Ст 83 НК

Что грозит налогоплательщику, который не вовремя встал на учёт для уплаты торгового сбора?

Чтобы стать плательщиком торгового сбора, нужно направить в налоговую службу уведомление. Оно отправляется не позднее 5 дней с появления объекта налогообложения ( ст 416 НК РФ). Форма уведомления утверждена ФНС.

Плательщик, нарушающий сроки постановки на учёт несёт ответственность. Она предусматривается п 1 ст 116 НК РФ. 10 000 рублей штрафа предусмотрены за подачу заявления о постановке на учёт несвоевременно.

Но стоит подчеркнуть, что заявление о постановке на учёт и уведомление — это разные документы. Заявление предполагает его рассмотрение налоговыми органами, а уведомление носит информативный характер. И этот внушительный штраф предусмотрен за подачу не вовремя заявления — это буквальное толкование закона.

Уведомление относится к иным документам и сведениям, касающимся налогообложения. Штраф за непредставление таких документов установлен ст 126 НК РФ и составляет 200 рублей.

ФНС в своём разъясняющем письме от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ тоже указывает, что плательщик торгового сбора, несвоевременно отправивший уведомление отвечает по ст 126 НК РФ и платит 200 рублей штрафа за каждый не предоставленный вовремя документ (в указанном случае документ один).

Однако лицам, которые обязаны платить торговый сбор, нужно помнить еще об одном штрафе. Вести деятельность, облагаемую налогом, без постановки на учёт — серьезное правонарушение. Это может повлечь ответственность по п 2 ст 116 НК РФ. За такое нарушение плательщик заплатит штраф, составляющий 10% его доходов. Этот штраф не может составлять меньше 40 000 рублей.

Поэтому налогоплательщику, не вовремя вставшему на учёт для уплаты торгового сбора, как минимум грозит 200 рублей штрафа за просрочку подачи документа. Как максимум он может быть оштрафован на 10% от дохода, если начнёт заниматься деятельностью без необходимой регистрации в налоговой службе.

Может ли ИП быть оштрафован по п 2 ст 116 НК РФ за деятельность без регистрации в качестве предпринимателя?

По закону граждане, зарегистрировавшись как ИП, вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Налоги при этом они платят как физические лица. Причём налогоплательщиком по ст 11 НК РФ признаются также и те, граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации. Ведение дел без должной регистрации не освобождает от уплаты налогов. И, совершая налоговые правонарушения во время занятий доходной деятельность, такие люди не вправе ссылаться на то, что они предпринимателями не являются.

Фактически это означает, что любая деятельность по сути являющаяся предпринимательством признаётся при налогообложении таковым, независимо от регистрации.

За налоговые нарушения лица отвечают только в предусмотренном законом порядке и по основаниям, перечисленным НК РФ (ст 108 НК РФ). Налоговые органы вправе привлечь к ответственности физических и юридических лиц, только обосновав это должным образом и сославшись на конкретную норму.

Статья 116 НК РФ в п 2 устанавливает штраф за занятие налогооблагаемой деятельностью без постановки на учёт. Однако ввиду не имеется занятие предпринимательской деятельностью в целом. Подразумевается определённый вид деятельности, облагаемый налогом. Предприниматель может заниматься разными видами деятельности и платить разные налоги. Вот за нарушения при уплате налога по какому-то конкретному виду деятельности ИП может быть привлечён к ответственности по п 2 ст 116 НК РФ, но не за занятия предпринимательством в целом.

Штраф за предпринимательство без регистрации предусмотрен ст 14.1 КоАП и составляет от 500 до 2000 рублей.

Нормы Налогового кодекса широко не толкуются. Потому неправомерно штрафовать гражданина за предпринимательскую деятельность без регистрации на 10% от дохода или минимум на 40 000 рублей по статье 116 НК РФ.

Можно ли предпринимателям торговать в розницу в Москве и Санкт-Петербурге, не вставая на учёт в качестве плательщиков торгового сбора?

Торговый сбор — это местный налог, который действует не на всей территории России, а в отдельных её областях и городах федерального значения. Чтобы начать применять на определённой территории или городе федеральной важности этот налог, его нужно ввести законом субъекта федерации или этого города. В настоящее время этот сбор введен только в Москве, поэтому предпринимателям Санкт-Петербурга можно не беспокоиться об уплате этого налога. Торговый сбор отчисляют организации и ИП в Москве с 1 июля 2015 г. Встать на учёт предприниматель как плательщик этого сбора может так: он сам уведомляет налоговую службу о своей обязанности, либо информацию о плательщике передаёт в налоговую уполномоченный на это орган. В уведомлении указывается вид предпринимательской деятельности, объект торговли и его характеристики. Такое уведомление должно быть направлено не позже чем через 5 дней с возникновения налогооблагаемого объекта ( ст 416 НК РФ). Розничная торговля в Москве, как облагаемое сбором действие, без направления в инспекцию уведомления равна занятию налогооблагаемой деятельностью без постановки на учёт. Поэтому, московскому предпринимателю, осуществляющему торговлю, необходимо за 5 дней отправить необходимое уведомление в налоговый орган. Ответственность за не постановку на учёт предусматривает статья 116 НК РФ в п. 2. Это штраф, равный 10% от дохода за весь период деятельности без учёта. И он не может быть меньше 40 тысяч рублей. Итак, предприниматели Москвы не могут осуществлять торговлю, не встав вовремя на налоговый учёт в качестве плательщиков торгового сбора, так как этот налог уже введен в действие на территории города. Нарушив это правило, они заплатят не менее 40 тысяч рублей штрафа. Торговцы Санкт-Петербурга, зарегистрированные как организации или ИП, пока свободны от уплаты указанного налога. Чтобы торговый сбор начал действовать и в Санкт-Петербурге необходим соответствующий федеральный закон, изданный местной властью.

В соответствии со статьей 116 НК РФ, если налогоплательщик нарушил установленный НК РФ срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней, на него накладываются штрафные санкции в сумме пяти тысяч рублей, если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит десять тысяч рублей.

Внимание!

Обязанность подать заявление о постановке на учет лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (пункт 4 статьи 83 НК РФ).

Таким образом, нарушение срока подачи такого заявления повлечет для налогоплательщика ответственность, предусмотренную статьей 116 НК РФ.

Внимание!

В соответствии со статьей 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Внимание!

Пунктами 1 и 2 статьи 116 НК РФ предусмотрены два различных состава налогового правонарушения.

Согласно пункту 2 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Кроме этого, в пункте 5 статьи 114 НК РФ закреплена норма, согласно которой при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Из анализа вышеизложенных норм следует, что ранее имевшее место привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 116 НК РФ не исключает возможности привлечения того же налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ, если установленный пунктом 4 статьи 83 НК РФ срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе нарушен им более чем на 90 дней.

Положения пункта 2 статьи 108 НК РФ в данном случае не применяются, так как составы налогового правонарушения, установленные пунктами 1 и 2 статьи 116 НК РФ, различны, а в пункте 5 статьи 114 НК РФ закреплена норма, согласно которой при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

СОГЛАСНО СТ. 11 НК РФ ПОД МЕСТОМ НАХОЖДЕНИЯ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАЕТСЯ МЕСТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СВОЕ ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ. В СООТВЕТСТВИИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ В СТ. 83 НК РФ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 27.07.2010 N 229-ФЗ, ОРГАНИЗАЦИИ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАТ ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ КАЖДОГО СВОЕГО ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. ПРИ ЭТОМ П. 4 СТ. 83 НК РФ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ, ЧТО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НЕСКОЛЬКО ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАХОДЯТСЯ В ОДНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ РАЗНЫМ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ, ПОСТАНОВКА ОРГАНИЗАЦИИ НА УЧЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНА НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ОДНОГО ИЗ ЕЕ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЕМОГО ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО. СВЕДЕНИЯ О ВЫБОРЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ОРГАНИЗАЦИЯ УКАЗЫВАЕТ В УВЕДОМЛЕНИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ (НАПРАВЛЯЕМОМ) РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ПО МЕСТУ ЕЕ НАХОЖДЕНИЯ. В РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ РЕДАКЦИИ П. 4 СТ. 83 НК РФ ПРЕДУСМАТРИВАЛОСЬ, ЧТО ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПОДАЧЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ВОЗНИКАЛА ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК НЕ СОСТОИТ НА УЧЕТЕ ПО ОСНОВАНИЯМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ НК РФ, А ОТКРЫТИЕ ВТОРОГО ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАЛО НЕ ПОСТАНОВКИ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ, А ПИСЬМЕННОГО СООБЩЕНИЯ О ФАКТЕ ЕГО СОЗДАНИЯ. ОБЯЗАНО ЛИ ОАО ВСТАВАТЬ НА УЧЕТ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ КАЖДОГО СОЗДАВАЕМОГО ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ОНО УЖЕ СОСТОИТ НА УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ГОЛОВНОГО ОФИСА? ПРИ НАЛИЧИИ У ОАО ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, НО АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ОДНИМ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ, ОБЯЗАН ЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ВСТАТЬ НА УЧЕТ В ДАННОМ НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ПО ВСЕМ СВОИМ ОБОСОБЛЕННЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ИЛИ ДОСТАТОЧНО ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ЛИШЬ ПО ОДНОМУ ИЗ ТАКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ? ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ОАО ЗАЯВИТЬ О СНЯТИИ С ОТДЕЛЬНОГО УЧЕТА РАНЕЕ ПОСТАВЛЕННЫХ НА УЧЕТ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-314 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке постановки на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений и сообщается следующее. Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Российская организация обязана сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ею на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания каждого обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 Кодекса). В соответствии с п. 4 ст. 83 Кодекса постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании указанных сообщений. Таким образом, обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам. В п. 4 ст. 83 Кодекса прямо указано, что у организации есть право выбора для целей постановки на учет одного налогового органа в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Сведения о выборе налогового органа российская организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) в налоговый орган по месту ее нахождения. При этом постановка на учет в налоговом органе, выбранном организацией, осуществляется после получения этим налоговым органом сведения о снятии с учета организации налоговым органом по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В тот же срок налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет, обязан выдать ей уведомление о постановке на учет. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 2 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-314

Новая редакция Ст. 116 НК РФ

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к Статье 116 НК РФ

Комментируемая статья посвящена такому виду налогового правонарушения, как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Объектом данного налогового правонарушения являются налоговые отношения (ст. 2 НК РФ), возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Непосредственным объектом данного налогового правонарушения является установленный порядок учета налогоплательщиков. При этом виновный нарушает не только правила ст. 83 Налогового кодекса (к которой нас до 2007 г. прямо отсылала комментируемая статья), но и правила ст. ст. 23, 84 НК РФ. Опасность указанного налогового правонарушения состоит в том, что нарушается не только система учета налогоплательщиков, но и нормальная деятельность налоговых органов (которые вынуждены предпринимать дополнительные меры по выявлению не ставших на учет налогоплательщиков), иных госорганов (например, контролирующих, осуществляющих лицензирование индивидуальных предпринимателей и организаций, правоохранительных, статистических и т.д.). Кроме того, создаются благоприятные условия для совершения более опасных налоговых правонарушений (неуплата налога, нарушение правил составления налоговой декларации и т.п.) и даже преступлений, предусмотренных в ст. ст. 198, 199 УК РФ.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный:

а) не подает в налоговый орган заявление о постановке на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения. При этом следует учесть, что заявление не считается поданным и в случаях, когда оно не соответствует установленной форме либо к нему не приложены заверенные копии соответствующих документов (п. 1 ст. 84 НК РФ);

б) не подает указанное заявление в установленный срок, который предусмотрен в ст. 83 НК РФ.

К сожалению, в комментируемой статье не учтено, что в новой редакции ст. 83 НК РФ не содержатся сроки подачи заявления о постановке на учет. Дело в том, что и регистрацию, и постановку на учет (после принятия Закона о регистрации юридических лиц) осуществляют сами налоговые органы (ст. 83 НК РФ).

Именно объективной стороной отличается данное налоговое правонарушение не только от правонарушения, указанного в ст. 117 НК РФ, но и от налоговых правонарушений, предусмотренных в ряде других норм гл. 16 настоящего Кодекса, при которых виновный также нарушает различные сроки, установленные Кодексом (например, ст. 118 НК РФ предусматривает ответственность за просрочку передачи сведений о банковском счете, в ст. 119 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока подачи налоговой декларации и т.п.);

в) допускает нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения:

— до 90 календарных дней включительно. В этом случае виновный привлекается к ответственности по п. 1 ст. 116;

— более 90 календарных дней, в этом случае ответственность наступает по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Данное деяние совершается в форме бездействия.

Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются не все категории налогоплательщиков, а только организации (включая филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, охранники и детективы). Для остальных категорий налогоплательщиков (т.е. для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными охранниками или частными детективами) не предусмотрена обязанность самостоятельно подавать в налоговые органы заявления о постановке на учет. Их регистрацию в качестве налогоплательщиков налоговый орган осуществляет самостоятельно на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества и др.

Привлечение налогового агента (не учтенного в качестве налогоплательщика) к ответственности по ст. 116 НК РФ было бы неправомерным.

Не могут рассматриваться самостоятельными субъектами данного налогового правонарушения филиалы и представительства, иные обособленные подразделения российских организаций. Привлечение самой организации к ответственности по ст. 116 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в организации управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной и иной ответственности (в том числе и за нарушение законодательства о налогах), предусмотренной федеральными законами (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Нужно учесть, что в соответствии со ст. 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

а) нарушение установленного в комментируемой статье срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или ОВФ — влечет наложение административного штрафа на руководителей юридических лиц в размере до 10 МРОТ;

б) то же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или ОВФ, — влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

По ст. 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к административной ответственности привлекаются только должностные лица юридических лиц, но не индивидуальных предпринимателей.

Субъективная сторона рассматриваемого налогового правонарушения характеризуется наличием как умышленной формы вины, так и неосторожной формы вины (ст. 110 НК РФ).

При наличии смягчающих обстоятельств, указанных в ст. 112 НК РФ, и с учетом правил п. 3 ст. 114 НК РФ размер штрафа должен быть уменьшен не меньше чем в два раза; при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ, он увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статьей 116 Кодекса предусмотрена налоговая ответственность налогоплательщиков за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.

В пункте 1 ст. 83 Кодекса установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Сроки подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе установлены ст. 83 Кодекса (см. комментарий к ст. 83 Кодекса).

Пленум ВАС России в п. 39 и 40 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 дал следующие разъяснения по применению ст. 116 и 117 Кодекса:

принимая во внимание, что ст. 83 Кодекса регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Президиум ВАС России в Постановлении от 12 апреля 2002 г. N 6653/01 <*> при разрешении конкретного дела еще раз подтвердил изложенную позицию (до налоговых органов Постановление ВАС России доведено письмом МНС России от 26 июля 2002 г. N ШС-6-14/1098 <**>). МНС России продублировало позицию ВАС России в письме от 8 августа 2001 г. N ШС-6-14/613@ <***>;

———————————
<*> Справочные правовые системы.

<**> Справочные правовые системы.

<***> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 10.

пункт 10 ст. 83 Кодекса обязывает соответствующий налоговый орган, в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей по постановке на налоговый учет, принимать меры к учету такого налогоплательщика. При этом постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (ст. 116) или уклонение от постановки на налоговый учет (ст. 117).

Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ч. 1 ст. 15.3 КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 15.3 КоАП нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.

2. Пункт 2 ст. 116 Кодекса предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения. Квалифицирующим признаком является нарушение срока постановки на учет на срок более 90 дней.

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к статье 116 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность по пункту 1 статьи 116 НК РФ наступает, если в установленный срок организация не сообщила в налоговый орган об обособленном подразделении (не являющемся филиалом или представительством) и представила такое сообщение с нарушением данного срока. Если же организация вообще не сообщала в налоговый орган об обособленном подразделении (не являющемся филиалом или представительством) и факт его наличия без постановки на учет выявлен налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля, организация подлежит привлечению к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ.

НК РФ не выделяет в содержании налогового правонарушения такое основание, как непостановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, что позволяет применять норму пункта 2 статьи 116 НК РФ к любому из указанных в НК РФ оснований (постановки на учет).

В то же время положения пункта 2 статьи 116 НК РФ, как и ранее нормы статьи 117 НК РФ, не позволяют четко ответить на вопрос о наличии оснований для привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ организации, поставленной на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, в случае ведения деятельности через не поставленное на учет обособленное подразделение.

Поэтому к статье 116 НК РФ следует применять подходы, сформированные в судебной практике применительно к положениям статей 116 и 117 НК РФ (в ранее действовавшей редакции).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.04.2004 N А66-6713-03 отметил, что пунктом 2 статьи 117 НК РФ предусмотрена ответственность только за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, в связи с чем у налоговых органов отсутствует возможность получать информацию о налогоплательщике и проводить мероприятия налогового контроля, а не за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных положениями статьи 83 НК РФ.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.03.2004 N Ф09-603/04-АК квалифицировал действия налогоплательщика по пункту 2 статьи 117 НК РФ. Как установил суд, в период, когда организация не состояла на налоговом учете по месту нахождения обособленного подразделения, ею осуществлялась деятельность.

Основным обстоятельством, подлежащим доказыванию в соответствии с пунктом 2 статьи 116 НК РФ, является размер дохода, полученного организацией за ведение деятельности без постановки на учет за проверяемый период.

На это указывает последняя судебная практика (см. Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N А40-123199/11-20-500).

Дополнительно отметим, что создание стационарного рабочего места возможно лишь в случае наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещения, в котором рабочее место создается. Однако такое толкование не соответствует положениям статьи 11 НК РФ, в соответствии с которой рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ (в данном случае командировки), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 N А32-4519/2011.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 рассмотрена ситуация, когда организация, состоящая на учете по месту своего нахождения, осуществляет деятельность на территории другого муниципального образования через свое обособленное подразделение.

ФНС России разъяснила, что налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика.

Такая же позиция была отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 5), утратившем силу в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 57).

Однако отмена Постановления N 5 не была обусловлена неправильностью толкования норм НК РФ либо изменением позиции ВАС РФ, в том числе в части привлечения организаций к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ.

Принятие Постановления N 57, в котором не содержится разъяснений норм НК РФ в части применения статьи 116 НК РФ, было обусловлено отсутствием противоречий в судебной практике по указанному вопросу.

В Письме ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@, выпущенном в связи с включением в систему налогов и сборов торгового сбора, разъяснено, что при наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, получения доходов в указанный период плательщиком сбора, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ.

В частности, таким доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Консультации и комментарии юристов по ст 116 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 116 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.