Ст 242 бк РФ

1. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
2. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

4. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

5. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2009 года — Федеральный закон от 9 апреля 2009 года N 58-ФЗ.

Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, предоставленных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, а также возврат указанных межбюджетных трансфертов в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.

В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

6. Финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.

7. Допускается наличие на конец текущего финансового года средств, размещенных в соответствии с настоящим Кодексом на банковских депозитах и депозитах в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

8. Остатки средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в иностранной валюте, образовавшиеся на 1 января текущего финансового года на счетах, открытых соответствующему финансовому органу в уполномоченной организации или другой специализированной организации, выполняющей функции генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию государственных внешних долговых обязательств, не подлежат перечислению на единый счет соответствующего бюджета и используются в первой декаде января текущего финансового года для осуществления кассовых выплат.

9. Остатки средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, не использованные получателями бюджетных средств, находящиеся на специальных счетах, открытых в соответствии с условиями соглашений с международными финансовыми организациями, не подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета и подлежат использованию ими в текущем финансовом году на те же цели.

Комментарий к статье 242 БК РФ

1 — 2. Комментируемая статья, устанавливающая порядок завершения текущего финансового года, в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции.

Согласно ст. 12 Кодекса финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Соответственно, по общему правилу, установленному в п. 1 комментируемой статьи, операции по исполнению бюджета должны быть завершены 31 декабря. Порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году устанавливает соответствующий финансовый орган (Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования) с учетом общих требований комментируемой статьи.

Непосредственно в п. 2 комментируемой статьи предусмотрено исключение для завершения органами Федерального казначейства операций по распределению в соответствии со ст. 40 Кодекса доходов от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Завершение таких операций производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Отражаются данные операции в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года. Нормы п. 2 комментируемой статьи являются одним из нововведений Закона 2007 г. N 63-ФЗ.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи 31 декабря прекращают свое действие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, что означает невозможность осуществления исполнения бюджета по расходам после 31 декабря в рамках бюджетных обязательств текущего финансового года. 31 декабря прекращают свое действие и предельные объемы финансирования текущего финансового года.

В случае если бюджетные обязательства санкционированы к оплате в установленном порядке, то орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить эти обязательства до последнего рабочего дня текущего финансового года включительно.

4. В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что те не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, которые находятся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года должны быть перечислены получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. Соответственно, подтверждение денежных обязательств в период, составляющий два последних рабочих дня текущего финансового года, не допускается.

Следует отметить, что в ч. 1 ст. 29 Закона о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. определены направления использования в 2008 г. остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2008 г. на счетах Федерального казначейства, образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о федеральном бюджете на 2007 г. Кроме того, в ч. 5 указанной статьи определено направление использования средств федерального бюджета на 1 января 2008 г. на счетах Федерального казначейства, образовавшихся по доходам федерального бюджета, полученным от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям.

5. Пункт 5 комментируемой статьи, представляющий собой нововведение Закона 2007 г. N 63-ФЗ, определяет порядок использования не использованных в текущем финансовом году межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий:

по общему правилу неиспользованный остаток таких межбюджетных трансфертов подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели, на которые были получены эти субвенции и субсидии в текущем финансовом году;

в случае установления соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток межбюджетных трансфертов должен быть возвращен в доходы бюджета, из которого они были предоставлены. Если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов не перечислен в доход соответствующего бюджета, то указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены. Порядок взыскания средств в этих случаях определяет соответствующий финансовый орган с соблюдением общих требований, установленных Минфином России. Порядок взыскания неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, устанавливает, разумеется, Минфин России.

6. Пункт 6 комментируемой статьи содержит нововведение, согласно которому соответствующий финансовый орган (Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования) устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в России в январе очередного финансового года.

В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ (в ред. от 29 декабря 2004 г. <1>) нерабочими праздничными днями в России в январе являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы; 7 января — Рождество Христово.

———————————
<1> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 27.

Другой комментарий к статье 242 Бюджетного Кодекса РФ

Статьей 242 Бюджетного кодекса установлено, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Следовательно, иных периодов в году для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета истекающего календарного года, не установлено. Свое действие прекращают также 31 декабря бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года.

Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году — году, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год, осуществляется в порядке, определенном в настоящем Кодексе, и заключается в следующем:

— до последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета;

— остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета и не использованные получателями бюджетных средств, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года должны быть перечислены получателями бюджетных средств на единый счет бюджета;

— межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, которые не были использованы в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели. В случае установления главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены. Если же неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий, не был перечислен в доход соответствующего бюджета, данные средства также подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены.

Комментируемая статья регламентирует действия, которые должны быть выполнены по завершении финансового года.

Приказом Минфина России от 06.06.2008 N 56н утвержден Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году.

Положение о порядке завершения в текущем финансовом году операций по счетам федерального бюджета, открытым в подразделениях Банка России и кредитных организациях (филиалах), утверждено Минфином России N 127н, Банком России N 328-П 12.11.2008.

В Письме Казначейства России от 03.12.2014 N 42-7.4-05/2.1-731 определены сроки представления отчетности по состоянию на 1 января 2015 года.

В Приложении к данному Письму приведены графики представления территориальными органами Федерального казначейства бюджетной отчетности по состоянию на 1 января 2015 года.

Одновременно Казначейство России сообщило, что за первые пять рабочих дней 2015 года в Межрегиональное операционное УФК отдельно по операциям текущего финансового года и по операциям дополнительного периода отчетного финансового года, в течение которого осуществляется завершение операций по распределению территориальными органами Федерального казначейства поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленное пунктом 2 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляются следующие формы оперативной отчетности:
Отчет о поступлениях в федеральный бюджет (ф.0521432);
Справка о перечислении сумм страховых взносов и задолженности по единому социальному налогу в доход федерального бюджета и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ф.0521436);
Отчет об остатках средств на счетах, открытых органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России и кредитных организациях (ф.0521458);
Отчет об операциях по счетам Главной книги (ф.0531981).

Кроме того, Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф.0503152) (далее — Отчет (ф.0503152) (еженедельный) по состоянию на 1 января 2015 года, представляется в Межрегиональное операционное УФК 13 января 2015 года.

При этом Отчет (ф.0503152) (ежемесячный, предварительный) по состоянию на 1 января 2015 года в Межрегиональное операционное УФК не представляется.

Также Казначейство России сообщило, что сверку внутриказначейских расчетов, на основании Акта сверки внутриказначейских расчетов (ф.0521416), территориальным органам Федерального казначейства необходимо осуществить в срок до 16 января 2015 года.

В Письме Казначейства России от 05.12.2014 N 42-7.4-05/2.1-739 отмечено, что главным администраторам доходов федерального бюджета, главным распорядителям средств федерального бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета необходимо представить в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства ежемесячную бюджетную отчетность по состоянию на 01.01.2015, установленную Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н, в срок до 23.01.2015.

При этом бюджетная отчетность должна быть составлена с учетом дополнительного периода для завершения операций по распределению территориальными органами Федерального казначейства поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленного пунктом 2 статьи 242 БК РФ.

В Письме Казначейства России от 05.12.2014 N 42-7.4-05/2.1-738 пояснено, что финансовым органам субъектов Российской Федерации и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации необходимо представить в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства ежемесячную бюджетную отчетность по состоянию на 01.01.2015, установленную Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н, в срок до 23.01.2015.

При этом бюджетная отчетность должна быть составлена с учетом дополнительного периода для завершения операций по распределению территориальными органами Федерального казначейства поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленного пунктом 2 статьи 242 БК РФ.

Предварительный Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф.0503324) на 01.01.2015 финансовыми органами субъектов Российской Федерации представляется в срок до 30.01.2015 в соответствии с требованиями письма Федерального казначейства от 11.12.2012 N 42-7.4-05/2.1-704, дополнением к письму от 06.04.2014 N 42-7.4-05/2.1-24.

Консультации и комментарии юристов по ст 242 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 242 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

См. будущую редакцию

Пункт 5 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 434-ФЗ

См. предыдущую редакцию

5. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Абзац второй утратил силу.

См. текст абзаца второго пункта 5 статьи 242

Принятие главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первом настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда.

В соответствии с решением главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

Порядок принятия решений, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, регулирующими порядок возврата межбюджетных трансфертов соответственно из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Порядок установления потребности (отсутствия потребности) в субсидиях и субвенциях, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 февраля 2009 г. N 81

Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.