Территориальные общественные самоуправления

ПОЛИТОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 287-291.

УДК 32

Е.В. Безвиконная

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ САМООРГАНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Концепция нового государственного менеджмента позволила сформировать целостную модель публичного управления посредством использования технологий бизнес-процессов. В рамках данной модели местное самоуправление оценивается в качестве автономного уровня публичной власти, выражающего муниципальные интересы и решающего вопросы местного значения на основе целостной системы принятия решений. Деятельность органов местного самоуправления должна быть ориентирована на организационную координацию публичного и муниципального интереса посредством взаимодействия с местным сообществом.

Ключевые слова: демократия участия, самоуправление, местное сообщество, самоорганизация, публичное управление, политическая система, синергетийный эффект.

Местное сообщество как системообразующий элемент современной модели самоуправления в процессе своего формирования и развития включается в потоки сетевых взаимодействий основных политических акторов. Преобладающим механизмом взаимодействия призваны стать неформальные коммуникации как результат процессов самоорганизации локального сообщества. С другой стороны, достижение синергетийного эффекта (координации интересов) становится возможным лишь при условии совместных усилий всех участников коммуникативного процесса. Организующим элементом, консолидирующим разнородные и разнонаправленные интересы, становятся формальные коммуникации, в которые оказываются вовлечены, кроме местного сообщества, органы публичной власти и различные формы непосредственного участия населения в решении местных вопросов (демократии-участия). Формы непосредственного волеизъявления населения призваны, в одной стороны, обеспечивать легитимизацию властных полномочий органов публичной власти, с другой — содержат потенциальную возможность расширения сферы применения форм прямой демократии, повышения уровня доверия местного сообщества к публично-властным решениям, принимаемым на уровне политических институтов, вовлечения граждан в политический процесс посредством стимулирования их политической активности.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) по своей форме, и по источникам формирования, и по структуре становится синонимом процессов самоорганизации. Действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимает «самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собст-

© Е.В. Безвиконная, 2011

собственных инициатив по вопросам местного значения» . Это дает основание исследователям полагать, что ТОС должно стать основой системы местного самоуправления и выступить источником формирования и развития гражданского общества, посредством объединения частных и групповых интересов, формальных и неформальных связей членов местного сообщества .

Для осмысления содержания территориального общественного самоуправления необходимо выделить его ключевые характеристики. Во-первых, ТОС является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на самоорганизации граждан по месту их жительства, и в то же время — это институциональная форма организации местного сообщества . Подобное противоречие представляется совершенно естественным, поскольку отражает дуализм всей системы местного самоуправления. По своей сущности процесс самоорганизации предполагает нарушение симметрии в системе ТОС, которое исключается самой публично-правовой

природой данного института самоуправления. Институционально-организационная составляющая ТОС в рамках местного самоуправления призвана формализовать его деятельность, задать определенные границы, включить в единую систему публичной власти. Самоорганизационный компонент должен обеспечить взаимодействие публично-властных и общественных интересов, придав последним завершенный и оформленный характер.

Во-вторых, ТОС осуществляется на части территории муниципального образования, чаще всего — территориях микрорайонов, кварталов, улиц и дворов. Органы ТОС оказываются в непосредственной близости с местным сообществом, включаются в общественные отношения и реализуют их интересы и потребности.

В-третьих, ТОС предполагает «самостоятельное и под свою ответственность осуществление населением» собственных инициатив. Автономный статус ТОС обеспечивается его переходным положением между добровольными общественными структурами и органами местного самоуправления. На практике эта характеристика часто искажается, когда органы ТОС ставятся в иерархическую зависимость от органов местного самоуправления и даже являются муниципальными

учреждениями. Еще более распространенным случаем является использование финансовых инструментов влияния на ТОС .

В-четвертых, сфера компетенции ТОС ограничена вопросами местного значения, придавая ему публично-властный статус и сближая с органами местного самоуправления. Принципиальное отличие ТОС от органов местного самоуправления видится в том, что оно призвано осуществлять собственные инициативы населения в решении вопросов местного значения, а органы местного самоуправления, как правило, осуществляют не инициативы населения, а реализуют задачи государственного управления .

В-пятых, ТОС может осуществляться непосредственно населением путем участия в собраниях (сходах) и конференциях, проведения опросов и иных форм непосредственной демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления, выполняющие представительные и организационно-распорядительные функции по осуществлению инициатив членов местного сообщества в вопросах местного значения в границах территории, на которой осуществляется ТОС.

Достаточно актуальным представляется вопрос о соотношении понятий «ТОС» и «общественное объединение». По мнению О.Л. Савранской, ТОС не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван . Соглашаясь с первым утверждением О.Л. Савранской, мы считаем необходимым указать на возможность определения ТОС в качестве публично-властного института, обладающего определенной компетенцией, обозначенной в Уставе ТОС, и реализуемой в рамках деятельности органов ТОС и различных форм участия населе-

ния в осуществлении местного самоуправления. Несомненно, оно не может оцениваться в качестве формы организации местного самоуправления, поскольку относится к совершенно иному уровню самоорганизации местного сообщества в пределах определенной территории.

ТОС, определенное действующим законодательством в качестве формы самоорганизации местного сообщества, обладает отдельными признаками данного процесса. Во-первых, открытость территориального общественного самоуправления для внешних и внутренних воздействий, участие в различных формах меж-муниципального и внутримуниципального сотрудничества в рамках ассоциаций, объединений, и также договорных отношений. Во-вторых, территориальное общественное самоуправление представляет собой сложную систему элементов: органы ТОС, собрания (конференции) граждан, правовые акты и др. В-третьих, ТОС образуется на основе добровольного волеизъявления. Но указанные признаки не меняют содержательной оценки территориального общественного самоуправления в качестве переходной формы от самоорганизации к самоуправлению. Самоорганизация предполагает обязательное наличие флуктуации (возмущенного состояния), позволяющего системе постоянно совершенствоваться, переходить на новый уровень развития. Для ТОС, как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, напротив, характерна нечувствительность к флуктуациям, стремление избежать любых возмущений, зависимость от социально-экономических условий . Кроме того, отсутствует положительная обратная связь между местным сообществом, ТОС и органами местного самоуправления , которая может быть достигнута только при условии существования развитого гражданского общества, основанного на негосударственных отношениях, горизонтальных связях индивидов, социальных групп, коллективов и публичной власти.

Эффективность системы ТОС зависит от качественных характеристик форм и методов взаимодействия органов ТОС между собой и с внешней средой. К элементам внешней среды относятся: администрация городского округа; предприятия среднего и малого бизнеса микрорайона; общественные объединения, правоохранительные органы; средства мас-

совой информации, местное сообщество. Традиционно выделяется два подхода к их взаимоотношениям с ТОС: административный и коалиционный. Административный подход предполагает включение руководителей органов ТОС в состав коллегии администрации города, участие представителей органов ТОС в заседаниях городского Совета, коллегии администрации округа, совещаниях у главы администрации округа, заседаниях советов по ТОС при мэре и губернаторе с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, касающихся интересов определенной территории. Данный подход отличается неоднозначностью, поскольку, с одной стороны, способствует активизации коммуникативного процесса между уровнями местного самоуправления, с другой — приводит к организационному вмешательству органов власти в деятельность ТОС. Коммуникативная составляющая реализации административного подхода требует достаточно развитых информационных технологий, форм сотрудничества между органами местного самоуправления и ТОС в рамках соответствующих соглашений. Только при условии соблюдения баланса взаимных интересов всех субъектов публично-властных отношений можно добиться эффективной реализации административного подхода.

Коалиционный метод регулирования отношений ТОС с внешней средой может быть полноценно реализован только в условиях развития гражданского общества, основу которого составляют общественные некоммерческие организации. Органы ТОС выступают учредителями данных организаций — ассоциаций ТОС, фондов объединения и развития ТОС, домовых и квартальных комитетов. Целевая направленность деятельности подобных организаций позволяет им эффективно распределять бюджетные средства в рамках стратегической программы социальноэкономического развития территории .

Преобладание административной составляющей процесса взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления приводит к расширению прямого и косвенного влияния последних на решения, принимаемые в рамках данной формы непосредственного волеизъявления населения. Среди наиболее распространенных методов выделяют:

• координация совместной деятельности и деятельности органов ТОС;

• совместная методическая работа по разработке программ, планов мероприятий по жизнеобеспечению и социальноэкономическому развитию территорий;

• информационная поддержка;

• правовое сопровождение деятельности ТОС;

• проведение совместных мероприятий, конференций, семинаров и т. д. .

Однонаправленность процесса взаимодействия в системе «ТОС — органы местного самоуправления» приводит к рассогласованности их интересов, являясь сдерживающим фактором при решении значительного комплекса территориальных проблем. Партнерские отношения должны предполагать совпадение стратегических и тактических целей всех субъектов, участвующих в деятельности ТОС. Наличие рассогласованности интересов, напротив, становится фактором, сдерживающим решение значительного комплекса проблем местного значения. Ее причиной становится отсутствие реально действующего коммуникативного поля, обеспечивающего свободный кадровый, информационный обмен между всеми компонентами местного самоуправления. Неустойчивый, временный характер контактов между ключевыми субъектами тормозит процесс активизации инициативы местного сообщества, и, соответственно, приводит к необходимости вмешательства в вопросы территориального значения иных уровней публичной власти. Только при условии налаживания необходимого уровня коммуникации, информационного обмена возможно формирование первичных признаков самоорганизации местного сообщества в рамках складывающегося гражданского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определяющей характеристикой ТОС является наличие инициативы населения в рамках различных форм самоорганизации, а также его переходный статус между самоорганизационным и самоуправ-ленческим потенциалом в системе местного самоуправления. Указанные обстоятельства приводят к возникновению существенных трудностей в процессе создания и развития ТОС на отдельных территориях как организационного, правового, информационного, так и индивидуально-психологического характера . Решение этих проблем зависит не только от активности людей, способных и желающих участвовать в решении вопросов местного значения посредством тер-

риториального общественного самоуправления, но и от усилий всех институтов публичной власти. В такой ситуации основная задача состоит в повышении эффективности координационного взаимодействия между органами местного самоуправления и объединениями граждан по месту жительства.

Исследование такой формы непосредственного волеизъявления населения в современной России, как ТОС, свидетельствует о преобладании вертикальных коммуникационных каналов, источником которых выступают органы публичной власти и их должностные лица. Основной целью реализации различных форм демократии-участия становится необходимость легитимизировать властные полномочия, приобрести формальную поддержку общественности, соблюсти требования действующего законодательства. Местное сообщество, заняв выжидательную позицию, оказалось фактически выключено из процесса принятия политических решений на локальной территории. Самоорганизационные возможности сообщества, включенные в жесткие организационные формы (структуры), привели к перманентному конфликту, выражением которого стало недоверие (или апатия) основной массы населения к инициативам, исходящим от органов публичной власти. Для разрешения системного противоречия необходимо кардинально трансформировать систему публичного управления посредством действительной реализации принципа субсидиарности, расширения сферы самодеятельности местного сообщества, избегая при этом применения мер прямого или косвенного давления. Вертикальные каналы коммуникации, призванные реализовывать политическую волю органа власти, должны быть расширены горизонтальными каналами, вовлекая в процесс взаимодействия (взаимного интереса) всех членов местного сообщества. Совместные усилия при наличии взаимных интересов политических субъектов позволят солидаризиро-вать (скоординировать) общность позиций и сформировать сетевые структуры, способные посредством эффективного взаимодействия (обмена ресурсами) стать источником развития гражданского общества.

ЛИТЕРАТУРА

Собрание законодательства РФ. 06.10.2003.

№ 40. Ст. 3822.

Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. А. И. Костюкова. Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. 486 с.

Подсумкова М. А. Правовые аспекты деятельности территориального общественного самоуправления в Российской Федерации // Муниципальная служба : правовые вопросы. 2008. № 1. С. 40-56.

Мерсиянова И. В. Подходы к решению проблем формирования социальной базы местного самоуправления при стратегическом планировании развития муниципальных образований / Ассоциация сибирских и дальневосточных городов. 2-е изд. Новосибирск : Институт неправительственного сектора, 2003. 198 с.

Желтухова Н. А. Право на территориальное

общественное самоуправление: сущность,

значение и проблемы реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 5. С. 42-50.

Савранская О. Л. Актуальные вопросы правового регулирования территориального общественного самоуправления. Новосибирск: Институт неправительственного сектора, 2002. 198 с.

О территориальном общественном самоуправлении в Новосибирской области

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 13 июня 2001 года N 157-ОЗ
О территориальном общественном самоуправлении
в Новосибирской области

Принят
областным Советом депутатов
30 мая 2001 года
Подписан
главой администрации области
13 июня 2001 года

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В Законе используются следующие основные понятия:
1. Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
2. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию
3. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию
4. Территориальное образование — часть территории поселения, в границах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
5. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию
6. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию
7. Орган территориального общественного самоуправления — избранный собранием, конференцией граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, орган, выполняющий представительные, исполнительные, организационные и иные функции по осуществлению территориального общественного самоуправления.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
8. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию

Статья 2. Право граждан на участие в территориальном
общественном самоуправлении

1. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию
2. Право на участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления имеют граждане, достигшие возраста 16 лет, проживающие на территории, на которой предполагается осуществлять или осуществляется территориального общественное самоуправление.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
3. Защита прав и интересов граждан, проживающих в границах территориального образования, в осуществлении территориального общественного самоуправления обеспечивается федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
4. Органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе препятствовать осуществлению территориального общественного самоуправления гражданами, если эта деятельность не противоречит федеральному законодательству, законодательству Новосибирской области и настоящему Закону.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
5. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию
6. Территориальное общественное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы территориального общественного самоуправления различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления.

Статья 3. Организационные формы территориального
общественного самоуправления

Статья в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний или конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
2. По решению собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление могут быть избраны выборные лица территориального общественного самоуправления, единолично исполняющие функции органа территориального общественного самоуправления.

Статья 4. Территория общественного самоуправления

Статья в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Статья 5. Принципы организации территориального
общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:
— законности;
— свободного волеизъявления граждан на собраниях, конференциях;
— выборности и подконтрольности органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям, конференциям граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление;(Абзац в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
— добровольного участия граждан в осуществлении территориального общественного самоуправления;(Абзац в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
— сочетания интересов граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и интересов населения, не участвующего в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;(Абзац в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
— самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;

— гласности и учета общественного мнения.

Статья 6. Правовая основа территориального
общественного самоуправления

1. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы, Устав Новосибирской области, Закон Новосибирской области «О местном самоуправлении в Новосибирской области», настоящий Закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
2. Представительный орган местного самоуправления принимает положение об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления (далее -Положение), в котором устанавливаются:
а) порядок созыва и проведения собраний или конференций граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления;
б) порядок установления границ территориального образования;
в) предельные сроки полномочий органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
г) порядок регистрации уставов территориальных общественных самоуправлений;
д) порядок реорганизации и прекращения деятельности органов территориального общественного самоуправления;
е) порядок создания и деятельности ассоциаций (объединений) органов ( выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
ж) иные вопросы, предусмотренные законодательством.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Направление деятельности
территориального общественного самоуправления*

____________________________________
*Наименование статьи и текст в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. При осуществлении территориального общественного самоуправления граждане, органы территориального общественного самоуправления имеют право осуществлять деятельность по следующим направлениям:
а) защита прав и интересов граждан, проживающих в границах территориального образования, в органах государственной власти и местного самоуправления;
б) организация акций милосердия и благотворительности, содействие органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении таких акций;
в) — Подпункт исключен с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ
г)содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
д) — Подпункт исключен с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ
е) работа с детьми и подростками по месту жительства;
ж) содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно — оздоровительных и других мероприятий;
з) — Подпункт исключен с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ —
и) содействие жилищно-эксплуатационным организациям в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;
к) общественный земельный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия решений органами местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации;
л) общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства;
м) содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
н) информирование граждан, проживающих в границах территориального образования, о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятых по предложениям или при участии граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление;
о) сбор материалов (сообщений, заявлений физических и юридических лиц, сообщений в средствах массовой информации), содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного Законом Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (за исключением административных правонарушений, предусмотренных главами 11 и 12 указанного Закона) и передача их должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
2. При осуществлении территориального общественного самоуправления граждане, органы территориального общественного самоуправления имеют право осуществлять иную деятельность по вопросам местного значения в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Учреждение территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление учреждается на учредительном собрании или конференции граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
2. Организацию учредительного собрания или конференции осуществляет инициативная группа граждан численностью не менее десяти человек, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории, в порядке, установленном муниципальным правовым актом.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
3. — 6. — Пункты исключены с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию
7. Учредительное собрание или конференция принимают решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления; дают наименование территориальному образованию, где предполагается осуществление территориального общественного самоуправления; принимают устав территориального общественного самоуправления, определяют основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; избирают органы территориального общественного самоуправления.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
Решения учредительного собрания или конференции оформляются протоколом, второй экземпляр которого направляется в администрацию муниципального образования.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
8. В случае если учредительное собрание или конференция принимают решение о приобретении органом территориального сообщества прав юридического лица, собрание или конференция принимают устав территориального сообщества, отвечающий требованиям законодательства.

Статья 9. Собрания, конференции

1. Собрание или конференция являются высшим органом территориального общественного самоуправления.
Периодичность, порядок организации и проведения собраний, конференций устанавливаются собраниями (сходами), конференциями в соответствии с Положением.
2. Собрание или конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления проводится по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, граждан, проживающих в границах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
3. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
4. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию.
5. Норма представительства на конференции, порядок выдвижения и голосования, срок полномочий делегатов и иные процедуры определяются в соответствии с Положением.
6. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию

Статья 10. Полномочия собрания, конференции граждан*

____________________________________
*Наименование статьи и текст в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. К полномочиям собрания, конференции граждан относятся:
а) — Подпункт исключен с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ ;
б) избрание органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления и заслушивание отчетов об их деятельности;
в) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
г) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления;
д) принятие решения о досрочном прекращении полномочий органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
е) иные собственные инициативы по вопросам местного значения.
2. Решения собраний, конференций или органов территориального общественного самоуправления носят рекомендательный характер для граждан, проживающих в границах территориального образования, и органов местного самоуправления.
3. Решения собраний или конференций граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, являются обязательными для избранных ими органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления.

Статья 11. Органы территориального общественного самоуправления

Статья в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. Для организации и непосредственной реализации функций по осуществлению территориального общественного самоуправления собрание или конференция избирают подотчетные им органы территориального общественного самоуправления (комитет, совет, иные органы).
Абзац исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ
2. Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом территориального общественного самоуправления.
3. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ
4. Орган территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий представляет интересы граждан, проживающих в границах территориального образования, в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями всех форм собственности. Его представители имеют право принимать участие в заседаниях органов местного самоуправления муниципального образования с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы граждан, проживающих в границах территориального образования, реализовывать и защищать другие права граждан, проживающих в границах территориального образования, связанные с осуществлением территориального общественного самоуправления, не противоречащие действующему законодательству.
5. — 7. — Пункты исключены с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ
8. Деятельность членов выборных органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления осуществляется на общественных началах либо, в соответствии с решением органов местного самоуправления, на оплачиваемой основе.
Собрание или конференция могут принять решение о денежном вознаграждении членов выборных органов или выборных лиц территориального общественного самоуправления только за счет собственных средств.
9. Выборное лицо территориального общественного самоуправления может иметь удостоверение. Образец удостоверения утверждается администрацией муниципального образования.

Статья 12. Регистрация уставов
территориального общественного самоуправления*

____________________________________
*Наименование статьи и текст в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
2. На регистрацию представляются документы:
а) протокол учредительного собрания или конференции, в котором содержатся принятые решения об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления; о наименовании территориального образования; основных направлениях деятельности территориального общественного самоуправления;
б) схема с описанием границ территориального образования, установленных представительным органом местного самоуправления;
в) список участников собрания или делегатов конференции с указанием адресов и нормы представительства;
г) в случае проведения конференции — протоколы собраний по выдвижению делегатов или петиционные листы;
д) устав, принятый или утвержденный собранием, конференцией;
е) другие документы, если таковые предусмотрены Положением.
3. Устав территориального общественного самоуправления должен содержать:
а) наименование территориального общественного самоуправления;
б) границы территории общественного самоуправления;
в) цели, задачи, основные формы деятельности;
г) наименование, структуру, порядок формирования и срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
д) — Подпункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ;
е) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав территориального общественного самоуправления;
з) порядок прекращения деятельности территориального общественного самоуправления.
4. Администрация муниципального образования ведет реестр территориальных образований.

Статья 13. Государственная регистрация
территориального общественного самоуправления*

Статья 14. Взаимоотношения органов государственной власти
и органов местного самоуправления с органами
территориального общественного самоуправления

1. Органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности органов территориального общественного самоуправления: способствуют выполнению решений собраний или конференций по вопросам, относящимся к реализации прав граждан, проживающих в границах территориального образования, на решение вопросов местного значения.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
2. Взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления строятся на основе действующего законодательства, уставов муниципальных образований, договоров и соглашений.
3. — Пункт исключен с 27.06.05 — Закон НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ — см. предыдущую редакцию
4. Представители органов территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих в границах соответствующего территориального образования.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Ассоциации (объединения) органов
территориального общественного самоуправления

В целях содействия эффективному осуществлению территориального общественного самоуправления, координации деятельности органов территориального общественного самоуправления отдельных территориальных образований и оказания им организационной и методической помощи на добровольной основе могут создаваться городские, районные, сельские и другие ассоциации (объединения) органов территориального общественного самоуправления (советы, комитеты, иные органы), а также ассоциации (объединения) выборных лиц (советы старост, иных выборных лиц).(В редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)

ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

_________________________
*Наименование главы в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию

Статья 16. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления*

_________________________
*Наименование статьи и текст в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных средств, а также средств, которые могут передаваться им органами местного самоуправления.
2. Собственные финансовые средства образуются за счет добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных поступлений в соответствии с законодательством.
3. Осуществление органами территориального общественного самоуправления хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, а также хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, может финансироваться на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

Статья 17. Права органов территориального общественного самоуправления
по использованию финансовых ресурсов*

_________________________
*Наименование статьи и текст в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
Органы территориального общественного самоуправления имеют право:
а) самостоятельно использовать имеющиеся в их распоряжении собственные средства;
б) кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых социальных программ территориальных образований;
в) организовывать иную экономическую деятельность, направленную на достижение уставных целей и удовлетворение социально-экономических потребностей граждан, проживающих в границах территориального образования;
г) пользоваться собственностью, переданной органам территориального общественного самоуправления, органами местного самоуправления на условиях договора безвозмездного пользования.

Статья 18. Контроль за использованием
финансовых ресурсов территориального
общественного самоуправления*

_________________________
*Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов территориального общественного самоуправления осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
2. Ревизионная комиссия (ревизор) формируется (избирается) собраниями или конференциями.
3. Порядок формирования (избрания) ревизионной комиссии (ревизора), права и обязанности ревизионной комиссии (ревизора) определяются в соответствии с Положением.
4. Ежегодный контроль со стороны граждан, проживающих в границах территориального образования, за использованием финансовых средств осуществляется в форме годового отчета органа территориального общественного самоуправления на собрании или конференции граждан, проживающих в границах территориального образования.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 19. Собственность территориального
общественного самоуправления*

_________________________
*Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. В собственности территориального общественного самоуправления могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников; построенные на эти средства сооружения — детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и отдельные вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь, другое имущество культурно — просветительного и оздоровительного назначения, в том числе имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности территориального общественного самоуправления и переданное на основе правового акта территориальными органами государственной власти городов областного значения, органами местного самоуправления.(Пункт в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию)
2. Порядок отчуждения, передачи собственности, объем и условия осуществления правомочий собственника устанавливаются законодательством.

ГЛАВА 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_________________________
*Наименование главы в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию

Статья 20. Ответственность органов и выборных лиц
территориального общественного самоуправления

Статья в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления в случае нарушения ими федерального законодательства и законодательства Новосибирской области несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области.

Статья 21. Прекращение осуществления
территориального общественного самоуправления

Статья в редакции, введенной в действие с 27.06.05 Законом НСО от 14.06.05 N 300-ОЗ, — см. предыдущую редакцию
1. Осуществление территориального общественного самоуправления прекращается на основании решения собрания, конференции или решения суда.
2. Порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления устанавливается уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 23. О приведении нормативных правовых актов
в соответствие с настоящим Законом

1. Территориальные органы государственной власти районов и городов областного значения, органы местного самоуправления муниципальных образований обязаны привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты территориальных органов государственной власти районов и городов областного значения, органов местного самоуправления до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 24. О перерегистрации действующих органов территориального
общественного самоуправления, учрежденных до вступления
в силу настоящего Закона

Органы территориального общественного самоуправления, учрежденные до вступления в силу настоящего Закона, перерегистрируются в порядке, предусмотренном настоящим Законом в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона.

Глава администрации
Новосибирской области
В.А. Толоконский

г. Новосибирск,
Красный проспект, д.18
» 13 » июня 2001г.
N 157 ОЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена «КОДЕКС»

Что такое ТОС? | Нормативно – правовая база ТОС | Как создать ТОС?

Рабочая группа «Развитие ТОС в городе Ульяновске»

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования «город Ульяновск» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС — это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления; это собственные инициативы граждан, направленные на обеспечение основных потребностей жителей определенных территорий; это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может.

Территориальное общественное самоуправление с реальными ответственными полномочиями создает предпосылки и условия для развития местного самоуправления на более высоком уровне – уровне внутригородского муниципального образования и города, а также для создания такого самоуправления граждан, как товарищества собственников жилья (ТСЖ) и общественные объединения в форме органов общественной самодеятельности (ООС) по месту жительства.

В соответствии с Конституцией РФ, ТОС не является формой власти.

Через территориальное общественное самоуправление, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократии, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь соответствующей территории и государства в целом.

Субъекты ТОС (их исполнительные органы — комитеты, сокращенно КТОСы) не являются ни общественными объединениями, ни коммерческими организациями, так как в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли, а если и осуществляют предпринимательскую деятельность, то лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей.

Субъекты территориального общественного самоуправления входят в систему местного самоуправления и могут являться юридическими лицами местного самоуправления.

Субъекты территориального общественного самоуправления создаются гражданами независимо от их политических и религиозных убеждений, социального положения для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, удовлетворения материальных потребностей в области экономических и земельных отношений, охраны общественного порядка и социальной помощи как отдельным нуждающимся в ней гражданам, так и категориям граждан (детям, подросткам, ветеранам, инвалидам, беженцам).

1. Понятие ТОС.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС носит общественный характер:

создается по инициативе граждан и не может быть создано по решению органов местного самоуправления;

не наделено законом обязательной компетенцией и решает только добровольно принятые на себя вопросы, за которые несет ответственность;

не имеет собственных властных полномочий, принимаемые решения носят рекомендательный характер;

создается для решения вопросов местного значения;

в любое время может прекратить свою деятельность и ликвидироваться.

2. Нормативно-правовое регулирование ТОС в муниципальном образовании.

Правовую основу деятельности ТОС образуют:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— устав муниципального образования;

— муниципальные нормативные правовые акты;

— устав ТОС.

3. Учреждение ТОС.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района.

Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

4. Устав территориального общественного самоуправления.

В уставе ТОС необходимо закрепить положения:

1) о территории, на которой осуществляется ТОС;

2) о целях, задачах, формах и основных направлениях деятельности ТОС;

3) о порядке формирования, прекращения полномочий, правах и обязанностях, сроке полномочий органов ТОС;

4) о порядке принятия решений;

5) о порядке приобретения имущества, а также порядке пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) о порядке прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

5. Установление границ территории, на которой осуществляется ТОС.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.

6. Территория деятельности ТОС.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

— подъезд многоквартирного жилого дома;

— многоквартирный жилой дом;

— группа жилых домов;

— жилой микрорайон;

— сельский населенный пункт, не являющийся поселением.

Данный перечень не является исчерпывающим, представительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами проживания граждан.

7. Формы осуществления ТОС.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется:

1) непосредственно населением:

— посредством проведения собраний граждан;

— посредством проведения конференций граждан;

2) посредством создания органов ТОС.

8. Собрания и конференции граждан по вопросам организации и осуществления ТОС.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

9. Полномочия собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС.

К исключительным полномочиям собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС, можно отнести:

1) установление структуры органов ТОС;

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов ТОС;

4) определение основных направлений деятельности ТОС;

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

10. Органы ТОС.

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Граждане самостоятельно определяют структуру и наименование органов ТОС, их численность, срок полномочий.

Избрание членов органа ТОС осуществляется в порядке, определенном Уставом ТОС.

К органам ТОС можно отнести:

— советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков;

— объединений жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества;

— квартальные, уличные, домовые комитеты (советы);

— контрольно-ревизионная комиссия (ревизор) (образование контрольно-ревизионного органа ТОС не является обязательным, если ТОС не будет зарегистрирован в качестве юридического лица).

В Уставе ТОС для организации деятельности и оперативного управления ТОС может быть предусмотрена должность руководителя органа ТОС (председатель).

Для организации и проведения определенного вида работ при органе ТОС могут создаваться группы (комиссии) по различным вопросам (например, по строительству, социальной, культурно-массовой работе и т.п.) из числа жителей ТОС.

11. Права и полномочия органов ТОС.

Органы ТОС:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Реализуя данные правомочия, органы ТОС:

организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и обеспечивают их исполнение;

привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;

содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;

участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;

выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;

осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;

принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;

выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, нецелевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;

кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;

участвуют в охране общественного порядка;

принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;

взаимодействуют в своей работе с общественными организациями

(женсоветами, советами ветеранов и др.);

информируют население о своей работе;

рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения;

осуществляют контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС (контроль осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля).

12. Экономические основы деятельности территориального общественного самоуправления.

Финансовые средства ТОС могут складываться из:

— собственных средств (доходы от экономической деятельности органов ТОС, добровольные взносы и пожертвования граждан, проживающих на соответствующей территории, добровольные взносы и пожертвования предприятий, учреждений, организаций, иные поступления (в соответствии с законодательством);

— привлеченных средств (заемные средства и средства, перечисляемые органами местного самоуправления, гранты).

Органы ТОС самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с установленными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.

ТОС может иметь собственные средства и имущество только в случае, если оно является юридическим лицом.

В случае если ТОС не является юридическим лицом, на собрании (конференции) ТОС могут приниматься лишь решения о добровольных взносах населения на определенные цели.

Органы ТОС ежегодно отчитываются об исполнении сметы доходов и расходов перед собранием, конференций граждан, проживающих на территории ТОС.

Порядок составления, утверждения, исполнения сметы доходов и расходов, а также порядок общественного контроля за исполнением сметы устанавливается уставом ТОС.

13. Формы экономической поддержки территориального общественного самоуправления.

Рекомендуются следующие формы экономической поддержки ТОС органами местного самоуправления:

— выделение бюджетных средств на создание и развитие, включая финансирование текущей деятельности;

— материальное поощрение активистов;

— предоставление на безвозмездной основе помещений и оборудования для временного пользования органами ТОС, компенсация расходов;

— конкурсное распределение денежных средств на реализацию социально-значимых программ органами ТОС.

Резолюция I съезда территориального общественного самоуправления смоленской области

Областные средства – на поддержку лучших проектов ТОС

ТОСЫ Демидовский район

ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.

  • Законодательство

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

1) подъезд многоквартирного жилого дома;

2) многоквартирный жилой дом;

3) группа жилых домов; жилой микрорайон;

4) сельский населенный пункт, не являющийся поселением;

5) иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОС

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица, и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

1. ТОС без образования юридического лица:

Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения. Расчетного счета нет. Могут получать средства на реализацию проектов через муниципальные образования.

2. ТОС в качестве юридического лица:

Подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме — некоммерческая организация (НКО). Наличие расчетного счета в банке. Возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами. Могут получать средства на реализацию проектов из муниципального, краевого и федерального бюджетов. Возможность участия в конкурсах и грантах международных фондов и грантодателей.

В целях активизации деятельности органов территориального общественного самоуправления, наиболее полного вовлечения населения Смоленской области в самостоятельное осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения ежегодно проводится конкурс «Лучший руководитель территориального общественного самоуправления Смоленской области».

Конкурс проводится по следующим номинациям:

«Лучший председатель совета (комитета) территориального общественного самоуправления»;

«Лучший старший по дому, подъезду»;

«Лучший старейшина».

Конкурс проводится ежегодно по результатам деятельности ТОС за прошедший год с подведением итогов и награждением победителей и призеров.