Страхование экспорта



Одним из факторов медленного восстановления национального хозяйства нашей страны в посткризисный период является отсутствие полноценной и эффективной поддержки национальных экспортеров, в то время как, например, у Китая такая система есть и исправно функционирует, способствуя быстрому развитию экономики данной страны.
В КНР действует несколько государственных компаний, предоставляющих поддержку национальным экспортерам: Экспортно-импортный банк Китая (Eximbank) и Государственная корпорация страхования экспортных кредитов (China Export & Credit Corporation (Sinosure)).
Eximbank был основан в 1994 г. и полностью принадлежит центральному правительству КНР. Eximbank Китая является проводником государственной банковской политики под непосредственным руководством Государственного совета КНР. Экспортно-импортный банк Китая осуществляет следующие виды деятельности:
1) льготное кредитование отечественных производителей;
2) льготное кредитование зарубежных покупателей;
3) обеспечение международных гарантий.
China Export & Credit Corporation (Sinosure) специализируется на страховании экспортных кредитов и содействует развитию китайского экспорта и инвестиций. Приоритетным является страхование экспорта высокотехнологичной продукции. Sinosure оказывает услуги по страхованию экспортных кредитов от рисков неплатежа, услуги в области финансов, информации и управления дебиторской задолженностью. С момента основания Sinosure оказал поддержку экспорту на общую сумму более 250 млрд долл. США и поспособствовал получению кредитов на более чем 450 млрд юаней в 110 различных банках.
В России ситуация с государственным страхованием экспорта кардинально отличается от положения вещей в КНР. На сегодняшний день Правительство РФ декларирует необходимость создания государственного агентства по страхованию экспортных кредитов, а экспертами рынка вносятся предложения по изменениям в законодательство, которые необходимо принять для того, чтобы агентство смогло полноценно функционировать и выполнять свои непосредственные функции.
Для этих целей выработан специальный проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков». Данный проект разработан в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009 — 2012 гг. основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 г.
Законопроект направлен на решение вопросов организации в Российской Федерации деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
В соответствии с Федеральным законом «О банке развития» Внешэкономбанк является государственной корпорацией, деятельность которой в том числе направлена на поддержку экспорта российских товаров и услуг, включая осуществление страхования экспортных кредитов и инвестиций в устанавливаемом Правительством РФ порядке.
Законопроектом предусматривается, что в целях организации страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков Внешэкономбанк создает открытое акционерное общество.
Организация Внешэкономбанком (ВЭБ) страхования экспортных кредитов и инвестиций путем создания специализированной дочерней структуры и установление к ее деятельности особого порядка регулирования позволит сформировать необходимые правовые и организационные условия для функционирования внешнеэкономического института в соответствии с международной практикой.
В целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в России 28 июля 2010 г. на заседании Наблюдательного совета ВЭБ принято решение о создании российского государственного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100% участием Внешэкономбанка в его уставном капитале.
С учетом международного опыта функционирования национальных экспортных кредитных агентств (SACE (Италия), Coface (Франция) и др.) указанная организационно-правовая форма обеспечит наиболее оптимальную и открытую модель управления и развития организации, действующей в общественных интересах.
В настоящее время коммерческие финансовые институты не готовы принимать на себя значительную часть рисков, связанных с поддержкой национального экспорта товаров и зарубежных инвестиций по отдельным странам, по причине высокого уровня таких рисков и трудностей управления ими, а также затратным механизмом реализации и невысоким уровнем рентабельности этой деятельности, отсутствием гарантирования государством их обязательств (Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций (вопросы теории и методологии). М.: «Авуар Консалтинг», 2002).
Как видно из приведенной таблицы, государственная деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, осуществляемая агентством, не создаст конкуренции действующим коммерческим страховым организациям. Деятельность гос. агентства будет направлена на оказание комплекса финансовых услуг для экспортеров и инвесторов, по которым российские коммерческие страховые организации будут не готовы предложить страховые продукты (в частности, страхование краткосрочных экспортных кредитов (до 3 лет) от политических рисков, экспортных кредитов на срок от 3 лет до 15 лет, краткосрочных рисков по операциям в странах, не имеющих инвестиционного рейтинга, рисков освоения внешних рынков, инвестиций российских компаний за рубежом от политических рисков).

Таблица

Базовые различия методов оперирования государственных и частных структур по страхованию экспортных кредитов

Государственное агентство
по страхованию экспорта

Частные страховщики

Деятельность подчинена
государственным интересам.
Следование вектору развития,
заданному государством

Стремление сохранить рентабельность
и уравновешенный страховой портфель.
Следование рыночной конъюнктуре

Основная цель деятельности —
поддержка национальных экспортеров,
в частности в странах
с развивающейся экономикой

Основная цель деятельности —
получение прибыли

Страхуются торговые кредиты на срок
более 2 лет

Страхуются торговые кредиты на срок
от 30 до 360 дней (максимально
до 2 лет)

Страхование преимущественно
политических рисков

Страхование преимущественно
коммерческих рисков

Срок действия полисов достигает
20 лет

Действие полисов не превышает
3 — 5 лет

Анализ риска по принципу «страновой
риск», «риск-проект»

Анализ риска по портфельному
принципу «риск — операция»
или «риск — проект»

Обязательства покрываются капиталом
агентства, возможно
перестрахованием, плюс поддержка
бюджета РФ для повышения
устойчивости и платежеспособности
в глазах клиентов и финансовых
институтов

Обязательства покрываются капиталом
компании и рейтинговым
перестрахованием

Страхователи — национальные
экспортеры, являющиеся резидентами
РФ

Возможность страхования как
резидентов, так и нерезидентов РФ
в соответствии с действующим
законодательством о страховании

Страховые покрытия имеют единые
условия

Индивидуальные страховые покрытия

Ставки премии рассчитываются
по тарифной сетке

Тарификация по каждому контракту
в отдельности

Единые методы обращения взысканий

Индивидуализированные программы
обращения взысканий

Создание и функционирование государственного агентства по страхованию экспортных кредитов должны обеспечить конкурентоспособные условия финансирования для отечественных компаний, осуществляющих международную коммерческую деятельность.
Страховая поддержка агентства, берущего на себя существенную часть коммерческих и политических рисков, значительно облегчит российским экспортерам доступ к банковскому кредитованию, а также поспособствует получению финансирования на более выгодных условиях, кроме того, увеличит результативность их участия в международных торгах, обеспечит защиту от невозврата предоставленного кредита и одновременно будет стимулировать развитие механизма экспортного финансирования.
В соответствии с международной практикой и для обеспечения конкурентоспособности услуг общества агентству может быть предоставлена финансовая поддержка ВЭБа в виде гарантий и/или в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в виде бюджетных инвестиций, государственных гарантий.
В целях стимулирования участников внешнеэкономической деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а также обеспечения корректного функционирования деятельности гос. агентства законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Планируются изменения в части установления режима льготного налогообложения при оказании услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности при исчислении налога на прибыль.
Вследствие принятия поправок к законодательству будет создан специализированный институт по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, который позволит сформировать условия не только для восстановления, но и укрепления позиций российского высокотехнологичного экспорта товаров и услуг как на внешних рынках, так и рынках партнеров по Таможенному союзу.
На первых порах государственное агентство по страхованию экспорта будет 100% дочерней структурой Внешэкономбанка с уровнем капитала в размере 30 млрд руб. С учетом принятого решения обеспечение капитализации общества в указанном размере позволит ему в 2011 г. без дополнительной финансовой поддержки застраховать экспортные кредиты в объеме до 1,05 млрд долл. США.
По мере развития общества и увеличения объемов страхуемых им рисков предполагается, что его деятельность будет осуществляться с предоставлением финансовой поддержки ВЭБа (в виде гарантий и/или иных формах), а также государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством России (бюджетных инвестиций, государственных гарантий).
В 2012 — 2013 гг. возможно предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам Внешэкономбанка по его банковским гарантиям, выданным по обязательствам гос. агентства в рамках договоров страхования, что позволит ему получить в среднесрочной перспективе инвестиционный кредитный рейтинг международных агентств на уровне не ниже суверенного. При этом страховые полисы агентства по страхованию экспортных кредитов будут использоваться в качестве обеспечения при получении кредитов экспортерами или их иностранными контрагентами в российских и зарубежных кредитных организациях на конкурентоспособных условиях с минимальной тарифной ставкой.
Предполагается, что к 2013 г. агентством будут застрахованы экспортные кредиты на общую сумму более 14 млрд долл. США, что позволит обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг в указанный период.
Деятельность общества будет осуществляться в соответствии с нормами Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Основополагающим международным документом в области государственного финансирования и страхования внешней торговли является Соглашение по официальной поддержке экспортных кредитов («Arrangement on officially supported export credits»), которое определяет в качестве мер официальной поддержки экспорта предоставление экспортных кредитных гарантий и страхование экспортных кредитов специализированными финансовыми институтами, созданными и действующими с государственной поддержкой. Положениями данного документа, в частности, устанавливаются классификация стран по категориям риска, страновые и отраслевые лимиты страхования, максимальные сроки покрытия и минимальные ставки премии.
Предлагаемое введение льготного налогообложения в отношении деятельности общества, в том числе в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности, не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета, в связи с тем что деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций с финансовой поддержкой не осуществлялась и налоговые льготы не предоставлялись ранее.
Необходимо отметить, что непредоставление налоговых льгот гос. агентствам приведет к налогообложению суммы страховых премий, уплачиваемой его клиентами (страхователями), налогом на добавленную стоимость. Согласно расчетам базовых показателей деятельности гос. агентства в 2011 — 2013 гг. сумма страховых премий в указанный период составит 459,6 млн долл. США.
Непредоставление налоговых льгот по налогу на прибыль компаниям, которые будут пользоваться услугами гос. агентства, приведет к необходимости отнесения страхователями сумм страховых премий к прибыли. Необходимо отметить, что непринятие предлагаемого режима налогообложения общества делает экономически невыгодным его страховые продукты для предприятий и не позволит достигнуть поставленных целей, что окажет влияние на снижение объемов страхования, поскольку у участников внешнеэкономической деятельности будет отсутствовать стимул к страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
В целом заметим, что государственный механизм предоставления страхового покрытия по поставкам с использованием инструмента экспортного кредитования является одним из основных способов риск-менеджмента при проведении внешнеторговых операций. Страхование экспортных кредитов является необходимым финансовым механизмом, который направлен на предоставление большей финансовой защищенности национальным экспортерам, что в конечном итоге благоприятно сказывается на развитии национального экспорта, поэтому действия по созданию в России государственного агентства по страхованию экспорта являются оправданными и необходимыми на пути диверсификации российской торговли и модернизации экономики.

10 (52) — 2011

Государственное регулирование

финансовой сферы

УДК 336.717.111.7

СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

А. А. ГАвРИлОв,

аспирант кафедры мировой экономики Е-mail: 8338@mail.ru Санкт-Петербургский государственный университет

На примере страхования экспортных кредитов рассмотрено построение системы поддержки внешнеторговой деятельности российских компаний. Произведен анализ текущей ситуации, выявлены основные препятствия и тенденции предоставления услуги страхования экспорта в ключевых отраслях экономики. Предлагается модель поддержки внешней торговли, проанализированы ее особенности.

В настоящее время выход на международные рынки является одной из приоритетных задач для многих стран и отдельных производителей. Именно зарубежные рынки позволяют получить новые направления сбыта, увеличивать объемы производства, совершенствовать технологии и снижать цены. Выход на внешние рынки зависит от самых разных финансовых инструментов, к которым относятся, в том числе, факторинг и аккредитив. При этом в современном финансовом мире существует еще одна услуга, доступность получения которой хозяйствующими субъектами является крайне значимой, — страхование экспортных кредитов.

Зачастую в дополнение или вместо страхования в сделке присутствует услуга банковской гарантии.

Гарантийно-страховые схемы подразумевают предоставление и страхование экспортных кредитов для минимизации возможных рисков по экспортно-импортной сделке. В подобных услугах нуждаются компании, которым необходимо получение существенных денежных средств для осуществления сделки с иностранным контрагентом. Зачастую таких ресурсов у компании нет, а потому ей приходится прибегать к внешнему финансированию. Однако в этом случае речь идет о столь крупных суммах, что одна кредитная организация оказывается неспособной провести всю сделку самостоятельно, так как риски оказываются слишком высокими.

Именно для этих целей создаются специальные организации, способные предоставить соответствующие гарантии. Примером такой организации является консорциум, созданный страховой компанией Euler Hermes Kreditversicherung AG совместно с PriceWaterhouseCoopers Deutsche Revision AG . Этот консорциум уполномочен правительством Германии на предоставление экспортных кредитных гарантий. В Федеративной Республике Германии существует межминистерский комитет

по предоставлению экспортных гарантии и поручительств, который определяет список финансовых институтов, имеющих возможность предоставлять услуги по страхованию экспортных кредитов.

В 2004 г. одним из первых в России на предоставление таких видов услуг был аккредитован ОАО «Всероссийский банк развития регионов» (ОАО «ВБРР»). В результате этого банк открыл возможности для крупнейших российских компаний реализовывать проекты по развитию и переоснащению производства с использованием оборудования иностранного производства. В свою очередь, иностранные контрагенты получили возможность широкомасштабного экспорта в Россию машин и оборудования при минимальных политических и экономических рисках. В эту схему включены также лизинговые компании.

Подобная система позволяет фирмам получать необходимое для развития производства оборудование без единовременного вложения средств в него, а само оборудование, приобретенное в лизинг, оплачивается в рассрочку за счет средств, полученных от использования этого оборудования в производственном процессе. Безусловно, подобные схемы являются крайне выгодными для всех сторон сделки.

Организация подобных схем долгосрочного финансирования внешнеэкономической деятельности компаний обычно осуществляется на основе соглашений о партнерстве крупнейших российских и зарубежных банков и возможна в любых странах, где существует национальная страховая компания, а само кредитование осуществляется непосредс-

Импортер

(клиент банка)

iL v.

V П-гзт^- 3 1> II Западный банк (финансирующий)

Банк ————ь «

J< L- 5

Экспортное кредитное агентство

для страхования межбанковского кредита

Рис. 1. Схема финансирования внешнеторговой деятельности: 1 — подписание договора поставки оборудования; 2 — заключение кредитного соглашения и договора залога; 3 — открытие непокрытого аккредитива; 4 — поставка оборудования; 5 — предоставление межбанковского кредита; 6 — погашение процентов и основной суммы долга импортером; 7 — погашение процентов и основной суммы долга по межбанковскому кредиту; 8 — перечисление средств экспортеру

твенно через филиал зарубежного банка. Обычно такая схема используется для контрактов на поставку дорогостоящего импортного оборудования для расширения, модернизации или реконструкции действующего производства.

При этом важно отметить, что финансирование может осуществляться не только для покупки оборудования, но также для строительства, монтажа, оказания услуг по наладке, доводке, инжинирингу и т. д. Сумма кредита при этом составляет от 500 000 до 5 000 000 долл. США . Обычно кредитом покрывается не более 85 % от суммы внешнеторгового контракта. Оставшуюся сумму импортер оплачивает самостоятельно. Основные преимущества этой схемы финансирования заключаются в том, что импортер имеет возможность получить существенные отсрочки по погашению основной суммы долга. В некоторых случаях эти сроки могут достигать 7—8 лет. При этом стоимость такого кредита является относительно невысокой — не более 10 % годовых.

В числе иностранных агентств и банков развития, через которые реализуются подобные схемы финансирования импортеров, можно отметить следующие:

— Hermes Kreditversicherungs-AG (Германия);

— Coface (Франция);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— CESCE SA (Испания);

— NCM (Нидерланды);

— KUKE S. А.(Польша);

— Ex-lm Bank (США);

— EKN (Швеция);

— MEHIB (Венгрия);

— NEXI (Япония) и др.

Рассмотрим разработанную автором схему долгосрочного финансирования внешнеэкономической деятельности на примере импорта оборудования (рис. 1).

Прежде всего экспортер и импортер заключают между собой договор поставки оборудования, в котором указывают, что оплата поставки будет осуществляться при помощи экспортного финансирования. После этого импортер заключает кредитное соглашение на сумму не

Экспортер

более 85 % от общей суммы контракта. Также оформляется договор залога для обеспечения кредита. Этот этап может являться одним из наиболее сложных и длительных, так как одобрение сделки кредитным комитетом банка требует существенных временных затрат. Кроме того, сделка должна быть согласована с финансирующим банком и со страховой компанией. Потому наиболее разумным является согласование параметров и условий сделки одновременно со всеми сторонами. Именно такой подход позволит существенно сократить временные затраты при реализации сделки.

Следующий этап — банк импортера открывает непокрытый аккредитив в пользу банка экспортера на ту же сумму, на которую было заключено кредитное соглашение с импортером. После чего происходит предоставление межбанковского кредита от финансирующего банка. После окончания срока отсрочки платежей по кредиту импортер начинает выплачивать проценты по кредиту и основную сумму долга. Обычно это происходит после запуска оборудования и выхода на основные мощности. В свою очередь, банк импортера погашает проценты и основную сумму долга по межбанковскому кредиту. После погашения кредита импортером финансирующий банк перечисляет средства экспортеру.

Если период отсрочки платежа после поставки оборудования занимает большое время, экспортер может прибегнуть к использованию договора уступки денежного требования (факторинга). Факторинг является относительно дорогостоящей услугой. Однако в случае, когда он используется в столь сложных сделках, в которых задействованы не только банки, но и страховые компании, и экспортные кредитные агентства, фактор несет минимальные риски, что позволяет существенно снижать процентную ставку по договору факторинга.

Безусловно, представленная схема является достаточно сложной и дорогостоящей, но при существенной стоимости поставляемого оборудования становится единственным средством для модернизации производства и увеличения конкурентоспособности компании.

Одним из наиболее ярких примеров такого вида финансирования является кредитное соглашение между российской компанией ОАО «Российские железные дороги» и Deutsche Bank AG. Это соглашение подразумевает рефинансирование разработки проекта, изготовления и поставки восьми новейших поездов немецкой компании Siemens AG. Поезда должны быть построены в рамках проекта по организации высокоскорост-

ного пассажирского сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. ОАО «РЖД» вложит в проект около 6,2 млрд долл., а само кредитное соглашение подразумевает финансирование только строительства поездов . Сумма кредита составляет 292, 1 млн евро, а максимальный срок — не более 13,5 лет. Издание «Trade Finance Magazine» признало это соглашение сделкой года .

Покрытие кредита будет осуществляться экспортным страховым агентством Euler Hermes Kreditversicherungs-AG , которое выступает по поручению и от имени правительства ФРГ. Сам кредит подразумевает рефинансирование всей суммы страховой премии страхового агентства и 85 % стоимости поставок и услуг по договору с производителем. Кроме того, для оплаты 15 % аванса компании Siemens и для покрытия дополнительных расходов ОАО «РЖД» получит дополнительный кредит на семь лет в размере 42,3 млн евро.

Еще одной схожей сделкой является соглашение между ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (МКМ) и консорциумом международных банков, в который входит «Deutsche Bank AG», «ING Wholesale Banking» и «ABN AMRO». МКМ является крупнейшим в России предприятием по производству стали. Сумма кредита составляет 365 млн евро со страховым покрытием того же страхового агентства: Euler Hermes Kreditversicherungs-AG . Описываемая сделка является крупнейшей с 1998 г., которая получила страховое покрытие этого страхового агентства. Данный кредит выдан на меньший срок, чем для ОАО «РЖД» — на 10 лет, и будет использован на покупку оборудования и услуг немецкой компании SMS Demag AG для строительства прокатного толстолистового стана, который будет производить уникальную для России продукцию.

Также следует уделить отдельное внимание тем существенным, на взгляд автора, преимуществам, которые содержатся в данных инструментах внешнеторгового финансирования. Наиболее важными из них являются следующие:

— гарантийно-страховые схемы финансирования позволяют импортеру не извлекать из оборота существенных денежных средств. Ему необходимо уплатить лишь аванс в размере, как правило, не превышающем 15 % от суммы договора. Соответственно, на всех стадиях исполнения договора ресурсы могут оставаться в обороте, принося дополнительный доход;

— в случае неисполнения поставщиком своих обязательств покупатель может быть уверен в том, что уплаченный аванс вернется к нему без

каких-либо задержек и в полном объеме. Таким образом снижаются экономические риски;

— покупатель обязан осуществить оплату товара только после его окончательной приемки, что также делает сделку менее рисковой;

— импортер имеет возможность существенно увеличить поставки товара, так как у него нет необходимости оплачивать их до непосредственного прибытия в место назначения. Соответственно, увеличиваются обороты компании и растет конкурентоспособность. Рассмотрим сущность и особенности самого инструмента экспортного кредитования. Существуют различные определения экспортного кредита. Так, в современном экономическом словаре этот термин трактуется следующим образом: «Экспортный кредит — кредит, предоставляемый покупателям или их банку с целью активизации продаж, как средство поощрения экспорта. Фирменный экспортный кредит предоставляется от лица экспортера, но не финансируется банком. Банковский экспортный кредит предоставляется иностранным покупателям непосредственно банками. Известны и комбинированные варианты, когда государственный кредит сочетается с кредитами частных банков и международных организаций» .

Это определение представляется автору не вполне точным и полным. В статье используется следующее определение: «Экспортный кредит—кредит на оплату закупок, предоставляемый экспортером импортеру самостоятельно в виде экспортного коммерческого кредита или при помощи кредитной организации в виде финансового кредита».

В том случае, если используется коммерческий кредит, кредитором выступает компания-экспор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспортер

(клиент банка)

Рис. 2. Схема страхования экспортного финансового кредита: 1 — согласование и подписание договора поставки оборудования; 2 — согласование условий и подписание кредитного соглашения; предоставление кредита на покупку оборудования; 3 — страхование экспортного кредита; 4 — поставка оборудования против оплаты (на этом этапе возможно использование аккредитивной формы расчетов); 5 — погашение задолженности по кредиту либо выплата страховой компанией возмещения в случае неисполнения импортером обязательств по кредитному

соглашению.

тер, предоставляющая своему контрагенту отсрочку платежа. Если же речь идет о финансовом кредите, то в такой сделке участвует банк экспортера, кредитующий импортера для оплаты поставки экспортеру. Но при любом виде кредита поставщик или банк сталкиваются с целым рядом рисков, которые являются темой для отдельной статьи. Отметим лишь, что, с точки зрения автора, страхование экспортных кредитов направлено на устранение в первую очередь политических рисков.

Эта точка зрения основывается на том, что в большинстве случаев необходимость использования инструмента страхования экспортных кредитов возникает при поставках товара в страны, характеризующиеся высоким уровнем политической нестабильности, включающим события военного характера (в том числе терроризм) и смену органов государственного управления (в том числе насильственную).

Так, Внешэкономбанк, исключительной функцией которого является страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, в основном осуществляет гарантийную поддержку российского промышленного экспорта в такие страны, как Иран, Сирия, Ливия, Алжир, Венесуэла, Мексика и др. .

В настоящее время страхование экспорта в России не проводится. На практике оно заменено предоставлением государственных гарантий, осуществлением которого занимается ЗАО «Росэк-симбанк». Мажоритарным акционером Росэкси-мбанка является Внешэкономбанк. Кроме того, для снижения влияния различного рода рисков во внешнеторговых операциях используется преимущественно аккредитив (наряду с банковской

гарантией). Однако уже к 2012 г. Внешэкономбанк планирует изменить существующую ситуацию и увеличить объем гарантийно-страховой поддержки экспорта до 0,3 — 0,35 % внутреннего валового продукта .

В соответствии с основными группами рисков, на минимизацию которых направлено страхование экспорта, составлены схемы страхования экспортных финансовых и коммерческих кредитов (рис. 2, 3).

Импортер

Банк экспортера

(например, Внешэкономбанк)

Рис. 3. Схема страхования экспортного коммерческого кредита: 1 — согласование и подписание договора поставки оборудования;

2 — согласование условий и подписание страхового договора; 3 — поставка товара и оплата в предусмотренный договором поставки срок либо выплата страхового возмещения страховщиком

На практике хронологическое разделение этапов сделки не происходит. Пункты 1—3 осуществляются одновременно, так как условия внешнеторгового соглашения должны удовлетворять одновременно все стороны: экспортера, импортера, банк и страховщика. При согласовании параметров поставки экспортером и импортером, импортер на стадии составления проекта внешнеторгового договора обращается к банку экспортера для рассмотрения возможности предоставления кредита. Одновременно с этим банк проводит переговоры со страховой компанией для подтверждения готовности предоставить страховое обеспечение экспортного кредита. И только в том случае, если всем участникам сделки удается договориться о сумме, сроках и прочих условиях внешнеторгового контракта, такая сделка заключается.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.02.2008 № 100 «О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков» страховая сумма по договору страхования не может превышать 95 % от суммы экспортного кредита при страховании коммерческих рисков и 100 % суммы экспортного кредита при страховании политических рисков .

На стадии поставки оборудования и его оплаты вполне целесообразно воспользоваться аккредитивной формой расчетов. Это позволит максимально снизить уровень рисков для экспортера, в результате чего такая схема позволит поставщику и покупателю реализовать внешнеторговую сделку на наиболее безопасных и выгодных условиях. Однако это возможно далеко не во всех случаях. Для открытия аккредитива в стране импортера

должен присутствовать банк, с которым у банка-экспортера имеются прямые или партнерские (через банк-посредник) отношения.

Однако возможна еще одна схема поставки (рис. 3).

Безусловно, схема экспортного коммерческого кредита является более простой для всех сторон сделки. Существенным недостатком тут является то, что экспортер вынужден предоставлять отсрочку или рассрочку платежа за свой счет. Это может существенным образом отразиться на финансовом положении экспортера, если сумма поставки является значительной. В этом случае экспортер может воспользоваться услугой факторинга, получив от банка или факторинговой компании финансирование под уступку денежного требования к импортеру.

В отличие от стандартной схемы факторинга участие в сделке страховой компании позволяет экспортеру не только воспользоваться безрегрессным факторингом (риск неплатежа покрывается страховщиком, а значит, фактор более охотно предоставит именно безрегрессный факторинг), но и существенно снизить процентную ставку по данной услуге. Это связано с тем, что при любых обстоятельствах оплата поставки будет осуществлена или покупателем, или страховой компанией.

В то же время представленные схемы предполагают, что все риски, связанные с неисполнением иностранным контрагентом своих обязательств по договору, принимает на себя страховщик. При этом при нахождении импортера в странах и регионах мира, где высок риск вооруженных конфликтов, террористических актов, насильственной смены власти, политического режима и т. п., страховщик несет повышенные риски, покрыть которые самостоятельно не всегда представляется возможным. Именно по этой причине, по мнению автора, страхование экспортных кредитов от политического риска должно осуществляться государственными структурами. Именно они при поддержке бюджетных дотаций способны предоставлять экспортерам страховое покрытие наиболее рисковых внешнеторговых сделок.

Страхование экспорта наряду с совершенствованием услуг факторинга, аккредитивов и экс-

7х»

портных кредитов, по мнению автора, может стать крайне эффективным инструментом стимулирования национального экспорта. В то же время стимулирование должно осуществляться выборочно и только в тех отраслях, уровень экспортной деятельности которых находится на низком уровне. Для выявления таких отраслей проанализируем статистику Федеральной таможенной службы РФ за 2010 г. (рис. 4).

Очевидно, что в российском экспорте присутствует чрезмерная концентрация в топливно-энергетических и минеральных товарах, на которые приходится более 80 % от всего экспорта. В то же время, доля машин и оборудования составляет всего 3,09 %, металлов и изделий из них — 6,5 %. Таким образом, стимулирование экспорта в отраслях с высокой степенью переработки должно быть стратегической задачей, так как именно оно позволит увеличить объемы производства в этих отраслях и привести к оздоровлению всей экономики в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что страхование экспорта должно стать действенным механизмом увеличения объемов экспорта в ряде отраслей. Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» функции страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков возложены на Внешэкономбанк (государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»), а основ-

ными отраслевыми приоритетами деятельности Внешэкономбанка являются следующие :

— авиастроение и ракетно-космический комплекс;

— судостроение;

— электронная промышленность;

— атомная промышленность, в том числе атомная энергетика;

— транспортное, специальное и энергетическое машиностроение;

— металлургия (производство специальных сталей);

— деревообрабатывающая промышленность;

— оборонно-промышленный комплекс;

— агропромышленный комплекс;

— стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;

— информационно-коммуникационные системы;

— медицинская техника и фармацевтика. Национальная модель поддержки внешнеторговой деятельности должна включать в себя четыре основных элемента, одновременное наличие которых позволит достичь поставленных целей (рис. 5).

Рассмотрим составные части модели FSGP. Financial basis «F» — финансовые основы стимулирования в виде развития инфраструктуры поддержки экспорта.

Развитие инфраструктуры внешнеторговой деятельности является ключевым условием успеш-

Металлы и изделия из них

6,34

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

1,38

Текстиль, текстильные изделия и обувь

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1,5

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них_

0,04

Продукция химической промышленности, каучук

3,57

Машины, оборудование и транспортные средства

3,09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продовольственные товары

Минеральные продукты

41,25

Топливно-энергетические товары, 40,78

Рис. 4. Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2010 г., %

Л

ного стимулирования экспорта. Под такой инфраструктурой автор понимает создание необходимых условий для использования хозяйствующими субъектами различного рода финансовых услуг в своей внешнеторговой деятельности, в том числе услуги факторинга, аккредитива и страхования экспортных кредитов. Так, в случае с факторингом и аккредитивом приведение российского законодательства в соответствие с международным является одним из условий увеличения объемов предоставления этих услуг.

В случае страхования экспортных кредитов необходимо также создание специальных тарифов страхования для ключевых отраслей. Эта мера представляется крайне существенной, так как существуют страны и регионы мира, уровень риска в которых крайне высок. Поэтому страховые компании вынуждены использовать при расчете страховых премий повышенные коэффициенты. Следовательно, необходимо субсидирование страховых премий со стороны государства.

Strategic fields for influence («S») — стратегические отрасли воздействия, экспорт которых нуждается в стимулировании.

Полнота списка отраслей, которые особенно нуждаются в поддержке, в том числе при помощи страхования экспорта, является важнейшим фактором успешного построения модели стимулирования внешнеторговой деятельности. До недавнего времени перечень приоритетных отраслей инвестиционной деятельности был не полным и не включал агропромышленный комплекс, компьютерные технологии, информационно-коммуникационные системы, медицинскую технику и фармацевтику . Своевременное расширение данного перечня является залогом успешного воплощения модели FSGP.

Кроме того, далеко не все отрасли, находящиеся в перечне, в одинаковой степени нуждаются в государственной поддержке. Например, авиастроение, атомная промышленность, обороно-промышленный комплекс и судостроение менее уязвимы, нежели агропромышленный комплекс, компьютерные технологии, медицинская техника, конкуренция в которых значительно выше на мировых рынках. Поэтому программа страхования экспорта должна включать диверсифицированный подход к тем или иным отраслям, в том числе в сфере субсидирования страховых тарифов.

Governmental support and regulation («G») — государственная поддержка и регулирование как основа модели.

В ряде направлений поддержки внешнеторговой деятельности государственное участие является неотъемлемым условием успешного достижения поставленных целей и задач. Так, государственное регулирование подразумевает формирование законодательной базы, которая позволит хозяйствующим субъектам пользоваться теми или иными финансовыми услугами, в том числе факторингом и аккредитивом, не сомневаясь в том, что в случае судебного разбирательства нормативные акты должны трактоваться однозначно.

Кроме того, государственное участие в сфере страхования экспортных кредитов является неотъемлемым условием развития этой услуги, так как частным компаниям затруднительно в полной мере взять на себя страхование высокорисковых сделок с

низкими страховыми премиями. В настоящее время такое государственное участие сконцентрировано в руках Внешэкономбанка. Однако автор считает, что функции страхования должны быть в ближайшие несколько лет переданы от этой госкорпорации специализированному агентству.

Private and public partnership («P») — государственно-частное партнерство в некоторых направлениях стимулирования экспорта.

Несмотря на то, что государственная поддержка является важным и необходимым звеном, частные компании должны быть также вовлечены в стимулирование внешнеторговой деятельности в тех направлениях, где это целесообразно. Частный и государственный сектора должны находиться в тесном взаимодействии на первоначальных стадиях развития и становления системы финансовой поддержки экспорта. Затем государственное участие должно постепенно снижаться по мере укрепления частных компаний, увеличения их собственного капитала.

Это связано с тем, что высокий уровень политических и коммерческих рисков в некоторых странах с нестабильной экономической и политической системой не позволяет частным страховщикам брать на себя страхование сделок с покупателями, находящимися в таких странах, в полном объеме. Поэтому государственные субсидии для покрытия части страховых премий, разделение рисков, участие государственных организаций в перестраховании и т. п. являются важнейшими факторами вовлечения частного сектора в поддержку внешнеторговой деятельности ряда отраслей.

Подводя итог, необходимо отметить, что в современном финансовом мире существует услуга, доступность получения которой хозяйствующими субъектами является крайне значимой, а именно страхование экспортных кредитов. Гарантийно-страховые схемы финансирования позволяют импортеру не извлекать из оборота существенные денежные средства. Развитие этой услуги в нашей стране является стратегически значимым для поддержки экспортной деятельности хозяйствующих субъектов ряда отраслей.

По мнению автора, страхование экспортных кредитов от политического риска должно осуществляться государственными структурами. Именно они при поддержке бюджетных дотаций способны предоставлять экспортерам страховое покрытие наиболее рисковых внешнеторговых сделок.

Стимулирование экспорта в отраслях с высокой степенью переработки должно быть стратегической

задачей, так как именно оно позволит увеличить

объемы производства в этих отраслях и прийти к

оздоровлению всей экономики в целом.

Список литературы

1. Информационное агентство «CBonds». URL: http://www.cbonds.info/rus/news/index.phtml/ params/id/379904.

2. Информационное агентство «Финам». URL: http://light.finam.ru/news/article1BB2C/default. asp.

3. ОАО «Внешэкономбанк». URL: http://www.veb. ru/ru/strategy/support/export/.

4. ОАО «Всероссийский банк развития регионов». URL: http://www.vbrr.ru/content2003/index. php?cat=299.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ОАО «РЖД». URL: http://www.rzd.ru/agency/ showarticle. html?article_id=42958.

6. О банке развития: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ.

7. О внесении изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: распоряжение Правительства РФ от 19.11.2008 № 1697-р и от 26.11.2009 № 1783-р.

8. О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков: постановление Правительства РФ от 19.02.2008 № 100.

9. Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р.

10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь: 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.