Сведения о состоянии безопасности дорожного движения

Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире

В «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире» за 2013 год представлена информация о безопасности дорожного движения из 182 стран, на которые приходится почти 99% населения мира, или 6,8 миллиарда человек. В докладе указано, что во всем мире общее число случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий остается недопустимо высоким — 1,24 миллиона случаев в год. Лишь 28 стран, на которые приходится 7% населения мира, имеют всесторонние законы в области безопасности дорожного движения, регулирующие пять основных факторов риска: управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, превышение скорости, а также неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств.

Это второй из серии докладов, анализирующих то, в каких масштабах страны принимают ряд эффективных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Он служит основой для Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 годов, которое было объявлено на Генеральной ассмаблее ООН.

Доклад о безопасности дорожного движения в мире, 2015 год

Юридические науки

УДК 342.951:351.82

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. В. Соколов, Нижегородская академия МВД Российской Федерации (Нижний Новгород, Россия), E-mail: sokolovdv@bk.ru Е. В. Колузакова, Нижегородская академия МВД Российской Федерации (Нижний

Новгород, Россия).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации и возможные пути их разрешения по мнению авторов.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, транспорт, водитель, опасное вождение, ответственность.

Развитие современного общества неразрывно связано с уровнем развития транспорта, поскольку именно он позволяет сближать населенные пункты, перемещает людей, товары, создавая и поддерживая тем самым определённый уровень комфорта. Важность транспорта определяется теми усилиями, которые государство затрачивает на его развитие . В числе лидеров по количеству перевозимых пассажиров и грузов в мире, в целом, и в России, в частности, является автомобильный транспорт. Однако, как практически любое достижение современной цивилизации, транспорт несет в себе определенные угрозы. Пожалуй, главная угроза, которую таит в себе автомобильный транспорт, — это дорожно-транспортные происшествия и их последствия. В данном исследовании предполагается рассмотреть некоторые негативные факторы, способствующие возникновению ДТП, а также возможные пути их устранения.

Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует о том, что около 1, 25 млн. человек в мире погибает в результате ДТП и эта статистика не меняется с 2007 года . Уровень смертности на дорогах Российской Федерации в настоящее время достаточно высок. Число погибших в результате ДТП в России по данным ГИБДД МВД России за 2014 год в абсолютном выражении составило 26963 человека, а в пересчете на 100 000 населения около 18,4 человека, что практически в два раза выше аналогичного показателя развитых стран Западной Европы. Снижение смертности в результате ДТП и дорожного травматизма за последние годы — положительный результат, что отмечается, в том числе и международными организациями . За истекшие 11 лет количество смертей снизилось на 22%, что, связано с реализацией специальных программ, направленных на снижение количества ДТП и тех негативных последствий, которые они влекут.

В настоящее время в России реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» , которая стала логическим продолжением федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» , в рамках которых осуществляется комплекс мероприятий, проводимых министерствами и ведомствами Российской Федерации, в том числе Министерством внутренних дел. В числе главных направлений реализации

упомянутой выше программы следует отметить совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Актуальность данного направления связана, в первую очередь, с динамичностью общественных отношений в сфере обеспечения транспортной безопасности в целом и обеспечением безопасности дорожного движения в частности. Остановимся на некоторых аспектах нормативного регулирования, влияющих на эффективность обеспечения безопасности дорожного движения.

Во-первых, отмена ответственности за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину не менее 10 километров в час, но не более 20 километров в час, предусматривавшуюся ч. 1 ст. 20.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, создаёт у водителей иллюзию разрешения управления транспортным средством с допустимым превышением скоростного режима до 20 километров в час. Опасность подобного превышения особенно негативно сказывается на безопасности участников дорожного движения в населённых пунктах, где в большинстве случаев действующие на территории Российской Федерации Правила дорожного движения допускают движение транспортного средства со скоростью не более 60 километров в час. Превышение указанного скоростного лимита на 20 километров в час приводит в большинстве случаев к гибели пешеходов и велосипедистов, ставших участниками дорожно-транспортного происшествия. Мировые стандарты безопасности в настоящее время устанавливают в качестве оптимального скоростного режима в населённых пунктах ограничение скорости в 50 километров в час как обеспечивающего должную безопасность наименее защищенных участников дорожного движения. На наш взгляд, является целесообразным рассмотрение законодателем возможности введения на федеральном уровне ограничения скорости движения в населённых пунктах в соответствии с существующими международными стандартами, что также позволит снизить показатели смертности и травматизма на дорогах и улицах страны.

Во-вторых, проблемы реализации программ подготовки водителей и утверждённого порядка допуска к управлению транспортными средствами. В течение 2013-2015 годов в Российской Федерации приняты серьёзные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок подготовки водителей на территории нашего государства и получения ими водительского удостоверения. Так, принятие перечня программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств и утверждение нового порядка допуска к управлению транспортными средствами свидетельствуют о повышенном внимании к выпускникам автошкол и получаемым по итогам их обучения навыкам. В частности, в программах увеличено количество часов, отводимых на практическое обучение кандидатов в водители, усложнены требования к итоговым испытаниям. Вместе с тем, на наш взгляд, современные реалии управления транспортными средствами, требуют пристального внимания к получаемым навыкам, в первую очередь, вождения в различных условиях движения. Удачным примером можно считать опыт Финляндии, когда водитель проходит обучение вождению в различные сезоны года , что, несомненно, снижает его шансы стать участником ДТП и позволяет избежать более тяжких последствий для всех участников дорожного движения.

В-третьих, как отмечается в проводимых исследованиях, в частности в докладе Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» , серьезную проблему при обеспечении безопасности дорожного движения

представляет собой агрессивное вождение, а также достаточно большое количество лиц, пытающихся использовать свои должностные полномочия либо социальный статус для отступления от правил дорожного движения. Обе эти проблемы носят комплексный характер и требуют активной совместной работы общества и государства. Так, Президентом Российской Федерации в 2012 году был издан указ №636 , который существенно уменьшил число транспортных средств, на которые может быть произведена установка специальных и звуковых сигналов, что способствует нормализации дорожного движения в крупных городах, в первую очередь, Москве и Санкт-Петербурге. Вместе с тем до сих пор сохраняются попытки ряда участников дорожного движения своего рода «выделения» среди прочих путем размещения всевозможных «пропусков», указывающих на их принадлежность (реальную либо фиктивную) к тем или иным органам государственной власти, общественным организациям, использованием «красивых» государственных регистрационных знаков. Суть подобных действий, на наш взгляд, состоит в психологическом воздействии указанных субъектов на участников дорожного движения и должностных лиц компетентных органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях отступления от действующих правил дорожного движения и освобождения от административной ответственности. Мерой борьбы с подобного рода нарушителями следует считать принципиальное и объективное отношение уполномоченных должностных лиц, в первую очередь, сотрудников Государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, к совершаемым ими нарушениям правил дорожного движения.

Особо следует заострить внимание на проблеме агрессивного вождения, которое существует во всех странах мира, в т.ч. и Российской Федерации. Данное явление достаточно часто встречается среди водителей на дорогах нашей страны и имеет однозначно негативные последствия, поскольку зачастую связано с пренебрежительным отношением к правилам дорожного движения, что становится причиной ДТП с различными последствиями, включая гибель и ранения людей. Сложности привлечения к ответственности таких нарушителей обусловлены как отсутствием на сегодняшний день эффективных механизмов контроля, так и законодательной неопределённости самого термина, описывающего агрессивное вождение. Однако это не означает, что проблема не имеет решения либо не осознаётся государственными органами власти.

В текущий момент МВД России в соответствии с Планом правительства от 04.08.2015 выступило с инициативой внесения изменений в Правила дорожного движения путем включения в них определения опасного вождения, которое включает в себя совершение следующих неоднократных действий, создающих опасность и связанных с нарушением Правил дорожного движения:

• невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

• перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты;

• несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

• несоблюдение бокового интервала;

• необоснованное резкое торможение;

• препятствование обгону.

Подобное определение опасного вождения, как и любое оценочное понятие, вызывает разногласия у различных экспертов по поводу количества характеризующих его признаков и их содержания. В случае закрепления данного понятия в Правилах дорожного движения возникает сложность его применения при привлечении виновных лиц к административной ответственности, поскольку в настоящее время не имеется отдельного состава правонарушения, содержащего данный термин, равно как не учитывается опасное вождение и в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность.

Вместе с названной выше инициативой Правительства Российской Федерации в настоящее время осуществляется рассмотрение законопроекта, предусматривающего введение административной ответственности за систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством , что позволит, по мнению авторов документа, бороться со злостными нарушителями правил дорожного движения с применением наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок до года либо административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В-четвертых, выявление лиц, грубо нарушающих правила дорожного движения, требует от ГИБДД МВД России принятия дополнительных мер по совершенствованию способов выявления и фиксации подобных нарушителей. В настоящее время ведомственными документами предусматривается возможность осуществления контроля за дорожным движением сотрудниками ГИБДД на патрульном автомобиле, не имеющем специальной цветорафической схемы , что требует в случае пресечения и оформления административного правонарушения, передачи информации другим нарядам полиции, несущим службу на автомобиле со специальной цветографической схемой, в пешем порядке либо на посту для последующей остановки нарушителя. Несение службы при этом сотрудниками осуществляется в форме. Подобная схема выявления и пресечения административных правонарушений является достаточно эффективной, но требует применения специальных средств видеофиксации действий нарушителя, поскольку зачастую устного свидетельства инспектора дорожно-патрульной службы о факте выявленного им нарушения недостаточно для принятия уполномоченным должностным лицом либо судьёй обоснованного решения по делу об административном правонарушении.

В настоящее время МВД России разрабатывает новую для деятельности Госавтоинспекции форму несения службы — патрулирование автомобилями без цветографической схемы, оборудованными средствами видеофиксации инспектором дорожно-патрульной службы, осуществляющим свои должностные полномочия в гражданской форме одежды (скрытое патрулирование). Тем самым МВД планирует оказать серьезное влияние на формирование законопослушного поведения у участников дорожного движения.

Краткий анализ актуальных, на наш взгляд, проблем обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации показывает, что, несмотря на серьезные меры, предпринимаемые Правительством России по снижению количества ДТП и гибнущих в них людей, есть ряд факторов, которые требуют законодательного регулирования. Это касается установления новых скоростных лимитов в населенных пунктах, введения понятия опасного вождения и установления ответственности за него.

Предпринимаемые действия по обеспечению безопасности дорожного движения должны соответствовать наиболее серьёзным видам нарушений правил дорожного движения, создающих угрозу жизни и здоровья водителей и пешеходов. При этом необходимо учитывать то факт, что внедрение новых форм работы правоохранительных органов, введение дополнительной ответственности не могут дать одномоментного улучшения ситуации со смертностью и травматизмом на дорогах России. Оценка станет возможна только лишь по прошествии определённого времени, позволяющего с помощью реальных показателей оценить эффективность предпринятых мер.

Литература

1. Баршев В. Под прикрытием. // Российская газета. 2015. 12 ноября.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства : проект федерального закона. // URL :http://regulation.gov.ru/projects#npa=42423 (дата обращения: 10.03.2016).

9. О допуске к управлению транспортными средствами: постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 №1097 // Собрание законодательства РФ. 2014, №44, ст. 6063.

10. О Транспортной стратегии Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 №1734-р // Собрание законодательства РФ. 2008, №50, ст. 5977.

11. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах»: постановление Правительства РФ от 03 октября 2013 №864 // Собрание законодательства РФ. 2013, № 41, ст. 5183.

12. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах»: постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 №100 // Собрание законодательства РФ. 2006, № 9, ст. 1020.

13. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 02 марта 2009 №185 // Российская газета. 2009. 7 июля.

14. Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства: указ Президента РФ от 19 мая 2012 №635 // Собрание законодательства РФ. 2012, №21, ст. 263.

15. Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 №1408 // Российская газета. 2014. 1 августа.

16. Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий : приказ Минобрнауки России от 12 мая 2015 №486 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2016).

17. План мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий : утв. Правительством РФ 4 августа 2015. // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.03.2016).

ri Sokolov D.V., Koluzakova E.V. Aktual’nye problemy obespechenija bezopasnosti

dorozhnogo dvizhenija v Rossijskoj Federacii II Nauka. Mysl’. — № 5-2. — 2016.

© Д.В. Соколов, 2016.

© Е.В. Колузакова, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Keywords: traffic safety, transport, driver, dangerous driving, responsibility.

— • —

Сведения об авторе

Дмитрий Вячеславович Соколов, преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка, Нижегородская

академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Нижний Новгород, Россия)

Елена Владимировна Колузакова, доцент кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка, Нижегородская академия

Министерства внутренних дел Российской Федерации (Нижний Новгород, Россия)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.