Технические средства управления в таможенных органах

Приложение 3

Утвержден
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 16 июля 2015 года № 504

ПОРЯДОК
применения технических средств таможенного контроля

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 252 Закона Кыргызской Республики «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» и устанавливает порядок применения технических средств при осуществлении таможенного контроля товаров, международных почтовых отправлений (далее — МПО) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также физических лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза.

2. Технические средства таможенного контроля — комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами в процессе таможенного контроля физических лиц, товаров, МПО и транспортных средств, с целью сокращения времени проведения таможенного контроля и выявления фактов правонарушений (преступлений) в сфере таможенного дела.

3. Технические средства таможенного контроля используются при проведении таможенного контроля в соответствии со статьей 110 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Должностные лица таможенного органа, осуществляющие таможенный контроль, применяют технические средства таможенного контроля в соответствии с перечнем, установленным настоящим Порядком (приложение 1).

2. Порядок применения технических средств таможенного контроля

4. Применение технических средств таможенного контроля должно быть безопасным для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должно причинять вред лицам, товарам, МПО и транспортным средствам.

5. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, в зависимости от форм таможенного контроля и специфики перемещения физических лиц, товаров, МПО и транспортных средств, определяет необходимость применения тех или иных технических средств таможенного контроля.

6. При проведении таможенного контроля в форме таможенного наблюдения применяются следующие технические средства таможенного контроля:

1) автоматизированные системы учета автотранспортных средств, применяемые в отношении автотранспортных средств, пересекающих таможенную границу Таможенного союза путем регистрации автотранспортных средств по государственному номеру транспортного средства.

По результатам применения автоматизированной системы учета автотранспортных средств полученная информация передается по каналам связи в уполномоченный орган в сфере таможенного дела для централизованного учета пересекающих таможенную границу таможенного союза автотранспортных средств;

2) технические средства визуального наблюдения, применяемые для проведения визуального контроля за товарами, транспортными средствами и физическими лицами, находящимися в зоне таможенного контроля.

7. При таможенном осмотре и таможенном досмотре применяются следующие технические средства таможенного контроля:

1) технические средства радиационного контроля, применяемые в отношении товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза, с целью выявления незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза радиоактивных материалов;

2) автоматизированные системы определения весовых и габаритных параметров транспортных средств и видеонаблюдения, применяемые в отношении автотранспортных средств, пересекающих таможенную границу Таможенного союза, с целью их контроля и учета с передачей полученной информации по каналам связи в уполномоченный орган в сфере таможенного дела;

3) досмотровая интраскопическая техника, в том числе оснащенная системами обработки и анализа изображения, применяемая в отношении товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза в зонах таможенного контроля, с целью обнаружения незаконных вложений товаров в ручной клади, контейнерах, транспортных средствах, международных почтовых отправлениях, на теле и во внутренних органах физических лиц;

4) технические средства поиска, применяемые при проведении осмотра товаров и транспортных средств без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемого объекта;

5) технические средства идентификации, применяемые при проведении осмотра следующих товаров:

— для идентификации проб драгоценных камней и металлов применяются приборы, работающие на основе анализа преломления лучей в драгоценных камнях, и приборы, использующие разные методы определения сплавов. Применяются во всех случаях оформления драгоценных камней и металлов;

— для выявления и (или) проверки наркотических, психотропных веществ и прекурсоров применяются:

детекторы и экспресс-анализаторы наркотических веществ методом сбора микрочастиц, с помощью салфеток и помещения их в детектор для производства анализа, а также анализа паров с подозрительного участка при помощи включения компрессора детектора;

ампулы или набор ампул для цветового различения наркотического вещества в специальных прозрачных емкостях;

— для выявления и (или) проверки взрывчатых веществ применяются детекторы микрочастиц и анализа паров взрывчатых веществ, путем сбора микрочастиц салфетками и помещения их в детектор для производства анализа, путем сбора паров при помощи компрессора детектора с подозрительных участков;

— для анализа веществ в твердом, жидком и порошкообразном состоянии применяются рентгенофлуоресцентные анализаторы, необходимо специальное обучение сотрудников по работе с данными приборами;

— для определения весового значения товаров и транспортных средств применяются приборы взвешивания;

— для дистанционного измерения объема товара, проходящего в единицу времени, применяются приборы учета энергоресурсов, результаты измерений которых вносятся в информационную систему, связанную с каналами передачи данных с таможенными органами;

— для проверки товаров и транспортных средств в целях выявления озоноразрушающих веществ используются идентификаторы, детекторы и анализаторы хладагентов;

— для проверки, считывания, снятия, а также контроля санкционированного вскрытия электронных запорно-пломбировочных устройств (электронных пломб) используются приборы считывания электронных запорно-пломбировочных устройств (электронных пломб). Используются стационарные, переносные и мобильные приборы считывания электронных запорно-пломбировочных устройств (электронных пломб);

— для печати информации (штрих-кода, текстовой информации, различной графики) на этикетках, самоклеющихся лентах, которые впоследствии наносятся на товар, упаковку для маркировки, транзитную декларацию, транспортные средства используются принтеры штрих-кода;

— для идентификации этикеток, наклеек со штрих-кодом применяются приборы считывания штрих-кодов (сканер штрих-кода).

Результаты идентификации товаров с применением технических средств идентификации являются основанием для отправления данных товаров на экспертизу для углубленного обследования;

6) технические средства визуального наблюдения, постоянно применяемые должностными лицами таможенных органов в целях таможенного контроля для наблюдения в ночное и дневное время за оперативной обстановкой зоны таможенного контроля и объектов административных зданий таможенных органов;

7) технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации, применяемые для просмотра, прослушивания и стирания аудиоинформации и видеоинформации, записанной на магнитных носителях (бобинах, пленках, компакт-кассетах, дисках, дискетах электронно-вычислительных машин) при таможенном контроле этих технических носителей информации. Технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации используются для осуществления визуального контроля проявленных фотопленок и кинопленок, слайдов и микрофишей.

8. Таможенные органы для обеспечения оперативной связью в зонах таможенного контроля, а также в полевых условиях применяют технические средства оперативной связи.

9. Должностные лица таможенных органов вправе применять досмотровую интраскопическую технику после прохождения специального курса обучения по ее применению, а также обучения по воздействию рентгеновского излучения на организм человека, растений и животных, продуктов питания, имеющих живые микроорганизмы, и обучения по радиационной безопасности.

10. Технические средства таможенного контроля эксплуатируются должностными лицами таможенного органа согласно техническим данным, инструкциям, приложенным заводом-изготовителем.

Досмотровая интраскопическая техника применяется с соблюдением специфики всех его технических возможностей, а также правил техники безопасности и радиационной безопасности в соответствии с заводской инструкцией или технической спецификацией.

Технические средства поиска применяются с соблюдением техники безопасности, без причинения механических повреждений товарам, МПО и транспортным средствам.

Приложение 1
к Порядку применения технических средств таможенного контроля

ПЕРЕЧЕНЬ
технических средств таможенного контроля, применяемых таможенными органами Кыргызской Республики при проведении таможенного контроля

1. Технические средства таможенного контроля


п/п

Наименование

Применение при различных формах таможенного контроля

Проверка документов и сведений

Устный опрос

Таможенное наблюдение

Таможенный осмотр

Таможенный досмотр

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков

Таможенный осмотр помещений и территорий

Таможенная проверка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Досмотровая рентгенотелевизионная техника (ДРТ)

1.1

ДРТ для контроля содержимого ручной клади и багажа

+

1.2

ДРТ для контроля багажа и почтовых отправлений

+

1.3

ДРТ для контроля средне- и крупногабаритных грузов

+

1.4

Передвижная рентгенотелевизионная установка

+

1.5

Переносная рентгенотелевизионная установка

+

2

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК)

2.1

ИДК стационарный для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств

+

2.2

ИДК легковозводимый (перебазируемый) для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств

+

2.3

ИДК мобильный для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств

+

2.4

ИДК для контроля авиационных контейнеров

+

2.5

ИДК для контроля железнодорожных вагонов

+

3

Средства поиска

3.1

Металлоискатель портативный

+

+

+

3.2

Металлоискатель стационарный

+

3.3

Досмотровое зеркало

+

+

+

3.4

Досмотровый эндоскоп

+

+

+

3.5

Досмотровый щуп

+

+

+

3.6

Досмотровый фонарь большой дальности освещения

+

+

+

+

3.7

Досмотровый фонарь малой дальности освещения

+

+

+

+

3.8

Лупа с подсветкой

+

+

+

+

+

3.9

Лупа люминесцентная

+

+

+

+

+

3.10

Технический видеоскоп полужесткий

+

+

+

3.11

Портативная телевизионная система досмотра для визуального обследования труднодоступных мест

+

+

+

4

Средства для нанесения и считывания специальных меток

4.1

Фломастер флуоресцентный

+

+

+

+

+

4.2

Ультрафиолетовые фонари

+

+

+

+

+

5

Досмотровый инструмент

5.1

Набор инструментов группового использования

+

+

5.2

Набор инструментов индивидуального использования

+

+

6

Технические средства подповерхностного зондирования

6.1

Прибор портативный радиотехнический дистанционного зондирования сыпучих, навалочных и гомогенных грузов

+

+

6.2

Технические средства дистанционного обнаружения наркотических и взрывчатых веществ

+

+

6.3

Технические средства обнаружения неоднородностей и скрытых полостей

+

+

6.4

Сканер для обнаружения сокрытий внутри человеческого тела

+

7

Технические средства идентификации (ТСИ)

7.1

Прибор для анализа содержания драгоценных металлов

+

7.2

Прибор для анализа содержания металлов и сплавов

+

7.3

Программно-аппаратный комплекс для исследования документов, денежных знаков и защищенных бумаг

+

+

+

7.4

Прибор контроля подлинности документов, денежных знаков и защищенных бумаг

+

+

+

7.5

Детектор банкнот портативный

+

+

7.6

Детектор банкнот

+

+

7.7

Прибор для проверки и счета банкнот

+

+

7.8

Прибор для идентификации драгоценных камней

+

+

7.9

Прибор для идентификации драгоценных камней и драгоценных металлов

+

+

7.10

Универсальный детектор для идентификации драгоценных металлов и драгоценных камней

+

+

7.11

Анализатор электрохимический для идентификации драгоценных камней и драгоценных металлов

+

+

7.12

Оборудование для геммологических исследований

+

7.13

Прибор для идентификации номеров агрегатов транспортных средств

+

7.14

Программно-аппаратный комплекс идентификации подлинности художественных произведений

+

7.15

Прибор для определения подлинности акцизных марок

+

+

7.16

Прибор для идентификации лесо- и пиломатериалов лиственных и хвойных пород древесины

+

+

7.17

Технические средства инструментального контроля озоноразрушающих веществ

+

8

Химические средства идентификации (ХСИ)

8.1

Химические средства экспресс-анализа наркотических веществ

+

8.2

Тест экспресс-анализа проб на наличие взрывчатых веществ

+

8.3

Иммунохроматические экспресс-тесты

+

9

Технические средства документирования

9.1

Диктофон цифровой

+

9.2

Видеокамера цифровая

+

+

+

+

+

9.3

Фотокамера цифровая

+

+

+

+

+

10

Технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации

10.1

Устройство воспроизведения аудио- и видеоинформации

+

11

Технические средства измерения количественных и качественных показателей лесо- и пиломатериалов

11.1

Рулетка измерительная металлическая

+

+

11.2

Линейка измерительная металлическая

+

+

11.3

Скоба лесная измерительная

+

+

11.4

Измерительная лесная вилка

+

+

11.5

Измеритель влажности

+

+

12

Системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств

12.1

Система считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств

+

+

13

Технические средства для осуществления транспортного контроля

13.1

Шест телескопический

+

+

13.2

Курвиметр

+

+

13.3

Линейка (штангенциркуль)

+

+

13.4

Диск с красным сигналом со световозвращателем

+

+

13.5

Система автоматизированного контроля габаритов грузовых автотранспортных средств

+

+

14

Система визуального наблюдения

14.1

Система оперативного теленаблюдения

+

14.2

Видеорегистратор портативный

+

+

+

+

+

15

Оптические устройства и приборы

15.1

Бинокль

+

15.2

Прибор ночного видения

+

15.3

Система ночного видения

+

15.4

Электронный оптический прибор (тепловизор)

+

16

Приборы взвешивания

16.1

Весы электронные с пределом до 3 кг

+

+

+

16.2

Весы электронные до 150 кг

+

+

+

16.3

Весы с пределом взвешивания более 150 кг

+

+

+

16.4

Весы автомобильные

+

+

+

16.5

Весы железнодорожные

+

+

+

2. Технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) и обеспечения радиационной безопасности


п/п

Наименование технических средств

Применение технических средств

Таможенный контроль, направленный на пресечение незаконного перемещения ДРМ через границу Кыргызской Республики

Таможенный контроль ДРМ, перемещаемых в рамках внешнеэкономической деятельности

Обеспечение радиационной безопасности при работе

Таможенное наблюдение

Таможенный осмотр

Таможенный досмотр

с ДРМ

на ДРТ

на ИДК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Стационарные системы обнаружения ДРМ

1.1

Система радиационного контроля стационарная железнодорожная <*>

+

1.2

Система радиационного контроля стационарная автомобильная <*>

+

1.3

Система радиационного контроля стационарная пешеходная <*>

+

2. Мобильные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов

2.1

Таможенный подвижной пост радиационного контроля

+

+

+

+

+

+

+

3. Поисковые приборы радиационного контроля

3.1

Измеритель-сигнализатор поисковый <**>

+

+

+

3.2

Измеритель-сигнализатор поисковый <***>

+

+

4. Дозиметры

4.1

Дозиметр индивидуальный гамма-излучения

+

+

+

+

4.2

Дозиметр рентгеновского и гамма-излучения универсальный

+

+

+

+

+

+

<****>

4.3

Дозиметр рентгеновского и гамма-излучения индивидуальный

+

+

+

+

+

4.4

Термолюминесцентный дозиметр

+

+

+

<*****>

4.5

Дозиметр-радиометр поисковый

+

+

+

+

5. Радиометры-спектрометры

5.1

Радиометр- спектрометр универсальный

+

+

+

5.2

Дозиметр-радиометр

+

+

+

6. Спектрометры

6.1

Спектрометр со сцинтилляционным детектором

+

6.2

Спектрометр с полупроводниковым детектором

+

7. Средства индивидуальной защиты

7.1

Средства индивидуальной радиационной защиты

+

Примечание:

<*> Детекторами гамма- и нейтронного излучения.

<**> Детекторами гамма- и нейтронного излучения.

<***> Детектором гамма-излучения.

<****> Для проведения радиационного контроля должны использоваться дозиметры, позволяющие проводить измерения амбиентного эквивалента дозы и мощности амбиентного эквивалента дозы, и иметь следующие характеристики: нижняя граница энергетического диапазона — не более 50 кэВ; верхняя граница энергетического диапазона — не менее 9 МэВ; возможность измерения импульсного фотонного излучения с длительностью импульса — от 1,0 мкс; наличие режимов измерения средней мощности дозы импульсного излучения и дозы; наличие возможности измерения максимального за время измерения значения средней мощности дозы импульсного излучения; нижняя граница диапазона измерения мощности дозы импульсного фотонного излучения — не более 0,2 мкЗв/ч; нижняя граница диапазона измерения дозы импульсного фотонного излучения — не более 0,01 мкЗв.

<*****> Прибор должен обеспечивать измерение дозы импульсного фотонного излучения в соответствующем энергетическом диапазоне, с учетом характеристик конкретного типа инспекционно-досмотрового комплекса.

Технические средства таможенного контроля подразделяются на следующие виды:

1) автоматизированная система учета автотранспортных средств, используемая таможенными органами для визуального и автоматизированного контроля над въезжающими/выезжающими на таможенную территорию Таможенного союза автотранспортными средствами, путем автоматизации их регистрации по государственным регистрационным номерным знакам;

2) технические средства радиационного контроля, предназначенные для обнаружения, локализации и идентификации перевозимых радиоактивных и делящихся материалов, опасных отходов, измерения их количественных и качественных характеристик. К ним относятся дозиметры, радиометры, портативные и стационарные спектрометры, стационарные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов;

3) автоматизированная система определения весовых и габаритных параметров транспортных средств и видеонаблюдения, используемая таможенными органами для контроля за измерением весовых и габаритных параметров автотранспортных средств;

4) досмотровая интраскопическая техника, в том числе оснащенная системами обработки и анализа изображения, используемая таможенными органами для визуальной проверки транспортных средств, содержимого грузовых отсеков транспортных средств, контейнеров, сопровождаемого и несопровождаемого багажа пассажиров, международных почтовых отправлений и товаров в мелких, среднегабаритных и крупногабаритных тарах, без их вскрытия, а также физических лиц — методом неинтрузивного (бесконтактного) досмотра. Таможенными органами применяются стационарные, переносные и мобильные системы неинтрузивного досмотра;

5) технические средства поиска, используемые при осуществлении таможенного досмотра сопровождаемого и несопровождаемого багажа пассажиров, международных почтовых отправлений, товаров и труднодоступных мест в транспортных средствах. Техническими средствами поиска являются:

— металлодетекторы — электронные приборы, позволяющие обнаруживать предметы из черных и цветных металлов. Таможенными органами применяются портативные, переносные и стационарные металлодетекторы;

— зеркала досмотровые — телескопические держатели с набором сменяемых зеркал разных форм и размеров, применяются с ручными осветительными приборами для досмотра товаров, транспортных средств в труднодоступных местах;

— щупы досмотровые — металлические стержни особой закалки разных диаметров и длины, изготавливаются с отверстием специальной формы для забора проб из вложений прокалываемых объектов (мягких и картонных упаковок, сидений в транспортных средствах, сыпучих грузов);

— эндоскопы — оптические приборы, предназначенные для досмотра труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостей, заполненных различными, в том числе и агрессивными жидкостями;

— досмотровые фонари и лампы — осветительные приборы, предназначенные для оптимального освещения в ночное время суток и в слабоосвещенных помещениях. Таможенными органами применяются мобильные, переносные и стационарные фонари и лампы;

— приборы для определения изменения плотности — приборы, предназначенные для обнаружения посторонних вложений в труднодоступных местах, таких как топливные баки, двери, колеса транспортных средств, стенки прицепов грузовых автомобилей;

— тепловизоры — приборы, предназначенные для оперативного поиска, обнаружения и наблюдения в динамике собственного излучения теплоизлучающих объектов;

6) технические средства идентификации, к ним относятся:

— приборы определения подлинности таможенных и иных документов;

— приборы определения подлинности пробы драгоценных металлов;

— приборы определения подлинности драгоценных камней;

— приборы идентификации наркотических, психотропных веществ и прекурсоров;

— приборы идентификации взрывчатых веществ;

— рентгенофлуоресцентные анализаторы;

— приборы взвешивания;

— приборы учета энергоресурсов;

— идентификаторы, детекторы и анализаторы хладагентов;

— приборы считывания электронных запорно-пломбировочных устройств (электронных пломб);

— принтеры штрих-кодов;

— приборы считывания штрих-кодов;

— средства идентификации;

7) технические средства визуального наблюдения, используемые таможенными органами для наблюдения за оперативной обстановкой на объектах, где осуществляется таможенный контроль.

К техническим средствам визуального наблюдения относятся оптические приборы наблюдения, бинокли, монокулярные и стереотрубы, приборы ночного видения, а также локальные (замкнутые) системы обзорного телевидения — сеть телевизионных камер, неуправляемых или дистанционно управляемых с единого контрольного пульта, и контрольных мониторов;

8) технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации, к которым относятся магнитофоны, видеомагнитофоны, плейеры всех систем и форматов записи, телемониторы, телевизоры, специальные компьютерные контрольные системы, фото-, кино-, слайдпроекторы, устройства для просмотра микрофишей, а также устройства для стирания аудио-, видеоинформации;

9) технические средства оперативной связи, применяемые должностными лицами таможенных органов для обеспечения оперативного управления процессом таможенного контроля. Комплекс включает: носимую, стационарную (базовую), автомобильную аппаратуру радиосвязи, работающую на специально выделенных таможенным органам радиочастотах.

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.

21 марта в 12-00 в Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с начальником Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы Шашаевым Алексеем Евгеньевичем.
Тема интернет-интервью: «Развитие и внедрение современных информационных технологий в деятельности Федеральной таможенной службы».
Ведущая интернет-интервью — Татьяна Нифталиева (ИА «ГАРАНТ»).

Ведущая: Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем наше интернет-интервью.Сегодня у нас в гостях Алексей Евгеньевич Шашаев — начальник Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы.Алексей Евгеньевич, благодарю Вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше мероприятие. Тема интернет-интервью: «Развитие и внедрение современных информационных технологий в деятельности Федеральной таможенной службы». Информационные технологии являются неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Их использование повышает качество таможенного контроля, максимально упрощает и ускоряет процесс декларирования товаров, способствует улучшению инвестиционного климата на территории государства, создает благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным.
Президентом Российской Федерации перед Федеральной таможенной службой поставлена задача по созданию условий для полного перехода к безбумажным технологиям декларирования товаров. Внедрение перспективных таможенных технологий, расширение практики интернет-декларирования товаров, в том числе в рамках функционирования центров электронного декларирования, является одной из приоритетных задач в работе таможенных органов в 2012 году.
Сегодня мы более детально обсудим вопросы развития и внедрения современных информационных технологий в деятельности таможенных органов, преимущества применения перспективных таможенных технологий, в частности электронного декларирования, а также проанализируем проблемы, возникшие при переходе на электронный формат обслуживания. Уважаемые гости, наше мероприятие транслируется в онлайн-режиме на информационно-правовом портале www.garant.ru.
К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю. Алексей Евгеньевич, многие эксперты уже давно называют Федеральную таможенную службу лидером в области информатизации среди других федеральных ведомств. Пожалуйста, расскажите, в чем же Вы так отличились, какими достижениями могли бы похвастаться?

Шашаев А. Е.:Большое спасибо, во-первых, за приглашение принять участие в интернет-интервью, возможность выступить, донести до широкой интернет-аудитории текущее состояние и перспективы развития информационных систем федеральной таможенной службы. А что касается вашего вопроса, благодарю за такую лестную оценку. Мы себя как лидера не позиционируем, но стараемся быть в числе таковых. И этому есть несколько причин. Информационная система таможенных органов уникальна по географическому охвату: от Калининграда и до Анадыря, от Сочи до Норильска. Т.е. все регионы Российской Федерации являются субъектами информационной системы. По функционалу наша система информационно обеспечивает практически все задачи, связанные с контролем внешне-торговой деятельности и перемещением товаров через границу. Кроме того, наша информационная система практически всегда работает в режиме реального времени, обеспечивая выполнение операций, которые требуется совершить в момент пересечения границы транспортным средством, в момент оформления транзита, поступления товаров на склады временного хранения, таможенного оформления, которое тоже регламентировано жесткими сроками. Поэтому эти условия обуславливают то, что система должна быть комплексная, надежная, удобная, поскольку ею пользуются не только таможенные органы, не только сотрудники Федеральной таможенной службы, но и участники внешнеэкономической деятельности, а также федеральные органы исполнительной власти, зарубежные таможенные службы, различные организации, которые контактируют с нами в процессе работы.

Ведущая: Спасибо! Алексей Евгеньевич, каким образом обстоят дела с оснащением информационными технологиями подразделений Федеральной таможенной службы, находящихся в регионах России?

Шашаев А. Е.: Обстоят ровно, мы не выделяем какие-либо регионы. Но если взять, предположим, Северо-Запад или Центральный округ, то там объемы таможенного оформления больше, чем в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке. Поэтому больше внимания им уделяется в плане оснащения. Но мы никого не забываем. У нас имеются центры обработки данных во всех региональных таможенных управлениях.. Мы также создаем довольно крупные центры обработки данных в таможнях непосредственного подчинения. Это наши авиационные таможни московского региона: Внуковская, Шереметьевская и Домодедовская, а также акцизная и энергетическая таможни. В целом любой таможенный орган имеет достаточную техническую оснащенность для выполнения возложенных на него функций.

Ведущая: Спасибо! Скажите, пожалуйста, опыт каких зарубежных стран в вопросе разработки и внедрения информационных технологий, обмена информацией между таможенными органами использует Ваша служба?

Шашаев А. Е.: Что касается именно технологических вопросов, то мы имеем довольно богатый опыт общения и взаимодействия с различными международными организациями, такими как Всемирная таможенная организация, Европейская комиссия, с которыми у нас налажен реальный обмен данными. Например, с 13 странами Евросоюза мы обмениваемся данными о предварительной информации о поставках товаров в РФ .
Мы следим за выходом новых стандартов Всемирной таможенной организации, моделей данных ВТО. Что касается разработки прикладного программного обеспечения, то в основном ориентируемся на опыт наших российских разработчиков, используем очень широкий спектр системного программного обеспечения, в том числе и зарубежных производителей.

Ведущая: Спасибо! Расскажите, пожалуйста, был ли увеличен бюджет на оснащение современными информационными технологиями на 2012 год по сравнению с бюджетом прошлого года?

Шашаев А. Е.: Я бы не сказал, что он был существенно увеличен. Просто произошла некая реструктуризация бюджета, выделяемого на информационные технологии. Это связано с тем, что недавно принят ряд распоряжений и постановлений Правительства, которые регламентируют составление ведомственных программ информатизации. У нас произошло некое увеличение работы по обоснованию нашего бюджета и составление ведомственных планов, но зато это помогло нам структурировать наши финансовые потребности для развития и более четко их обосновать. Тем самым мы получили целевую статью расходов, которая называется «расходы на информационные технологии». Я считаю, что это правильно. В абсолютных цифрах увеличение произошло небольшое, связанное с инфляционными индексами и поправочными коэффициентами.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос будет касаться Концепции развития Федеральной таможенной службы. Концепция действует в настоящее время и хотелось бы у Вас спросить, какие мероприятия предусмотрены ею и уже реализованы на сегодняшний день? Что предстоит сделать в самое ближайшее время? И какие планы у ФТС конкретно на 2012 год?

Шашаев А. Е.: Основное содержание Концепции заключается в том, что Таможенная служба должна соответствовать современному уровню развития общества, его экономической и политической составляющей. Поэтому информационные технологии, как составляющая часть реализации этой стратегии, естественно, должны обеспечивать новый уровень. Если говорить конкретно, то, например, переход на оказание государственных услуг и функций в электронном виде очень сильно подстегнул все федеральные органы исполнительной власти к созданию своих информационных ресурсов, к хранению у себя информации в электронном виде, которая используется в дальнейшем другими ведомствами. Например, Федеральная таможенная служба в процессе своей деятельности контактирует более чем с 28 федеральными органами исполнительной власти и должна получать от них документы и сведения, которые выдаются этими органами.
Для того, чтобы все операции были и эффективны и прозрачны для таможенной службы, требуется ограничить предоставление информации участниками внешнеэкономической деятельности, и скорее всего, даже не документами, а сведениями из этих документов или реквизитами документов, поскольку сами документы можно получить в федеральном органе исполнительной власти, который его выдал.
В этом заключается основное направление развития. Из него вытекают такие таможенные технологии, как автоматический выпуск товара, т.е. без участия таможенного инспектора,. удаленный выпуск товаров — это когда товар находится в одном таможенном органе, а декларирование и проверка сведений осуществляется в другом. В наших планах совершенствование системы управления рисками, переход к субъектному подходу при СУР, создание специализированных таможенных органов, которые будут работать исключительно с электронными декларациями – так называемые центры электронного декларирования. Часть из этих работ уже сейчас находится либо в процессе выполнения, либо уже выполнены, например создание центров обработки данных в восьми региональных управлениях.

Ведущая: Алексей Евгеньевич, в продолжение вопроса могли бы Вы чуть подробнее рассказать о создании центров обработки данных в Федеральной таможенной службе?

Шашаев А. Е.: Мы в ближайшее время планируем перейти на принципиально новую систему таможенного оформления и таможенного контроля. Я говорю очень условно, что в ближайшее время, поскольку это может быть 2-3 года, и для смены платформы это не такой большой срок. Иногда проходит достаточно большое количество времени, если менять платформу целиком. Смысл новой платформы заключается в том, что будет централизация выполнения операций на уровне распределенного центра обработки данных с использованием единых логических информационных ресурсов. Наша система хранения и обработки данных становится распределенной, реализуя нашу концепцию 8+1. 1 – это главный центр обработки данных, который находится в Москве, в Центральном информационно-техническом таможенном управлении и 8 региональных в каждом субъекте Российской Федерации. Но технология такова, что любая информация в любой момент времени будет доступна именно на уровне распределенной базы данных, распределенных вычислительных ресурсов. Пока что мы сделали инженерную, техническую инфраструктуру, оснастили эти центры обработки данных достаточным на сегодняшний момент времени оборудованием. Естественно, они будут развиваться, модернизироваться с течением времени. Сейчас готовятся именно технологические решения по новой системе таможенного оформления и таможенного контроля, которая получила название «интегрированные компоненты единой автоматизированной информационной системы таможенных органов».

Ведущая: Спасибо! Вы уже затрагивали вопрос оказания услуг в электронном виде. Эта тема очень актуальна для федеральных органов власти. Хотелось бы у Вас узнать, какие услуги оказывает Ваша служба? Какие наиболее востребованы у населения? И всеми ли услугами можно воспользоваться бесплатно?

Шашаев А. Е.: В перечень государственных услуг Федеральной таможенной службы, который опубликован на едином портале государственных услуг, включено 15 государственных услуг, 10 из которых требуют межведомственного взаимодействия. В основном, это услуги, связанные с реестровой деятельностью, ведением реестров таможенных перевозчиков, складов временного хранения, таможенных представителей и т.д. Это услуги, которые осуществляются по заявлению организации или физического лица. Гораздо интереснее говорить о функциях, которые выполняют таможенные органы. Основные функции – это деятельность таможенной службы, связанная с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля. Все услуги, о которых я говорил, размещены на портале, часть из них уже обеспечена в электронном виде, например, принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой Таможенного союза. До конца этого года мы обеспечим реализацию всех остальных государственных услуг.

Ведущая: Следующий вопрос хотела бы задать относительно Таможенного союза. Как его создание отразилось на информационно-технической составляющей Вашей службы?

Шашаев А. Е.: Довольно сильно. Таможенный союз прибавил нам очень много хлопот, с одной стороны. А с другой стороны, он очень сильно подстегнул развитие и наших информационных технологий и наших соседей по Таможенному союзу. Таможенный союз, действительно, на начальном этапе был таможенным, т.е. таможенные границы были сняты, таможенное оформление на границе было ликвидировано. Поэтому нам надо было обеспечивать те общие процессы, которые протекают между нашими тремя странами.
Если раньше на границе Россия — Казахстан стоял таможенник и оформлял каждое транспортное средство, то сейчас такого таможенника нет, поэтому информационно нам надо было осуществить взаимодействие между информационными системами всех трех стран-участниц Таможенного союза. С этой целью мы разработали интеграционную платформу, с помощью которой обеспечили такие процессы, как транзит товаров по единой таможенной территории, временный ввоз-вывоз товаров, контроль вывоза товаров за пределы общей территории, а также обмен нормативно-справочной информацией, профилями рисков и т.д. У нас работа по этим технологиям не закончена, а будет продолжаться, наверное, вечно, поскольку меняются электронные формы документов и «нормативка». И, я так думаю, что будут новые правила оформления товаров уже на единой таможенной территории. Но Таможенный союз, очень сильно повлиял на развитие Таможенной службы, как в плане технологическом, так и в плане информационном, поскольку пришлось обеспечивать очень много новых процессов.

Ведущая: А какие нормативные документы и данные, необходимые Федеральной таможенной службе для осуществления ее деятельности в рамках Таможенного союза, требуют сегодня существенной доработки?

Шашаев А. Е.: У нас не до конца реализована процедура транзита. Есть некоторое отставание в развитии внутренних информационных систем для того, чтобы обеспечить общие таможенные процессы. В основном речь идет о Республике Казахстан. Нам надо протестировать и завершить работу по контролю вывоза товаров за пределы внешней границы ТС. C 17 июня вступает в силу решение КТС об обязательном предварительном информировании о товарах и транспортных средствах, пересекающих границу Таможенного союза. Поэтому в этом плане нам надо быть готовыми. В планах у нас также обмен информацией о выпущенных в свободное обращение товаров. Только с 1 марта мы начали такой обмен в соответствии с соглашением, дальше надо будет развивать аналитические и информационные системы для того, чтобы использовать эту информацию в повседневной деятельности.

Ведущая: Алексей Евгеньевич, каковы сегодня результаты и достижения Федеральной таможенной службы в переходе к безбумажным технологиям декларирования товаров? И каких проблем в этом направлении пока не удалось до сих пор решить?

Шашаев А. Е.: Наверное, речь идет об электронном декларировании, как основном процессе взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и Федеральной таможенной службы. В этом отношении переход осуществился, и уже можно констатировать данный факт. И мы его осуществили довольно резкими темпами и за очень короткое время. В настоящее время около 90% всех деклараций подаются в таможенные органы в электронном виде посредством сети Интернет. На начало 2010 года этот процент составлял около 12-13%. Т.е. за два года мы практически с нуля реализовали очень хороший показатель. Стоит сказать, что в Федеральном законе «О таможенном регулировании в РФ» стоит дата 1 января 2014 год, когда будет обязательное электронное декларирование, за исключением случаев, установленных правительством РФ. Мы можем сказать, что уже сейчас ФТС России готова к обязательности электронного декларирования. Любой таможенный пост имеет компетенцию, технические средства и технические возможности принимать декларации в электронном виде. Мы обеспечили все таможенные режимы, создали WEB-портал электронного представления сведений, который позволит участникам внешнеэкономической деятельности, с минимальными затратами осуществить подключение к системе электронного декларирования.
Есть ли трудности? Да, они существуют, я не хочу их скрывать. В основном они связаны с определенными сбоями и задержками в работе самой системы. Они вызваны несовершенством программного обеспечения, которое постоянно находится в стадии модернизации не только потому, что мы выискиваем ошибки или устраняем какие-то недочеты при первоначальной разработке, но и потому, что очень часто меняется нормативно-правовая база, появляются новые функциональные требования, меняются форматы электронных документов. Также, у нас есть проблемы, связанные именно с техническими сбоями. Это сбои в работе каналов связи или серверного оборудования. Более 30% всех сбоев происходит по причинам, независящим от Федеральной таможенной службы. Это либо перерыв в энергоснабжении какого-то таможенного органа, связанный либо с авариями, либо еще какими-то плановыми работами на энергосетях и нарушениями передачи данных по каналам связи, которые у нас тоже являются не собственными, а мы арендуем их у операторов. Все эти проблемы мы стараемся устранять за минимальное время ив этом отношении у нас положительная динамика. Мы очень надеемся, что в скором времени данные проблемы перестанут волновать участников внешнеэкономической деятельности.

Ведущая: Алексей Евгеньевич, правильно ли я Вас поняла, что абсолютно все таможенные посты России на сегодняшний день принимают декларации в электронной форме?

Шашаев А. Е.: Абсолютно верно.

Ведущая: Спасибо! А каковы, на Ваш взгляд, главные преимущества электронной системы декларирования перед бумажной системой? Только ли это заключается в бумажной волоките или же есть наиболее важные аспекты перехода на электронное декларирование?

Шашаев А. Е.: Преимуществ много, начиная от затрат, которые участники внешнеэкономической деятельности несут при подачи декларации в бумажном виде, например если участнику ВЭД надо доехать из одного районного центра в другой, ведь не в каждом же населенном пункте у нас есть таможенные органы.. Кроме того, декларант не зависит от воли таможенного инспектора, примет он декларацию или нет, хотя человек стоит у него около окошка, т.к., если декларация подана в электронном виде, то она уже зарегистрирована и обязана быть принята к исполнению. Третья причина — прозрачность самого процесса. Декларация, поданная в электронном виде, сразу же поступает на федеральный уровень и хранится в архиве юридически значимых документов. Эта декларация подписана электронно-цифровой подписью, поэтому помимо операций по выпуску деклараций с ней можно осуществлять контрольные мероприятия по правильности выпуска товаров в соответствии с заявленными сведениями, которые могут осуществлять другие таможенные органы, а не тот орган, который конкретно выпускает эту декларацию. В электронном декларировании достаточно преимуществ и для участников ВЭД, и для таможенной службы.

Ведущая: Спасибо, Алексей Евгеньевич! И вот следующий вопрос, который поступил от пользователя перед нашим мероприятием. В России первая электронная декларация была оформлена в ноябре 2002 года на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ. Почему не было возможности сделать это раньше?

Шашаев А. Е.: Трудно сказать, это событие состоялось 10 лет назад. Наверное, общее развитие информационных и таможенных технологий определили именно этот срок. Тем более, я так думаю, что к тому времени не было достаточных технических условий и возможностей для того, чтобы перейти на электронное декларирование в широком масштабе, как территориальном, так и функциональном. Только в 2006-2007 году мы создали полнофункциональную ведомственную информационную телекоммуникационную сеть таможенных органов, перевели все таможенные органы на цифровые каналы связи, подключили их к единым ресурсам. Кроме того, мы создали транспортно-технологическую подсистему таможенных органов, которая является надстройкой над каналами связи и обеспечивает гарантированную передачу информации от одного таможенного органа к другому. И уже на базе этих технологий появилась возможность развивать электронное декларирование, которое можно было бы распространять по всей стране. То электронное декларирование, которое начало действовать в 2002 году, предполагало непосредственный выделенный канал связи между участником внешнеэкономической деятельности и тем таможенным органом, которому он декларирует товары. Естественно, первые такие декларации были выпущены на тех складах временного хранения, на которых располагались таможенные органы. Это было несколько ограниченное решение, которое не имело перспектив расширения по всей стране. Тогда мы и приняли решение о переходе на интернет-декларирование, которое позволяет из любой точки подать в электронном виде декларацию любому таможенному органу.

Ведущая: Насколько готов к переходу на электронное декларирование бизнес? Почему в вопросе информационных технологий государственный органы опередили негосударственный сектор?

Шашаев А. Е.: Я бы не сказал, что они опередили. Если 90% всех деклараций подается в электронном виде, то значит бизнес готов к этому. Я не могу сказать, что он готов повсеместно, потому что есть различные причины, по которым пока что не все 100% участников внешнеэкономической деятельности в этот процесс вовлечены. С другой стороны, у нас 20% участников рынка ВЭД обеспечивают 80% всего декларационного массива и поступлений денег в федеральный бюджет. Остальные – распределяются по разным категориям. Некоторые фирмы, не будем скрывать, создаются для конкретной внешнеэкономической сделки, а потом исчезают. Предполагаемый переход на обязательность электронного декларирования – один из стимулов борьбы с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

Ведущая: Спасибо! Расскажите о совершенствовании и развитии отношений таможни и бизнеса. Какие наиболее важные пожелания были предложены за последнее время участниками внешнеэкономической деятельности по совершенствованию законодательства в области таможенного регулирования?

Шашаев А. Е.: Хороший вопрос, широкий, всеобъемлющий. Я не готов, наверное, говорить за всю таможенную службу и за все инициативы, которые были высказаны экономическим сообществом. Мне, наверное, ближе было бы ответить по тем инициативам, которые касаются таможенных технологий, которые затрагивают изменения в информационной системе. Это упрощение и оптимизация работы с таможней крупных транспортных или логистических компаний в плане контроля перемещения грузов. Из наиболее значимых проектов я бы назвал проекты с РЖД и Росавиацией. По РЖД сейчас реализуется проект по обмену информацией в электронном виде по предоставлению тех документов, которые первоначально предоставлялись в бумажном виде. По Росавиации – внедрение международного стандарта E-Freight. Это пилотный проект, который будет реализовываться в четырех аэропортах РФ. Мы к этому проекту меняем нормативную базу, готовим изменения в технологиях и в программных средствах. Уверен, что за такими проектами будущее. Крупные участники процесса внешнеэкономической деятельности получают очень большие преимущества по взаимодействию с таможней в информационном плане, что позволит сократить издержки и выйти на конкурентный уровень.

Ведущая: Алексей Евгеньевич, благодаря развитию электронного декларирования, стало возможным внедрение технологий удаленного выпуска товаров. Как сейчас работает эта технология? Имеются ли какие-то проблемы на этот счет?

Шашаев А. Е.: Технология довольно проста. Если товар прибывает в одно место на границе, где вблизи существует таможенно-логистический терминал либо склад временного хранения, а декларант декларирует этот товар в каком-то крупном центре: Москве, Санкт-Петербурге, или другом городе, то контроль разделяется на две части: фактический контроль и документальный. Один таможенный орган, куда подается декларация, выполняет документальный контроль, и если не выявлено каких-либо нарушений таможенного законодательства, то решение о выпуске товаров принимается именно им. Дается поручение таможенному органу, в зону деятельности которого доставлен товар, выпустить его в свободное обращение. Тем самым, товар уже с границы может идти по логистическим цепочкам в то место доставки, которое удобно владельцу товара. Данная технология действительно появилась с развитием электронного декларирования. Мы модернизировали ряд программных автоматизированных систем таможенных органов для того, чтобы обеспечить эту технологию, которая сейчас активно расширяется. Если раньше мы устанавливали жесткие связки между тем таможенным органом, который уполномочен принимать декларацию и тем таможенным органом, в район которого доставляется сам товар, то сейчас мы от этого ушли. Что касается трудностей, то те болевые проблемы, которые связаны и с электронным декларированием, и с пересечением транспортных средств через границу, общие для всех таможенных технологий. Но мы в этом направлении работаем и ожидаем, что с течением времени эти проблемы будут сходить на нет.

Ведущая: Спасибо! Алексей Евгеньевич, мы уже сегодня немного обсуждали вопрос создания системы «одного окна» в рамках концепции развития таможенной службы. На каком этапе сегодня находится реализация этой задачи, возникают ли какие-то проблемы?

Шашаев А. Е.: Понятие «одного окна» очень широкое. В этом плане мы сейчас работаем в соответствии с Федеральным законом № 394, в соответствии с которым все полномочия по контролю грузов в части транспортного, фитосанитарного, ветеринарного, санитарно-карантинного и таможенного контроля возложены на таможенную службу. Я не могу пока сказать, что система «одного окна» у нас действует в полной мере. В настоящее время мы работаем с теми программными средствами, которые нам были переданы от Ространснадзора, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, которые выполняли их функции. В ближайшее время, я думаю, мы обеспечим все функции по осуществлению этих видов контроля в рамках своей информационной системы. Не потребуется ни дублирование ввода информации, ни дублирование выполнения функций, ни других действий, которые сейчас приводят к некоторому замедлению в осуществлении контроля. Но, если брать суммарное время, которое раньше тратилось на осуществление всех видов контроля, то после того, как все это было передано в руки таможенной службы, оно сократилось.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Как защищаются данные, являющиеся коммерческой тайной, передаваемой по сети интернет, от несанкционированного доступа третьих лиц?

Шашаев А. Е.: Стоит отметить, что все решения, которые мы применяем для обмена информацией, сертифицированы по требованиям безопасности информации. И канал связи между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенным органом защищен с помощью сертифицированных средств защиты информации и электронно-цифровой подписи. Это не наши требования, это требования наших регулирующих органов в области защиты информации: ФСБ и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Поэтому мы надежно защищены от вмешательства в этот процесс третьих лиц.

Ведущая: А будет ли усилена защита в 2012 году? Или все останется на прежнем уровне?

Шашаев А. Е.: Обеспечение информационной безопасности – это процесс, а не констатация факта. Поскольку методы угроз или взлома информации тоже совершенствуются, то и совершенствуются методы защиты информации, поэтому в этом направлении мы работу никогда не прекращаем. Конечно, меры защиты будут усиливаться. Они будут усиливаться и с помощью анализа интернет-трафика, и с помощью внедрения новых программных и технических средств предотвращения от угроз,и с помощью антивирусного программного обеспечения. и т.п.

Ведущая: Спасибо Алексей Евгеньевич! У меня остался заключительный вопрос. Что может произойти, если вирус удалит базу данных электронных деклараций? Возможно ли будет ее восстановить?

Шашаев А. Е.: Естественно, все наши информационные ресурсы применяют технологии резервного копирования, восстановления и т.д., т.к. жить на пороховой бочке – удовольствие не из приятных. У нас развивается технология распределенного центра обработки данных, который будет обеспечивать катастрофоустойчивость. Т.е. при выходе из строя оборудования на одной площадке, функции по обеспечению информационных процессов будут перераспределены на другие физические площадки. Самоуспокоенность – тоже плохое чувство и говорить о том, что мы на 100% от всего защищены, было бы неправильно. Но мы этому направлению всегда уделяем особое внимание.

Ведущая: Спасибо, Алексей Евгеньевич! Желаем Вам успехов в дальнейшем внедрении новых информационных технологий! Будем рады видеть Вас у нас в гостях снова.

Шашаев А. Е.: Спасибо большое! Еще раз спасибо за приглашение, спасибо всем, кто слушал это интервью.