Требования к локализации производства

Документ определяет условия признания продукции российской. Судовладельцам это необходимо для получения госсубсидий, права на каботаж и в будущем – на перевозки углеводородов по Севморпути. Первая версия документа была раскритикована отраслью, напоминает «Ъ».
Теперь, в отличие от прежнего варианта, документ не предусматривает особых преференций для верфи «Звезда», строящейся консорциумом во главе с «Роснефтью», но содержит в целом облегченные требования для морских судов, пишет газета.
При этом для речных судов выставлены более строгие критерии. В данную категорию, по данным «Ъ», включены суда класса «река-море», земснаряды, плавучие краны, пожарные и рыболовные суда.
«Блоки и материалы для их корпусов должны состоять из материалов, произведенных в ЕАЭС. Для них также представлен отдельный перечень оборудования из ЕАЭС (20 позиций), которое необходимо использовать при строительстве судна, – грузоподъемные механизмы, винты, навигационное оборудование, системы связи, двигательные агрегаты до 10 МВт, судовые дизель-генераторы и т. д. С июня 2019 года производитель обязан использовать не менее восьми пунктов из перечня, с июня 2021-го – не менее 16 и с июня 2023-го – все перечисленные в списке», – отмечает «Ъ».
Отдельный список операций предусмотрен по локализации судовых дизелей до 10 МВт. Помимо испытаний в РФ, при их производстве с июня 2020 года должно быть использовано не более десяти иностранных комплектующих, с июня 2021-го – не более семи, а с июня 2023-го – не более четырех. Также придется учитывать стоимость иностранных деталей при производстве разного рода систем, в том числе топливных: она не должна превышать 40% цены всех деталей.

Учитывая нынешние тенденции к закрытию границ в эпоху пандемии, локализация производства может оказаться привлекательным направлением развития бизнеса для компаний, имеющих стратегию развития. О плюсах локализации производства, а также о нюансах, которые необходимо учесть при принятии такого решения, рассказывает Матс Фриберг, генеральный директор 3М Россия и СНГ.

Для многих компаний очень важно продолжить эффективную работу в условиях необходимости импортозамещения, снижения роста цен на нефть, рисках для производства в условиях пандемии и сложного положения России в нестабильной международной ситуации.

Одним из инструментов успешного роста для многих компаний, в том числе международных, может стать развитие локального производства, инвестиции в него, расширение производственных мощностей и модернизацию.

Возможные плюсы локализации производства, а также и сложности, прежде всего, связаны с такими факторами, как:

  • местоположение;

  • производство;

  • локальные НИОКР (R&D) и гибкое реагирование на изменение спроса;

  • локальные кадры.

Рассмотрим подробнее эти плюсы и нюансы, которые необходимо учесть.

Местоположение производства

Если компания выбирает площадку для локализации, расположенную не в особой экономической зоне с уже готовой инфраструктурой и коммуникациями, то одной из возможных трудностей является подключение нового предприятия к энергетической инфраструктуре, то есть подключение тепла, электроэнергии, воды. При решении этих вопросов можно столкнуться с необоснованными или дополнительными условиями от поставщиков энергоносителей. На данном этапе также могут возникать бюрократические барьеры, связанные с получением всех необходимых согласований.

В целом можно сказать, что в России сегодня создан благоприятный климат для иностранных инвесторов, отмечается заинтересованность местных властей в сотрудничестве, оперативно решаются любые вопросы — от бытовых, таких как утилизация мусора и сброс ливневых вод, до сбыта продукции локальным потребителям.

Сегодня интерес инвесторов направлен на особые экономические зоны.

Часть из них обеспечивают не только налоговые и таможенные льготы, подключение к инфраструктуре, включая энергетическую и транспортную, но и поддержку региональных органов исполнительной власти, которая помогает преодолевать административные барьеры.

При выборе площадки для реализации проекта важно учитывать вышеперечисленные факторы: таможенные и налоговые преимущества особой экономической зоны, развитую инфраструктуру.

При планировании структуры производственных мощностей и продуктов к выпуску на какой-либо площадке необходимо опираться на существующую конъюнктуру рынка и статистику сбыта на рынке РФ.

Новым направлением, которое, возможно, станет привлекательным для инвесторов, являются так называемые территории опережающего развития, которые могут предоставлять похожие преференции.

Производство

Сегодня многие компании идут по пути локализации компонентов — как комплектующих, так и сырья.

В большинстве случаев в России можно найти локальные аналоги многих комплектующих и материалов, но они могут не полностью соответствовать требованиям производителя по качеству и объемам поставки. Необходима достаточно серьезная и длительная работа по взаимодействию с потенциальными поставщиками, направленная на приведение стандартов, существующих на отечественных предприятиях, к международным стандартам. Это касается также сырья и комплектующих. С одной стороны, это создает дополнительные сложности и временные затраты, но есть и положительный момент — развитие местных производителей за счет сотрудничества с ними, передачи им своего опыта и экспертизы.

В идеале закупка сырья в России позволяет снижать его страховые запасы на складе, дает возможность плотно взаимодействовать с поставщиком, корректировать качество и спецификацию сырья, оптимизировать свою цепочку поставок. Цены локальных поставщиков, как правило, в меньшей степени зависят от колебаний курсов валют, поэтому они более стабильны.

К сожалению, не все производство можно перевести на локальное сырье. Есть сырье, которое составляет до 80% стоимости продукта, и его приходится везти из-за рубежа.

Тут важно понимать, что задача углубления локализации и использования локальных сырьевых компонентов не может быть решена одной компанией, поскольку одна компания не сможет потреблять тот объем сырья, который бы сделал локализацию сырья экономически обоснованной. А это значит, что необходимо сотрудничество и взаимодействие участников рынка для развития локальных поставщиков сырья.

В нашей компании качество продукции, выпускаемой на территории России, обеспечивается за счет наличия современно оснащенных лабораторий, где мы проводим весь комплекс приемо-сдаточных и квалификационных испытаний в соответствии с корпоративными стандартами, а также иными применимыми в конкретной области требованиями.

Наши клиенты имеют возможность посетить производственные площадки и лично убедиться в высоком качестве всех производственных процессов на всех этапах, посетить сертифицированные лаборатории, в которых продукция проходит проверку качества перед отгрузкой ее клиенту. И это еще один плюс локализации.

Плюсы локального R&D и гибкое реагирование на изменение спроса

Локальный R&D позволяет придерживаться стратегии избирательной локализации в России, производить продукты, востребованные на рынке, а локальные научно-технические лаборатории — модифицировать продукты под потребности российского рынка и российских клиентов.

Безусловно, локализация производства зависит от емкости рынка — если растут объемы продаж, то нужно больше мощностей, чтобы удовлетворить спрос.

Наличие локального производства позволяет быстро реагировать на изменение спроса, создавать эффективную логистическую инфраструктуру, улучшать сервис клиентам.

Локальные кадры

Еще одна сложность, с которой могут столкнуться компании при локализации производства в России, — это нехватка квалифицированных рабочих кадров. Не секрет, что в стране сегодня не хватает сварщиков, слесарей, операторов и других рабочих специальностей.

Многие компании в России реализуют собственные обучающие программы и программы развития, растят квалифицированные кадры самостоятельно, привлекая к ним как местных, так и международных специалистов и экспертов.

Зачастую производства иностранных компаний располагаются в пределах определенных областей с благоприятными условиями. В этом случае усиливается конкуренция за высококвалифицированные кадры, и их может не хватать для всех локальных производств. Данный риск может быть нивелирован в результате совместной работы предприятий и государственных органов, направленной на повышение уровня профессиональной подготовки кадров.

Дефицит технических специалистов в России также ощущается. Международные компании сотрудничают с техническими вузами в надежде, что после университета молодые инженерные кадры придут именно к ним.

Достоинством российской системы образования является системность, фундаментальность и широта получаемых знаний.

Человек приходит на работу с достаточно широким кругозором и профессиональными знаниями, конечно, если он хорошо учился.

В любой компании он неминуемо встретит специфические задачи, и, разумеется, для работы по конкретной тематике обязательно нужны обучающие программы — тренинги, стажировки.

В нашей компании сотрудник на стажировке выполняет конкретную исследовательскую работу, решает поставленные задачи в различных корпоративных лабораториях. Здесь его широкие знания «фокусируются» и углубляются по определенной теме. При этом он не только более детально изучает свою специализацию, но и знакомится с работой компании в целом — ее структурой, принципами и направлениями работы, исследовательской и материальной базой. Очень важно наладить взаимодействие с коллегами, потому что в сфере исследований необходим обмен опытом и знаниями. Часто, прежде чем решать вопрос самостоятельно — «изобретать велосипед», нужно узнать, не решил ли его уже кто-то ранее в Корее или в Австралии.

Обычно поиск специалистов осуществляется через кадровые агентства, и найти маркетолога, торгового представителя, логиста легче, чем инженера, химика и других представителей естественно-научных направлений, несмотря на то, что в России сегодня есть очень большое количество исследователей.

Взаимодействие сотрудников — часть образовательного процесса в нашей компании.

Например, хорошо работает создание виртуальных площадок, форумов, где люди могут предлагать свои идеи и работы для обсуждения, обмениваться знаниями и опытом, эффективно также проведение профессиональных корпоративных конкурсов. Здесь срабатывает действенный мотивационный инструмент — признание заслуг и достижений сотрудников в разных формах. Победители получают такое профессиональное признание, остальные узнают что-то новое, учатся.

***

Подводя итоги, хочется остановиться еще на нескольких моментах.

Очевидный плюс локализации производства — это полное совпадение деятельности по локализации с целями, формулируемыми на самом высоком государственном уровне, а именно политикой импортозамещения. Правительство РФ сегодня нацелено на всестороннюю поддержку тех предприятий, которые локализуют уникальные технологии и производства, сюда можно отнести и специальные инвестиционные контракты, и офсетные сделки, и другие формы государственной поддержки, такие как налоговые и таможенные преимущества, предоставляемые компаниям — резидентам особых экономических зон.

Кроме того, относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов, как одно из последствий колебаний курса рубля, положительно влияет на себестоимость производимой продукции. В выгодном положении также сегодня те предприятия, локализованная продукция которых идет на экспорт.

Еще один плюс наличия локального производства — возможность участия в тендерах на закупку продукции. Здесь встает вопрос качества продукции и объективности проведения тендерных закупок и выбора поставщиков.

Преимущества локализации в РФ

1 По данным аналитического обзора от 12.02.2020 Евразийской экономической комиссии за январь — декабрь 2019 г.

Требования к локализации: отраслевые аспекты

1 Возобновляемые источники энергии.

2 Выдается в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России от 24.09.2018 № 3788, постановлением Правительства РФ от 03.06.2008 № 426.

3 Выдается в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России, Минэкономразвития России от 17.08.2011 № 1032/397.

4 Выдается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432.

5 В порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

6 В порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Поддержка локализации производства в РФ (займы Фонда развития промышленности (ФРП))

1 В случае финансирования совместно с региональным фондом развития промышленности сумма займа 20—100 млн руб.

Примечание от редакции «ЭЖ». Также рекомендуем ознакомиться с другой публикацией по теме «Локализация промышленного производства иностранных компаний в России».

Направьте информацию об импортозамещающей продукции путем заполнения формы и участвуйте в закупках компаний Группы «Интер РАО»

В соответствии с государственной политикой импортозамещения в Группе «Интер РАО» реализуются мероприятия, направленные на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной продукции закупкой продукции отечественных производителей.

Утвержден перечень иностранной продукции, приоритетной для целей импортозамещения и рекомендуемой российским компаниям к освоению в производстве (перечень ежегодно актуализируется):

Перечень иностранной продукции

В соответствии с письмом Минэнерго России от 30.12.2015 № АТ-15171/02 «О представлении информации в автоматизированную информационную систему «Технологии и проекты импортозамещения» (АИС) компаниями Группы «Интер РАО» актуализируется внесенная в АИС информация о потребностях в импортозамещаемом оборудовании, продукции машиностроения и программных продуктах, критичных для технологических процессов организаций ТЭК:

Инструкция пользователей АИС для промышленных предприятий

При планировании закупки иностранной продукции компаниями Группы «Интер РАО» проводится обязательный анализ возможности ее замещения отечественной продукцией, эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам.

При проведении закупочных процедур, в целях присвоения закупаемой продукции статуса российского происхождения, определяется уровень ее локализации. Расчет уровня локализации выполняет организация – потенциальный поставщик продукции в соответствии с Методикой «Расчет уровня локализации товаров, работ, услуг»:

Методика МТ-156-2 «Расчёт уровня локализации товаров, работ, услуг»

Приложение №1 к Методике МТ-156-1

Заявить об импортозамещении

  1. Скачайте образец заявки для заполнения Скачать
  2. Заполните контактные данные

10 с лишним лет назад в России началась промышленная сборка иностранных автомобилей, оставшиеся на плаву российские автозаводы нашли заграничных партнеров для улучшения своей продукции. По задумке правительства, в этом и прошлом году автокомпании должны были сдать свои первые экзамены по индустриализации на российской земле и перейти к заключению новых, более углубленных соглашений — специнвестконтрактов. К чему это привело — в материале «Известий».

Модель для сборки

Компании Ford и Renault были среди первых иностранных автокомпаний, которые заключали соглашения (подписывались в 2005–2006 годах) с Минэкономразвития России о работе в режиме промышленной сборки. Позже контракты активировали компании Volkswagen (производят также модели Skoda и Audi), тандем Hyundai–Kia, GM (Opel, Chevrolet, Cadillac), Nissan, Toyota, альянс PSA Peugeot Citroen в партнерстве с Mitsubishi. Экспериментировавший в калининградской ОЭЗ с китайскими компаниями «Автотор», организовал сборку BMW, некоторых моделей Hyundai–Kia и GM.

Требования первого режима промсборки были довольно лояльными к иностранцам. Тогда цель правительства заключалась в том, чтобы привлечь многочисленные сборочные площадки в Россию. Для первого уровня промсборки требовалось крупноузловое производство на 25 тыс. автомобилей в год и локализация автокомпонентов на уровне 30%. Во всем мире такой процесс принято называть «отверточной» сборкой — она не требует сложного оборудования, высоких навыков рабочих, а общие затраты бизнеса невысоки.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В обмен иностранцы получили от России право льготного (ставка от 0 до 5% вместо в среднем 15%) таможенного ввоза компонентов для сборки машин, смогли участвовать в госпрограммах поддержки продаж (утилизация, трейд-ин, льготные автокредиты и лизинг), а также получили многочисленные субсидии и некоторые налоговые послабления (частичное или полное обнуление имущественного налога и т.д.).

В 2012 году главный регулятор отрасли Минпромтог перешел ко второй стадии проекта промсборки. Иностранцам для сохранения прежних льгот предложили создать мощности на 300–350 тыс. машин в год, а локализацию потребовали довести до 60%. Кроме того, автокомпании должны были построить в России заводы по выпуску моторов, коробок передач, а также создать научно-исследовательские центры. Первоначально идея показалась достаточно жесткой, но обещающей солидные инвестиции. Примерно по схожему сценарию Китай создавал мощный национальный автопром.

Для решения этой задачи иностранные компании стали объединяться в промышленные союзы. Так появился тандем Volkswagen и «Группы ГАЗ», франко-японский альянс Renault–Nissan объединился вокруг АвтоВАЗа, перешедшего под контроль Renault. Компания Sollers (контролирует УАЗ) взяла в союзники Mazda и Toyota. Грузовые и коммерческие машины концерна Daimler появились на КамАЗе и ГАЗе.

Впрочем, существенного прогресса в развитии отечественного автопрома достичь так и не удалось. Иностранные автокомпании пытались интегрироваться в российскую промышленность. Моторные заводы построили Ford и Volkswagen, Renault локализовал производство своего двигателя на мощностях АвтоВАЗа. Однако существенные коррективы в локализацию внес кризис, начавшийся падением рубля в 2014 году.

Сборка новых автомобилей на заводе «АвтоВАЗ» в Тольятти

Фото: РИА Новости/Анар Мовсумов

Один из коэффициентов в сложной формуле расчета локализации — рублевая составляющая в итоговой себестоимости новых машин. Когда рубль упал относительно евро и доллара вдвое, многие автоконцерны не смогли выполнить требования локализации. Правительство пошло на встречу и не стало лишать концернов льгот, однако дальнейшие углубление производственных циклов фактически остановилось.

Производство китайских автомобилей изначально было нежелательным в России. Их пустили в промсборку на ее излете: только в 2017 году черкесский завод Derways (производил Chery, Lifan, Brilliance, HTM) активировал ранее купленное юрлицо со спящим соглашением. Однако толком воспользоваться им не удалось — сейчас руководство Derways под следствием, завод стоит. Компании Geely и Zotye — автомобили из Белоруссии, Haval построил завод под Тулой, но их объемы продаж невысоки.

Промсборка отбрасывает третью ступень

В 2016 году Минэкономразвития и Минпромторг создали модель более жесткой привязки льгот для автокомпаний к уровню оснащения компонентами российских поставщиков. Этот этап получил в обиходе название третья промсборка. Переход в этот режим заключается через специнвестконтракты (СПИК), у каждого автопроизводителя прописываются свои обязательства. Причем зачастую они учитывают социальные особенности регионов. Таким стал первый СПИК, который заключила с правительством Дальнего Востока Mazda.

Дорога к СПИКу у японской компании выдалась тернистая. Первоначально Mazda работала в режиме первой промсборки совместное с Sollers Вадима Швецова. Довольно долго завод «Дальавто» во Владивостоке пользовался всеми преференциями, даже не пытаясь при этом перейти на углубленный цикл производства со сваркой и окраской кузова. В 2011 году на заводе Sollers запустили отверточную сборку моделей SsangYong, через год присоединились Mazda и Toyota. В 2015 году льготы изъяли, и первой площадку покинула Toyota, собиравшая на «Дальавто» лишь Land Cruiser Prado, следом прекратилась сборка SsangYong. В итоге завод перешел к Mazda, которая пообещала дополнительно построить моторный завод. При подписании этого соглашения учитывалось создание японцами новых рабочих мест в регионе, испытывающем проблемы из-за оттока населения.

Линия сборки автомобилей Mazda во Владивостоке

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Немногим позже СПИК подписал Mercedes-Benz, который начал строить свой первый российский завод в подмосковном Обнинске. По информации «Известий», долгое время вопрос российского завода немецкой компании не согласовывался правительством ФРГ из-за санкций, наложенных Евросоюзом на Россию. Заявленные инвестиции Mercedes-Benz пока довольно скромные — €300 млн, что, впрочем, позволит считать машины этого предприятия российскими и соответственно допустить их к госзакупкам.

Более подготовленным к СПИКу вышел санкт-петербургский завод Hyundai Motor Group. По заявлению компании, суммарные инвестиции в завод за это время составили около €1 млрд. Планируется создание заводов по выпуску коробок трансмиссий и моторов, строительство научно-исследовательского центра. До 2027 года будет вложено еще 16,6 млрд рублей. Этот предприятие можно назвать самым успешным иностранным автозаводом в России: по итогам 2018 года было произведено 230 тыс. машин, из них на экспорт — 11,5 тыс. авто. В 2017 году в бюджет Санкт-Петербурга корейский завод перечислил более 2 млрд рублей налогов.

Заключил СПИК и укрепившийся в прошлом году компанией Mitsubishi альянс Renault–Nissan, ожидаемо роль коренного в этой упряжке будет играть АвтоВАЗ. Причем Волжский автозавод, долго приносивший убыток акционерам, выступит и главным инвестором. 10-летний контракт предполагает, что АвтоВАЗ вложит в производство порядка 70 млрд рублей, что даст 2,3 тыс. новых рабочих мест. Альянс расширит номенклатуру локализованных материалов, деталей и компонентов, увеличит экспорт.

Попавшая под санкции «Группа ГАЗ» Олега Дерипаски, пообещала в рамках спецконтракта вложить примерно 20 млрд рублей. Деньги направят на углубление локализации, расширение модельного ряда. СПИК подписан до 2028 года, за это время помимо прочего «газовцы» должны подготовить автомобильные новинки для экспортных рынков. Примерно схожие условия обещает калининградский «Автотор», который помимо прочего обещает в феврале запустить производство новой модели по полному циклу.

Иллюзия сборки

Сейчас локализация производства по оценкам консалтингового агентства «АСМ Холдинг» в среднем составляет 40%, а не 60–70%, как заявляют многие руководители иностранных автокомпаний.

— Если не брать Hyundai, АвтоВАЗ и Renault, то в среднем локализация производства иномарок в России не превышает 40%. Это нельзя назвать автомобильной промышленностью. За время работы промсборки не удалось привлечь производителей компонентов в Россию и обеспечить российским компаниям компетенции в сфере современных технологий», — полагает руководитель «АСМ Холдинга» Александр Ковригин, в прошлом возглавлявший экономическое управление министерства автомобильной промышленности СССР.

Рабочии на линии сборки автомобилей

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

По мнению собеседника, также современное российское налоговое законодательство делает нерентабельным производство в России такого сложного продукта, как автомобиль. Ковригин подчеркивает, что автопром, имея налоговые преференции, аналогичные нефтяному сектору, смог бы развиваться качественно лучше.

Прекращение стимулирования продаж автомобилей ведет к падению производства, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин.

«Для производства нужен рынок сбыта, а сейчас он небольшой без поддержки спроса. Что касается промышленной сборки, то ее главная заслуга в том, что в 2018 году 95% автомобилей произведены в России. Однако сколько-нибудь значимой локализации за некоторым исключением добиться не удалось. В рамках соглашения с ВТО мы обязаны опускать таможенные барьеры. Для многих автокомпаний это может стать поводом для отказа от местной сборки в пользу прямого экспорта», — отметил Коровкин.

К 2020 году в России планируется произвести локализацию производства 800 видов продукции в 19 отраслях промышленности – такие планы можно смело назвать амбициозными. 7 июня 2017 г. ADVANTAGE AUSTRIA, организация по поддержке развития австрийского бизнеса за границей, совместно с SCHNEIDER GROUP, RSP International и Правительством Московской области организовали бизнес-завтрак по теме «Локализация производства в России – кнут и пряник». Особое внимание организаторы уделили австрийским компаниям. Мероприятие прошло в офисе SCHNEIDER GROUP в центре Москвы.

Выражение «метод кнута и пряника” обозначает подход, который совмещает поощрение и наказание. На нашем мероприятии этот фразеологизм использовался, чтобы описать одновременно затраты компании при локализации бизнеса в России и выгоду, которую можно из данной процедуры извлечь. Директор в SCHNEIDER GROUP Кристофер Шагерль произнес вступительное слово, после чего выступил Рудольф Лукавски, советник по вопросам торговли Посольства Австрийской Республики в России. Он представил слушателям общую картину отношений между Австрией и Россией. После пика 2013 года (3-48 млрд. евро.) экспорт из Австрии в Россию упал на 46%. Данная ситуация изменилась только в 2016 году, когда Россия заняла 16-е место в списке торговых партнеров Австрии. Наиболее экспортируемыми товарами по-прежнему являются машины и оборудование (включая электронику и оборудование для автомобилей и поездов). Среди лидеров по импорту – минеральное топливо и металлы. В 2016 г. ПИИ Австрии в России составили 5,4 млрд. евро, а ПИИ России в Австрии – 21,7 млрд. евро. На сегодняшний день на российском рынке присутствует более 500 австрийских компаний. Некоторые из них локализировали производство в России, преимущественно недалеко от Москвы и других крупных городов.

Алекс Столярский, директор юридического, налогового отделов и отдела комплаенс-контроля SCHNEIDER GROUP, рассказал об условиях локализации производства в России, а также ответил на вопрос о том, что необходимо учитывать для получения продукцией маркировки «сделано в России». Андре Шольц, партнер в RSP International, обрисовал преимущества локализации. Одной из главных причин решения локализовать производство в России является политика импортозамещения, проводимая российским правительством с целью увеличения собственного производства. Реализация плана по производству 800 видов продукции в 19 отраслях промышленности к 2020 году предполагает выполнение более 2000 проектов по локализации производства. Применение метода кнута и пряника можно также отметить в тендерной политике: госзакупки иностранной продукции часто оказываются запрещены, или же цену такой продукции автоматически снижают на 15%. Вводятся дополнительные ограничения на иностранную продукцию.

Участники мероприятия также обсудили процедуру получения маркировки «сделано в России». Основное правило состоит в необходимости смены как минимум одной из первых четырех цифр классификационного кода, а также расчета того, какой процент составляет стоимость иностранных материалов, использованных при производстве конечного товара, от его конечной цены. Специальные инвестиционные контракты направлены на поощрение локализации производства в России. Такие контракты предоставляют компании ряд преимуществ, но содержат и некоторые ограничения. Хотя налоговые льготы могут выглядеть привлекательно, важно принимать во внимание то, что инвестиции должны сохранять рентабельность и без субсидий и пониженных налоговых ставок.

Особые экономические зоны также предоставляют резидентам определенные преимущества. В течение ограниченного периода времени возможно применение пониженных налоговых ставок и освобождение от налогов (касательно, например, налога на прибыль, налога на недвижимость, земельного и дорожного налогов). Также имеется возможность беспошлинного ввоза товаров в ОЭЗ. В области финансирования российская программа импортозамещения включает субсидирование процентных ставок по кредитам в сельскохозяйственной отрасли. Кроме того, в данный момент коммерческие банки, стремясь улучшить свой портфель, находятся в активном поиске платежеспособных клиентов. Одновременно понижается ключевая ставка российского Центрального банка.

Тимур Андреев, генеральный директор Корпорации развития Московской области, подробно рассказал о программах по поощрению локализации производства, которые существуют в Московской области. С 7 миллионами жителей, из которых 4,5 миллиона экономически активны, Московская область занимает первое место по показателям развития промышленности. В ней располагается 3 особые экономические зоны (Дубна, Исток, Ступино Квадрат). В индустриальных парках и особых экономических зонах зарегистрировано более 400 компаний, инвестировавших более 12 миллиардов рублей. Из 64 индустриальных парков 16 на данный момент находятся на стадии строительства. ОЭЗ Московской области предлагают инвесторам освобождение от налога на прибыль в течение 8 лет (далее 5% ставку в течение 6 лет, затем ставку в 13,5%), 0% ставку земельного налога в течение 5 лет, 0% ставку налога на недвижимость в течение 10 лет и 0% ставку дорожного налога в течение 5 лет. Более того, существует возможность частичной компенсации вложений в инфраструктуру. Особое внимание уделяется поддержке сельскохозяйственных предприятий, включая теплицы, производство сыра, рыбы и грибоводство.

Во второй половине дня участникам представилась возможность посетить индустриальный парк DEGA Ногинск для того, чтобы на практике изучить то, как происходит локализация производства в России. Представители местной администрации представили гостям подробное описание процесса локализации производства.

К концу дня у участников мероприятия сложилась целостная картина данного процесса: в первой половине дня они получили теоретические знания и юридическую информацию, а во второй смогли осуществить практические наблюдения за деятельностью индустриального парка. Компания SCHNEIDER GROUP была рада организовать данное мероприятие совместно с ADVANTAGE AUSTRIA.

Чтобы получить доступ к презентациям по теме «Локализация производства в России – кнут и пряник», пройдите по ссылкам ниже.