Технологическое присоединение

Потребителям Технологическое присоединение

  1. Общая информация о технологическом присоединении
  2. Нормативные документы
  3. Паспорта услуг (процессов)
  4. Порядок выполнения мероприятий, связанных с присоединениям к сетям
  5. Типовые формы документов
  6. Тарифы на технологическое присоединение
  7. Сведения о наличии мощности, свободной для технологического присоединения
  8. Сведения о поданных заявках на технологическое присоединение, заключенных договорах и выполненных присоединениях

1. Общая информация о технологическом присоединении

Технологическое присоединение — комплексная услуга, оказываемая сетевыми организациями юридическим и физическим лицам в целях создания возможности для потребления (выдачи) электрической мощности и предусматривающая фактическое присоединение энергетических установок (энергопринимающих устройств) заявителей к объектам сетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 11.е(1) Стандартов раскрытия информации сообщаем о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей через личный кабинет, интернет-приемную или позвонив по номеру телефона: 58-05-23, а также при личном обращении в центре обслуживания клиентов.
Согласно 11.е(2) Стандартов раскрытия информации уведомляем о возможности получения информации об основных этапах обработки заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям любым удобным для вас способом:

  • в личном кабинете,
  • в интернет-приемной,
  • позвонив по номеру телефона 26-75-37,
  • при личном обращении в центре обслуживания клиентов.

Технологическое присоединение необходимо юридическим и физическим лицам, желающим получить возможность электроснабжения вновь построенных объектов. К ним относятся все сооружения, не обеспеченные электроэнергией, — от построек на садово-дачных участках до магазинов, жилых домов, зданий и сооружений предприятий, объектов культурно-развлекательного характера и социальной инфраструктуры.
Услуга по технологическому присоединению также оказывается потребителям, нуждающимся в увеличении потребляемой мощности на объектах, уже подключенных к электрической сети, а также в случаях необходимости повышения категорийности (надежности) электроснабжения.
Технологическое присоединение — это комплекс следующих мероприятий:
подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
подготовку сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором, а в случае выдачи технических условий электростанцией — согласование их с системным оператором и со смежными сетевыми организациями;
Заключение договора об осуществлении технологического присоединения;
Выполнение технических условий на технологическое присоединение, как со стороны сетевой организации, так и со стороны заявителя, в пределах установленной договором границы раздела по балансовой принадлежности;
Проверка сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;
Участие сетевой организации в осмотре (обследовании) присоединяемых Устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления;
Получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя
Осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям: комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);
Составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В целях обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей технологическое присоединение было выделено наряду с передачей электроэнергии в отдельную услугу электросетевых организаций и законодательно закреплено.
В настоящее время услуга по технологическому присоединению обеспечена нормативно-правовой базой, которая помимо детальной и прозрачной для потребителя методики оказания услуги закрепляет сроки технологического присоединения, права и обязанности сторон.
По завершении технологического присоединения Вы можете потреблять электроэнергию в заявленных Вами объемах, которая будет оплачиваться Вами в соответствии с установленным тарифом на электроэнергию.
Тариф на услуги по технологическому присоединению определяется уполномоченными органами в области государственного регулирования тарифов (Комитетом РТ по тарифам) и регулируется федеральными нормативно-правовыми актами.
Действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В границах муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях городов федерального значения одно и то же лицо может осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих критериям, указанным в абзаце первом настоящего пункта, с платой за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550 рублей, не более одного раза в течение 3 лет.
В отношении садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов этих объединений, при условии присоединения каждым членом такого объединения не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединений на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.
В отношении граждан, объединивших свои гаражи и хозяйственные постройки (погреба, сараи), размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей при условии присоединения каждым собственником этих построек не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединенных построек на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств религиозных организаций не должен превышать 550 рублей при условии присоединения не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств таких организаций на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Примечание: * — Порядок начисления НДС разъяснен в Информационном письме ФСТ России от 5 июня 2009 г. N НБ-3768/12 «О включении НДС в плату за технологическое присоединение», которое предусматривает, что при реализации сетевой организацией-налогоплательщиком услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для оплаты — различен.
При смене собственника и прочих неизменных условиях, плата за технологическое присоединение не взимается.

2. Нормативные документы

Общие положения
Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»)
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (в редакции 20.12.2012)
Постановление Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г.
«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»
Постановление Правительства РФ №24 от 21.01.2004 г. «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»
Нормативные документы в части учета электрической энергии
Порядок расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах энергоснабжения), утвержденный Приказом Минпромэнерго России от 22.02.2007г. №49
Другие нормативные документы:
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям
Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные Приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»

3. Паспорта услуг (процессов)

Тех.присоединение физ.лица менее 15 кВт
Временое подключение
Передача мощности в ТСО
Тех.присоединение свыше 15 и менее 150 кВт
Тех.присоединение свыше 150 и менее 670 кВт

4. Порядок выполнения мероприятий, связанных с присоединениям к сетям

Порядок выполнения мероприятий, связанных с присоединением к сетям регламентируется Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. и другими нормативно-правовыми актами

Более подробно о порядке выполнения мероприятий, связанных с присоединением к сетям можно прочитать

5. Типовые формы документов

Договор об осуществлении тех. присоединения к электросетям.АРХИВ
Договор об осуществлении тех. присоединения к электросетям
Требования к плану ЭПУ

Заявка-общая форма АРХИВ

Заявка-общая форма АРХИВ

заявка_общая форма

Согласие на обработку персональных данных АРХИВ

Согласие на обработку персональных данных

Отзыв согласия на обработку персональных данных

Заявка на переоформление документов о технологическом присоединении АРХИВ

Заявка на переоформление документов о технологическом присоединении

Заявка на уменьшение максимальной мощности АРХИВ

Заявка на уменьшение максимальной мощности

Заявка ФЛ на присоединение до 15 кВт для бытовых нужд АРХИВ

Заявка ФЛ на присоединение до 15 кВт для бытовых нужд

Заявка ЮЛ, ИП, ФЛ на временное присоединение АРХИВ

Заявка ЮЛ, ИП, ФЛ на временное присоединение

Заявка ЮЛ, ИП, ФЛ на присоединение по одному источнику до 150 кВт АРХИВ

Заявка ЮЛ, ИП, ФЛ на присоединение по одному источнику до 150 кВт АРХИВ

заявка ЮЛ, ИП, ФЛ на присоединение по одному источнику до 150 кВт

заявка на выбор ценовой категории

заявка на договорные величины поставки энергии

полный почасовой график планового потребления

перечень и мощность_шаблон

6. Тарифы на технологическое присоединение

Об установлении стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Волгоградской области на 2020 год от 24 декабря 2019 г. №45/1, редакция от 13.05.2020 № 14/1

Об установлении стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Волгоградской области на 2019 год от 26 декабря 2018 г. № 48/1 и редакции (от 20.03.2019 № 9/1, от 07.06.2019 № 18/2), редакция (приказ №21/1 от 28.06.2019г.)

Об установлении стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Волгоградской области на 2018 год Приказ КТР ВО от 26.12.2017 № 53/2 , редакция (приказ от 24.01.2018 № 3/2)

Об установлении стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на 2017 год. Приказ КТР ВО от 23.12.2016 № 51\26 Обращаем внимание заявителей, приказом комитета КТР Волгоградской области с 01.10.2017 года ставки на стройку для потребителей менее 150 кВт обнуляются.
Плата за технологическое присоединение, не установленное стандартизированными тарифными ставками, устанавливается Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области по индивидуальному проекту.
Прогнозные сведения о расходах за технологическое присоединение на 2018 г. на 2019 г.

7. Сведения о наличии мощности, свободной для технологического присоединения

На всех ТП в сетях ООО «Волгаэнергосеть» отсутствует свободная мощность для технологического присоединения. Не смотря на это, наша компания всегда открыта к диалогу. Более подробная информация по телефонам:
8 (8442) 26-75-37

8. Сведения о поданных заявках на технологическое присоединение, заключенных договорах и выполненных присоединениях

Информация по центрам питания напряжением 35 кВ и выше:
о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов РФ о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ»

2019: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь,

2020: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август

Информация по центрам питания напряжением ниже 35 кВ:

  1. Сведения о количестве заявок и объема мощности, необходимом для их удовлетворения
  2. Сведения о количестве аннулированных заявок на технологическое присоединение
  3. Сведения о выполненных присоединениях и объеме присоединенной мощности
  4. Сведения о заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору

Дело № 2-1582/13

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 сентября 2013 года г.Ухта, Республика Коми

Мировой судья Тиманского судебного участка г.Ухты, Республики Коми Кожемяко Г.В.,

при секретаре Бовыриной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте, Республики Коми гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Северо-Запад» к Колотий <ФИО1> о взыскании задолженности по договору,

у с т а н о в и л :

ОАО «МРСК Северо-Запад» в лице Производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» обратилось в суд с иском о взыскании с ответчика Колотий И.С. задолженности по договору технологического присоединения в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, в обоснование требований указывая, что между Колотий И.С. и ОАО «МРСК Северо-Запад» в лице Производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» был заключен договор от 23.07.2009 <НОМЕР> «Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада». 03 июля 2009 от Колотий И.С. в ПО «ЦЭС» поступила заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: <АДРЕС>.

Как следует из пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 (далее ПТП № 861) возлагает на сетевую организацию обязанность выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, и устанавливает требование об обязательности заключения для такой организации договора об осуществлении технологического присоединения. Такой договор является публичным.

В соответствии с п.п. д) п.16 ПТП № 861 Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с законодательством РФ в сфере электроэнергетики.

В Республике Коми размер ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» устанавливается Службой Республики Коми по тарифам. В 2009 году, согласно Приказа от 24.03.2009 № 26/1 (который указан в договоре <НОМЕР>) размер платы за технологическое присоединение составил <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей.

Услуги по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика (гараж <АДРЕС>), согласно условиям договора, истцом были выполнены 28.11.2012 года сторонами был подписан акт о технологическом присоединении. Обязательства по договору со стороны истца исполнены.

По данным бухгалтерии истца, оплата со стороны ответчика не поступала, в связи с чем, ОАО «МРСК Северо-Запад» обратилось в суд с данным иском.

До рассмотрения дела в судебном заседании от представителя истца поступило заявление, в котором ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» просит прекратить производство по делу по иску ОАО «МРСК Северо-Запад» к Колотий И.С. о взыскании задолженности по договору в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, в связи с добровольной оплатой Колотий И.С. указанной суммы задолженности. От исковых требований отказываются в полном объеме, ст.221 ГПК РФ известна и понятна.

Исследовав материалы дела, учитывая, что отказ от иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для прекращения производства по делу.

Истец добровольно отказался от своего материально-правового требования к ответчику. Отказ истца от иска обязателен для суда.

Руководствуясь ст.ст.39, 173, 220, 225 ГПК РФ, мировой судья

О П Р Е Д Е Л И Л :

Принять отказ ОАО «МРСК Северо-Запад» от иска. Производство по делу по иску ОАО «Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Северо-Запад» в лице Производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» к Колотий <ФИО1> о взыскании задолженности по договору прекратить, в связи с отказом истца от иска.

Определение может быть обжаловано в Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней через мирового судью Тиманского судебного участка г.Ухты, Республики Коми.

Я даю согласие ИП Туксин Артем Александрович (далее — Оператор), расположенному по адресу: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Марковцева 6-263, на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.

Согласие дается мною для целей: получения консультации по вопросам электроснабжения, заполнения форм обратной связи, регистрация профиля пользователя, совершения иных действий на сайте energo.blog; а также исполнения требований других федеральных законов и подзаконных актов с использованием как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации, внесения полученных сведений в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов), передачи их уполномоченным органам.

Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных (включая получение от меня и/или любых третьих лиц): фамилия, имя, отчество, номера телефонов (городской, мобильный), адрес электронной почты, сведения для входа в профиль пользователя Оператором. Лицо, осуществляющее обработку моих персональных данных обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные действующим законодательством.

Настоящее согласие дано мной с даты подтверждения согласия на официальном сайте Оператора и действует бессрочно.

В случае неправомерного использования моих персональных данных согласие на обработку персональных данных отзывается моим письменным заявлением.
Подтверждаю, что с порядком отзыва согласия на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 «О персональных данных» № 152-ФЗ ознакомлен(а).

Я очень люблю тему технологического присоединения. Вопросы тех.присоединения сложны не только отсутствием единообразия в правовом регулировании тех.присоединения в зависимости от подключаемого ресурса (тепло, вода, газ, электрическая энергия). Сложность также кроется в технических моментах самого процесса.

Это первая часть заметок по теме: немного оторванная от практики. Скажем так, вводная!

Любое новое строительство предполагает присоединение строящегося объекта к системам коммунального обеспечения, а именно подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и энергоснабжение. Не смотря на наличие имеющейся нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, стоит констатировать наличие ряда проблем, с которыми сталкивается заявитель при осуществлении технологического присоединения.

Основными проблемами в правовом регулировании в РФ в данной области автор рассматривает:

— отсутствие кодифицированных унифицированных правил регулирования вопросов технологического присоединения (в зависимости от регулируемого правоотношения по присоединению в зависимости от подключаемой сети для потребления того или иного ресурса (вода, тепло и т.д) в РФ действуют различные Правила, содержание которой и правовое регулирование различны;

— отсутствие должного регулирования терминологии в указанных Правилах, что свидетельствует о некоторой правовой неопределенности в вопросах правового регулирования;

— нестабильность в определении правовой природы договора технологического присоединения;

— отсутствие должного и понятного регулирования в вопросах возникновения права собственности на созданные объекты сетевого хозяйства при реализации договора технологического присоединения;

— отсутствие проработанных механизмов перераспределение мощности до этапа осуществления технологического присоединения;

— непрозрачные механизмы ценообразования при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному тарифу;

— императивное государственное регулирование вопросов технологического присоединения, позволяющее в недостаточной мере свободу договорного регулирования отношения заявителя и исполнителя под угрозой применения мер административного принуждения к сетевой организации.

ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

В настоящее время в законодательстве РФ отсутствует четкое и емкой определение технологического присоединения к инфраструктурным сетям, и, следовательно, отсутствует единый термин для договора технологического присоединения и процесса технологического присоединения.

Первым значимым вопросам в данной области является факт различия понятия «присоединения» и «подключения».

Некоторые авторы разводят понятия присоединение и подключение следующим образом.

Например, А. В, Смагин указывает на следующее.
«Правовое регулирование деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства необходимо отличать от правового регулирования деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Деятельность по подключению, в отличие от деятельности по технологическому присоединению, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ».

Исходя из содержания части 10.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации можно констатировать, что большинство требований Кодекса, регулирующих деятельность по подключению, не применяется к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. При этом указанный Кодекс содержит прямую отсылку в отношении правового регулирования технологического присоединения к законодательству Российской Федерации об электроэнергетике.

Далее, автор в указанной статье, указывает, что не смотря на схожесть терминологии, правовое регулирование «присоединения» и «подключения» различается. При этом, автор выделяет, что термин «присоединение» применим к электроэнергетике и правовое регулирования в данной области обусловлено исторически сложившейся спецификой технологического присоединения в электроэнергетике.

В качестве аргументов различного правового регулирования «присоединения» и «подключения» приводится функциональная роль, а именно, как отмечает С.М. Корнеев, энергоснабжающая организация не только проверяет уже существующие технические средства, но и наблюдает за проектированием и сооружением соответствующих сетей и установок и дает разрешение на их присоединение к своей сети. С другой стороны, как отмечается в новой судебной практике, на сетевую организацию возлагается обязанность по осуществлению не только собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, включая усиление существующей сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

Как указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) от 28 июня 2012 г. N ВАС-4355/12, сфера действия статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и раздела 2 Правил № 861, регламентирующего порядок заключения договора технологического присоединения, различны. Правила № 861 принимались Правительством Российской Федерации не во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вопрос об идентичности понятие технологического присоединения и технологического подключения является открытым.

Какие-то Правила отождествляют данные понятия, а какие-то разводят данные понятия. В частности, Правила № 787 различают понятия точки подключения и точки присоединения. В то время как в других Правилах – это равнозначные понятия.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Постановление № 83) подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» — процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

При этом, прослеживая изменения в Правила № 83, начиная с момента их принятия, следует констатировать, что сам законодатель испытывал некоторую неуверенность в вопросе определения распространение действия данных Правил на подключение к тем или иным сетям (в первоначальной редакции 2006 года Правила регулировали отношения в сфере подключения к следующим ресурсам: холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению; далее в редакции 2010 года из сферы регулирования исчезла электрическая энергия; в редакции 2014 года исключен газ, из действующей редакции убрано тепло и горячая вода).

Вместе с тем, отсылки на Градостроительный кодекс РФ, регулирующий вопросы технологического присоединение и в развитие положений которого приняты указанные Правила, имеются в Законе о теплоснабжении.

Подобные операции с внесением изменений в Правила 83 отчасти объясняются поступательным принятием Правил в отношении каждого ресурса. Вместе с тем, вопрос о необходимости принятия таких Правил для каждого ресурса без разработки единых Правил с указанием особенностей относительно каждого ресурса не имеет значимого ответа.

Каждые отраслевые Правила подключения содержат собственные определения.

подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» — совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314″Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», далее – Правила № 1314)

документы о технологическом присоединении — документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861″Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее — Правила № 861).

«подключение» — совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту после подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из этой системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 787″ О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Правила № 787).

Анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что технологическое присоединение представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, имеющей своим результатом подключение заявителя к системе обеспечения ресурсом.

Анализируя все Правила можно выделить примерно одни и те же стадии заключения и исполнения договора технологического присоединения:

1. Подача заявки на осуществление технологического присоединения физическим или юридическим лицом на технологическое присоединение новых объектов или увеличение объема максимальной присоединяемой мощности.

2. Заключение договора на осуществление технологического присоединения между потребителем и электросетевой организацией.

3. Реализация сторонами мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения.

4. Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов

5. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, осуществляемое сетевой организацией (комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение объектов электросетевого хозяйства и объектов заявителя).

6. Фактический прием (подача) напряжения и мощности путем включения коммутационного аппарата.

7. Подписание сторонами акта об осуществлении технологического присоединения, а также актов о разграничении границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности

Одним из ключевых признаков всех правоотношений технологического присоединения является высокая роль государства, как регулятора данных правоотношений.

Укрупненно существует два подхода на предмет государственного регулирования деятельности по осуществлению технологического присоединения. Тот или иной подход превалирует в разных странах. Изучение опыта зарубежных стран позволит сделать вывода о важности и пользе государственного регулирования, либо напротив, о губительности излишнего императивного вмешательства.

Первый подход заключается в том, что обеспечение технологического присоединения является обязательной функцией соответствующей сетевой компании. Осуществление технологического присоединения не требует от заявителя совершения каких-либо действий. Более того, в некоторых странах, такое присоединение носит безвозмездный характер. Сегодня такая модель присоединения к электросетям свойственна, например, для рынка Японии.

В соответствии со вторым подходом, технологическое присоединение рассматривается как обязательство заявителя. В Казахстане присоединение к электрическим сетям производится заявителем самостоятельно с разрешения уполномоченной организации.

Российская Федерация идет по пути мирового опыта, в соответствии с которым деятельность по осуществлению технологического присоединения, генерации и передачи ресурса подлежит разделению. В частности, такая же модель по разделению видов деятельности существует во многих странах: Германия, Швеция.

Вместе с тем в РФ роль государства как регулятора крайне высока. Учитывая, что деятельностью по присоединению в нашей стране занимаются компании, которые подпадают под регулирование антимонопольного законодательства, с этой точки зрения подобное вмешательство представляется обоснованным. Однако, наличие ограничений на какое-либо отступление от разработанных Правил, даже в том случае, когда такое отступление не ставит заявителя в невыгодное положение, — стоит рассматривать как крайне негативный пережиток ранее существующей экономики.

Немаловажной проблемой в правовом регулировании технологического присоединения, является взгляд на правовую природу договора технологического присоединения.

На вопрос правовой природы договора технологического присоединения существует три точки зрения:

Первая точка зрения, которая преобладала ранее: договор технологического присоединения- договор, не поименованный гражданским законодательством и регулируемый специальным отраслевым законодательством.

Данная позиция переживала свой расцвет после изложенной правовой позиции Президиумом ВАС РФ. Президиумом ВАС РФ в постановлении от 10 июля 2012 г. № 2551/12 по делу № А56-66569/2010 приведена позиция, согласно которой договор технологического присоединения не относится ни к договору подряда, ни к договору возмездного оказания услуг, не является также и смешанным договором, а должен рассматриваться как договор непоименованный в ГК РФ. Так как электроэнергетическим законодательством регламентирована процедура технологического присоединения и определены все существенные условия договора технологического присоединения, по мнению ВАС РФ, данный договор по своей правовой природе является договором технологического присоединения.

В соответствии со второй позицией, договор технологического присоединения — договор об оказании услуг.

И третья позиция — договор является смешанным видом договоров, включая элементы как договора об оказании услуг, таки договора подряда.

Долгое время вопрос о правовой природе указанного договора был дискуссионным.

Учитывая предмет договора технологического присоединения в виде осуществления ряда мероприятий, одной из точек зрения было, что технологическое присоединение необходимо рассматривать как работу, поскольку имеет значение именно процесс присоединения.

Такого мнения, в частности, придерживается О.А. Городов, указывая, что ряд косвенных признаков договора технологического присоединения позволяет рассматривать его как договор подряда.

Выделяя в технологическом присоединении ряд мероприятий, в части действий по осуществлению работ по технологическому присоединению, ряд авторов также усматривает признаки договора подряда, в части технического осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств — договор возмездного оказания услуг.

В Определении Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016 суд сделал вывод о том, что договор технологического присоединения по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако, такой узкий взгляд на природу договора технологического присоединения, как договор об оказании услуг, представляется не совсем полным.

Очевидно, что в вышеприведенном Определении, делая вывод о наличии в договоре технологического присоединения признаков договора об оказании услуг, ВС РФ анализировал положения правового института технологического присоединения сквозь призму возможности заявителя в одностороннем порядке отказаться от договора в любое время с исполнением обязанности по компенсации затрат Исполнителя.

Данный вывод подтверждается не только анализом условий договора технологического присоединения, но также иными позициями ВС РФ, изложенными в его судебных актах, которые не противореча Определению ВС РФ от 25.12.2017 года указывают на то, что природа договора технологического присоединения является, в том числе, подрядной.

Так, в Определении от 19.07.2016 года № 304-ЭС16-10628 ВС РФ указывает на смешанную природу договора, содержащего элементы как договора подряда, так и договора об оказании услуг.

Следует отметить, что занимая такую позицию на предмет правовой природы договора технологического присоединения, ВС РФ тем самым идет по иному пути, нежели ВАС РФ, который в знаменательном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2551/12 определил правовую природу договора технологического присоединения, как договора, подлежащего регулированию специализированными нормами. Своими Определениями ВС РФ перечеркнул правовую позицию Президиума ВАС РФ, который со ссылкой на специальную правовую природу договора технологического присоединения отказала в возможности одностороннего отказа иначе как по основаниям ,изложенным в тех или иных правилах присоединения.

В настоящий момент высшая судебная инстанция позволяет отказаться от договора при условии компенсации затрат сетевой организации.

Интересна позиция зарубежных цивилистов на природу договору технологического присоединения.

Как отмечает С.А. Свирков, «в германской доктрине считается, что «обязательство по осуществлению технологического присоединения является выражением социальной ответственности собственности.

С этой точки зрения, договор технологического присоединения рассматривается как обязанность заявителя, как собственника объекта права, осуществить присоединение последнего к сетям в целях потребления ресурса.

Анализируя все позиции на договор технологического присоединения, с учетом его правовой природы, целей сторон при его заключении, автор склоняется к мнению, что договор технологического присоединения представляет собой договор, обладающий смешанной природой и содержащий в себе элементы договора об оказании услуг и договора подряда, при этом не лишенный правовых институтов, подлежащих регулированию специальными нормами.

А. В. Смагин.Договор об осуществлении технологического присоединения как самостоятельная сделка в электроэнергетике: актуальные проблемы/»Энергетика и право», 2013, N 2/

Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 6.

См.: решение ВАС РФ от 12 августа 2011 г. по делу N ВАС-9742/11

См., например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314″Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

См,, например, Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83»

Выделено: Репетюк С.В., Файн Б.И., Мозговая О.О., Темная О.В. Сравнительный анализ практики технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в России и зарубежных странах

Семенович Кристина Сергеевна. Договор технологического присоединения к электрическим сетям. диссертация, стр. 24

1. Для заключения договора об осуществления технологического присоединения заявитель направляет заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию, оформленную в соответствии с требованиями, утвержденными Правилами технологического присоединения. В случае отсутствия необходимых сведений и (или) документов, определенных действующими Правилами технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки.
В случае отсутствия необходимых сведений и (или) документов, определенных действующими Правилами технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки.
2. Сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору:

  • для Заявителей, Договор ТП с которыми заключается по индивидуальной проекту в течение 5 (пяти) дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение Регулирующим органом;
  • для Заявителей, осуществляющих технологическое присоединение по временной схеме в течение 10 (десять) рабочих дней со дня получения Заявки.
  • для Заявителей — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) за исключением лиц планирующих воспользоваться беспроцентной рассрочкой платежа за технологическое присоединение в течение 15 (пятнадцать) дней со дня получения заявки;
  • для Заявителей — физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) в течение 15 (пятнадцать) дней со дня получения заявки;
  • для Заявителей, за исключением Заявителей указанных в абзацах два, три, четыре настоящего пункта в течение 30 (тридцати) дней со дня получения Заявки.

Под днями понимаются календарные дни за исключением праздничных.
2.1. Договор должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и Правилами технологического присоединения сроков исполнения своих обязательств;
г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики;
е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;
3. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
3.1. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами технологического присоединения. Срок приведения Договора в соответствие с Правилами технологического присоединения – 5 рабочих дней со дня получения такого требования.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
3.2. В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
4. Выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
4.1. Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией — согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) Заявители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 150 кВт, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную ими проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям.
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями. По окончанию осуществления мероприятия по технологическому присоединению Стороны составляют Акт о выполнении заявителем технических условий или Акта осмотра (обследования) объектов заявителя;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем технических условий, согласованного с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления), за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пункте 12 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя). По окончанию осуществления мероприятия по технологическому присоединению Стороны составляют Акт об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности) заявителя;
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
5. По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акты:

  • Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей
  • Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон
  • Акт об осуществлении технологического присоединения
  • Акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии).

Файлы