Страхование сотрудников уис 2018

Полисами будут обеспечены 226 575 человек, в том числе 210 471 действующих сотрудников и 16 104 лиц, уволенных со службы. Максимальная цена контракта составляет 1,27 млрд р. Совокупная страховая сумма равна 623,6 млрд р.

Сотрудники ФСИН будут застрахованы на случай:

  • смерти или установления инвалидности в период прохождения службы (и в течение года после увольнения) вследствие ранения, травмы, контузии или заболевания, полученных во время службы;
  • получения ранений, травм, контузии.

Заявки конкурсантов будут сравнивать по цене (вес критерия 60%) и квалификации (40%). В рамках второго критерия будут оцениваться размер чистой прибыли страховщика за 2019 г. (вес критерия 40%), размер страховых резервов за 2019 г. и наличие госконтрактов по ОГС за 2014-2019 гг. (20%) и . Заявки на участие в тендере можно подавать до 23 апреля. Итоги планируется подвести 13 мая.

Как уже сообщало АСН, в 2019 г. аналогичный тендер ФСИН выиграл «Росгосстрах» с ценой контракта 1,47 млрд р., а в 2018 г. — «ВТБ Страхование».

Сервис по теме:
Страховые тендеры и договоры.

Вопрос:

Здравствуйте! Я являюсь сотрудником ФСИН. В 2010 году получил производственную травму. Согласно заключению ВВК, которая была в феврале 2012 года, у меня тяжелая травма. Документы на выплату я отправил в страховую компанию в апреле 2012 года. Какой размер страховой суммы я должен получить?

Дмитрий, 40 лет, г. Иркутск

Ответ:

Дмитрий, здравствуйте! В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, — 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

инвалиду I группы — 1 500 000 рублей;

инвалиду II группы — 1 000 000 рублей;

инвалиду III группы — 500 000 рублей;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 000 рублей;

в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, — 50 000 рублей.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством РФ. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

Дмитрий, Вам положена выплата страховой суммы в размере 200 000 рублей.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Помимо «Росгосстраха» в тендере участвовали «СОГАЗ», «Ингосстрах», «МАКС» и «Чрезвычайная страховая компания», следует из конкурсных протоколов.
Полисами будут обеспечены 219 562 человека, в том числе 198 824 действующих сотрудников и 20 738 лиц, уволенных со службы. Максимальная цена контракта равняется 1,57 млрд р. Сотрудники ФСИН будут застрахованы на случай:

  • смерти или установления инвалидности в период прохождения службы (и в течение года после увольнения) вследствие ранения, травмы, контузии или заболевания, полученных во время службы;
  • получения ранений, травм, контузии.

В случае смерти застрахованного выплата составит 2,67 млн р., при инвалидности ‒ от 668,1 тыс. до 2,0 млн р. (в зависимости от группы). Получивший тяжелое увечье может получить 267,2 тыс. р., легкое ‒ 66,8 тыс. р. При этом обязательное государственное страхование распространяется на страховые случаи, произошедшие с 1 января 2019 г. Совокупная страховая сумма равна 586,7 млрд р.

Как уже сообщало АСН, в 2018 г. аналогичный тендер ФСИН выиграло «ВТБ Страхование» с ценой контракта 1,7 млрд р., а в 2017 г. ‒ «Чрезвычайная страховая компания».
Сервис по теме:
Страховые тендеры и договоры.

Полисами будут обеспечены 219 562 человека, в том числе 198 824 действующих сотрудников и 20 738 лиц, уволенных со службы. Максимальная цена контракта равняется 1,57 млрд р. Сотрудники ФСИН будут застрахованы на случай:

  • смерти или установления инвалидности в период прохождения службы (и в течение года после увольнения) вследствие ранения, травмы, контузии или заболевания, полученных во время службы;
  • получения ранений, травм, контузии.

В случае смерти застрахованного выплата составит 2,67 млн р., при инвалидности ‒ от 668,1 тыс. до 2,0 млн р. (в зависимости от группы). Получивший тяжелое увечье может получить 267,2 тыс. р., легкое ‒ 66,8 тыс. р. При этом обязательное государственное страхование распространяется на страховые случаи, произошедшие с 1 января 2019 г. Совокупная страховая сумма равна 586,7 млрд р.

Заявки конкурсантов будут сравнивать по цене (вес критерия 60%) и квалификации (40%). В рамках второго критерия будут оцениваться количество заключенных договоров обязательного страхования за 2017 г. (вес критерия 40%), размер оплаченного уставного капитала (10%), количество филиалов (10%) и наличия опыта в области оказания страховых услуг (40%). Заявки на участие в тендере можно подавать до 22 мая. Итоги планируется подвести 6 июня.

Как уже сообщало АСН, в 2018 г. аналогичный тендер ФСИН выиграло «ВТБ Страхование» с ценой контракта 1,7 млрд р., а в 2017 г. ‒ «Чрезвычайная страховая компания».
Сервис по теме:
Страховые тендеры и договоры.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы»

Актуальность темы исследования. В условиях коренных изменений в социально-экономической, политической, правовой и иных сферах жизни общества и государства в России появилась возможность для создания и развития совершенно новых и преобразования существующих общественных институтов. Своевременно возникала потребность в совершенствовании действующего законодательства. Проводимая в данном направлении работа создавала предпосылки для теоретического осмысления процесса регулирования различного рода общественных отношений. Не стали исключением и отношения в сфере страхования. Был разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые наметили развитие института страхования в современных условиях.

На сегодняшний день страхование в России представляет собой динамично развивающуюся сферу экономической деятельности. Происходит постоянный рост числа страховых организаций и их филиалов, увеличивается размер страхового фонда, а также количество страхователей, представленных в качестве как физических лиц, так и организаций. Среди юридических лиц, выступающих в роли страхователей, особое место занимают органы государственной власти. Учитывая важность осуществляемых ими функций, государство стремится защитить интересы соответствующих категорий служащих. Подтверждение этому — появление на страховом рынке новых видов страхования и страховых услуг, в том числе в сфере обязательного страхования.

Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1990 г. № 1393 впервые в истории отечественного законодательства вводится обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц, к которым в первую очередь были отнесены сотрудники органов внутренних дел. На тот период уголовно-исполнительная система (УИС) входила в состав МВД СССР, в связи с чем на ее сотрудников также распространялся данный вид страхования. Первоначально обязательное государственное страхование осуществлялось единственной на тот момент страховой организацией — Госстрах. Вместе с тем нестабильность в экономике страны, а также сложная политическая ситуация, которая сопровождалась участием военных и сотрудников правоохранительных органов в различного рода вооруженных конфликтах, разгул преступности стали приводить к большим человеческим потерям, что ставило под сомнение финансовые возможности Госстраха.

При содействии различных государственных структур начинают появляться страховые компании, основной задачей которых становится страхование определенных категорий служащих. Так, в 1996 г. при участии Главного управления исполнения наказаний России появляется Страховая компания правоохранительных органов, которая главным образом была нацелена на страхование жизни и здоровья сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В 1998 г. в очередной раз был осуществлен переход уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции РФ. Это обстоятельство вызвало трудности как правового, так и управленческого характера. Первоначальное функционирование УИС в структуре Министерства юстиции РФ было осложнено отменой некоторых льгот сотрудникам, что напрямую отразилось на их социальной защищенности и во многом способствовало потере квалифицированных кадров. Несмотря на это, обязательное государственное страхование, являющееся одной из мер социальной защиты сотрудников УИС, сохранило свое существование и продолжает действовать.

Обязательное государственное страхование затрагивает социальные интересы такой части населения страны, как государственные служащие. Оно позволяет восполнить те потери, которые несут сотрудники УИС и представители иных структур при получении различного рода увечий или гибели как в процессе осуществления своих повседневных служебных обязанностей, так и в свободное от службы время, тем самым повышая уровень материального обеспечения застрахованных лиц и членов их семей.

За последние годы участились случаи угроз и нападений на сотрудников, связанных с их служебной деятельностью. За последние 4 года при исполнении служебных обязанностей погибли 128 сотрудников, 182 сотрудника получили ранения и увечья. Только за 2007-2008 гг. совершено 426 нападений на членов семей и сотрудников, связанных с их служебной деятельностью, в том числе спецконтингентом на территории учреждений -150 нападений, другими лицами вне учреждений — 276. В результате нападений при исполнении служебных обязанностей погибли 36 сотрудников, получил ранения и увечья 41 сотрудник, 365 сотрудникам и одному члену семьи сотрудника нанесены телесные повреждения. В течение 2007-2008 гг. зарегистрировано более 100 угроз причинения вреда здоровью сотрудников и членов их семей, в том числе поступивших от спецконтингента — 38, от других лиц — 621. В этих условиях обязательное государственное страхование сотрудников УИС приобретает наибольшую актуальность, поскольку направлено на защиту материальных интересов указанных категорий лиц, связанных с причинением вреда их жизни и здоровью.

Монографические исследования в области обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС на сегодняшний день отсутствуют, что обусловило актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Анализ правовых норм, регулирующих отношения в области обязательного государственного страхования сотрудников УИС, позволит выявить противоречия в действующем законодательстве и выработать

См.: О состоянии уголовно-исполнительной системы: Доклад. Президиум Государственного совета Российской Федерации. Вологда, 2009. С. 56. решения по их устранению, что поспособствует наиболее эффективному осуществлению данного вида страхования.

Следует отметить, что теоретические исследования отношений, возникающих в процессе осуществления обязательного государственного страхования, имеют первоочередное значение для совершенствования законодательной базы, а также правоприменительной деятельности в данной области.

Степень разработанности темы. Появление в начале 90-х годов прошлого столетия обязательного государственного страхования вызвало интерес к нему со стороны ученых. Были проведены исследования в области данного вида страхования в отношении различных категорий служащих. В рамках общетеоретических вопросов A.C. Емельянов выделял различные особенности обязательного государственного страхования в общей теории страхового права, при этом определял договор рассматриваемого вида страхования как договор агентирования. A.A. Лумпова, рассматривая в своей работе общие положения об обязательном государственном страховании, выделяла «объект страхового обязательства» и «объект страховой защиты», дала определение страхованию как общеродовому понятию, а также затронула категорию страхового интереса. Работы таких авторов, как P.P. Закиров, A.C. Венедиктов и Ю.А. Медяник, были посвящены вопросам обязательного государственного страхования с участием сотрудников органов внутренних дел. В работе P.P. Закирова достаточно полно раскрыта категория имущественного интереса как объекта обязательного государственного страхования. A.C. Венедиктов особое внимание уделил предмету договора обязательного государственного страхования, а также определил основные меры ответственности страховщика. В работе Ю.А. Медяника подробно освещена история развития мер социальной защиты применительно к сотрудникам МВД. C.B. Бондарь рассматривал обязательное государственное страхование в гражданско-правовом аспекте применительно к военнослужащим и представителям правоохранительной службы, выделял частные и публичные начала в данном виде страхования, высказывался за введение обязательного государственного страхования имущества как необходимого средства его страховой защиты. Выводы этих авторов внесли значительный вклад в развитие теории и практики обязательного государственного страхования. Вместе с тем проведенные ими исследования не исчерпали всей проблематики в данной области, а многие положения этих работ носят дискуссионный характер. К тому же часть работ ориентирована на ранее действовавшее законодательство.

В связи с тем что действующие нормативные правовые акты в сфере обязательного государственного страхования постоянно претерпевают изменения, а научные труды, затрагивающие вопросы страхования жизни и здоровья сотрудников УИС, отсутствуют, возникает необходимость в проведении теоретического исследования применительно к данной области.

Объект исследования составляют урегулированные нормами гражданского права общественные отношения, складывающиеся в области осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС.

Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по обязательному государственному страхованию с участием Федеральной службы исполнения наказаний, а также практика их применения.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление и всесторонний анализ особенностей осуществления обязательного государственного страхования с участием ФСИН России, а также разработка на основе эмпирических данных и теоретических знаний предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: — выявление историко-правовых предпосылок возникновения и развития страховых отношений с участием сотрудников УИС;

— исследование правовых норм, регулирующих отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС;

— определение правовой природы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС;

— исследование особенностей гражданско-правового регулирования отношений по обязательному государственному страхованию с участием ФСИН России;

— определение гражданско-правового статуса субъектов отношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС;

— установление оснований возникновения страховых правоотношений с участием ФСИН России;

— определение прав и обязанностей сторон по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС;

— обоснование предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС.

Методологическая основа исследования. При проведении диссертационного исследования наряду с общенаучным диалектическим методом применялись методы исторического, сравнительного и системного анализа, метод статистической обработки эмпирических данных, а также логические методы.

Нормативную базу исследования составили международные соглашения по вопросам обязательного государственного страхования, Конституция РФ, гражданское законодательство, внутриведомственные нормативные правовые акты, а также иные акты законодательства, содержащие нормы о страховании.

Эмпирическая база исследования включает в себя данные, полученные в ходе проведенных социологических опросов, а также статистические материалы страховых компаний и ФСИН России.

Научная новизна работы заключается в комплексном теоретическом исследовании проблем гражданско-правового регулирования отношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС с учетом изменений, произошедших в действующем законодательстве, а также в предложениях по его совершенствованию.

В рамках исследования определены историко-правовые предпосылки возникновения и развития отношений по страхованию с участием сотрудников УИС, дан сравнительно-правовой анализ обязательного государственного страхования и обязательного социального страхования как части государственной системы социального обеспечения, в результате которого установлена гражданско-правовая природа обязательного государственного страхования, выявлена суть социальной направленности рассматриваемого вида страхования, а также сформулировано определение обязательного государственного страхования на основе присущих ему признаков.

В результате исследования нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС, выявлен ряд противоречий этих актов друг другу, определен круг правовых отношений, оказывающих влияние на осуществление обязательного государственного страхования, уточнен круг юридических фактов, влияющих на динамику рассматриваемых страховых отношений, сформулировано понятие договора обязательного государственного страхования, внесен ряд предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения по обязательному государственному страхованию сотрудников УИС.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников УИС по своей правовой природе представляет собой составную часть института страхования отрасли гражданского права, не являясь при этом ни разновидностью обязательного социального страхования, ни элементом государственной системы социального обеспечения.

2. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников УИС впервые появилось в России в начале 90-х годов прошлого столетия. Существовавшие ранее обеспечительные меры материального характера в виде различных пособий, компенсаций и льгот касательно сотрудников пенитенциарной системы не имели никакого отношения к страховой деятельности, что обусловливает отсутствие связи их с обязательным государственным страхованием.

3. Под обязательным государственным страхованием следует понимать совокупность общественных отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти (страхователями) и страховыми организациями различных организационно-правовых форм (страховщиками) на основе договора страхования, заключаемого в соответствии с законом в целях обеспечения социальных интересов граждан и государства, за счет средств соответствующего бюджета.

4. Обеспечение социальных интересов сотрудников УИС и интересов государства в процессе осуществления обязательного государственного страхования позволяет признать данный вид страхования элементом социальной поддержки указанной категории служащих, которая, в свою очередь, является составной частью их социально-правовой защиты в рамках осуществления государственной защиты сотрудников пенитенциарной системы.

5. В процессе осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС возникает тесная взаимосвязь различного рода правоотношений: трудовых, служебных, финансовых, гражданско-правовых. При этом основу реализации механизма обязательного государственного страхования составляют гражданско-правовые отношения.

6. Основанием возникновения страхового правоотношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС является гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем) за счет средств соответствующего бюджета, единовременно выплатить установленную законом сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью указанным в договоре лицам (застрахованным лицам).

7. Целесообразно исчислять размеры страховых выплат в фиксированных денежных суммах, независимо от специального звания и занимаемой сотрудником должности, а также учитывать те условия, при которых произошел страховой случай: при исполнении служебных обязанностей (в связи с их исполнением) либо в свободное от службы время. При этом право сотрудника на получение страховой выплаты сохраняется в обоих случаях, однако, если страховой случай наступил при исполнении служебных обязанностей, размер ее будет выше. В связи с этим предлагаем п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) изложить в следующей редакции: «Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются в денежных суммах, установленных на день выплаты страховых сумм».

8. В целях устранения дифференцированного подхода к осуществлению обеспечительных мер в отношении сотрудников УИС необходимо упразднить институт единовременных выплат указанным лицам в случае причинения ущерба в результате их гибели (смерти) или получения ими увечья и за счет этих средств увеличить страховой фонд по обязательному государственному страхованию.

9. Специфика службы в учреждениях и органах УИС вызывает необходимость включить в перечень страховых случаев по обязательному государственному страхованию профессиональное заболевание. В связи с этим предлагаем внести дополнение в виде абз. 6 в ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ и изложить его в следующей редакции: «приобретение застрахованным лицом профессионального заболевания в период прохождения военной службы, службы, военных сборов».

10. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС, предлагаем исключить из перечня лиц, закрепленного в абз. 1 ст. 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», категорию сотрудников учреждений и органов УИС.

11. Для наиболее эффективного осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС необходимо иметь развитую сеть филиалов страховщика, что позволит существенно сократить время представления и изучения необходимой сторонам договора страхования информации, даст возможность сотрудникам соответствующих организаций работать в более тесном контакте, поспособствует расширению возможностей территориальной подсудности. В связи с этим предлагаем в качестве одного из условий лицензирования страховщиков установить наличие одного или нескольких филиалов более чем в половине субъектов РФ. На основе данного предложения целесообразно в п. 2 ст. 3 Федерального закона № 52-ФЗ внести следующее дополнение: «которые имеют один или несколько филиалов более чем в половине субъектов Российской Федерации».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и предложения способствуют развитию знаний гражданского права, касающихся правового регулирования страховых отношений. Полученные в процессе исследования результаты могут служить в качестве исходного материала в дальнейшей научной разработке проблем осуществления обязательного государственного страхования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обоснованные в нем выводы и предложения могут быть использованы как в законотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике. Возможно использование материалов диссертационного исследования в учебном процессе в рамках преподавания курса «Гражданское право», а также при проведении занятий по повышению профессиональных знаний сотрудников УИС.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России, где произведено ее рецензирование и обсуждение.

Наиболее важные научные и практические выводы диссертационного исследования были представлены в виде докладов на научно-теоретических и научно-практических международных и межвузовских конференциях:

1. Международная научно-практическая конференция «Традиции и новации в современном российском праве». — Москва, Московская государственная юридическая академия, 2006 г.

2. Круглый стол по теме «Уголовно-исполнительное и гражданское законодательство: проблемы соотношения и применения» в рамках Международной научно-практической конференции «10 лет Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации». — Рязань, Академия ФСИН России, 2 ноября 2007 г.

3. Международная научно-практическая конференция «Развитие гражданского законодательства стран — участниц Содружества Независимых Государств на современном этапе». — Белгород, Белгородский государственный университет, 15-16 ноября 2007 г.

4. Межвузовская научно-теоретическая конференция докторантов, адъюнктов и соискателей «Человек: преступление и наказание». — Рязань, Академия ФСИН России, 22 декабря 2007 г.

5. Научно-практический семинар «Социальная защита населения в условиях современного гражданского общества». — Рязань, Академия ФСИН России, 23 мая 2008 г.

6. Научно-практический семинар «Актуальные проблемы гражданской правосубъектности учреждений УИС» в рамках межвузовской научно-практической конференции «Реформа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: к 10-летию передачи УИС из ведения МВД в ведение Минюста и 15-летию принятия Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». -Рязань, Академия ФСИН России, 27 ноября 2008 г.

7. Научно-практический семинар «Проблемы реализации гражданско-правовых отношений в уголовно-исполнительной системе», посвященный 130-летию уголовно-исполнительной системы, — Рязань, Академия ФСИН России, 22 мая 2009 г.

8. Межвузовская научно-практическая конференция «Роль гражданского законодательства в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: к 15-летию принятия части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и 75-летию Академии ФСИН России». -Рязань, Академия ФСИН России, 27 ноября 2009 г.

Материалы исследования использовались автором при проведении семинарских и практических занятий по гражданскому праву в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Структура диссертации. Цель и поставленные задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.