Требования к автовокзалам и автостанциям

Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций: здравпункт должен быть в обязательном порядке

Кто определит критерии, которым он должен соответствовать?

С 26 марта 2016 года на территории Российской Федерации действуют Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций», утв. Приказом Министерства транспорта России от 29.12.2015 года №387, которые являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими соответствующие объекты транспортной инфраструктуры.

Данные Минимальные требования устанавливают ряд обязательных условий, наличие которых является обязательным на автовокзалах и автостанциях, например, наличие на территории перронов для посадки/высадки пассажиров в/из автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов; площадки для стоянки автобусов и т.д.

Однако, Минимальные требования содержат ряд положений, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года.

Итак, с 1 июля 2017 года обязательному размещению подлежат:

на территории автовокзала:

  • билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов;
  • камера хранения вещей или места для хранения вещей;
  • здравпункт;
  • комната отдыха водителей с местами для сидения;

на территории автостанции:

Каким критериям должен соответствовать здравпункт, размещаемый на территории автовокзала?

Отдельно хотелось бы остановиться на необходимости наличия на автовокзале/автостанции такого объекта, как здравпункт. Примечательно, что несмотря на обязательность исполнения данного требования со стороны субъектов транспортной инфраструктуры, до настоящего времени со стороны законодателя не разработано не только каких-либо критериев, которым должен соответствовать «здравпункт», размещаемый на территории автовокзала/автостанции, но также не предусмотрено, кто должен устанавливать требования по оснащению пунктов медицинской помощи на автовокзалах, что на практике может привести к весьма спорным ситуациям.

Необходимость законодательного регулирования указанного вопроса признана Министерством транспорта РФ, которое подготовило Проект Приказа «О внесении изменений в Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденные приказом Минтранса РФ от 29 декабря 2015 г. N 387», согласно которого предлагается заменить понятие «здравпункт» на понятие «пункт медицинской помощи», требование о наличии которого содержится в пункте 28 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112. При этом, предлагается перенести срок вступления в силу требования о размещении на территории автовокзалов и автостанций пунктов медицинской помощи с 1 июля 2017 г. на 1 июля 2018 г.

Тем не менее, до настоящего времени, Проект Приказа «О внесении изменений в Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций» не подписан. И хотя по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия данного ведомственного нормативного акта было вынесено положительное заключение, как справедливо отмечено в заключении: «Вместе с тем отмечаем, что разработчиком … указано, что необходимость замены требования о наличии здравпункта обусловлена в том числе отсутствием требований к здравпунктам, что может привести к спорным ситуациям между владельцами автовокзалов и автостанций и контролирующими органами. Однако требования к пунктам медицинской помощи, размещенным на автовокзалах и автостанциях, также не утверждены, что также приведет к указанным разработчиком негативным эффектам.»

Таким образом, Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций, утв. Приказом Министерства транспорта России от 29.12.2015 года №387, с 01 июля 2017 года действуют в полном объеме, что означает обязанность владельцев автовокзалов/автостанций размещать на своей территории «здравпункт», вот только требований к этим «здравпунктам», да и тех, кто должен разработать данные требования – законодатель не определил, что на самом деле может привести к спорным ситуациям между владельцами автовокзалов и автостанций и контролирующими органами.

Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Ирина Санжакова

Поделиться новостью

  • 23 февраля 1968 года в Новокузнецке произошло знаменательное событие, привлекшее к себе всеобщее внимание: было введено в эксплуатацию новое здание автовокзала, которое сразу же по достоинству оценили жители и гости города. Автовокзал представлял собой масштабный комплекс, состоящий из здания самого вокзала, внутренней территории с перронами для посадки и высадки пассажиров, площадки отстоя рейсовых автобусов, хозяйственной зоны и привокзальной площади с подъездами и стоянками городского транспорта.

    Уже более 40 лет автовокзал осуществляет деятельность по обеспечению перевозочного процесса и обслуживанию населения на рынке транспортных услуг. За эти годы с автовокзала уехали миллионы пассажиров, отлажен технологический процесс, разработаны оптимальная маршрутная сеть и расписание движения, которые постоянно совершенствуются с учетом потребностей населения.

    Стабильная работа транспортной сети — важнейшее условие жизни промышленно развитого региона, каким является Кузбасс. Новокузнецкий автовокзал — одно из основных организующих звеньев в работе транспортной системы, крупный транспортный узел не только Кемеровской области, но и сибирского региона в целом. Ежедневно с семи платформ автовокзала уезжают по разным направлениям от 6 до 7,5 тысячи пассажиров, а в выходные и праздничные дни — до 10 тысяч человек, отправляются в рейсы порядка 260 автобусов. К услугам пассажиров имеются 9 автоматизированных билетных касс. Сегодня автовокзал обслуживает около 50 междугородных и пригородных маршрутов.

    За период 2007–2009 гг. автовокзалу было уделено большое внимание в вопросах модернизации и масштабной реконструкции, выполнены работы по переустройству внутренней части и внешней отделке здания, в зале ожидания построен второй этаж консольного типа, что позволило разместить в нем кафе, дополнительный зал ожидания, комнату матери и ребенка, комнату милиции. Проведены работы по реконструкции систем отопления, вентиляции, электроснабжения, появилась система кондиционирования воздуха, установлена система видеонаблюдения, в зале ожидания оборудован мультимониторный экран с расписанием движения автобусов.

    Автовокзал от автостанции отличается прежде всего пропускной способностью и повышенной оснащенностью.

    Автовокзал – это станционное сервисное сооружение, которое используется для отправления и прибытия автотранспорта с пропускной способностью не менее 1000 пассажиров в сутки.

    Автостанция – это объект транспортной инфраструктуры в зоне которого возможна посадка и высадка пассажиров автобусов, и с объемом обслуживания от 250 до 1000 человек в сутки.

    Автостанция может содержать все объекты и сервисы как и у автовокзала, но если пассажиров менее 1000 в сутки, такой объект не считается автовокзалом.

    Остановочный пункт – автостанция, автопавильон, остановка, автобусная парковочная зона и пр., является объектом транспортной инфраструктуры, который может не иметь зданий или капитальных сооружений, касс, залов ожиданий и перронов, но, тем не менее, может именоваться автостанцией малого типа.

    В чем отличие Автовокзала от Автостанции

    Автовокзал и автостанция предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам.

    Автовокзал и автостанция имеют регламентированное устройство с определенными местами для размещения информации: расписание отправления автобусов и информационные табло.

    Также, на автостанциях и автовокзалах оказываются услуги для перевозчиков, например, медицинское обследование водителей, комната отдыха персонала перевозчиков и пр.

    Основные, а также минимальные требования к инфраструктуре, услугам и безопасности устанавливаются Министерством транспорта.

    Требования к автовокзалам, автостанциям и пунктам обслуживания пассажиров

    В состав автовокзала входят:

    — одно или несколько зданий автовокзала;

    — перроны посадки и высадки пассажиров;

    — стоянка для отстоя автобусов;

    — привокзальная площадь;

    — зона технического обслуживания автобусов.

    Здание автовокзала должно содержать следующие помещения:

    — кассовый зал;

    — зал ожидания;

    — камера хранения ручной клади и багажа;

    — пункты питания;

    — комната матери и ребенка;

    — зона розничной торговли;

    — справочное бюро;

    — комната дежурного сотрудника автовокзала;

    — диспетчерский пункт;

    — комната отдыха для водителей;

    — пункт медицинского освидетельствования водителей автобусов;

    — комната охраны общественного порядка;

    — пункт медицинской помощи;

    — аптечный киоск;

    — туалет.

    Подробнее:

    В состав комнат матери и ребенка входит:

    — комната отдыха и пеленания грудных детей;

    — комната для детского питания;

    — туалетная комната.

    Комнаты отдыха водителей должны иметь:

    — душевую с горячей водой;

    — металлические шкафы для хранения ценных предметов и кассовой выручки (денег), а также билетных бланков, квитанций, формуляров и ведомостей.

    Требования для автостанций

    В состав автостанции входит:

    — здание автостанции;

    — перроны посадки и высадки пассажиров;

    — стоянка автобусов.

    Здание автостанции должно содержать:

    — зал для пассажиров;

    — кассу продажи билетов;

    — камеру хранения багажа;

    — пункт общественного питания;

    — диспетчерский пункт;

    — комнату для водителей автобусов;

    — пункт медицинской помощи;

    — общественный туалет.

    Требования для остановочных пунктов обслуживания пассажиров рейсовых автобусов

    Пункт обслуживания пассажиров должен иметь:

    — строение (павильон) используемый для ожидания автобусов в виде навеса со стенами с целью защиты от непогоды и иметь места для сидения.

    — кассу продажи билетов (только если суточное отправление превышает 50 пассажиров)

    Другие требования предполагают предварительное определение равномерности пассажиропотока, например требования, могут варьироваться в зависимости от постоянной интенсивности использования либо при маятниковых перевозках.

    23 марта 2016

    Приказом Министерства транспорта РФ от 29.12.2015 N 387 утверждены «Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций», некоторые положения которых вступают в силу с 1 июля 2017 года.

    Так, минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций (далее — Требования) разработаны в соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании (далее — владельцы).

    В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала размещаются:

    билетная касса, дополнительно может быть размещен автомат для продажи билетов; зал ожидания; комната матери и ребенка; туалет; камера хранения вещей или места для хранения вещей; пункт общественного питания; здравпункт; комната отдыха водителей с местами для сидения.

    В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автостанции размещаются:

    билетная касса, дополнительно может быть размещен автомат для продажи билетов, зал ожидания; туалет; здравпункт; комната отдыха водителей с местами для сидения.

    В здании и (или) на территории автовокзала могут размещаться и иные объекты, при условии выполнения настоящих Требований.

    На территории автовокзала, автостанции размещаются:

    — перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы и высадки пассажиров из автобусов;

    — площадка для стоянки автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов (для автовокзалов, на территории которых расположены остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении).

    Перроны (площадки) для посадки и высадки пассажиров, залы ожидания должны оборудоваться системами громкой связи и информационными табло.

    На территории автовокзала и автостанции должны обеспечиваться условия доступности для инвалидов перевозок транспортом и иных услуг наравне с другими пассажирами.

    В Требованиях оговорено, что площадь помещения, в котором размещается билетная касса, не менее 4,5 м² на одно рабочее место кассира.

    Площадь комнаты матери и ребенка устанавливается из расчета не менее 1,5 м² на одно индивидуальное детское спальное место.

    Источник: Прокуратура Упоровского муниципального района Тюменской области
    Дата создания: 23.03.2016
    Дата обновления: 28.04.2016