Свидетельство участника госпрограммы по переселению

Иностранные граждане, намеревающиеся стать участниками Государственной программы переселения соотечественников, часто считают, что выбрали для себя оптимальный и кратчайший путь к гражданству. Основным заблуждением является представление о сроках получения гражданства, а также предположение о том, что наличие на руках паспорта гражданина России даёт право сменить регион проживания, не дожидаясь окончания действия «зелёной книжечки».

В начале внедрения госпрограммы «Соотечественники» предполагалось, что каждого участника будут сопровождать 2 года. Позже этот срок увеличили, и на данный момент он составляет 3 года. Участие в программе «Соотечественники» предполагает как помощь со стороны государства, включая особые условия оформления статусов для нахождения на территории России, так и выполнение определённых обязательств со стороны участника. Именно об этих обязательствах и следует узнавать заранее — до того, как планировать своё участие в данной госпрограмме.

Основные обязанности участника госпрограммы

Рассмотрим основные обязанности участника госпрограммы.

В Российской Федерации участник Государственной программы и члены его семьи обязаны:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы
    и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • прибыть в субъект Российской Федерации, определенный свидетельством участника Государственной программы;
  • пройти регистрацию в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации по реализации региональной программы переселения, а также в территориальном органе МВД России;
  • приступить к процедуре оформления разрешения на временное проживание
    (в случае если оформление такого разрешения является необходимым).

На практике данные условия предусматривают необходимость оформления РВП — разрешения на временное проживание. Очевидно, что одна лишь «зелёная книжечка» — Свидетельство участника госпрограммы — не является основанием для длительного пребывания на территории России, но является основанием для получения РВП вне квоты в выбранном регионе вселения.

У переселенцев из стран с безвизовым режимом есть 90 дней от даты пересечения границы на то, чтобы успеть подать документы для оформления РВП им самим и членам их семей.

Предварительно, то есть до подачи заявления на РВП, участники госпрограммы должны встать на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Участник Государственной программы берет на себя обязательства, которые включают:

  • проживание,
  • обучение или осуществление трудовой деятельности в выбранном субъекте Российской Федерации в течение определенного времени на оговоренных условиях.

При заполнении бланка заявления на участие в госпрограмме потенциальный участник обязательно должен указать цель своего переселения. Государственная программа «Соотечественники» реализуется не только при участии миграционных органов, в ней задействовано также Министерство труда и социальной защиты РФ. Именно этот орган выявляет потребности в рабочей силе, в определённых профессиях, а потому будущий участник госпрограммы должен выбирать регион вселения с учётом вакансий на рынке труда, востребованности своей специальности.

Участие в госпрограмме «Соотечественники» предполагает проживание и ведение трудовой деятельности в течении определённого срока на определённой территории. Это означает, что программа является целевой, и в её задачи входит улучшение демографической ситуации и установление баланса на рынке труда. С этими двумя условиями связана наиболее часто встречающаяся ошибка переселенцев, которые пребывают в уверенности, что выдача им на руки паспорта позволяет тут же покинуть территорию вселения и переселиться, например, в Москву или в Московскую область.

В случае выезда на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе МВД России в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи, участник Государственной программы и (или) члены его семьи возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им подъемных, компенсацией расходов на переезд к будущему месту проживания, а также расходов по оформлению документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации. Аналогичные обязательства возникают у соотечественника и членов его семьи в случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы или добровольного отказа от статуса участника Государственной программы или статуса члена семьи участника Государственной программы.

Участники госпрограммы не принимают во внимание тот факт, что принятие их в гражданство РФ осуществлялось именно в рамках госпрограммы, а потому они имеют определённые обязательства, остающиеся в силе даже тогда, когда имеют на руках паспорт гражданина России, а срок действия Свидетельства участника ещё не истёк.

Для участников госпрограммы и членов их семей предусмотрены различные выплаты. Например, оплата проезда и перевозки вещей к месту проживания, выплаты на обустройство (подъёмные), компенсация госпошлин. Если участники получили данные выплаты или какую-либо часть из них, то они обязаны проживать и работать на выбранной территории вселения вплоть до завершения срока действия Свидетельства. В противном случае — в случае выезда в другой регион — участник и члены его семьи обязаны вернуть государству все полученные выплаты.

ПРОСИМ ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

1) Понятие соотечественник (Федеральный закон Российской Федерации от 24.05.1999г. N 99-ФЗ)

● Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

● Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (подтверждается видом на жительство иностранного государства).

● Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: — лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; — выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

2) Государственная программа бессрочна. Регионы вселения, самостоятельно решают сроки своего участия в реализации Государственной программы.

3) Понятие «член семьи участника Госпрограммы» и круг лиц, относящихся к ним, определен пп. «в» п. 6 Госпрограммы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637

К членам семьи участника Государственной программы относятся:

— супруга (супруг);

— дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

— дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

— родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе приемные, супруга (супруг) отца (матери) участника Государственной программы и отца (матери) его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

— дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки участника Государственной программы и его супруги (супруга).

Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.

4) Срок действия Свидетельства участника Государственной программы — 5 лет. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, — статус членов семьи участника Государственной программы. Срок действия свидетельства не продлевается.

5) В пункте 18 заявления об участии в Государственной программе указано — Проживали (пребывали) ли Вы (члены Вашей семьи, переселяющиеся совместно с Вами в Российскую Федерацию) ранее на территории Российской Федерации.

● В данном пункте, необходимо указать даты и места ПРОЖИВАНИЯ (ПРЕБЫВАНИЯ) заявителя и членов семьи на территории Российской Федерации и цель поездки, а не даты и места пересечения границы.

● Справка о пересечении границы от пограничной службы Республики Казахстан — НЕ ТРЕБУЕТСЯ!!!

● Т.к. в форме заявления об участии в Государственной программе утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013г. № 196-Р не указано за какой период необходимо указать факты проживания (пребывания), данную информацию необходимо указывать с момента распада СССР и образования Российской Федерации (с 1992г).

● Данную информацию заявитель заполняет по памяти, либо обращается лично в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России субъекта РФ с заявлением об уточнении фактов проживания (пребывания) на территории Российской Федерации.

6) После получения Свидетельства участника Государственной программы рекомендуем прибыть в территорию вселения в возможно короткие сроки, но не позднее, чем за 12 месяцев до окончания срока действия свидетельства участника Государственной программы в целях прохождения на территории Российской Федерации всех необходимых административных процедур (оформление РВП, гражданства РФ) и получения всех компенсационных выплат, предусмотренных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В случае прибытия в территорию вселения в более поздние сроки возникают риски получения отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации вне установленных квот, в оформлении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, а также в соответствующих выплатах в связи с окончанием срока действия свидетельства участника Государственной программы.

7) Копии документов, находящиеся в архивных делах (уполномоченным органом региона вселения принято решение об отказе в согласовании, добровольный отказ участника ГП от участия в ГП) участников Государственной программы, НЕ ВЫДАЮТСЯ.

8) Проведение консультаций, оказание помощи в заполнении заявлений, приём документов сотрудниками Временной группы при консульском отделе Посольства России в Республики Казахстан (г. Нур-Султан) осуществляется БЕСПЛАТНО.

Сторонние организации, консультирующие по вопросам, относящимся к Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также оказывающие услуги по заполнению заявлений и т.д. к работе Временной группы по реализации Государственной программы ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ. Будьте внимательны, опасайтесь мошенников!!!

9) В соответствии со ст. 21 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» — Лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, в течение тридцати календарных дней со дня приобретения им иного гражданства обязано сообщить о факте приобретения иностранного гражданства в органы внутренних дел Республики Казахстан или загранучреждения Республики Казахстан и сдать паспорт и (или) удостоверение личности Республики Казахстан. Несообщение в установленный срок о факте приобретения иностранного гражданства влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Подробную информацию уточняйте в компетентных органах Республики Казахстан.

10) Лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности в РФ только после признания их образования в Российской Федерации, в порядке установленным законодательст­вом об образовании. Подробную консультацию по данному вопросу можно получить в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: г. Моск­ва, 127994, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, К-51, ГСП-4, тел.: (495) 104-68-38, 608-74-85, 984-89-19, адрес электронной почты: pochta@obrnadzor.gov.ru.

Отказ в предоставлении государственной услуги

Основания для отказа
В оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник и (или) член его семьи, включенный в заявление об участии:
* выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
* финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.
* в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
* представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения.
* осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным.
* имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
* неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
* выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания.
* находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в подразделении по вопросам миграции по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.
* не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.
Кроме указанных случаев, в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае принятия в установленном порядке решения:
* о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации;
* об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации;
* о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию

Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом — Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»

Понятие «Cоотечественник»

Перечень территорий приоритетного заселения

Перечень субъектов Российской Федерации, реализующих Государственную программу «Соотечественники»

Критерии соответствия региональных программ

Пошаговая памятка для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (для переселенцев из Киргизской Республики)

Перечень документов необходимых при подаче заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Форма заявления и образцы его заполнения

О приобретении гражданства Российской Федерации

Компенсации и выплаты участникам Государственной программы и членам их семей

Бесплатная консультация юриста по телефону:

После распада СССР на территории входивших в его состав республик осталось немало носителей русского языка и культурных ценностей российского народа. Многие представители указанной категории граждан, помимо подданства иным государствам, являются обладателями российского гражданства. Другие только планируют войти в ряды граждан РФ (закон о гражданстве РФ в последней редакции ).

Учитывая тот факт, что современная Россия является прямым правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, данные люди определяются как российские соотечественники. Для защиты прав соотечественников за рубежом был разработан и принят настоящий закон. О том кто именно его принял читайте в статье:

Описание Федерального закона 99

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» N 99-ФЗ принят Госдумой 9 марта и Одобрен членами Совета Федерации 17 марта 1999 года. Первая официальная публикация рассматриваемого нормативного акта осуществлена 24 мая того же года после подписания ФЗ-99 Президентом Российской Федерации. Закон о соотечественниках вступил в силу в момент присовокупления личной подписи Главы государства.

Федеральный закон N 99 регламентирует социальные и юридические права соотечественников, проживающих за рубежом, возникающие на Федеральном уровне отношения с данной категорией граждан, способы сохранения самобытности русской культуры и языка в странах, где проживают этнические русские.

Настоящий нормативный акт состоит из 27 статей, в положения которых регулярно вносятся необходимые поправки. Последние существенные поправки были введены в закон о соотечественниках 23 июля 2017 года.

Согласно статье 2 рассматриваемого нормативного акта, перечень актуальной терминологии, используемой в действительном законе, входят следующие понятия:

  • За рубежом – определение территории, находящейся за пределами границы Российской Федерации;
  • Гражданская принадлежность – наличие документально подтверждённого российского гражданства или подданства любого другого государства;
  • Стороны отношений РФ с соотечественниками – уполномоченные органы, находящиеся на территории Российской Федерации;
  • Самобытность – традиционное наследие определённой этнической группы, включающее их язык, религиозные верования и особенности культуры.

Для защиты прав и интересов российских соотечественников, проживающих за пределами России, организуются координационные советы и комиссии.

Кто такой соотечественник согласно закону?

Перед ознакомлением с положением рассматриваемого нормативного акта, необходимо уточнить, какие именно категории граждан подходят под определение «соотечественники» по закону. Согласно тексту настоящего Федерального закона, прежде всего таковыми являются обладатели российского гражданства вне зависимости от страны проживания.

Согласно тексту статьи 1 действительного закона, соотечественниками так же признаются:

  • Бывшие граждане СССР, в настоящий момент проживающие на территориях республик, входивших в его состав и обладающие соответствующим гражданством или лишённые какого-либо подданства;
  • Российские эмигранты, являющиеся иностранными подданными;
  • Носители русского языка и блюстители соответствующей культуры, чьи прямые предки проживали на территории современной России.

Так же считаются соотечественниками представители народностей или этнических групп, исторически проживавших в пределах современной территории Российской Федерации.

Если граждане РФ признаются соотечественниками на основании гражданской принадлежности, то подданные иных государств и лица без подданства самоопределяются посредством пропаганды русских культурных ценностей (ст. 3, п. 2). Данные лица рассматривают себя как неотделимую часть русского этноса, избирают профессию или социальную деятельность, связанную с развитием культуры РФ и укреплением межэтнических и межгосударственных связей.

Основные положения

Основными положениями ФЗ-99 о государственной политике в отношении соотечественников определяются преимущественные цели руководящих органов в области поддержки российских этнических групп за рубежом. Высшими правительственными органами и самим Президентом РФ осуществляется ряд мер по поддержке носителей государственного языка и культурной самобытности.

По закону, государственная политика в отношении зарубежных соотечественников базируется на следующих принципах:

  • Равноправное партнёрство;
  • Признание государством гражданского права на самоопределение;
  • Международное содействие в отношении соблюдения социальных, экономических и юридических прав соотечественников, проживающих в других странах.

Согласно нормативам настоящего закона и актуальным положениям Конституции Российской Федерации, государство обеспечивает соотечественникам содействие:

  • Информативного характера;
  • В плане финансирования мероприятий и сообществ, направленных на продвижение русской культуры в других странах;
  • В юридической помощи;
  • В получении квот на образование и работу в России.

В случае желания граждан вернуться на историческую Родину, предусматриваются программы репатриации соотечественников.

Российская Федерация принимает на себя функцию основного защитника представителей рассматриваемой категории граждан в случаях нарушения международного права на использование русского языка, как предпочтительного средства общения (ст. 5).

Последние изменения, внесенные в ФЗ-99

Для обеспечения актуальности в условиях стремительно меняющейся политической и социальной обстановки в РФ и во всём остальном мире, Федеральные законы России регулярно претерпевают необходимые поправки. Нормативный акт № 99-ФЗ исключением не стал.

Последние поправки в рассматриваемый документ вносились 23 июля 2013 года. Изменяющим документом сталь Федеральный закон N 203-ФЗ.

Поправки коснулись статьи 17 действительного федерального закона. Обновлённый текст указанной статьи гласит, что по отношению к носителю государственного языка, не являющемуся гражданином Российской Федерации, не предполагается особых привилегий при зачислении в учебные заведения, если законодательством России не предусмотрено иное. В частности, предполагаются квоты на учёбу для зарубежных соотечественников. При наличии квоты, гражданин обладает правом на обучение за счёт бюджетных средств РФ. Подданство указанного лица значения не имеет.

В прежней редакции настоящего закона от 23 июля 2010 статьи 4, 8, 9, 10 признаны утратившими силу.

Скачать ФЗ о соотечественниках

В целях подробного изучения положениями настоящего нормативного акта, необходимо ознакомиться с его действительным текстом.

Актуальный текст Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» N 99-ФЗ можно скачать

Бесплатная консультация юриста по телефону: