Ст 29 КЗоТ РФ

Кодекс законов о труде СССР (РСФСР) — (КЗоТ СССР (РСФСР))

Страна: СССР.
Принятие: 10 декабря 1918 года.
Пересмотр: 09 ноября 1922 года, 09 декабря 1971 года.
Изменения: 19 ноября 1982 года.

Повествование:

Кодекс законов о труде СССР (РСФСР) — (КЗоТ СССР (РСФСР))

02 июня 1897 года рабочий день ограничивался 11,5 часами). При установлении факта таких работ с трудящегося удерживалось полученное им при этом вознаграждение. Также запрещалось получение дополнительного вознаграждения за труд кроме как за нормальное рабочее время и за сверхурочное время. Запрещалась оплата труда авансом.

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила строй эксплуатации и угнетения. Впервые после столетий подневольного труда на эксплуататоров трудящиеся получили возможность работать на себя, на свое общество.
С победой социализма в Советском Союзе полностью и навсегда ликвидирована эксплуатация человека человеком. Основу общественной организации труда в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, составляет социалистическая собственность, открывшая эпоху свободного труда во имя лучшей жизни трудящегося человека. Гарантированная социалистическим строем свобода труда от эксплуатации — основное условие подлинной свободы личности.
В социалистическом обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, осуществляется всеобщность труда для всех трудоспособных членов общества и всем гражданам обеспечивается возможность трудиться. В СССР действует принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду», труд является обязанностью и моральным долгом каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».
Социалистический общественный строй создает материальную и моральную заинтересованность людей в лучших результатах труда, в непрерывном развитии и совершенствовании общественного производства. Рост социалистического производства обеспечивает прочную базу для неуклонного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа. Советское государство совершенствует формы материального и морального стимулирования труда и всемерно содействует развитию массового социалистического соревнования, трудящихся и движения за коммунистическое отношение к труду.
Важнейшее условие построения коммунизма — достижение высшей производительности труда, повышение эффективности общественного производства. Решение этой задачи требует ускорения научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, неуклонного роста культурно-технической подготовки трудящихся, повышения уровня организованности и дисциплинированности их труда.
В СССР научно-технический прогресс сочетается с полной занятостью населения и используется для коренного облегчения труда, сокращения рабочей недели, ликвидации тяжелого физического и всякого неквалифицированного труда. С развитием научно-технического прогресса постепенно происходит процесс органического соединения умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Осуществляемое в широких масштабах бесплатное специальное и профессионально-техническое образование гарантирует свободный выбор рода работы и профессии с учетом интересов общества.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляют одну из главных забот Советского государства.
В советском обществе трудящиеся управляют предприятиями, составляющими государственную (общенародную) собственность, через Советы народных депутатов и создаваемые ими органы государственного управления. Огромную роль в деле привлечения рабочих и служащих к управлению производством играют профессиональные союзы.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР гражданам обеспечивается равноправие в области труда, независимо от национальности и расы. Женщине в СССР предоставлены равные с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых и социальное обеспечение.
Трудовые права граждан охраняются законом. Защита трудовых прав осуществляется государственными органами, а также профессиональными союзами и другими общественными организациями. (Докипедия: Кодекс законов о труде РСФСР)

Кодекс явным образом запрещал трудящимся работать во время ежегодного отпуска и в праздники, ограничивал длительность трудового дня 8-ю часами в дневное время и 7-ю часами — в ночное (впервые 8-часовой рабочий день был установлен декретом от 11 ноября 1917 года.

Первый кодекс законов о труде был принят большевиками в 1918 году. Основной задачей кодекса было регулирование взаимоотношений между трудящимся и работодателем.

Кодексом вводились следующие понятия:

-Трудящиеся — лица, работающие за вознаграждение;
-Вознаграждение за труд — предоставлялось в виде денег, услуг (например предоставление помещения для жилья) или продукции (в том числе продовольствие);
-Прожиточный минимум — установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;
-Предварительное испытание — определённый срок, предшествующий окончательному приёму на длительную работу;
-Нормальное рабочее время — время, установленное для производства данной работы тарифным положением;
-Посменная работа — непрерывная работа, для выполнения которой требуется несколько рабочих смен;
-Сверхурочная работа — работа сверх нормального рабочего времени, допускалась в исключительных случаях;
-Праздничные дни — установленные дни, в которые работа не производится;
-Норма выработки — установленный расценочной комиссией и утвержденный отделом труда объём работ, производимый в нормальных условиях в течение нормального рабочего времени;
-Инспекция труда — орган, осуществляющий охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых хозяйственной деятельностью;
-Отдел распределения рабочей силы — орган, занимающийся учётом безработных и предоставлением им рабочих мест.

В первом кодексе вводились следующие обязанности трудящихся:

-Трудовая повинность — обязанность каждого гражданина РСФСР;
-Персональная трудовая книжка — документ с отметками о произведенных работах, полученных вознаграждениях и пособиях;
возможность привлечения к сверхурочным работам взрослого мужского трудоспособного населения;
выполнение количества работ не менее установленных норм выработки;
соблюдение правил внутреннего распорядка;
сообщение отделу распределения силы и профсоюзу о факте замещения на рабочем месте трудящегося, самовольно оставившего рабочее место.

Декларировались следующие права трудящихся:

-Право на труд — право на применение труда по своей специальности и за установленное вознаграждение;
-Вознаграждение за труд не ниже установленного прожиточного минимума;
-Получение вознаграждения за труд не реже чем раз в две недели;
-Возможность увольнения по собственному желанию (фактически это право элиминировалось необходимостью обоснования причины увольнения, которое устроило бы орган рабочего самоуправления);
-Длительность нормального рабочего времени не более 8 дневных или 7 ночных часов в сутки.
-Сокращённое рабочее время для лиц моложе 18 лет;
-Сокращённое рабочее время на тяжких и вредных работах;
-Обеденный перерыв;
-Дополнительный перерыв для кормящих ребенка грудью;
-Еженедельный непрерывный отдых в течение не менее 42 часов;
-Сокращённый рабочий день перед днём отдыха;
-Ежегодный отпуск;
-Денежное пособие и бесплатная врачебная помощь по случаю болезни, беременности и родам;
-Пособие по безработице в размере положенного трудящемуся вознаграждения за труд согласно его тарифу, группе и категории;
-Пособие трудящимся, работающим не по специальности.

Вводились следующие фонды:

-Фонд страхования безработных;
-Местные больничные кассы.
-Через 4 года, 09 ноября 1922 года кодекс был пересмотрен.

Трудовой кодекс СССР, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

1922 года — Второй кодекс был принят постановлением ВЦИК за подписями М. Калинина, народного комиссара труда В. Шмидта, секретаря ВЦИКа Енукидзе в ноябре 1922 года. Новый кодекс из 192 статей отразил в себе принятый в 1921 году курс Новой Экономической Политики, а также аспекты трудовой деятельности граждан, многие из которых сохранились до настоящего времени.

По сравнению с предыдущим кодексом вводились новые понятия, такие как:

-Коллективный договор;
-Трудовой договор;
-Расчётная книжка;
-Артель;
-Выходное пособие;

Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов, ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет). Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей.

Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности.»

С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.

Кодекс Законов о труде 1971 года (КЗоТ):

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РСФСР

Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики постановляет:

Статья 1. Утвердить Кодекс законов о труде РСФСР и ввести его в действие с -01 апреля 1972 года.

Статья 2. Поручить Президиуму Верховного Совета РСФСР установить порядок введения в действие Кодекса законов о труде РСФСР и привести законодательство РСФСР в соответствие с Кодексом.

В 1971 году был принят новый кодекс, который устанавливал 41-часовую рабочую неделю, добавлял новые праздничные дни и новые льготы, в том числе устанавливал право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет с сохранением рабочего места. Новый кодекс был более мягким по сравнению с кодексом 1922 года.

Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми законами, связанными с трудовыми отношениями.

КЗоТ РСФСР содержит 256 статей, объединённых в 18 глав: Общие положения; Коллективный договор; Трудовой договор; Рабочее время; Время отдыха; Заработная плата; Нормы труда и сдельные расценки; Гарантии и компенсации; Трудовая дисциплина; Охрана труда; Труд женщин (см. Женский труд); Труд молодёжи (см. Несовершеннолетние, Детский труд); Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением; Трудовые споры; Профессиональные союзы; Участие рабочих и служащих в управлении производством; Государственное социальное страхование; Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде; Заключительные положения.
В КЗоТ отдельных союзных республик учитывается разнообразие условий труда в различных отраслях народного хозяйства, а также исторические и национальные особенности, присущие каждой республике. Соответственно и система КЗоТ союзных республик, совпадая в целом с системой Основ законодательства СССР и союзных республик о труде, имеет свои особенности.
Лит.: Горшенин К. П., Новое в законодательстве о труде, М., 1971; Александров Н. З., Зайкин А. Д., Лившиц Р. Г.. Основной закон о труде, М., 1972.
К. П. Горшенин

Работники имеют право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный

на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две

недели.

В случаях, когда заявление работника об увольнении по собственному желанию

обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в учебное заведение,

переход на пенсию и другие случаи), администрация расторгает трудовой договор

(контракт) в срок, о котором просит работник. (в ред. Закона Российской Федерации

от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

По истечении срока предупреждения об увольнении работник вправе прекратить

работу, а администрация предприятия, учреждения, организации обязана выдать

работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.

По договоренности между работником и администрацией трудовой договор

(контракт) может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. — Ведомости

Верховного Совета РСФСР, 1988, N 6 ст. 168); (в ред. Закона Российской Федерации

от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 31 КЗоТ РФ

§1. На работников, заключивших срочный договор, ст. 31 КЗоТ не распространяется,

поскольку они на срок договора наложили запрет себе увольняться по собственному

желанию. Но когда у них есть уважительные причины для увольнения, то применяется

ст. 32 КЗоТ (см. ст. 32 КЗоТ и комментарий к ней). Остальные работники в любое

время могут подать заявление об увольнении по собственному желанию.

Осужденные к исправительным работам без лишения свободы в течение срока

их отбывания не могут быть уволены по собственному желанию без разрешения

на это органов, ведающих исполнением этого вида наказания (см. ст. 94 ИТК

РФ).

§2. Только ясно выраженное желание работника, заключившего трудовой договор

на неопределенный срок, является основанием его увольнения по собственному

желанию. При этом ст. 31 КЗоТ предусматривает два срока предупреждения. Поданное

работником заявление может не содержать указания на конкретный срок и мотивы

увольнения. Тогда действует двухнедельный срок с момента подачи заявления.

Заявление работник может подать и во время отпуска, командировки.

Если же в заявлении работник указывает уважительные причины увольнения,

в силу которых он не может продолжить работу и представляет одновременно соответствующие

доказательства, то трудовой договор расторгается в тот срок, о котором просит

работник. Когда этот срок прошел, а администрация не оформила его увольнение

и он продолжает работать, то администрация не может его уволить по истечении

двух недель после подачи заявления, если работник не согласен на это. Постановление

Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 подчеркивает, что если

по истечении срока предупреждения трудовой договор (контракт) не был расторгнут

и работник не настаивает на увольнении, действие трудового договора считается

продолженным.

Если заявление подал подросток до 18 лет о его увольнении, то об этом

надо ставить в известность комиссию по делам несовершеннолетних.

§3. Поскольку согласно части 4 ст. 31 КЗоТ по договоренности между работником

и администрацией трудовой договор (контракт) может быть расторгнут и до истечения

срока предупреждения об увольнении, то увольнение работника по договоренности

может быть и немедленным.

§4. Работник, подавший заявление об увольнении, вправе до истечения срока

предупреждения отозвать свое заявление, и увольнение тогда не производится,

кроме одного случая, когда на его место уже приглашен с другого производства

работник, которому согласно ч. IV ст. 18 КЗоТ нельзя отказать в приеме на

работу.

§5. Если работник оставит работу до истечения срока предупреждения и

без приказа об увольнении его досрочно, то администрация может квалифицировать

это как прогул без уважительных причин и уволить его за прогул (см. п. 4 ст.

33 КЗоТ и комментарий к ней).

Администрация не имеет права без согласия работника уволить его по поданному

им заявлению до истечения срока предупреждения. Она не может его уволить по

ст. 31 КЗоТ, если нет письменного заявления работника об этом.

§6. По истечении срока предупреждения, если администрация его не увольняет

по какой-то причине (что часто встречается на практике), работник может оставить

работу, а администрация обязана выдать ему трудовую книжку и произвести с

ним расчет. Если же она это задерживает, то согласно ст. 99 КЗоТ работнику

выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, поскольку

он не может поступить без трудовой книжки на другую работу.

§7. В течение предупредительного срока администрация может уволить работника,

если он совершил проступок, который является основанием увольнения (появился

на работе в нетрезвом состоянии и т.д.).

§8. При увольнении по собственному желанию временного и сезонного работника

срок предупреждения — три дня.

Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются:
(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
1) соглашение сторон;
2) истечение срока (пункты 2 и 3 статьи 17), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) призыв или поступление работника на военную службу;
4) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника (статьи 31 и 32), по инициативе администрации (статья 33) либо по требованию профсоюзного органа (статья 37);
(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность;
6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;
7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.
Передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора (контракта). При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников.
(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 12.08.1980, 20.12.1983, 05.02.1988)
Комментарий к статье 29
1. Понятие «прекращение трудового договора (контракта)» является наиболее общим, включающим в себя все основания окончания действия трудового договора, предусмотренные КЗоТ. Под расторжением трудового договора понимается его прекращение по инициативе одной из его сторон — либо работника, либо работодателя. Термин «увольнение», употребляемый во многих статьях КЗоТ, связан с наличием или отсутствием волеизъявления сторон прекращаемого трудового договора. В зависимости от источника волеизъявления трудовой договор может быть прекращен:
а) по взаимному волеизъявлению его сторон (пп. 1 и 2 ст. 29);
б) по волеизъявлению одной из сторон — работника или работодателя (п. 4 ст. 29);
в) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пп. 3 и 7 ст. 29). Два специфических случая, предусмотренных пп. 5 и 6 ст. 29, также сводятся к различным вариантам волеизъявления работника, работодателя и органов, не являющихся сторонами трудового договора.
2. Любой трудовой договор может быть прекращен в любое время своего действия по соглашению его сторон (п. 1 ст. 29). При достижении договоренности между работником и работодателем о прекращении трудового договора (контракта) по п. 1 ст. 29 КЗоТ он прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при взаимном согласии работодателя и работника (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.).
Как правило, данное основание применяется при досрочном расторжении трудовых договоров, заключенных на определенный срок или на время выполнения определенной работы, когда без согласия работодателя работник не вправе оставить работу до истечения обусловленного в договоре срока. При прекращении же трудового договора, заключенного на неопределенный срок, прибегать к применению п. 1 ст. 29 обычно бывает излишне, поскольку для расторжения такого договора достаточно одностороннего волеизъявления каждой из сторон.
3. Истечение срока договора является юридическим фактом, при наступлении которого каждая из его сторон вправе прекратить трудовые отношения. Поэтому причины отказа от продолжения трудовых отношений юридического значения не имеют. Не имеют такого значения и дополнительные гарантии, установленные для отдельных категорий работников, например запрещение увольнения по инициативе работодателя беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, кроме случаев полной ликвидации организации (ст. 170 КЗоТ), запрещение увольнения членов соответствующего выборного профсоюзного органа организации без согласия вышестоящего профсоюзного органа (ст. 235 КЗоТ) и т.д. Вместе с тем при увольнении указанных женщин по окончании срочного трудового договора (контракта) обязательно их трудоустройство (ч. 2 ст. 170 КЗоТ). О последствиях фактического продолжения трудовых отношений после окончания срока договора см. ст. 30 КЗоТ и комментарий к ней.
4. Комментируя п. 3 ст. 29, отметим, что его действие распространяется на все случаи призыва работника на срочную военную службу, зачисление его в кадры Вооруженных Сил РФ, поступление в военные учебные заведения и др.
5. О расторжении трудового договора по инициативе работника и работодателя см. ст. 31, 33 КЗоТ и комментарий к ним.
6. При переводе работника с его согласия в другую организацию трудовой договор по прежнему месту работы прекращается по п. 5 ст. 29. В то же время при переводе работника на другую работу в той же организации трудовой договор не прекращается, происходит лишь изменение его содержания.
7. Самостоятельным основанием прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с организацией (п. 6 ст. 29). Если же организация в другую местность не переезжает, а работник отказывается от перевода на работу в эту местность, то такой отказ не может служить основанием для увольнения.
8. По п. 6 ст. 29 КЗоТ прекращается трудовой договор и в случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (см. ст. 25 КЗоТ и комментарий к ней).
9. К числу наказаний, исключающих возможность продолжения работы, в соответствии с новым Уголовным кодексом РФ, введенным в действие с 1 января 1997 г., относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), арест (ст. 54 УК РФ), лишение свободы (ст. 56, 57 УК РФ). Вступление в законную силу приговора суда, которым работник приговорен к перечисленным видам наказаний, обязывает работодателя расторгнуть с ним трудовой договор по п. 7 ст. 29.
10. Правовые последствия для работников, предусмотренные ч. 2 данной статьи, наступают в трех случаях: а) при передаче организации из подчинения одного органа в подчинение другого; б) при смене собственника организации; в) при ее реорганизации.
11. Передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого не влияет на трудовые правоотношения работников. Действие трудовых договоров (контрактов) в этом случае продолжается на прежних условиях.
12. В связи с процессом приватизации особую актуальность приобретает решение вопроса о возможности увольнения работников при смене собственника организации. Организационные и правовые основы преобразования отношений собственности регулируются в настоящее время Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3595), в соответствии с которым под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц (ст. 1).
Инициатива в проведении приватизации государственного и муниципального имущества может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц. При приватизации могут использоваться следующие способы:
преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
продажа государственного муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Решение о выборе способа приватизации принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующие органы по управлению имуществом.
Закон от 21 июля 1997 г. внес в порядок приватизации, касающийся трудовых отношений, ряд изменений по сравнению с ранее действующим законодательством. Так, при преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества в комиссию по приватизации, создаваемую соответствующим органом по управлению имуществом, работники предприятия вправе направлять своих представителей. Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проект плана приватизации, подготовленный представителями работников предприятия. В плане приватизации, наряду с другими параметрами, определены льготы, предоставляемые работникам приватизируемого предприятия. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации и направляет его общему собранию работников предприятия для согласования. В случае, если общее собрание работников предприятия не согласовало план приватизации, комиссия обязана предложить другой вариант плана. Если общее собрание работников повторно не согласилось с планом приватизации, решение о его утверждении принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. При наличии решения общего собрания работников государственного или муниципального унитарного предприятия приватизация его имущества осуществляется посредством аренды с правом его выкупа работниками предприятия по рыночной стоимости.
В течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о преобразовании государственного или муниципального предприятия в открытое акционерное общество и до момента государственной регистрации такого общества, не допускается увольнение более чем 10 процентов численности работников указанного предприятия (ст. 20 Закона от 21 июля 1997 г.).
Несколько изменен порядок предоставления социальных гарантий работникам открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий. По общему правилу, эти общества по обязательствам, определенных в коллективных договорах, действовавших до приватизации, без ограничения каким-либо периодом времени (а не в течение трех месяцев, как это было предусмотрено прежними правилами). Вместе с тем по истечении трех месяцев с момента государственной регистрации открытого акционерного общества его работники (представители работников) или исполнительный орган общества могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор (ст. 27 Закона от 21 июля 1997 г.).
Изменения внесены и в правовой режим продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе. Такой способ приватизации используется обычно в случаях, если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия. Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса (покупателю, предложившему наиболее высокую цену за соответствующий объект) после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий.
Социальные условия могут устанавливаться, если объектом приватизации является предприятие как имущественный комплекс или акции открытого акционерного общества, составляющие более чем 50 процентов его уставного капитала. Социальные условия могут предусматривать в отношении объекта приватизации:
сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;
переподготовку или повышение квалификации работников;
сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;
ограничения на изменение профиля деятельности объектов социально — культурного, коммунально — бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования;
реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.
Социальные условия должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем конкурса их выполнения. Такие условия подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с работниками открытого акционерного общества, акции которого являются объектом приватизации (п. 4 ст. 21 Закона от 21 июля 1997 г.).
Социальные условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных его победителем на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным с продавцом имущества договором. Законом от 21 июля 1997 г. установлены ощутимые санкции за невыполнение социальных условий. В случае их невыполнения или ненадлежащего выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков и объектов их выполнения, объект приватизации, приобретенный победителем коммерческого конкурса, подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную или муниципальную собственность. Предъявить иски о расторжении сделок приватизации в подобных случаях, возмещении убытков и применении иных последствий в соответствии с законодательством РФ и договорами купли — продажи государственного или муниципального имущества обязаны Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, органы прокуратуры РФ (п. 7 ст. 21 Закона от 21 июля 1997 г.).
После завершения приватизации, т.е. перехода права собственности на имущество организации другому юридическому или физическому лицу (лицам), вступает в силу правило ч. 2 ст. 29 КЗоТ, согласно которому действие трудовых договоров с работниками продолжается, т.е. новый собственник обязан принять весь персонал. В дальнейшем, однако, он может, исходя из своих правомочий собственника, принять решение о сокращении численности или штата работников, что также предусмотрено ч. 2 ст. 29 КЗоТ.
Работник, со своей стороны, может либо согласиться, либо не согласиться работать у нового собственника. В первом случае необходимо выразить согласие продолжить трудовые отношения. Обязательной формы выражения такого согласия не предусмотрено, и, следовательно, оно может быть выражено в любой форме, в том числе и в виде конклюдентных действий (например, в виде фактического продолжения работы на предприятии). В подобных случаях трудовые договоры и вытекаемые из них права и обязанности сторон автоматически продолжаются и не требуют дополнительного переоформления. В трудовой книжке делается запись (ставится штамп) с новым названием организации. Во втором случае он может в любое время реализовать свое право расторгнуть трудовой договор на основании ст. 31 КЗоТ.
Если в результате преобразования у работников изменяются существенные условия труда — размер заработной платы, режим, условия работы и т.п., — необходимо их письменное согласие на продолжение работы в новых условиях. В случае отказа от работы в новых условиях работник подлежит увольнению по п. 6 ст. 29 КЗоТ. Правила ч. 2 ст. 29 КЗоТ не распространяются на руководителей организаций, поскольку их назначение (избрание) является исключительным правом собственника этой организации (или уполномоченного им органа) (см. ст. 91, 103, 110, 113 ГК РФ). Прежний руководитель, не устраивающий нового собственника, может быть поэтому уволен применительно к п. 1 ст. 33 КЗоТ.
13. Смысл конкретных форм реорганизации раскрыт в ГК РФ. Согласно ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно — правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Эти правила распространяются и на права и обязанности реорганизуемых лиц в трудовых правоотношениях. Поэтому предусмотренные ч. 2 ст. 29 КЗоТ правовые последствия для работников при реорганизации юридических лиц — продолжение с их согласия трудовых отношений — должны наступать и в тех случаях реорганизации, которые в ней прямо не названы, например при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, а также при изменении его организационно — правовой формы.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Кодекс законов о труде Киргизской ССР

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.06.1996 г.)

Утратил силу в соответствии с Законом КР от 4 октября 1997 года № 71

Введен в действие с 1 ноября 1972 года Законом Киргизской ССР от 23 мая 1972 года № 519-VIII

В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом Киргизской ССР от 25.08.78 г.; Указами Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 12.01.81 г.; от 28.02.85 г. № 6896-X

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила строй эксплуатации и угнетения. Впервые после столетий подневольного труда на эксплуататоров трудящиеся получили возможность работать на себя, на свое общество.

С победой социализма в Советском Союзе полностью и навсегда ликвидирована эксплуатация человека человеком. Основу общественной организации труда в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Киргизская Советская Социалистическая Республика, составляет социалистическая собственность, открывшая эпоху свободного труда во имя лучшей жизни трудящегося человека. Гарантированная социалистическим строем свобода труда от эксплуатации — основное условие подлинной свободы личности.

В социалистическом обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, осуществляется всеобщность труда для всех трудоспособных членов общества и всем гражданам обеспечивается возможность трудиться. В СССР действует принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду», труд является обязанностью и моральным долгом каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».

В пункте 10 ст. 77 ТК РФ особо выделены основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень указанных оснований приведен в ст. 83 ТК РФ, где законодатель их систематизировал. Такая систематизация логична, поскольку перечисленные в указанной норме ТК РФ основания не зависят от волеизъявления сторон трудового договора.
ТК РФ (п. 4 ст. 83) воспроизвел в целом действовавшую в бывшем КЗоТе 1971 г. норму (п. 7 ст. 29).
Увольнение в связи с осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, сегодня, как и прежде, рассматривается самостоятельным основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора. ТК РФ (п. 4 ст. 83) внес некоторые изменения в формулировку указанного основания прекращения трудового договора, хотя суть ее осталась прежней.

Ранее, КЗоТ РФ, ст. 29
Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются: …
7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев уголовного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы…
Теперь, ТК РФ, ст. 83
Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: …
4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу…

Возможность прекращения трудового договора в связи с совершением уголовного преступления ставится в зависимость главным образом от меры уголовного наказания. Относя п. 4 ст. 83 ТК РФ к основаниям прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, законодатель обуславливает возможность его прекращения по этому основанию наличием непреодолимого препятствия для продолжения трудового правоотношения. Такое препятствие может возникнуть только при реализации назначенного судом наказания.

Меры наказания, служащие причиной увольнения работника по п. 4 ст. 83 ТК РФ

Арест – содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Часть 1 ст. 54 УК РФ

Причиной увольнения работника по п. 4 ст. 83 ТК РФ может служить применение к нему следующих мер наказания:

– арест (ст. 54 УК РФ). Превентивное задержание и заключение под стражу не может служить основанием для прекращения трудового договора, т. к. п. 4 ст. 83 ТК РФ предусматривает увольнение работника лишь вследствие осуждения к наказанию. В случае задержания и заключения под стражу подозреваемого ему в табеле учета рабочего времени проставляется неявка на работу, заработная плата не начисляется, но уволить его нельзя до вступления в законную силу приговора суда.

История вопроса

История развития трудового законодательства, касающегося затронутого вопроса, свидетельствует, что уже КЗоТ 1922 г. в п. «д” ст. 47 предусматривал право нанимателя расторгнуть трудовой договор «вследствие совершения нанявшимся уголовно-преследуемого деяния, непосредственно связанного с его работой и установленного вступившим в силу приговором суда, а также в случае пребывания нанявшегося под стражей более двух месяцев”.

Согласно п. 7 ст. 29 КЗоТа 1971 г. (с изм. и доп.) вступление в законную силу приговора суда являлось основанием прекращения трудового договора лишь в том случае, если работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы. К числу таких наказаний относились: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы не по месту работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, увольнение от должности.

Исключалась возможность продолжения данной работы и являлось основанием прекращения трудового договора по п. 7 ст. 29 КЗоТ также условное осуждение работника к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду не по месту основной работы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30.11.70.

В тех случаях, когда работник хотя и совершил преступление, но к нему было применено судом наказание, не исключающее возможность продолжения данной работы (например, исправительные работы по месту работы, штраф), прекращение трудового договора в порядке п. 7 ст. 29 КЗоТ не могло иметь место.

В то же время не исключалась возможность расторжения трудового договора по инициативе администрации предприятия (учреждения, организации) при наличии предусмотренных законодательством оснований увольнения (например, совершения по месту работы хищения (в т. ч. мелкого) государственного или общественного имущества; совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия давали основание для утраты доверия к нему со стороны администрации (п. 8 ст. 33, п. 2 ст. 254 КЗоТ).

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора в соответствии с п. 7 ст. 29 КЗоТ мог быть издан лишь после вступления приговора суда в законную силу. При этом если работник до вступления приговора суда в законную силу был заключен под стражу или в установленном порядке отстранен от работы, датой увольнения указывался последний рабочий день перед заключением под стражу или отстранением от работы.

Поскольку прекращение трудового договора по рассматриваемому основанию могло последовать только при наличии вступившего в законную силу приговора суда, трудовой договор с лицом, совершившим преступление, но признанным невменяемым и направленным на принудительное лечение, мог быть прекращен не по п. 7 ст. 29 КЗоТ, а по п. 5 ст. 33 КЗоТ, т. е. по истечении 4 месяцев со дня помещения на лечение.

В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими илифизическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности

Арест как вид уголовного наказания отличается от лишения свободы не только своей продолжительностью, но и условиями отбывания (он отбывается в строгой изоляции, т. е. в жестких условиях). Арест есть своего рода напоминание преступнику о том, что значит уголовное наказание, что за этим может последовать и длительное лишение свободы;

– лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ). Лишение свободы сопряжено с возложением на осужденного определенных и достаточно серьезных ограничений, существенно изменяющих правовой статус лица. Оно лишается права передвижения, ограничивается в распоряжении своим временем, в общении с близкими, друзьями и т. д. Правоограничение заключается также в ограничении возможности выбора вида трудовой деятельности, регламентации времени работы и отдыха. Это наказание предполагает и исправительно-трудовое воздействие на осужденного, осуществляемое посредством содержания его в условиях определенного режима, привлечения к труду, проведения с ним воспитательной работы;

– применение к работнику наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного наказания (ст. 47 УК РФ).

Лишение права занимать определенные должности состоит в прекращении вследствие обвинительного приговора и назначения указанного наказания работодателем (юридическим или физическим лицом) трудового договора с осужденным и внесении в его трудовую книжку записи о том, на каком основании, на какой срок он лишается определенной должности. Суд в приговоре должен конкретно указать, какие должности работник лишается права занимать (например, руководящие должности,

Лишение права заниматься определенной деятельностью – это запрещение по приговору суда осужденному работать в какой-либо сфере по определенной специальности (например, заниматься воспитательной или преподавательской деятельностью, осуществлять контроль в сфере охраны труда, окружающей среды и т. д.)

Лишение и того, и другого права применяется в тех случаях, когда по характеру совершенного виновным преступления суд считает невозможным для осужденного занимать определенную должность или заниматься той или иной деятельностью.

Карательное свойство этого вида наказания заключается в том, что оно лишает осужденного его субъективного права на свободный выбор должности, определенных занятий в течение времени, указанного в приговоре. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для работодателя, с которым осужденный состоит в трудовых отношениях (ст. 34 УИК РФ).

Перечисленные меры наказания преследуют цель предупредить дальнейшее совершение аналогичных преступлений и назначаются в случаях, когда суд признает невозможным сохранить за работником право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Условия прекращения трудового договора при осуждении работника

Прекращение трудового договора по п. 4 ст. 83 ТК РФ может быть произведено не ранее вступления приговора суда в законную силу, поскольку до этого приговор может быть отменен в кассационном порядке. Порядок вступления приговора суда в законную силу определяется уголовным процессуальным законодательством. Поскольку работодатель не может решить вопрос об увольнении работника до вступления в законную силу приговора суда, это говорит об отсутствии у него инициативы. И совершенно справедливо, что законодатель вынес данное основание прекращения трудового договора за рамки общих оснований прекращения трудового договора (ст. 77 ТК РФ).

Увольнение в связи с осуждением работника представляет собой специфический случай прекращения трудового договора.

Во-первых, само основание увольнения вызвано исключительными обстоятельствами (осуждение работника за совершенное преступление).

Во-вторых, суд, вынося приговор, предусматривающий наказание в виде лишения свободы, отстранения от должности или другое наказание, исключающее возможность продолжения прежней работы, по существу предопределяет вопрос прекращения трудового договора, т. к. вступление этого приговора в законную силу обязывает работодателя оформить прекращение трудового договора с осужденным работником. В данном случае работодатель лишь издает приказ (распоряжение) об увольнении работника, вопрос о прекращении трудового договора с которым фактически решен.

Увольнение по п. 4 ст. 83 ТК РФ не следует смешивать с увольнением в связи с совершением работником по месту работы хищения (в т. ч. мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подп. «г” п. 6 ст. 81 ТК РФ). Не могут служить основанием для применения подп. «г” п. 6 ст. 81 ТК РФ, например, акты органов вневедомственной охраны, зафиксировавшие хищение имущества, поскольку эти органы не вправе применять меры административного взыскания.

Вступивший в законную силу приговор суда в отношении работника, совершившего хищение чужого имущества, является основанием для его увольнения по подп. «г” п. 6 ст. 81 ТК РФ только в том случае, когда работник осужден к наказанию, не исключающему возможность продолжения данной работы.

Если работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы, то трудовой договор прекращается на основании п. 4 ст. 83 ТК РФ.

На практике непросто провести четкую грань между этими основаниями увольнения. В результате могут иметь место неправильные выводы при применении закона. Поэтому следует четко представлять, что осуждение работника является основанием для прекращения с ним трудового договора только при наличии следующих условий:

– работник осужден к наказанию, исключающему продолжение прежней работы (например, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности);

– приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в силу.

Следовательно, чтобы правильно определить соотношение между прекращением трудового договора по подп. «г” п. 6 ст. 81 ТК РФ и увольнением по п. 4 ст. 83 ТК РФ, необходимо прежде всего установить, применение каких мер уголовного наказания препятствует возможности оставления работника на прежней работе и обязывает работодателя уволить его.

Отстранение от работы. Возможность перевода на другую работу

Работники, обвиняемые в совершении преступления, как связанного, так и не связанного с работой, могут быть временно отстранены от работы до решения вопроса об их виновности соответствующими органами.

Чем отстранение от работы отличается от прекращения трудового договора? Отстранение от работы – это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей по основаниям, перечисленным в ст. 76 ТК РФ, других законах и иных нормативных правовых актах. В соответствии с ч. 1 ст. 76 ТК РФ отстранение от работы производится либо по инициативе работодателя, либо по инициативе (по требованию) органов и должностных лиц, специально уполномоченных на это федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Главными отличительными признаками, характеризующими отстранение от работы, признаются следующие:

1) отстранение от работы лишь приостанавливает действие трудового договора на определенный период выполнения работником его трудовой функции, что не прекращает действия трудового договора;

2) в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Временное отстранение обвиняемого от должности (выполняемой работы) отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость. Как показывает практика, прекращение трудового договора по п. 4 ст. 83 ТК РФ иногда не согласуется с интересами организации. Особенно это проявляется тогда, когда работник имеет высокую квалификацию и занимает соответствующую высокую должность. Это касается прежде всего руководителя организации, его заместителей, руководителей структурных подразделений, главных, ведущих, старших специалистов и др.

В приговоре суда в качестве основного или дополнительного наказания иногда указывается, что руководитель не может занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение точно указанного в приговоре срока. Вступление в законную силу такого приговора суда, с одной стороны, обязывает работодателя (собственника имущества) расторгнуть с руководителем трудовой договор. С другой стороны, приговор не лишает работодателя права трудоустроить этого работника, если он не находится под стражей, на работу, которая ему не запрещена приговором суда.

Увольнение по обстоятельствам, с которыми закон не связывает возможность прекращения трудовых отношений, недопустимо.

Как быть с теми обстоятельствами, которые установлены в нормативных правовых актах других отраслей права, но отсутствуют в ТК РФ в качестве оснований для прекращения трудового договора? ?

В таких ситуациях, как представляется, работодатель может предложить работнику другую работу, т. е. перевести работника с его согласия на другую работу на весь срок лишения его права управлять транспортным средством, в соответствии со ст. 72 ТК РФ. В случае отсутствия другой работы или несогласия работника на перевод работодатель вынужден его уволить, поскольку использовать такого работника в качестве водителя не допускает закон. Трудовой договор в этом случае может быть расторгнут по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ) либо по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ), либо в связи с переводом работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю (п. 5 ст. 77 ТК РФ). Во всех случаях увольнения работник не может в течение определенного срока по новому месту выполнять те работы или занимать соответствующие должности, которые указаны в приговоре суда.

Если лишение права управления транспортным средством вызвано нетрезвым состоянием работника в рабочее время, трудовой договор с ним расторгается по подп. «б” п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Дисквалификация руководителя организации

Одной из мер административного наказания, которому может быть подвергнут работник, является дисквалификация, которая также предопределяет необходимость прекращения трудового договора, хотя и не лишает работодателя права перевести работника с его согласия на другую работу.

Дисквалификация – новый вид административного наказания, установленный КоАП РФ. Это своеобразный аналог лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применяемый к субъектам, обладающим специальным правовым статусом

Дисквалификация заключается в лишении физического лица занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП РФ).

Как видим, дисквалификация складывается из двух элементов:

1) лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, сущность которого заключается в признании и объявлении лица недостойным и неспособным занимать руководящую должность в исполнительном органе управления юридического лица и в прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом;
2) лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), что означает по существу прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Оба вида запрета тесно связаны между собой. Это обусловлено тем, что запрещение занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности.

Дисквалификация может быть применена за нарушение административно- правовых запретов к определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом. К ним КоАП РФ относит лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, членов совета директоров, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в т. ч. арбитражных управляющих. В зависимости от правового статуса названных лиц КоАП РФ определяет и формы дисквалификации – лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Дисквалификация как административное наказание назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет только в качестве основного наказания в случаях, прямо предусмотренных соответствующими нормами КоАП РФ.

Постановление судьи о назначении дисквалификации является основанием для немедленного прекращения нарушителем управления юридическим лицом, прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Кодекс предусматривает дисквалификацию альтернативно с административным штрафом за совершение следующих правонарушений:

– нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);
– преднамеренное банкротство (ч. 2 ст. 14.12); ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);
– совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);
– предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).

Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, должен руководствоваться общими принципами ответственности по нормам российского права. При этом учитываются: характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие такую ответственность.

Необходимо обратить внимание, что перечисленные в КоАП РФ виды административных наказаний служат основанием для изменения или прекращения трудовых отношений не всегда, а только когда субъект административного правонарушения выступает одновременно субъектом трудовых отношений

ТК РФ не содержит ответа на вопрос о правовых последствиях для работника в связи с его дисквалификацией. Представляется, что работник на время дисквалификации может быть переведен с его согласия на другую работу, не связанную с прежними должностными обязанностями и полномочиями. В случае отсутствия в организации такой работы (должности) трудовой договор может быть расторгнут по ст. 78 ТК РФ (по соглашению сторон) или ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию).

Не исключается также расторжение трудового договора в связи с переводом работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) в соответствии с п. 5 ст. 77 ТК РФ.

Итак, для наступления правовых последствий, связанных с прекращением трудового договора, в ряде случаев следует учитывать наличие в административном праве некоторых видов ответственности, применение которых связано с возможностью продолжения трудовых отношений.

В ТК РФ практически невозможно предусмотреть все административные проступки, связанные с невозможностью продолжения трудовых отношений. Поэтому сегодня крайне необходимо принятие разъяснения Верховного Суда РФ, содержащего примерный перечень административных проступков, которые могут повлечь за собой прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Нормативная база

Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 72, 76, 77, 78, 80, 81, 83

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,