Тамань зерновой терминал

Низкий спрос со стороны трейдеров вынудил экспортные терминалы начать снижать ставки за перевалку зерна, сообщает ТАСС со ссылкой на газету «Коммерсант».

Зерновой терминал КСК (принадлежит Deloports) понизил на прошлой неделе цену на семь долларов, до 15-16 долларов за тонну. По словам генерального директора Новороссийского зернового терминала Владислава Жукова, оператор не пересматривал базовые тарифы с июля 2019 года.

НКХП, по данным источника газеты, планирует также снизить цену — до 16 долларов за тонну.

В обзоре «Совэкона» отмечается, что на прошлой неделе экспортные цены на пшеницу в глубоководных портах опустились еще на 2 доллара, до 189 долларов. В то же время внутренние цены продолжили рост.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов подчеркивает, что в КСК стоимость перевалки ниже, чем у других российских терминалов, но выше, чем в мире. Эксперт полагает, что цена продолжит снижаться, из-за падения экспортного потенциала. Сизов прогнозирует, что по итогам сезона экспорт всех зерновых составит 41,7 млн тонн против 44,3 млн тонн сезоном ранее. По мнению эксперта, если другие терминалы также начнут снижать цены, то это может поддержать экспорт.

В свою очередь генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько не уверен, что снижение цен на перевалку будет носить массовый характер у компаний, поскольку для других терминалов такая тактика может оказаться невыгодной.

Экспорт зерна – одно из основных направлений внешнеэкономической деятельности России. Южные регионы РФ последовательно наращивают объёмы производства зерновых культур, идущих как на внутренний, так и на внешние рынки.

Таманский зерновой терминал (ТЗТ) географически выгодно расположен рядом с агропромышленными территориями на Юге России и предоставляет производителям зерна удобный выход на крупнейшие рынки сбыта в Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

Проектный объём перевалки Таманского зернового терминала (ТЗТ) составляет 14,5 млн тонн: 12,5 млн тонн – экспорт зерновых культур; 2,0 млн тонн – импорт сои, соевого шрота с последующим увеличением перевалки в кратчайшие после ввода в эксплуатацию сроки и без остановки работы до 30 млн тонн в год при наличии потребностей рынка.

ТЗТ будет включать: отдельную подходную транспортно-коммуникационную эстакаду с тремя глубоководными причалами, хранилища силосного типа для экспортных грузов, купольные склады импортных грузов, станции приема зерновых грузов с железнодорожного и автомобильного транспорта, станцию отгрузки импортных грузов на железнодорожный транспорт.

Причалы ТЗТ смогут принимать суда дедвейтом до 110 тысяч тонн.

В настоящее время реализация ТЗТ находится в стадии проектных работ.

Таманский зерновой терминал (ТЗТ):

  • 14,5 млн тонн – проектный объём перевалки: 12,5 млн тонн – экспорт зерновых культур; 2,0 млн тонн – импорт;
  • возможность увеличения перевалки в кратчайшие после ввода в эксплуатацию сроки и без остановки работы до 30 млн тонн в год;
  • 420 тысяч тонн – проектный объём хранения (экспорт);
  • 150 тысяч тонн – проектный объём хранения (импорт);
  • двухсторонний причал экспортных грузов длиной 325 метров;
  • причал импортных грузов длинной 310 метров;
  • общая длина причального фронта – 960 метров;
  • 110 тысяч тонн – максимальный дедвейт обслуживаемых судов;
  • стационарная судопогрузочная машина производительностью 5000 т/час;
  • более 1 000 вагонов в сутки пропускная способность станции ж/д приема;
  • 34 автомобиля в час пропускная способность станции приема автотранспорта.

Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU — ВТБ подписал обязывающее соглашение о приобретении 100% ООО «Новороссийский зерновой терминал» у ПАО «Новороссийский морской торговый порт», сообщил журналистам глава банка Андрей Костин на полях форума в Сочи.

Сделка реализуется на рыночных условиях, сказал первый зампред ВТБ Юрий Соловьев.

В сообщении НМТП и ВТБ сказано, что сделку разрешили регулирующие органы, ее закрытие запланировано на второй квартал 2019 года.

«Новороссийский зерновой терминал» осуществляет перевалку зерновых и масличных культур в порту Новороссийск.

НМТП контролирует «Транснефть». Глава монополии Николай Токарев в декабре говорил, что «Транснефть» допускает партнерство по зерновому сегменту в НМТП. «Если говорить о партнерстве, наверное, придётся здесь посмотреть, как оптимизировать и повысить эффективность работы. Может быть, придется привлекать кого-то в партнеры и кооперироваться, например, в плане зерна. Сегодня урожаи в России хорошие, экспорт большой, и, к сожалению, очень много трейдеров на рынке зерновых. Это не способствует единой ценовой политике»,- говорил Токарев.

ВТБ владеет 33,2% «Новороссийского комбината хлебопродуктов», владельца одного из крупнейших зерновых терминалов РФ. Контроль в НКХП — у «Объединенной зерновой компании», в которой ВТБ также является акционером (50% минус 1 акция, остальное у РФ).

У Kernel было несколько маслоэкстракционных заводов в России, а в 2012 году агрохолдинг на паритетных началах с международным сырьевым трейдером Glencore купил у «Эфко» за $265 млн зерновой терминал в Тамани мощностью до 3,5 млн т зерна в год.

После вхождения Крыма в состав России и начала конфликта на востоке Украины Kernel решил избавиться от российских активов. В 2016 году, как следует из отчетности агрохолдинга, были проданы маслоэкстракционные заводы, а о намерении избавиться от доли в зерновом терминале стало известно в 2017 году.

В ноябре 2018 года Kernel попал под санкции, которые российское правительство ввело против украинских компаний. В последний раз холдинг отгружал зерно из Тамани в сентябре 2017 года, в основном его в рамках квоты Kernel перевалила Glencore, рассказывал РБК источник на зерновом рынке.

В июле—сентябре 2019 года причитающаяся Kernel прибыль от российского зернового терминала оценивалась в $4,6 млн против $392 тыс. годом ранее, указано в последней отчетности агрохролдинга.

Почему суд в Швейцарии заморозил счета Kernel

Счета агрохолдинга заморожены по требованию зарегистрированной в Панаме Perryvale Enterprises Inc., а также Михаила и Инессы Стадник, следует из копии судебного постановления. Представитель истцов Оливер Чирич подтвердил РБК информацию о наложении ареста на счета Kernel, но от других комментариев отказался.

Причиной заморозки счетов стало давнее судебное разбирательство. В 2012 году Kernel купил у Стадников принадлежавший им «Стиоми Холдинг» и Хмельницкий хлебокомбинат. Агрохолдинг договорился купить эти активы за $60,9 млн, но по условиям соглашения в 2012 году выплатил тогда Стадникам лишь 40% суммы, или $24 млн. Остальное должно было быть выплачено при соблюдении «Стиоми Холдингом» определенных условий, говорилось в отчете Kernel за 2018 год.

По выполнению обязательств договора у сторон возникли разногласия, и в декабре 2012 года Стадники подали иск к Kernel в Лондонский международный арбитражный суд. Разбирательство длилось несколько лет. В феврале 2018-го суд частично удовлетворил иск бывших владельцев «Стиоми Холдинга», обязав Kernel выплатить им почти $33,5 млн с учетом процентов по присужденной сумме и судебных издержек. Это решение агрохолдинг частично обжаловал, но в декабре 2019 года суд отклонил его встречные иски.

На что претендует ВТБ

О том, что на долю Kernel в зерновом терминале в Тамани претендует группа ВТБ, стало известно в апреле 2019 года. Активы на зерновом рынке — один из стратегических интересов ВТБ: в прошлом году банк объявил о планах создания объединенного зернового холдинга, который сможет консолидировать связанные с экспортом и хранением зерна активы и «взять на себя функции ведущего трейдера российской пшеницы».

Группа рассчитывает до конца года закрыть сделку по покупке 50% зернового терминала в Тамани у Kernel, заявлял в октябре 2019 года президент ВТБ Андрей Костин. Но стороны не смогли договориться о цене, признавался в январе 2020-го первый зампред ВТБ Юрий Соловьев на Всемирном экономическом форуме в Давосе. «Может, и не договоримся», — цитировал топ-менджера «Интерфакс». Соловьев отмечал, что у ВТБ достаточно мощностей по перевалке зерна на еще недозагруженных терминалах и банк не намерен «покупать любой ценой, только если это имеет коммерческий смысл».

В пресс-службе ВТБ отказались комментировать вопрос, как повлияет заморозка счетов компании — владельца терминала на переговоры с Kernel.

Наложение судом обеспечительных мер не приводит к отчуждению собственности, но ведет к ограничению права свободно распоряжаться арестованным имуществом: до снятия обеспечительных мер его нельзя продать или передать на иных основаниях в пользу третьего лица, объясняет партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Kernel не теряет контроля над арестованными активами, в том числе над долей в зерновом терминале в Тамани, поэтому может продолжать переговоры о ее продаже, но закрыть сделку с потенциальным покупателем можно будет только после снятия обеспечения по решению суда, уточняет юрист.