Транспортные услуги

Содержание

Высокая конкуренция в сфере транспортных услуг привела к тому, что компании, не использующие различные актуальные тематические сервисы и инновации долго не задерживаются на этом рынке.

Современные транспортные услуги не ограничиваются только транспортировкой груза. Это сложная работа, где каждый отвечает за свой участок процесса. Новая современная техника, сертифицированные специалисты, продуманная и слаженная работа, вот что отличает качественную компанию-перевозчика от всех других.

Компания 1-я Транспортная на рынке грузоперевозок уже более 10 лет. Наш опыт и профессионализм, позволяет нам с полной уверенностью гарантировать качество транспортных услуг любой сложности.

Грузоперевозки с нами — это:

  • Экспедиторское сопровождение грузов
  • Отчет о местонахождении груза
  • Корректировка маршрутов при возникновении форс-мажорных обстоятельств
  • Обеспечение безопасности груза в ходе перевозки
  • Страхование груза

Мы ценим наших клиентов и партнеров, и готовы помочь в любых вопросах связанных с перевозкой груза, оказать компетентную консультацию в этой области, и подсказать более выгодные условия грузоперевозок.

Транспортные услуги в условиях современности

Основная задача, которую выполняют транспортные компании – это изучение и удовлетворение всех пожеланий клиента во всех видах транспортных грузоперевозок.

Еще совсем недавно основная часть транспортных компаний оказывали только перевозочные услуги, не задумываясь при этом об оказании других услуг. Все это было обусловлено административно-контрольной моделью управления в нашей стране, отсутствием цивилизованного рынка грузоперевозок и какой-либо конкуренции.

На сегодняшний момент экономические условия позволили транспортным компаниям расширить понятия «услуги грузоперевозок>». Сейчас под транспортной услугой подразумевают не только собственно перевозку груза, а и любая другая операция, которая не входит в состав грузоперевозочного процесса, но и связанного с его начальной подготовкой и далее с осуществлением самого процесса.

Сегодня под словом грузоперевозка подразумевается не только собственно сама перевозка груза или пассажиров, а любая другая операция, которая не входит в состав перевозочного процесса, но связанна с его подготовкой и непосредственно осуществлением.

К транспортным услугам относятся:

  • перевозка пассажиров и грузов;
  • погрузочные и разгрузочные работы;
  • складское хранение любого груза;
  • подготовка грузового автомобиля;
  • предоставление грузовой машины на условиях проката или аренды;
  • доставка новых грузовых машин или отремонтированных;
  • транспортные экспедиционные услуги.

Основная транспортная услуга компаний это, конечно же, грузоперевозка. Как правило, эта услуга сопровождается и другими услугами такими как: погрузка, разгрузка, экспедирование и т.д. К дополнительным транспортным услугам можно отнести информационные, коммерческие, маркетинговые и услуги страхования.

Классификация транспортных услуг

В зависимости от взаимосвязи с основной деятельностью транспортных предприятий услуги могут быть перевозочными (когда в том или ином виде присутствует элемент перевозки) и не перевозочными. Также услуги различают по виду потребителя, которому оказывается услуга. Такие услуги разделяют на внешние (которые предоставляют нетранспортным предприятиям) и внутренние (предоставляют другим предприятиям транспорта). Также выделяют технологические, коммерческие, информационные и прочие услуги . Их подразделяют по характеру деятельности, связанной с оказанием той или иной услуги.

Для такого термина как «услуга» (транспортная услуга в том числе) существует целый ряд характерных особенностей:

  • услуги не существуют отдельно от процесса их оказания (то есть услуги не накапливаются);
  • продажа самих услуг — это продажа самого процесса труда, соответственно и качество самих услуг будет определяться качеством процесса труда;
  • услуги имеют конкретную потребительную стоимость только в конкретном месте или направлении и в определенное время. Этот фактор существенно снижает возможность замены одной услуги на другую на рынке услуг;
  • транспортные услуги относят к тем услугам, которые завершают и/или предваряют процесс производства товаров;
  • каждая транспортная услуга уникальна для ее потребителя;
  • от оказанной услуги, в конечном счете, не останется ничего, кроме факта ее оказания;
  • о хорошей услуге долго не помнят, считая ее само собой разумеющейся, а вот плохая услуга запомнится надолго;
  • услуги нельзя потрогать;
  • потребители услуг частенько и сами участвуют в самом процессе их оказания;
  • потребитель услуг не будет являться их собственником;
  • оказание услуги — это такой процесс, который не может быть попробован перед его оказанием;

Сфера таких услуг должна работать таким образом, чтобы полностью удовлетворить требование клиента с малыми по возможности затратами. Показателем качества грузоперевозок на автотранспортных предприятиях является характеристика 1-ого или нескольких потребительских свойств данной услуги, соединяющих её качество. То есть, другими словами качество перевозки оценивается по собранию характеристик, которые определяют их пригодность к удовлетворению потребности клиента (грузоотправителя или грузополучателя) в соответствующей перевозке.

По мнению предприятий-поставщиков, показатели качества транспортных услуг должны отвечать основным требованиям:

  • качество грузоперевозок должны соответствовать потребностям потребителей (юридических и физических лиц);
  • быть устоявшимися компаниями и иметь стабильные показатели;
  • при оценке уровня качества грузоперевозок в комплексе одни показатели не должны заменять другие;
  • иметь характеристики грузоперевозки, которые пригодны удовлетворить конкретным потребностям реальных потребителей и соответствовать ее назначению;

По мнению заказчика (потребителя), главными требованиями к услугам перевозчиков будут являться следующие:

  • экологичность услуги, бережное отношение к окружающей среде;
  • постоянная готовность перевозчика к оказанию услуги грузоперевозки;
  • готовность к перевозкам специальных типов;
  • приспособленность транспортного средства к определенным видам перевозок;
  • грузоперевозки должны быть без промежуточных перегрузок;
  • в пунктах перевалки должно быть перегрузочное оборудование;
  • присутствие транспортной тары необходимого типа;
  • предоставление достоверной и точной информации об условиях перевозки и тарифах, а также оперативной информации о местонахождении груза;
  • предоставление услуг по таможенной очистке;
  • стоимость услуг не должна быть завышена;
  • грузоперевозки «от двери до двери»;
  • профессиональное сопровождение груза;
  • правильное документальное оформление;
  • гибкие условия обслуживания, «слышать» требования клиентов;
  • разные уровни транспортного обслуживания;
  • комплекс дополнительных услуг;
  • удобные прием и сдача грузов;
  • обеспечение сохранности груза во время грузоперевозки;
  • должны соблюдаться оговоренные сроки доставки;
  • регулярность грузоперевозки(для сборных грузов);
  • оптимальная продолжительность доставки;
  • разный транспорт в зависимости от объемов перевозок;

Для улучшения качества грузоперевозок перевозчики должны устраивать регулярные проверки качества услуг, оказываемых потребителям. Чаще всего, здесь применяют анкетный метод опроса потребителей, ведь объективный анализ позволяет объективно сравнить заявленное качество услуг реальному.

Потребность в услугах транспорта часто зависит от развития имеющихся в конкретном регионе видов автотранспорта, их интегрированности в единую систему, разнообразного ассортимента и качества услуг потенциальным клиентам. С развитием рыночной экономики удельный вес услуг транспорта возрастает, данная ситуация характерна почти для всех стран.

Политика в области автотранспорта в странах с рыночной экономикой пересматривается с внедрением логистики. Автотранспорт стал играть ключевую роль в перевозке грузов

И области организации грузоперевозок отчетливо просматриваются два основных направления:

  • Гибкость ассортимента услуг транспорта к различным требованиям клиентов. Различным группам клиентов услуги должны оказываться в соответствии с их реальными потребностями. Потребители должны сами выбрать услуги, их количество и способ реализации.
  • Активное продвижение услуг транспорта с целью извлечения дополнительной прибыли.

Основы для изучения сервиса на транспорте и формирования его терминологии, заложены в определении транспортной услуги. Крупнейшие специалисты в области организации и управления железнодорожным транспортом дают следующие определения транспортной услуге:

Транспортная услуга – это способность того или иного вида транспорта к перевозке предъявленного груза на заданное расстояние по определенной цене с комплексным оказанием необходимых сопутствующих услуг.

Транспортная услуга – результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.

Транспортная услуга – это деятельность работников транспорта с использованием наличных транспортных ресурсов, которая материализуется в законченных перевозках и сопутствующих им услугах.

До недавнего времени большинство транспортных предприятий выполняли только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении спектра других услуг. С середины 1990-х г.г. новые экономические условия привели к необходимости расширения спектра услуг, которые бы повышали качество перевозки как таковой. В настоящее время к услугам транспорта относят:

— перевозку грузов и пассажиров;

— погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);

— хранение грузов;

— подготовку подвижного состава и перевозочных средств;

— предоставление подвижного состава на условиях аренды или проката;

— перегон (доставка) новых и отремонтированных транспортных средств;

— другие услуги.

Существует несколько основных классификаций услуг транспорта:

1) по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта транспортные услуги подразделяются на перевозочные и неперевозочные;

2) по виду потребителя, которому предоставляется услуга, – на внешние (предоставленные нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние (предоставление другим предприятиям и организациям, относящимся к транспортным отраслям);

3) по характеру деятельности, которая связана с предоставлением определенной услуги, делятся на: технологические, коммерческие, информационные и т.д.

Существует два основных направления в области организации транспортных услуг:

1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям клиентов;

2) активное формирование спроса на услуги с целью прибыльной реализации уже имеющихся услуг.

3. Понятие транспортного обслуживания

Транспортное обслуживание можно определит как деятельность, связанную процессом перемещения грузов и пассажиров пространстве и времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.

Транспортное обслуживание клиентов включает:

— выбор соответствующей упаковки согласно физическим свойствам товара;

— нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и спецобозначений;

— использование унифицированной транспортной тары, формирование грузовых единиц, пакетирование и контейнеризация;

— выбор оптимального вида перевозки и транспортных средств;

— наиболее полное использование грузоподъемности транспортных средств посредством правильной загрузки;

— соблюдение технологии при ведении погрузочно-разгрузочных работ;

— использование современных технологий и подходов к организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах;

— применение современных информационных технологий и компьютерной поддержки.

К ключевым параметрам качества транспортного обслуживания потребителей относятся:

— время получения заказа на перевозку;

— надежность и возможность доставки по требованию;

— наличие запасов, стабильность снабжения;

— полнота и степень доступности выполнения заказов;

— удобство размещения и подтверждения заказа;

— объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание;

— возможность предоставления кредитов;

— эффективность переработки грузов на складах;

— качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок.

Транспортное обслуживание обладает рядом отличительных особенностей:

— выбор совокупности услуг требует рассмотрения всех возможных вариантов транспортного обслуживания;

— потребностей у клиента может быть несколько, что влечет за собой соответствие свойств и характеристик услуг одновременно нескольким и зачастую противоречащим друг другу требованиями;

— во многих случаях потребности клиента со временем меняются, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований. Каждый вид услуги транспорта требует серьезного изучения и анализа;

— потребности и запросы клиентов обычно выражаются в определенных свойствах с количественной их характеристикой и включают такие аспекты, как безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационная готовность, надежность, экономические факторы, экологичность и т.д.

ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения

Группа Т02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ ТРАНСПОРТНЫЕ

Термины и определения

Transport services. Terms and definitions

ГОСТ Р 51006-96

ОКС 01.040.03
ОКСТУ 0131

Дата введения 1997-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научным центром по комплексным транспортным проблемам (НЦКТП) Министерства транспорта России и Министерства по сотрудничеству России с государствами СНГ

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 372 «Транспортные услуги»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. № 703

3 Термины 3, 27, 28, 29, 30 настоящего стандарта представляют собой аутентичный текст ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» и ИСО 9004-2-94 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов — синонимов стандартизованного термина не рекомендуется.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области транспортных услуг.

Настоящий стандарт распространяется на перевозки пассажиров и грузов транспортом общего пользования.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по транспортным услугам при проведении работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1 транспорт общего пользования: Железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной транспорт, обеспечивающий перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов Российской Федерации.

2 транспортная услуга: Результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.

3 предоставление услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

4 исполнитель транспортной услуги: Физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги.

5 потребитель транспортной услуги: Физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое использует услугу.

6 пассажир: Физическое лицо, имеющее договор (билет) перевозки.

7 грузоотправитель: Потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.

8 грузополучатель: Потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.

9 договор перевозки: Документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.

10 пассажирские перевозки: Транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа.

11 грузовые перевозки: Транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

12 транспортная экспедиция: Транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке, в соответствии с договором.

13 экспедитор: Сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках.

14 вид транспортной услуги: Совокупность однородных транспортных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками.

15 транспортное обслуживание: Процесс предоставления транспортных услуг потребителям, в соответствии с установленными нормами и требованиями.

16 транспортный сервис: Набор транспортных услуг, предоставляемых при перевозке грузов и пассажиров.

17 сопутствующая услуга: Услуга, предоставляемая пассажиру, грузоотправителю или грузополучателю организациями транспортного комплекса или гражданами-предпринимателями, непосредственно не связанная с перевозкой.

3 ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

18 показатель качества транспортной услуги (обслуживания): Количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), составляющих ее качество.

19 безопасность услуг по перевозкам пассажиров: Безопасность услуг для жизни, здоровья, имущества пассажиров и окружающей среды.

20 качество транспортных услуг: Совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортной экспедиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.

21 надежность транспортного обслуживания: Совокупность характеристик исполнителя транспортных услуг, обусловливающая предоставление их потребителям в заданных объемах и качестве в течение установленного времени.

22 своевременность перевозки пассажира: Характеристика транспортной услуги, обусловливающая перевозку пассажиров в соответствии с объявленным расписанием, договором или другими установленными требованиями по времени движения транспортных средств.

23 своевременность доставки грузов (багажа): Характеристика транспортной услуги, обусловливающая прибытие грузов (багажа) в конечный пункт в соответствии с установленными договором сроками или объявленным расписанием.

24 сохранность перевозки грузов (багажа): Характеристика транспортной услуги, обусловливающая перевозку грузов (багажа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений.

25 комфортность перевозки пассажиров: Совокупность характеристик транспортных услуг, обусловливающих создание необходимых условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров на транспортном средстве, в начальных, транзитных и конечных пунктах в соответствии с установленными нормами и требованиями.

26 нормативный срок доставки груза: Показатель своевременности доставки груза, измеряемый продолжительностью перевозки, в течение которой исполнитель транспортной услуги гарантирует доставку груза потребителю.

27 уровень качества транспортных услуг: Относительная характеристика качества предоставляемых транспортных услуг, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой услуги с базовыми значениями соответствующих показателей.

28 система качества транспортных услуг: Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

29 управление качеством транспортных услуг: Методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

30 проверка качества транспортных услуг: Систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения и соответствие поставленным целям.

31 класс: Показатель категории или разряда, относящийся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные совокупности потребностей по услугам, предусмотренным для аналогичного использования.

4 АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Безопасность услуг по перевозкам пассажиров
Вид транспортной услуги
Грузоотправитель
Грузополучатель
Договор перевозки
Исполнитель транспортной услуги
Качество транспортных услуг
Класс
Комфортность перевозки пассажиров
Надежность транспортного обслуживания
Обслуживание транспортное
Пассажир
Перевозки грузовые
Перевозки пассажирские
Показатель качества транспортной услуги (обслуживания)
Потребитель транспортной услуги
Предоставление услуги
Проверка качества транспортных услуг
Своевременность доставки грузов (багажа)
Своевременность перевозки пассажира
Сервис транспортный
Система качества транспортных услуг
Сохранность перевозки грузов (багажа)
Срок доставки груза нормативный
Транспорт общего пользования
Управление качеством транспортных услуг
Уровень качества транспортных услуг
Услуга транспортная
Услуга сопутствующая
Экспедитор
Экспедиция транспортная

Главное направление деятельности компании «Медиатранс» – транспортные услуги — предоставляется в совокупности с другими видами услуг, такими как экспедирование грузов, добровольное и обязательное страхование, консультации.

Перевозка грузов является важным звеном в экономических отношениях стран, поэтому они являются одной из главных составляющих экономики любого государства. Грузоперевозки востребованы как у простых людей, крупных предприятий, так и у рынка и бизнес — структур. Отсюда следует, что транспортные услуги — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.

На сегодняшний день на рынке представлено немало предприятий, которые оказывают услуги по автоперевозке грузов. Все они классифицируются по охвату территории, разнообразию предоставляемых услуг, классификации перевозимых грузов, техническим возможностям, опыту персонала. Так, одни компании занимаются доставкой грузов в пределах одного города, окрестной территории, другие охватывают определенную область, третьи предоставляют свои услуги по всей стране и так далее. Наша компания не ограничивается территорией лишь нашей страны. Наша оказывает услугу международные грузоперевозки. Мы без проблем перевезем Ваш груз на любое расстояние: будь то РБ, РФ, другие страны СНГ либо Европы или Азии. Также грузоперевозки Минск.

Транспортно-экспедиционная компания «Медиатранс» имеет внушительный опыт автогрузоперевозок, потому отличается надежностью и стабильностью. Немаловажным является тот факт, что предприятие оказывает услуги своим клиентам напрямую, без привлечения посредников. Компания «Медиатранс» – одна из лидеров в такой сфере, как транспортные услуги по РБ, странам СНГ и дальнего зарубежья.

В нашей компании понимают, что сегодня транспортные услуги — это не только перевозки грузов и (или) пассажиров, но и всякая деятельность, связанная непосредственно с процессом перевозки и его подготовки. Таким образом, транспортные услуги включают в себя:

• сам процесс перевозки груза;

• погрузочно-разгрузочные работы;

• сохранность груза;

• документальное оформление;

• процесс обслуживания и подготовки средств перемещения груза;

• передачу средств транспортировки в аренду или напрокат;

• все виды экспедиционных и транспортных услуг;

• предоставление услуг страхования;

• некоторые другие услуги.

Наши специалисты — все сотрудники транспортно-экспедиционной компании «Медиатранс» имеют высокую квалификацию — следят, чтобы качество каждого элемента находилось на самом высоком уровне. Компания «Медиатранс» присутствует на рынке грузоперевозок уже более десяти лет. За это время мы преуспели в своей сфере и сумели завоевать блестящую репутацию среди других перевозчиков, заслужили доверие целого ряда своих постоянных клиентов. Сегодня перевозка грузов автомобильным транспортом компании пользуется большой популярностью, ведь мы гарантированно доставим Ваш груз до конечного пункта в нужное место в нужное время в целости и сохранности. Вы можете быть спокойны за него во время перевозки, ведь компания «Медиатранс» является высококвалифицированным перевозчиком, поэтому Ваш груз находится в надежных руках.

Е. Н. Дубинянская, руководитель Отдела Аудита и Финансов,
Партнер Объединенной Консалтинговой Группы

В настоящее время удельный вес расходов на логистику для большинства дистрибьюторских компаний, а также производственных и торговых компаний становится весьма существенным. Давайте разберемся, как правильно учитывать такие расходы и как признавать их в целях налогообложения. Но для начала необходимо все-таки понять, какие расходы мы можем называть «расходами на логистику»?

Логистика как хозяйственная деятельность — это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте, а также связанной с этими операциями информацией.

В наиболее общем виде логистические расходы отдельного предприятия состоят из:

1) расходов на транспортировку, экспедирование, грузообработку, а также складских расходов при поставке товаров и/или продукции;

2) издержек сбытовой сети, в том числе расходы на транспортировку товаров и продукции до покупателей, расходы на грузообработку при сбыте, затраты на страхование, таможенные расходы при экспорте, издержки функционирования дилерской торговой сети.

Учет расходов на логистику при закупке товарно-материальных ценностей.

При учете затрат, связанных с закупкой ТМЦ, необходимо руководствоваться следующими документами:

— Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н;

— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н;

— Методическими рекомендациями по учету и оформлению приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5;

— Налоговым кодексом РФ (часть вторая).

Вышеуказанные документы дают право бухгалтеру учитывать затраты на логистические услуги, в частности, транспортные и заготовительные расходы, в стоимости приобретения ТМЦ или в ряде случаев относить их на текущие расходы. Выбранный с учетом специфики деятельности организации способ учета таких затрат закрепляется учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров, определенный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Напомним также, что транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) включают расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой ТМЦ, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и др.

Примерная номенклатура ТЗР представлена в Приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Рассмотрим учет логистических расходов на примере торговой организации.

Если в соответствии с учетной политикой затраты на логистические услуги включаются в стоимость товаров, то они учитываются на счете 41 «Товары» вместе с договорной ценой товара. Если же учетной политикой предусмотрено их отнесение на расходы текущего периода, то они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» в составе издержек обращения (расходов на продажу).

Рассмотрим оба метода учета расходов на логистику на примере расходов на транспортировку.

Пример 1. Расходы на логистику включаем в стоимость товара и учитываем на счете 41.

Организация приобрела партию товара на сумму 2 381 500 руб. Доставка этой партии обошлась организации в 45 000 руб. Транспортные расходы организация распределяет пропорционально стоимости приобретенных товаров.

Стоимость доставки распределяется следующим образом:

Общая
стоимость
товара
без
учета
доставки,
руб.

Транспортные
расходы в
целом, руб.

Вид
товара

Цена
товара
без учета
доставки,
руб.

Количество
товара

Стоимость
по видам
товаров
без учета
доставки,
руб.
(ст. 4 x
ст. 5)

Транспортные
расходы по
видам
товаров,
руб.
(ст. 2 /
ст. 1 x
ст. 6)

Цена
товара с
учетом
доставки,
руб.
(ст. 6 +
ст. 7 /
ст. 5)

2 381 500

45 000

Кофеварка

8 200

984 000

18 593

8 355

Стиральная машина

21 000

1 260 000

23 809

21 396,82

Тостер

5 500

137 500

2 598

5 603,92

В бухгалтерском учете приобретенный товар с учетом транспортных расходов будет отражен следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету товары

Счет 41 «Товары»/
субконто Кофеварка

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

1 002 593

Счет 41 «Товары»/
субконто Стиральная машина

1 283 809

Счет 41 «Товары»/
субконто Тостер

140 098

Пример 2. Затраты на логистику относятся на расходы текущего месяца и учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

В бухгалтерском учете такие расходы отражаются на счете 44 проводкой:

Дебет счета 44 «Расходы на продажу» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 45 000 руб. (примем допущение, что перевозчик не предъявил организации НДС в составе платы за услуги по доставке товара).

А как учесть такие расходы в налоговом учете?

Отнести расходы по доставке к косвенным (в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 318 НК РФ) в данном случае нет возможности, поскольку для расходов по торговым операциям Кодексом установлен особый порядок. При учете расходов на логистику их придется распределять между проданными и непроданными товарами, применяя алгоритм расчета, который предлагает ст. 320 НК РФ, — по среднему проценту за текущий месяц с учетом не реализованных на начало месяца товарных остатков.

Остаток на
01.07.2013, руб.

В июле 2013 г., руб.

Остаток на
01.08.2013,
стоимость
товара, руб.
(ст. 1 +
ст. 3 —
ст. 4)

Стоимость
товара

Расходы
на
логистику

Стоимость
приобретенного
товара

Стоимость
реализованного
товара

Расходы
на
логистику

130 000

50 000

1 250 000

580 000

85 000

800 000

Алгоритм расчета выглядит так:

Рассчитаем общую сумму расходов на логистику по остатку товара на 01.07 и по товарам, приобретенным в июле:

50 000 руб. + 85 000 руб. = 135 000 руб.

Затем определим общую стоимость проданных в июле товаров и остатка товаров на конец месяца: 580 000 руб. + 800 000 руб. = 1 380 000 руб.

Рассчитаем средний процент: 130 000 руб. / 1 380 000 руб. x 100% = 9,42%.

Определим сумму расходов на доставку, которая приходится на не реализованные на конец июля товары: 800 000 руб. x 9,42% = 75 360 руб.

И последним шагом можно определить сумму расходов на логистику, которая приходится на проданные в июле товары и уменьшает налогооблагаемую прибыль организации за этот месяц: 135 000 руб. – 75 360 руб. = 59 640 руб.

Принимая во внимание, что для бухгалтерского учета сам порядок исчисления суммы транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров, в нормативных документах четко не определен, логичным кажется подход, состоящий в том, чтобы в учетной политике утвердить такой же порядок списания транспортных расходов, как и в налоговом учете.

В этом случае в бухгалтерском учете приобретение и списание товара, а также транспортных расходов будет выглядеть следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

При поступлении товара

Приняты к учету товары

41 «Товары»

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

1 250 000

Отражены расходы на
логистику за месяц

44 «Расходы на
продажу»

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

85 000

При реализации товара

Списаны проданные за
месяц товары

90-2 «Себестоимость
продаж»

41 «Товары»

580 000

Списаны расходы на
логистику в части
проданных товаров в
июле

90-2 «Себестоимость
продаж»

44 «Расходы на
продажу»

59 640

Стоит отметить, что с точки зрения налогового учета выбранный способ учета логистических расходов может существенно влиять на показатель налогооблагаемой прибыли. Именно поэтому каждой организации следует учитывать специфику своей деятельности и долю транспортных расходов при выборе метода учета.

А если речь идет о производственной компании, которая при осуществлении закупок материалов производит те же самые логистические расходы: как их учесть правильно?

Пункт 83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов допускает три возможных варианта учета ТЗР:

1). можно включать расходы по транспортировке в фактическую себестоимость материалов:

Дебет

Кредит

Приняты к учету материалы

10 «Материалы»/соответствующий субсчет

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «расходы вспомогательного производства» и др.)

2). можно обособленно учитывать транспортировку на счете 10:

Дебет

Кредит

Приняты к учету материалы

10 «Материалы»/ субсчет «ТЗР»

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «расходы вспомогательного производства» и др.)

3). можно учитывать стоимость транспортировки материалов обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»):

Дебет

Кредит

Учтены ТЗР в фактической себестоимости материалов

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)

В п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов представлен порядок определения суммы ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца). Рассчитывается данная сумма путем определения среднего процента ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:

Средний процент ТЗР = 100% x .

В результате сумма ТЗР, учитываемая в отчетном периоде, равна:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов x Учетная стоимость израсходованных материалов.

Т.е. в данном случае порядок аналогичен тому, что мы рассмотрели ранее в примере 2.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Расходы на содержание складов.

Порядок отражения расходов на содержание складских помещений и заработной платы складского персонала зависит от того, какие товарно-материальные ценности хранятся на складе.

Допустим, организация занимается производственной деятельностью, и в складских помещениях хранятся материалы для производства продукции. В этом случае расходы на содержание складов, а также заработная плата работников складов, могут входить в состав транспортно-заготовительных расходов.

В п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (№ 119н), указано, что транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов, в частности, входят расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

Но и в данной ситуации у организации есть право выбора. И это выбор необходимо закрепить в учетной политике:

1). Расходы на содержание складских помещений и расходы на заработную плату складских работников могут формировать фактическую себестоимость материалов (счет 10 «Материалы»).

2). Эти же расходы могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 «Основное производство»).

Предположим, что компания занимается торговой деятельностью и хранит на складских площадях товары для продажи. Как учесть расходы на содержание складов в этом случае?

Расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Указанное правило действует и для готовой продукции, хранимой на складах и предназначенной для продажи.

Учет логистических расходов при реализации товарно-материальных ценностей.

Затраты по доставке товара или готовой продукции (расходы на транспорт, на промежуточное хранение на складах, расходы на таможенные процедуры и т.п.) признаются в бухгалтерском учете продавца (поставщика) в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Дебет

Кредит

Отражены логистические расходы, связанные с продажей ТМЦ

44 «Расходы на продажу»

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»*

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)

* НДС поставщик вправе принять к вычету на основании счета-фактуры перевозчика и при условии, что полученные услуги используются в облагаемых НДС операциях (п.п. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом поставщиком делается запись по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» и кредиту 19.

Рассмотрим следующий пример (3):

основным видом деятельности ООО «Пальто» является оптовая торговля верхней одеждой. В марте 2013 г. в небольшой розничный магазин было продано 30 шт. товара на сумму 177 000 руб. (в т.ч. НДС — 27 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 111 000 руб. Договором предусмотрено, что ООО «Пальто» обязано организовать доставку товара за свой счет. Так как ООО «Пальто» не имеет собственной транспортной службы, для выполнения условий договора было принято решение привлечь ООО «Автомобиль». Стоимость транспортных услуг составила 14 160 руб. (в т.ч. НДС – 2 160 руб.).

Для хранения товаров ООО «Пальто» арендует склад, стоимость аренды за месяц составляет 135 700 руб. (в т.ч. НДС 20 700 руб.).

В бухгалтерском учете операции, связанные с доставкой товара, будут отражены следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Учтена реализация товара

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

90 «Продажи»/субсчет 1 «Выручка от продажи товаров»

177 000

Списана себестоимость товаров

90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость»

41 «Товары»

111 000

Начислен НДС с выручки от реализации

90 «Продажи»/субсчет «НДС»

68 «Расчеты с бюджетом»/субсчет «Расчеты по НДС»

27 000

Отражены логистические расходы, связанные с продажей ТМЦ

44 «Расходы на продажу»

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»*

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

12 000

2 160

Расходы на продажу списаны в себестоимость продаж

90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость»

44 «Расходы на продажу»

12 000

…..

В конце текущего месяца

Отражены логистические расходы, связанные с хранением ТМЦ

44 «Расходы на продажу»

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»*

60 «Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками»

115 000

20 700

Расходы на хранение ТМЦ списаны в себестоимость продаж

90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость»

44 «Расходы на продажу»

115 000

Документальное подтверждение расходов.

Не будет лишним напомнить, что расходы, принимаемые как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения (ст. 252 НК РФ), должны быть документально подтвержденными.

В случае оказания услуг по транспортировке ТМЦ собственным транспортом документальным подтверждением транспортных расходов являются путевые листы с маршрутом следования, чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт) и т.д.

В случае оказания услуг с привлечением сторонней транспортной организации должен быть составлен договор на оказание транспортных услуг, а также оформляются:

  • при использовании железнодорожного транспорта — железнодорожная накладная и грузовая квитанция;

  • при перевозке воздушным транспортом — накладная отправителя и грузовая накладная;

  • при перевозке морским транспортом — коносамент;

  • при использовании автомобильного транспорта — путевой лист со штампами автопредприятия и товарно-транспортная накладная.

Стоит отметить, что с 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» большинство унифицированных форм первичных документов не являются обязательными. Организация вправе оформлять хозяйственные операции самостоятельно разработанными первичными документами. Главное, чтобы в них содержались все обязательные — реквизиты и форма документа была утверждена руководителем (п. п. 2 и 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Вместе с тем в Письме от 28.01.2013 № 03-03-06/1/36 Минфин России отмечает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной по типовой форме (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Получается, если у грузоотправителя нет транспортной накладной по типовой форме, то и расходы по нему он не сможет учесть при расчете налога на прибыль?

С этим можно поспорить.

Основной вывод, который следует из вышеуказанного Письма, — отсутствие транспортной накладной по типовой форме, утвержденной Постановлением № 272, свидетельствует о незаключении договора перевозки груза. Вместе с тем, транспортная накладная — это не единственный способ, каким можно подтвердить заключение договора. Так, этот договор может быть заключен путем принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта»).

Однако, учитывая мнение Минфина РФ по данному вопросу, организация сама должна принять решение о подтверждении транспортных услуг транспортной накладной по типовой форме, утвержденной Постановлением № 272.

Расходы на логистические услуги, оказываемые покупателем товара.

Есть еще один вид логистических расходов, которые постоянно вызывают споры по поводу их обоснованности и порядка учета.

Ни для кого не секрет: чтобы компания могла поставлять свои товары в торговые сети, ей необходимо оплатить ряд услуг, которые предъявляет торговая сеть. Состав таких услуг достаточно разнообразен, например, на информационные услуги по прогнозированию объемов продаж, предоставлению дополнительного оборудования для выкладки товара, демонстрации товара в магазинах, логистические услуги по операционной обработке и отгрузке товара, изучению спроса на товар и покупательских предпочтений и др.

Расходы, «выставляемые» торговыми сетями, достаточно существенны, что порождает споры с налоговыми органами в части включения этих затрат в уменьшение налогооблагаемой базы.

Например, расходы на услуги логистического аутсорсинга, если они документально подтверждены и обоснованны, могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Во всяком случае именно такое мнение высказано в Письме Минфина России от 03.10.2011 № 03-03-06/1/619.

На сторону налогоплательщика встал и суд: Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 № А40-9474/12-140-44.

Инспекция исключила расходы компании на оплату услуг по изучению спроса на товары и прогнозированию объемов продаж, а также логистических услуг (в частности, включающих операционную обработку и отгрузку товаров через распределительные центры ее покупателей с последующей их доставкой в магазины покупателей или другое место), посчитав их экономически необоснованными.

Организация обратилась в суд, предоставив договоры с исполнителями, которые оказывали ей спорные услуги, акты об их оказании и иные подтверждающие документы.

Суд первой инстанции отменил доначисления, а апелляционный и кассационный суды поддержали это решение. Прежде всего, арбитры в очередной раз указали инспекторам на то, что последние не вправе оценивать целесообразность расходов налогоплательщика (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 №№ 320-О-П и 366-О-П). Ведь в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск, и только он вправе решать, какие конкретно расходы необходимы ему для эффективного ведения той или иной деятельности.

Суды убедились, что все спорные расходы непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью организации и документально подтверждены. Кроме того, суды подтвердили, что она могла учесть и расходы на оплату логистических услуг. Ведь эти услуги направлены на получение дохода, даже несмотря на то, что при их оказании и были задействованы распределительные центры сетевых покупателей компании.

Конечно, тема учета расходов на логистику невозможно рассмотреть в рамках одной отдельной статьи. Особенно, если это касается расходов, связанных с обеспечением и поддержанием каналов сбыта товаров или готовой продукции. Вместе с тем, мы остановились на самых основных моментах, которые нелишне помнить учитывать при формировании учетной политики организации.