Трансформатор движимое или недвижимое имущество?

Об отнесении к объектам недвижимости энергетических кабельных линий напряжением 10 кВ и более и об особенностях их кадастрового учета.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2009 г. N Д23-3650
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу, являются ли энергетические кабельные линии напряжением 10 кВ и более объектами недвижимости, и в пределах своей компетенции сообщает.
На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации энергетические кабельные линии являются линейно-кабельными сооружениями (далее — линейные объекты). Сооружения в свою очередь относятся к объектам недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), объектам капитального строительства (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ) осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе сооружений.
Таким образом, линейные объекты относятся к объектам недвижимости. Кроме того, ч. 10 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующий проект приказа разрабатывается Минэкономразвития России.
В настоящее время определение количественных и качественных характеристик объекта капитального строительства, а также отнесение указанного в обращении объекта к объектам недвижимого имущества осуществляются организациями технической инвентаризации при проведении технической инвентаризации в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921.
В случае если по результатам технической инвентаризации объект признается объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации изготавливает технический паспорт на данный объект капитального строительства.
Если же по результатам технической инвентаризации объект не признается объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации выдает мотивированный отказ в проведении технической инвентаризации и технического учета объекта.
Вместе с тем Департамент недвижимости считает необходимым совершенствовать градостроительное и гражданское законодательство в части закрепления за большинством линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и т.п.) статуса неопасных объектов, движимых вещей, принадлежности к недвижимым вещам, на строительство которых не требуется разрешение на строительство и кадастровый учет которых не осуществляется.

Заместитель директора
Департамента недвижимост
и М.В.БОЧАРОВ

В споре об обоснованности применения организацией льготы по налогу на имущество и привлечения ее к ответственности, суд принял сторону Межрайонной ИФНС России № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Об этом сообщает пресс-служба регионального Управления.
Налоговая инспекция в ходе проверки декларации установила, что юридическое лицо, по мнению инспекции, неправомерно заявило льготу по трансформаторам в составе трансформаторной подстанции, отнеся их к движимому имуществу.
Организация, посчитав решение налоговой инспекции необоснованным, обратилась в суд.
По мнению налогоплательщика, трансформаторы и здание в совокупности образуют трансформаторную подстанцию, однако сами трансформаторы представляют собой электрическое оборудование, которое может быть перемещено без значительного ущерба для своего назначения. А значит, такое имущество не подлежит налогообложению в соответствии с п. 25 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд поддержал позицию налогового органа, указав, что подстанция является сложным неделимым объектом и неотъемлемой частью линий электропередачи. При вынесении решения суд также учел результаты технической экспертизы.

Какой либо ссылки на решение суда пресс-служба УФНС не приводит.

📌 Реклама

Учредитель (бюджетное учреждение) передал в 2013 году детскому саду (учреждение) недвижимое имущество — здание плюс веранды. На здание есть регистрационные документы, а на веранды регистрационных документов нет. Веранды фундаментальные, учитываются не в составе здания, а в качестве отдельных инвентарных объектов. Такой учет осуществляется бюджетным учреждением с 2013 года. Имущество (здание и веранды) передавались бюджетному учреждению с баланса другого учреждения (не учредителя). Госрегистрация веранд в качестве недвижимого имущества не проведена. При этом веранды учитываются на счете 101 10 как объекты недвижимого имущества, несмотря на отсутствие технических паспортов и документов, подтверждающих их государственную регистрацию. Соответственно, балансовая стоимость веранд отражается в учете бюджетного учреждения на счете 210 06 и в учете учредителя на счете 204 33. Здание и веранды учтены по коду финансового обеспечения 4.
Как исправить ситуацию в учете учреждения и учредителя (в части счета 204 33)?

27 ноября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если веранды подлежат регистрации в качестве недвижимости, то до получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления на данные объекты, их учет в бюджетном учреждении должен быть организован на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Если же веранды, несмотря на фундаментальность соответствующих построек, не подлежат регистрации в качестве объектов недвижимого имущества, то их следует учитывать в составе движимого имущества учреждения (особо ценного или иного).
Перевод имущества с недвижимого на движимое в связи с выявленной ошибкой осуществляется с применением счетов 304 96 и 304 86. При этом в случае перевода в состав иного движимого имущества в учете учреждения и учредителя корректировка показателей счетов 210 06 и 204 33 может быть отражена с применением счетов 401 18 или 401 19 в зависимости от года возникновения ошибки.
Если после оценки имеющихся в распоряжении учреждения документов выяснится, что веранды подлежат регистрации в качестве объектов недвижимого имущества, то на время регистрации права оперативного управления веранды следует перевести на счет 01 также в связи с ошибкой. Вместо счетов 304 96 и 304 86 в таком случае для выбытия веранд и начисленной по ним амортизации могут быть применены счета 401 19 и 401 18 соответственно.

Обоснование вывода:
Пунктом 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), установлено, что:
— надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект;
— капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.
То есть надворные постройки могут составлять со зданием единый инвентарный объект, а также могут учитываться как самостоятельные объекты основных средств. В рассматриваемой ситуации веранды выделены в качестве самостоятельных инвентарных объектов. При этом объекты в качестве недвижимого имущества не зарегистрированы.
В соответствии с п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету объектов недвижимого имущества осуществляется с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Эта норма сформулирована достаточно четко и не допускает двоякого толкования — для постановки объектов на счета 101 10 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения» в наличии у учреждения обязательно должен быть документ о регистрации права оперативного управления, то есть выписка из ЕГРН (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Причем положения пункта 36 Инструкции N 157н в неизменном виде действуют с 01.01.2011. То есть еще в 2013 году у бюджетного учреждения не было права отражать поступившие веранды на счете 101 10 как недвижимое имущество.
В связи с этим необходимо отметить следующее. Если веранды подлежат регистрации в качестве недвижимости, то до получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления на данные объекты, их учет в бюджетном учреждении должен быть организован на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 24.07.2018 N 02-06-05/51873). Если же веранды, несмотря на фундаментальность соответствующих построек, не подлежат регистрации в качестве объектов недвижимого имущества, то их следует учитывать в составе движимого имущества учреждения (особо ценного или иного).
В такой ситуации можно говорить об ошибке прошлых лет, выявленной в регистрах бухгалтерского учета. Порядок исправления таких ошибок установлен пунктом 18 Инструкции N 157н. Ошибки прошлых лет исправляются путем внесения бухгалтерских записей, оформленных способом «Красное сторно», и (или) дополнительных бухгалтерских записей. При этом ошибки прошлых лет подлежат обособлению в учете и отчетности.
В 2018 году в целях обособления ошибок, допущенных в периоды до 01.01.2017, используются следующие счета бухгалтерского учета (п.п. 276, 281, 298 Инструкции N 157н):
— 304 94 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет» — в целях исправления ошибок по консолидируемым расчетам;
— 401 19 «Доходы прошлых лет», 401 29 «Расходы прошлых лет» — в целях исправления ошибок в части финансового результата;
— 304 96 «Иные расчеты прошлых лет» — в целях исправления иных ошибок, не затрагивающих финансовый результат и консолидируемые расчеты.
В то же время Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), не содержит бухгалтерских записей с применением указанных счетов. Соответственно, применяемые бухгалтерские записи бюджетному учреждению следует согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н и закрепить положениями учетной политики.
Учитывая, что исправление сложившейся ситуации в части перевода объекта с аналитического счета 101 10 на аналитический счет 101 20 (101 30) не затрагивает финансовый результат деятельности учреждения, а также Методические рекомендации, направленные письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480, по нашему мнению, для исправления ошибки в такой ситуации может применяться счет 304 96. В данном случае вместе со счетом учета основного средства необходимо будет исправить счет начисления амортизации. В то же время начисление амортизации должно было осуществляться с использованием счета 0 109 00 000 или счета 0 401 20 000, поэтому для исправления выявленной ошибки, связанной с неверным применением аналитического счета 0 104 00, следует уже использовать счета 0 401 28 000 и 0 401 29 000 в зависимости от периода исправления ошибки.
Если амортизация начислялась неверно и в 2018 году, то в отношении данной части амортизации применяются общие правила исправления ошибок текущего года, установленные п. 18 Инструкции N 157н, то есть без применения специальных счетов.
Таким образом, исправление счета учета веранд отражается в бюджетном учреждении следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 4 101 12 310 Кредит 4 304 96 730*(1) — выбытие веранд в связи с допущенной ошибкой в сумме первоначальной стоимости способом «Красное сторно» при переносе в состав движимого имущества;
2. Дебет 4 401 29 271 Кредит 4 104 12 411 — списание суммы начисленной на веранды до 01.01.2017 амортизации при переносе объектов в состав движимого имущества;
3. Дебет 4 101 22 310 (4 101 32 310) Кредит 4 304 96 730 — принятие веранд в состав особо ценного (иного) движимого имущества учреждения;
4. Дебет 4 401 29 271 Кредит 4 104 22 411 (4 104 32 411) — принятие начисленной до 01.01.2017 амортизации по верандам на правильный счет учета;
5. Дебет 4 401 28 271 Кредит 4 104 12 411 — списание суммы начисленной на веранды в 2017 году амортизации при переносе объектов в состав движимого имущества;
6. Дебет 4 401 28 271 Кредит 4 104 22 411 (4 104 32 411) — принятие начисленной в 2017 году амортизации по верандам на правильный счет учета;
7. Дебет 4 401 20 271 (4 109 ХХ 271) Кредит 4 104 12 411 — списание суммы начисленной на веранды в 2018 году амортизации при переносе объектов в состав движимого имущества;
8. Дебет 4 401 20 271 (4 109 ХХ 271) Кредит 4 104 22 411 (4 104 32 411) — принятие начисленной в 2018 году амортизации по верандам на правильный счет учета.
Балансовая стоимость принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного за счет выделенных таким собственником средств, учитывается бюджетным учреждением на счете 210 06 «Расчеты с учредителем» (п. 116 Инструкции N 174н). Учредитель учитывает такую же сумму на счете 204 33 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» (п. 74 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н). Соответственно, в случае, если веранды будут переведены в состав иного движимого имущества, в учете учреждения и учредителя следует отразить уменьшение данных показателей. Поскольку показатели не должны были в таком случае учитываться и в прошлые годы, то при их исправлении целесообразно использовать счета 401 19 «Доходы прошлых лет» либо 401 18 в зависимости от года, когда возникла ошибка.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

9 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила юрлицу налог на имущество организаций, так как по мнению налоговиков комплектная трансформаторная подстанция является частью производственного цеха, а вместе они составляют неделимый объект недвижимого имущества (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2019 г. № Ф07-15984/18 по делу № А05-879/2018). В свою очередь налогоплательщик считал цех и подстанцию движимым имуществом.

С учетом результатов комплексной судебной экспертизы суды трех инстанций пришли к выводу, что цех является недвижимым имуществом, а трансформаторная подстанция – движимым. При этом суды отметили, что цех и технологическое оборудование относятся к сложному неделимому объекту. Согласно заключению экспертов, демонтаж и перемещение объектов невозможен без несоразмерного ущерба назначению построенного здания и самого оборудования. При этом изучив техническую спецификацию, паспорт и инструкцию по эксплуатации, суды признали комплектную трансформаторную подстанцию движимым имуществом.

Является ли государственная регистрация права на вещь обязательным условием для признания ее объектом недвижимости? Узнайте из материала «Объект обложения налогом на имущество организаций» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Согласно пояснениям юрлица подстанция была доставлена в виде единого модуля, закреплена анкерными болтами на подготовленном фундаменте. Она может быть демонтирована, установлена и подключена к системе электроснабжения в ином месте, что исключает ее прочные (неразрывные) связи с землей. Кроме того, с помощью подстанции осуществлялось электроснабжение иных объектов общества.

По результатам рассмотрения дела кассационный суд оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силе, а кассационные жалобы инспекции и юрлица – без удовлетворения.

В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом.

Проблематика, касающаяся ВЛ, достаточно широка и затрагивает вопросы строительства (в части необходимости получения разрешений на строительство).

Основополагающей причиной ряда проблем является вопрос о том, является ли ВЛ недвижимым имуществом или нет.

В широком понимании под ВЛ понимается устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). Такое определение является легальным и содержится в Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности. Указанная инструкция не служит основополагающим документом в электроэнергетике, но иного, более полного определения воздушной линии электропередачи действующее законодательство не содержит.

Опоры с фундаментом

Как видно из указанного определения, прокладка проводов ВЛ возможна многими способами, среди которых прокладка по зданиям (стенам или иным конструктивным частям) и сооружениям, мостам, а также посредством установки специальных опор.

Строительство (монтаж) и эксплуатация проводов ВЛ по зданиям, сооружениям, мостам не вызывают особых проблем, поскольку указанные здания и сооружения выполняют функцию промежуточной опоры и не образуют вместе с проводами электропередачи единого объекта.

Остановимся на рассмотрении ВЛ, расположенных на самостоятельных опорах. В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах (промежуточные опоры составляют большинство применяемых опор);

б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры.

Конструкции опор ВЛ:

а) деревянная опора одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры;

б) железобетонные опоры — выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземлителем на каждой опоре (для молниезащиты линии);

в) металлические (стальные) опоры — применяются при напряжении 220 кВ и более.

В рамках настоящей статьи наибольшее внимание уделено такому важному элементу конструкции опор, как фундамент, представляющему собой конструкцию, заделанную в грунт и передающую на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки.

Для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные фундаменты, а при установке переходных опор и опор на болотах – монолитные бетонные фундаменты. Ригель увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор.

Еще одним способом установки опор ВЛ являются оттяжки. Они предназначены для повышения устойчивости опор и принимают на себя усилия оттяжения провода электропередачи.

Из приведенного описания видно, что в большинстве случаев опоры ВЛ имеют фундамент разной степени сложности. Сложность фундаментов указывает на прочность связи с грунтом: чем сложнее фундамент, тем сильнее связь с грунтом. Однако существуют способы установки опор ВЛ без сооружения фундаментов, в частности на растяжках либо на специальных платформах в местах грунтов вечной мерзлоты. Это важно учитывать при квалификации опор в качестве недвижимого имущества.

В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из данного определения и юридической доктрины можно выделить ряд признаков, отличающих движимое и недвижимое имущество. Признаки недвижимого и движимого имущества связаны с природой вещей или их назначением. Можно назвать следующие признаки недвижимого имущества:

  • объекты недвижимости – это всегда объекты материального мира;

  • недвижимость – это всегда индивидуально-определенное имущество;

  • прочная связь с землей, невозможность перемещения без существенного ущерба;

  • значимость или ценность недвижимых вещей.

Приведенное выше описание конструкций опор ВЛ дает возможность сделать вывод, что ВЛ, установленные на опоры, имеющие фундамент, являются объектами недвижимого имущества, т. к. соответствуют всем указанным признакам.

Кроме рассмотренных особенностей, ВЛ также является линейным объектом, в смысле, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статья 1 ГрК РФ понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.

Если учесть все перечисленные признаки ВЛ, то можно сказать, что это линейный объект, состоящий из множества элементов, прочно связанных с грунтом и имеющих единое назначение – передачу электрической энергии. Раздельно элементы электрической сети не могут выполнять свою основную функцию – передачу электрической энергии.

Таким образом, вновь сформулированное определение дает основание считать, что ВЛ может являться единым недвижимым комплексом.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте в качестве единого объекта, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).

Сделанные выводы косвенно подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Подводя итог, можно сказать, что воздушные линии с опорами, имеющими фундамент, являются недвижимой вещью и в некоторых случаях могут также являться единым недвижимым комплексом.

Опоры без фундамента

Иным образом обстоят дела с ВЛ, установленными на опоры, не имеющие фундамента. Ведь на первый взгляд указанные объекты отвечают некоторым признакам недвижимого имущества, указанным в настоящей статье.

Повторюсь, что опоры без фундамента используются, как правило, для строительства ВЛ напряжением до 35 кВ.

Интересным представляется мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженное в письме от 11.10.16 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества». В нем Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации высказал мнение, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.

На основании высказанного мнения можно установить квалифицирующий признак – наличие акта ввода в эксплуатацию, выданного согласно требованиям ГрК РФ.

Данное мнение является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Для анализа вопросов квалификации ВЛ, установленных на опоры, не имеющие фундамента, необходимо также классифицировать ВЛ в качестве объекта капитального строительства, по той причине, что Градостроительный кодекс оперирует понятием «объект капитального строительства», и не оперирует понятием «объект недвижимого имущества». В правоприменительной практике часто возникает спор между соотношением понятий недвижимой вещи и объектом капитального строительства.

Статья 1 ГрК РФ содержит легальное определение объекта капитального строительства, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Данное определение прямо не указывает ни на какие признаки, позволяющие сравнить рассматриваемые понятия, а только перечисляет некоторые строительные объекты.

Помочь в анализе нам может легальное определение понятия сооружения, под которым понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Такое определение содержится в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приведенного определения сооружения можно понять, что сооружение – результат строительства, как правило, прочно связанный с землей, что является общим признаком с понятием недвижимого имущества.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит. На основе изложенного можно сделать вывод, что понятия объекта недвижимого имущества и объекта капитального строительства можно признать тождественными для целей настоящей статьи.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

— иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Важным пунктом в указанной статье является указание на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют случаи, при которых не требуется разрешение на строительство.

Такие нормативные правовые акты приняты многими субъектами Российской Федерации. Для примера разберем несколько актов.

1. Постановлением Правительства Москвы от 27.08.12 № 432-ПП установлены случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется. Среди таких случаев строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.

Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.

2. Законом Московской области 10.10.14 № 124/2014-ОЗ установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Среди таких случаев указано строительство объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.

3. Областным законом Ленинградской области 18.05.12 № 38-оз установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, среди которых указываются случаи строительства линий электропередачи напряжением до 35 кВ.

4. Закон Свердловской области 15.07.13 № 75-ОЗ закрепляет, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 кВ включительно.

Поскольку для строительства, реконструкции и модернизации указанных объектов в силу ст. 51 ГрК РФ и регионального законодательства не требуется получение разрешения на строительство, то и не будет требоваться разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Данное правило закреплено в ст. 55 ГрК РФ.

Если внимательно проанализировать нормы указанных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то можно усмотреть, что освобождение от получения документов, предусмотренных ГрК РФ, возможно только в отношении ВЛ напряжением до 35 кВ. Напомню, что ВЛ данного класса напряжения располагаются, как правило, на одностоечных опорах, вкопанных в грунт, т. е. не имеющих фундамента.

Причина, по которой можно отнести указанные опоры к движимым вещам, состоит в незначительной связи с землей, которая выражается в скорости и простоте монтажа и демонтажа таких опор без ущерба самим опорам. На практике не составляет труда демонтировать или смонтировать ВЛ на одностоечных опорах, а равно и изменить расположение таких опор.

Таким образом, можно сделать вывод, что опоры ВЛ, не имеющие фундамента, могут рассматриваться как объекты некапитального строительства и соответственно они являются движимым имуществом. Их можно квалифицировать как сооружения, на которых подвешиваются провода электропередачи. К таким опорам можно отнести деревянные и железобетонные одностоечные или П-образные опоры, вкопанные в грунт.

Утв. постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.03 № 65.

«О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».

«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области».

«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

«Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».