Стадии лутошкина

Номинальная группа

1.Существует формально, без выраженных групповых показателей

2.Совместная деятельность и время

Примечание. Если совместная деятельность не организована, даже с течением времени группа не развивается, она уходит на побочную нежелательную ветвь — группа-конгломерат. Общение в ней ситуативно и поверхностно. В народе это называют «недружный класс», «недружная группа».

2.Группа-ассоциация

1.Одинаковые цели членов группы (не путать с единой целью), наличие структуры, группа не действует как единое целое.

2.Единая цель, принятая всеми членами группы

Группа-кооперация

1.Единство цели и деятельности по её достижению, высокая внутригрупповая сплочённость.

2.Межгрупповое регулирование. Оно заключается в правильном установлении статусности групп.

Для этого:

•критерии оценки должны быть ясны всем (четкие «правила игры» и сотрудничества);

•успех должен зависеть от усилий группы, а не внешнего произвола;

•если то и другое невозможно выполнить — необходимо устранить возможность социального контакта. Зарплату лучше выдавать в конверте, а не по ведомости, чтобы не было соблазна сравнивать свою с чужой.

Как минимум — межгрупповое регулирование достигается общими мероприятиями, тренингами «тимбилдинга», корпоративами (если не понимать под ними совместную пьянку).

Примечание. Если пренебречь межгрупповым регулированием может сложиться нежелательная конфигурация — группа-корпорация. Она, обладая внутригрупповой сплочённостью и хорошими отношениями внутри группы, становится враждебной по отношению к другим группам. Вам, как менеджеру невыгодно, если отдел маркетинга враждует с бухгалтерией.

Группа-автономия

1.Внутреннее единство, межгрупповая активность, высокая подготовленность членов группы, развитый самоконтроль.

2.Факторы формирования коллектива:

•Применение групповых форм организации совместной деятельности;

•Система функциональной, материальной, информационной взаимосвязи и взаимозависимости членов группы;

•Компетентное руководство и положительный личный пример руководителя;

•Формирование самосознания коллектива, ориентация на его самосовершенствование.

Группа-коллектив

1.Общественно-значимая цель и деятельность по её достижению, морально-психологическое единство, организационная структура, высокая подготовленность.

2.Коллектив — высшая стадия развития группы. Можно рассматривать её как идеал, к которому стоит стремиться. Можно как модель представить нормальную семью (там есть глава, подчинённые, но это — СЕМЬЯ). Можно вспомнить японскую концепцию фирмы-семьи. Факторы формирования коллектива мы можем начать осторожно применять уже на ранних стадиях развития группы.

Автор концепции — А.Н. Лутошкин предложил образные описания стадий группового развития, чтобы легче и нагляднее было представить содержание стадий.

Характеристика этапов стадии становления («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел») .

1 ступень. «Песчаная россыпь» (номинальная группа).Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина» (группа-ассоциация). Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк» (группа-кооперация). В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус» (группа-автономия). Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел» (группа-коллектив). Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Тема статьи является актуальной, так как именно в детском коллективе ребёнок усваивает нормы и правила, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни; в коллективе формируются его взгляды и убеждения, развиваются способности и умения, поэтому особенно важно осознание и детьми, и педагогами стадии развития коллектива, в котором они сосуществуют и взаимодействуют. На это и направлена методика эмоционально-символической аналогии, рассмотренная в статье.

Детский коллектив — это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. Детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности.

Надежда Константиновна Крупская давала такое понятие детскому коллективу: «Детский коллектив — есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» .

Антон Семёнович Макаренко же писал, что «детский коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» .

Из этих определений можно понять, что невозможно сразу из незнакомых друг другу детей получить сплочённый коллектив. Отношения в коллективе выстраиваются подобно восхождению по лестнице, и каждая ступень этой лестницы — это определенная стадия на пути к коллективизму. Чтобы сформировать сплочённый, творческий, работоспособный коллектив (именно в таком каждый ученик ощущает свою полезность и сопричастность общему делу), нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, межличностные отношения между обучающимися, активно содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе. Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня.

Для получения положительного и качественного результата, необходимо понимать, на какой ступени сплочения коллектив находится на данный момент.

Педагогу для работы с коллективом важно знать уровень его развития, характер взаимоотношений его членов. Для решения данной задачи А.Н. Лутошкиным была разработана методика эмоционально-символической аналогии «От песчаной россыпи к горящему факелу». Она предполагает коллективную самоаттестацию группы.

Эмоциональные образы-символы в методике подобраны с учетом детского возраста, их стремления к эмоциональному восприятию действительности и соответствуют определенной стадии развития коллектива. Методика нужна для того, чтобы проанализировать правильность выбранной позиции по отношению к коллективу на различных этапах его развития, и при подготовке и проведении коллективных творческих дел .

Педагог-психолог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее ребятам предлагается определить, на какой стадии развития находится их собственный коллектив. В этой методике есть 5 ступеней. Педагог-психолог зачитывает название ступени и её характеристики, каждый участник коллектива решает, на какой же «ступени» находится их коллектив и записывает ответ, который потом сдает.

Каждая из ступеней имеет эмоционально — символическую аналогию. Среди вариантов ответов были предложены:

  1. Номинальная группа («Песчаная россыпь» — существует формально, без выраженных групповых показателей, присутствует совместная деятельность);
  2. Группа-ассоциация («Мягкая глина» — одинаковые цели членов группы, наличие структуры, группа не действует как единое целое);
  3. Группа-кооперация («Мерцающий маяк» — единство цели и деятельности по её достижению, высокая внутригрупповая сплочённость, межгрупповое регулирование);
  4. Группа-автономия («Алый парус» — внутреннее единство, межгрупповая активность, высокая подготовленность членов группы, развитый самоконтроль)
  5. Группа-коллектив («Горящий факел» — общественно-значимая цель и деятельность по её достижению, морально-психологическое единство, организационная структура, высокая подготовленность).

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворённости своим коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

В рамках заявленного исследования в МБОУ СОШ №69 участвовали 25 человек (учащиеся 5 класса). Результаты исследования показали, что класс находится на 4 ступени «Алый парус». Таким образом, стала видна реальная картина психоэмоционального состояния между детьми. Из общего числа детей(25) , 20 человек дали ответ, что их класс находится на 4 ступени «Алый парус», два человека- на третьей ступени «Мерцающий маяк» и три человека — на пятой ступени «Горящий факел». Классному руководителю и педагогу-психологу, по анализу данных методики, стало видно, что коллектив сейчас находится на высокой стадии развития, но ему еще есть куда расти, если правильно расставить цели.

На основании данных, полученных в ходе проведения методики эмоционально-символической аналогии, можно дать следующие рекомендации по успешному формированию детского коллектива:

  • Применение групповых форм организации совместной деятельности;
  • Система функциональной, материальной, информационной взаимосвязи и взаимозависимости членов группы;
  • Компетентное руководство и положительный личный пример руководителя;
  • Формирование самосознания коллектива, ориентация на его самосовершенствование.

Поэтапное развитие группы представляет собой последовательную смену стадий, характеризующуюся качественными различиями степени выраженности таких параметров, как направленность, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность.

Направленность связана с целями, задачами совместной деятельности, согласно которой группа объединена.

Организованность -способность группы создавать организацию в условиях неопределенности.

Подготовленность-групповые навыки, умения.

Психологическая коммуникативность -эмоциональное, интеллектуальное и волевое единство группы.

Развитие группы происходит в континууме. Высшая точка развития – коллектив, низшая – только что сформировавшаяся группа – конгломерат.

Этапы развития группы:

  1. номинальная группа;

  2. группа – ассоциация;

  3. группа – кооперация;

  4. группа – автономия;

  5. коллектив.

Модель развития малой группы, предложенная Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

В сфере деловой активности автор выделяет следующие стадии:

  1. ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;

  2. эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;

  3. открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;

  4. принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Такмен выделяет такие стадии:

  1. «проверка и зависимость”, ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

  2. «внутренний конфликт”, связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе;

  3. «развитие групповой сплоченности”, преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

  4. «функционально-ролевая согласованность”, связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношений между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г. работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм – это свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим группам.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки (Майерс Д., 1997).

Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношений, можно объединить в рамках основных подходов (Агеев В.С., 1990). Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности:

  • установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов;

  • чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти;

  • стереотипность суждений и оценок;

  • нетерпимость к неопределенности;

  • склонность подчиняться людям, наделенным властью;

  • нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости.

М. Шериф в полевых экспериментах показал, что ситуация конкурентного взаимодействия, в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и одновременному усилению внутригрупповой сплоченности.

Экспериментальные исследования феномена внутригруппового фаворитизма (тенденции оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой), проведенные Г. Тэджфелом и Д. Тернером, показали, что одного только факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы индивиды демонстрировали более позитивные установки по отношению к тем, кто, по их мнению, входил в одну группу с ними, и более негативные установки по отношению к тем, кто входил в другую группу.

Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации (тенденции к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы, как правило, в пользу «своей» группы) как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп: социальной категоризации, социальной идентификации и социального сравнения.

Социальная категоризация— это когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам (категориям), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.Социальная идентификация —это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.Социальное сравнение— это процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

Внутригрупповой фаворитизмивнешнегрупповаядискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

UDC 371″731″

PRDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE

I.S. Volegzhanina

Siberian State Transport University D. Kovalchuk St., 191, Novosibirsk, 630049, Russia erarcher@mail.ru

УДК 378

К ВОПРОСУ ОБ ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

Ирина Вячеславовна Данилова,

аспирант, ассистент

В данной статье анализируются стадии становления коллектива кафедры вуза с тем, чтобы с помощью тестов определить на какой стадии становления находится коллектив в данный момент и в соответствии с этим предложить программу дальнейшего его усовершенствования.

Ключевые слова: коллектив кафедры, стадии становления коллектива, сравнение стадий становления коллектива нескольких авторов.

Анализ научной литературы показал, что успех становления коллектива кафедры зависит от знания законов уровней развития коллектива. Чем более развит коллектив, тем более высоких результатов он способен достигать.

Какие же стадии проходит группа, чтобы стать коллективом? Однако, на данный вопрос нет однозначного ответа.

Нашего внимания заслуживает концепция, А.С. Макаренко , который на примере ученического коллектива, выделяет три этапа развития коллектива. Первый, подготовительный, состоит в создании необходимых материально-технических и организационных предпосылок. На этой стадии происходит становление коллектива. Второй этап заключается в обеспечении силами членов группы оптимальных условий для нормального функционирования. Здесь усиливается влияние актива. Третий этап — это этап нормальной, стабильной жизнедеятельности. А движущей силой развития коллектива в период нормальной работы является динамика целей коллектива и личности. Нетрудно видеть, что речь может идти о реализации концепции А.С. Макаренко и в развитии коллектива кафедры.

В нашем исследовании для определения стадии становления коллектива кафедры использовалась также концепция Л.И. Уманского . Проблема поэтапного, уровневого развития группы как коллектива, по справедливому замечанию Л. И. Уманского, прежде всего, требует «определения крайних точек континуума, в пределах которого совершается процесс этого развития» . Крайнюю, верхнюю точку континуума занимает коллектив, крайнюю нижнюю точку занимает группа-конгломерат, где коллектив — это группа, выполняющая социально и ценностную деятельность и имеющая устойчиво высокие показатели по всем подструктурам, а группа-конгломерат -группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время и общающихся поверхностно и ситуативно.

Таким образом, стадии становления коллектива, согласно Л.И. Уманскому, можно представить в виде следующей таблицы:

Группа-конгломерат

Номинальная группа

Группа-ассоциация

Группа-кооперация

Группа-автономизация

Коллектив

Наиболее значимыми, поворотными точками развития группы являются, по мнению Л. И. Уманского, группа-кооперация и группа-автономия — необходимые этапы становления коллектива. На этапе, обозначенном как группа-кооперация, социальная общность отличается успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем подготовленности и сотрудничества. Прежде чем стать группой-кооперацией, социальная общность прошла два промежуточных этапа (момента) развития, называемых Л.И. Уманским номинальной группой и группой-ассоциацией. С развитием внутригрупповой структуры группа-ассоциация трансформируется в группу-кооперацию.

Следующий узловой этап в развитии группы — этап автономизации, характеризующийся высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качеством, за исключением интергрупповой активности. На этом этапе члены группы четко идентифицируют себя с ней, а само членство в группе становится осознанной личностной ценностью. Процесс обособления или, как пишет Л. И. Уманский «эталонизации» группы может привести к гиперавтономизации — изоляции, группы от других групп данной социальной общности, замкнутости общих целей «на себя», то есть к превращению группы в корпорацию («лжеколлектив»). Если же внутригрупповая интеграция не приводит к межгрупповой разобщенности, группа становится полноправной ячейкой более широкой общности, а через нее и общества в целом. Такая группа достигает высшего уровня зрелости и может именоваться коллективом.

В выявлении этапов становления коллектива кафедры мы опираемся на простую и в тоже время очень четкую классификацию А.Н. Лутошкина . Автор предложил следующую систему становления коллектива, которая используется как методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию (СКЭКА). Для обозначения ступеней становления коллектива в методике используются следующие образные названия: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Описываются они следующим образом:

• «Песчаная россыпь». Группа на данном этапе представляет собой «песчаную россыпь», то есть вроде бы все вместе, но в тоже время каждый сам по себе.

• «Мягкая глина». На данном этапе группа как «мягкая глина», из которой можно делать все, что захочется. В руках хорошего руководителя получится хороший коллектив.

• «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню,— организаторы, актив.

• «Алый парус». Алый парус — это символ устремленности вперед. Здесь действуют по принципу «Один — за всех, все — за одного».

• «Горящий факел». Горящий факел—это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь и другим группам, делают все, чтобы принеси пользу людям.

Таким образом, на наш взгляд, согласно своеобразному видению коллектива через представленные образцы-символы, мы можем сделать вывод о том, что коллектив, по мнению А.Н. Лутош-кина, представляет собой сплоченную группу, где царствует дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество и другое, но основная характеристика, которую выделяет автор, это помощь другим коллективам, и всему обществу. На наш взгляд, данная система развития коллектива очень красиво описывает все стадии его становления.

Для целей проводимого исследования, имеющего научно-педагогический характер, более адекватной представляется концепция В.С. Лазарева . Ее отличает детальная проработка проблематики каждого из выделяемых этапов. Эффективность становления педагогического коллектива

может быть определена, по мнению В.С. Лазарева, как функция трех характеристик, которые проявляют себя по разному, в зависимости на какой стадии развития находится коллектив: низкой, средней, высокой. К таким характеристикам коллектива относятся: ценностно-ориентационная зрелость; организованность; сплоченность.

Ценностно-ориентационная зрелость коллектива. В деятельности педагогического коллектива можно выделить три типа целей:

1.собственно образовательные цели (текущие цели учебно-воспитательной, в нашем случае и научно-исследовательской деятельности);

2.цели развития научно-учебно-воспитательной деятельности;

3.цели саморазвития коллектива.

Наиболее развитый педагогический коллектив ставит перед собой цели всех трех типов.

Организованность коллектива. Под организованностью коллектива понимается его способность формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Она зависит от ответственности членов коллектива, их сработанности и включенности в управление.

Сплоченность коллектива. Сплоченность коллектива — это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Если организованность характеризует способность группы формировать рациональную структуру взаимодействия между педагогами, то сплоченность — способность сохранять эту структуру. Сплоченность зависит отединства ориентации, совместимости и потенциальной стабильности коллектива.

Проанализировав несколько точек зрения по данному вопросу, мы попытались создать сводную таблицу, в которой рассмотрены этапы становления коллектива нескольких авторов.

А.С. Макаренко Л.И. Уманский А.Н. Лутошкин В.С. Лазарев

Первый этап Номинальная группа Песчаная россыпь Низкий уровень развития

Ассоциация Мягкая глина

Кооперация Мерцающий маяк Средний уровень развития

Второй этап Автономия Алый парус

Высокий уровень развития

Третий этап Коллектив Горящий факел

Как видно из таблицы, уровни становления коллектива разных авторов не совпадают. Мы взяли за основу уровни становления коллектива В.С. Лазарева и согласно его классификации разделили колонку на равные три части: низкий уровень, средний и высокий. Л.И. Уманский и А.Н. Лу-тошкин на начальном этапе становления коллектива выделяют два этапа, которые, на наш взгляд, являются аналогами низкого уровня становления коллектива В.С. Лазарева. Средний уровень становления коллектива Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина начинается с кооперации и «мерцающий маяк» и плавно переходят в автономию и «алый парус», которые захватывают уже высокий этап становления коллектива по В.С. Лазареву. Высокий уровень становления коллектива заканчивается, согласно Л.И.Уманскому и А.Н. Лутошкину, коллективом

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений («негнущееся», категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним.

«Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», — писал А.С.Макаренко.

Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет:

  1. стадию сплочения коллектива,
  2. стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся,
  3. стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский).

Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.

Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока.

Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности.

Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению — групповой самоуправляемости (А. С. Чернышев).

Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой, познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т. п.). Групповая деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, умений и навыков — опыта групповой подготовленности.

Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.

Интеллектуальная коммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых решений.

Эмоциональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.

Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая акив-ность) жизнедеятельности группы.

Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом:

  • интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегрированности — это разобщенность, дезинтеграция (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, В. В. Шпалинский и др.);
  • микроклимат — определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинов и др.);
  • референтность — степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е.В.Щедрина);
  • лидерство — степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева);
  • интрагрупповая активность — мера активизации группой составляющих ее личностей (Л.И.Уманский);
  • интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе (А.И.Кузнецов, В.С.Агеев).

Все общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков.

Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обусловливаются их местом в целостной структуре сфер жизнедеятельности группы, соединением в ней общественного и личного. Л. И.Уманский экспериментальным путем установил, что детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени.

Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т. е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т. д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»). В ней происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива — к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» (Т. Н. Мальковская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию лжеколлектив.

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования (А. Г. Кирпичник). Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходит путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4 — 6 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены). Следует отметить, что по разным причинам одни отряды проходят этот путь быстрее, их движение более поступательное, а положение на высших уровнях — устойчивое и надежное. Другие проходят его рывками, отступая от более высоких уровней к более низким, что называют «болезнями коллектива» (В.Г.Иванов, И.М.Чернышова), третьи поднимаются на более высокий уровень временно.

Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

Детский коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Основные условия развития детского коллектива

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:

  1. в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;
  2. деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Его функции В. М. Коротов видит в том, что оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т. е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять духовные взаимоотношения и придает им общественную направленность. Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, «будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях».

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния поможет актив, поэтому так важно его воспитание.

Общественное мнение в коллективе — это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т. п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. Благодаря здоровому общественному мнению реализуется уже на более высоком уровне (требует коллектив) методика параллельного действия. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов, и наоборот воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним. Другими словами, сложившееся в коллективе здоровое общественное мнение — это показатель такого уровня развития коллектива, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. При наличии социально ценного общественного мнения коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально целеустремленная ячейка общества.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т. е. вскрытый А. С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н. К. Крупской. В современной теории воспитания большой вклад в ее разработку внес В. М. Коротов. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может создаваться «сверху», т. е. начиная с создания органов, — оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. Таким образом, органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства — подчинения.

Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей (в больших школах), которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций. Традиции — это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение. Значение накопления и укрепления традиций для коллективной жизни хорошо выразил А. С. Макаренко. Он писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой.