Труд женщин и подростков в трудовом законодательстве

Новая редакция Ст. 253 ТК РФ

Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 253 ТК РФ

статья 253 ТК определяет ограничение труда женщин на работах, представляющих опасность для их здоровья и детородной функции, через установление перечней работ, на которых применение труда женщин ограничивается, а также перечень работ, где труд женщин, в связи с опасностью, запрещен.

На тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах труд женщин не запрещается, а только ограничивается.

Частью 3 статьи 253 ТК определено, что перечень таких работ утверждается в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ограничение труда женщин на работах, представляющих опасность для их жизни, здоровья и детородной функции, означает, что работодатель, принимая решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в соответствующий перечень, обязан создать безопасные условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта РФ. В перечень работ, на которых труд женщин запрещен, включены 38 видов производств и 456 видов работ в них.

Особые правила установлены также для использования труда женщин на подземных работах. Конвенцией МОТ N 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода» предусмотрено, что женщины не могут привлекаться к работе в подземных шахтах. Исключение может быть сделано для женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы, женщин, занятых санитарным и социальным обслуживанием, женщин, проходящих курс обучения и допущенных к прохождению стажировки в подземных частях шахты в целях профессиональной подготовки, других женщин, которые должны спускаться время от времени в подземные части шахты для выполнения работ нефизического характера. Примечание 2 к Перечню запрещенных для использования труда женщин работ содержит Список должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда.

Также запрещается труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Данные нормы устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». Они распространяются на всех работодателей, включая работодателей — физических лиц.

В соответствии с данным Постановлением, ограничивается как масса груза при каждой операции, так и суммарная нагрузка в течение рабочей смены. При чередовании подъема и перемещения тяжестей с другой работой (до 2 раз в час) предельная масса груза не должна превышать 10 кг, а если тяжести поднимаются и перемещаются постоянно в течение рабочей смены — 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, при подъеме тяжестей с рабочей поверхности не должна превышать 1750 кгм, с пола — 875 кгм. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

На всех других видах работ, где труд женщин допускается, к условиям труда предъявляются особые требования, сформулированные в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин». Они утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 г. и распространяются на организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин.

Ответственность за выполнение санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также проектных организаций, разрабатывающих проекты строительства и реконструкции предприятий.

Другой комментарий к Ст. 253 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 253 ТК РФ устанавливает два способа ограничения труда женщин на работах, представляющих опасность для их здоровья и детородной функции: установление перечня работ, на которых применение труда женщин ограничивается, и установление перечня работ, где труд женщин запрещен.

2. В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 160 КЗоТ) на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах ст. 253 ТК РФ труд женщин не запрещает, а лишь ограничивает.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ТК РФ перечень таких работ утверждается в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такой порядок еще не установлен, поэтому следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» (СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1130).

Ограничение труда женщин на этих работах означает, что работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в соответствующий перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации (см. прим. 1 к Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин).

В Перечень работ, на которых труд женщин ограничен, включены 38 видов производств и 456 видов работ в них.

3. Особые правила установлены для использования труда женщин на подземных работах. Конвенция МОТ N 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода», ратифицированная СССР 31 января 1961 г. (см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г. // ВВС СССР. 1961. N 6. Ст. 58), предусматривает, что ни одно лицо женского пола, каков бы ни был его возраст, не может быть использовано на подземных работах в шахтах. Национальным законодательством может быть сделано исключение для женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы; женщин, занятых санитарным и социальным обслуживанием; женщин, проходящих курс обучения и допущенных к прохождению стажировки в подземных частях шахты в целях профессиональной подготовки; других женщин, которые должны спускаться время от времени в подземные части шахты для выполнения работ нефизического характера.

Примечание 2 к Перечню запрещенных для использования труда женщин работ содержит список должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается в виде исключения применение женского труда:

— генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий, главный инженер шахт и рудников по добыче угля, рудных и нерудных ископаемых подземным способом, на строительстве метрополитена, тоннелей, шахтостроительных и шахтопроходческих управлений, строительных и строительно-монтажных управлений и строительств и других подземных сооружений, их заместители и помощники; начальник, главный инженер горных цехов и участков, их заместители и помощники; старший инженер, инженер, техник, другие руководители, специалисты и служащие, не выполняющие физической работы; инженер, техник, лаборант, другие специалисты и служащие, не выполняющие физической работы и с непостоянным пребыванием под землей; главный маркшейдер, старший маркшейдер, маркшейдер рудника, шахты, маркшейдер; главный геолог, главный гидрогеолог, главный гидролог, геолог рудника, шахты, геолог, гидрогеолог рудника, шахты, гидрогеолог, гидролог;

— работники, обслуживающие стационарные механизмы, имеющие автоматический пуск и остановку и не выполняющие других работ, связанных с физической нагрузкой; работники, проходящие курс обучения и допущенные к стажировке в подземных частях организаций;

— работники научных и образовательных учреждений, конструкторских и проектных организаций;

— врач, средний и младший медицинский персонал, буфетчик и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием.

4. В отличие от работ, на которых применение труда женщин ограничено, труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, запрещен. Такие нормы установлены в Постановлении Правительства РФ «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» от 6 февраля 1993 г. N 105 (САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 566) и распространяются на всех работодателей, включая работодателей — физических лиц.

Ограничивается как масса груза при каждой операции, так и суммарная нагрузка в течение рабочей смены. При чередовании подъема и перемещения тяжестей с другой работой (до двух раз в час) предельная масса груза не должна превышать 10 кг, а если тяжести поднимаются и перемещаются постоянно в течение рабочей смены — 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, при подъеме тяжестей с рабочей поверхности не должна превышать 1750 кг/м, с пола — 875 кг/м. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

О предельно допустимых нормах для девушек в возрасте до 18 лет см. ст. 265 ТК РФ и п. 11 комментария к ней.

5. На остальных работах, где труд женщин допускается, к условиям труда предъявляются особые требования. Они сформулированы в Санитарных правилах и нормах СПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 г. N 32. Они распространяются на организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин. Ответственность за выполнение санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также проектных организаций, разрабатывающих проекты строительства и реконструкции предприятий.

Актуальность вовлечения несовершеннолетних в трудовой процессии связанность его с правовым регулированием в современном обществе бесспорна. В великорусском языке общеупотребительно применение термина «несовершеннолетний» по отношению к лицам, не достигшим гражданской дееспособности – то есть, восемнадцати лет. Считается, что до этого возраста лицо не обладает возможностью приобретать права и исполнять обязанности – и возникает вопрос: касается ли это положение права трудового? Да, трудовое право соглашается с таким положение, но допускает возможность заключения трудового договора и с шестнадцатилетнего, и с более раннего возраста – конечно, при соблюдении определенных условий. Наделение трудовыми правами несовершеннолетних должно иметь под собой некие юридические гарантии – те льготы, те законодательные запреты, которые позволили бы обезопасить данную категорию работников от многих проблем: давления со стороны работодателя, уменьшения личного времени и эксплуатации на тяжелых работах. В том числе имеет место быть и сей запрет – работа не должна вредить здоровью и нравственному развитию личности. Критерий такой «вредности» определяется либо законными представителями несовершеннолетнего, либо органом опеки и попечительства. Из вышесказанного следует положение: в линии отношений «работник-работодатель» чаще всего присутствует третье лицо, осуществляющее представительство и защиту прав несовершеннолетнего работника. Реализации прав и интересов несовершеннолетних работников в сфере труда призвано способствовать осуществление их представительства, которое традиционно имеет большую значимость. Л.В. Щур-Труханович отмечает, что в условиях достаточно активного использования в России труда несовершеннолетних, включая не достигших возраста 14 лет, вопрос о представительстве их интересов в социально-трудовых отношениях нельзя отнести к числу второстепенных . Поэтому целесообразно рассматривать в качестве одной из важнейших проблему представительства несовершеннолетних работников в трудовых отношениях как одну из основных гарантий, установленных законодателем, для реализации их прав.

Представительство и защита прав лиц до 18 лет в трудовом праве, нужно отметить, осуществляется на трех стадиях трудовых отношений: в процессе трудоустройства, непосредственно осуществления трудовой функции и прекращения трудового договора.

Во-первых, при трудоустройстве важную роль играют государство и законные представители несовершеннолетних. Государство реализует права несовершеннолетних, опираясь как на нормативно-правовые акты, изданные в своей компетенции, так и на деятельность органа опеки и попечительства, выдающего разрешение на трудоустройство ребенка в случаях, определенных ст. 63 ТК РФ 2001 г. К тому же, согласно ТК представительство и защиту прав несовершеннолетних осуществляют родители, опекуны и попечители ребенка – на стадии именно приема на работу. Вопрос, связанный фактически косвенным участием родителей ребенка в процессе заключения, изменения и прекращения трудового договора является довольно интересным и заслуживающим рассмотрения. Согласно ст. 63 ТК согласие родителя, опекуна, попечителя требуется для заключения трудового договора малолетним и лицом, достигшим четырнадцатилетнего возраста. Возникают следующие вопросы: почему требуется согласие лишь одного из родителей и чье именно согласие необходимо получить, если родители состоят в разводе и совместно не проживают либо если между ними существуют какие-либо разногласия? Что делать, если родители не могут прийти к согласию по поводу трудоустройства их ребёнка?

Для разрешения возникшей проблемы обратимся к нормам Семейного Кодекса РФ 1995 г. Статьей 61 Семейного кодекса РФ установлено, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Все вопросы, касающиеся воспитания детей и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК РФ). Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет такое же право, как и родитель, проживающий вместе с ребенком, на участие в воспитании и решение вопросов получения ребенком образования (п.1 ст. 66 СК РФ). В случае разногласий между ними оба родителя или один из них вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (п. 2 ст. 65 СК РФ), которые, выслушав позиции обеих сторон, принимают решение исходя из интересов ребенка. Нельзя забывать и ст. 57 СК – ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Имеется две полярные точки зрения на образовавшуюся ситуацию. Первой придерживается Щур-Труханович; так, она утверждает, что закрепление в части третьей статьи 63 Трудового кодекса РФ положения о достаточности заявления только одного из родителей представляется не совсем верным, и в случае конфликта между родителями ребенка при решении вопроса о возможности его трудовой деятельности вполне может быть поставлен вопрос о соответствии данного положения статье 38 Конституции РФ. Представителем второй является Е. Л. Хильчук: проанализировав законодательство, она приходит к выводу, что установление в Трудовом кодексе необходимости получения согласия одного из родителей на заключение трудового договора с несовершеннолетним лицом вполне оправдано и не нарушает прав другого родителя . В данном случае предполагается, что этот вопрос будет решаться родителями по их взаимному согласию. Если же согласие не достигнуто, то родители вправе обратиться в орган опеки и попечительства либо в суд. Споры в семьях, где родители не проживают совместно, могут быть разрешены соглашением о порядке осуществления родительских прав, заключенным между родителями. Я придерживаюсь последнего мнения – думается, что на законодательном уровне презюмируется согласованность действий супругов и отсутствие между ними разногласий. Пример – ст. 1 СК устанавливает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципом, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Во-вторых, трудовым законодательством предусмотрено содействие в реализации прав несовершеннолетних работников в процессе осуществления трудовой функции – посредством государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и деятельности профсоюзов. Примечательно в отношении последних замечание заслуженного юриста РФ Васильева В.А.: актуальным, отмечает он, является внесение в Закон о профсоюзах изменений, предусматривающих снижение возраста для вступления в профсоюзы тем несовершеннолетним, которые приняты на работу до достижения ими возраста 14 лет . Необходимость таких изменений, по его мнению, продиктована тем, что не на всех предприятиях имеют место быть профорганизации, что влечет ущемление прав на представительство работников до 18 лет. В связи с этим он отмечает, что способствовало бы выходу из ситуации возрождение на предприятиях молодежных организаций с наделением их правом осуществления представительства, защиты интересов молодых, в том числе несовершеннолетних работников. Достаточно обоснованной кажется приведенная выше точка зрения – по моему мнению, однако, введение молодежных организаций не решит всех проблем, связанных с трудом несовершеннолетних. В большинстве случаев рекомендации профсоюзов носят рекомендательных характер – и не исключено, что данные организации также не будут иметь решающего голоса.

Также Васильев отмечает, что к числу дискуссионных вопросов следует отнести осуществление представительства несовершеннолетних работников при переводах их на другую работу. В соответствии со ст. 57 ТК РФ изменение трудовых правоотношений допускается только по соглашению сторон и в письменной форме. Исследуя эту проблему, А.В. Буянова предлагает предусмотреть в законодательном порядке, что изменение трудового договора с работником, не достигшим возраста 16 лет, в порядке, предусмотренном ст. ст. 72 – 75 ТК РФ, допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) лица, не достигшего возраста 16 лет, и органа опеки и попечительства . Думается, такое предложение является вполне логичным – если родители (законные представители) дают свое согласие на заключение ТД, то такое согласие должно иметь место и при изменении условий ТД, и при его прекращении – ведь в этом случае сии юридические факты касаются благополучия их ребенка.

В-третьих, ТК РФ предусматривает дополнительные гарантии для работников в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора (ст. 269). Их увольнение (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) допускается с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; к тому же, на этой стадии может учитываться мнение профсоюза – например, на основании ст. 373 ТК. Эти органы представляют интересы как государства, так и работников названной категории.

Делаем вывод – представительство и защита прав работников до 18 лет осуществляется как государством, так законными представителями ребенка; оное, являясь гарантией защиты трудоправового статуса несовершеннолетнего, играет немаловажную роль для института трудового права в целом. Труд ребенка до 18 лет не имеет каких-либо строгих возражений со стороны общества – если, конечно, он опирается на законодательные запреты и не близок к эксплуатации труда. Причем одного волеизъявления ребенка здесь недостаточно – в процессе возникновения трудовых отношений задействованы законные представители ребенка, орган опеки и попечительства, государственная инспекция труда и комиссия по делам несовершеннолетних. Государство поощряет инициативу более раннего приобщения к труду, стремясь усовершенствовать трудовое и семейное законодательство для обеспечения более совершенных условий труда. Институт труда несовершеннолетних, получающий в условиях развивающейся экономической системы все более серьезное значение, хочется надеяться, со временем избавится от юридических и практических противоречий, получив наиболее эффективное развитие.

Литература

Прим.: как пример – законы о квотировании.

Количество просмотров публикации: Please wait

Сначала давайте поговорим о «трудных подростках». В регулярной работе с подростками я заметила, что слово «трудный» применительно к детям и подросткам неуместно и даже снижает качество работы специалиста с ними. Почему?

  • Во-первых, подростки бывают разные, ситуации в их жизни тоже очень разные. К сожалению, иногда детям приходится пройти через такие испытания, с которыми не каждый взрослый человек может справиться. То, что в непростой ситуации подросток стал проявлять неудобные для педагога качества, может быть адекватной реакцией на ненормальную ситуацию. В этом контексте словом «трудный» точнее будет обозначить ситуацию, в которой оказался подросток.

  • Во-вторых, когда специалист называет своего ученика «трудным подростком», он сужает спектр взаимодействия с ним, увеличивает дистанцию и существенно снижает вероятность оказания ему какой-либо помощи. Что можно сделать с «трудным подростком»? Можно отругать, поставить плохую оценку, выгнать. Если этот же специалист видит, что подросток оказался в трудной ситуации, меняется контекст. Он может помочь, посочувствовать, обсудить варианты решения. Без ярлыков увидеть за подростком человека, которому в данный момент может быть непросто.

По отзывам специалистов, одно только то, что они перестали называть подростков «трудными», в том числе для самих себя, дает качественный скачок в работе с подростками.

Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет

«Удобные» ученики и качество обучения

Бывает, класс состоит в основном из послушных, внимательных учеников. Они слушают все, что им рассказывают, вовремя задают вопросы, кивают, все понимают. «Удобные» дети легче воспринимают сложную, не подходящую по возрасту, неинтересно поданную информацию. «Неудобные» подростки задают неудобные вопросы, например: «Зачем вы нам это рассказываете?», «Как нам это поможет в дальнейшем?» и другие. Педагогу приходится тщательно продумывать занятия. И в конечном итоге повышать качество образования.

Поэтому если вам приходится иметь дело с учениками, которые не «заглядывают в рот», а имеют свое мнение, которых не так-то просто заинтересовать учебной дисциплиной, у вас есть возможность повышения квалификации прямо на рабочем месте.

Что может помочь педагогу в работе с подростками, не заинтересованными в учебе?

  • Во-первых, человеческое отношение и сочувствие. Очень жаль, что подростки проводят довольно много времени там, где их держат только формальные требования, но нет их собственного интереса. К сожалению, у многих ребят в этой ситуации нет выбора: им просто надо «отсидеть» в школе полдня, и так каждый день. Многие из них не могут сменить учебное заведение, преподавателя, окончить школу экстерном, пойти работать и т. д. Если они встречают педагога, который это понимает, ситуация уже немного улучшается.

  • Во-вторых, обозначение минимальных требований к ученикам. Это базовые правила, они могут относиться как к поведению на уроках, так и к освоению учебной дисциплины. Правила могут касаться использования гаджетов, времени возможного опоздания, наличия домашних работ и т. д. Хорошо, чтобы правил было немного и они четко соблюдались. Правила задают структуру, внутри которой возможно договариваться с учениками о менее принципиальных вещах и проч. Также эти правила выполняют важную функцию – вы становитесь более предсказуемым, а значит, и более безопасным для учеников. Когда ученики понимают, что правила работают для всех одинаково, вне зависимости от обстоятельств, они перестают в этой точке сопротивляться, повышается ваш авторитет. Также часто подростки сами начинают поддерживать заданную рамку.

Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками
Легализация требований к ученикам. Это продолжение темы про правила, но немного в другом аспекте. В каждой семье, в каждой школе и в каждом классе есть некоторые негласные правила. Это такие правила, которые все понимают, но их редко кто-то озвучивает. Когда дети становятся подростками, часто они начинают проверять все существующие правила. В этот период учителям сложнее всего с негласными, например яркой одеждой, отсутствием бумажного дневника, небольшим опозданием или чтением книги под партой. Потому что учителя это продолжают требовать «по умолчанию», хотя про это никогда не заявляли. Негласные правила лучше пересмотреть, и какие-то позиции отнести к базовым правилам, а какие-то, наоборот, разрешить. Например, иногда можно ходить по классу. Или, выступая у доски, можно использовать планшет и т. д.

Сотрудничество с учениками. Если ученики действительно не заинтересованы в учебе, то в чем они заинтересованы? Можно придумать довольно много вариантов, как именно время урока может быть полезным для конкретного ребенка. Это можно обсуждать вместе с учениками. Даже если вы не сразу получите ответ, то хотя бы ребята будут думать об этом. Что может дать обычный школьный урок? Кто-то может тренировать мастерство устного выступления, эффективную работу в малых группах, написание текстов, готовиться к поступлению в колледж и т. д. Один из вопросов, который можно задать ученикам (устно или письменно, лично, в классе или в мини-группах): «Подумай, как можно сделать это время максимально полезным для тебя?» Для учеников это будет также посланием, что вы цените то время, которое они проводят в одном с вами кабинете.

Адаптация материала для аудитории. Зачастую материал в учебниках сформулирован так, что даже «хорошие» ученики понимают его не с первого раза. Что говорить о подростках, которым учеба дается тяжело.

Вся методическая помощь учителям на одной странице
Педагогу в этой ситуации пригодятся различные методики интерактивной работы с классом, например:

  • работа в малых группах,

  • работа со спорными утверждениями,

  • групповые дискуссии,

  • просмотр кино/фото/слайдов,

  • помощь более успевающих в учебе учеников менее успевающим,

  • тьюторская поддержка от старшеклассников,

  • ученики могут помогать ребятам из младших классов. И многое другое.

Методов может быть много, их можно заимствовать у коллег, придумывать самим или с подростками. Нововведения можно предлагать в формате эксперимента, когда вы пробуете новый формат работы и в зависимости от результата решаете, оставлять его или нет.

Присутствие личности педагога. Кроме учебного материала, подростки как губка впитывают ваше отношение к тому, что происходит в классе. Не замалчивайте его, а сделайте явным: поделитесь тем, что вы думаете и чувствуете, когда происходит какое-то событие в классе, например: «Мне не нравится…», «Мне страшно…», «Я уважаю…» и т. д. Подростки могут быть сотрудничающими и более отзывчивыми, если знают о том, что с вами происходит. И личное присутствие педагога – это одна из самых ценных вещей, которая сейчас отличает очное образование от дистанционного.

Поддержка учеников за их успехи. Стоит оценивать ученика по его заслугам. Не так важно, что другие знают больше, если сегодня «засидевшийся двоечник» постарался выступить у доски. Поддержите его в первую очередь своим отношением и только во вторую – оценкой. Мы можете сказать, например: «Знаю, было сложно, но ты постарался, я это вижу, и я это уважаю». При этом не стоит преувеличивать успех.

Не сравнивать с другими классами. Если у вас есть несколько классов, то какие-то ученики могут оказаться в ситуации «плохого класса». Подростки из таких классов могут терять мотивацию к учебе просто из-за того, что им говорят педагоги, что они неспособные или хуже, чем другие классы. Даже если класс в параллели самый слабый, ученики это и так понимают. Вы можете подчеркнуть, что ребята самые дружные/спортивные/веселые и т. д.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Е.М. Каширская
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Преступность несовершеннолетних одна из проблем социальной работы, которая требует решения. Прежде чем рассматривать сущность социальной защиты прав подростков делинквентного поведения как направления социальной работы, необходимо выявить понятие социальной работы с позиций разных исследователей.

П.Д.Павленок отмечает, что социальная работа – научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения специально-ориентированных и личностных потребностей и интересов, различных социально-уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп отдельных личностей к социальному функционированию.

По мнению В.И.Жукова, социальная работа — специфическое общественное явление, вид социальной деятельности, направленный на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем посредством поддержки, защиты, помощи, обслуживания, коррекции и реабилитации .

С позиций Л.Г.Гусляковой социальная работа – осуществляемая профессионально подготовленным специалистом деятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, находящимся в конфликте с законом и обществом, неспособным без посторенней помощи решать свои жизненные проблемы: личностные, семейные, групповые, производственные .

Социальная работа – профессиональная деятельность по оказанию помощи инвалидам, группам, общинам в целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и создания для этого благоприятных общественных условий.

Е.И.Холостова отмечает, что социальная работа – специфическая государственного и негосударственного воздействия на людей с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня их жизни, оказания индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц .

С позиций Н.С. Данакина, социальная работа – область профессиональной практики по содействию людям в решении их личностных проблем .

В нашем исследовании мы будем придерживаться определения социальной работы с позиций Л.Г.Гусляковой, которая пишет о социальной работе как о людях, находящихся в конфликте с законом.

Исследователь в области социальной работы, Е.И. Холостова рассматривает одно из направлений социальной работы – социальную защиту прав несовершеннолетних – правонарушителей во взаимосвязи социальной работы и социальной юстиции. Поэтому социальная защита прав несовершеннолетних – правонарушителей как направление социальной работы нацелена на восстановление разрушающихся у несовершеннолетнего позитивных связей с миром.

Вообще, защита прав ребенка – охрана его законных интересов и представлений. Интересы ребенка – жизненно важные потребности ребенка, удовлетворение которых необходимо для его нормальной жизни и всестороннего развития .

Под правой защитой прав ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальной развитие .

Одним из приоритетных направлений социальной политики сегодня является защита детства. Под защитой детства исследователи – правоведы понимают систему мер государства, обеспечивающую охрану законных прав и интересов детей на основе нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних в различных сферах общественных отношений: административных, образовательных, трудовых, социальной защиты и обеспечения, опеки и попечительства .

Социальная защита, являющаяся одним из направлений социальной работы, выступает как система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития .

Одним из актуальных направлений современной социальной работы выступает социальная защита прав несовершеннолетних — правонарушителей. Исследователь социальной работы Е.И. Холостова рассматривает социальную защиту прав подростков – делинквентов как направление социальной работы, взаимосвязанное и взаимодействующее с ювенальной юстицией.

Е.И. Холостова выделяет несколько направлений взаимодействия социальной работы и ювенальной юстиции:

1.Деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (уличная социальная работа).

2.Реабилитационные мероприятия в отношении несовершеннолетних и их семей.

3.Социальный патронаж несовершеннолетних и их семей .

Одним из направлений социальной защиты прав несовершеннолетних – правонарушителей Е.И. Холостовой выделяется деятельность социального работника при суде. Исследователь отмечает, что эта деятельность основывается на принципах законности, индивидуального подхода, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетним. Но пока данная система находится только на стадии формирования.

Л.М. Карнозова полагает, что проблемы, существующие в современной российской системе наказания несовершеннолетних и осознание необходимости реформирования этой системы вывели на первый план создание отдельной отрасли работы с несовершеннолетними правонарушителями – социальной защиты прав несовершеннолетних правонарушителей .

Возможным решением проблем является ювенальная юстиция.

Ювенальная юстиция (в узком смысле) – система специальных органов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, система специальных правил, применяемых к ним.

В широком смысле ювенальная юстиция – система органов, осуществляющих деятельность по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего, в связи с нарушением действующего законодательства в данной области .

Особую роль в сфере ювенальной юстиции играет социальная работа. Можно выделить несколько направлений взаимодействия социальной работы и ювенальной юстиции.

Прежде всего, это деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Работа с семьями группы риска, имеющими детей, с общественностью, деятельность по объединению усилий различных социальных институтов в плане профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это задачи, как социальной работы, так и ювенальной юстиции.

Вторым направлением являются реабилитационные мероприятия в отношении несовершеннолетних и их семей, позволяющие создать условия для формирования социально приемлемого поведения как самого несовершеннолетнего, так если это необходимо и членов его семьи.

Третьим направлением является патронаж несовершеннолетних и их семей, связанный с контролем развития внутрисемейных отношений, поведения и окружения несовершеннолетних, выполнения взятых на себя обязательств самим несовершеннолетним или членами его семьи.

Таким образом, социальная защита прав подростков делинквентного поведения рассматривается нами как деятельность по оказанию помощи несовершеннолетним – правонарушителям, находящимся в конфликте с законом и обществом, которые не могут решить свои жизненные проблемы самостоятельно. Ювенальная юстиция представляет собой систему органов, осуществляющих деятельность по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего, в связи с нарушением действующего законодательства в данной области.

Литература

1. Ветошкин С.А. Ювенальное право: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. Проф. — пед. ун-та, 2008.

2. Гуслякова Л. Г. Современное состояние и проблемы исследования теории социальной работы// Отечественный журнал социальной работы, 2002. № 2. С. 11 – 15.

3. Данакин Н.С. Теория и методика социальной работы. М., 1991.

4. Жуков В.И. теория социальной работы. М.: Изд-во РГСУ, 2011.

6. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М., 2004.

7. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. М., 2007.

8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

9. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1999.