Стратегия инновационного развития России

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» (далее – Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – КДР) в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010 года.

Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала, Долгосрочного научно-технологического прогноза и должна стать ориентиром для разработки концепций и программ социально-экономического развития России, отдельных секторов и регионов.

20 ключевых шагов стратегии

I. Введение. Где мы сейчас

Вызовы инновационного развития

Состояние инновационной сферы

II. Место стратегии в системе стратегического планирования

III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации

Цели и задачи

Место инновационной политики в общей социально-экономической политике

Варианты инновационной стратегии

Этапы реализации стратегии

Национальная инновационная политика: модель координации

IV. Инновационный человек

Инновационный характер образования

Обучение инновационному предпринимательству

Молодежь и инновации

Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности

V. Инновационный бизнес

Инновационная среда

Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний

Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации

Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики

VI. Эффективная наука

Структурная модернизация сектора генерации знаний

Кадры для эффективной науки

Эффективность государственных расходов на науку

Государственные научно-технологические приоритеты

Развитие негосударственного сектора генерации знаний

VII. Инновационное государство

Внедрение инноваций в системе государственного управления

Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере

Государственные закупки

VIII. Инфраструктура инноваций

IX. Участие в глобальной инновационной системе

Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках

Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций

Активизация международного научно-технического сотрудничества

X. Территории инноваций

Инновационная политика на региональном уровне

Развитие инновационных кластеров

ХI. Основные направления совершенствования законодательства

XII. Целевые индикаторы реализации стратегии

XIII. Финансовое обеспечение

Приложение 1. Основные шаги по реализации стратегии

Приложение 2. Основные термины, используемые в стратегии

Приложение 3. Сравнение целевых показателей стратегии развития науки и инноваций в российской федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Стратегия основана на положениях концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и задает курс на развитие субъектов инновационной деятельности, поддержку инновационных разработок и финансирование сектора фундаментальной и прикладной науки.

Реализация стратегии разделена на два этапа. Первый этап (2011-2013 годы) включает работу по ориентации бизнеса и экономики на инновационную деятельность. На втором этапе (2014-2020 годы) будет проведено масштабное перевооружение и модернизация промышленности, сформирована национальная инновационная система.

Среди основных задач:

— реорганизация всех ступеней системы образования для формирования необходимых знаний, компетенций, навыков и моделей поведения;

— повышение инновационной активности бизнеса;

— внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

— формирование «электронного правительства»;

— перевод в электронную форму большинства услуг населению;

— создание условий и стимулов для инновационной деятельности.

Скачать закон

Распоряжение от 6 января 2015 года №7-р. В перечень входят по 38 направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, 35 специальностей высшего образования, а также 44 специальности научных работников. Студенты, обучающиеся по этим специальностям и направлениям подготовки, смогут претендовать на стипендии Президента России и стипендии Правительства России.

Справка

Документ

  • PDF

    Распоряжение от 6 января 2015 года №7-р

  • Распоряжение от 6 января 2015 года №7-р в действующей редакции

Подготовлено Минобрнауки во исполнение Указа Президента России от 1 июля 2014 года №483 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».

К направлениям модернизации и технологического развития российской экономики в соответствии с решениями, принятыми на заседании комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики от 18 июня 2009 года, относятся:

— энергоэффективность и энергосбережение;

— ядерные технологии;

— космические технологии;

— медицинские технологии;

— стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Подписанным распоряжением утверждён перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики (далее – перечень).

В перечень входят по 38 направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, 35 специальностей высшего образования, а также 44 специальности научных работников.

Студенты, обучающиеся по этим специальностям и направлениям подготовки, смогут претендовать на стипендии Президента России и стипендии Правительства России.

Указом Президента России от 14 сентября 2011 года №1198 установлены 3000 стипендий Президента России, в том числе 2700 стипендий для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования и 300 стипендий для аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального, дополнительного профессионального образования и научных организаций.

Постановлением Правительства от 20 июля 2011 года №600 учреждены 5000 стипендий Правительства России, в том числе 4500 стипендий для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования и 500 стипендий для аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального, дополнительного профессионального образования и научных организаций.

Одновременно признаётся утратившим силу перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утверждённый распоряжением Правительства от 3 ноября 2011 года №1944-р.

Принятое решение будет способствовать совершенствованию стипендиального обеспечения студентов в условиях действия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

  • • программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
  • • доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
  • • публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационнотелекоммуникационной сети Интернет;
  • • приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
  • • защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
  • • приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования ииновациоиной деятельности;
  • • обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально- экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;
  • • целевой характер использования бюджетных средств па государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством РФ и субъектов РФ.

Формы государственной поддержки могут быть в виде:

  • • предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
  • • предоставления образовательных услуг;
  • • предоставления информационной поддержки;
  • • предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
  • • формирования спроса на инновационную продукцию;
  • • финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
  • • реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
  • • поддержки экспорта;
  • • обеспечения инфраструктуры;
  • • в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией и субъектами РФ с учетом основных направлений государственной поддержки.

Меры государственной поддержки можно разделить на три группы.

  • 1. Финансовая и организационная поддержка деятельности научно-исследовательских и образовательных учреждений в проведении НИОКР и развитии соответствующей ресурсной базы:
    • • прямое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научных университетов, связанных с инновационной деятельностью;
    • • создание федеральных фондов;
    • • проведение политики, направленной на развитие и моральную поддержку инноваций и инновационной деятельности. Это субвенции (гранты) для малых и средних инновационных предприятий, осуществляемые Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программам «Старт», «Старт-Наука», «Темп», «Развитие», «Умник», «Пуск» и др. Это субвенции региональных и муниципальных органов власти, инвестиции некоторых технопарков. Также это льготные кредиты, компенсация части процентов по кредитам.
  • 2. Финансовая и организационная поддержка развития инновационной инфраструктуры:
    • • создание технопарков, инженерно-технологических центров, бизнес-инкубаторов. Наиболее известные технопарки и ИТЦ – это Технопарк «Зеленоград», Зеленоградский ИТЦ, ИТЦ Регионального фонда технологического развития Санкт-Петербурга, научный парк МГУ, ИПТ «Идея», технопарк в Москворечье, ИТЦ фонда «ТВН», ИТЦ «Инноваций ленинградских институтов и предприятий», Томский ИТЦ, Обнинский центр науки и технологий.
  • 3. Финансовая и прочая поддержка инновационных проектов, связанных с коммерциализацией результатов НИОКР:
    • • финансирование инновационных программ и проектов организаций, намеренных внедрять инновации в свое производство. Сюда, несомненно, стоит отнести правовой аспект: защиту и поддержку инноваторов, малого бизнеса, учреждение налоговых и кредитных льгот, поддержку кооперации между вузами и производственными предприятиями;
    • • финансирование бизнес-образования для начинающих технологических предпринимателей и руководителей предприятий. Примером этого могут служить образовательные программы факультета технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (MBA, магистерская программа, программы повышения квалификации в области технологического бизнеса);
    • • государственная поддержка финансового лизинга;
    • • поддержка малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством и распределением нововведений.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, призванная ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определила цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза.

Стратегия задала долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Приоритетные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:

  • • прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;
  • • предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
  • • поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;
  • • совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий;
  • • усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;
  • • совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (услуг);
  • • определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом для распространения в экономике.

Постепенно государство будет сокращать степень своего прямого участия в экономике за счет расширения процессов приватизации. Для повышения эффективности управления будет продолжена практика предложения государством компаниям с государственным участием кандидатов для избрания независимых членов советов директоров. В то же время в период сохранения участия государства в управлении деятельностью отдельных крупных компаний будет обеспечена реализация последовательной политики государства, связанной с введением рекомендаций по разработке программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием и контроля со стороны государства как одного из собственников за их реализацией.

Указанные программы, как правило, будут формироваться на среднесрочный период (5–7 лет) с учетом государственных приоритетов научно-технологического развития и содержать оценку технологического уровня компании в сравнении с лучшими мировыми аналогами, а также мероприятия, направленные на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, и на значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса, включая:

  • • значительное повышение производительности труда (не менее 5 процентов ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;
  • • существенную экономию энергетических ресурсов как в процессе производства, так и при эксплуатации производимой продукции;
  • • существенное удешевление себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения пользовательских характеристик и снижения экологичности;
  • • существенное улучшение потребительских качеств производимой продукции.

В части определения ориентиров по расходам компаний на исследовательские работы и модернизацию технологий для обеспечения должного уровня конкурентоспособности крупнейших отечественных компаний отношение объема финансирования ими научно-исследовательских и опытноконструкторских работ к выручке компаний должно в целом соответствовать аналогичным показателям крупнейших зарубежных компаний, работающих в аналогичных отраслях, с установлением определенного переходного периода (3–5 лет) для их достижения.

В результате разработки программ будет составлен прогноз создания новых (для отечественного и мирового рынка) технологий, продуктов и услуг на период до 10 лет.

Планируется предусмотреть меры по повышению открытости корпоративной системы, что будет способствовать созданию дополнительного спроса со стороны крупных компаний на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечению малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей, участию в формировании технологических платформ и активизации внешнеэкономической деятельности.

Результаты проводимой политики позволили в 2011 г. повысить вложения компаний в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы более чем на 30 млрд руб. (более 60% по сравнению с 2010 г.) и позволят закрепить финансовые планы по увеличению расходов на инновации в программах компаний.

Оценка хода реализации программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием будет осуществляться Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Предоставление на конкурсной основе грантов для софинансирования проектов по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий должно обеспечить разделение рисков при переходе предприятий к более интенсивному осуществлению технологических и организационных инноваций, создать дополнительные стимулы для реализации более длительных инновационных проектов и расширения взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными организациями.

Предоставление финансовой поддержки технологических инноваций предусматривается по следующим основным направлениям:

  • • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, а также финансирование услуг по патентованию и сертификации выпускаемой продукции;
  • • внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов, лицензий и программного обеспечения, а также приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
  • • проведение технологического аудита, финансирование услуг технологического и инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг.

Важнейшими институтами обеспечения поддержки инновационной деятельности предприятий, одновременно стимулирующими развитие негосударственного сектора исследований и разработок, должны стать федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В целях налогового стимулирования компаний к финансированию исследований и разработок, приобретению современного оборудования планируется реализовать следующие меры:

  • • оптимизация механизма администрирования расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5;
  • • оптимизация освобождения от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности).

Наряду со стимулированием инновационной деятельности существующих компаний важное место в реализации Стратегии отводится поддержке создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях. Успешность мер в этом направлении принципиально зависит от общего улучшения условий для создания новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему), содействия динамичному расширению нового класса молодых, инновационно ориентированных предпринимателей и возможностей населения для реализации изобретательского потенциала.

В целях содействия появлению и развитию нового высокотехнологичного бизнеса предусматривается осуществление следующих мер:

  • • расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности, в том числе в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также деятельности фондов, в том числе венчурных, создаваемых для поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях;
  • • расширение механизмов поддержки деятельности частных инвесторов малых инновационных предприятий;
  • • формирование благоприятных условий для создания малых инновационных предприятий государственными научными и образовательными учреждениями;
  • • содействие процессам интеграции успешных недавно созданных инновационных компаний в мировой рынок высокотехнологичной продукции;
  • • усиление инновационной направленности программ по поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • • расширение видов ресурсного обеспечения создания и деятельности новых инновационных компаний за счет развития инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием;
  • • развитие системы поддержки изобретательства, создания и деятельности студенческих инновационных фирм.