Транспортные услуги НДС

КонсультантПлюс: Форумы

у меня несколько вопросов по уплате НДС в организации грузоперевозок. планирую открыть ООО, вычитала — вроде по УСН с учетом прибыли и расходов работать оптимальнее всего. но тут у меня образовалось несколько вопросов по расчетам между мной с заказчиком и мной и перевозчиком. в выставленном счете к заказчику перевозки я обязана указывать НДС, допустим сумма заказа со стороны грузовладельца 12000 — итого НДС будет 2160р с этой суммы, но прибыль моя все таки заключается в разнице которую я оплачу перевозчику ( который работает на вмененке и сотрудничает со мной по договооруподряда или обычного найма ) и суммой которую я получу от заказчика и если оплачивать НДС с суммы которую я получу от заказчика — то я ушла в минус, потому что посреднические услуги чаще всего равняются 500-1000р. и вот отсюда вопрос
1. могу ли я при сдаче отчета в налоговую отобразить то, что прибыль у меня составила только 500р
2. могу ли я оплатить НДС только с суммы 500, те 90р,а не 2160 указанных в счет фактуре при расчете от заказчика.
3. ну и соответственно как это и где отражать в отчета при сдаче

как я поняла — трудности во всем этом — только в отчете. одним глазом смотрела на форму этого отчета — там черт ногу сломит. и обязательно подписывать все акты, иметь все счета на оплату и всю документацию.
вот об этих тонкостях пока проконсультировать не смогу — нужно еще раз обратиться к бухгалтеру и вместе с ним сделать отчет — вот тогда буду точно все знать

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2019 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Как работать с ндс ип грузоперевозки

Здравствуйте. В настоящее время занимаюсь поставкой стройматериалов и увидел малозанятую нишу — грузоперевозки с НДС. Все либо на упрощенке либо за нал работают. Рожать постоянно наличку табуреточникам надоело. Для крупных предприятий работа с НДС принципиальна. Вот решил присмотреться к этому бизнесу и уяснить несколько моментов. Может кто имеет опыт в грузоперевозках с НДС или разбирается в налогах? Как известно если заниматься непосредственно грузоперевозками, то на ОСНО можно перейти только когда в парке более 20 машин, но можно заниматься организацией грузоперевозок т.е. посредничеством. Вот здесь уже можно работать с НДС. Мне поступает заявка. Я подбираю авто. Отправляю водителя. Деньги получены на мой расчетный счет. Вот теперь и возникает у меня пробел в знаниях. Какой договор я должен заключать с водителем если он ИП, физ.лицо или ООО на упрощенке? Какой процент от заказа обычно имеет непосредственно грузоперевозчик и сколько имеет посредник, т.е. я. 18% я буду должен уплатить со всей полученной суммы либо только с моего процента? Для примера доставка Газелью из города А в город Б стоит 2500 рублей. Это тариф табуреточников и тех кто на упрощенке. Сколько тариф должен быть у ООО с НДС, что бы и заработать можно было. Буду рад если кто то ответит на поставленные вопросы. Планируется доставка по городу и области.

Договор транспортной экспедиции, как услуга и основная деятельность предприятия — сразу прицел налоговиков, а порой и ОБЭП. Грамотный бухгалтер, на вполне себе законных условиях НДС отрегулирует. Нужно понимать простую истину, если ГАЗель из А в Б приезжает как частник за 1000 рублей и ставка «по месту» именно такая, выставить своему клиенту счет тупо прибавив НДС — ты не пролезешь. В маленьких суммах ты возможно не почувствуешь, как и твой клиент, но суммы побольше уже будут не конкурентны. Нужно понимать географию логистики. Город миллионник (Екат, Самара, Казань) будешь работать на ЗП менеджера круглые сутки на телефоне. Москва, Питер, портовые Новороссийск к примеру — там работы много всегда. Тут 4 пути:

Как открыть ип на грузоперевозки

Если у водителя есть подозрения, что машина имеет неисправности, которые будут мешать ему осуществить рейс, он должен отказаться от предоставления этой услуги. Соответственно владелец груза должен отказаться грузить товар на машину. О чем поставить соответствующую отметку в путевом листе, товарно-транспортной накладной. Эта информация визируется печатью и подписью. Если между водителем и владельцем груза возникают разногласия, они оформляются в виде акта, на котором каждый из них должен расписаться. Аналогично акт составляется при его утере или порче в пути.

  1. Общая, которая требует вести бухгалтерскую документацию полностью, платить по полному объему все налоги. Обратите внимание, что ИП, который работает на этой системе, должен платить не только налоги, предусмотренные для предприятий, но и налоги на добавленную стоимость, на доходы физических лиц.
  1. Также предприниматель может работать на упрощенной системе. Она позволяет выбрать один из двух режимов налогообложения. Первый выставляет размер налоговой ставки составляет в 6%, которая охватывает общий доход предприятия. Второй предполагает ставку в 15% от доходов, из которых вычтены расходы. При этом общая сумма налога не может быть меньше одного процента. Предприниматель сам имеет право выбирать и менять режим. Обратите внимание, что в этом случае он освобождается от выплаты налога на доход физических лиц, единый социальный, с продаж, на имущество, добавленную стоимость.
  1. В области грузоперевозок это самая распространенная система налогообложения. Но чтобы нею пользоваться, предприниматель должен иметь не менее 20 единиц транспорта. Но позволить пользоваться этой системой может только муниципальный орган. Если же по региону не предусмотрено использование этой системой, то перейти на нее не удастся.

Может ли ИП работать с НДС

При начале своего дела предприниматели задумываются прежде всего о системе уплаты налогов. На сегодняшний день предлагается несколько режимов:

ОСНО основная система налогообложения, когда предпринимателю приходится перечислять НДС. Она считается применимой изначально, если ИП не подал уведомление о выборе спецрежим
УСН упрощенный вид, когда ИП уплачивает в казну 6% или 15% налога от прибыли исходя из возможности учета расходных операций
Вмененка (ЕНВД) применяется единый налог на вмененный доход
Патентный режим ИП вправе проводить авансовые платежи по налоговым сборам
ЕСХН система с перечислением сельскохозяйственного единого налога для производителей продукции с/х назначения

Таким образом, с НДС работают предприниматели с основным режимом уплаты налогов. Но законодательством предусмотрены ситуации, когда у ИП возникает необходимость уплаты сбора на добавленную стоимость при выборе спецрежима:

  • направление бизнеса подразумевает проведение импортных операций;
  • счет-фактуры выставляются ошибочно и происходит разграничение НДС;
  • деловые отношения с другими предприятиями осуществляются на основании рамочного договора простого товарищества либо доверительного управления собственностью;
  • ИП является налоговым агентом.

Если будет зарегистрировано одно из представленных условий или нескольких, то бизнесмену следует произвести перечисление по применяемым ставкам налогообложения на добавленную стоимость.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, также, случаи исключения уплаты НДС. Статья 145 описывает ситуации освобождения от уплаты сбора, когда подтверждается «небольшая выручка» за 3 следующих друг за другом месяца.

Сумма выручки при этом должна составлять менее 2000000 руб. без учета налоговых сборов на добавленную стоимость.

Во внимание не принимаются операции с товарами подакцизного типа и проводки, когда ИП принимает на себя функции налогового агента. Подобные условия подразумевают разделение доходов.

Обратите внимание: Когда у предпринимателя выручка снова выходит на уровень более 2000000 руб. в течение 3 месяцев, следует повторно уплачивать НДС.

Плюсы и минусы ИП с НДС

Прежде чем сделать выбор в пользу специальных режимов налогообложения предприниматели должны оценить преимущества работы с ОСНО, предполагающей уплату НДС:

  • возрастает вероятность сотрудничества с крупными контрагентами. Это связано с тем, что большие компании находятся на основном режиме обложения налоговыми сборами и при выборе поставщиков отдают предпочтение таким же предприятиям;
  • возможность хорошо сэкономить при принятии к вычету сумму, которую ИП перечислил контрагенту.

При работе с ИП, применяющими перечисление НДМ, организации получают возможность сделать налоговый вычет. Это впоследствии влияет на уменьшение собственных сборов при уплате в федеральный бюджет. Поэтому при выборе между ИП с УСН или ОСНО компания начнет сотрудничество с последним.

Специальный режим обложения влияет на то, что работающие с ним покупатели не имеют возможности подать документы на вычет. В результате выгодность совместной работы исчезает. Но контрагент возможно потребует снизить стоимость, что отразится на доходности сделки.

Недостатком работы с НДС для предпринимателей считается усложнение отчетности, так как возникает необходимость разделения бухгалтерского и налогового учета.

Сборы на добавленную стоимость перечисляются в федеральную казну, что подразумевает проведение множества шагов:

  • проверка поставщиков;
  • сверка «первички»;
  • наличие книг учета продаж и покупок;
  • отчетность по налоговым декларациям.

При ведении ОСНО приходиться исключать случаи появления ошибок при уплате налогов по причине наложения огромных штрафов.

Другим существенным минусом ведения деятельности с НДС является обязательность использования электронных каналов связи для сдачи налоговой отчетности.

После введения требований на установку фискальным устройств бизнесменам требуется увеличить затраты в связи с приобретением нужной техники, а также при запросе пояснений отсылать отчеты в электронном виде.

Обратите внимание: Со стороны налоговой инспекции интерес возрастает в тем ИП, которые ведут работу на ОСНО. Их отчетность проверяется более тщательно.

Для грузоперевозки

Для предпринимателей, чья деятельность связана с грузоперевозками, использование ОСН оправдано в случае владения широким автопарком, увеличенным количеством штатных единиц и наймом соответствующего персонала.

При этом основными плюсами бизнеса при уплате НДС являются:

  • не устанавливается лимит по числу единиц транспортных средств;
  • выручка не ограничивается определенной величиной;
  • снижение налоговой нагрузки по причине работы с ИП, предприятиями на ОСН.

Но ИП, связанным с грузоперевозками, требуется оформлять большой пакет документации, чтобы подтвердить собственные расходы.

А также часто данное направление не приносит большой выручки, что отражается на снижении дохода ввиду возникновения уплаты не только НДФЛ, но и НДС. Это особенно отражается на падении оборота при аренде транспорта.

Отчетность

Как было уже сказано выше, для отчетности предприниматели должны использовать электронные каналы связи. Технология подразумевает установку фискальных устройств. Для этого следует обратиться к оператору, реализующему услуги по электронному документообороту через интернет.

Кроме договора на оказание данных услуг, понадобиться выполнить следующие шаги:

  • обратиться за оформлением цифровой подписи для удостоверения отчета;
  • установить специальное ПО для работы с электронными каналами связи.

Отчеты на бумаге у предпринимателей при уплате НДС не принимаются. Исключение составляют ИП с ролью налогового агента. Ярким примером подобной ситуации является найм помещения у муниципалитета.

Работа с НДС подразумевает ведение соответствующей отчетности, поэтому предприниматели часто пугаются данного вида налогообложения.

Но ввиду расширения круга контрагентов часто выгода от ведения дела с уплатой налога на добавленную стоимость превышает возможные затраты и сложности с документооборотом.

Вопрос от читателя Клерк.Ру Андрея (г. Санкт-Петербург)

Наша компания занимается грузоперевозками и мы являемся экспедиторами. У нас случился конфликт с налоговой инспекцией по оформлению договора. У меня вот какой вопрос. Скажите, пожалуйста чем отличается договор где мы выступаем в качестве перевозчика и где мы выступаем в качестве экспедитора и отличается ли система налогообложения в том и другом случае?

Перевозка грузов осуществляется на основании договоров, заключаемых в соответствии с положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Что же касается договора транспортной экспедиции, то гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ определяет его как самостоятельный гражданско-правовой договор.

Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Таким образом, сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Клиентом может быть любое лицо (физическое или юридическое), а экспедитором — только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель

Как установлено п. 2 ст. 801 ГК РФ, в соответствии с договором обязанности экспедитора могут исполняться также перевозчиком. Большинство цивилистов усматривают в данном случае конструкцию смешанного договора, к которому наряду с нормами, регулирующими транспортно-экспедиционную деятельность, применяются нормы о грузовых перевозках.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Таким образом, систему налогообложения в виде ЕНВД следует применять в отношении деятельности, осуществляемой исключительно в рамках договоров перевозки грузов. Кроме того, из официальных разъяснений следует, что на уплату ЕНВД можно переводить только те автотранспортные услуги по перевозке грузов, которые поименованы в ОКУН в подгруппе 022500 «Услуги грузового автомобильного транспорта» под кодами с 022501 по 022516 (Письма от 25.02.2010 N 03-11-11/33, от 28.07.2006 N 03-11-05/190, от 20.06.2006 N 03-11-04/3/299). Отмечу, что в ОКУН транспортно-экспедиционные услуги предусмотрены отдельной подгруппой «Услуги транспортной экспедиции» (код 023000).

Налогоплательщики, оказывающие в рамках одного договора услуги по перевозке грузов и экспедиторские услуги, должны применять так называемую смешанную систему налогообложения, то есть помимо уплаты ЕНВД должны уплачивать налоги в соответствии с общеустановленной или упрощенной системой налогообложения. Такой же вывод содержит, к примеру, Письмо Минфина от 02.12.2008 N 03-11-04/3/541.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Нулевая ставка НДС при международной перевозке грузов (Давыдова О.В.)

При оказании услуг по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки должна применяться ставка НДС в размере 0%. Пленум ВАС в прошлом году пояснил арбитражным судам, каким образом должна применяться указанная норма Налогового кодекса. Напомним эти разъяснения и узнаем, в каких конкретных ситуациях арбитражные суды воспользовались ими.

Норма НК РФ и разъяснения высшего арбитра

Согласно абз. 1 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при оказании услуг по международной перевозке товаров обложение НДС производится с применением налоговой ставки в размере 0%. В следующем абзаце пояснено, что следует понимать под международными перевозками товаров. Итак, это перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

То же самое (в части применения нулевой ставки) касается оказания на основании договора транспортной экспедиции российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки (другими словами, данные услуги должны оказываться в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки) (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Причем, как пояснил Пленум ВАС в п. 18 Постановления от 30.05.2014 N 33, неважно, кто выступает в качестве организатора международной перевозки: сам экспедитор, заказчик транспортно-экспедиционных услуг либо иное лицо.

Норма права. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Высший арбитр также добавил: оказание обозначенных услуг (международной перевозки и транспортной экспедиции) несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. Поэтому ставку в размере 0% применяют также:

— перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки;

— лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Из представленных разъяснений следует, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров, который должен быть расположен за пределами территории РФ. Поэтому пункты отправления и пункты назначения должны определяться исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельным контрагентом.

Итак, посмотрим на конкретных примерах, каким образом с учетом позиции Пленума ВАС разрешаются споры в арбитражной практике.

Экспедитор — это необязательно организатор международной перевозки

В деле N А32-9908/2012 были рассмотрены такие претензии налогового органа. Анализ условий заключенных обществом договоров на оказание транспортно-экспедиционных услуг опровергает факт непосредственного участия общества в организации международной перевозки. Услуги оказаны обществом при фактическом перемещении товара на территории РФ, представленные договоры являются договорами возмездного оказания услуг, а не договорами транспортной экспедиции и не отвечают условиям пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Деятельность заявителя облагается налогом по ставке 0% при оказании им транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции, а применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг юридическим лицом, не организующим международную перевозку вывозимых за пределы территории РФ товаров, нормами п. 1 ст. 164 НК РФ не предусмотрено.

Судьи возразили: буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки НДС в размере 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки. Другими словами, налогоплательщик-экспедитор не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.

В рассматриваемой ситуации общество оказывало комплекс транспортно-экспедиционных услуг по организации перевалки экспортных грузов заказчиков, состоящий из двух этапов. На первом этапе оказывались услуги, связанные с предоставлением (подачей) под погрузку железнодорожного подвижного состава и логистическим сопровождением груза до пункта перевалки (порта). На втором этапе экспедитор непосредственно оказывал услуги по перевалке экспортируемого груза за пределы РФ в порту. Факт оказания услуг подтвержден представленными в материалы дела счетами-фактурами, актами оказанных услуг, поручениями на погрузку экспортных товаров, коносаментами и другими документами, оформленными с учетом требований п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

Ключевой вывод. Общество правомерно применило ставку НДС 0% при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки, которая была осуществлена другим лицом (Постановление АС СКО от 08.09.2014 по делу N А32-9908/2012). Аналогичный вывод озвучен судьями того же округа в Постановлениях от 18.08.2014 по делу N А32-31887/2012, от 28.07.2014 по делу N А32-7224/2012, от 16.07.2014 по делу N А32-5659/2013, от 11.07.2014 по делу N А32-41922/2011, от 09.07.2014 по делу N А32-24527/2012.

Привлечение третьих лиц не помеха для применения нулевой ставки

Примером тому является Постановление АС ВСО от 29.08.2014 по делу N А33-90/2013.

Налоговый орган отказал в возмещении НДС и применении нулевой ставки в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных обществом во исполнение обязательств по экспортным контрактам в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру экспорта, с привлечением третьих лиц для их исполнения. Суды признали такой отказ неправомерным, выяснив следующее.

Экспортные контракты предусматривали обязанность общества по оказанию транспортно-экспедиционных услуг до морских портов и возможность привлечения к их исполнению третьих лиц. Заключенные обществом с клиентами договоры на оказание услуг соответствуют признакам и содержат существенные условия договоров транспортной экспедиции. На их основании обществом оказаны транспортно-экспедиционные услуги в отношении товаров, перевозимых за рубеж в непрямом международном сообщении, где конечными пунктами перевозки являлись страны, находящиеся за пределами территории РФ.

Также установлено, что в момент оказания обществом услуг перевозимый товар был помещен под таможенный режим экспорта, предполагающий убытие товара с таможенной территории Таможенного союза и наличие в части документов (железнодорожных накладных) указаний на доставку груза до мест, расположенных в Российской Федерации, составление промежуточных документов не опровергает этих обстоятельств.

Ключевой вывод. Обществом посредством привлечения третьих лиц организована и произведена именно международная перевозка (оказаны услуги транспортной экспедиции).

Возврат заказчику порожних ТС — это тоже услуга по международной перевозке грузов

Налоговая инспекция посчитала, что услуга по возврату транспортных средств — полуприцепов на территорию заказчика не может быть отнесена к услуге международной перевозки товара, поскольку оказывается после завершения перевозки (не является неотъемлемой частью единого перевозочного процесса). В связи с этим услуги по возврату порожних полуприцепов подлежат обложению НДС по ставке не 0, а 18%. Кроме того, налоговики пришли к выводу о неправомерном предъявлении обществом к вычету НДС, относящегося к топливу, использованному при возврате порожних транспортных средств заказчику.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию контролирующего органа. Возврат транспортного средства, на котором осуществлена международная перевозка, в силу ст. 164 НК РФ не относится к международной перевозке, определяемой исключительно движением товара, а не транспортных средств. Порожние транспортные средства не являются товаром, и их возврат не признается реализацией в смысле, придаваемом данному понятию ст. 38 НК РФ, следовательно, услуги по возврату транспортных средств — это самостоятельный вид услуг, отличающийся от услуг по перевозке экспортируемых товаров, и они не подлежат обложению налогом по нулевой ставке (Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2014 и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А21-9765/2013).

Однако арбитры кассационной инстанции признали указанные выводы судов ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с условиями заключенных договоров подача транспортных средств к месту погрузки является элементом комплекса услуг по международной перевозке грузов, а не самостоятельным видом услуг. Возврат предоставленных ранее заказчиками вместе с грузом полуприцепов связан с необходимостью их повторной загрузки. Согласно договорам именно в этом состоит смысл предпринимательской деятельности общества по оказанию носящих непрерывный характер услуг перевозки в виде доставки грузов по назначению и возврата автотранспортных средств в целях последующей их загрузки иным товаром.

В рассматриваемом случае обществу не заказывались услуги по движению автомобилей без груза (холостой пробег). В состав цены оказанных услуг вошли все виды предусмотренных договором расходов на доставку товаров в рамках деятельности, результаты которой реализуются и потребляются в процессе ее осуществления. В цену услуги по перевозке включены как стоимость международной перевозки товаров, так и расходы на подачу (возврат) транспортных средств. Таким образом, налогоплательщик обоснованно применял ставку 0%, ведь услуга по возврату полуприцепа для погрузки имеет адресный характер — осуществляется под конкретный груз и его перевозку по определенному маршруту (Постановление АС СЗО от 28.11.2014 по делу N А21-9765/2013). Точно такие же выводы по аналогичной ситуации представлены в Постановлении АС СЗО от 21.10.2014 по делу N А21-10424/2013 (в этом случае единодушие проявили судьи всех трех инстанций).

Ключевой вывод. Общество при организации международной перевозки грузов оказало заказчикам услуги по возврату транспортных средств — полуприцепов, без которых данная перевозка не могла быть осуществлена и которые подпадают под действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Последствия использования экспедитором 18%-ной ставки вместо нулевой ставки

В первую очередь это может стать проблемой для клиента (заказчика), так как у него не возникает право на возмещение из бюджета суммы НДС, уплаченной экспедитору. Налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками, поэтому счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, то есть содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не отвечают требованиям пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ. В связи с этим такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. Примеров того, что судьи согласны с изложенным подходом, в арбитражной практике более чем достаточно.

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

АС УО

от 13.05.2015 N Ф09-2566/15

от 06.05.2015 N Ф09-2648/15

от 26.01.2015 N Ф09-9607/14

АС ВСО

от 04.06.2015 N Ф02-1262/2015, Ф02-1612/2015

ФАС ЗСО

от 19.02.2014 по делу N А45-25193/2012

АС МО

от 09.02.2015 N Ф05-15266/2014

АС СЗО

от 26.08.2014 N Ф07-6734/2014 по делу N А56-80813/20130, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 16.01.2015 N 307-КГ14-5678

ФАС ВСО

от 07.02.2014 по делу N А19-5756/2013, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 27.05.2014 N ВАС-6285/14

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

от 25.12.2014 N 17АП-6078/2014-АК

Включение экспедитором суммы НДС в стоимость оказываемых услуг и ее уплата в полном объеме в бюджет ситуацию не меняют, поскольку в силу п. 2 ст. 169 НК РФ незаконное применение налоговой ставки (пусть и другим лицом) лишает заказчика права на возмещение НДС (Постановление АС ВВО от 11.03.2015 N Ф01-245/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 08.07.2015 N 301-КГ15-6818).

В описанной ситуации решение возникающей проблемы заказчик вполне может переложить на исполнителя (экспедитора) путем взыскания с него неосновательного обогащения в виде излишне полученных НДС и процентов за пользование чужими денежными средствами. Сумма НДС, рассчитанная экспедитором и уплаченная клиентом по налоговой ставке, не предусмотренной законом, является излишне уплаченной, поэтому подлежит взысканию с первого (Постановление ФАС ВСО от 20.06.2014 по делу N А19-13095/2012). Экспедитор может избежать ответственности, если заказчик обратится в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения по истечении срока исковой давности (исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, — п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). В свою очередь, заказчик должен был узнать об излишней оплате полученных услуг не позднее дня оплаты, в том числе авансовыми платежами, каждого выставленного ему счета-фактуры с указанием в нем необоснованной ставки НДС — 18% (Постановление АС ЦО от 09.10.2014 по делу N А14-14284/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 01.04.2015 N 310-ЭС14-7948).

Ключевой вывод. Выставленный экспедитором заказчику счет-фактура с выделенной в нем суммой НДС, рассчитанной с применением налоговой ставки в размере 18 % вместо 0%, не может выступать в качестве основания для применения заказчиком налогового вычета. Если сумма налога уплачена экспедитору, заказчик может взыскать ее с него как неосновательное обогащение.

В то же время необходимо учитывать, что применение нулевой ставки НДС корреспондирует с обязанностью налогоплательщика представить в налоговый орган в установленный срок надлежащим образом оформленный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Согласно п. 3.1 указанной статьи при реализации услуг, установленных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщики представляют в налоговые органы следующие документы:

— контракт (его копию) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание данных услуг. В случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию РФ с территории такого государства и заключения налогоплательщиком контракта на оказание услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку по перевозимым товарам, понадобится еще один документ. В налоговый орган должна быть также представлена копия контракта, заключенного обозначенным лицом с лицом, совершающим внешнеэкономическую сделку по перевозимым товарам;

— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).

Представленный список документов явно указывает на то, что у экспедитора, скорее всего, отсутствует возможность самостоятельно собрать необходимые для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС документы. Пятый арбитражный апелляционный суд на этом основании посчитал: если с третьим лицом, участвующим в процессе перевозки, заключен договор, из которого следует, что он является участником международной перевозки с передачей соответствующих документов, подтверждающих данный факт, такое лицо может применять нулевую ставку. Судьи подчеркнули, что, делая названный вывод, они исходят не из возможности выбора (произвольного применения) налоговой ставки, а из установленной налоговым законодательством обязанности подтвердить налоговую ставку 0% соответствующим пакетом документов (Постановление от 05.08.2015 по делу N А51-1939/2015).

А вот судьи АС МО указали: основания для возникновения, порядок и сроки уплаты налога, а также подлежащая применению ставка налогообложения устанавливаются не в порядке определения условий гражданско-правовой сделки, а из императивных норм Налогового кодекса. Применение в правоотношениях сторон той или иной предусмотренной Налоговым кодексом ставки НДС связано с представлением истцом (заказчиком) ответчику (экспедитору), а последним — в налоговый орган обосновывающих применение ставки 0% документов. При наличии комплекта документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, стороной контракта применяется именно такая ставка налога в силу императивной нормы НК РФ, а не по условиям договора (в рассматриваемой ситуации в договоре содержалось условие о цене товара, включающей ставку НДС 18%). В случае же отсутствия документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой налоговой ставки, ответчиком применяется ставка 18%.

Поскольку доказательства представления заказчиком экспедитору комплекта документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, материалы дела не содержат, арбитры не удовлетворили иск заказчика о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в виде суммы НДС и процентов за пользование чужими денежными средствами (Постановление от 03.12.2014 N Ф05-11937/2014 по делу N А40-41840/13, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 25.03.2015 N 305-ЭС15-1339).

* * *

В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при оказании услуг по международной перевозке грузов и транспортно-экспедиционных услуг в рамках организации такой перевозки обложение НДС производится с применением нулевой ставки (причем, как пояснил Пленум ВАС, всеми задействованными в процессе участниками). В связи с этим нулевую ставку НДС применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг. При этом действие указанного подпункта распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает в роли организатора международной перевозки сам экспедитор, заказчик транспортно-экспедиционных услуг либо иное лицо. Финансисты постоянно обращают внимание налогоплательщиков на необходимость использования приведенных разъяснений высшего арбитра при применении норм пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (см. Письма от 15.07.2015 N 03-07-08/40497, от 29.06.2015 N 03-07-08/37366, от 23.06.2015 N 03-07-08/36143, от 03.06.2015 N N 03-07-08/31993, 03-07-08/32160, от 19.12.2014 N 03-07-08/65899).

Понятно, что не дремлют и арбитры. Поэтому в судебной практике появились их выводы о том, что экспедитору необязательно быть организатором международной перевозки, а привлечение к исполнению обстоятельств по экспортным контрактам третьих лиц не может стать препятствием для применения ставки НДС в размере 0%. Главное, чтобы оказание услуги было связано с международной перевозкой.

Следует также учитывать: применение экспедитором вместо нулевой ставки НДС 18%-ной ставки и выставление заказчику счета-фактуры с ненадлежащей ставкой налога означают, что у последнего не возникнет право на применение вычета. В данной ситуации заказчик может взыскать с экспедитора уплаченную ему сумму НДС как неосновательное обогащение, а также потребовать от него уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. Препятствием для такого разрешения ситуации может стать отсутствие у экспедитора возможности собрать необходимый пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки.

НДС при оказании транспортных услуг покупателю

Живаева Т. Л. , заместитель директора – руководитель консалтинговой практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в торговле» № 10, октябрь 2012 г

Как правило, если клиент торговой фирмы находится в другом регионе, услуги транспортной компании она оплачивает сама, а покупатель компенсирует эти расходы. По мнению чиновников, в таком случае «входной» НДС, выставленный перевозчиком в адрес торговой фирмы, покупатель не вправе принять к вычету. Проанализируем ситуацию.

Определяем вид договора

Договор поставки с покупателем может предусматривать, что товар доставляет торговая фирма с последующей обязанностью покупателя компенсировать ей понесенные расходы на транспортировку товара до склада покупателя. При этом цена товара формируется без учета затрат на его доставку покупателю. В таком случае торговая фирма сама заключает договор с транспортной или транспортно-экспедиционной компанией, оформляет документы и оплачивает услуги по доставке.
Вопрос о том, как исчислять НДС и какие документы оформлять торговой фирме при перевыставлении покупателю своих расходов к компенсации, стоит на повестке дня давно и в разные годы решался по-разному.
Минфин России в письме от 15 авгус­та 2012 г. № 03-07-11/299 изложил свою позицию по данному вопросу с точки зрения Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 (далее – Правила). По мнению чиновников главного финансового ведомства, если, согласно условиям договора поставки, продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель – возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то это является элементом агентского договора. Соответственно торговая фирма выступает в качестве агента, а ее покупатель – принципала.
Как нам представляется, с такой позицией следует согласиться, потому что договор поставки с рассматриваемыми условиями об организации перевозки товара торговой фирмой является смешанным договором.

Нужен ли счет-фактура?

Согласно подпункту «в» пункта 1 Правил при составлении счета-фактуры агентом, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не агента. Кроме того, этому счету-фактуре агент присваивает свой порядковый номер счетов-фактур, но сохраняет дату составления фактическим продавцом счета-фактуры, выставленного агенту, оплатившему услуги по транспортировке.
Такой счет-фактуру агент (торговая фирма) выставляет принципалу (покупателю), который и принимает налоговый вычет по НДС с услуг по транспортировке приобретенного товара.
В связи с особенностями оформления счета-фактуры по агентской схеме следует обратить внимание, что торговая фирма не имеет возможности включить стоимость транспортных услуг в один счет-фактуру со стоимостью проданного товара. Ведь торговая фирма не является исполнителем, оказавшим услуги по перевозке товара покупателю, и не исчисляет НДС с таких услуг. Компания не имеет также права на налоговый вычет НДС по счету-фактуре транспортной компании.
В рамках агентского договора торговая фирма обязана представлять покупателю отчеты агента в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, и необходимые доказательства произведенных расходов. К ним относятся копии всех первичных документов на оплату транспортных расходов, договор с экспедитором и т. д.
Кроме того, поставщик должен будет отдельно представить акт на сумму своего вознаграждения за организацию доставки товара.

Если покупатель возмещает расходы

Важно отметить, что торговая фирма, выступая агентом по приобретению транспортных услуг для покупателя товара, в силу требований Гражданского кодекса РФ должна получить вознаграждение за свои услуги по организации перевозки. Иначе и торговая фирма, и ее покупатель оказываются в зоне налоговых рисков. Торговая фирма, бесплатно оказывая услуги, должна исчислить НДС с рыночной стоимос­ти агентского вознаграждения и не имеет права учесть в расходах при исчислении налога на прибыль свои затраты, связанные с организацией перевозки (например, зарплату работника-логиста, командировочные расходы, почтовые расходы и т. п.). Покупатель, не неся расходов на оплату услуг агента, получает экономическую выгоду, которую в размере рыночной стоимости агентского вознаграждения должен включить во внереализационные доходы.

Сумма агентского вознаграждения

Решением данной проблемы может явиться выделение в договоре поставки размера агентского вознаграждения торговой фирмы за оказание услуг по организации перевозки товаров до покупателя. При этом вознаграждение может быть выделено явно (в конкретной сумме или в процентах от понесенных транспортных расходов) или неявно (включено в стоимость товаров). В первом случае агентское вознаграждение отражается торговой фирмой отдельной строкой в счете-фактуре на товар или в отдельном счете-фактуре, выписываемом в адрес покупателя. Во втором случае в договоре поставки делается оговорка, что цена товара установлена сторонами с учетом вознаграждения торговой фирмы за организацию доставки товара до покупателя, и агентское вознаграждение отдельно в счете-фактуре в адрес покупателя не выделяется.

Пример

Торговая фирма и ее клиент находятся в разных регионах, поэтому товар доставляется покупателю контейнером РЖД. Договор купли-продажи с покупателем пре­дусматривает, что услуги по доставке, понесенные торговой фирмой и оплаченные РЖД, возмещаются покупателем. Стоимость товаров составила 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.), стоимость услуг РЖД – 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).
При этом в договоре купли-продажи указано, что за услуги по организации перевозки товара торговая фирма получает вознаграждение в размере 3 процентов от стоимости перевозки. В такой ситуации торговая фирма выставляет в адрес покупателя счет-фактуру на товары на сумму 236 000 руб. и отдельный счет-фактуру на компенсацию расходов на перевозку товара. В учете будет отражено:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 60
– 11 800 руб. – отражены расходы на транспортировку товара с учетом НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 11 800 руб. – произведена оплата сторонней транспортной организации;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 76
– 11 800 руб. – перевыставлены расходы на транспортировку покупателю с учетом НДС;
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 354 руб. (11 800 руб. x 3%) – оказаны агентские услуги покупателю;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
– 54 руб. (354 руб. : 118 x 18) – начислен НДС по оказанию агентских услуг;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 11 800 руб. – получено возмещение по транспортным расходам;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 354 руб. – получена оплата за услуги.
Сумма посреднического вознаграждения включается в состав ­выручки организации.

Отношения по возмещению затрат между продавцом и покупателем

Чтобы ответить на возникшие вопросы, нужно правильно квалифицировать отношения по компенсации транспортных расходов.

А они соответствуют отношениям по агентскому договору, где принципалом выступает покупатель, который поручает агенту (продавцу товара) заключить договоры с поставщиками транспортных услуг (перевозчиками) за счет покупателя. Так, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципалап. 1 ст. 1005 ГК РФ. При этом принципал также обязан возместить расходы, понесенные агентом в связи с исполнением поручениястатьи 1001, 1011 ГК РФ. Как известно, по агентскому договору агент определяет налоговую базу по НДС только с суммы своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. То есть если квалифицировать правоотношения таким образом, то полученные суммы компенсации транспортных расходов не облагаются НДС у продавца.

Кроме того, такая квалификация правоотношений влечет и особый порядок перевыставления счетов-фактур, который установлен для посреднических договоровПостановление Правительства от 26.12.2011 № 1137.

Суть перевыставления счетов-фактур при приобретении услуг через агента (заключившего договоры с перевозчиками от своего имени) в следующем. Продавец получает счет-фактуру от перевозчика и регистрирует его в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге покупок счет-фактуру не регистрирует и НДС к вычету не принимает). Затем он перевыставляет счет-фактуру на транспортные услуги покупателю. В счете-фактуре в качестве продавца услуг он указывает перевозчика, а в качестве покупателя услуг — покупателя товара. Этот счет-фактуру продавец регистрирует в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге продаж счет-фактуру не регистрирует и НДС не начисляет). Кроме того, сведения о посреднических операциях, указанные в журнале полученных и выставленных счетов-фактур, продавец должен включить в декларацию по НДСп. 5.1 ст. 174 НК РФ. Сам журнал в инспекцию сдавать не нужно.

Покупатель товара полученный счет-фактуру регистрирует в книге покупок и НДС принимает к вычету.

Налоговые последствия компенсации затрат

Посмотрим, какие последствия по НДС могут ждать компании в зависимости от формулировки условий договора купли-продажи о возмещении транспортных расходов.

Агентская схема

Допустим, в договоре купли-продажи относительно возмещения транспортных расходов четко прописано условие агентского договорап. 3 ст. 421 ГК РФ, по которому продавец товара за вознаграждение обязуется организовать доставку товара путем заключения договоров с перевозчиками от своего имени и за счет покупателя товара. О порядке исчисления НДС и перевыставления счетов-фактур для этой ситуации мы рассказали выше. При этом Минфин не против такого оформления отношений и считает, что покупатель имеет право на вычет НДС по транспортным услугамПисьмо Минфина от 21.03.2013 № 03-07-09/8906. То есть это беспроблемная ситуация.

Возмещение затрат

Если же в договоре просто сказано о возмещении покупателем транспортных расходов продавца, тогда налоговики, скорее всего, потребуют, чтобы суммы компенсации продавец включил в налоговую базу по НДСподп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Ведь Минфин считает, что суммы компенсации транспортных расходов связаны с оплатой товараПисьмо Минфина от 22.10.2013 № 03-07-09/44156. В то же время продавец может принять к вычету предъявленный перевозчиком НДС.

Причем, как указывает финансовое ведомство, в этом случае продавец составляет счет-фактуру в одном экземпляре, а это означает, что покупатель не вправе принять к вычету НДС по транспортным расходамПисьмо Минфина от 06.02.2013 № 03-07-11/2568.

Судебная практика в целом на стороне налогоплательщиков. Суды подтверждают, что суммы компенсации транспортных расходов не подпадают под понятие средств, связанных с оплатой товаров, так как продавец услуги не оказываетПостановления ФАС ПО от 12.08.2013 № А65-32027/2012; ФАС СЗО от 26.05.2010 № А66-7801/2009; ФАС УО от 14.07.2009 № Ф09-4806/09-С3 (Определением ВАС от 08.09.2009 № ВАС-11613/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Есть решение суда также в пользу налогоплательщика (продавца товара), которое интересно тем, что продавец, придерживаясь позиции Минфина, начислил НДС с суммы возмещаемых транспортных затрат и принял к вычету предъявленный перевозчиком НДСПостановление 15 ААС от 06.04.2015 № 15АП-4077/2015. Но налоговики посчитали, что продавец не является лицом, которое фактически оказывало транспортные услуги, поэтому полученную сумму возмещения стоимости доставки нельзя включать в налоговую базу по НДС, а значит, вычет входного НДС с доставки заявлен неправомерно. Суд, поддержав продавца, согласился с позицией МинфинаПисьмо Минфина от 22.10.2013 № 03-07-09/44156.

***

Есть еще один способ избежать споров с налоговиками. Для этого в договор купли-продажи вы можете добавить условия о том, что доставка товара — обязанность продавца и сумма транспортных расходов включена в цену товаров.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «НДС — начисление / вычет / возмещение»:

2019 г.

  1. Договор в у. е. и доплата 2% НДС, № 4
  2. КСФ при неоднократных изменениях, № 17
  3. Изменения в порядке вычета входного НДС, № 14
  4. НДС с обеспечительного платежа, № 13
  5. НДС: сомнения, вопросы, пояснения, № 12 Тест: смена ставки НДС с 18% на 20%, № 12

2018 г.

  1. Безопасная доля вычетов по НДС, № 6
  2. Сложные налоговые разрывы по НДС, № 24
  3. Разъяснения ФНС о переходе на 20%-й НДС, № 22
  4. Новости от Минфина про вычет НДС, № 20
  5. Готовимся к новой ставке НДС, № 19 НДС по сделкам, переходящим на 2019 год, № 19
  6. Решаем задачки по НДС-вычетам, № 14
  7. НДС-декларация: после сдачи, № 10

2017 г.

  1. По следам НДС-декларации, № 8
  2. Обновленная декларация по НДС, № 6
  3. Характерные НДС-ошибки, № 24
  4. НДС-регистры бывшего упрощенца, № 23
  5. НДС: вычеты, авансы, возвраты, № 21
  6. Готовимся к сдаче НДС-декларации, № 20
  7. Как подавать пояснения к НДС-декларации, № 19
  8. Новые правила для НДС-документации, № 18
  9. Июльские НДС-новшества, № 13
  10. Спорные вопросы по НДС, № 11 Исправляем НДС-ошибки, № 11

Транспортные услуги

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Услуги, предлагаемые транспортными компаниями, могут быть разнообразны. Зависят от условий доставки грузов, пожеланий клиентов и прочих факторов. В качестве услуг могут быть предоставлены:

  1. Участие в переговорах. Владельцы транспортных компаний могут наряду с заказчиками разрабатывать сроки и маршруты для доставки грузов.
  2. Оформление документации. Сюда относят товаросопроводительные документы, комплектацию пакетов, оформление необходимых в процессе работы актов, подтверждающих излишки, недостачу или порчу товара, предъявление документации для вывоза и погрузки.
  3. Завоз-вывоз товара от складов и мест хранения до территории грузополучателя.
  4. Работы погрузки-разгрузки, складские услуги. Погрузка и выгрузка товаров с мест хранения, сортировка, комплектование, расфасовка, упаковка в контейнеры и прочую тару, проверка наличия мест, комплектации, обшивка, маркировка, ремонт тары и всевозможных упаковок.
  5. Информационные услуги ― передача уведомлений об отправке, отслеживание за перемещением, сведения о пересечении границ и доставке в порты.
  6. Подготовка дополнительного оборудования, необходимого для транспортировки. Проверка оборудования к дальнейшей работе, уборка после разгрузочных работ, заготовка и обеспечение пломбировочными устройствами.
  7. Услуги по страхованию перевозимого товара (оформление договоров, получение страховых выплат, оплата требуемых страховых взносов).
  8. Финансовые услуги, заключающиеся в оплате возникающих в процессе доставки грузов расходов.
  9. Таможенное оформление процедур при необходимости пересечения границ. Контроль за оформлением таможенных деклараций и прочих сопутствующих документов, перечисление таможенных пошлин.
  10. Прочие услуги, возникающие в зависимости от специфики товара и условий перемещения.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Посредническая деятельность экспедитора

При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:

  1. Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
  2. В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.

НДС на транспортные услуги: при посреднической деятельности

При ведении посреднической деятельности экспедиторам требуется вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются как плательщики НДС. Налоговая база в таких случаях определяется как сумма дохода от полученного вознаграждения. Экспедиторские транспортные услуги при перевозке грузов по территории страны облагаются по стандартной ставке 18%.

Если экспедиторы плательщиками налога не признаны или имеют освобождение от его начисления, также ведут Журнал полученных и выставленных документов, в котором фиксируются доходы от деятельности.

Про налоговый учет по НДС подробнее читайте в статье: https://online-buhuchet.ru/nalogovyj-uchet-po-nds

При составлении счетов-фактур посреднические организации указывают затраты на оплату услуг 3-м лицам. В книге продаж данные документы не регистрируются, так как обязанности по исчислению налога со стоимости полученных экспедитором услуг не возникает.

Пример. Транспортная компания ООО «Чайка»по условиям заключенного договора на экспедиторские услуги получила следующие суммы от клиента: 2500 рублей на оформление документов вывоза со склада хранения. В качестве вознаграждения за перевозку товара предусмотрена сумма 38 000 рублей.

ООО «Чайка» выставила счет-фактуру за свои услуги клиенту в размере 38 000 рублей, в том числе НДС 18% ― 5796,61 рубль. Переданные средства в размере 2500 рублей за оформление документов в процессе доставки в качестве вознаграждения за проделанную работу не рассматриваются, выручкой транспортной компании не являются.

НДС на транспортные услуги: при международных перевозках

При некоторых обстоятельствах перевозка грузов облагается НДС по ставке 0%. Происходит это при оказании транспортных услуг международного характера.

Под международной перевозкой подразумеваются отправления грузов речным, морским, железнодорожным транспортом, авиаперевозки и автомобильные маршруты. При этом пункты отправления или доставки располагаются за пределами территории страны.

Ставка НДС 0% затрагивает следующие услуги, сопровождающие транспортировку грузов:

  • оформление документов;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги по страхованию, оформлению в таможенных органах;
  • прочие услуги.

Ниже в таблице отражены ставки НДС на транспортные услуги при перевозке по территории РФ и международных перевозках.

Характер услуг Ставка НДС Виды услуг
Перевозка по РФ 18% или освобождение от обязанностей плательщика НДС Доставка грузов, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, финансовые услуги, сопровождение
Международные перевозки с пересечением границ 0% Доставка товара, погрузка, таможенное оформление, оплата пошлин.