Суммы не принятые к зачету ФСС проводки

Учет расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)

В организации госсектора по результатам проверки, проведенной территориальным органом ФСС, не была принята к зачету часть суммы пособия по временной нетрудоспособности. Как в учете организации госсектора отразить подобные расходы в случае, если принято решение об отнесении суммы, не принятой к зачету пособия на расходы учреждения?

Юридические аспекты

По результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отдельные суммы начисленных сотруднику выплат могут быть не приняты к зачету.

Суммы пособий, выплаченные организацией госсектора с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, к зачету в счет уплаты страховых взносов не принимаются (п. 18 Положения о ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, ч. 4 ст. 4.7. Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон N 255-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее — Закон N 243-ФЗ) уплата страховых взносов, в частности на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 1 января 2017 года производится в соответствии с нормами НК РФ. Функции по администрированию этих страховых взносов передаются налоговым органам. Права и обязанности, предусмотренные НК РФ в отношении налогоплательщиков, налоговые органы будут осуществлять и в отношении плательщиков страховых взносов (п. 1 ст. 2, пп. 15 п. 1 и п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

С учетом внесенных изменений функции контроля по страховым взносам с 1 января 2017 года распределяются следующим образом:

в полномочиях налоговых органов:

— контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, начиная с 2017 года, а также обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ. При этом территориальные органы ФСС РФ будут проверять правильность заявленных в расчете расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ. Порядок обмена информацией определяется соглашениями взаимодействующих сторон (п.п. 6, 8 ст. 431 НК РФ);

в полномочиях ФСС РФ (см. также информацию ФСС РФ от 25.08.2016):

— контроль за соблюдением страхователями законодательства РФ по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам за периоды с 2017 года. Осуществлять камеральные и выездные проверки расходов на выплату страхового обеспечения, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган за эти периоды, территориальный орган ФСС РФ будет на основании сведений, поступивших из налогового органа, и в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ (п. 8 ст. 431 НК РФ, п. 1.1 ст. 1.1, пп. 2 п. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ);

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, а также правильности выплаты страхового обеспечения по этому виду страхования за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Закона N 250-ФЗ).

Отметим, что в случае непринятия к зачету сумм выплаченных по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности организации госсектора следует указать проверяющим на п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ. В соответствии с данным пунктом в подобных случаях органы ФСС РФ наделены правом предъявлять иски о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение непосредственно к медицинским организациям.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия, связанные с нарушением медицинской организацией требований законодательства о порядке выдачи листка нетрудоспособности, возлагаются непосредственно на эти организации, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен (см. постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 N 10605/12).

Бухгалтерский учет

Затраты организации госсектора по выплате страхового обеспечения за счет средств ФСС РФ учитываются по виду расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»; 139 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда лиц, принимаемых на должности стажеров»; 149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов») и коду 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

Вместе с тем непринятые к зачету выплаты уже не являются страховым обеспечением, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством за счет средств ФСС РФ. Соответственно они должны учитываться как выплаты в пользу работников (физических лиц), которые производятся организацией госсектора за счет различных источников финансового обеспечения расходов.

В такой ситуации руководитель учреждения прежде всего должен принять решение в отношении сумм, не принятых к зачету, а именно:

1) о возврате выплат (возмещении расходов) получателями, то есть застрахованными лицами;

2) о возмещении расходов виновными лицами;

3) об отнесении расходов за счет средств учреждения.

Возможно одновременное применение сразу нескольких из перечисленных выше вариантов. Например, часть расходов может быть возмещена работником, получившим выплату, а другая часть может быть отнесена на расходы организации.

При этом следует помнить, что действующее законодательство далеко не всегда допускает взыскание сумм, не принятых к зачету, с получателей пособий (выплат) или виновных лиц. В то же время эти лица могут возмещать соответствующие расходы организации госсектора в добровольном порядке. Добровольный характер подобных действий работников желательно зафиксировать, оформив соответствующее заявление.

В случае принятия решения организацией госсектора об отнесении сумм, не принятых к зачету на расходы учреждения, такие выплаты могут быть отнесены на вид расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» (121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов»; 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания»; 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов» при выплате) и подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Внимание

Решение об отнесении не принятых к зачету сумм на вид расходов 111 (121, 131, 141) и подстатью КОСГУ 211 не должно противоречить принятым в учреждении локальным актам. Этими актами должна быть предусмотрена возможность осуществления за счет средств фонда оплаты труда или его экономии подобных выплат по решению руководителя.

Если не зачтенные суммы не могут быть отнесены на вид расходов 111 (121, 131, 141) и подстатью КОСГУ 211, с учетом приведенных выше требований, их можно учесть по виду расходов 853 «Уплата иных платежей» и статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ как расходы, не связанные с оплатой труда.

Примечание

Возможность расходования средств по соответствующим видам расходов 111 (121, 131, 141) или 853 на оплату сумм пособий, не принятых к зачету, должна быть предусмотрена бюджетной сметой казенного учреждения, планом ФХД бюджетного (автономного) учреждения.

В бюджетном (бухгалтерском) учете организации госсектора в случае непринятия к зачету выплаченных сумм пособий необходимо сделать соответствующие корректировки ранее сделанных начислений и выплат. При внесении исправлений следует руководствоваться порядком, установленным п. 18 Инструкции N 157н.

В частности, ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

В целях отнесения затрат по выплаченным пособиям, не принятым к зачету, на расходы учреждения следует сделать исправительные записи, а именно:

1. Произвести корректировку начисленных расходов. Так, если ранее начисление расходов отражалось в качестве уменьшения задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование по дебету счета 0 303 02 000, то в случае непринятия таких сумм к зачету они относятся на расходы учреждения по дебету счета 0 401 20 211 (0 401 20 290) или 0 109 00 211 (0 109 00 290.

2. Произвести корректировку кассовых расходов, учтенных на лицевом счете с отражением уменьшения по виду расходов 119 (129, 139, 149) и коду 213 КОСГУ с одновременным увеличением по виду расходов 111 (121, 131, 141) и коду 211 КОСГУ или виду расходов 853 и коду 290 КОСГУ. Уточнение выплат по видам расходов на лицевом счете оформляется Уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809)

3. Произвести корректировочные записи удержанных сумм НДФЛ с суммы пособия, не принятой к зачету.

4. Произвести доначисление страховых взносов, на суммы выплат, не принятых к зачету, в установленном порядке. При этом, необходимо доначислить взносы и на обязательное социальное страхование, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно требованиям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Помимо этого должны быть исчислены и уплачены соответствующие пени.

Отметим, что в некоторых случаях суды поддерживают страхователей, указывая, что страхователь обязан перечислить только взносы на обязательное социальное страхование, начисленные и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности фонда по возмещению произведенных расходов.

Вместе с тем при принятии окончательного решения об уплате страховых взносов организации госсектора следует проанализировать все возможные риски и последствия. В случае если будет принято решение о доперечислении страховых взносов только на обязательное социальное страхование, скорее всего учреждению придется доказывать свою позицию в суде.

Типовые корреспонденции счетов

N п/п

Казенное учреждение

Бюджетное (автономное) учреждение*(1)

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

Корректировка начисленных сумм пособий, не принятых к зачету, в том числе:

1.1

1 303 02 830

1 302 13 730

0 303 02 830

(0 303 02 000)

0 302 13 730

(0 302 13 000)

— методом «Красное сторно» откорректирована сумма начислений

1.2

1 401 20 211,

1 109 00 211

1 302 11 730

0 401 20 211,

0 109 00 211

0 302 11 730

— не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения (за счет средств фонда оплаты труда)

1 401 20 290,

1 109 00 290

1 302 91 730

0 401 20 290,

0 109 00 290

0 302 91 730

— не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения (в случае отнесения выплат к прочим расходам)

2

Корректировка суммы НДФЛ, удержанной с пособия, не принятого к зачету, в том числе:

2.1

1 302 13 830

1 303 01 730

0 302 13 830

(0 302 13 000)

0 303 01 730

(0 303 01 000)

— методом «Красное сторно» откорректирована сумма НДФЛ

2.2

1 302 11 830

1 303 01 730

0 302 11 830

(0 302 11 000)

0 303 01 730

(0 303 01 000)

— сумма НДФЛ с не принятого к зачету пособия отнесена на расходы учреждения (за счет средств фонда оплаты труда)

1 302 91 830

1 303 01 730

0 302 91 830

(0 302 91 000)

0 303 01 730

(0 303 01 000)

— сумма НДФЛ с не принятого к зачету пособия отнесена на расходы учреждения (в случае отнесения выплат к прочим расходам)

3

С суммы, не принятой к зачету, произведено доначисление страховых сумм на обязательное социальное страхование, в том числе:

3.1

1 401 20 213, 1 109 00 213

1 303 02 730

0 401 20 213,

0 109 00 213

0 303 02 730

(0 303 02 000)

— в случае отнесения расходов за счет средств фонда оплаты труда

3.2

1 401 20 290, 1 109 00 290

1 303 02 730

0 401 20 290,

0 109 00 290

0 303 02 730

(0 303 02 000)

— в случае отнесения выплат к прочим расходам

4

С суммы, не принятой к зачету, произведено доначисление страховых сумм на обязательное медицинское страхование:

4.1

1 401 20 213, 1 109 00 213

1 303 07 730

0 401 20 213,

0 109 00 213

0 303 07 730

(0 303 07 000)

— в случае отнесения расходов за счет средств фонда оплаты труда

4.2

1 401 20 290, 1 109 00 290

1 303 07 730

0 401 20 290,

0 109 00 290

0 303 07 730

(0 303 07 000)

— в случае отнесения выплат к прочим расходам

5

С суммы, не принятой к зачету, произведено доначисление страховых сумм на обязательное пенсионное страхование:

5.1

1 401 20 213, 1 109 00 213

1 303 10 730 1 303 11 730

0 401 20 213,

0 109 00 213

0 303 10 730 0 303 11 730

(0 303 10 000,

0 303 11 000)

— в случае отнесения расходов за счет средств фонда оплаты труда

5.2

1 401 20 290, 1 109 00 290

1 303 10 730 1 303 11 730

0 401 20 290

0 109 00 290

0 303 10 730 0 303 11 730

(0 303 10 000,

0 303 11 000)

— в случае отнесения выплат к прочим расходам

6

С суммы не принятой к зачету произведено доначисление страховых сумм на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

6.1

1 401 20 213, 1 109 00 213

1 303 06 730

0 401 20 213

0 109 00 213

0 303 06 730

(0 303 06 000)

— в случае отнесения расходов за счет средств фонда оплаты труда

6.2

1 401 20 290

(1 109 00 290)

1 303 06 730

0 401 20 290

0 109 00 290

0 303 06 730

(0 303 06 000)

— в случае отнесения выплат к прочим расходам

7

Произведено уточнение кассовых выплат на лицевом счете в целях восстановления расходов, в том числе:

7.1

0 302 13 830

1 304 05 213

1 201 21 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 213)

0 302 13 830

(0 302 13 000)

0 201 11 610

(0 201 11 000)

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 213)

— методом «Красное сторно» откорректирована сумма кассовых выплат пособий, не принятых к зачету

7.2

0 302 11 830

1 304 05 211

1 201 21 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 211)

0 302 11 830

(0 302 11 000)

0 201 11 610

(0 201 11 000)

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 211)

— кассовые расходы по оплате пособия, не принятого к зачету, отнесены на расходы учреждения (за счет средств фонда оплаты труда)

0 302 91 830

1 304 05 290

1 201 21 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 290)

0 302 91 830

(0 302 91 000)

0 201 11 610

(0 201 11 000)

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 290)

— кассовые расходы по оплате пособия, не принятого к зачету, отнесены на расходы учреждения (в случае отнесения к прочим расходам)

7.3

0 303 01 830

1 304 05 213

1 201 21 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 213)

0 303 01 830

(0 303 01 000)

0 201 11 610

(0 201 11 000)

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 213)

— методом «Красное сторно» откорректирован платеж по НДФЛ

7.4

0 303 01 830

1 304 05 211

1 201 21 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 211)

0 303 01 830

(0 303 01 000)

0 201 11 610

(0 201 11 000)

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 211)

— уточнен платеж на сумму выплаты НДФЛ с пособия, не принятого к зачету (за счет средств фонда оплаты труда)

0 303 01 830

1 304 05 290

1 201 21 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 290)

0 303 01 830

(0 303 01 000)

0 201 11 610

(0 201 11 000)

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 290)

— уточнен платеж на сумму выплаты НДФЛ с пособия, не принятого к зачету (в случае отнесения к прочим расходам)

______________________________

*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.

Документооборот

Соответствующие дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» следует оформить Справкой (форма 0504833), в которой делаются ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Уточнение кассовых расходов на лицевом счете оформляется Уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809).

Кроме того, в случае непринятия к зачету в счет уменьшения суммы начисленных страховых взносов организации госсектора следует представить соответствующие «корректирующие» расчеты по страховым взносам.

В частности, в целях исправления суммы задолженности по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения организация госсектора формирует корректирующий расчет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (до 01.01.2017 по форме 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59).

Если до 01.01.2017 все расчеты по страховым взносам, в том числе корректирующие представлялись в территориальный орган ФСС, то с периодов, начавшихся в 2017 году, по всем взносам на социальное страхование, кроме страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расчеты представляются в налоговый орган, по форме, утвержденной ФНС.

Кроме того, в части взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в 2017 году ФСС РФ принимает корректирующие расчеты по новой форме 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381.

Налогообложение

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Факт непринятия к зачету пособия территориальным органом ФСС РФ не влияет на сумму доходов получателя. Соответственно нет оснований для «пересмотра» удержанной суммы НДФЛ.

Возможна и иная ситуация: при выплате пособия НДФЛ вполне обоснованно мог не удерживаться. В то же время после отказа в зачете определенных расходов и их отнесения за счет организации госсектора суть (характер) этой выплаты изменяется. В этой связи организацией может быть принято решение об удержании НДФЛ с работника, ранее получившего пособие, сумма которого впоследствии не была принята к зачету. При невозможности удержать исчисленную сумму налога учреждение должно уведомить об этом налогоплательщика и налоговый орган (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

Не принятые к зачету суммы не могут рассматриваться в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, до 1 января 2017 года — п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Соответственно они облагаются страховыми взносами на общих основаниях (письмо Минтруда России от 26.02.2016 N 17-3/В-76, определение Верховного Суда РФ от 29.08.2014 N 301-ЭС14-253).

Необходимо также доначислить и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно требованиям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

Помимо этого должны быть исчислены и уплачены соответствующие пени.

Пример

Пример 1

В текущем году в казенном учреждении по факту проверки территориальным органом ФСС в связи с обнаруженной переплатой, не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в сумме 3 000,00 руб. Не принятая к зачету сумма пособия отнесена на расходы учреждения по 211 КОСГУ. С суммы пособия был удержан НДФЛ в сумме 390,00 руб.

В бюджетном учете следует сделать исправительные записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Откорректирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету, в том числе:

КРБ 1 303 02 830

КРБ 1 302 13 730

3 000,00

— методом «Красное сторно» отсторнирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету;

КРБ 1 401 20 211

КРБ 1 302 11 730

3 000,00

— не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения за счет средств фонда оплаты труда

Откорректирована сумма НДФЛ, удержанная с пособия, не принятого к зачету, в том числе:

КРБ 1 302 13 830

КРБ 1 303 01 730

390,00

— методом «Красное сторно» откорректирована сумм удержаний

КРБ 1 302 11 830

КРБ 1 303 01 730

390,00

— отражена сумма НДФЛ с не принятого к зачету суммы пособия

Произведено уточнение кассовых выплат на лицевом счете в целях восстановления расходов, в том числе:

КРБ 1 302 13 830

КРБ 1 304 05 213

3 000,00

— методом «Красное сторно» откорректирована сумма кассовых выплат пособий, не принятых к зачету

КРБ 1 302 11 830

КРБ 1 304 05 211

3 000,00

— не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения за счет средств фонда оплаты труда

КРБ 1 303 01 830

КРБ 1 304 05 213

390,00

— методом «Красное сторно» откорректирован платеж по НДФЛ

КРБ 1 303 01 830

КРБ 1 304 05 211

390,00

— уточнен платеж на сумму НДФЛ с пособия, не принятого к зачету

Пример 2

В текущем году в бюджетном (автономном) учреждении по факту проведения проверки ФСС не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в размере 1 150,00 руб. Пособие было начислено за счет средств от приносящей доход деятельности, удержан и перечислен НДФЛ в сумме 150,00 руб. Расходы по начислению не принятого к зачету пособия отнесены на расходы учреждения на счет 2 401 20 211.

В бухгалтерском учете следует сделать исправительные записи:

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Откорректирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету, в том числе:

2 303 02 830

2 302 13 730

2 303 02 000

2 302 13 000

1 150,00

— методом «Красное сторно» отсторнирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету;

2 401 20 211

2 302 11 730

2 401 20 211

2 302 11 000

1 150,00

— не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения за счет средств фонда оплаты труда

Откорректирована сумма НДФЛ, удержанная с пособия, не принятого к зачету, в том числе:

2 302 13 830

2 303 01 730

2 302 13 000

2 303 01 000

150,00

— методом «Красное сторно» откорректирована сумм удержаний

2 302 11 830

2 303 01 730

2 302 11 000

2 303 01 000

150,00

— отражена сумма НДФЛ с не принятого к зачету суммы пособия

Произведено уточнение кассовых расходов на лицевом счете в целях восстановления расходов, в том числе:

2 302 13 830

0 201 11 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 213)

2 302 13 000

0 201 11 000

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 213)

1 150,00

— методом «Красное сторно» откорректирована сумма кассовых выплат пособий, не принятых к зачету

0 302 11 830

0 201 11 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 211)

0 302 11 000

0 201 11 000

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 211)

1 150,00

— не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения за счет средств фонда оплаты труда

0 303 01 830

0 201 11 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 213)

0 303 01 000

0 201 11 000

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 213)

150,00

— методом «Красное сторно» откорректирован платеж по НДФЛ

0 303 01 830

0 201 11 610

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 211)

0 303 01 000

0 201 11 000

увеличение забалансового счета 18

(КОСГУ 211)

150,00

— уточнен платеж на сумму выплаты НДФЛ с пособия, не принятого к зачету

Пример 3

В бюджетном (автономном) учреждении в текущем году по факту проверки территориальным органом ФСС РФ была не принята к зачету сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 1 125, 00 руб. (в связи с обнаруженной переплатой). НДФЛ с суммы пособия не удерживался.

Пособие выплачивалось учреждением в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В учреждении принято решение об отнесении суммы, не принятой к зачету, к прочим расходам за счет средств от приносящей доход деятельности (счет 2 401 20 290).

В бухгалтерском учете следует сделать записи:

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,
руб.

Подали на возмещение больничного листа в Фонд Социального Страхования документы во 2-м квартале 2018г. Проверка закончилась в конце третьего квартала 2018г. Фонд не принял часть больничного листа.
1. Сумму которую не принял фонд необходимо отразить в зарплату?

2. Сумму которую не принял фонд необходимо отразить в отчетности за 3-й квартал или подать уточненку за 2-ой квартал?

3. В какой срок необходимо доплатить налоги по не принятой сумме?

4. Как не принятую сумму отразить в бухгалтерском учете?

Сообщаю Вам следующее:

Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

  1. Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.
  2. Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты.
  3. Сдайте в ИФНС уточненный расчет по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях. В Документе 3 отражен порядок представления уточненного расчета.
  4. Доплатите взносы по уточненному расчету и пени. Рекомендуется уплатить недоимку и пени в кратчайшие сроки, так как за каждый день просрочки начисляются пени (в Документе 4 представлен материал, где указан порядок взыскания задолженности налоговым органом).

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

СТОРНО Д 20 (23, 25, 26, 44) — К 70 Сторнировано пособие за первые три дня болезни работника
СТОРНО Д 69 — Расчеты по социальному страхованию — К 70 Сторнировано пособие, начисленное за счет ФСС
Д 91 — К 70 Незачтенное пособие отражено как прочая выплата
Д 91 — К 69 (субсчета отдельных взносов) Начислены страховые взносы
Д 70 — К 68 Удержан НДФЛ

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1

Как учесть расходы, не принятые к зачету ФСС

ФСС может не принять расходы к зачету, если документы на выплату пособий неправильно оформлены, фальшивые либо их совсем нет (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ). Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

  1. Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.
  2. Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты (Письмо ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
  3. Сдайте в ИФНС уточненный расчет по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях (Письмо ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
  4. Доплатите взносы по уточненному расчету и пени.

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

СТОРНО Д 20 (23, 25, 26, 44) — К 70 Сторнировано пособие за первые три дня болезни работника
СТОРНО Д 69 — Расчеты по социальному страхованию — К 70 Сторнировано пособие, начисленное за счет ФСС
Д 91 — К 70 Незачтенное пособие отражено как прочая выплата
Д 91 — К 69 (субсчета отдельных взносов) Начислены страховые взносы
Д 70 — К 68 Удержан НДФЛ

{Типовая ситуация: Как учесть расходы, не принятые к зачету ФСС (Издательство «Главная книга», 2018) {КонсультантПлюс}}

Документ 2

ФНС настаивает, что на сумму пособий, которые ФСС не принял к зачету, необходимо начислить страховые взносы. Об этом налоговое ведомство уже сообщало, разослав письмо Минфина.

В новом разъяснении контролеры обращают внимание, что, получив «отказное» решение ФСС, нужно уточнить расчет по страховым взносам. При корректировке следует не только начислить взносы, но и исключить из расходов на выплату пособий сумму не подтвержденных Соцстрахом расходов.

Документ: Письмо ФНС России от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@

«КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера с 19 по 23 марта 2018 года» {КонсультантПлюс}

Документ 3

Порядок представления уточненного расчета следующий:

— в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним, в случае внесения в них изменений (дополнений);

— в уточненный расчет подлежит включению разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» в отношении тех физических лиц, в отношении которых производятся изменения (дополнения);

— при перерасчете сумм страховых взносов в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные расчеты представляются по форме, действовавшей в том расчетном (отчетном) периоде, за который производится перерасчет сумм страховых взносов.

И, конечно, уточненный расчет представляется за тот период, в котором непринятые расходы были первоначально отражены.

Если в уточненном расчете меняется только сумма расходов на выплату страхового обеспечения, то из него надо исключить не принятые ФСС расходы на выплату пособий:

— корректировки вносятся в Приложение 3 к разд. 1 расчета;

— соответствующие изменения вносятся в Приложение 2 к разд. 1 расчета (строки 070 — 090);

— необходимо также уточнить данные в разд. 1 расчета (строки 110 — 123).

На основании приведенных норм финансисты делают следующие выводы:

— во-первых, непринятые суммы пособий не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

— во-вторых, выплаченные работнику суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Данный подход к рассматриваемому вопросу представлен и в более поздних письмах ФНС России (Письмо от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).

Если территориальный орган ФСС не принял к зачету расходы на выплату пособий на обязательное социальное страхование, то плательщик обязан представить уточненный расчет по страховым взносам, скорректировав сумму расходов.

Что касается вопроса об обложении страховыми взносами сумм не принятых к зачету расходов, он сегодня является спорным. Плательщик должен принять самостоятельное решение, следовать ему разъяснениям контролирующих органов, которые настаивают на обложении указанных выплат, или руководствоваться судебными решениями, признающими спорные суммы страховым обеспечением, которые не могут квалифицироваться как объекты обложения страховыми взносами.

Документ 4

1.1. Действия плательщика после выявления им недоимки по страховым взносам

Рекомендуем уплатить недоимку и пени в кратчайшие сроки, так как за каждый день просрочки начисляются пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Если в расчете отражена неправильная сумма взноса, нужно подать уточненный расчет (п. п. 1, 7 ст. 81 НК РФ).

Срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, включает:

  • срок направления требования об уплате страховых взносов;
  • срок добровольного исполнения требования плательщиком;
  • срок взыскания со счетов в банках и за счет электронных денежных средств;
  • срок взыскания за счет имущества;
  • срок взыскания недоимки в судебном порядке.
  1. Требование об уплате страховых взносов

Требование может направлять инспекция, в которой страхователь состоит на учете. Также его может направить налоговый орган, который вынес решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 101.4 НК РФ (п. п. 5, 8 ст. 69 НК РФ).

Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.

Требование должно содержать такие сведения (п. 4 ст. 69 НК РФ):

  • сумму задолженности (на момент направления требования);
  • размер пеней, начисленных на момент направления требования;
  • срок исполнения требования (если дата исполнения не указана, то его нужно исполнить в течение восьми дней с даты его получения; меньший срок не может быть установлен, срок можно продлить);
  • меры по взысканию и обеспечению, которые применяются в случае неисполнения требования;
  • основания взимания сбора со ссылками на законодательство;
  • предупреждение об обязанности налогового органа направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если размер недоимки содержит признаки преступления, совершенного в крупных и особо крупных размерах (ст. 199 УК РФ).

На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности налоговый орган обязан передать материалы в следственные органы, если в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования задолженность не погашена в полном объеме (п. 3 ст. 32 НК РФ).

Если обязанность по погашению недоимки не исполнена, можно использовать средства банковского вклада (в том числе в драгоценных металлах), но только по истечении договора банковского вклада. Тогда на основании поручения банк проводит перечисление средств на расчетный (текущий) счет страхователя в размере, необходимом для погашения недоимки.

При продлении договора вклада банк сначала исполняет поручение налогового органа (Письмо Минфина России от 26.05.2017 N 03-02-07/1/32431).

Обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денег

Готовое решение: Как с организации могут взыскать недоимку по страховым взносам, которые уплачиваются в налоговый орган (КонсультантПлюс, 2018) {КонсультантПлюс}

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Бородкина Елена Васильевна

Ответ актуален на 01.10.2018.

ФСС может не принять расходы к зачету, если документы на выплату пособий неправильно оформлены, фальшивые либо их совсем нет п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ. Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

• Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.

• Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты Письмо ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@.

• Сдайте в ИФНС уточненный расчет по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях Письмо ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@.

• Доплатите взносы по уточненному расчету и пени.

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

СТОРНО Д 20 (23, 25, 26, 44) — К 70 Сторнировано пособие за первые три дня болезни работника
СТОРНО Д 69 — Расчеты по социальному страхованию — К 70 Сторнировано пособие, начисленное за счет ФСС
Д 91 — К 70 Незачтенное пособие отражено как прочая выплата
Д 91 — К 69 (субсчета отдельных взносов) Начислены страховые взносы
Д 70 — К 68 Удержан НДФЛ

Не секрет, что ФСС РФ постоянно борется с необоснованным возмещением пособий. Один из поводов для отказа возместить пособие — неправильно оформленный больничный. Этому случаю и посвящено комментируемое письмо фонда № 12-15/07/7443.

Соцстрах проверяет не только работодателей, но и медицинские организации. Так что если в ходе ревизии поликлиники или санатория обнаружены нестыковки, претензии будут именно к врачу. Это подтвердил фонд в комментируемом письме.

Поводы для отказа в возмещении пособия

А если фонд пришел с проверкой к работодателю? Естественно, будет тщательно изучаться обоснованность начисления и выплаты пособий. Сотрудники ФСС России могут отказать фирме (ИП) в возмещении расходов по пособиям. В частности, это возможно, если пособие выплачено с нарушением законодательства. То есть компания неправильно рассчитала его сумму.

Еще один излюбленный аргумент — нет подтверждающих документов. Скажем, отсутствует больничный лист или справка о рождении ребенка.

Также в арсенале ревизоров ФСС РФ есть такой довод: документы оформлены неправильно или выданы с нарушением. Например, поддельный больничный или больничный выдала медорганизация без лицензии.

Откажет ФСС в выделении средств на выплату пособий, если денег на банковских счетах организации (предпринимателя) недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к ним требований. Об этом сказано в части 3.1 статьи 4.6 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Существует и еще один повод отказать в возмещении средств, но касается он только пособий по беременности и родам. Соцстрах может снять пособие, если докажет, что была создана искусственная ситуация для получения пособия. Например, директор взял на работу свою родственницу незадолго до родов и назначил ей высокую зарплату. Но это было популярно раньше — когда пособия считали по старым правилам (исходя из заработка на последнем месте работы за последние 12 месяцев). Однако с 2013 года пособия считают с учетом заработка за два года, предществующие страховому случаю и по всем местам работы. К тому же есть верхний лимит. Так что вероятность возместить большое пособие из ФСС минимальна.

Действия работодателя в случае отказа

Фонд уведомляет компанию (предпринимателя) об отказе в возмещении расходов — все это ревизоры излагают в мотивированном решении. Данный документ представители Соцстраха направляют в течение трех рабочих дней с даты, когда решение было вынесено (ч. 5 ст. 4.6 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Форма решения утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1014н. Допустим, фирма (ИП) считает решение фонда необоснованным. Тогда можно подать жалобу в региональное отделение ФСС России или в суд (ч. 6 ст. 4.6 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Когда же возражений нет либо отсутствует желание спорить, все сводится к четырем вариантам. Во-первых, попросить работника добровольно вернуть переплату (в кассу или на банковский счет организации).

Во-вторых, удержать деньги из зарплаты с согласия сотрудника (нужно письменное заявление).

В-третьих, можно взыскать ошибочно выплаченное пособие через суд.

Наконец, в-четвертых, работодатель может ничего не делать. То есть не удерживать (не взыскивать) с сотрудника ошибочно выплаченное пособие или то, что выдали ему сверх положенного. Тогда в бухучете затраты на такие выплаты надо включить в состав прочих расходов. Однако при расчете налога на прибыль ошибочно выплаченные сотруднику и не возвращенные им (не взысканные с него) суммы не учитывают. Аналогичное правило действует и на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы».

Допустим, по решению руководителя организации пособие с сотрудника взыскивают частично, а не полностью. Так позволяет поступить статья 240 Трудового кодекса РФ. Тогда в бухучете в состав прочих расходов включите только ту часть, которую не удалось взыскать с работника. Остальное вы удержите из зарплаты сотрудника.

Налоговый юрист П.Л. Гнуситчук, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>