Требования к депутату

Требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы РФ. Выборы депутатов Государственной Думы РФ

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Согласно п. «а» ст. 84 Конституции выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления избирательных действий при этом сокращаются на четверть.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы: депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу определяются Центральной избирательной комиссией.

К распределению депутатских мандатов не допускаются федеральные списки кандидатов, получившие менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей.

Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном избирательном округе, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума.

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

2 1 . В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

3. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

5. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2 1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2 1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

1–2. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что завершением процедуры выдвижения и началом участия кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, в избирательной кампании, является момент уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Порядок уведомления устанавливается законом. Таким уведомлением может быть непосредственно подача в комиссию заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу либо решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов. Законом может быть предусмотрена подача такого документа, как уведомление о выдвижении в письменной форме 1 , как правило, в виде заявления кандидата или избирательного объединения, подаваемого в соответствующую избирательную комиссию, в котором говорится о том, что гражданин намерен участвовать в выборах в качестве кандидата (в случае самовыдвижения) или о том, где и когда состоялось выдвижение, т.е. принято решение избирательным объединением о выдвижении кандидата, списка кандидатов. Целесообразно в данном заявлении (уведомлении) указать весь перечень документов представляемых в избирательную комиссию с указанием количества листов каждого документа.

Уведомительный характер выдвижения кандидата означает, что кандидат, для того, чтобы считаться выдвинутым, не нуждается в получении одобрения, разрешения или иного действия со стороны избирательной комиссии. Однако, поскольку кандидат (в том числе в составе списка кандидатов) считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата после уведомления соответствующей комиссии о выдвижении (поступления в избирательную комиссию предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи заявления кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться, этот юридический факт подтверждается комиссией путем выдачи справки, расписки, копии акта либо иного документа, свидетельствующего о фактах передачи и получения представляемых документов.

Избирательная комиссия обязана принять все документы от кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в том виде и в том объеме, в котором эти документы представляются. Отказ комиссии в приеме документов при уведомлении о выдвижении кандидата, списка кандидатов незаконен и может быть обжалован заинтересованными лицами (кандидатом, избирательным объединением) в вышестоящую комиссию либо в суд.

________________
1 См., например: пункт 1 главы 14 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 402 // СЗ РФ. 2006. № 17. Ч. II. Ст. 1821.

ЦИК России подтверждает прием документов от политических партий или от кандидатов на должность Президента Российской Федерации справкой с подробным перечнем всех принятых документов, с указанием времени и даты приема документов. Справка подписывается членом ЦИК России ответственным за прием документов и уполномоченным лицом политической партии. Справка регистрируется в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

При представлении избирательным объединением в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидат (каждый кандидат из такого списка кандидатов) считается выдвинутым с момента представления заявления о согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию, правомочную заверить этот список, если иное не предусмотрено законом.

Необходимость представления на этапе выдвижения заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу исключает возможность выдвижения без ведома кандидата. Давая согласие на выдвижение, кандидат лично подтверждает свое осознанное и ответственное отношение к участию в избирательной кампании в качестве кандидата на депутатский мандат (выборную должность). Заявление о согласии баллотироваться подается в письменной форме и адресуется в соответствии с законом избирательной комиссии либо (если кандидат выдвинут избирательным объединением) избирательному объединению. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает требование собственноручного написания заявления кандидата, поэтому заявления могут быть изготовлены с использованием оргтехники (компьютера), но непременным условием является личная, собственноручная подпись кандидата.

В целях более полного информирования избирателей о личности кандидата в заявлении указывается достаточно большой перечень сведений биографического характера: кроме фамилии, имени, отчества, даты рождения указываются сведения об образовании, основном месте работы, службы, о занимаемой должности, роде занятий. Следует отметить, что в случае, когда кандидат работает в двух и более местах, указывается одно место работы, как правило, то, где находится его трудовая книжка. Род занятий предполагает деятельность, не связанную с определенным местом работы или конкретной должностью, например, писатель, художник, предприниматель, домохозяйка, пенсионер (подпункт 57 статьи 2 комментируемого Федерального закона). В целях обеспечения возможности проведения проверки достоверности сведений, предоставляемых кандидатом, в заявлении должны быть указаны его место рождения, полный адрес места жительства с указанием не только субъекта Российской Федерации, где проживает кандидат, а конкретно улицы, номера дома, а также вид, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина(подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), наименование или код органа, выдавшего указанный документ, и дата его выдачи. В соответствии с пунктом 1 1 статьи 38 комментируемого Федерального закона в случае если по каким-либо причинам в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, в том числе кандидата в списке кандидатов, указаны неточные биографические сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 комментируемого Федерального закона, либо часть этих сведений отсутствует (за исключением сведений о неснятой или непогашенной судимости, предусмотренных пунктом 2 1 статьи 33), то кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе не позднее чем за один день до дня рассмотрения комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) представить уточненные сведения о кандидате или, в том числе по сообщению избирательной комиссии, дополнить сведения о кандидате (в произвольной письменной форме). При этом документ, в котором указаны неточные сведения биографического характера (или часть этих сведений отсутствует) не может быть признан избирательной комиссией не представленным (отсутствующим). Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 1 , подпункта «в 2 » пункта 24, подпункта «и» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ) если недостающие сведения о кандидате не будут восполнены по указанию избирательной комиссии в указанный срок, кандидату будет отказано в регистрации (в том числе в составе списка кандидатов).

Новеллой комментируемого Федерального закона является требование о том, что кандидат, являющийся депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, должен указать в заявлении о согласии баллотироваться депутатом какого представительного органа он является. Это положение актуально не только для более полного портрета кандидата, поскольку демонстрирует его уже состоявшуюся электоральную поддержку, но и дает возможность более полного контроля за ограничением на совмещение депутатских обязанностей в представительных органах разного уровня, предусмотренных законодательством, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Помимо вышеуказанных сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидат вправе указать либо свою принадлежность к политической партии и статус в ней, либо принадлежность (членство, участие в составе учредителей или участников) не более чем к одному зарегистрированному в установленном законом порядке за один год до дня голосования общественному объединению и свой статус в этом общественном объединении. Необходимо отметить, что указание данных сведений является не обязанностью кандидата, а его правом 1 . Сведения о принадлежности к общественному объединению и о занимаемых должностях в партийных либо иных общественных структурах должны быть подтверждены документом (справкой, копией решения уполномоченного органа о назначении на должность и т.д.), заверенным постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. Представляется возможным и целесообразным, чтобы подобного рода документы на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления заверялись постоянно действующими органами региональных и местных отделений общественных организаций (политических партий), для чего постоянно действующий орган политической партии или иного общественного объединения должен своим решением наделить их этим правом.

______________________
1 Примечательно, что в 2003 году на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва доля кандидатов, баллотирующихся в составе списков кандидатов, указавших свою партийную принадлежность, составляла: ЛДПР – 100 процентов, Аграрная партия России – 92 процента, СПС – 91,1 процента, Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» – 87,6 процента, Народная партия Российской Федерации – 80,5 процента, КПРФ – 80,1 процента, «Единая Россия» – 77,8 процента, избирательный блок «Партия Возрождения России – Российская партия «ЖИЗНИ» – 75,4 процента, избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз) – 48,1 процента.

Одновременно с согласием баллотироваться в своем заявлении кандидат дает обязательство прекратить в случае избрания деятельность, не совместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности (пункт 9 статьи 4 комментируемого Федерального закона).

2 1 . Задачу более полного информирования избирателей о личности кандидата выполняет законодательное требование об указании в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений о неснятой и непогашенной судимости кандидата (подпункт 58 статьи 2 комментируемого Федерального закона). Требование комментируемого Федерального закона о предоставлении кандидатом сведений о судимости (непогашенной и неснятой), касаясь юридически значимых фактов его биографии, дает избирателю более полную информацию для последующего осознанного выбора 1 .

Согласно подпункту «е» пункта 24, подпункта «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона сокрытие сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата (исключении кандидата из списка кандидатов) 2 . С учетом положений пункта 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона (см. комментарий) сокрытие гражданином сведений о наличии у него гражданства иностранного государства также влечет для него, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, неблагоприятные последствия в случае, если факт наличия такого гражданства будет выявлен. О выявленных фактах недостоверности иных сведений, указанных кандидатами о себе, избирательная комиссия доводит до сведения избирателей (пункт 8 комментируемой статьи), однако эта недостоверность не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из списка кандидатов.

____________________
1 Судимость за отдельные виды преступлений влечет лишение гражданина пассивного избирательного права (см. комментарий к пункту 32 статьи 4 комментируемого Федерального закона).
2 См., например: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2006 года № 1-Г06-9.

3–4. При уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов одновременно с представлением в нее заявления (заявлений) кандидата (кандидатов в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться должны быть также представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом необходимо отметить, что законы субъектов Российской Федерации не вправе менять форму сведений об имуществе и доходах, а должны воспроизвести в своих текстах приложение к комментируемому Федеральному закону. Сведения об имуществе и доходах представляются в СМИ в обязательном порядке для более полного информирования избирателей о кандидатах. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества на момент представления сведений в комиссию, это не освобождает кандидата от представления сведений о размере и об источниках доходов, имуществе в общем порядке по установленной форме в приложении к комментируемому Федеральному закону, где кандидат указывает об отсутствии у него имущества и доходов. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (пункт 7 статьи 34, подпункт 3 пункта 11 статьи 35) предусмотрена необходимость представления сведений о доходах и имуществе супруга кандидата на должность Президента Российской Федерации. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления по избирательным округам, образованным исходя из средней нормы представительства в пять или менее тысяч избирателей, требования пункта 3 комментируемой статьи не применяются, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена обязанность кандидата по предоставлению сведений о доходах и имуществе.

5. Важной нормой комментируемого Федерального закона является положение, предписывающее кандидату, выдвинутому по избирательному округу (за исключением случая выдвижения в составе списка кандидатов), уведомлять комиссию о выдвижении, представлять в комиссию заявление о согласии баллотироваться, сведения об имуществе и доходах и другие документы лично. В практике проведения выборов ранеевстречались случаи, когда кандидат не только не появлялся в избирательной комиссии лично, но и вообще проводил всю избирательную кампанию, включая предвыборную агитации, через доверенных лиц, сам, находясь в розыске по подозрению в совершении уголовного преступления. Избиратели не должны быть лишены права на непосредственное общение с тем, кто претендует на представительство от их имени в выборных органах государственной власти или местного самоуправления, в противном случае это извращает суть идеи представительства. Гражданско-правовой институт доверенности, на основе которого действовали представители такого «невидимого кандидата», не может по своей частноправовой природе восполнить публичные государственно-правовые полномочия, осуществляемые во время избирательной кампании. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях болезни кандидата либо нахождения его в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с условием, что подпись кандидата будет заверена руководителями указанных учреждений, а также будет представлено подтверждение факта болезни либо нахождения в следственном изоляторе. Перечень условий, когда кандидат вправе действовать через уполномоченных лиц, не является исчерпывающим, однако вносить в него изменения и дополнения можно только федеральными законами, т.е. субъекты Российской Федерации должны ограничиться вышеуказанными условиями. Вместе с тем Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не предусмотрел иных случаев, когда кандидат представляет документы не лично, кроме случаев, перечисленных в комментируемом пункте. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также не содержит каких-либо дополнений по этому вопросу, поскольку не предусматривает непосредственное выдвижение кандидатов.

6. При получении документов все полученные сведения по всем кандидатам, в том числе из списка кандидатов, избирательная комиссия обязана направить для проверки в соответствующие государственные органы и учреждения, в частности в МВД России. Принципу равенства прав кандидатов отвечает такой порядок деятельности избирательной комиссии, когда запросы направляются в отношении всех кандидатов. Соответствующие органы обязаны проверить достоверность направленных к ним сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии. Полученная информация о недостоверности сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи 33, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка кандидатов (подпункт «е» пункта 24, подпункт «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона). Недостоверность сведений о доходах и имуществе, других сведений биографического характера не является основанием для отказа в регистрации кандидата, сведения о такой недостоверности указываются в соответствии с пунктом 8 комментируемой статьи.

7. В целях обеспечения гарантий по информационному обеспечению информирования избирателей избирательные комиссии, организующие выборы, доводят до них сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе через СМИ. Это положение комментируемого Федерального закона устранило некоторую неопределенность, существовавшую ранее, прежнее законодательство предусматривало представление разного рода сведений о кандидатах, но не содержало требования об их опубликовании, доведении до сведения избирателей, и на этой основе некоторые избирательные комиссии, расценивали подобные сведения как конфиденциальную информацию о личной жизни кандидата как гражданина, в том числе о судимости (неснятой и непогашенной), об имуществе и доходах. Сведения о кандидатах должны доводиться до сведения избирателей, как через СМИ, так и посредством размещения в информационных плакатах, которые должны находиться в помещениях для голосования, а также могут размещаться в иных местах, удобных для ознакомления с их содержанием. Объем сведений, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы, и должен содержать всю информацию, представленную кандидатами, за исключением подробных юридических адресов нахождения их имущества, а также банковских учреждений и номеров личных счетов, на которых содержатся денежные средства кандидатов.

8. В случае выявления фактов недостоверности представленных кандидатами сведений избирательные комиссии также обязаны довести эти факты до сведения избирателей через СМИ и в информационных плакатах, размещенных в помещениях для голосования (подпункт «е» пункта 3 статьи 61 комментируемого Федерального закона).

9. Законом не может быть сокращен по сравнению с установленным в комментируемом пункте сроком период для выдвижения кандидатов, списков кандидатов и сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Началом этого периода является день, когда закон позволяет кандидату уведомить избирательную комиссию о самовыдвижении, а избирательному объединению – принять решение уполномоченным органом о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Например, согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политических партий осуществляется не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом необходимо иметь в виду, что процедуры по созыву съезда политических партий, конференций, региональных отделений и общих собраний (конференций) местных и иных отделений не могут рассматриваться составляющей частью процедуры выдвижения кандидатов. Комментируемый пункт адресован законодателю, который обязан предусмотреть в конкретном законе о выборах «точку отсчета» для начала периода выдвижения кандидатов, списков кандидатов (например, день официального опубликования решения о назначении выборов или опубликование схемы избирательных округов), а также последний день для представления избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, при этом период между двумя установленными датами не может быть менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней) при выборах в федеральные органы государства; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления.

Кто такой депутат

Депутат (с латинского «посланец») — это представительное лицо граждан, выбранное ими же, перед властью. Депутатом становится победитель выборов. Данную должность должен получить человек, который готов представлять интересы людей перед властью. Однако, многие строят политическую карьеру ради получения собственной выгоды.

В чем заключается работа депутата, права и обязанности

Депутаты местного самоуправления имеют меньше власти, чем представители Госдумы. Но даже такой “маленький человек” решает многие вопросы. Например, утверждают бюджет, отчитываются перед населением за использование средств, вносят изменения в Устав муниципального образования, распоряжаются государственным имуществом, занимаются вопросами попечительства и т. д.

Местные депутаты могут создавать законы, чтобы жизнь людей округа изменилась в лучшую сторону. Депутаты должны прислушиваться к населению, чтобы решить вопросы местного значения. Для этого организуются слушания и референдумы. Также они контролируют деятельность лиц муниципального значения и решают социально-экономические задачи, например, собирают статистические данные для органов госвласти.

Из привилегий можно отметить бесплатный проезд в транспорте и первоочередное решение своих вопросов в органах местного самоуправления. Каждый депутат получает соответствующее удостоверение на весь срок своего избрания.

Что дает депутатство: плюсы и минусы, льготы и привилегии нардепов

Полномочия депутатов в каждом регионе разные. Но все они напоминают волонтерскую работу. В столице представители народа занимаются вопросами организации досуга, капремонта помещений, благоустройством дворов, попечительством. Ответы на все запросы от населения муниципалитеты должны давать в течение месяца. Это и есть для них основная мера воздействия.

По закону депутаты обязаны ежемесячно принимать избирателей и ежегодно информировать их о результатах проделанной работы через СМИ. С этой же целью депутаты «низового» ранга могут без уведомления властей встречаться с избирателями.

Депутаты всех уровней (как муниципальные, так и государственные) отчитываются о своих доходах и имеют право на неприкосновенность. Они не получают зарплату и могут бесплатно пользоваться транспортом.

Из всех муниципальных представителей лишь 10% работают на постоянной основе. Остальные имеют лишь частичную занятость. Срок действия депутатских полномочий определяется уставом муниципального товарищества, однако, он не может длиться меньше 2 лет или больше 5 лет. Прекратить полномочия можно и досрочно, если муниципального сотрудника признают недееспособным, призовут в армию или отзовут избиратели. Минимальное число депутатов, входящих в одну партию, отличается в каждом регионе.

С чего начать свою политическую карьеру

Можно начать политическую карьеру в Госдуме или органе местного самоуправления. В обоих случаях первые шаги на пути к цели не меняются.

Чтобы начать политическую карьеру:

  • ознакомьтесь с местным законодательством;
  • соберите инициативную группу из района, которая выдвинет вас в депутаты;
  • выиграйте выборы.

Первый этап отбора — это выдвижение кандидатуры на выборы. Лучше всего действовать от блока. Политикам-самовыдвиженцам приходится самостоятельно набирать голоса избирателей или вносить залог за кандидатуру. Далее предоставьте заявление о желании стать депутатом в Госдуму и выполните все требования, предъявляемые к кандидатам.

Самый сложный этап — агитация избирателей. Необходимо убедить людей, что депутатом должны стать именно вы. На это у кандидатов есть достаточно времени: от начала регистрации до дня выборов.

После выборов начинается подсчет голосов. Кандидат, который набрал больше всего голосов, является избранным. Однако, существует исключение: если проголосовавших «За» меньше, чем тех, кто проголосовал «Против всех», результаты аннулируются и проводятся повторные выборы.

Для начала можно стать помощником депутата, и изучив тонкости продвигаться далее

Оценить свои силы и оценить тонкости дела можно, став помощником, правой рукой. Тем более, что сегодня существуют специальные школы по подготовке таких специалистов. Опытные преподаватели по экспресс программе за 72 часа введут учеников в курс дела. Документооборот, делопроизводство, правовая база и даже психологический тренинг — все это часть программы обучения. Цена вопроса — от 1 до 35 тыс. руб. Участие в таких курсах не гарантирует трудоустройство в Госдуму. На работу помощников берут по рекомендациям сенаторов. Единственное требование — наличие высшего образования. О высоких доходах можно забыть. Всего на зарплату штатным помощникам Госдумы выделятся 165 тыс. руб.

От помощников требуются не столько теоретические знания, сколько «знание кабинетов» (к кому и по какому вопросу обращаться) и умение решать бытовые вопросы (быстро заказать машину, оформить командировку и т. д.). Самое главное, что знания, полученные в школе, можно будет применить не только в политической карьере.

Изучите всю необходимую информацию:

  • Конституцию РФ;
  • ФЗ, касающиеся избирательной системы в РФ (№ 19, 51, 67,138);
  • местные нормативные акты всех сфер деятельности.

Кандидат должен ориентироваться в политической науке, знать историю РФ и межгосударственных отношений, понимать основы экономики. Он должен красиво и доступно общаться с людьми, чтобы не только специалисты понимали значение термина «арбитражный адвокат», но и те, кто в юриспруденции несилен.

С какого возраста можно стать депутатом

Стать депутатом может любой гражданин РФ, который достиг 21 года. Будущий кандидат должен иметь право участвовать в выборах.

Такому претенденту еще до предвыборной комиссии важно обратить внимание на:

  • Свой внешний вид. Фотографии кандидатов помещают на билборды. Поэтому об опрятном и красивом внешнем виде следует подумать заранее.
  • Красноречивость. Политичному человеку придется много, красиво и убедительно общаться с большим количеством людей.
  • Фамилию. «Постройка имиджа» Петру Петровичу будет стоить гораздо дороже, чем Шмурдякину (подобные “фишки” в России очень любят). Для достижения большего результата можно изменить имя на любое славянское — Александр, Николай, Владимир, Сергей, Андрей, Светлана, Елена, и т. д. Фамилию желательно подобрать в идеологии с именем. Сергея Князева запомнят быстрее, чем Андрея Коновалова. За услуги неймингового агентства придется заплатить 300 — 400 тыс. рублей.

Кто не может быть избран в депутаты (ограничения по возрасту, национальность, судимость, гражданство и т. д.)

Баллотироваться в депутаты не могут недееспособные люди и те, кто отбывал тюремное заключение. Также кандидат, который трудится на полной ставке, должен отказаться от иной оплачиваемой работы, если только это не преподавание, творческая или научная работа. Также по закону запрещено занимать кресло депутата Госдумы и являться членом Совета Федерации или заниматься государственной службой.

Сколько понадобится денег

Стоимость кампании рассчитывается исходя из количества голосов. В среднем это 20 долл. за ед. В думской кампании среднее количество избирателей в округе составляет 500 тысяч человек,явка — 50% населения. Для победы в гонке нужно заработать более 50% голосов среди проголосовавших (125 тыс. чел). По курсу 60 руб. за доллар такая кампания обойдется в 50 млн. руб. Как утверждают эксперты — это самая низкая планка. Участники гонки, что формируют бюджет в 1,5 раза больше плановой суммы. У людей с именем есть определенная фора.

Услуги только одного политтехнолога составляют 5 млн. руб. Если условиями контракта предусмотрена окончательная выплата после победы на выборах, то эта цифра еще больше. Остальная часть — расходы штаба и оплата агитационных материалов. Зарплата одного агитатора — 25-30 тыс. руб. Для победы в крупном округе необходимо иметь минимум 100 человек. также придется оплачивать аренду, услуги юристов, кампанию по сбору подписей, финансировать выпуски своей газеты с результатами проведенной работы.

Проявляйте интерес к политике, выборам

По статистике ФОМ, 44% россиян интересуются политической жизнью страны. В основном это люди с высшим образованием, чей доход превышает 30 тыс. руб. в месяц. Будущий кандидат должен быть осведомлен об актуальных политических событиях и знать мнение о них своего окружения. Тем более, что по статистике, россияне чаще обсуждают политические вопросы с членами семьи (45%) и с друзьями (33%), чем с коллегами по работе (22%).

Где и какие выборы проходят

Ближайшая предвыборная гонка начнется уже через несколько месяцев. На 11 марта 2018 года запланирован первый тур Президентских выборов. На сегодняшний день о желании участвовать в выборах заявили представители 8 крупнейших политических партий России. Для будущих депутатов это отличный шанс получить практический опыт в организации и реализации предвыборной кампании.

Какие партии лидируют и почему

Кандидат в депутаты должен постоянно отслеживать политическую ситуацию и знать кто и почему лидирует. Например, изменение системы голосования на смешанную позволило “Единой России” на парламентских выборах набрать большинство голосов. Партия заранее открыла праймериз для всех заинтересованных граждан. Так в одномандатных округах были привлечены активные лица, которых население хочет видеть в качестве своих депутатов. Остальное количество мест в Госдуме разделили действующие члены партии.

Где легче победить на выборах

В России действует смешанная система. Половина депутатов избирается из партий, а вторая — по одномандатным округам. Во втором случае выиграть выборы гораздо сложнее. Нужно хорошо знать представителей элиты,вести переговоры с руководителями стратегических предприятий и публично выступать перед зрителями.

Занимайтесь агитацией, участвуйте в политичной жизни своего округа

Интересоваться политической жизнью и проводить агитацию нужно не только после регистрации, но и до нее.

  • Народ должен знать кандидата в лицо. Для этого следует проводить как можно больше встреч с населением избираемого округа.
  • Люди должны верить кандидату. Для этого не прекращайте общение с населением и делайте это убедительно. Эта обязанность чаще всего ложится на команду кандидата, которая продумывает каждый шаг и проводит переговоры с нужными людьми.

Пройдите процедуру регистрации кандидата в депутаты

Максимум за 30 дней до выборов в избирательную комиссию предоставляются:

  • подписные листы избирателей в поддержку кандидата;
  • заявление кандидата о баллотировании в округ;
  • личные данные кандидата: ФИО, дата рождения, место жительства, место работы, занимаемая должность, род деятельности.

Комиссия в течение трех дней проверяет соответствие процедуры выдвижения, проводит регистрацию, путем перечисления кандидата в подписном листе, и выдает соответствующее удостоверение. Затем информация о зарегистрированных кандидатах попадает в СМИ.

Проведите предвыборную компанию

Очаруйте аудиторию. Старшее поколение готово поверить в «повышение пенсий» и «увеличение льгот». Предпринимателей будут интересовать вопросы снижения налогов. Для молодого поколения, которое “сидит” в социальных сетях, придется разработать уникальную программу, например, «Наказание за троллинг в Сети!».

Фальсификация и самые частые ошибки новичков

Все операции выполняйте только в рамках закона. Начинать агитацию следует в строго оговоренное время, а заканчивать — за сутки до выборов. Раздавать агитационный материал следует только в местах, которые разрешены законом. За нарушение этих требований человека могут снять с кандидатов. Фальсификацию выборов (изменения процедуры заполнения бюллетеней) доказать сложнее, но все же реально. За данное нарушение УК предусмотрен штраф в размере 5-200 тыс. руб. или два года условного заключения.

Как стать кандидатом в депутаты

С детства нам прививают мысль о том, что следует закончить школу, вуз, то есть получить образование, и только тогда ты сможешь чего-то добиться. Однако, это далеко не так. Вот, например, депутатом может стать любой человек, который соответствует определенным условиям (ниже более подробно). Самое главное, что вы должны сделать сперва, — это определиться с тем, что вы хотите предложить избирателям, чем вы им можете помочь. А также задуматься над аргументами, почему именно за вас должны голосовать. Этот пункт не зависит никак от того, какого уровня эти выборы: от сель.совета до Госдумы.

На сегодняшний момент, определены только два способа выдвижения кандидата в депутаты (по российскому законодательству):

  1. Самостоятельное выдвижение, либо выдвижение от какого-либо избирательного объединения.
  2. Быть включенным в состав списка возможных кандидатов, подготовленного избирательным объединением.

Самовыдвижение

1. В этом случае вам необходимо соответствовать определенному возрасту, либо просто быть старше 21 года, либо если вы хотите попасть в кандидаты в президенты, то быть старше 35 лет. Если вы хотите участвовать в выборах, проводимых только по пропорциональной системе, то вы не сможете этого сделать, так как самовыдвижение кандидатов для таких выборов не предусматривается.

2. Далее вам следует сообщить избирательной комиссии о том, что вы хотите выдвинуться в кандидаты в депутаты. Вы обязаны предоставить лично целый пакет документов (не позже, чем за месяц до выборов):

  • сведения о вашей биографии;
  • заявление о том, что вы согласны баллотироваться;
  • данные о ваших доходах и имуществе.

3. Регистрация (ниже более подробно для каждого типа выборов).

4. Стоит провести свою агитационную компанию. Это может быть:

  • реклама в СМИ;
  • проведение публичных мероприятий, например, таких, как встречи с потенциальными избирателями.
  • распространение предвыборных материалов.

Выдвижение от избирательного объединения

Здесь ваши действия зависят от уровня выборов.

Если это выборы в Госдуму, то выдвинуть вас может только политическая партия. Если вы хотите принять участие в выборах в законодательные органы субъектов РФ или в выборах главы региона, то кроме непосредственно самой политической партии вас может выдвинуть также их региональное отделение.

Если же это выборы муниципального уровня, то выдвинуть вас может не только политическая партия, но и общественное объединение, зарегистрированное на соответствующем уровне. Более того, вы можете даже не вступать в само избирательное объединение.

  • Первое, что вы должны сделать, — это провести собрание всех членов избирательного объединения. На нем проводится тайное голосование, по результатам которого и определяются кандидаты.
  • Второе, если вы попали в список кандидатов, то вам необходимо уведомить избирательную комиссию и предоставить ей лично определенные документы такие, как и в случае самовыдвижения.
  • Третье, только после выполнения предыдущих пунктов кандидаты могут начинать сбор подписей в их поддержку.
  • Четвертое, вам следует провести агитационную компанию в виде рекламы в СМИ; публичных мероприятий, например, встречи с потенциальными избирателями или распространения предвыборных материалов.

Как стать кандидатом в президенты

Пожалуй, задача: как стать кандидатом в президенты — самая сложная. Во-первых, здесь очень сильные требования для желающих:

  • необходимо являться гражданином России;
  • необходимо жить в России более 10 лет;
  • быть старше 35 лет.

Во-вторых, вы должны иметь свою программу действий, в которой будет описан подробный план того, что вы хотите совершить на месте президента.

Во-третьих, если вы удовлетворяете этим требованиям, то вам, начиная с определенного срока, установленного Центризбиркомом, необходимо обратиться в это же учреждение (то есть в Центризбирком) с соответствующим ходатайством.

Если вы состоите в политической партии, то она может предлагать своих кандидатов на общем собрании, начиная с той же даты. И только после того, как Центризбирком одобрит вашу кандидатуру, вы можете начинать свою агитационную компанию.

Если же вы выдвигаетесь самостоятельно или от партии, которой нет в Думе, то вам необходимо собрать подписи граждан России в количестве, превышающем 2 миллиона.

В-четвертых, в результате тайного голосования по всей России выбирается президент.

Выше было рассказано о том, что необходимо сделать и чем следует обладать, чтобы стать кандидатом в депутаты местного самоуправления, Мосгордумы и кандидатом в президенты. Надеемся, что информация окажется полезной и пригодится вам!

Возможно Вас заинтересуют:

  • Как стать депутатом
  • Как стать мэром