Тип личности и выбор профессии

Листать назад Оглавление Листать вперед
СОРОКИН ПИТИРИМ

Задача нижеследующих строк — краткая характеристика того влияния, которое профессиональная деятельность оказывает на поведение и переживания людей, с одной стороны, с другой — краткое описание социальных эффектов, являющихся следствием такого влияния профессии.

Сейчас не приходится сомневаться в деформационной роли профессии, но эта роль до сих пор систематично не изучена. Попробуем восполнить этот пробел, очертив кратко, но всесторонне, влияние профессии на поведение людей и их общественную жизнь.

Начнем с указания на общие начала, лежащие в основе детерминирования человеческого поведения профессиональной деятельности. Таким общим началом служит факт рикошетного влияния выполнения актов или поступков на всю физическую и нервно-мозговую структуру человека, с одной стороны, с другой — рикошетное влияние на само поведение. Даже у низших животных, как показали исследования Дженнингса, у нас — Метальникова (см. Jennings: The behavior ot Lower Organisms, Метальников: Рефлекс, как творческий акт, «Изв. Акад. наук»),способы реагирования на один и тот же стимул различны при повторении одного и того же раздражения. Схема этого процесса такова: стимул вызывает ответный акт (реакцию), выполнение этой реакции, в свою очередь, изменяет физиологическое состояние организма. Изменение этого состояния, в свою очередь, изменяет формы реагирования на тот же стимул.

То же применимо и к человеку. Известна зависимость актов человека от его физиологического и нервно-мозгового состояния (характера психических переживаний).Когда людям грустно, — они плачут, когда весело — смеются, в состоянии гнева и ярости — они сжимают кулаки, скрежещут зубами и т.д. /1/. Словом, эта функциональная связь между нервно-мозговым и физиологическим состоянием («независимая переменная») и между характером внешних поступков — доступных наблюдателю внешних рефлексов поведения («функция») — общеизвестна и несомненна. Менее известна широкой публике, но столь же несомненна обратная зависимость физиологического и нервно-мозгового состояния (психических переживаний) от характера выполняемых человеком внешних актов поведения, — зависимость, где эти акты служат «независимой переменной» функционального ряда, а физиологическое и нервно-мозговое состояние — «функцией» первых. Джемсу и Ланге принадлежит заслуга отчетливого выявления этой рикошетной зависимости /2/. Хотя в утверждениях этих авторов были свои односторонности и преувеличения, тем не менее, наличность такого рикошетного влияния не подлежит сомнению. Часто достаточно рассмеяться, чтобы вызвать «веселое» настроение; достаточно принять грустную позу, чтобы создать «грустное» настроение; достаточно воспроизвести акты и мимику гнева, чтобы прийти в ярость. «Мы печальны? Песенка, которую мы сначала будем напевать против сердца, незаметным образом возбудит в нас переживание радости» /3/. «Наиболее глубокие психологи-практики, занимавшиеся воспитанием чувств, как Игнатий Лойола и Паскаль, рекомендуют внешние акты веры, как лучшее средство для поставления души в соответственное религиозно-аффективное состояние… Burke уверял, что часто гнев зажигался в нем по мере того, как он воспроизводил внешние знаки этого аффекта… Разве собаки, играя, борющиеся друг с другом, не начинают в конце концов сердиться не на шутку» /4/.

Эти факты известны и всегда могут быть проверены /5/.

Раз всякий акт рикошетом (не говоря уже об «опыте», рождающемся из актов и реакций) оказывает влияние на человека — его структуру, состояние и переживания, — то тем большее значение в этом отношении получают акты и поступки, многократно выполняемые. Их «давление» на субъекта в силу многократного повторения растет. Они неизбежно накладывают свою печать и свой штамп на человека. Освободиться от их влияния последний не может.

Отсюда вполне понятна громадная деформационная роль профессиональной деятельности. Под ней я разумею постоянное, длящееся занятие индивида, дающее ему средства к существованию. Из этого определения само собой следует, что профессиональные акты суть акты, выполняемые человеком постоянно, изо дня в день, многократно, раз человек имеет какую-нибудь профессию. Если же всякий акт рикошетом влияет на поведение, переживание и состояние его выполнителя, то тем более это относится к профессиональным актам. Они поистине преобразуют человека по своему образу и подобию, деформируют его всесторонне, и тем сильнее, чем ceteris paribus он дольше выполняет эти профессиональные акты, чем специфичнее последние, чем больших усилий и приспособления требуют они для успешного выполнения от соответственного профессионала.

Такова вкратце общая основа деформирующей роли профессиональной деятельности.

Проследим теперь кратко основные формы влияния профессии на человека. Четкости и ясности ради это влияние можно подразделить на: 1) деформацию анатомического и соматического строения человека его профессией, 2) на деформацию его внешних двигательных рефлексов, в связи с деформацией его внешности — (облика-аспекта), 3) на деформацию психических переживаний и всей психической личности человека, 4) наконец, на деформацию всего образа жизни человека, как сообщественника, socius’a.

1 Примечание редактора. С социологической точки зрения автор изучает влияние профессии на психологическое состояние человека и его поведение. На первый взгляд эта работа далека от традиционного рассмотрения психопатологических проявлений. Однако, она указывает на тесную связь психиатрии с ее клинико-психопатологическим анализом с социологией. Вне этой связи трудно рассматривать причины психогенных расстройств и их динамику и реализовывать реабилитационные программы при невротических и психосоматических нарушениях.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006.&nbsp— 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС®

  • А) Соматическая деформация человека его профессией и «профессиональный отбор»
  • В) Профессиональная деформация «бросающихся в глаза» двигательных рефлексов и внешнего облика человека
  • С) Психический отбор и психическая деформация человека, производимые профессией
  • Литература
Листать назад Оглавление Листать вперед

Ваш тип личности и профессия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

В конце 70-х годов XX века появилась новая система знаний — cоционика. Она включает в себя психологию, социологию и информатику. Фундаментом науки служит учение З.Фрейда о структуре психики и теория психологических типов К.Г.Юнга. Соционика изучает психологические типы людей и их совместимость.

На Западе аналогичное направление психологии известно как «Типология Майерс-Бриггс: MBTI». Оно давно и успешно применяется в Америке для профориентации и бизнеса. В США, например, при поступлении на работу люди указывают в резюме свой психологический тип — аббревиатуру из 4-х букв. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек.

Тип личности определяется различным сочетанием следующих признаков: экстраверсия – интроверсия, иррациональность – рациональность, логика – этика, интуиция – сенсорика. Эти характеристики дают очень целостный портрет человека и его врождённых качеств. Давайте кратко остановимся на каждом из них.

Экстраверты и интроверты

Внимание экстравертов (E) направлено преимущественно во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним.

Интроверты (I) обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Их интерес к предмету отличается глубиной. Интроверты более склонны создавать и переделывать объекты, «воспитывать». Они больше ориентируются на отношения и взаимосвязи.

Экстраверты и интроверты имеют ряд внешних отличий. Например, экстраверты отличаются широкой жестикуляцией, интроверты обычно не жестикулируют или жестикулируют мало. Интровертов обычно характеризуют как «скромных». Но это не внутренняя скромность, а просто свой способ выражения активности.

Иррационалы и рационалы

Иррационалы (P) ориентированы на непосредственное восприятие, стремятся увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. Иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Характерные фразы для таких людей: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет».

Рационалы (J), ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое суждение по главным жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные фразы: «Капля камень точит», «Ну, подведем итоги».

Рационалы и иррационалы по-разному распределяют время, отпущенное на подготовку к экзамену. Для рационала естественно распределять материал по дням и методично учит тему за темой. Иррационал будет учить все в последние день-два, и все равно «ночи не хватит».

Этики и логики

Этики (F) сравнивают содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный.

Логики (T) ориентируются больше на объективные законы, истинные утверждения. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «внесем ясность», «эффективное доказательство», «проанализируем детали», «обдумаем решение», «нужно (не нужно) для дела», «заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д.

Если у человека этика – сильная функция, то, соответственно, логика – слабая. Хотя это вовсе не означает, что у него ее нет вообще, просто она у него менее выражена. Есть множество примеров, когда люди со слабой функцией логики становились высококлассными программистами, бухгалтерами и бизнесменами. Но во всех случаях эти люди опирались на знакомое, заранее известное. Ни новых правил, ни новых методов они в своей профессии не открыли.

Интуиты и сенсорики

Интуиция (N) (не стоит путать с бытовым «предчуствием»)сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее. Однако, ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, эти люди могут быть рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Жизненная позиция: «Поживем – увидим».

Сенсорика (S) сортирует информацию в пространстве. Это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости. Люди сенсорного типа живут ощущениями: более полно воспринимают природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень хорошо чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Вместе с этим, сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно. Он рассчитывает на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».

Итак, мы вкратце описали некоторые основные «грани личности» человека. Как увидеть их проявление в реальной жизни? Возьмем, к примеру, математические способности. Представители каких типов лучше справляются с задачами? Обычно о выраженных способностях к физике и математике говорят как о логических. Это так. Однако, было подмечено еще одно, более тонкое деление. Например, сенсорики больше проявляют интерес к занятиям физикой, где необходимо во всей полноте и многообразии представлять окружающий мир. Поскольку сенсорики лучше ориентируются в пространстве, то они нередко увлечены геометрией. Интуиты же увлекаются чаще математикой, чем физикой. В связи с гибкостью мышления они особенно предпочитают алгебру и тригонометрию.

СКЛОННОСТИ И ПРОФЕССИИ

Знание своего типа личности позволяет успешно выбирать дело по душе, избегать излишних трудностей. Рассмотрим, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.

В социальной сфере (врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, воспитатели, учителя, психотерапевты, социальные работники) смогут найти себя люди с сильными функциями сенсорики и этики (SF). Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей.

Сфера коммуникаций (реклама, журналистика, психология, PR, идеология, искусство) подходит для типов, у которых сильны функции этики и интуиции (NF).

Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах.

В производственно-управленческой сфере (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйственник) несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики (ST).

Этим типам свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и успешно завершить дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Им можно поручать все виды работ, связанных с составлением графиков, всевозможных логических схем. Они способны решить очень сложные технические вопросы.

Сфера научных исследований (все виды научной работы, экономические процессы, а также маркетинг, консалтинг, диспетчерская служба) обещает успех людям с сильными функциями интуиции и логики (NT).

Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны спрогнозировать развитие рынков, изменить направление деятельности, проанализировать сложные научные теории.

СТИМУЛЫ ДЛЯ УСПЕХА

Теперь, зная особенности разных типов, мы задаём следующий вопрос: «Как выполнять работу не только по приказу начальника, но еще и с энтузиазмом?» Конечно, денежное вознаграждение имеет значение для всех людей. Однако существуют и нематериальные стимулы к деятельности, которые объясняются типом личности человека. Мы можем говорить здесь о некоторых закономерностях.

Интровертированные люди с преобладанием функции сенсорики (IS), ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности для представителей этих типов может стать создание комфортных условий. Для таких людей очень важно, чтобы работа приносила надежный кусок хлеба, гарантировала стабильный заработок.

Экстравертированные люди с преобладанием функций сенсорики (ES) предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого работника следует стимулировать знаками отличиями за хорошую работу, подчеркивать его высокий статус. Такой человек может быть руководителем, организатором.

Представители интровертных типов с преобладанием функции интуиции (IN) превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого человека интересной для него работой. Будьте уверены, он расскажет о ней много занимательных подробностей, которые Вам были неизвестны.

В отличие от интровертных, экстравертные типы с преобладанием интуиции (EN) настроены на уникальность. Их заинтересованность в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: «Никто такого еще не делал!».Им важна и собственная компетентность: «Никто больше так не умеет, как я!». «Заниматься необычным, быть непохожим на других» – главный девиз их деятельности. Представители этих типов переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о нововведениях. Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартное принятое решение.

КАК УЗНАТЬ СВОЙ ТИП ЛИЧНОСТИ?

Для того чтобы правильно определить свой тип личности, нужно обратиться за консультацией к опытному психологу-соционику или пройти специальный диагностический тренинг. Необходимо подчеркнуть, что в поведении человека часто сочетаются противоположные качества. В одной ситуации человек может вести себя, например, как экстраверт-иррационал (EP), а в другой — как интроверт-рационал (IJ). Поэтому по поступкам человека его психологический тип определить бывает очень трудно.

Прохождение тестов тоже не гарантирует верное определение типа. Например, замечено, что при устройстве на работу в компании охранных услуг, результаты тестов большинства соискателей «выходят» всего на 2 типа: ISTJ и ESTJ. Такие люди описаны в литературе как строгие основательные личности, склонные к порядку во всем. Очевидно, что при тестировании сработал фактор «социальной желательности». Профессиональный подход к диагностике (в частности, применяемый в НИИ Соционики) включает многократные проверки диагноза, основанные на применении различных, взаимно дополняющих методов.

В основе тренинговой диагностики лежит метод наблюдения. Участникам предлагаются различные игровые ситуации на разные виды деятельности. Сессия включает задания, в которых нужно проявить логическое мышление, эмоциональность, общительность, деловые качества, лидерские способности, гибкость, эстетическое чутье или фантазию. Кроме того, включаются задания на легкость переключения с одного вида деятельности на другой, на умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, на внимание к другим людям, а также на уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.

Во время выполнения тренинговых заданий группа экспертов наблюдает и определяет отличительные признаки типов личности. После обработки собранной информации формируется психологический портрет личности, по которому можно сделать заключение о наиболее благоприятных сферах деятельности для каждого человека. А, если профессия уже выбрана, то даются рекомендации по эффективной самореализации в этой области, исходя из сильных (врожденных) качеств личности.

Каждый может убедиться в своей личной эффективности и увидеть результаты самопознания!

Партнёр: Научно-исследовательский институт соционики

13 урок. Определение профессионального типа личности.

Даже индюков можно научить
лазить по деревьям, но лучше
для этих целей нанять белок.
К. Дайсон

Американский психолог Дж. Холланд (Holland) установил связь между психологическим типом человека и его профессией и разработал шкалу приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям, изобразив ее в виде углов шестиугольника. Буквы, обозначающие каждый из шести типов, расположены в определенном порядке: Р — реалистический тип, И — интеллектуальный, С — социальный, О — офисный, П — предпринимательский, А — артистический.

Задание №1. «Определение профессионального типа личности».
(авторская модификация методики Д. Холланда)

On-line самодиагностика «Определение профессионального типа личности»

Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. Выберите профессию, которая для вас более привлекательна, и в бланке ответов рядом с ее кодом поставьте «+». Если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика. Код этой профессии — Р. Значит, в бланке ответов в строке «Р» надо поставить «+».

Для уточнения содержания профессии пользуйтесь Словарем профессий.

Обработка результатов

Подсчитайте количество плюсов в каждой строке:

8—10 — ярко выраженный тип;
5—7 — средне выраженный тип;
2—4 — слабо выраженный тип.
Максимальное количество плюсов указывает на вашу принадлежность к одному из шести профессиональных типов.

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП (Р). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (И). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ (С). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

4. ОФИСНЫЙ (О). Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

6. АРТИСТИЧЕСКИЙ (А). Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко —обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Задание №2. «По горячим следам».

Прочитайте высказывания и подумайте, к какому профессиональному типу личности можно отнести каждое из них. Поставьте после каждого высказывания начальную букву соответствующего типа.

    • Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк
    • Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. Марти Ларни
    • Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В. Бехтерев
    • Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж. Фонда
    • Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О. Генри
    • Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А. Боннар

Задание №3. Контрольные вопросы.

1. Интеллектуальный и социальный тип сближает:

    а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.

2. Социальный и предпринимательский тип сближает:

    а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.

3. Предпринимательский и канцелярский тип сближает:

    а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.

4. Интеллектуальный и артистический тип сближает:

    а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.

5. Людям реалистического и канцелярского типа не испытывают:

    а) материальная заинтересованность в работе; б) потребность в общении; в) потребность в свободном графике; г) пренебрежение к материальным вопросам.