Транспортные средства для личного пользования

Курсовая работа

по дисциплине: Таможенное право

на тему: Правовое регулирование перемещения товаров через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования

Санкт-Петербург 2010

Введение

Федеральная таможенная служба уделяет постоянное внимание вопросам организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами. Таможенные формальности различны для лиц, которые перемещают товары для личного пользования, и для лиц, которые перемещают товары в коммерческих целях. В первом случае государство заинтересовано в максимальном упрощении процедур при установлении форм контроля, достаточных для обеспечения требований безопасности. Второй случай рассматривается как частный случай осуществления внешней торговли и, безусловно, требует исполнения налоговых обязательств перед бюджетом и соблюдения установленных торговых ограничений.

В современных условиях, когда бурно развивается международный туризм, особую актуальность приобретают международные образовательные программы, увеличивается количество деловых поездок за пределы Российской Федерации, физические лица перемещают товары, как правило, только для личного пользования. Для лиц, осуществляющих ввоз и вывоз товаров для личных, семейных, домашних, и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, установлен упрощенный порядок таможенного оформления.

Объектом данной работы являются правоотношения, складывающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу РФ физическими лицами.

Предметом нашего исследования является процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Итак, мы можем сформулировать цель работы в следующем виде: дать анализ особенностям перемещения товаров через таможенную границу РФ. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:

1. разобраться в основных принципах перемещения товаров;

2. изучить порядок перемещения товаров через таможенную границу;

3. дать анализ деятельности таможенных органов в области перемещения товаров физическими лицами;

1. Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования

Порядок перемещения товаров, предусмотренный главой 23 ТК РФ, применяется только в отношении физических лиц и только в отношении перемещаемых ими товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее – для личного пользования). Одной из составляющих, имеющих существенное значение для применения порядка перемещения товаров, предусмотренного главой 23 ТК Российской Федерации, является процедура определения предназначения товаров. В соответствии с пунктом 2 ст. 281 ТК РФ предназначение товаров (для личного пользования или коммерческих целей) определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, а также из таких критериев как:

– характера товаров

– количества товаров

– частоты перемещения товаров через таможенную границу .

Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления1.

2. Ввоз и вывоз товаров для личного пользования

Ввоз и вывоз товаров для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств регулируется статьей 282 ТК РФ, в соответствии с которой:

– полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, за исключением транспортных средств), не превышает 65 тысяч рублей. В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или единые ставки таможенных пошлин, налогов применяются в количественных пределах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Правительство Российской Федерации вправе:

— устанавливать количественные или стоимостные ограничения на ввоз физическими лицами товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов или с применением единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров, товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

— определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется либо предоставляется в уменьшенных пределах в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, не достигшими определенного возраста, а также физическими лицами, которые часто пересекают таможенную границу.

— определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или единые ставки таможенных пошлин, налогов применяются в размерах, превышающих упомянутые выше стоимостные и количественные пределы, в отношении товаров, ввозимых физическими лицами при переселении их на постоянное место жительства, товаров, ввозимых беженцами и вынужденными переселенцами, а также в отношении наследуемого имущества2.

В соответствии с положениями статьи 282 ТК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 № 718:

1. без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить:

– в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышает 35 килограммов;

– культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей;

Также без уплаты таможенных пошлин, налогов могут ввозить бывшие в употреблении товары (за исключением автомобилей) физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства. При этом такие товары должны быть приобретены упомянутыми физическими лицами до въезда на территорию Российской Федерации;

Физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 тыс. рублей.

2. единая ставка применяется:

– в случае ввоза физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товаров (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей и/или общий вес которых превышает 35 килограммов, но не более 650 тыс. рублей и не более 200 килограммов, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

В случае ввоза постоянно проживающими в Российской Федерации физическими лицами, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах составляет более 6 месяцев, товаров (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей, но не более 650 тыс. рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров.

– в отношении транспортных средств (за исключением автомобилей, единые ставки на которые установлены Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных транспортных средств;

– в случае получения физическим лицом в течение одной недели пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, стоимость которых превышает 10 тыс. рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров.

3. совокупным таможенным платежом облагаются товары в случае:

– если общая стоимость ввозимых товаров превышает 650 тыс. рублей и/или их общий вес превышает 200 килограммов – в части такого превышения;

– если алкогольные напитки ввозятся в пределах 5-кратного превышения ограничений согласно приложению – в части такого превышения;

– если физическое лицо более одного раза в неделю пересекает таможенную границу Российской Федерации;

– если товары (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации3.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при декларировании товаров в письменной форме (т.е. одновременно с подачей таможенной декларации) на основании таможенного приходного ордера, форма которого определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Один экземпляр таможенного приходного ордера вручается лицу, уплатившему таможенные платежи.

Уплата платежей по таможенному приходному ордеру может производиться по безналичному расчету либо наличными в кассу таможенного органа, а при отсутствии кассы – в месте производства таможенного оформления непосредственно инспектору – исполнителю или же через учреждения банков в кассу предприятия связи.

При декларировании физическими лицами товаров, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, должна быть заявлена их таможенная стоимость, поскольку таможенная стоимость наряду с количеством перемещаемых товаров является налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов.

Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость. При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену.

Условием пользования и распоряжения ввезенными транспортными средствами для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС без ограничений, является их выпуск в свободное обращение.

При ввозе такие транспортные средства подлежат таможенному декларированию.

Совместно с пассажирской таможенной декларацией физическим лицом представляются документы, подтверждающие заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:

1) удостоверяющие личность (паспорт);

2) содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования (свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства, прицепа или документ, его заменяющий, при отсутствии их оригиналов – дубликаты либо копии таких документов, содержащие сведения о данном транспортном средстве, прицепе, выданные компетентным органом в стране последней регистрации транспортного средства, прицепа);

3) подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования (договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа, товарный чек, квитанция об оплате);

4) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования (счет-справка, договор купли-продажи, договор дарения и другие документы, удостоверяющие совершение сделки, предусматривающей переход права собственности на транспортное средство; решение компетентного органа о признании права собственности на транспортное средство; свидетельство о праве на наследство).

Условием выпуска транспортного средства для личного пользования в свободное обращение является уплата таможенных пошлин, налогов. Кроме этого, в соответствии со ст. 101 Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» взимается таможенный сбор за совершение таможенных операций. Размер ставки такого сбора установлен Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах». В отношении транспортных средств для личного пользования он составляет 120 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 266 таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» от 20.12.2017 № 107 (далее – решение № 107) определены категории транспортных средств, ввозимых физлицами, в отношении которых величина подлежащих уплате таможенных платежей не зависит от их стоимости.

Для легковых автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет, а также для легковых автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов определяется исключительно исходя из рабочего объема двигателя.

В то же время в отношении таких категорий транспортных средств, как грузовые автомобили, мотоциклы, квадроциклы, водные суда, таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате, уплачиваются в виде совокупного таможенного платежа, то есть зависят от стоимости ввозимого товара.

Для такой категории товаров, как легковые автомобили, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, при определении величины подлежащих уплате таможенных платежей также имеет значение стоимость таких товаров, несмотря на то что таможенные пошлины, налоги взимаются по единым ставкам. К примеру, для автомобилей, стоимость которых не превышает 8500 евро в эквиваленте, таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате, уплачиваются по единой ставке 54 % от стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя; для автомобилей, стоимость которых превышает 8500 евро, но не более 16 700 евро в эквиваленте, – по единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 см3рабочего объема двигателя, и так далее.

Пунктом 16 ст. 266 ТК ЕАЭС установлено, что сумма подлежащих уплате и (или) взысканию таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, определяется путем сложения исчисленных сумм таможенных пошлин и налогов. Для транспортных средств это ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, базой для исчисления таможенные пошлины в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок является стоимость товаров для личного пользования и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. База для исчисления налогов, входящих в состав совокупного таможенного платежа, определяется в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС (п. 12 ст. 266 ТК ЕАЭС).

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин по общему правилу применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом и различающиеся в зависимости от кода товара единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»).

В соответствии с п. 4 ст. 53 ТК ЕАЭС для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства – члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате. Ставка налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию нашей страны, установлена п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Республики Беларусь в размере 20 % от налоговой базы, которая определяется как сумма таможенной стоимости товара (стоимости товара для личного пользования) и подлежащей уплате суммы ввозной таможенной пошлины.

Сведения о стоимости

В соответствии с п. 1 ст. 267 ТК ЕАЭС стоимость товаров для личного пользования в пассажирской таможенной декларации заявляется на основании стоимости, указанной в чеках, счетах или в иных документах о приобретении таких товаров. Для подтверждения стоимости товаров для личного пользования физическим лицом представляются оригиналы документов, на основании которых заявлена стоимость товаров для личного пользования, а в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком, – оригиналы документов либо их копии.

При этом в стоимость автомобилей как товаров для личного пользования не включаются расходы по их перевозке и страхованию.

В ряде случаев таможенные органы самостоятельно определяют стоимость товаров для личного пользования. Такие случаи определены п. 3 ст. 267 ТК ЕАЭС. Прежде всего, это происходит при отсутствии у физического лица необходимых документов, содержащих сведения о стоимости товаров, либо невозможности идентифицировать товары для личного пользования, сведения о которых содержатся в документах, представленных физическим лицом.

Например, таможенный орган самостоятельно определяет стоимость ввозимого транспортного средства, если в документах, предоставляемых в подтверждение стоимости автомобиля, не указан его VIN-номер, при наличии обоснованных причин полагать, что представленные физическим лицом в подтверждение стоимости товаров документы содержат недостоверные сведения либо заявленная стоимость не соответствует стоимости аналогичных товаров в стране приобретения, по которой такие товары продаются или предлагаются для продажи при обычных условиях торговли.

В качестве информации о стоимости товаров для личного пользования таможенный орган может использовать, в том числе сведения, указанные в каталогах и на сайтах иностранных организаций, с учетом сведений, представленных физическим лицом.

В соответствии с п. 2 ст. 267 ТК ЕАЭС физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования. Документы и сведения могут быть представлены как до выпуска товаров, так и после их выпуска.

Дополнительно физическим лицом могут быть представлены прайс-листы, каталоги, рекламные проспекты и буклеты иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров. Для определения стоимости транспортных средств, ввозимых из Европы, используется в частности информация сайта www.mobile.de, ввозимых из США и Канады – www.nadaguides.com, www.kbb.com.

Место подачи декларации

Местом таможенного декларирования, т.е. подачи декларации, может быть любой таможенный орган на российской таможенной территории, имеющий правомочия на такие действия. В то же время федеральный таможенный орган вправе устанавливать конкретные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров и транспортных средств. Это имеет место только в случае необходимости обеспечения эффективности таможенного контроля за соблюдением российского таможенного законодательства. При таких обстоятельствах нормативные правовые акты, определяющие специальные места таможенного декларирования, вступают в силу не ранее 90 дней со дня их официального опубликования.

Определение таких мест таможенного декларирования касается, в частности, культурных ценностей, военно-технической продукции, вооружения и боеприпасов, радиоактивных и делящихся материалов, продукции, относящейся к объектам интеллектуальной собственности (согласно перечню, установленному Правительством РФ). Все они требуют особого контроля и применения в процессе производства таможенного оформления специального оборудования и (или) профессиональных знаний специалистов.

Назначение специальных мест декларирования

Специальные места декларирования товаров установлены в связи с использованием разнообразных видов транспорта в системе международных перевозок, включая трубопроводный и линии электропередачи для перемещения отдельных категорий продукции – природного газа, нефтепродуктов, электроэнергии. Строго определенные места декларирования назначаются в случаях массовых нарушений таможенного законодательства РФ при ввозе на российскую таможенную территорию определенных категорий товаров, а также введения запретов и (или) ограничений на ввоз в Россию отдельных из них.

Например, в начале 2008 г. было выделено 138 таможенных постов, оснащенных специальным оборудованием для контроля при декларировании вывозимой из России необработанной древесины.

Кроме того, в целях упорядочения таможенного оформления нефтепродуктов, вывозимых за пределы таможенной территории России, их декларирование производится только структурными подразделениями таможен, в регионе деятельности которых расположены нефте- и газоперерабатывающие заводы. В то же время декларирование нефтепродуктов, вывозимых из России трубопроводным транспортом, осуществляет Центральная энергетическая таможня. Нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории РФ другими видами транспортных средств (железнодорожным или морским транспортом), в том числе компаниями – участниками ВЭД, находящимися в Москве и Московской области, подлежат таможенному декларированию по согласованию с Центральной энергетической таможней.

Местом таможенного декларирования таких видов транспорта, как морские, речные и воздушные суда, являются порты их прибытия на российскую таможенную территорию или порты отправления их за пределы таможенной границы РФ.

Порожний и пассажирский транспорт, следующий через российскую таможенную границу, декларируется непосредственно в приграничных пунктах пропуска через границу в момент ее пересечения в упрощенном порядке, но в пределах установленного периода времени.

Несмотря на наличие указанных отступлений от общей нормы установленного места проведения таможенного декларирования, положения Таможенного кодекса РФ допускают возможность подачи таможенной декларации иному таможенному органу, помимо перечисленных случаев. В данной ситуации таможенный орган, принявший декларацию, обязан в тот же день переслать ее по месту назначения, т.е. в ту таможню, которая правомочна заниматься производством таможенного декларирования особо выделенных видов перемещаемых товаров и транспорта. При этом срок принятия таможенной декларации продлевается исходя из длительности периода, необходимого для ее пересылки из одной таможни в другую, но не более чем на два рабочих дня.

Однако практика свидетельствует, что значительная часть товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, декларируется в таможенных органах, которые приближены к месту расположения отправителей или получателей внешнеторговых грузов. В тех случаях, когда производственные структуры – участники ВЭД, а также их филиалы, совместное производство, арендованные площади и т.д., находятся в других территориальных районах, чем сам непосредственный отправитель (или получатель) товаров и их перевозчик, проведение декларирования допускается непосредственно в пунктах пропуска на таможенной границе РФ.

Так происходит при невозможности своевременного оформления товаров из-за перегруженности таможен и их структурных подразделений, а также значительного их удаления от мест расположения отправителя, получателя или непосредственно участников ВЭД – производителей экспортной продукции. Это может иметь место и при отгрузке насыпных, наливных грузов, а также грузов, перевозимых авалем, в морские порты России по внутренним транспортным документам для формирования товарных партий.

В целях обеспечения экономической безопасности и недопущения массовых нарушений таможенного законодательства, а также контрабанды, ряд перемещаемых через российскую таможенную границу товаров требует проведения таможенного декларирования в пограничных таможнях. В частности, это касается подакцизных товаров, таких как табачные изделия и спиртосодержащая продукция.

Таможенное декларирование, по просьбе заинтересованного лица и за его счет, с разрешения таможенного органа может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа. Одновременно с этим ФТС России периодически пересматривает полномочия таможенных органов по проведению таможенного декларирования.

Пример

Так, согласно приказу ФТС России с начала 2008 г. были ограничены полномочия таможенных органов, расположенных в пограничных пунктах пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта, по приему таможенных деклараций в отношении ввозимых (и вывозимых) коммерческих партий товаров. Теперь эти таможенные органы могут лишь принимать декларации на товары, перемещаемые в таможенном режиме международного таможенного транзита, заниматься таможенным оформлением ручной клади и багажа (сопровождаемого и несопровождаемого) физических лиц, поскольку оно требует обязательного заполнения таможенной декларации.

Принятые изменения не коснулись при этом полномочий таможенных органов по таможенному декларированию, расположенных в местах прибытия товаров внутри таможенной территории РФ.