Ст 256 ч 3

Отпуск по уходу за ребенком положен каждому родителю, имеющему официальное трудоустройство. Однако данный отпуск предполагает свои пределы. При намерении взять отпуск по уходу за ребенком до 14 лет, надо учитывать определенные правила и запреты, о которых важно знать каждому родителю.

Можно ли взять отпуск по уходу за ребенком до 14 лет

Трудовым Кодексом предусматриваются разные возрастные ограничения относительно права родителей на отпуск по уходу за ребенком. К примеру, всем родителям положен оплачиваемый отпуск с момента рождения ребенка до достижения им трехлетнего возраста. После этого рубежа родители могут претендовать только на неоплачиваемый отпуск, который дается лишь некоторым категориям работников.

Наиболее полно вопрос о том, что из себя представляет отпуск по уходу за ребенком раскрывается в 256 статье Трудового Кодекса – если ребенок является родным, и в 257 статье – если он был усыновлен. В общей сложности существуют два варианта отпусков, связанных с детьми – оплачиваемые и неоплачиваемые – о них мы и поговорим далее.

Отпуск по уходу за ребенком полагается как биологическим родителям, так и приемным – если имело место усыновление.

Неоплачиваемый отпуск

Ответить на вопрос о том можно ли уйти в отпуск без содержания по уходу за ребенком до 14 лет по ТК РФ, поможет статья 263 Трудового кодекса.

Так, дополнительные отпуска по уходу за ребенком, не предполагающие сохранения заработной платы, предназначены для определенного круга работников, к числу которых относятся:

  • сотрудники, воспитывающие двух и более детей младше четырнадцати лет;
  • сотрудники, воспитывающие ребенка (или детей) с инвалидностью, не достигшего совершеннолетия;
  • матери-одиночки, чьим детям (или ребенку) еще не исполнилось четырнадцати лет;
  • отцы-одиночки, занимающиеся воспитанием ребенка, не достигшего четырнадцати лет.

В отличии от оплачиваемого отпуска, период без содержания регулируется таким важным документом, как коллективный договор. И если в конкретной организации данный договор не предусматривает наличия таких отпусков для любой категории работников (в силу особенностей своей специализации и т.д.), то его получение будет невозможно. Также, коллективный договор содержит информацию о том, может ли сотрудник воспользоваться данным отпуском по частям или только единовременно.

При желании воспользоваться неоплачиваемым отпуском, важно учитывать, что он не переносится на последующий год. Такой период за свой счет либо присоединяют к регулярному оплачиваемому, либо используют отдельно.

Оплачиваемый отпуск

Родители имеют право воспользоваться оплачиваемым отпуском до того момента, когда их ребенок достигнет полутора лет. Более того, отпуск доступен не только для отца или матери ребенка, но и для прочих родственников, занимающихся воспитанием малыша – бабушек, дедушек и так далее.

Данный вариант отпуска предполагает предоставление матери ребенка (или иному родственнику) нескольких обязательных гарантий:

  • выплата пособия (распространяется на детей до полутора лет);
  • сохранение рабочего места (человека, ушедшего в отпуск по уходу за малышом, нельзя сократить или уволить);
  • весь период отпуска включается в страховой стаж.

Для того чтобы продлить время, которое отводится женщине по уходу за ребенком, она также может воспользоваться стандартным оплачиваемым отпуском, который можно оформить до больничного по БиР или же сразу по его завершении.

Если родитель чувствует в себе силы на совмещение трудовой деятельности и воспитание ребенка, он может воспользоваться неполным рабочим днем. Такая частичная занятость позволит получать зарплату, а также сохранит все прежние пособия на малыша.

Если женщина воспитывает ребенка одна

Мать воспитывающая ребенка в одиночку, может пользоваться неоплачиваемыми отпусками для того, чтобы ухаживать за ребенком вплоть до достижения им 14 лет. То же правило распространяется и на отцов-одиночек. Единственным возможным препятствием может стать коллективный договор.

Помимо неоплачиваемого отпуска, матерям-одиночкам предоставляется ряд льгот, который в обязательном порядке должен быть обеспечен работодателями. Одной из основных льгот является гарантированное сохранение рабочего места за матерью до того момента, как ее ребенку исполнится четырнадцать лет. Это означает, что на протяжении указанного времени организация не может уволить сотрудницу за исключением ряда уважительных причин, таких как:

  • нарушение трудовых обязательств (при уже имеющемся дисциплинарном выговоре);
  • невыполнение пунктов трудового договора;
  • денежный ущерб, наносимый организации (в том случае, если работница является материально ответственной);
  • совершение действий насильственного характера и других аморальных проступков (в том случае, если сотрудница работает в образовательном учреждении);
  • предоставление поддельных документов при заключении договора с работодателем.

Все указанные выше основания становятся не только уважительной причиной для увольнения сотрудницы, но также влекут за собой ответственность уголовного или административного характера.

Для того чтобы женщина была признана матерью-одиночкой, должны быть соблюдены основные требования – отсутствие факта установления отцовства (от мужчины нет заявления в ЗАГС, решение суда).

Как оформить

Получить отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 14 лет, если он согласован, можно в стандартном порядке. Все, что потребуется от родителя (или опекуна) – это оформление соответствующего заявления. Оно может быть направлено как самой матерью, так и прочими родственниками (или усыновителями) ребенка.

Перечня унифицированных требований к оформлению заявления не существует, а потому в каждом предприятии оно составляется индивидуально. Однако несмотря на известную свободу в написании, данный документ должен включать в себя несколько обязательных пунктов:

  • название предприятия и Ф.И.О. руководителя;
  • информация о заявителе (Ф.И.О., занимаемая должность);
  • наименование документа;
  • краткое изложение просьбы («Прошу предоставить мне с 5 марта по 20 марта 2019 года дополнительный отпуск без содержания по уходу за моим ребенком до 14 лет»);
  • упоминание прочих обстоятельств, влияющих на характер заявления;
  • дата составления заявления;
  • подпись заявителя.

Для того чтобы получить возможность досрочного выхода на работу, сотрудница должна направить соответствующее заявление руководителю предприятия.

По окончании отпуска сотрудница может принять решение уволиться по собственному желанию – для этого ей потребуется написать соответствующее заявление. Однако при увольнении родителю не будут полагаться какие-то либо надбавки или привилегии, поскольку законом они не предусмотрены.

Таким образом, для получения дополнительного отпуска, который требуется для воспитания детей возрастом от трех до четырнадцати лет, надо иметь основания. Даже не смотря на то, что в такие периоды родители теряют возможность получения заработной платы.

Дело №

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ

судья Советского районного суда г. Краснодара Кантимир И.Н.

при секретаре Черкашиной И.В.

с участием:

государственного обвинителя прокуратуры Карасунского округа города Краснодара Криушиной Л.В.,

представителя потерпевшего Азово – Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству – П.,

подсудимого Выливок С. С.ча и его защитника Холопика С.А., представившего ордер № 751391 и удостоверение № 4299,

подсудимого Козюта Е. Ю. его защитника Холопика С.А., представившего ордер № 751390 и удостоверение № 4299,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

— Выливок С. С.ча, , в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ,

— Козюта Е. Ю., 6 в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ

УСТАНОВИЛ:

28 апреля 2017 года около 12 часов 50 минут Козюта Е.Ю. совместно с Выливок С.С., действуя по предварительному сговору, имея умысел, направленный на незаконную добычу рыбы, вышли на самоходном плавающем транспортном средстве – пластиковой лодке «Касатка», регистрационный знак №, на воду Краснодарского водохранилища напротив участка № 3 ФГУ «Краснодарское водохранилище» х. Ленина г. Краснодара. Козюта Е.Ю. и Выливок С.С., действуя умышленно, незаконно, с использованием запрещенного «Правилами рыболовства для Азово – Черноморского рыбохозяйственного бассейна» орудия лова – ставными сетями, в количестве двух штук с ячейками 40/40мм, высотой 3 метра, длиной 70 метров и 80 метров соответственно, стали производить незаконный лов рыбы, находящейся в природе в естественном состоянии, на ее миграционных путях к местам нереста. Указанным способом Козюта Е.Ю. и Выливок С.С. незаконно добыли рыбу следующих видов: жерех – 2 штуки; сом – 1 штука; судак – 1 штука; чехонь – 1025 штук.

28 апреля 2017 года около 19 часов 40 минут незаконные действия Козюта Е.Ю. и Выливок С.С. были пресечены сотрудником УФСБ РФ по Краснодарскому краю, путем их задержания на берегу с незаконно добытой рыбой. Таким образом, незаконными действиями Козюта Е.Ю. и Выливок С.С. был причинен ущерб водным биологическим ресурсам Российской Федерации на сумму 1 000 рублей.

В ходе ознакомления с материалами уголовного дела Козюта Е.Ю. и Выливок С.С. заявили ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства Козюта Е.Ю. и Выливок С.С., после изложения государственным обвинителем предъявленного им обвинения, после консультации с защитником, свои ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, поддержали, пояснив, что вину свою в содеянном признают полностью, подтверждают обстоятельства незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства на миграционных путях к местам нереста группой лиц по предварительному сговору, указанные в обвинении, осознают юридические последствия и раскаиваются в совершенном.

Государственный обвинитель, участвующий в процессе, с ходатайством подсудимых согласился.

Представитель потерпевшего – П., в судебном заседании не возражал против рассмотрения дела в порядке особого производства, пояснив, что ущерб подсудимыми возмещен в полном объеме, при назначении наказания полагался на усмотрение суда.

Обвинение, предъявленное Козюта Е.Ю. и Выливок С.С., обосновано доказательствами, совокупность которых достаточна для постановления обвинительного приговора, а действия их правильно квалифицированны по ч. 3 ст. 256 УК РФ по признакам: незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства на миграционных путях к местам нереста группой лиц по предварительному сговору.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, относящегося к категории преступлений средней тяжести, а также личности подсудимых Козюта Е.Ю. и Выливок С.С., положительно характеризующихся по месту жительства.

Обстоятельств отягчающих наказание, суд не усматривает, а смягчающими считает необходимым признать чистосердечное раскаяние подсудимых в содеянном и наличие на их иждивении несовершеннолетних детей.

Учитывая изложенные обстоятельства, личности подсудимых Козюта Е.Ю. и Выливок С.С., впервые привлекаемых к уголовной ответственности, возместивших ущерб потерпевшему в полном объеме в добровольном порядке, совокупность смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих, суд считает, что исправление подсудимых может быть достигнуто и без изоляции их от общества, в связи с чем считает возможным назначить наказание с применением ст. 73 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 302, 304, 307-310, 316, 317 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ

Признать Выливок С. С.ча виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на два года без дополнительного наказания.

На основании ст. 73 УК РФ считать назначенное наказание условным с испытательным сроком два года.

Обязать Выливок С. С.ча один раз в месяц являться на регистрацию в филиал Карасунского внутригородского административного округа г. Краснодара ФКУ УИИ УФСИН России по Краснодарскому краю, не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции.

Меру пресечения Выливок С.С., до вступления приговора в законную силу, оставить прежней – подписка о невыезде.

Признать Козюта Е. Ю. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на два года без дополнительного наказания.

На основании ст. 73 УК РФ считать назначенное наказание условным с испытательным сроком два года.

Обязать Козюта Е. Ю. один раз в месяц являться на регистрацию в филиал Прикубанского внутригородского административного округа г. Краснодара ФКУ УИИ УФСИН России по Краснодарскому краю, не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции.

Меру пресечения Козюта Е.Ю., до вступления приговора в законную силу, оставить прежней – подписка о невыезде.

Вещественные доказательства по делу: две лесковые становые сети, с размерами ячеек 40*40 мм, высотой 3м, длиной 70м и 80м соответственно каждая, хранящиеся в камере хранения ОП (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня провозглашения.

Судья

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»

к лицам с семейными обязанностями может быть отнесен работник, имеющий обязанности по воспитанию и развитию ребенка в соответствии с семейным и иным законодательством (родитель, усыновитель, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна или попечителя); другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случаях, прямо предусмотренных законом (часть вторая статьи 256 ТК РФ); работник, имеющий обязанности в отношении других членов своей семьи, нуждающихся в установленных случаях в уходе или помощи;

Определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 742-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайлова Александра Григорьевича на нарушение его конституционных прав статьей 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Отпуск по беременности и родам в силу естественных причин предоставляется только женщинам в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка (часть первая статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации). Отпуск же по уходу за ребенком, предоставляемый до достижения им возраста трех лет, может быть использован полностью или по частям как матерью ребенка, так и его отцом, а равно бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (части первая и вторая статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2009 N 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области»

Порядок предоставления этих пособий урегулирован Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющим в статьях 13 и 14 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет как матерью ребенка, так и его отцом либо другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, на который эти лица имеют право в силу статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 N 983-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шаймардановой Алсу Надировны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и пунктом 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»

Если установление пособия по беременности и родам имеет своей целью, наряду с компенсацией (минимизацией) последствий изменения материального положения работающей женщины вследствие рождения ребенка (часть третья статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»), обеспечение охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П), то ежемесячное пособие по уходу за ребенком направлено исключительно на оказание поддержки семье, воспитывающей малолетнего ребенка. Это подтверждается, в частности, тем, что в силу части третьей статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщина или иное лицо, осуществляющее уход за ребенком, может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в полном объеме. Соответственно, лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком и получающее ежемесячное пособие по уходу за ребенком, имеет более широкие возможности для поддержания своего материального благосостояния.

13. В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

Просим указанное письмо использовать в практической работе.

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 256 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых являются охрана, рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) , Закон о животном мире, Закон об охране окружающей среды. Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать законодательство РФ и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.

2. Предмет преступления — водные биологические ресурсы, т.е. рыба, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, киты и др.), иные водные животные, а также морские промысловые растения, находящиеся в состоянии естественной свободы и не извлеченные (иным образом не обособленные) трудом человека от естественной природной среды. Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по комментируемой статье. К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи — котики, морские бобры (иное название — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.

Не относятся к водным животным водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатра, выдра, речной бобр, нутрия и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК.

К промысловым морским растениям относится, например, ламинария (морская капуста), которая используется для питания, выработки удобрений, изготовления медицинских и косметических препаратов.

3. Объективную сторону преступления образует незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, т.е. изъятие их из среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») при наличии хотя бы одного из признаков состава, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Содержание этих признаков в законе не раскрыто, поскольку диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер. Для установления признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи (вылова) водных биоресурсов.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). Таким образом, добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет незаконной, если она производится без разрешения (лицензии, договора); в том числе и с просроченным разрешением; недозволенными орудиями, приемами и способами, в запрещенное время, в запрещенном месте; в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, или с нарушением иных условий, обозначенных в разрешении.

При решении вопроса о наличии крупного ущерба (п. «а» ч. 1 комментируемой статьи) в результате незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов следует учитывать: количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость по специальным таксам, распространенность животных; их отнесение к редким и исчезающим видам; экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания, размер вреда, нанесенного животному или растительному миру (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). К добыче (вылову) с причинением такого вреда относятся, например, добыча, сопряженная с уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков, отловом или уничтожением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от возраста и веса водных обитателей. Действующие таксы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (в ред. от 10.03.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 40. Ст. 3972; 2009. N 12. Ст. 1429.

Правительство РФ приняло Постановление от 18.08.2008 N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным» . Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие.

В литературе высказано предложение о необходимости законодательного установления конкретных пределов крупного ущерба в стоимостном исчислении, которое необходимо ввиду отсутствия четких критериев его определения и периодического пересмотра такс для исчисления размера взыскания за ущерб , которое следует поддержать с оговоркой, что таксы будут учитывать экологическую составляющую вреда.
———————————
Российская юстиция. 2003. N 12. С. 46. Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: Материалы IV Международной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005. С. 348, 422, 511 (авторы — Ю.А. Ляшева, Ю.В. Надточий, Н.Л. Романова).

Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей, в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.

Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и др. исключительно для лова рыбы и добычи зверя, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова); взрывчатых и химических веществ; электротока и иных способов массового истребления водных животных и растений (гон рыбы, использование сетей при любительской ловле, заграждение протоков и др.) характеризуется повышенной опасностью для сохранности водных ресурсов, воспроизводства живых организмов (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи).

Места нереста, миграционные пути к ним (п. «в» ч. 1 комментируемой статьи). Лов вне сроков нереста или орудиями, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку — см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26), особо охраняемые природные территории (см. коммент. к ст. 262) либо зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, указанные в п. «г» ч. 1 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. ст. 247, 250), характеризуют место совершения преступления. Названные места устанавливаются в нормативных актах, в том числе в Правилах рыболовства, действующих на территории соответствующих региональных бассейновых управлений. Все они располагаются в пределах территориального моря России: внутренних морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и их придаточных водах (см. коммент. к ст. ст. 250, 252). Добыча (вылов) рыбы, водных животных и промысловых морских растений, осуществляемая в открытом море, регулируется нормами международного права. За ведение незаконного водного добывающего промысла в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК.

Преступления, предусмотренные п. п. «б» — «г» ч. 1 комментируемой статьи, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента начала незаконной добычи (лова) независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или растения .
———————————
В связи с этим представляется неточным употребление в законодательстве слова «вылов», так как оно характеризует момент окончания, результат добычи (лова), а не его процесс.

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море (см. коммент. к ст. 252), а также запретные зоны.

Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые «лежбища», где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.

В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 комментируемой статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 комментируемой статьи и ч. 2 этой статьи, поскольку действие ч. 2 распространяется на эти зоны, а действие ч. 1 не распространяется. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (например, морские звери обустраивают себе сейчас лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (при причинении крупного ущерба также предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасного последствия в виде крупного ущерба) и желает так действовать (при причинении крупного ущерба желает наступления этого последствия). Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (например, в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из законодательной формулировки состава преступления.

Мотив совершения преступлении (преобладает корыстный) не относится к признакам состава и лежит за его пределами.

6. Квалифицирующими признаками состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, лицом с использованием своего служебного положения (например, работниками органов рыбоохраны, органов власти) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в коммент. к ст. 35). При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.