Ст 265 бк РФ

СТ 162 БК РФ

1. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

2. Получатель бюджетных средств передает другому получателю бюджетных средств бюджетные полномочия в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств, указанным в пункте 3.1 статьи 158 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 162 Бюджетного кодекса РФ

Данная статья Бюджетного кодекса РФ практически не нуждается в комментарии, поскольку содержит предельно четкое определение получателя бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является организация, имеющая право на получение таких средств согласно бюджетной росписи на соответствующий год. В бюджетной росписи, помимо поквартального распределения доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливается распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является, как правило, бюджетное учреждение, т.е. организация, созданная органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально — культурных, научно — технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

В бюджетной росписи в качестве получателя бюджетных средств могут фигурировать также и организации, не являющиеся бюджетными учреждениями.

Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.
Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации.

Согласно комментируемой статье БК РФ, помимо государственного долга РФ, существуют также государственные кредиты РФ, которые, в свою очередь, являются долгом иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц, международных организаций, иных субъектов международного права перед РФ. Указанные группы отношений в своей совокупности составляют кредитные отношения, непосредственным участником которых являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице уполномоченных органов либо бюджетные организации.
Но между этими группами кредитных отношений существуют значительные различия. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации являются составной частью пассива Российской Федерации, т.е. долговыми обязательствами. Государственные кредиты Российской Федерации, предоставляемые иностранным государствам и иным субъектам международного права, являются составной частью актива Российской Федерации, а именно внешними активами. Таким образом, в первой группе кредитных отношений Российской Федерации является заемщиком или гарантом, а во второй — кредитором.
Итак, кредитные отношения Российской Федерации — это совокупность экономических отношений между Российской Федерацией, с одной стороны, и иными субъектами внутригосударственного и международного права, с другой стороны, в которых Российская Федерация (субъекты РФ, муниципальные образования) выступает в роли заемщика, гаранта или кредитора. Как звено бюджетной системы Российской Федерации, государственный кредит направлен на обслуживание, формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Как финансовая категория государственный кредит выполняет следующие функции:
1) распределительная функция, путем реализации которой осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства за счет возврата заемщиками предоставленных Российской Федерацией кредитных сумм;
2) регулирующая функция, благодаря которой государственный кредит выступает в качестве инструмента регулирования экономического развития страны. Путем предоставления государственного кредита Российской Федерации способна воздействовать на состояние денежного обращения в стране, на уровень процентных ставок на рынке ценных бумаг и капиталов и т.д.;
3) контрольная функция, осуществляемая в рамках контрольной функции финансов.
Характерными особенностями государственных кредитных отношений, складывающихся на международном уровне, в том числе на уровне Содружества Независимых Государств, являются:
— добровольный характер государственного кредита; иными словами РФ не может принудить кого-либо взять в кредит денежные средства на каких-либо условиях;
— принцип возвратности, согласно которому принятые иностранными государствами, иностранными юридическими и физическими лицами, международными организациями и т.д. долговые обязательства должны быть погашены;
— принцип платности, согласно которому предоставление РФ денежных средств иностранным заемщикам осуществляется на основе возмездности. Возмездность может выражаться в уплате процентов, предоставлении имущества либо иных материальных благ;
— принцип срочности, согласно которому государственный кредит предоставляется иностранным заемщикам на определенный срок, по истечении которого долговые обязательства должны быть исполнены, если условиями договора не предусмотрено иное;
— отсутствие обеспеченности в прямом смысле этого слова; иными словами, государственный кредит РФ не сопровождается со стороны иностранных заемщиков предоставлением какого-либо обеспечения исполнения долгового обязательства (например, залога. Хотя в случае предоставления государственного кредита иностранным физическим и юридическим лицам со стороны иностранных государств могут потребоваться гарантии, поручительства и т.п.). В качестве обеспечения возвращения государственного кредита служат международные обязательства иностранных государств, а также имущество иностранных государств, международных организаций, иностранных физических и юридических лиц.

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Комментарий к статье 265 БК РФ

Комментируемая статья устанавливает подвиды государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

В Российской Федерации действует система государственного и муниципального финансового контроля, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с разделом IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» БК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется как законодательными (представительными) органами, так и органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований (органами внутреннего контроля). В целом вышеназванная система ориентирована на проведение всех форм государственного (муниципального) финансового контроля. Главным результатом контрольных мероприятий является снижение общего объема нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.

Согласно пункту 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

«Официальная позиция»
В Письме Минфина России от 30.10.2013 N 02-11-005/46166 указано, что, основываясь на статье 265 БК РФ, не представляется возможным сделать вывод об обязательности образования отдельного органа, осуществляющего внутренний муниципальный финансовый контроль, независимого от финансового органа.

В Письме от 25.11.2013 N 02-11-010/50647 Минфин России заключил, что финансовые органы муниципальных образований могут быть наделены полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, предусмотренными статьей 269.2 БК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 265 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 265 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.
2. В случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично (не в полной мере), применяется закон о бюджете в порядке, определенном статьей 83 настоящего Кодекса.

1. Комментируемая статья раскрывает то, как соотносится закон о бюджете и другие законы. Нормативно-правовой основой составления проекта доходной части бюджета является налоговое законодательство. За несколько последних лет оно показало себя как быстро и стремительно развивающаяся, динамичная отрасль российского законодательства. В период одного финансового года законодатель многократно вносит в него достаточно многочисленные и существенные изменения, это нужно учитывать при составлении проекта бюджета.
В п. 1 комментируемой статьи закреплена одна из очень важных норм, исходя из которой составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта.
2. Пункт 2 комментируемой статьи гласит, что в случае невключения отдельных видов пенсий и пособий населению в проект бюджета либо включения их в неполном объеме или не для всех категорий граждан, орган, составляющий проект данного бюджета, обязан одновременно предоставить проекты изменений и дополнений правовых актов (введение моратория), являющихся основанием для получения соответствующих трансфертов населением. Но данное положение не соблюдается, так, в п. 2 ст. 18 Закона об образовании установлено, что государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей дошкольного возраста. Для реализации этих положений Закона требуется разработать и утвердить перечень бесплатных и общедоступных образовательных услуг. На их основе должны быть разработаны стандарты, существовать возможность определения объема финансирования, должны быть известны нормативы финансирования затрат на одну услугу. На данный момент нет ни перечня, ни нормативов, поэтому при формировании бюджетов определение объема расходов часто имеет субъективный характер.
Если принимается ФЗ либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, такой правовой акт обязательно должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. При этом при определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов.
В законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год в виде приложения должен указываться перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.