Ставка подоходного налога в дании

  • Михир А. Десаи
  • Дхаммика Дхармапала
  • Джеймс Р. Хайнс мл.
  • Ронен Палан
  • Джоэл Слемрод
  • Габриэль Цукман

  • Сеть налогового правосудия (TJN)
  • Институт налоговой и экономической политики (ИТЭФ)
  • Oxfam (Великобритания)
  • Налоговый фонд (США)
  • Центр налоговой политики (США)

Налогообложение
Аспект фискальной политики
Исследовательская работа Академический Группы защиты интересов

Налогообложение в Дании представляет собой комплексную систему прямых и косвенных налогов. С тех пор, как подоходный налог был введен в Дании посредством фундаментальной налоговой реформы в 1903 году, он стал одной из основных опор датской налоговой системы. Сегодня различные подоходные налоги с физических и юридических лиц составляют около двух третей общих налоговых поступлений в Дании, а косвенные налоги составляют последнюю треть. Государственный подоходный налог с населения является прогрессивным налогом, а муниципальный подоходный налог — пропорциональным налогом, превышающим определенный уровень дохода.

История

Обзор

Типы и уровни налогообложения в Дании резко изменились с момента основания государства. В шестнадцатом веке Дания в основном получала государственный доход за счет налогов, взимаемых с феодальных владений, и налоговых сборов , которые требовали уплаты пошлины с иностранных судов при прохождении через Эресунн, граничащий с Данией. Фактически сборы составляли две трети налоговых поступлений Дании на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков. Расходы на ведение войны, такие как затраты на Тридцатилетнюю войну , были дополнительно покрыты за счет в значительной степени сельскохозяйственной экономики Дании . Однако в более поздних конфликтах, таких как Сканианская война и Великая Северная война , Дания уступила большую часть своей территории, что привело к денежным убыткам, которые привели к повышению налоговых ставок и введению изначально небольшого подоходного налога. Значительный рост населения привел к расширению сельского хозяйства и, как следствие, увеличению налогов, взимаемых с экспортных пошлин и продаж пшеницы. К 1897 году подоходный налог Дании составлял 15,00% от общего дохода государства, что намного превосходило показатели любой другой европейской страны того времени. С 1897 года по настоящее время Дания продолжала гордиться исключительно высокими ставками подоходного налога, никогда не опускаясь ниже первой пятерки стран Европы по процентному доходу от подоходного налога. После Второй мировой войны , как и многие другие страны, Дания начала вводить в действие несколько программ социального обеспечения, включая помощь больным и безработным. Это, наряду с расширением государственного сектора (школы, учителя и т. Д.), Способствовало тому, что подоходный налог стал одним из основных налоговых поступлений Дании.

Изменения ХХ и ХХI веков

Точная форма подоходного налога менялась на протяжении последнего столетия. В период с 1903 по 1966 год подоходный налог взимался только с «оценочного» дохода, который не включал личные налоги, потраченные на другие сферы, например, на церковь. После 1966 года подоходный налог был изменен на облагаемый налогом доход , который включал личные налоги, потраченные в других областях, а позже также включал доход, полученный от акций и процентов . В последние годы отношение общества к налогам склонялось к ограничению государства всеобщего благосостояния и, следовательно, подоходного налога. В 2001 году либерально-консервативное правительство Дании ввело в действие «замораживание налогов», которое предотвратило дальнейшее повышение налогов. От замораживания налогов можно было отказаться только в определенные периоды кризиса, а налог можно было увеличить только за счет другой формы налога. Кроме того, налоговая реформа Дании 2010 года постепенно снизила налоги, «чтобы увеличить предложение рабочей силы в среднесрочной и долгосрочной перспективе и в то же время способствовать смягчению последствий глобального экономического кризиса в краткосрочной перспективе». Снижение налогов повлияло на высокий, средний и низкий классы и привело к чистому сокращению на 30 миллиардов датских крон в период с 2010 по 2019 год. Несмотря на эту политику, налоги на прибыль стабилизировались и с 1990 года обеспечивают около 50% общих доходов Дании. В Докладе о мировом счастье Дания входит в число двух лучших по уровню счастья, что свидетельствует об общей удовлетворенности государством всеобщего благосостояния и предоставляемыми льготами. В Докладе о мировом счастье также говорится, что счастье связано с социальным равенством. На официальном сайте Дании отмечается, что «большинство датчан скажут вам, что они рады платить налоги, потому что они могут видеть, что они получают взамен», включая бесплатное обучение, здравоохранение и социальное обеспечение.

Подоходный налог

Национальный подоходный налог

Все доходы от работы или самозанятости облагаются налогом в размере 8% до налога на прибыль. Этот налог называется «вкладом на рынок труда» ( датский : arbejdsmarkedsbidrag ) или, в просторечии, «валовым налогом» ( датский : bruttoskat ). Прибыль ниже 46 200 датских крон (7 000 долларов США) (уровень 2019 года, скорректированный ежегодно) не облагается налогом, но подлежит обложению валовым налогом.

Государственный (т.е. национальный) подоходный налог имеет две группы дохода (нижнюю и верхнюю). В 2019 году прибыль выше 46 200 датских крон облагается налогом по ставке 12,16% (ставка нижнего уровня), а прибыль выше 513 400 датских крон облагается налогом дополнительно 15% (ставка верхнего уровня). В 2016 году около 10% всех налогоплательщиков имели достаточно высокие налогооблагаемые доходы, чтобы иметь право на подоходный налог.

Муниципальный подоходный налог

Муниципальный подоходный налог варьируется от муниципалитета к муниципалитету. Самый высокий местный подоходный налог в 2019 году составляет 27,8%, а самый низкий — 22,5%, в среднем 24,9%.

Уплаченные проценты вычитаются из муниципального налога. Процентные расходы до 50 000 датских крон на человека (100 000 датских крон для пар) дополнительно вычитаются в размере 8%. Подавляющее большинство налогоплательщиков имеют процентные расходы ниже этого порога, а это означает, что налоговая стоимость процентных расходов для большинства налогоплательщиков составляет ок. 33%.

Существует ряд других важных вычетов из муниципального налога. При поездках со скоростью более 24 км / день взимается налоговый вычет в размере 1,98 датских крон за километр. Для большинства поездок на работу со скоростью более 120 километров в день ставка снижается до 0,99 датских крон за километр выше этого порогового значения. Применяется ряд других вычетов. Кроме того, профсоюзные взносы, не превышающие 6000 датских крон в год, не облагаются налогом, а также некоторые другие расходы, связанные с работой. Кроме того, большинство взносов в фонды накопительной пенсии вычитаются как из государственных, так и из муниципальных налогов.

Церковный налог

Члены Датской национальной церкви (около 75% населения Дании) дополнительно платят примерно 0,7% своего дохода для покрытия расходов Национальной церкви — так называемый церковный налог ( датский : kirkeskat ). Точная ставка зависит от муниципалитета. В то время как сбор церковного налога администрируется датскими налоговыми органами, и ставка налога взимается с той же официальной концепции дохода, что и муниципальный налог, церковный налог не считается надлежащим налогом, например, Статистическим управлением Дании , а как » добровольный переход от домохозяйств к государству «. Можно освободиться от уплаты церковного налога, отказавшись от членства в Национальной церкви.

Максимальный уровень подоходного налога

Сумма муниципальных и национальных налоговых процентов не может превышать 52,05% (2019) — так называемый «налоговый потолок» ( датский : skatteloft ). С учетом вклада рынка труда в размере 8% максимальная эффективная предельная ставка налога на трудовой доход в 2019 году составляет 55,9% (= 0,08 + 0,92 * 0,5205). Для дохода от капитала существует отдельная более низкая максимальная ставка налога в размере 42%.

Налог на собственное жилище

В Дании специальный налог взимается с вмененного дохода от домов, занимаемых владельцами. Его цель — создать симметрию в налоговой системе за счет налогообложения вмененной ренты домовладельцев. В 2019 году официальная ставка налога составляет 1% (на 3% выше определенного порога) от оценочной стоимости жилья. Однако официальная оценка в настоящее время довольно низка по сравнению со средней реальной рыночной стоимостью жилья. В 2017 году датский парламент Folketinget согласовал реформу жилищного налогообложения, согласно которой эффективная ставка налога с 2021 года и далее будет составлять 0,44% (1,1% выше порогового значения) от реформированной и предположительно реалистичной оценочной стоимости.

Прочие налоги на прибыль

Ставка корпоративного налога в Дании с 2016 года составляет 22% от налогооблагаемого дохода корпораций, что почти в точности равно средней ставке корпоративного налога на прибыль во всех странах ОЭСР в 2018 году. Личный доход от акций (дивиденды, а также реализованный прирост капитала) облагается налогом по ставке 27 % ниже ок. 50 000 датских крон и на 42% выше порогового значения.

Годовая доходность большинства активов пенсионных схем облагается специальным налогом в размере 15,3%. Поскольку активы в схемах накопительной пенсии составляют значительную часть национального богатства Дании, этот налог дает значительный и постоянно растущий доход, составивший 32 миллиарда датских крон в 2017 году или около 3% от общих налоговых поступлений.

Косвенное налогообложение

Поступления от косвенных налогов составили около одной трети общих налоговых поступлений в Дании в 2016 году. Единственным наиболее важным косвенным налогом в отношении доходов является датский НДС, но Дания также взимает налог на стоимость земли со всех земель, находящихся в частной собственности, и некоторые акцизы. налоги.

НДС

В Дании действует невычитаемый налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 25% — MOMS ( датский : merværdiafgift , ранее meromsætningsafgift ). Этот налог регулируется Директивами Европейского Союза по налогу на добавленную стоимость .

В Дании НДС обычно применяется по одной ставке и, за некоторыми исключениями, не разделяется на две или более ставок, как в других странах (например, в Германии), где пониженные ставки применяются к товарам первой необходимости, таким как продукты питания. Однако ряд услуг не облагается НДС, например, общественный транспорт частных лиц, медицинские услуги, издание газет, аренда помещений (однако арендодатель может добровольно зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, за исключением жилых помещений), и операции туристического агентства.

Налог на стоимость земли

Датский grundskyld (часть муниципального налога на имущество) — это налог на стоимость земли , который взимает налог с базовой стоимости земли в соответствии с одним из следующих условий:

  • Общая стоимость имущества за вычетом стоимости улучшений или
  • Стоимость недвижимости в прошлом налоговом году, измененная на процент роста / снижения.

Какая бы из этих двух оценок ни была ниже, будет получена базовая стоимость земли. Эта базовая стоимость земли облагается налогом в размере от 1,6 до 3,4% в 2019 году. Сельскохозяйственные земли также облагаются налогом, но по более низким ставкам.

Налоговая структура Дании в международном сравнении

Налоговая структура Дании (относительный вес различных налогов) отличается от среднего показателя по ОЭСР. В 2016 году датская налоговая система характеризовалась значительно более высокими поступлениями от налогов на доходы физических лиц, тогда как, с другой стороны, отчисления на социальное страхование вообще не поступали. Более низкая доля доходов в Дании приходится на налоги на прибыль и прибыль компаний и налоги на имущество, чем в целом по ОЭСР, тогда как доля, получаемая от налогов на заработную плату, НДС и других налогов на товары и услуги, соответствует среднему уровню по ОЭСР.

Профессор экономики Принстонского университета Хенрик Клевен предположил, что три различных принципа политики в Дании и ее скандинавских соседях подразумевают, что высокие налоговые ставки вызывают лишь относительно небольшие искажения в экономике: широкое использование отчетов сторонних организаций для сбора налогов ( обеспечение низкого уровня уклонения от уплаты налогов ), широкая налоговая база (обеспечивающая низкий уровень уклонения от уплаты налогов ) и сильное субсидирование товаров, дополняющих работу (обеспечивающих высокий уровень участия рабочей силы).

внешние ссылки

  • Налогообложение в Дании — информационная страница Министерства налогов Дании
  • Статистическое управление Дании: бюджеты сектора государственного управления
  • Статистическое управление Дании: налоги и пошлины, 2018 г. (Отчет на датском языке с резюме на английском языке)

Опыт некоторых стран показывает, что прогрессивный налог не всегда успешен в борьбе с проблемой неравенства.

В одном из своих обращений Президент Касым-Жомарт Токаев предложил ввести в Казахстане прогрессивную шкалу индивидуального подоходного налога. Данное заявление отражает шестую меру послания Президента от 2 сентября 2019 «Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование». В данном послании Президент отметил, что несмотря на экономический рост в стране, имущественное расслоение населения усиливается, в связи с чем необходимо «модернизировать налоговую систему».

Стоит отметить, что прогрессивная шкала не является новой для Казахстана – данная система действовала в Казахстане до 2007 года, а свое начало взяла еще со времен СССР. Напомним, что основным аргументом введения плоской шкалы ИПН в 2007 году было выведение денежных потоков из тени. Теперь, спустя почти 15 лет, в Казахстане серьезно встал вопрос о возврате прогрессивной шкалы, которая поможет легализовать теневые доходы и облегчить налоговую нагрузку на мало обеспеченные слои населения.

В своей недавней статье я уже подробно описывал свои соображения касательно введения прогрессивной шкалы и на этот раз решил рассмотреть, как прогрессивная шкала работает в других странах.

Просмотрев всемирный налоговый справочник, выпускаемый нашей компанией ежегодно, я заметил одну тенденцию. Ставка налога на доходы физических лиц (прим. ИПН в РК) является достаточно высокой почти во всех развитых странах мира, а максимальный предел может достигать 50, а-то и больше процентов. В то время, как в развивающихся странах ставка сравнительно невысокая и практикуется плоская шкала. Конечно, в каждом случае есть и исключения.

Где прогрессивная шкала действительно работает?

США. ИПН измеряется по 5 ступенчатой шкале, от 10% до 37%. Помимо этого, предусмотрены местные налоги (налоги штатов и городов), которые достигают 5-10%. Важно отметить, что налоговая ответственность граждан США очень высокая, ведь система индивидуального налогообложения сформировалась еще в 19 веке, а в начале прошлого века в стране ввели обязательную отчетность для физических лиц. Сейчас в стране также фактически действует всеобщее декларирование, где практически все граждане отчитываются о своих доходах. Несмотря на сравнительно высокие сборы от налогов и ответственность граждан, в США также имеет место и уклонение от налогов. Так, сумма сокрытого налога в 2011-2013 годах в среднем составила около 441 млрд долларов. Но при этом, доля добровольно уплаченных налогов в США стабильно держится в пределах 80%, что все же доказывает эффективность налоговой системы.

Дания: Ставка подоходного налога в Дании варьируется от 8 до 56%. Как и в США, налоговая система в Дании начала активно развиваться еще в прошлом столетии, основу этому положила налоговая реформа 1903 года. Дания всегда находилась в топ-5 стран с самой высокой ставкой ИПН в Европе. При этом, доходы от налогов в 2018 году составили почти 45% от ВВП, а доля доходов от ИПН составляет более 50% от всех налоговых сборов.

Наряду с США и Данией, можно также отметить развитые страны как Франция, Германия и Бельгия. Успешность прогрессивной шкалы заключается не в ставках налога, а в организованности налоговой системы этих стран в целом. Общей чертой является то, что налоговая система в этих странах развивалась на протяжении многих лет, и государство приучало жителей к налоговой ответственности постепенно. Однако даже при высокой социальной ответственности в упомянутых странах до сих пор имеется теневая экономика, а граждане ищут пути уклонения от уплаты налогов. Но по сравнению с развивающимися странами такой процент населения является невысоким.

Налог прогрессивный, но неравенство перевешивает

ЮАР является самым ярким примером страны с прогрессивной шкалой налога, но с самым высоким неравенством среди доходов населения. Ставка налога в стране составляет от 18 до 45%. При этом, согласно данным World bank коэффициент GINI, измеряющий степень экономического неравенства, в ЮАР самый высокий. То есть прогрессивность налога не всегда может коррелировать с распределением доходов.

Индия: Из-за сильного неравенства в стране Индия начала реформу налоговой системы еще с 1950-х годов. В тот период, уровень индийского ИПН был одним из самых высоких по всему миру, а его шкала состояла из 11 ступеней. В 1990-х годах Индия перешла на упрощенную систему (сейчас 5, 20 и 30%), которая оказалась более эффективной и помогла уменьшить масштабы уклонения от налогов, принеся больше денег в государственный бюджет несмотря на сниженный процент налогов. При этом сборы от налогов составляют всего 10% от ВВП страны, где подоходный налог составляет всего около 2%.

Китай: По сравнению с Индией, до Китая прогрессивная налоговая система дошла только в 1980-х годах. На данный момент минимальная ставка подоходного налога составляет 3%, а максимальная ставка – 45%. Несмотря на численность населения, с 2011 года в Китае была установлена семиступенчатая система (до этого была девятиступенчатая), что создает большие нагрузки на налоговое администрирование. Китай решительно настроен сохранить свое конкурентное преимущество в мире, поэтому страна оставила КПН на низком уровне. Такая существенная разница между наивысшей ставкой ИПН (45%) и КПН (25%) мотивировала владельцев бизнеса прятать свой настоящий доход через доходы бизнеса, избегая высоких налогов.

С прогрессивной ставки на плоскую

Румыния: до 2005 года в Румынии действовала прогрессивная шкала налога, где ставка ИПН варьировалась от 18 до 40%. Специалисты утверждают, что прогрессивный налог подходил для своего времени, когда страна постепенно осуществляла переход от своего коммунистического прошлого. Однако такая система тормозила прямые инвестиции в страну, покупательскую способность и развитие бизнеса. В связи с чем, с 2005 года Румыния перешла на плоскую шкалу ИПН в 16%, а с 2018 года ставка была понижена до 10%. Хотел бы более подробно остановиться на показателях Румынии, так как, если посмотреть на хронологию событий, а также налоговые ставки, можно найти много общего с Казахстаном.

После фискальной реформы, в Румынии был замечен существенный рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Уже в 2005 году рост ПИИ составил около 577% по сравнению с 2002-м годом. Инвестиции продолжали расти до глобального кризиса 2008/9 гг. Приведенные данные указывают на очевидную связь между налоговым режимом и конкурентным преимуществом страны на международном рынке. Впрочем, согласно опросам фирм, которые приняли решение инвестировать в экономику Румынии в рассматриваемый период, фактор присоединения страны к ЕС также сыграл для них важную роль.

Не менее ярко выраженный тренд продемонстрировал и коэффициент Джини. После реформы налоговой системы, коэффициент GINI поднялся с 30 до отметки практически в 40, демонстрируя кардинальный рост экономического неравенства. Согласно исследованиям, аналогичный эффект был заметен и на кривой Лоренза, которая указала, что лишь самая богатая четверть населения получила выгоду от внедрения фиксированной налоговой ставки. Более того, переход к плоской шкале не помог в увеличении налоговых сборов. Так, если в 2000 году доля скрытых налогов от ВВП составляла 9%, то в 2013 году показатель увеличился до 16%. Однако важно заметить, что достигнув своего пика в 2009 году, данный показатель с каждым годом стабильно идет на спад. Такие результаты скорее свидетельствуют о том, что основная проблема в Румынии заключалась не в ставке налога, а в том, в каких условиях осуществлялся сбор налогов, а также фискальной системе страны в целом.

Армения: Наш сосед по ЕАЭС Армения с 2020 года перешла на плоскую шкалу ИПН в размере 23%. Ранее ИПН в стране был между 23-36%. Переход на плоскую шкалу обосновывается тем, что из-за высоких налогов увеличился теневой сектор экономики, то есть работодатели декларировали доходы только около 70% сотрудников и фактически занижали поступление налогов. Интересно заметить, что в Армении, в отличии от Казахстана, большинство было против введения плоской шкалы налога, так как, по их мнению, такие изменения будут выгодны только «богатым», ведь плоская шкала не повлияет на слой населения, кто и-так платил налог по ставке 23%. Наоборот, данный переход напрямую таргетирует активизацию более обеспеченных слоев населения, что может способствовать развитию экономики, но усугубить социальную поляризацию. Будет интересно посмотреть, как изменятся экономические показатели страны по результатам введения плоской шкалы.