Васильевна — главный специалист эксперт отдела охраны материнства и детства
21-04-85 — Потапова Ольга Юрьевна — главный специалист эксперт отдела кадровой политики

УДК 323.21

Галкина Елена Вячеславовна

доктор политических наук, доцент, профессор кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Гуманитарного института

Северо-Кавказского федерального университета

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ -ПРОГРАММА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

Galkina Elena Vyacheslavovna

THE NATIONAL STRATEGY -THE PROGRAM OF CORRUPTION CONTROL IN RUSSIA

Аннотация:

В статье представлены основные положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации. Приведены данные Генпрокуратуры РФ за 2014 г. по коррупции. Названы факторы роста коррупции, задачи при реализации государственной антикоррупционной политики. Отмечено, что коррупция угрожает экономической и политической безопасности РФ, поэтому от государства требуются последователь-ная, целеустремленная и систематическая работа по противодействию коррупционным практикам.

Ключевые слова:

противодействие коррупции, коррупционные преступления, государственная политика, государственная власть, национальная стратегия, президент, указ, политическая безопасность.

Коррупция, масштабы которой значительно возросли в последнее десятилетие, сегодня рассматривается как одно из самых важных препятствий для политического и экономического развития России. Этому способствовало множество факторов, среди которых основными являются: переход к рыночным отношениям, когда всё продается и покупается, изменение морального климата в стране, алчность большинства чиновников и должностных лиц, ущербность действующего антикоррупционного законодательства, отсутствие жестких мер наказания за коррупционные практики. Рост коррупционных преступлений в современной России происходил на фоне глубокой трансформации экономических отношений, тотальной приватизации и формирования новых социальных групп. Главная цель коррупционеров заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер. Но достижение целей нематериального характера, например касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти, невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения. Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон. По данным Генеральной прокуратуры РФ, только за один 2014 г. прокурорские проверки выявили около 400 тыс. нарушений действующего законодательства с коррупционной составляющей .

Для противодействия коррупции в конце 2000-х гг. было принято федеральное антикоррупционное законодательство, утвержден Национальный план противодействия коррупции в нашей стране. Анализ работы государственных и общественных институтов по выполнению данного Национального плана противодействия коррупции показал необходимость наличия двух самостоятельных документов: Национальной стратегии противодействия коррупции, определяющей основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации, и обновляемого каждые два года плана противодействия коррупции, являющегося инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции.

В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. , подчеркнута важность повышения эффективности политических механизмов, способствующих реализации государственной политики противодействия коррупции. «Национальная стратегия противодействия коррупции, — говорится в документе, — реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами» , является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается прежде всего путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.

При разработке Национальной стратегии противодействия коррупции были учтены положения Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568. В свою очередь, Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 гг., будучи инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Указом Президента Российской Федерации определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в частности при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Национальная стратегия противодействия коррупции предусматривает реализацию таких программных мероприятий, как:

— устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

— совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;

— расширение системы правового просвещения населения;

— модернизация гражданского законодательства;

— дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

— повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и др.

Главной целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Настоящий этап реализации государственной антикоррупционной политики должен быть направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов Российской Федерации. Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на соответствующий период, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муници-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пальных образований образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени и с учетом федеративного устройства Российской Федерации систему мер по противодействию коррупции.

В заключение отметим, что коррупция как порождение общества и общественных отношений представляет собой сложный социальный феномен, угрожающий экономической и политической безопасности Российской Федерации, поэтому от государства требуются последовательная, целеустремленная и систематическая работа по противодействию коррупционным практикам. Именно на это и нацелена Национальная стратегия противодействия коррупции в нашей стране.

Ссылки и примечания:

1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы в 2014 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2015 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-674756 (дата обращения: 24.03.2015).

2. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».

I. Общие положения

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по‑прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путём решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путём оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

12 апреля в ОАО «Гипросвязь» состоялось совещание с начальниками структурных подразделений, на котором были рассмотрены вопросы соблюдения антикоррупционного законодательства.

На разных этапах общественного развития одним из самых пагубных явлений выступает коррупция (от лат. corrumpere – портить). Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен. Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. В XXI веке коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.

Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн. долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря). В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн. долларов США – сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. В развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят в 10 раз суммы, выделяющиеся в качестве официальной помощи. В Европейской комиссии ЕС утверждают, что коррупция каждый год приносит ущерб евроэкономике в размере 120 млрд. евро. А по оценкам Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (англ. – OLAF), страны Европейского союза ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро.

В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.

Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Глава государства в своем выступлении на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию органов государственной безопасности, отметил: «В последние годы общими усилиями компетентных служб коррупцию удалось обуздать (в Беларуси удельный вес выявленных преступлений коррупционной направленности в структуре всей преступности ежегодно составляет не более 2–3%). Однако о ликвидации негативных явлений еще говорить не приходится. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны».

Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы

В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.

Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:

  • расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
  • нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно;
  • неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;
  • в случае нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств замедляется появление эффективных частных производств и собственников;
  • повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;
  • ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.

В целом потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем это представляется с точки зрения простой ее оценки как суммарной величины взяток и сумм похищенного.

Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.

Политическая опасность коррупции заключается в ее исключительно негативном воздействии на основы государственного устройства и правового регулирования. Деятельность коррумпированных чиновников всегда ориентирована на сохранение и поддержание различного рода личных и узкокорпоративных интересов, а не на обеспечение устойчивого развития государства.

В белорусском обществе преобладает негативное отношение к коррупции. Согласно результатам республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ) в IV квартале 2017 г., 77,5% респондентов считают, что это недопустимое явление, с которым надо решительно бороться. При этом для белорусских граждан основным источником формирования мнения о коррупции являются публикации СМИ (58,5%). Значительно реже опрошенные указывают на произошедшие случаи с родственниками и близкими (13,5%), полученную в общественных местах информацию, слухи (10%), личный опыт (8%) и др.

Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией

В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.

Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.

Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.

На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

В Законе о борьбе с коррупцией:

  • установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
  • регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
  • содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.

Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.

Справочно:

В их числе:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330
    «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644
    «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
    «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
  • Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
  • Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4
    «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе»;
  • Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
  • Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
  • постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 05.04.2007 № 18/95/12
    «Об информационном взаимодействии по вопросам формирования, ведения и использования единых банков данных о состоянии борьбы с коррупцией»;
  • другие правовые акты.

В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции.

Существенной корректировке подвергнут порядок осуществления административных процедур и государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.

Цель принятых в 2017 году документов – улучшение бизнес-климата, совершенствование регулирования контрольной (надзорной) деятельности, содействие торговле и бытовому обслуживанию, расширение самозанятости населения.

Справочно:

Например, с 1 января 2018 г. одним из изменений стал переход от системы плановых проверок к выборочным, назначение которых осуществляется с учетом критериев оценки степени риска совершения правонарушений и при наличии на это оснований. Исключена возможность вынесения предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта. Установлена административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок.

Ключевым документом в этой сфере стал Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Декрет минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. Этим документом введен уведомительный порядок для ряда видов деятельности, систематизированы требования к безопасности, установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов, пошлин, предоставлено право самостоятельно организовывать и проводить выставки, устанавливать режим работы торговых объектов, объектов общепита и др.

Справочно:

С 26 февраля 2018 г., например, можно не разрабатывать проектную документацию для размещения наружной рекламы; не получать согласия общего собрания членов гаражного кооператива для использования гаража в качестве СТО; не оформлять путевые листы для автомобильных перевозок и др.

Для практической реализации Декрета № 7 предстоит большая работа – необходимо внести изменения в более чем 6 кодексов, 21 закон, 13 указов, отраслевые и локальные документы.

Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и субъекты коррупционных правонарушений

Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам (статья 3 Закона о борьбе с коррупцией).

Справочно:

К государственным должностным лицам относятся работники, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. К последним, например, относятся все республиканские и коммунальные унитарные предприятия, многочисленные открытые акционерные общества (ОАО «ГУМ», ОАО «Белбакалея»,
ОАО «Беллифт») и др.

Под лицами, приравненными к государственным должностным лицам, понимаются работники, которые постоянно или временно занимают в организациях с госдолей менее 50% должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Субъектами коррупционных правонарушений являются, помимо названных лиц, иностранные должностные лица и лица, осуществляющие подкуп всех перечисленных лиц (статья 3 Закона о борьбе с коррупцией).

Справочно:

Правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

Преступление – это правонарушение за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Субъекты противодействия коррупции

В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

Справочно:

В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь создано управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь – главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

В борьбе с коррупцией участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

В настоящее время реализуется очередная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы.

Справочно:

Документ направлен на решение следующих основных задач:

  • мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности;
  • обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур;
  • повышение результативности антикриминальной политики, уровня экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов;
  • внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения;
  • рост уровня правосознания и правовой культуры населения, повышение доверия населения к правоохранительным органам и органам государственного управления.

В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации.

Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.

Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.

Ответственность за совершение коррупционных деяний

В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Ко­митета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитиче­ского центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Бела­русь и Следственного комитета Республики Беларусь в декабре 2013 г. утвержден действующий перечень коррупционных преступлений:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
  • легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных пре­ступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
  • бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);
  • превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3
    статьи 426 УК);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
  • получение взятки (статья 430 УК);
  • дача взятки (статья 431 УК);
  • посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
  • злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).

УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Практикуется организация выездных судебных заседаний по уголовным делам о коррупции на предприятиях, в трудовых коллективах.

Отсутствие в нашей стране «неприкасаемых» подтверждается примерами возбуждения резонансных уголовных дел в отношении руководителей самого высокого ранга, освобождения их от занимаемых должностей за допущенные просчеты в организации антикоррупционной работы.

Справочно:

К примеру, за получение взяток осуждены к 9 годам лишения свободы с лишением воинского звания и конфискацией имущества бывший командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил; к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества – бывший заместитель генерального директора ОАО «Нафтан»; к 11 годам лишения свободы – бывший начальник Климовичского РОВД; к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – бывший заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета. За злоупотребление властью или служебными полномочиями, покушение на получение взятки к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества осужден бывший председатель концерна «Беллегпром».

В КоАП определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. К ним в том числе относятся:

  • нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 11.16 КоАП);
  • нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов
    (статья 23.83 КоАП).

В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.

Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания, их супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство. В случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего указанным лицам имущества и иных расходов (составляющего не менее 25%) за период, когда должностные лица занимали названные должности, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.

Текущее состояние коррупционной преступности

По данным Генпрокуратуры, в 2017 году в Республике Беларусь учтено 1 885 (в 2016 году – 1 593) коррупционных преступлений.
Их удельный вес в общем количестве преступлений, учтенных в Республике Беларусь, составил 2,2% (в 2016 году – 1,7%).

В целом по республике увеличилось число установленных фактов:

  • получения взяток – с 713 в 2016 году до 736 в 2017 году;
  • совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – с 498 до 565;
  • злоупотребления властью или служебными полномочиями – с 175
    до 315;
  • дачи взяток – с 113 до 148;
  • превышения власти или служебных полномочий – с 56 до 83;
  • бездействия должностного лица – с 15 до 21.

Остаются немногочисленными учтенные факты незаконного участия в предпринимательской деятельности – 2 (в 2016 году – 3), легализации (отмывания) материальных ценностей – 1 (2).

Тенденция по увеличению числа зарегистрированных коррупционных преступлений отмечена в Брестской, Гомельской и Могилевской областях.

Вследствие активизации правоохранительной деятельности к уголовной ответственности в целом привлечено больше коррумпированных лиц. В сравнении с 2016 годом их общее число увеличилось с 701 до 780 (из них занимавших ответственное положение –
с 12 до 17).

Справочно:

По данным МВД, в 2017 году вынесены обвинительные приговоры в отношении привлеченных правоохранительными органами 23 должностных лиц, занимавших ответственное положение, из которых 7 должностей входят в кадровый реестр Главы государства.

Наибольшее число коррумпированных лиц привлечены в 2017 году к уголовной ответственности за:

  • совершение хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – 337 лиц (в 2016 году – 377);
  • получение взятки – 156 (120);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями – 145 (104).

Справочно:

В 2012–2016 гг. начальник управления весогабаритного контроля
ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», а также начальник и 5 работников отдела весогабаритного контроля филиала по г.Минску и Минской области систематически получали взятки от индивидуальных предпринимателей и представителей субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в области грузоперевозок, за непроведение весогабаритного контроля и проверки сопроводительных документов транспортных средств. Общая сумма взяток составляет более 80 тыс. руб. При этом был нанесен серьезный ущерб транзитной привлекательности территории Беларуси.

В 2017 году к уголовной ответственности за получение взятки в размере 936 тыс. долларов США привлечен бывший директор
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».

В отдельных случаях коррупционная составляющая фактически напрямую перекладывается на граждан, часть из которых этого даже не подозревает.

Справочно:

Органами внутренних дел выявлена противоправная схема поставок технологического оборудования по ценам, завышенным до 13 раз, в адрес предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства. В отношении
25 должностных лиц предприятий системы ЖКХ и поставщиков возбуждено 52 уголовных дела, по части из которых уже вынесены обвинительные приговоры. Установленный ущерб превысил 20,5 млн. руб.

В 2017 году наибольшее количество коррупционных преступлений учтено в сферах:

Менее подвержены коррупции такие сферы, как предоставление услуг телекоммуникации и связи – 0 (в 2016 году – 1), социальная – 1 (1), страхование – 7 (2).

Число выявленных прокурорами нарушений антикоррупционного законодательства возросло с 1 996 в 2016 году до 2 096 в 2017 году, в том числе: 108 (в 2016 году – 236) фактов несоблюдения антикоррупционных ограничений, 1 365 (1 300) правонарушений, создающих условия для коррупции, 250 (228) коррупционных правонарушений, 340 (232) нарушений, связанных с несоблюдением порядка декларирования доходов и имущества.

Анализ судебной практики показывает, что коррупционно рискованными по-прежнему остаются сферы распоряжения государственной собственностью и имуществом организаций (в том числе бюджетными средствами при модернизации производства, выполнении инвестиционных программ), осуществления закупок, выполнения услуг, строительства и реконструкции объектов различных форм собственности.

Международное сотрудничество

Республика Беларусь является полноправным участником Группы государств по борьбе с коррупцией (международной организации, созданной Советом Европы в 1999 году, англ. – GRECO).

Справочно:

Во взаимодействии с Советом Европы Беларусь участвует в реализации проекта «Надлежащее управление и борьба с коррупцией» по линии инициативы Евросоюза «Восточное партнерство».

Наша страна также входит в состав Межгосударственного совета по противодействию коррупции Содружества Независимых Государств.

Справочно:

В октябре 2017 г. Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию сотрудничества государств – участников СНГ по борьбе с коррупцией, проект которой был разработан белорусской стороной.

Беларусь активно взаимодействует с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (англ. – EAG), Группой по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (англ. – FATF), Антикоррупционной сетью для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития (англ. ACN OECD).

В опубликованном международной организацией Transparency International ежегодном индексе восприятия коррупции по итогам 2017 года Беларусь поднялась с 79-го (в 2016 году) на 68-е место (для сравнения: Болгария и ЮАР находятся на 71-м месте, Китай и Сербия – на 77-м, Индия и Турция – на 81-м, Армения и Македония – на 107-м, Азербайджан, Казахстан, Молдова – на 122-м, Украина – на 130-м, Кыргызстан и Россия – на 135-м, Узбекистан – на 157-м, Таджикистан – на 161-м, Туркменистан – на 167-м месте). При этом наша страна за последнее десятилетие улучшила свою позицию более чем в два раза (в 2007 году занимала 150-е место).

По мнению экспертов американской некоммерческой деловой ассоциации TRACE International, Беларусь является одной из стран с «наиболее развитым антикоррупционным законодательством».

На фоне стремительного внедрения новых технологий в экономическую деятельность и общественные отношения возникают новые коррупционные риски и преступные схемы. Поэтому в Республике Беларусь формы и методы борьбы с коррупцией постоянно совершенствуются.

****

Белорусским руководством последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, политику и экономику. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко занимает принципиальную позицию в отношении безусловного противодействия коррупции во всех без исключения сферах общественных отношений. Неизменными остаются требования белорусского лидера о необходимости привлечения к ответственности причастных к коррупции лиц независимо от их статуса, должностного положения, предыдущих заслуг.

Справочно:

Большинство жителей Беларуси (68%) в той или иной степени положительно оценивает проводимые государством меры по борьбе с коррупцией в нашей стране. Об этом свидетельствуют данные проведенного ИАЦ в IV квартале 2017 г. республиканского опроса.

Глава государства на состоявшейся 1 февраля 2018 г. встрече с Председателем Комитета государственной безопасности В.Вакульчиком, отметив весомый вклад КГБ в раскрытие значимых преступлений в сфере коррупции, заявил: «Что бы мы ни делали в обществе, какие бы у нас ни были законы, государственное устройство, экономика какая бы продвинутая ни была, но если коррупция, как в некоторых известных нам государствах зашкаливает, если против нее не борются, никакого продвижения и развития страна не получит. Поэтому коррупция – это страшная ржавчина, против которой надо бороться».