Субъект малого предпринимательства

У ЗАО имеется несколько учредителей. Совокупная доля участия крупных компаний в уставном капитале ЗАО превышает 25%, при этом доля участия каждой конкретной компании — менее 25%. Может ли данное ЗАО быть отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства?  25.11.2013 15:51

Вопрос: У ЗАО имеется несколько учредителей. Совокупная доля участия крупных компаний в уставном капитале ЗАО превышает 25%, при этом доля участия каждой конкретной компании — менее 25%. Может ли данное ЗАО быть отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Ответ: Критерии отнесения организаций и физических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее — Закон N 209-ФЗ).

Согласно пп.

Вопросы-ответы по бухгалтерии

1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в частности, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц хозяйственные общества, если доля участия в уставном капитале общества, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%. Однако в случае соответствия общества определенным критериям, перечисленным далее в тексте этого подпункта, данное ограничение к нему не применяется.

Из буквального прочтения приведенной нормы следует, что по общему правилу не может признаваться субъектом малого и среднего предпринимательства хозяйственное общество, если доля участия в его уставном капитале, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в совокупности превышает 25%. При этом конкретный размер доли участия отдельной крупной компании не учитывается и приобретает правовое значение (в целях применения рассматриваемой нормы) только в том случае, если остальные акционеры (участники) общества являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Аналогичную трактовку положений пп. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ можно встретить в юридической литературе (смотрите, к примеру, статью А.В. Быковской "Готовимся к аудиторской проверке и анализируем типичные ошибки" в журнале "Российский налоговый курьер", N 19, октябрь 2010 г.).

Таким образом, поскольку в описанной ситуации совокупная доля участия крупных компаний в уставном капитале закрытого акционерного общества превышает 25%, по общему правилу данное общество не может быть отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Малые предприятия в 2018 году — какие компании попадают в эту категорию

Акционерные общества, независимо от статуса публичное или непубличное, могут  относятся к субъектам малого предпринимательства.

С 01 января 2016 года по 01 июля 2017 года, в связи с внесением изменений Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ, к субъектам малого предпринимательства относились акционерные общества которые соответствовали хотя бы одному из следующих требований перечисленных подпункте б) – д) пункта 1.1.

Многие АО и ЗАО лишились возможности получить статус субъекта МСП

статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в редакции на 01.01.2016г. : 

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования; 

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"; 

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев: 

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета); 

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; 
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий".

С 1 июля 2017 года Федеральный закон № 209 дополнен положениями, предусматривающими возможность отнесения акционерных обществ к субъектам малого или среднего предпринимательства в случае, если акционеры – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а акционеры – иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества.

 

В этой связи, начиная с 10 августа 2017 г. по состоянию на 1 июля 2017 г. при ежегодном формировании Реестра в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ в Реестр также будут внесены сведения об акционерных обществах, которые будут отвечать установленным законом условиям по доле участия в капитале (подпункт «а» пункта 2 статьи 1, пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ).

 

Перечни таких акционерных обществ будут представлять в ФНС России держатели реестров владельцев ценных бумаг во исполнение подпункта «б» пункта 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона от 3 июля 2016 г. 

Некоторые законодательные акты РФ подверглись существенным корректировкам. В частности, для малых хозяйствующих предприятий изменились критерии отнесения, и с июня 2015 года перед бизнесменами открывается ряд дополнительных возможностей.

Кто относится к малым предприятиям?

Малое предприятие – это небольшая фирма, зарегистрированная как КФХ, ООО или ИП и отвечающая нескольким установленным законодательством параметрам. После вступления в силу ФЗ «О внесении изменений…» от 29.06.2015 г. существенно изменились условия для отнесения к субъектам малого бизнеса и появились дополнительные льготы.

Условие

Было (2014 г)

Стало (2015 г-2016г)

Размер выручки от реализации товаров за предыдущий год

Не более 400 млн.

руб.

Не выше 800 млн. руб.

Средняя численность сотрудников

Не более 100 чел

Доля иностранных организаций в уставном капитале

Максимум 25%

Увеличилась до 49%

Таким образом, для малого бизнеса осталась неизменной только численность работников, а увеличение размера инвестиций дает ряд несомненных преимуществ:

  • Возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан.
  • Увеличение прибыли и товарооборота.
  • Повышение качества продукции.
  • Более широкие возможности для развития бизнеса.

В последнее время Правительство РФ взяло курс на популяризацию малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством товаров, оказанием услуг и работ. Чаще всего такие организации находятся при различных ВУЗах и НИИ, работают в экономической или научно-технической сферах, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги именно в них.

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Микропредприятие – это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. Проследить разницу между микро- и малым предприятием можно здесь:

Условие

Микропредприятие

Малое предприятие

Предельная численность работников

15 чел.

100 чел.

Максимальное значение выручки

120 млн. руб.

800 млн. руб.

Доля иностранных вложений

                        49%

Преимущества создания микропредприятий:

  • Сниженная налоговая ставка (9%) для ИП.
  • Нет необходимости предоставлять заключение присяжного аудитора при сдаче годовой отчетности в УФНС.
  • Отсутствие обязательств по авансовым платежам по налогу на прибыль.
  • Возможность работы по совместительству на нескольких хозяйствующих субъектах у сотрудников микрокомпании.

Не обходится здесь и без минусов:

  • Для работников закрыты некоторые льготы.
  • Одинаковые правила ведения бухучета для всех форм выплат налога на организацию.
  • Изменение статуса с плательщика налога на микропредприятие на плательщика подоходного налога с населения или компании возможно только после окончания налогового периода.
  • При работе сотрудника только на микропредприятии снижается объем пособий от Службы Социального Страхования.

Говоря о малом бизнесе, список достоинств значительно расширяется:

  • Ведение бухгалтерской отчетности по упрощенной форме.
  • Освобождение от НДС при сумме выручки от реализации товаров за последний квартал свыше 2 000 000 руб.
  • Возможность использования УСН.

Переход на УСН освобождает от ведения бухгалтерского учета, но он может быть осуществлен лишь в том случае, если за последние 9 месяцев ИП получил не более 15 000 000 руб. выручки, а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств составляет не более 100 000 000 руб. Для юридических лиц никаких освобождений не предусмотрено.

Недостатки создания субъекта малого бизнеса:

  • Большая зависимость от более крупных организаций.
  • Нестабильные курсы валют.
  • Трудности в плане привлечения инвесторов из других стран, т.к. они в большинстве случаев заинтересованы в более крупных вложениях и, соответственно, прибыли.

Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?

Для отнесения к субъектам малого бизнеса достаточно того, чтобы компания соответствовала заданным критериям, т.е. никакие подтверждения не нужны: при сдаче годовой отчетности УФНС видит результаты финансовой деятельности.

Если юридическому лицу требуется подтвердить состав участников ООО, то это можно сделать с помощью решения об учреждении или выписки из ЕГРЮЛ, которую можно заказать на сайте УФНС.

Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?

При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:

  • Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
  • Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
  • До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
  • Сокращение сроков неналоговых проверок.
  • Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.

Более подробно можно узнать в этом видео:

Петр Столыпин, 2015-10-15

Елена Петренко http://moneymakerfactory.ru/authors/Helen777/

Вопросы и ответы по теме

Посмотреть все (1)



Сохраните статью в социальные сети: