Стандарты прав человека

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Защита трудовых прав граждан в международном частном праве»

Право на труд — это одно из основополагающих прав каждого человека. Одна из примет настоящего времени — международная миграция населения, профессиональная мобильность, растущее применение труда с иностранным участием в нашей стране, а также россиян за рубежом. Появились такие новые понятия, как международный труд, экспорт и импорт рабочей силы. Международный труд — это разнообразные виды и формы применения труда как российских, так и иностранных граждан. В его сферу включается все более значительная часть населения Российской Федерации. В нашей стране работают сотни тысяч рабочих из-за границы, и сотни тысяч российских граждан работают за рубежом.

Международный труд — это трудовые отношения с иностранным элементом, который присутствует как в субъектном составе (субъект отношения -иностранный работник или иностранный работодатель), так и в объекте (трудовые правоотношения протекают за границей).

Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, на котором продается и покупается такой специфический «товар», как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда.

Интересы работодателя и работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение их интересов на любой стадии трудового правоотношения. Данное обстоятельство и приводит к возникновению споров и конфликтов. Конфликты и споры между сторонами трудовых правоотношений (т.е. между работодателем и работником) могут возникать по разным основаниям, поводам и на любом этапе трудового правоотношения. Однако конфликт не всегда следует рассматривать как синоним правового термина «трудовой спор». Конфликт может «тлеть», при этом стороны не предпринимают никаких усилий, чтобы его погасить. Разрешение такого конфликта возможно сторонами добровольно в результате проведения переговоров, но если они не приводят к должному результату, то возникает необходимость привлечения специально уполномоченных на это органов и такой конфликт перерастает в трудовой спор.

Однако не всякий конфликт можно назвать спором в юридическом смысле. В Большом толковом словаре русского языка, изданном Институтом лингвистических исследований Российской академии наук, «спор» трактуется как: а) словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; б) взаимное притязание на владение чем-либо, разрешаемое судом1.

Такое понимание спора, как правило, предполагает наличие беспристрастного арбитра, способного, по мнению спорящих сторон, правильно оценить доводы каждой из них. Оно вполне подходит к трудовым спорам, поскольку интересы сторон трудовых отношений объективно не во всем совпадают. Именно коллизии интересов служат первопричиной большинства трудовых споров. Тем не менее не каждый конфликт перерастает в юридический спор, и участники трудовых отношений могут разрешить свой конфликт мирным путем, не переводя возникшие между ними разногласия в стадию трудового спора.

Права человека — их генезис, социальные корни и назначение — на протяжении тысячелетий находятся в центре внимания правовой, политической, философской мысли. Любое историческое явление имеет собственную, присущую только ему логику развития. Свой генезис имеют и права человека. Сформировавшись в русле естественно-правовых идей о прирожденных и неотчуждаемых правах, последние лежат в основе современных положений о правах человека, существующих концепций о правовом статусе личности, о господстве права и верховенстве закона.

Формирование взглядов на труд предполагает сознание того, что труд является одним из важнейших институтов современности. История человеческой цивилизации доказывает, что на протяжении столетий труд считался основой Большой толковый словарь русского языка. Спб,2000 С. 1251 социального статуса личности. В современном мире иметь работу — главное условие принадлежности к обществу, основной фактор полноценности индивида . Поэтому одной из важнейших составляющих прав человека являются его трудовые права.

Регламентация трудовых правоотношений происходит на началах взаимодействия частноправового и публично-правового регулирования. Трудовые правоотношения, осложненные иностранным элементом, подразумевают, с одной стороны, соблюдение государством международных стандартов по условиям и характеру труда, а с другой стороны, договорный характер их возникновения основывается на частноправовом регулировании, осуществляемом с помощью коллизионных норм международного частного права. И в соответствующих случаях, материальных норм иностранного права.

Таким образом, для полного и глубокого анализа защиты трудовых прав граждан необходимо их комплексное (нормами Международного публичного и международного частного права) регулирование.

Универсальные и региональные институты, а также нормы международного права, относящиеся к защите прав человека, стали стремительно развиваться после окончания второй мировой войны. Большой вклад в развитие международного регулирования труда внесли такие документы Организации Объединенных Наций3 (далее: ООН), как Всеобщая декларации прав человека4 и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах5. Они представляют фундамент для дальнейшего развития и формирования трудовых прав граждан.

2 Меда Д. Новые перспективы труда как ценности// Международный обзор труда. Т. 235. № 56. М., 1996. С. 71.

3 Это универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН (подписан 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.). Значение Устава ООН состоит в том, что он является не только конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность данной международной организации, но и призван быть основой для формирования экономической, политической и социальной системы государств-членов ООН.

4 Международные акты о правах человека. М., 2000. С. 39.

5 Международные акты о правах человека. Цит. Соч. С. 44.

Кроме указанных документов под эгидой ООН приняты следующие Конвенции, регламентирующие отношения в области социальной сферы и затрагивающие трудовые права граждан: 1) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.6; 2) Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г.7; 3) Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г.8

Центральная роль в защите трудовых прав принадлежит Международной Организации Труда (далее: МОТ), которая была создана в 1919 г. на основе Версальского мирного договора при Лиге Наций9 и с 1946 г. является специализированной организацией ООН и занимается правовым регулированием трудовых отношений с иностранным элементом. Это единственная международная организация, где государства-члены представлены тремя сторонами: Правительством, представителями предпринимателей и представителями трудящихся.

Таким образом, во второй половине XX в. сложилась универсальная международно-правовая система, направленная на регулирование и защиту трудовых (а также социальных, культурных, политических и гражданских) прав граждан.

Одновременно началось формирование региональной системы защиты трудовых прав граждан. В рамках Совета Европы, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств были приняты международно-правовые документы в области регулирования и защиты трудовых прав граждан.

6 Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII. М., 1983. С. 26-36. СССР ратифицировала Конвенцию 19 декабря 1980 г.

7 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. М., 1973. С. 109-118. СССР ратифицировала 22 января 1969 г.

8 Международные акты о правах человека. Цит. Соч. С. 359-390. Российская Федерация данную Конвенцию не ратифицировала.

9 Международные акты о правах человека. С. 39.

Основными документами в Совете Европы (далее: СЕ), регламентирующими защиту трудовых прав граждан, являются Европейская Конвенция о защите прав

1П человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 года) и Европейская

Социальная Хартия (принята 18 октября 1961 года) .

В Европейском Союзе (далее: ЕС) нормы, регулирующие трудовые отношения, зафиксированы в Учредительных документах («нормы первичного права» непосредственно регулируют трудовые отношения и не требуют принятия соответствующих национальных актов), в Регламентах, Директивах и Рекомендациях (источники «вторичного права» Европейского Союза).

Регулирование и защита трудовых прав граждан в Содружестве Независимых Государств (далее: СНГ) осуществляется путем заключения двусторонних договоров. Такие договоры были заключены Российской Федерацией с Белоруссией (1993 г.), Украиной (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Арменией (1994 г.)12, а также были приняты акты, посвященные региональной миграции и правам работников-мигрантов, охране труда и пенсионному обеспечению.

Проведенные в нашей стране реформы, изменения в экономической и социальной сфере привели к необходимости адаптации трудовых отношений к новым условиям жизни и к совершенствованию их правового регулирования.

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, обеспечивает право на справедливые и благоприятные условия труда, (ст. ст. 7, 34, 35 Конституции РФ).

Право на судебную защиту является одним из основных конституционных прав человека и является одним из эффективных механизмов защиты трудовых прав. Данное право дает гражданам возможность в полной мере реализовать судебную защиту своих нарушенных трудовых прав.

10 Международные акты о правах человека. С. 539.

11 Международные акты о правах человека. С. 570.

12 Богуславский М.М. Международное частное право: элементарный курс. М., 2002. С. 230.

Значительным достижением в XX в. явилось не только провозглашение на международном и национальном уровнях права на труд, но и создание системы защиты трудовых прав на уровне международного права (путем принятия соответствующих конвенций) и на уровне международного частного права (путем закрепления соответствующих норм в национальном законодательстве).

В настоящей работе предпринимается попытка исследования методов и механизмов защиты трудовых прав граждан в рамках международного частного права.

Актуальность исследования. Тема защиты трудовых прав с иностранным элементом в международном частном праве является значительным правовым пробелом как в отечественной, так и в зарубежной науке международного частного права.

Происходящие в Российской Федерации экономические и политические процессы повлекли за собой правовую и судебную реформы, в ходе которых значительные изменения произошли в регулировании трудовых отношений с иностранным элементом, что проявляется в двух направлениях: в принятии законодательства, регламентирующего порядок участия в трудовых отношениях на территории России иностранных граждан, и в применении иностранного права при участии российских граждан в трудовых отношениях в зарубежных странах.

Трудовые отношения с иностранным элементом традиционно занимают специальный раздел международного частного права, поскольку трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Это их качество обусловливает возможность в трудовых отношениях с иностранным элементом применить инструментарий международного частного права.

Актуальность исследования обусловлена следующими основными факторами: во-первых, усилением процесса «интернационализации» трудовых отношений; во-вторых, возросшей необходимостью защиты трудовых прав трудящихся как в их собственных странах, так и в тех зарубежных странах, на территории которых они трудятся; в-третьих, резко возросшим значением международно-правовой защиты трудовых прав, включая трудовые отношения с иностранным элементом, возникновением и развитием международного судебного способа реализации такой защиты, который приобретает черты международной юстиции; в-четвертых, влиянием международно-правовых документов конвенционного и неконвенционного характера на совершенствование внутреннего законодательства в области труда. Многие из этих явлений проявились во второй половине XX века.

Специфика трудовых отношений, включая трудовые отношения с иностранным элементом, и преобладание в их правовом регулировании публично-правовых начал предопределили значительное влияние международно-правовых актов на регулирование указанных отношений. Ратификация нашей страной в числе первых государств Всеобщей декларации о правах человека 1948 г., активное участие в деятельности Международной организации труда и ратификация многих основополагающих конвенций по охране труда и защите трудовых прав трудящихся, вступление Российской Федерации в Совет Европы и ратификация ею основных международных конвенций данной международной организации в области защиты трудовых прав граждан, включая отношения с иностранным элементом, — все это обусловило необходимость научного осмысления происходящих явлений и выявление их влияния на российское трудовое право. Функционирование Европейского суда по правам человека в Страсбурге, значительный рост обращений в него российских граждан предопределили потребность в обобщении и анализе эффективности роли данного суда по защите трудовых прав граждан.

Основные вопросы диссертационного исследования рассматриваются в сочетании свойственных международному частному праву методов материально-правового и коллизионного регулирования как на уровне международноправовом, так и на уровне национальном. Автор весьма подробно исследует конвенционное и национальное законодательство Российской Федерации и других стран по исследуемой проблематике.

Научная новизна. Настоящая диссертация является научным исследованием защиты трудовых прав граждан в международном частном праве, и посвящена вопросу, недостаточно разработанному в юридической науке. Автором проанализирован международно-правовой и национально-правовой механизм защиты трудовых прав граждан. Защита данных прав осуществляется не в изолированном правовом контексте функционирования национальных и международных механизмов защиты, а в их взаимодействии, которое характеризует динамику и приоритеты международно-правовой защиты трудовых прав граждан.

На основе проведенного анализа регулирования трудовых прав граждан и их защиты в работе выработан ряд новых положений, которые могут способствовать повышению эффективности механизма защиты трудовых прав с иностранным элементом. Выполненное исследование будет способствовать лучшему пониманию механизмов защиты на универсальном и региональном уровнях. С принятием универсальных и региональных международно-правовых документов в области прав человека стал формироваться международно-правовой механизм защиты трудовых прав граждан и национально-правовой механизм защиты перестал быть единственным. Данное обстоятельство расширило для граждан возможность восстановить свои нарушенные трудовые права.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является определение методов регулирования трудовых отношений в международном частном праве, защиты трудовых прав с иностранным элементом на национальном и международном (универсальном и региональном) уровне, уточнение места международного частного трудового права в системе международного частного права. Данная проблема рассматривается в контексте взаимодействия международно-правовых тенденций создания универсальных и региональных стандартов в области защиты прав человека и частноправового регулирования.

В соответствии с указанной целью, в настоящей работе поставлены следующие конкретные задачи:

— проследить генезис прав человека;

— дать характеристику международно-правовым документам, регулирующим защиту трудовых прав граждан;

— выявить влияние международно-правового регулирования защиты трудовых прав граждан на отечественное законодательство;

— проанализировать международно-правовой механизм защиты трудовых прав граждан и выявить роль международного частного права в данной области; провести анализ материально-правового и коллизионного методов регулирования трудовых прав с иностранным элементом в российском международном частном праве;

— проанализировать и выявить особенности судебной защиты трудовых прав граждан, в том числе с иностранным элементом, на национальном уровне;

— сформулировать и обосновать предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в целях повышения эффективности деятельности международных и национальных институтов защиты трудовых прав граждан.

Объектом исследования являются трудовые права граждан в международном частном праве, а также правоотношения, складывающиеся в результате реализации механизма защиты трудовых прав граждан в международном частном праве.

Предметом исследования являются международно-правовые документы и национальные законодательные акты, направленные на регулирование и защиту трудовых прав граждан.

Методологическую основу диссертации составляют традиционные общенаучные и специальные юридические методы, использующиеся в сравнительном правоведении: системно-структурный, историко-правовой и сравнительно-правовой.

В работе над диссертацией использован обширный нормативно-правовой материал, в частности: Всеобщая Декларация прав человека, нормативно-правовые акты ООН, Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, Европейская Социальная Хартия, решения Европейского Суда по правам человека, Регламент Европейского Суда по правам человека, Устав Совета Европы, международные договоры, принятые Содружеством Независимых Государств, Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации.

Теоретическая основа исследования. Изучение генезиса концепции прав человека потребовало междисциплинарного подхода и обращения к работам не только юридического, но и общетеоретического характера. Ученые-правоведы и философы прошлого Гесиод, Пифагор, Цицерон, Ульпиан, Фома Аквинский, Ж. Боден, Г. Гроций, Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Чичерин, А. Градовский, М. Ковалевский способствовали формированию основ современной концепции и современного понимания прав человека.

В российской юридической науке имеется богатая традиция фундаментальных исследований, идей и доктрин защиты трудовых прав человека в международном частном праве, а также определения места трудовых прав граждан в системе международного частного права. Данные вопросы освещены в трудах ученых-юристов И.С. Перетерского, Л.А. Лунца, В.П. Звекова, М.М. Богуславского, И.С. Иванова, В.М. Чхиквадзе, Ц.Я. Ямпольской, Э.М. Аметистова, И.Я. Киселева, С.Б. Крылова и др.

Для полного и всестороннего исследования автором проанализированы авторефераты Гликман О.В. «Защита прав человека в сфере труда в деятельности МОТ на современном этапе», Геворкян А.Т. «Трудовые права в правоприменительной практике Европейской социальной хартии».

Степень разработанности темы. Проблематика прав человека и их судебная защита разработана достаточно глубоко в научных исследованиях: В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой, Л.М. Энтина, В.А. Туманова, М.В. Яниса, Ж. Роббера. Вопросы защиты трудовых прав граждан на международно-правовом уровне весьма подробно исследованы Э.М. Аметистовым. Национальное законодательство по труду исследовано в работах И.Я. Киселева. В российской и зарубежной правовой литературе вопросы международного труда рассматривали такие авторы, как: И.С. Иванов, A.C. Довгерт. Однако, исследования данных авторов охватывались либо область международного публичного права, либо в них проводилось сравнение национальных систем трудового права и сопоставляли международные стандарты с нормами национального законодательства. Защита трудовых прав граждан с иностранным элементом с использованием методов частноправового регулирования в отечественной литературе не рассматривалась.

Практическая значимость работы определяется тем, что права человека (трудовые права, как одни из основных) являются важнейшим правовым институтом, степень защищенности которых характеризует уровень демократии в обществе. Интеграционные процессы, происходящие в правовой и социальной сфере, выводят международно-правовые механизмы защиты трудовых прав граждан, прежде всего с иностранным элементом, на новый уровень развития, и Россия является активным участником указанных процессов.

В диссертационном исследовании на основе анализа и методов, свойственных международному частному праву, рассмотрен механизм защиты трудовых прав с иностранным элементом, который осуществляется на уровне международного права и международного частного права с использованием коллизионного метода и применением на этом основании национального права. Содержащиеся в настоящей работе выводы, систематизированная информация, рекомендации и материалы могут быть использованы для практической помощи специалистам в области международной защиты прав человека. Выводы и материалы исследования имеют не только теоретическое, но и прикладное значение для юристов, изучающих международное частное право. Работа также имеет практическую ценность для трудящихся и работодателей, организаций трудящихся и работодателей.

Диссертационное исследование может использоваться в учебном процессе в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов по международному частному праву и международному частному трудовому праву, а также специалистов по публичного праву и по другим специальностям. Материалы работы целесообразно использовать для подготовки спецкурса по правам человека, по международному частному трудовому праву.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Классификация международных договоров, содержащих нормы международного права, направленных на регулирование трудовых отношений. Эта классификация разработана на основе анализа предмета регулирования и уровня действия.

2. Критический анализ исследованных международных соглашений позволил выявить динамику становления содержащихся в них основных положений, преемственность международно-правовых документов, направленных на защиту прав человека, включая трудовые права; а также сделать вывод о том, что современное понимание прав человека, их содержание является результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой в современном демократическом обществе.

3. Обоснование определяющей роли Всеобщей декларации прав человека 1948 г. как первого универсального документа, на основе которого формировалась международная нормативная база для защиты трудовых прав граждан, включая т рудовые права с иностранным элементом.

4. На основании исследования материально-правового и коллизионно-правового метода защиты трудовых прав с иностранным элементом утверждается необходимость выделения международного частного трудового права в подотрасль международного частного права.

5. Оценка эффективности международно-правового механизма защиты трудовых прав граждан на универсальном (в рамках ООН) и региональном (в рамках Совета Европы, Европейского Союза и Содружества Независимых Государств) уровне, а также его влияние на национальное право.

6. На основе компетентного анализа документов вносится предложение по пересмотру механизма защиты трудовых прав граждан в рамках МОТ:

— расширить права участия международных неправительственных организаций (отличных от организаций трудящихся и работодателей) и включить их в «Специальный список» МОТ и наделить их правом официально предоставлять информацию в органы МОТ, правом выступлений, а также правом подачи жалоб о несоблюдении государствами Устава МОТ, конвенций и рекомендаций МОТ наравне с организациями трудящихся и работодателей.

— предоставить право гражданам направлять (подавать) жалобу в органы МОТ о нарушении государствами-участниками МОТ принятых на себя обязательств.

— для эффективной защиты трудовых прав граждан в рамках механизма контроля МОТ должна быть разработана система санкций за нарушение принятых обязательств государствами-членами МОТ.

7. Автором предлагается включить в Трудовой кодекс РФ главу «Коллизионное регулирование трудовых правоотношений, осложненных иностранным элементом». Основное положение в данной главе должно исходить из следующего: сами стороны трудового отношения решают, какая национальная система трудового права должна применяться к отношениям.

8. Предложение заключить в рамках СНГ Международное соглашение по вопросам регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом.

9. Предложение о внесении изменений в существующий механизм защиты трудовых прав граждан в рамках Европейской Социальной Хартии, заключающееся в предоставлении частным лицам права на подачу индивидуальной жалобы и создании Европейского Суда по защите социальных (и в первую очередь трудовых) прав граждан.

10. Делается вывод о том, что впервые в истории на международном уровне создан частноправовой механизм защиты прав человека (в том числе трудовых), основанный на обращении граждан в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург).

Что такое Международная хартия прав человека?

Международную хартию прав человека образуют три документа выработанные в рамках ООН:

Всеобщая декларация прав человека

(10 декабря 1948 г.)

Международный пакт о гражданских и политических правах

(16 декабря 1966 г.)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

(16 декабря 1966 г.).

Из Всеобщей декларации прав человека:

— Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

— Равенство перед законом;

— Свобода передвижения и выбора места жительства;

— Запрет пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения;

— Право на поиск убежища в других странах;

— Свобода мысли, вероисповедания и религии;

— Право на владение имуществом;

— Право на голосование и участие в управлении;

— Право на образование;

— Право на труд и создание профсоюзов;

— Право на соответствующий стандарт жизненного уровня;

— Право на охрану здоровья;

— Право на участие в культурной жизни.

Из Международного пакта о гражданских и политических правах:

— Право на жизнь (ст.6);

— Запрет применения пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст.7);

— Запрет содержания в рабстве и подневольном состоянии (ст.8);

— Запрет принудительного труда (ст.8, п.3);

— Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9 и 11);

— Право на свободу передвижения и место жительства (ст. 12);

— Защита иностранцев в случае депортации (ст. 13);

— Право на справедливое публичное разбирательство в суде (ст.14);

— Запрет признания виновным в совершении какого-либо уголовного преступления, которое согласно действующему в момент его совершения законодательству не являлось уголовным преступлением (ст.15);

— Право на признание правосубъектности (ст.16);

— Право на невмешательство в личную жизнь (ст.17);

— Свобода мысли, совести и религии (ст.18);

— Право на свободное выражение своего мнения (ст.19 и 20);

— Право на собрания и свободу ассоциаций (ст. 21 и 22);

— Право на вступление в брак и право создавать семью (ст. 23);

— Право ребенка на такие средства защиты, которые требуются в его положении как малолетнего (ст.24);

— Публичные права, в том числе право доступа к государственной службе (ст.25);

— Запрет дискриминации (ст.26);

— Особые права этнических, религиозных и языковых меньшинств (ст.27);

Из Международного пакта об экономических социальных и

культурных правах:

— Право на труд (ст.6);

— Право на создание профсоюзов и вступление в них (ст.8);

— Право на социальное обеспечение (ст.9);

— Охрана семьи (ст.10);

— Право на достаточный жизненный уровень (ст.11);

— Право на охрану здоровье (ст.12);

— Право на образование (ст.13);

— Право на участие в культурной жизни и право на пользование результатами научного прогресса и защиту интересов, вытекающих из творческой авторской деятельности (ст.15).

Международно-правовые акты о труде как источники трудового права.

Источниками международного трудового права или международно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них — декларации, пакты, конвенции ООН, закрепляющие некоторые принципы правового регулирования труда и основные трудовые права. Большое внимание ООН уделяет социально-трудовым вопросам. В их развитие МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Но МОТ как специализированная по вопросам труда международная организация может принимать конвенции и рекомендации и по другим вопросам труда, не предусмотренным в актах ООН. Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный кодекс труда как юридическая международная основа для издания национальных норм трудового законодательства. (Но следует отметить, что из 300 международных актов о труде Россией ратифицированы менее 50). Все источники международно-правового регулирования труда имеют договорный характер.

Принимает эти акты высший орган МОТ — Генеральная конференция (ассамблея), собирающаяся ежегодно в Женеве. Она построена по принципу трипартизма (т. е. два представителя от правительства страны — члена МОТ и по одному — от работников и работодателей, все четыре представителя голосуют самостоятельно).

Укажем на важнейшие источники международного трудового права, принятые ООН, и их содержание.

Устав ООН в ст. 55 предусматривает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.

Во «Всеобщей декларации прав человека”, принятой в 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН, предусмотрены основные трудовые права человека, право на эффективное восстановление нарушенных прав (ст. 8), право на образование, в том числе на общедоступное техническое и профессиональное, включая высшее (ст. 20). В ст. 23 закреплены очень важные права человека: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи и дополняемое при необходимости и другими средствами социального обеспечения; право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Декларация закрепляет право на отдых, указывая, что «каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск” (Международное право в документах. М., 1982, с. 306—307).

Все трудовые права Всеобщей декларации прав человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г. в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, часть III которого посвящена социально-трудовым правам. И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами, Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами. Он был ратифицирован СССР, а следовательно, и Россией как его правопреемницей. Таким образом, указанные в нем основные трудовые права и их гарантии являются одной из приоритетных частей российского трудового права. Те его положения, которые прямо не включены в текст российских законов о труде, должны находить прямое их применение, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции РФ они приобретают значение российского трудового законодательства.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах содержит в ст. 2—15 основные международные трудовые права и указывает на осуществление провозглашенных прав без всякой дискриминации по расе, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим и иным убеждениям, национальному или социальному происхождению, имущественному положению, рождению или иным обстоятельствам (ст. 2), на обеспечение равного для мужчин и женщин права пользоваться экономическими, социальными и культурными правами. Статья 6 данного Пакта предусматривает, что участвующие в нем государства «признают право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. В нем предусмотрены и меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами в целях полного осуществления этого права: программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы. Конституция РФ закрепляет не только гарантии на труд, но и четко право на труд. Статья 7 Пакта ООН 1966 г. предусматривает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности:

a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся:

— справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины с равной оплатой за равный труд;

— удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;

b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

c) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни (Международное право в документах, с. 310).

Статья 8 Пакта довольно подробно предусмотрела право каждого пользоваться профсоюзными правами и защитой, включая право на забастовки. При этом в п. 3 этой статьи подчеркнуто, что ничто не дает права государствам — участникам Конвенции МОТ 1948 г. о свободе ассоциаций и защите права на организацию принимать законодательство в ущерб гарантиям этой конвенции.

Международный пакт о гражданских правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г. и ратифицированный нашей страной в 1976 г. (Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291), также содержит некоторые международные трудовые права. Так, ст. 2 предусматривает равноправие граждан в гражданских (а следовательно, и трудовых) и политических правах без какого бы то ни было различия (по расе, языку, цвету кожи, полу и т. д.), ст. 25 — равное право граждан и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Статья 8 устанавливает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду, при этом оговорено, что этот термин не охватывает труд в местах заключения, какую бы то ни было службу военного характера, службу, обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающих жизни или благополучию населения, работу по обыкновенным гражданским обязанностям.

Для нашего трудового права важен такой акт ООН, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР в 1980 г. Это не только между-

народный билль о правах женщин, но и программа действий государств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав В ней закреплено понятие дискриминации в отношении женщин (ст. 1), ее осуждение во всех формах и обязательства государств участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст. 25). Не считаются дискриминационными специальные меры, направленные на охрану материнства (ст. 4). Данная Конвенция предусматривает ряд мер для ликвидации дискриминации женщин в области образования (ст. 10) и занятости (сг. 11), в том числе по причине замужества или материнства. Предусмотрено также, что все договоры и все другие частные документы любого рода, ограничивающие правоспособность женщин, являются недействительными (Международное право в документах, с. 355—363).

УДК 341.231.14 ББК 67.412

© 2016 г. О. О. Небратенко,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД

России кандидат юридических наук, доцент.

Тел.: 8 (928) 763-90-86.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека, функционирующие в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского союза, Содружества Независимых Государств. Особое внимание автор уделяет тем механизмам, которые доступны гражданам России.

Ключевые слова: региональное сотрудничество, региональные механизмы, защита прав человека, граждане России, международные акты.

O. O. Nebratenko — Associate Professor, Department of Civil and Legal Disciplines, Rostov Law Institute of the

Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.

INTERNATIONAL AND REGIONAL MECHANISMS OF HUMAN RIGHTS PROTECTION

Key words: regional cooperation, regional mechanisms, human rights protection, citizens ofRussia, international acts.

Права и свободы человека приобрели в современном мире значение ключевых ценностей развития правовых процессов и внутри конкретных государств, и на уровне построения межгосударственных взаимосвязей, соответственно, «институт защиты прав человека как единая и общая система включает в себя наряду с национальным компонентом еще международный» . Однако, как верно указывает профессор В. А. Карташкин, соотношение и характер взаимосвязи защиты прав человека на данных уровнях постоянно изменяется, поскольку постоянно развивается и изменяется их нормативная основа -внутригосударственное и международное право . В научной юридической литературе последних лет отмечается активное взаимодействие международной и национальной правовых систем во внутригосударственном правовом регулировании в качестве характерной черты глобализирующегося мира, а также расширение присутствия международного права в правовых системах современных государств.

В свою очередь, в системе международных механизмов защиты следует выделять универсальные и региональные механизмы за-

щиты. К механизмам универсального сотрудничества и контроля в области прав человека относится прежде всего Организация Объединенных Наций, одной из целей деятельности которой является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Региональное сотрудничество в области прав человека дополняет формы универсального сотрудничества и в некоторых отношениях более эффективно обеспечивает защиту основных прав . Региональные правовые системы наиболее тесно приближены к структуре общества, четко отражая этнические, конфессиональные и социокультурные особенности консолидируемого сообщества .

Права человека в настоящее время являются самой распространенной причиной взаимодействия национальных правовых систем, способствуют интеграции общемирового и регионального правового пространства. Вышесказанное обусловлено рядом фак-

торов: индивиды получили возможность воздействовать на национальные системы через обращение к межгосударственным органам защиты прав человека, отсюда вопросы защиты прав человека перестали быть делом исключительной юрисдикции отдельного государства; увеличилось количество международно-правовых актов, являющихся составной частью правовой системы суверенного государства и потому обязательных для применения. Кроме того, наметилась тенденция к унификации механизмов защиты прав человека, которые представлены теперь на различных уровнях, в силу чего становятся все более доступными.

Региональное сотрудничество осуществляется, главным образом, в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского союза, Содружества Независимых Государств, Африканского союза, Организации американских государств, Организации исламских государств. Гражданам России доступны из перечисленных лишь механизмы защиты в рамках Совета Европы и СНГ. Что касается определения региональной системы защиты прав человека, то под ней следует понимать систему, сформированную в рамках Совета Европы, Европейского союза, Организации американских государств, Африканского союза, СНГ, иных региональных организаций; включающую в себя региональные международно-правовые документы по правам человека (нормативный элемент); имеющую специальные механизмы контроля, в основном судебные, за соблюдением международно-правовых актов, такие как Европейский суд по правам человека, Суд европейских сообществ, Межамериканский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов, Комиссия по правам человека СНГ (институциональный элемент), основной задачей которых является защита признаваемых государствами-участниками прав и свобод человека. Судебные органы традиционно относятся к контрольным механизмам региональных систем защиты. В настоящее время в юридической литературе огромное внимание уделяется европейской системе защиты, включая ее контрольные механизмы, значительно меньше — иным региональным системам: межамериканской, африканской, СНГ, формирующейся азиатской.

Особое место в системе европейской защиты занимает Совет Европы, учрежденный 5 мая 1949 года 10 западноевропейскими государствами при одновременном одобрении статута о нем. Статья 1 статута провозглашает целью этой организации «достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу». С этой датой связывают зарождение европейской системы защиты прав человека. На сегодняшний день в состав Совета Европы входит 47 стран-участниц. Россия стала членом Совета Европы 28 февраля 1996 года, ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека 5 мая 1998 года , ставшую с этого времени частью ее правовой системы. Сегодня участниками конвенции являются все члены Совета Европы. Большинство стран, ратифицировавших конвенцию, включили ее нормы во внутригосударственное право (например, Австрия включила текст конвенции в конституцию страны).

По справедливому утверждению П. В. Ани-симова, И. А. Блиновой и В. П. Палченкова, Европейская конвенция прав человека выступает одним из немногих соглашений в области прав человека, которое устанавливает конкретные юридические обязательства государств-участников в данной области, подкрепленные механизмом международного судебного контроля над их исполнением . Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является базисным документом, на котором строится вся европейская система защиты. В Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включены в основном гражданские и политические права. Социальные, экономические и культурные права гарантируются другим не менее важным международным актом Совета Европы — Европейской социальной хартией . Важное отличие и одновременно достижение региональной системы защиты, в частности европейской правозащитной системы, от универсальной заключается в том, что, например, ООН, представляющая универсальную систему защиты, в основном занимается глобальными социальными проблемами — дискриминации по признаку пола, расовой дискриминации, а жалобы граждан практически не рассматривает. Напротив, европейская правозащитная сис-

тема содержит конкретные механизмы, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод каждого обращающегося к ней человека и гражданина.

Основной задачей Совета Европы является создание единого европейского сообщества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и верховенства права. В рамках Совета Европы принято более 210 многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним. К некоторым из них могут присоединиться даже неевропейские государства. Это такие документы, как Европейская конвенция о выдаче (экстрадиции) (13.12.1957), Европейская конвенция о пресечении терроризма (27.01.1977), Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (5.11.1992), Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка (25.01.1996), Европейская конвенция о гражданстве (06.11.1997), Европейская хартия о местном самоуправлении (15.10.1985) и др. В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы и Европейский суд по правам человека. Вследствие введения экономических и политических санкций многими государствами мира в отношении России в связи с возникшими разногласиями по поводу присоединения Крыма к России Российская Федерация была лишена права голоса в Парламентской ассамблее и заявила о приостановлении своего членства в данной организации.

Представители юридической науки актуальной задачей видят необходимость разработки Хартии прав человека для XXI века, которая должна объединить все существующие международные договоры ООН в данной области, уточнить и конкретизировать существующие стандарты, содержать новые формы и принципы, сложившиеся за последние годы . Такое предложение изначально было высказано американским профессором Бертраном Гроссом и доктором юридических наук, профессором В. А. Кар-ташкиным. Принятие такой хартии должно привести к созданию наиболее эффективных условий для международной защиты прав человека и пресечения не только отдельных, но также массовых и грубых нарушений.

В этой связи необходимо обратить внимание на понятие «европейские стандарты по

защите прав человека». Анализ международных актов по правам человека Совета Европы, в том числе решений контрольных органов Европейского суда, научной литературы по данной тематике дает основание включить в содержание «европейских стандартов по правам человека» два компонента: юридические нормы международных актов, интегрирующие в себе жизненно необходимые права человека, часть из которых стала нормами национального законодательства; непосредственную деятельность Совета Европы, его контрольных органов, прежде всего Европейского суда по правам человека по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека.

Региональное сотрудничество осуществляется также в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее -ОБСЕ). Предшественник ОБСЕ Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе был созван по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для укрепления безопасности в Европе. Согласно данным официального сайта (на английском языке) , в состав ОБСЕ входят 57 стран Америки, Азии и Европы, расположенных на различных континентах.

ОБСЕ характеризуется всесторонним подходом к обеспечению безопасности, в своей деятельности охватывает три измерения: военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое. Провозглашается, что ОБСЕ исходит из широкого подхода в военно-политическом измерении безопасности, стремится к укреплению безопасности в военной области. В своей деятельности ОБСЕ преследует цели расширения экономического сотруд-ничесива, укрепления надлежащего управле-нияь в регионе, решения экологических проблем. Государства берут на себя целый ряд обязательств в рамках указанных измерений. Рассматриваемые ОБСЕ вопросы прав человека формируют так называемое «человеческое измерение».

В юридической литературе обращается внимание на уникальность взятых на себя государствами обязательств в области человеческого измерения , что обусловлено их выходом за рамки традиционной защиты прав человека и основных свобод, а также направленностью на верховенство за-

кона и строительство демократических институтов. В рамках ОБСЕ существует механизм обеспечения соблюдения обязательств человеческого измерения, известный как «механизм человеческого измерения». Этот механизм состоит из двух элементов: более лояльного венского механизма, не предусматривающего применение санкций к нарушителю исполнения обязательств человеческого измерения и включающего в себя обмен информацией, направление запросов, получение письменных ответов, проведение двусторонних встреч, и усложненного московского механизма, предусматривающего привлечение миссии экспертов и докладчиков как по воле другого государства, так и против нее. Однако ОБСЕ не имеет своего контрольного механизма рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения прав и свобод, что, тем не менее, не лишает неправительственные организации возможности обращения к различным органам ОБСЕ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия всегда являлась активным участником ОБСЕ. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ нередко обращаются в различные органы ОБСЕ, Совета Европы, Европейского парламента, в том числе для совместного преодоления кризиса на Юго-Востоке Украины, соблюдения общепризнанных принципов и норм, чтобы «помнить и чтить жертв и героев кровопролитных войн прошлого столетия, творцов Великой Победы — «антигитлеровской коалиции над немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, которые стремились уничтожить или покорить целые государства и народы, но были сметены с лица Земли единой волей народов Советского Союза, Великобритании, Франции, Соединенных Штатов Америки и их союзников» . Государственная Дума неоднократно принимала заявления и обращения, в которых осуждала стремление властей государств Прибалтики подвергнуть пересмотру итоги Нюрнбергского трибунала и требовала прекратить преследования ветеранов Второй мировой войны , принятие парламентом Эстонской Республики закона «Об охране воинских захоронений», чтобы осквернить общее историческое прошлое народов, принесших «невосполнимые жертвы на алтарь свободы и победы над фашизмом, как шаг к созданию плацдарма для легализации неонацизма на территории Европы» .

Документом, устанавливающим достаточно высокие стандарты в сфере социальных и экономических прав человека, является Европейская социальная хартия , аналог Европейской конвенции о правах человека в сфере экономических и социальных прав. Хартия по сути дела стала первым международным договором, содержащим широкий круг экономических и социальных прав. В первоначальном варианте она была разработана Международной организацией труда и подписана в 1961 году в Турине, впоследствии дополнена тремя протоколами. Реформирование хартии завершилось принятием новой пересмотренной Европейской социальной хартии, вступившей в силу 1 июля 1999 года. Россия ратифицировала пересмотренную хартию в октябре 2009 года. В первоначальном варианте она содержала 19 прав, протоколом № 1 от 5 мая 1988 года перечень последних был увеличен до 23. Пересмотренная хартия сохранила все имеющиеся права и дополнительно ввела еще 8. Новеллой, например, является ст. 31 о праве на жилье, обязывающая государства поощрять доступ к жилью надлежащего качества, предупреждать и сокращать бездомность с целью ее постепенной ликвидации, а также сделать цены на жилье доступными для лиц, не располагающих достаточными средствами. Ранее отсутствие в хартии этого права считалось серьезным упущением, но в пересмотренном документе оно изложено более четко, чем в ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах. По структуре хартия состоит из 6 частей: часть 1 определяет принципы; часть 2 (основная) содержит 31 статью, в которых закрепляются преимущественно социальные права; часть 3 формулирует нормы об обязательности для сторон статей хартии; в части 4 говорится, что контроль за выполнением обязательств осуществляется как с помощью процедуры наблюдения в виде системы докладов, оставшейся неизменной со времени хартии 1961 года, так и процедуры коллективных жалоб; часть 5 включает в себя нормы о выполнении обязательств в случае войны или национальной угрозы, соотношении положений хартии, внутреннего права и международных соглашений; часть 6 определяет порядок подписания, ратификации и вступления в силу. Предполагается, что страна-участница признает для себя обязательными не менее 16 пунктов или статей ее 2-й части.

Данное правило позволяет участникам выборочно подходить к признанию для себя закрепленных в хартии социальных прав как обязательных. Сам этот документ является действенным механизмом контроля за выполнением государствами принятых на себя социальных обязательств.

Региональными контрольными механизмами защиты прав человека являются следующие судебные (квазисудебные) органы: Европейский суд (Суд европейских сообществ), Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, Африканская комиссия по правам человека, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств, Экономический суд СНГ и др. К элементам механизма защиты прав человека, к которым могут прибегать граждане России и (или) ее государственные органы, организации либо сама Российская Федерация, следует отнести Европейский суд по правам человека, Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств, Экономический суд СНГ и др.

Суд европейских сообществ обеспечивает единообразное толкование и выполнение правил и норм Европейского союза в 28 странах-участницах, а также регулирует связанные с их применением споры. Он устанавливает, в какой мере те или иные законы страны -члена Европейского союза соответствуют учредительным договором и нормативным актам организации. Одним из таких решений в 2000 году стал общеизвестный приговор по иску гражданки ФРГ Тани Крайль , квалифицированного техника по электронному оборудованию, которая добивалась права служить в бундесвере с оружием в руках. Однако немецкие суды несколько раз отклонили ее иск, сославшись на основной закон страны. Суд европейских сообществ в Люксембурге постановил, что конституция Германии в этой части противоречит закрепленному в Европейском союзе принципу равноправия мужчин и женщин, а женщины наравне с мужчинами имеют право не только служить в бундесвере, причем исключительно в медицинских подразделениях и военных оркестрах, но и носить оружие. Впоследствии в конституцию ФРГ были внесены соответствующие изменения.

Еще одна региональная система защиты прав человека сформирована в рамках Содру-

жества Независимых Государств. Россия является участником трех систем защиты прав человека: универсальной (ООН) и двух региональных (Совета Европы и СНГ), в рамках которых провозглашаются права и свободы и предусматриваются контрольные органы за их соблюдением. На сегодняшний день можно констатировать наличие конкуренции двух региональных систем защиты: в рамках Совета Европы и Содружества Независимых Государств, поскольку почти все государства — участники СНГ одновременно находятся под юрисдикцией Европейского суда по правам человека. К числу основополагающих документов относится Устав СНГ , в ст. 1 которого указывается, что Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. Среди целей СНГ наряду с осуществлением сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всесторонним и сбалансированным экономическим и социальным развитием государств-членов в рамках общего экономического пространства и иными целями обозначено обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ (ранее — СБСЕ). Важнейшими программными документами о развитии СНГ являются Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года , представляющая систему взглядов участников СНГ на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений, и Договор о зоне свободной торговли.

В соответствии с основополагающими международно-правовыми актами о правах человека 26 мая 1995 года в Минске была заключена Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека . В ней содержится перечень прав и свобод, находящихся под юрисдикцией государств-участников, но с акцентом на личные и политические. Участниками конвенции от 26 мая 1995 года являются шесть

из одиннадцати государств — участников СНГ (Армения, Беларусь, Киргизия, Молдова, Россия и Таджикистан). Однако она вступила в силу только для четырех стран: России, Таджикистана, Беларуси — с 11 августа 1998 года; Киргизии — с 21 августа 2003 года.

По наблюдению за выполнением конвенции предусматривается создание специального совещательного органа — Комиссии по правам человека (ст. 33 устава) Содружества Независимых Государств. Положение о Комиссии по правам человека от 24 сентября 1993 года является неотъемлемой частью конвенции и нормативной основой деятельности самой комиссии. Комиссия правомочна рассматривать межгосударственные запросы о нарушении прав человека любой страной — членом СНГ, а также индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций. Однако состав комиссии до сих пор не сформирован, свою работу она фактически не начала. В связи с этим следует констатировать отсутствие реально сформированного и действующего контрольного органа защиты прав и свобод, провозглашенных Конвенцией СНГ.

Реально сформированным и действующим судебным органом Содружества Независимых Государств является постоянно действующий судебный орган — Экономический суд СНГ, деятельность которого осуществляется на основе ст. 32 Устава СНГ, Соглашения о статусе экономического суда и Положения о нем . Согласно данному положению основной целью создания суда является обеспечение единообразного применения соглашений государств — участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств. В этой связи он рассматривает экономические споры между государствами — участниками СНГ трех видов: 1) возникающих при исполнении экономических обязательств; 2) о соответствии нормативных и других актов государств-участников, принятых по экономическим вопросам; 3) связанных с исполнением соглашений и принятых на их основе других актов СНГ, а также осуществляет толкование двух видов: 1) применения положений соглашений, других актов содружества и его институтов; 2) актов законодательства бывшего Союза ССР. Поводы для рассмотрения дел различные: при рассмотрении споров — заявления заинтересованных государств в лице их

полномочных органов и институтов; при осуществлении толкования — запрос высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов, иных высших органов, разрешающих экономические споры. В целях реформирования Экономического суда СНГ неоднократно предлагалось отнести к его компетенции рассмотрение жалоб частных лиц на нарушения социально-экономических прав, но данная идея не получила поддержки у государств — участников СНГ, субъекты хозяйствования правом непосредственного обращения в суд не наделены. Поводом, как отмечает главный советник процессуально-правового отдела Экономического суда СНГ А. П. Малашко, для обращения указанных выше органов в суд являются чаще всего заявления физических лиц, которые считают свои права нарушенными . Таким образом, гражданам предоставляется лишь право опосредованного обращения в Суд СНГ. Данное право было выявлено в ходе его работы, но не имеет правовой регламентации. В соответствии с п. 4 положения по результатам рассмотрения спора Экономический суд СНГ принимает решение, в котором устанавливает факт нарушения (либо его отсутствие) государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов, а также определяет меры, которые рекомендуется принять государству с целью устранения соответствующих нарушений и его последствий. Таким образом, решения суда носят рекомендательный характер, тем не менее, государство, в отношении которого принято решение, должно обеспечить его исполнение. Примерно каждое третье дело в практике Экономического суда СНГ связано с реализацией пенсионных либо иных социально-экономических прав различных категорий граждан государств — участников Содружества (например, права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним). Каждое второе дело о толковании соглашений в сфере социально-экономических прав касается социальных и правовых гарантий для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в СНГ затянулся процесс становления эффективной системы прав человека. Данный факт С. Г. Стоякин предлагает рассматривать

как недостаток интеграции государств — участников СНГ в этой сфере, оказывающий отрицательное влияние на состояние интеграции в рамках Содружества в целом . Тем самым можно констатировать, что из имеющихся региональных контрольно-судебных механизмов защиты европейская система является одной из наиболее эффективных, хотя бы потому, что она предоставляет гражданам государств-участников напрямую обращаться в ЕСПЧ или Суд европейских сообществ, решения их носят учреждающий (постановляющий) характер. В то же время систе-

Литература

1. Анисимов П. В., Папичев Н. В. Правовое регулирование защиты прав человека / под ред. Ф. М. Рудинского. Волгоград, 2003.

2. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

3. Овсепян Ж. И. Статус источников международного права в правовой системе России // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 5.

4. Небратенко О. О. Механизмы защиты прав человека в Российской Федерации: мо-ногр. Ростов н/Д, 2015.

5. Небратенко Г. Г. Обычно-правовая система традиционного общества: дис. … д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.

6. URL: http://consultant.ru

7. Анисимов П. В., Блинова И. А., Палчен-ков В. П. Институт защиты прав человека. Волгоград, 2009.

8. URL: http://www.osce.org/states

9. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учеб. / под ред. Р. М. Валеева. М., 2011.

10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10.10.2014 № 5066-6 ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К парламентам мира и международным парламентским организациям о необходимости проведения международного расследования преступлений против мирного населения Юго-Востока Украины»». URL: http://consultant.ru

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23.01.2015 № 5964-6 ГД «Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К членам Парламентской ассамб-

ма защиты в рамках СНГ к настоящему времени не имеет завершенного характера. На постсоветском пространстве более потенциальными представляются механизмы защиты прав человека в формате региональных международных организаций (например, ЕврАзЭс), которые только формируются. Однако рассмотрение перспектив развития данных институтов составляет отдельную тему исследования, причем достаточно актуальную в современных условиях функционирования Российского государства.

1. Anisimov P. V., Papichev N. V. Legal regulation of protection of human rights / ed. by F. M. Ru-dinskaya. Volgograd, 2003.

2. Kartashkin V. A. Human Rights in international and domestic law. Moscow, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ovsepian J. I. Status of sources of international law in the legal system of Russia // Jurist-Pra-voved. 2015. № 5.

4. Nebramenko O. O. Mechanisms of human rights protection in the Russian Federation: monograph. Rostov-on-Don, 2015.

5. Nebramenko G. G. A customary system of traditional society: dis. … PhD in law. Rostov-on-Don, 2011.

6. URL: http://consultant.ru

7. Anisimov P. V., Blinov I. A., Palchenkov V. P. Institute of human rights protection. Volgograd, 2009.

8. URL: http://www.osce.org/states

9. International and interstate protection of human rights: textbook / ed. by R. M. Valeev. Moscow, 2011.

леи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Европейского парламента, парламентов государств Европы». URL: http:// consultant.ru

12. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23.05.2008 № 555-5 ГД «Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Парламентской ассамблее Совета Европы, Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Межпарламентскому союзу, парламенту Эстонской Республики, Всемирной федерации ветеранов войны о недопустимости судебного преследования ветерана Второй мировой войны Героя Советского Союза Арнольда Мери»». URL: http://consultant.ru

13. Обращение Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.01.2007 № 15-СФ «К парламентам государств, входивших в состав СССР, парламентам государств, которые входили в антигитлеровскую коалицию, Межпарламентскому союзу, Европейскому парламенту, Парламентской Ассамблее Совета Европы, Парламентской Ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской Ассамблее НАТО, Парламентской Ассамблее черноморского экономического сотрудничества, Парламентской конференции Балтийского моря, к ветеранским и правозащитным организациям Европы и США в связи с принятием парламентом Эстонской Республики Закона «Об охране воинских захоронений»». URL: http://consultant.ru

14. Бреннер А. Справка: Суд Европейских Сообществ работает не только для граждан ЕС. URL: http://www.dw.de/%D1

15. URL: http://docs.cntd.ru/document/1903017

16. Малашко А. В. Правовая защита географических указаний в СНГ // ЭЖ-Юрист. 2015. № 16. URL: http://consultant.ru

14. Brenner A. Reference: the European Court of justice is open not only for EU citizens. URL: http://www.dw.de/%D1