Требования к эвакуации при пожаре

— г. Краснодар, ул. -178

— 5/1

— г. Краснодар, ул.

— г. Краснодар, ул.

— г. Краснодар, пер. Лунный, 16

— 1-43-45/Гоголя, 64

— 80

— Северский район, п. Афипский, ул. ;

— г. Краснодар, ул.

— г. Краснодар, ул.

— Филиал «Абхазский»: респ. Абхазия, г. Гагра, ул. , а Государственный заказчик принимает и оплачивает услуги в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.

1.2. Исполнитель оказывает услуги в соответствии со Спецификацией (приложением № 1) и являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

1.3. Срок оказания услуг: в течение 20 (двадцати) рабочих дней, с даты заключения Государственного контракта Сторонами.

2. Цена контракта и порядок расчетов.

2.2. Цена Контракта является окончательной и не подлежит изменению в течение всего срока действия настоящего Контракта, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ.

2.3. Цена Контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения Контракта.

2.4. Оплата производится Государственным заказчиком по факту оказанных услуг в течение 20 (двадцати) банковских дней с даты подписания сторонами акта оказанных услуг и представления Исполнителем счета (счета-фактуры).

2.5. Оплата считается произведенной с даты списания денежных средств с расчетного счета Государственного заказчика, указанного в разделе 13 настоящего Контракта.

3. Порядок сдачи-приемки оказанных услуг

3.1. После завершения оказания Исполнителем услуг по настоящему контракту уполномоченные представители Государственного заказчика и Исполнителя подписывают акт об оказанных услугах, который служит основанием для взаимных расчетов между ними.

3.2. При обнаружении заказчиком в ходе приемки услуг недостатков в оказанных услугах комиссией Государственного заказчика составляется акт и выдается Исполнителю со сроками устранения выявленных нарушений, которые фиксируются в акте.

3.3. Исполнитель представляет Государственному заказчику Акт оказанных услуг, подписанный Исполнителем, в 2 (двух) экземплярах.

3.4. После получения от Исполнителя документов, указанных в п.4.3. государственного контракта заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку оказанных услуг на предмет соответствия их объема и качества, и направляет Исполнителю подписанный Государственным заказчиком 1 (один) экземпляр Акта оказанных услуг или мотивированный отказ от принятия результатов оказанных услуг, или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения.

3.5. Исполнитель обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в акте Государственного заказчика

3.6. Устранение Исполнителем в установленные сроки выявленных заказчиком недостатков не освобождает его от уплаты неустойки, предусмотренной контрактом.

3.7. Государственный заказчик, принявший услуги без проверки, не лишается права ссылаться на недостатки, которые могли быть установлены при приемке.

3.8. Государственный заказчик вправе отказаться от приемки оказанных услуг в случае обнаружения недостатков, которые не могут быть устранены Исполнителем.

4. Права и обязанности Сторон

4.1. Исполнитель обязан:

4.1.1 Выполнять работы в соответствии с требованиями по оказанию услуг:

— размеры планов эвакуации 600х400 мм. Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную планировку здания с указанием: путей эвакуации (расстановка путей эвакуации выполняется в соответствии с ФЗ-123 от 22.07.08г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), эвакуационных выходов и мест размещения спасательных средств, аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц, места размещения самого плана эвакуации в здании, места размещения средств противопожарной защиты;

— цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности должны соответствовать ГОСТ Р 12.4., Резолюций ИМО А.654(16), А.760(18). Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм., на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе. Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации. В текстовой части следует излагать: способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, порядок и последовательность эвакуации людей, обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, порядок отключения электропитания, порядок ручного включения систем пожарной и противоаварийной автоматики;

— текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайных ситуаций. Шрифт надписей на планах эвакуации – по ГОСТ Р 12.4.. Высота шрифта – не менее 5мм. Планы эвакуации должны быть выполнены на основе фотолюминесцентных материалов. Яркость свечения установленных фотолюминесцентных компонентов должна быть не ниже 180 мкд/м2 через 10 мин. после прекращения освещения и 20 мкд/м2 через 60 мин. Срок работы фотолюминесцентных материалов не менее 20 лет. Фотолюминесцентные материалы должны иметь следующие показатели пожарной опасности: кислородный индекс не менее 18%, группа воспламеняемости не ниже В2.

4.1.2. Оказать услуги своими материалами, силами и средствами в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами законодательства РФ.

— при оказании услуг соблюдать экологические мероприятия в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами

— в случае обнаружения дефектов после приемки объекта в эксплуатацию – исправление дефектов проводится за счет Исполнителя.

— исправление допущенных ошибок в документации производится не позднее 5 дней после извещения исполнителя.

4.1.3. Для оказания услуг использовать материалы в соответствии с переданными представителю Заказчика в процессе их оказания, сертификатами, техническими паспортами, а также другими документами, удостоверяющими их качество. Качество услуг и изделий должно соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации обеспечивающим соблюдение строительных норм и правил при производстве услуг и безопасной эксплуатации объекта, ГОСТ Р 12.2. «Системы фотолюминесцентные эвакуационные», ГОСТ Р 12.4. «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная» ГОСТ 12.1.004-91,ФЗ-123 от 01.01.2001г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановление Правительства РФ от 01.01.2001г. № 000 «О противопожарном режиме».

4.1.4. Согласовать разработанные планы эвакуации с территориальным подразделением, федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, планы эвакуации оформить деревянной рамкой со стеклом, имеющей крепления для вывешивания на стену.

4.1.5. Исполнять, полученные в ходе оказания услуг, указания Государственного заказчика, если такие указания не противоречат условиям контракта и действующему законодательству РФ.

4.1.6. При оказании услуг соблюдать требования настоящего контракта и действующего законодательства РФ. Качество оказываемых услуг должно соответствовать действующим нормам, стандартам, являющимся обязательными при оказании услуг данного вида.

4.1.7. Прорисовывать на компьютере поэтажные планы с расстановкой в плане спасательных средств и средств противопожарной защиты, направлениями людских потоков, осуществлять проверку, с выходом на объекты, расположения первичных средств пожаротушения, ручных пожарных извещателей, внутренних пожарных кранов и т. п., разработать маршруты эвакуации.

4.1.8. Обследовать объекты Заказчика для определения мест размещения планов эвакуации и согласовывать места размещения планов эвакуации с Заказчиком.

4.2. Государственный заказчик обязан:

4.2.1. Оплатить оказанные Исполнителем услуги на условиях настоящего Контракта.

4.2.2. В любое время проверять ход и качество оказания услуг Исполнителем, не вмешиваясь при этом в его деятельность.

5. Гарантии

5.1. Исполнитель гарантирует качество оказания услуг в соответствии с требованиями, указанными в пункте 5.1.3.и 5.1.4. настоящего Контракта.

5.2. Гарантийный срок на оказанные услуги составляет не менее 6 месяцев с даты подписания сторонами акта оказания услуг.

5.3. Если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки или дефекты, то Исполнитель (в случае, если не докажет отсутствие своей вины) обязан устранить их за свой счет в сроки, согласованные Сторонами и зафиксированные в акте с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения. Гарантийный срок в этом случае соответственно продлевается на период устранения дефектов.

6. Ответственность Сторон

6.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

6.2. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств по оказанию услуг в сроки, установленные настоящим Контрактом, Государственный заказчик обязан потребовать Исполнителя уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств в соответствии с настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного п.1.3. настоящего контракта, срока исполнения обязательств по оказанию услуг. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) составляет 1% за каждый день просрочки исполнения обязательства по оказанию услуг от стоимости настоящего контракта.

6.3.Исполнитель освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней) за просрочку исполнения обязательств по оказанию услуг, предусмотренных Контрактом, если докажет, что просрочка исполнения указанных обязательств произошла по вине Государственного заказчика.

6.4. В случае оказания услуг ненадлежащего качества Государственный заказчик обязан потребовать от Исполнителя уплату неустойки в размере 1% от стоимости настоящего контракта, за каждый день с момента направления Государственным заказчиком Исполнителю уведомления о ненадлежащем исполнении Исполнителем обязательств по оказанию услуг до момента устранения недостатков оказанных услуг. Под услугами ненадлежащего качества понимаются услуги, результат которых не соответствует требованиям, установленным пунктом 4.1.3. настоящего Контракта.

6.5. Уплата Исполнителем неустойки или применение иной формы ответственности не освобождает его от исполнения обязательств по настоящему Контракту.

7. Порядок расторжения Контракта

7.1. Настоящий Контракт может быть расторгнут:

— по соглашению Сторон;

— в судебном порядке в Арбитражном суде Краснодарского края.

7.2. Государственный заказчик вправе обратится в суд в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке с требованием о расторжении настоящего Контракта в случае:

— задержки Исполнителем начала оказания услуг, более чем на 5 календарных дней по причинам, не зависящим от Государственного заказчика;

— нарушения Подрядчиком сроков оказания услуг в соответствии со Спецификацией (Приложением №1) настоящего Контракта более чем на 5 календарных дней;

— несоблюдения Подрядчиком требований к качеству работ, если соответствующие некачественно выполненные работы повлекли задержку сдачи работ более чем на 5 календарных дней;

— а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

8. Обстоятельства непреодолимой силы

8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту в случае, если оно явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, а именно чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств: стихийных природных явлений (землетрясений, наводнений, пожара и т. д.), действий объективных внешних факторов (военные действия, акты органов государственной власти и управления и т. п.), а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, которые возникли после заключения настоящего Контракта, на время действия этих обстоятельств, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

9. Порядок урегулирования споров

9.1. Все споры и разногласия, возникшие в связи с исполнением настоящего Контракта, его изменением, расторжением или признанием недействительным, Стороны будут стремиться решить путем переговоров, а достигнутые договоренности оформлять в виде дополнительных соглашений, подписанных Сторонами и скрепленных печатями.

9.2. В случае недостижения взаимного согласия споры по настоящему Контракту разрешаются в Арбитражном суде Краснодарского края.

9.3. До передачи спора на разрешение Арбитражного суда Краснодарского края Стороны примут меры к его урегулированию в претензионном порядке. Претензия должна быть направлена в письменном виде. По полученной претензии Сторона должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.

10. Срок действия, порядок изменения Контракта

10.1. Настоящий контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки участнику открытого аукциона в электронной форме подписанного контракта и действует до «30» апреля 2013 г., но в любом случае до полного исполнения сторонами своих обязательств. При этом стороны не освобождаются от ответственности за нарушение условий настоящего Контракта.

10.2. Изменение и дополнение настоящего Контракта возможно по соглашению Сторон. Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания Сторонами дополнительных соглашений к Контракту. Дополнительные соглашения к Контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания Сторонами.

11. Прочие условия

11.1. Все уведомления Сторон, связанные с исполнением настоящего Контракта, направляются в письменной форме нарочно или по почте заказным письмом по фактическому адресу Стороны, указанному в разделе 12 настоящего Контракта, или с использованием факсимильной связи, электронной почты с последующим представлением оригинала. В случае направления уведомлений с использованием почты уведомления считаются полученными Стороной в день фактического получения, подтвержденного отметкой почты. В случае отправления уведомлений посредством факсимильной связи и электронной почты уведомления считаются полученными Стороной в день их отправки.

11.2. Настоящий контракт заключен в форме электронного документа и подписан сторонами с применением электронных подписей уполномоченных лиц сторон контракта.

11.3. Во всем, что не предусмотрено настоящим Контрактом, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

11.4. Неотъемлемой частью контракта является:

Приложение — Спецификация.

12. Юридические адреса, реквизиты сторон и подписи сторон

Государственный заказчик: Исполнитель:

ГКУ ЭСАЗ АКК

Государственное казенное учреждение по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края

Адреса:

— юридический:

Россия, Краснодарский край,

— фактический:

Россия, Краснодарский край,

Телефон ,

УФК по Краснодарскому краю (Министерство финансов Краснодарского края (

Государственное казенное учреждение по эксплуатации и содержанию

административных зданий администрации

Краснодарского края л/с )

р./сч в ГРКЦ ГУ Банка

России по Краснодарскому краю г. Краснодар

()

Директор Руководитель

__________________// ______________/_____________/

МП МП

Приложение к Государственному контракту №_____от «___»______ 2013 г.

Спецификация

Общая стоимость услуги: (прописью)

Государственный заказчик:

ГКУ ЭСАЗ АКК

Директор

МП

Исполнитель:

Руководитель _____________/___________/ МП

Основы государства

  • Теории происхождения государства и права
  • Теория государства и права (схемы и комментарии)
  • Теория государства и государственного вмешательства
  • Формы государственного устройства и принципы их построения – часть 1
  • Реферат «Материалистическая теория происхождения государства»
  • Эволюция взглядов на роль государства в экономике
  • История государства и права зарубежных стран. Учебно-методический комплекс
  • Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран – Часть 1
  • Роль государства в формировании инновационной экономики России
  • Формирование государством институтов гражданского общества в Российской Федерации

История госплана

  • Тоталитаризм и экономика
  • О. В. Xлевнюк. Советская экономическая политика на рубеже 30-40-х годов и «Дело госплана»
  • Политические предпосылки формирования Госплана СССР

Проекты по теме:


Вики

Мир

«Пожарный», «запасный», «экстренный», «второй» «на лестницу» «аварийный» как только не именуют несчастные эвакуационные выходы. Причем эти наименования находят свое отражение и в нормативных документах, и в обозначениях которые наклеивают на эти двери те, кому приходится отвечать за противопожарную защиту объектов. В сети полно предложений купить те или иные знаки подобного рода.

Магазин «Пятерочка», Москва, Литовский бульвар, дом 48, 2019 год

ТЦ Капитолий, Москва, 2017 год

Торговый Центр «Принц Плаза», Москва 2018

Гостиница «Пекин», Москва, 2019

Центральный Детский магазин, Лубянка, Москва, 2019

Как только мы видим такие названия нас начинает коробить. Потому что те, кто внедряет всё это в практику попросту запутывает еще больше людей, которые и так слабо представляют, куда нужно идти и чем нужно пользоваться в случае пожара. Более того, в данном конкретном случае термины становятся очень важны, так как именно правильно определив тот или иной объект, используя в отношении его правильный и соответствующий закону термин можно принять относительно этого объекта решение, влияющее на безопасность человека положительно. Именно в этом опасность употребления понятия вынесенного в заголовок этой статьи.

Посмотрим сначала на историю данного вопроса. Привычка делить пути эвакуации на основные и запасные начала формироваться с классического учебника «Пожарная профилактика в строительстве» в том числе и применительно к описанию планов эвакуации. Именно оттуда пошло это название и обычай использовать при разработке схем движения линии.

Правильно ли написали корифеи пожарной охраны в этом классическом учебнике? Для того времени — правильно, но только лишь с одной стороны. Использование более надежной с позиций незадымляемости лестница и может привести к другой угрозе, еще более вероятной. Перегрузить т.н. безопасную (с позиций незадымляемости) лестницу, направив на неё всех эвакуирующихся, это значит сделать её более опасной с точки зрения движения человека в толпе. Может быть, для 85 года это было объективно. Но сейчас, все выходы в принципе одинаково безопасны. Поэтому нам предствляется, что авторы учбеника в этом — ошиблись. И ничего страшного или крамольного в таком признании нет. Всё развивается, и со временем вносятся изменения даже в основы основ. У авторов учебника были другие проблемы, перед ними стояли более насущные задачи защиты от огня, и объективно им некогда и не нужно было думать над тем, что должны улучшить и развить мы, их ученики. В том числе это касается и темы нашей статьи.

Из учебника ошибочный подход перекочевал в первый нормативный документ, которые описывал то, как надо делать планы. Обратите внимание, что в отличие от учебника, где разделение путей на резервные и основные было обосновано, в нормативном документе никаких обоснований не приводится. В нем просто написано «надо» и без объяснений когда и как надо показан совершенно неправильный пример разработки.

Обратите внимание: выход ведущий наружу, по какой-то причине обозначен как тот, которым лучше не пользоваться. Почему? Неизвестно. Никаких обоснований, в отличие от учебника в ГОСТе не приводится.

Ту же ошибку повторили и в редакции ГОСТ от 2009 года. Пример правда убрали, но вот само понятие и подход оставили. Только в 2012 году после того, как мы подготовили несколько статей на эту тему и обратили внимание Росстандарта на несоответствие текста ГОСТ и Технического регламента, (в котором не было термина «запасный выход» которым оперировали в ГОСТ), в норму были внесены соответствующие изменения и мы, наконец, избавились от этой неприятности. Избавились на бумаге, но не избавились в головах. Многие «по привычке» продолжают употреблять этот термин, не понимая его вреда.

Запасной выход, что это? Такого понятия в теории эвакуации вообще нет! Есть понятие «эвакуационный выход», то есть то пространство в ограждающих конструкциях, через которое можно безопасно покинуть здание в том случае если в нем возникнет неконтролируемое горение.

Такой проем характеризуется несколькими признаками, свойствами, которые собственно и обусловливают безопасность его использования.

Прежде всего, такими условиями являются их расположение на этаже. В этой статье мы подробно рассуждали том, как современное пожарное законодательство оценивает этот фактор и связывает с ним безопасность движения, а в этой приводили правовой казус, связанный с данным условием.

Второй фактор – это, несомненно, геометрия самого проема, через который будут выходить люди. Естественно, что это важно и особенно тогда, когда мы прокладываем на плане эвакуации маршрут для потока людей. Если ширина или высота проема не отвечает этим требованиям, то и использовать его в случае пожара недопустимо.

Третье условие безопасности – заполнение самого проема. Если в нем установлены рольставни, роллеты, сдвижные, опускные или вращающиеся двери то это напрямую влияет на ту самую геометрию, которая описана чуть выше.

И, в четвертых, есть требования к содержанию, эксплуатации выхода, который определен как «эвакуационный». В том числе и пресловутое обеспечение незадымляемости, о котором писали в учебниках. Но в любом случае, какой бы тип — более или менее надежный, не использовался бы для движения, безопасность его гарантируется. Именно такая дверь должен открываться изнутри, как правило, по направлению потока, должен открываться изнутри без каких-либо ключей и даже не должен иметь возможности такого запирания. Именно к такому проему подходы должны быть свободны. Именно эти пути защищаются от дыма.

Никаких аналогичных требований к другим дверям нет. Проемы, которые перечисленным требованиям не отвечают, называются «аварийными». Но никак не по-другому. Никаких «запасных» или «пожарных» выходов нет. И употребление иного варианта термина, говорит только о том, что человек остался где-то году в 1985 или, в лучшем случае, в 2002 и не имеет представления о современных реалиях пожарного нормирования.

Итак, существуют только два типа выходов, определяемых в главном, в «пожарном» техническом регламенте.

Первый тип – эвакуационные (безопасные) Второй тип – аварийные (опасные)

Нужно ли прокладывать маршруты к дверям второго типа? К выходам, не отвечающим требованиям безопасности? Надо ли обозначать маршруты, ведущие к ним пунктирной линией? ГОСТ вроде это требует. Надо ли следовать этому предписанию?

Обратите внимание, так или иначе авторы учебника выдержку из которого мы приводим выше, направляли людей ТОЛЬКО к безопасным выходам. Одни могли быть более безопасны, другие менее — но, все они были эвакуационными! Про так называемые запасные речь вообще не шла!

ГОСТ предлагает нам направить человека куда-то явно не туда.

Смоделируем, как будут развиваться события в данном случае. Человек смотрит на план, где указаны фактически противоположные направления. Запомнит ли он их на уровне маршрута своего перемещения? Нет. В рассуждении о наших целях мы давно озвучили ограниченность ресурсов памяти. Дать на схеме минимум блоков информации, обеспечивающих запоминание маршрута по которому можно покинуть опасную зону – вот наша задача. Именно поэтому, нам нужно ОСВОБОДИТЬ план эвакуации от всего ненужного. В том числе от пунктирных линий, которые не приведут ни к чему, кроме запутывания человека.

Именно поэтому, человеку не нужны пунктирные линии, особенно, если они показаны, так, как на этих иллюстрациях и как этого требует современный ГОСТ 12.2.143.2009

Что будет в итоге такого «указания». Читающий план только запутается. Само по себе такое обилие пунктирных линий загромождает план, делая его неудобоваримым для чтения. Предписание «определить» свое местоположение по такому рисунку звучит как издевательство. И, если предположим, человек немного запутается, воспримет т.н. «запасный» выход как именно, что эвакуационный, то он пойдет к нему. И, не дай бог, может быть, поведет к нему окружающих людей.

В результате, дойдя до двери, эвакуирующиеся обнаружат то, что она закрыта, то, что проем слишком узкий, что дверь завалена, или рольставни опущены.

Ведь если настоящие безопасные проходы эксплуатируются с нарушениями правил, то что ждать от тех дверей, эксплуатация которых вообще не регламентирована нормами.

И люди эти — погибнут.

И тогда возникнет вопрос: Почему люди погибли? Ответ у прокурора будет очевиден – кто-то предписал им идти в неверном направлении.

Кто же неправильно ориентировал людей? Да тот, кто разработал неправильные планы эвакуации с указанием аварийных проемов и маршрутов к ним.

И возьмут бедного разработчика в оборот органы прокуратуры. И будут спрашивать, как же так, Вы указали неверный маршрут, почему не к безопасным выходам, а каким-то «запасным»?

И бедный разработчик не будет знать, что ответить. Нет, он будет лепетать про ГОСТ, про требования, на что получит резоный ответ прокурора: «Вы — специалист, Вы должны были предвидеть данную ситуацию, Вы должны были сделать хотя бы оговорку, предупредить о том, что аварийный выход априори опасен.

Именно поэтому, если мы и вынуждены указывать такие выходы мы делаем в текстовой части предупреждение:

Хотя это — исключение. Обычно мы вообще не указываем такие двери, чтобы не отвлекать внимание людей на то, что не должно удержаться в их памяти. И только если эта дверь постоянно используется людьми, и они могут спутать свой эвакуационный маршрут с привычным, повседнемным, мы должны показать, что на этаже есть места, которые не отвечают условиям защиты человека от опасных факторов, связанных с горением, мы обозначаем их специальным знаком. Но вовсе не для целей буквального и тупого исполнения нормы. А именно, чтобы предостеречь людей от ошибочного выбора! Потому что в данном случае, простите за простоту изложения, плевать мы хотели на то, что предписывает ГОСТ, главное – безопасность.

Есть и еще один довод, почему не каждый проем в стене аварийный выход. При составлении определения данного термина, коллеги нормотворцы пошли по легкому пути. Все что не А – есть Б, говорит нам официальное определение термина аварийный выход. Но коллеги, тогда любой проем в стене можно причислить к «аварийному», в том числе и окна? У нас есть примеры того, как людей направляют и в окно. И тогда, что, ко всем окнам должны вести пунктирные линии??

Можно подытожить: есть требования, придуманные непрофессионалами, есть требования актуальные в 1985 году, но утратившие смысл сейчас, есть требования, которые были составлены с ошибками, ведь даже корифеи – ошибаются. Не все требования нужно бездумно выполнять.

И поэтому наша задача не тупо следовать ГОСТу, а думать над тем, чем мы занимаемся. И если указание «аварийных» дверей на планах эвакуаии вредит больше, чем помогает, то и указывать их не надо. И тем более не надо указывать их как «запасные», даже если они, по какому-то недоразумению опять «пролезли» в новую редакцию ГОСТ 12.4.026, редакцию 2017 года, в которой с «восхитительной» непоследовательностью и нелогичностью «аварийный» выход, следует обозначать знаком «запасный».

По этому поводу мы подготовим запрос, в адрес РОССТАНДАРТА, а пока не будем использовать то, что ошибочно, по своей сути.

Мы всегда работаем именно по варианту осмысленному и направленному на защиту людей. Поэтому считаем указание маршрутов к дверям, не отвечающим требованиям безопасности – ошибкой.

Дополнение: после нашего запроса в Росстандарт, в ГОСТ 12.4.026 были внесены изменения, а именно знае Е23, о нелогичности обозначения которого мы упомянули выше, будет заменен на такой:

Это «метание» нормотворцев, затраты тех, кто производил или покупал «неправильные знаки» — тема для отдельной статьи, а пока удовлетворимся тем, что всё таки, спустя два года ошибки исправляются.

Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы. Также в обиходе используются термины пожарная эвакуация, эвакуация здания.

Эвакуация людей при пожаре — вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.

Спасение представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Путь эвакуации – последовательность коммуникационных участков, ведущих от мест пребывания людей в безопасную зону. Такой путь должен быть защищен требуемым нормами комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных и инженерно-технических решений, а также организационных мероприятий.

Эвакуационный выход – выход на путь эвакуации ведущий в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности.

Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

  1. из помещений первого этажа наружу:

— непосредственно;

— через коридор;

— через вестибюль (фойе);

— через лестничную клетку;

— через коридор и вестибюль (фойе);

— через коридор и лестничную клетку;

  1. из помещений любого этажа, кроме первого:

— непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

— в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

— в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

— в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А и Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в «а» и «б».

Выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

— помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.;

— помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел. в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел;

— помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;

— помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — более 25 чел или площадью более 1000 м2;

— открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания, при площади пола яруса более 100 м2 — для помещений категорий А и Б и более 400 м2 — для помещений других категорий.

Мероприятия, обеспечивающие защиту путей эвакуации.

  • Объемно-планировочные: кратчайшие расстояния до эвакуационных выходов, их достаточная ширина, изоляция путей эвакуации от пожаро- и взрывоопасных помещений, возможность движения к нескольким эвакуационным выходам и т.п.
  • Эргономические: назначение размеров эвакуационных путей и выходов отвечающих антропометрическим размерам людей, особенностям их движения, нормирование усилий при открывании дверей и т.п.
  • Конструктивные: прочность, устойчивость и надежность конструкций эвакуационных путей и выходов, нормирование горючести отделки на путях эвакуации, перепадов высот на путях движения, размеров ступеней, уклона лестниц и пандусов и др.
  • Инженерно-технические мероприятия: организация противодымной защиты, оборудование автоматическими установками пожаротушения, проектирование требуемой освещенности, размещение световых указателей, громкоговорителей системы оповещение и др.

Организационные: обеспечение функционирования всех эвакуационных выходов при пожаре и поддержание на требуемом уровне объемно-планировочных, конструктивных, эргономических и инженерных показателей, например: предупреждение загромождения эвакуационных путей и выходов горючими материалами, а также предметами, уменьшающую их пропускную способность и т.п.

Основными нормируемыми параметрами для коридоров является их ширина, протяженность путей движения и ширина выхода из коридора на лестничную клетку.

Как правило, протяженность поставлена в зависимость от расположения помещения — между лестничными клетками или в тупиковом коридоре или холле и определяется в зависимости от плотности людского потока, от степени огнестойкости и функционального назначения здания.

Анализ методологии нормирования процесса эвакуации людей показывает, что критерием для определения помещения с выходом в тупиковый коридор и помещения расположенного между лестничными клетками является количество направлений для эвакуации. Одно направление эвакуации из помещения – это «помещение с выходом в тупиковый коридор», два и более — «помещение, расположенное между лестничными клетками».

Нормируется также вместимость помещений, выходящих в тупиковый коридор, например, для общественных зданий от 80 до 125 человек.

Ширина эвакуационных выходов из коридора на лестничную клетку, а также ширина лестничного марша лестницы поставлена в зависимость от степени огнестойкости здания, класса конструктивной пожарной опасности здания, объем и категория помещения.

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на половину ширины дверного полотна — при одностороннем расположении дверей.

Метки: профилактика, пути, требовния, эвакуации

Вероятность пожара на объекте, где успешно функционирует система пожарной сигнализации и соблюдаются правила пожарной безопасности, достаточно мала, но не следует ей пренебрегать.

В комплекс обеспечения мер безопасности при пожаре обязательно входят планы эвакуации. Разрабатывать и изготавливать подобные планы – большая ответственность, которую стоит возлагать только на специализированные организации, обладающие достаточным опытом.

Национальными и межгосударственными стандартами План эвакуации при пожаре определяется как схема, содержащая указания эвакуационных путей и расположения выходов (в том числе аварийных) из зданий и помещений, места размещения средств противопожарной защиты, спасения и связи, первой медицинской помощи, а также правила поведения и порядок действий для граждан, находящихся в здании во время ЧС.

Нормативное регулирование при разработке плана эвакуации

План эвакуации при пожаре необходим, когда на объекте одновременно находятся более десяти человек на этаж, секцию или помещение. Это требование Федерального закона №123 «О техническом регулировании». Соответственно, планы эвакуации могут быть поэтажными, секционными или локальными. Также могут разрабатываться специальные планы эвакуации для особенных случаев – необходимости эвакуации животных, оборудования и техники.

План эвакуации при пожаре разрабатывается в соответствии с:

· Частью 2 статьи 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности;

· Пунктами 7, 12, 89, 106 и 247 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;

· Главой 6.2 «ГОСТ Р 12.2.143-2009. ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»;

· Пунктами 3.3., 3.5, 6.1.4 и разделом 4 «ГОСТ 12.4.026-2015. ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»;

· Пунктом 10.5 свода правил «СП 303.1325800.2017. Здания одноэтажные промышленных предприятий. Правила эксплуатации»;

· Пунктом 1.2.2 и Приложением 4 «ППБО 07-91. Правила пожарной безопасности для учреждений здравоохранения» (Приложение к Приказу Минздрава СССР от 30.08.1991 № 250), и другими отраслевыми и ведомственными документами.

При разработке планов следует обращать внимание и на информационно-разъясняющие письма, такие как Письмо МЧС России от 11 марта 2014 года № 19-1-13-969 «Об изготовлении и применении планов эвакуации».

Цели плана эвакуации:

· обозначить эвакуационные пути и выходы, через которые в случае возникновения ЧС следует осуществлять самостоятельный выход людей;
· обозначить места нахождения средств оповещения о возникновении пожара и противопожарного оборудования;
· напоминание о действиях, которые в первую очередь следует предпринять в случае обнаружения пожара;
· проведение регулярного инструктажа и обучения сотрудников правилам поведения на пожаре;
· организация аварийно-спасательных мероприятий.

Виды планов эвакуации

Виды планов эвакуации при пожаре регламентированы статьей 6.2.1 ГОСТ 12.2.143-2009. В соответствии с ней эвакуационные планы делятся на этажные, секционные, локальные и сводные.
· Этажный план должен быть отдельно изготовлен для каждого этажа.
· Секционные планы составляются, если площадь этажа превышает 1000 м2, а также, если на этаже расположено несколько выходов, отделенных от прочих частей этажа или друг от друга, при наличии турникетов или сложных эвакуационных путей.
· Локальный план необходим для отдельных помещений — офисов в крупных бизнес-центрах, больничных палат, номеров в отелях и т.д. Он отличается от этажного тем, что на нем изображаются пути эвакуации из определенного помещения. Обычно локальный план бывает меньшего размера.
· Сводный план эвакуации составляется на основе вторых экземпляров этажных и секционных планов. Он хранится у ответственного дежурного, и при возникновении пожара его можно быстро предоставить участникам ликвидации возгорания. При перепланировке этажа или секции сводный план должны быть немедленно скорректирован.

Содержание плана эвакуации при пожаре: основные требования

План эвакуации состоит из двух главных частей: текстовой и графической. В текстовой части содержатся:
· инструкции, регламентирующие действия персонала на пожаре;
· зоны оповещения;
· способы оповещения о его возникновении;
· фамилии ответственных за оповещение;
· обязанности и действия сотрудников, несущих ответственность за вызов пожарного расчета;
· последовательность эвакуации и ее порядок;
· очередность отключения механизмов и приборов, электропитания и т.д.
Все символы и знаки, содержащиеся в текстовой части, обязательно должны быть расшифрованы с помощью текстовых пояснений. На сегодня ГОСТ 12.4.026-2015 предусматривает 25 эвакуационных знаков — 11 прямоугольных и 14 квадратных, указывающих направление движения, расположение дверей, особенности эвакуационных путей и пр.
Графическая часть — это сама схема эвакуации, включающая поэтажную планировку здания с указанием эвакуационных выходов и путей, лестниц, аварийных выходов и лестничных клеток, мест размещения средств противопожарной защиты и планов эвакуации. Все обозначения в этой части выполняют согласно требованиям ГОСТ 12.4.026-2015. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».
Расположение обеих частей по отношению друг к другу не регламентируется и может быть любым. В большинстве случаев все текстовые пояснения располагают с одной из сторон схемы или под ней.

Форма плана эвакуации при пожаре: основные требования

Требования к форме плана эвакуации содержатся в ГОСТе Р 12.2.143-2009.

Размер плана эвакуации определяется двумя параметрами: размером помещения, для которого он разрабатывается, и количеством выходов, как эвакуационных, так и аварийных. Размер поэтажного и секционного планов должен составлять 600×400 мм, локального — 400×300 мм. Для изготовления плана эвакуации предписывается использовать фотолюминесцентные материалы, поскольку план должен быть хорошо различим даже при недостаточном освещении. Фон плана — белый или бело-желтый. Символы и знаки безопасности в графической части должны иметь высоту 8–15 мм и выполняться в одном масштабе. Надписи выполняются в черном цвете с высотой шрифта на менее 3 мм.

Для обозначения путей эвакуации, ведущих к основным эвакуационным выходам, используется сплошная зеленая линия, кроме того, должно быть указано направление движения. Пути, ведущие к запасным и аварийным выходам, следует обозначать прерывистой линией того же цвета, указание направления также обязательно.

Размещение плана эвакуации при пожаре: основные требования

Планы эвакуации размещают только в местах, обозначенных на самих планах. В многоэтажных зданиях план должен находиться на каждом этаже и в коридорах, которые ведут к эвакуационным выходам.

Выбирая места для размещения планов, необходимо учитывать их удаленность от выходов (в самом удаленном месте обязательно должен иметься план эвакуации), а также освещенность, расстояние между ними (до 60 м, не более) и видимость (планы не должны сливаться с цветом стен или закрываться посторонними предметами).

Ответственность за нарушение требований к разработке плана эвакуации

Пунктом 7 постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме» предписывается обязательное обеспечение наличия планов эвакуации для зданий или сооружений (за исключением жилых домов), в которых одновременно находятся до 50 человек или для помещений с рабочими местами от 10 и более человек на одном этаже. По Правилам противопожарного режима в Российской Федерации ответственность за соблюдение этого требования несет руководитель организации.

Нарушение требований разработки, а также разработка плана с нарушением имеющихся норм по статье 20.4 КоАП РФ влечет административное наказание в виде штрафа. За однократное нарушение сумма штрафа для должностного лица составит 15 000 – 20 000 рублей, для юридического 150 000 – 200 000 рублей. За повторное нарушение, соответственно, 20 000 – 30 000 рублей и 200 000 – 400 000 рублей. Юридическим лицам, кроме того, за повторное нарушение может грозить приостановление деятельности сроком до 3-х месяцев.

Разрабатывать и изготавливать планы эвакуации имеют право только те организации, которыми получено разрешение на осуществление такого рода деятельности, поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому ремонту средств обеспечения пожарной безопасности задний и сооружений», разработка и производство планов эвакуации включено в перечень работ, лицензируемых МЧС.

Где заказывать разработку плана эвакуации при пожаре?

Компания Альянс «Комплексная безопасность» предлагает своим постоянным клиентам услуги по разработке и изготовлению планов эвакуации в соответствии с индивидуальными особенностями объекта и действующими ГОСТами. Специалисты компании готовы дать квалифицированную консультацию по всем вопросам пожарной безопасности и рекомендации по оптимальному количеству планов эвакуации и местам их размещения.