Ст 230 НК РФ

Ноябрьские поправки в Налоговый кодекс затронули и положения главы 23 НК РФ. О некоторых из них мы уже рассказали в «БП» (2017, № 47 и 48). В этом материале мы рассмотрим изменения, касающиеся выполнения организациями и предпринимателями обязанностей налоговых агентов, а также налогообложения операций с ценными бумагами.

Списание безнадежного долга

Специалисты Минфина России в письме от 21.08.2014 № 03-04-07/41923 указали, что при списании с баланса организации безнадежного долга физического лица у него возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по возврату сумм долга, которая признается доходом, подлежащим обложению НДФЛ. По их мнению, днем получения такого дохода будет дата списания безнадежного долга с баланса организации. Данные разъяснения были доведены до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 28.08.2014 № БС-4-11/17195.

С 1 января 2016 г. это закреплено в Налоговом кодексе. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ, введенному в главу 23 НК РФ Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ, датой фактического получения дохода признается день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации.

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее — Закон № 335-ФЗ) формулировка подп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ была изменена. Теперь в этой норме сказано, что датой фактического получения дохода признается день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику. Новая редакция подп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ действует с 27 ноября 2017 г. и применяется в отношении доходов, полученных в налоговых периодах, начинающихся с 1 января 2017 г. (п. 10 ст. 9 Закона № 335-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Из новой редакции подп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ следует, что на день списания безнадежного долга физического лица с баланса организации, которая не является по отношению к нему взаимозависимым лицом, фактического получения дохода не возникает. А раз нет фактического получения дохода, то организация НДФЛ не исчисляет. И, соответственно, у нее не возникает обязанность, предусмотренная п. 5 ст. 226 НК РФ, по окончании года сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Отчетность по НДФЛ при реорганизации

С 1 января 2018 г. в ст. 230 НК РФ Законом № 335-ФЗ введен новый п. 5, которым установлены обязанности правопреемника по сдаче отчетности по НДФЛ в налоговый орган.

Так, если реорганизованная (реорганизуемая) компания до момента завершения реорганизации не выполнила обязанности налогового агента и не сдала в налоговый орган справки 2-НДФЛ (приложение 2 к декларации по налогу на прибыль) и расчет 6-НДФЛ, данную отчетность представляет правопреемник в налоговый орган по месту своего учета. Если имеется несколько правопреемников, обязанность каждого из них по сдаче вышеуказанной отчетности определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Отметим, что налоговики уже готовят соответствующие поправки в форму 2-НДФЛ (подробнее см. «БП», 2017, № 48).

Материальная выгода при приобретении ценных бумаг

К доходам физических лиц, облагаемым НДФЛ, относится материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг (подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ). Она определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК РФ).

Законом № 335-ФЗ в подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ были внесены поправки, согласно которым не подлежит налогообложению материальная выгода по ценным бумагам, указанным в п. 25 ст. 217 НК РФ, в случае их приобретения при первичном размещении эмитентом. Напомним, что в п. 25 ст. 217 НК РФ речь идет о государственных казначейских обязательствах, облигациях и других государственных ценных бумагах бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов РФ, а также об облигациях и ценных бумагах, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления.

Данная поправка действует с 27 ноября 2017 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. (п. 1, 9 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). Таким образом, если налоговый агент (например, брокер, через которого гражданин приобретал ценные бумаги, указанные в п. 25 ст. 217 НК РФ, при их первичном размещении эмитентом) в 2017 г. удержал НДФЛ с вышеуказанной материальной выгоды, он должен сообщить покупателю об излишнем удержании налога в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта и вернуть налог на основании письменного заявления гражданина в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.

Налог в расходах на покупку ценных бумаг

В ряде случаев при приобретении в собственность ценных бумаг платится НДФЛ. Такая обязанность возникает при получении материальной выгоды при их покупке (подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ) или когда ценные бумаги были подарены не родственниками (п. 18.1 ст. 217 НК РФ). А при получении ценных бумаг в порядке наследования до 1 января 2006 г. нужно было уплачивать налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, установленный Законом РФ от 12.12.91 № 2020-1.

Согласно действующей редакции п. 13 ст. 214.1 НК РФ при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг, при приобретении которых был уплачен налог, суммы такого налога учитываются в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг.

Поправками, внесенными Законом № 335-ФЗ, слова «и сумма налога, уплаченного налогоплательщиком» исключены из п. 13 ст. 214.1 НК РФ. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2018 г. Соответственно, со следующего года учесть в расходах НДФЛ, уплаченный при приобретении реализуемых ценных бумаг, будет нельзя.

Новая редакция Ст. 230 НК РФ

1. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

2. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, в случае, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений — территория одного муниципального образования либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, за 2021 год и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

3. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. В случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежат представлению правопреемником (правопреемниками) в налоговый орган по месту своего учета.

При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Комментарий к Статье 230 НК РФ

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.

В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 НК РФ):

— российские организации;

— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;

— индивидуальные предприниматели;

— постоянные представительства в России иностранных организаций.

Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

Из приведенного выше правила есть исключения. В п. 2 ст. 226 НК РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

— индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;

— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:

— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);

— от источников за пределами Российской Федерации;

— от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию.

Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами. Вот эти правила.

1. Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.

2. Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.

3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно, без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.

4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

5. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.

7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

В этой статье закреплены следующие обязанности налоговых агентов:

— учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде;

— представление в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде, ежегодно, но не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку налог с доходов, полученных у источника выплаты, индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности не исчисляется, то и сведения о таких доходах в налоговые органы не представляются. Следует помнить, что это правило распространяется лишь на тех предпринимателей, которые предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах в качестве плательщиков налога на доходы физических лиц на основании налоговой декларации.

По заявлению физических лиц налоговые агенты выдают справки о полученных ими доходах и удержанных с этих доходов суммах налога.

Другой комментарий к Ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации

При применении статьи 230 НК следует иметь в виду, что НК не расшифровывает процедуру предъявления необходимых документов и не уточняет, какие именно документы должны быть предъявлены налоговому агенту.

В качестве документов, подтверждающих государственную регистрацию и постановку на налоговый учет индивидуальных предпринимателей, исключающих обязанность представлять сведения о доходах этих лиц по форме 2-НДФЛ, могут служить первичные документы, подтверждающие приобретение и оплату товаров (работ, услуг) у индивидуальных предпринимателей, которые содержат соответствующие сведения о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.

Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ утверждена форма N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», приложения «Рекомендации по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год» и «Справочники».

Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 утверждена форма N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год» и приложение к форме N 1-НДФЛ «Порядок заполнения Налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год».

Следует отметить, что за представление сведений, заполненных с ошибками, повлекших непринятие сведений налоговым органом, налоговый орган не может привлечь к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК, так как обязанность представления сведений налоговым агентом уже была исполнена в момент, когда были поданы сведения, содержащие ошибочные данные. Кроме того, сроков для повторного представления сведений, содержащих исправленные данные, законодательство о налогах и сборах не содержит.

Разделы: НДФЛ. Справка о доходах физического лица (Форма 2-НДФЛ), Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Сведения о доходах и сообщения о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ »Справка о доходах физических лиц за 20_год» (далее — справка). Согласно Рекомендациям по заполнению справки в поле »Признак» проставляется цифра 1, если справка представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, и цифра 2 — если справка представляется в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ. Представление справки с признаком 2 не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком 1.
Об этом Письмо УФНС России по г. Москве от 07.03.2014 N 20-15/021334.
Согласно п. 1 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ .
В соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Сведения о доходах и сообщения о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ »Справка о доходах физических лиц за 20_год» (далее — справка). Согласно Рекомендациям по заполнению справки в поле »Признак» проставляется цифра 1, если справка представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса, и цифра 2 — если справка представляется в соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса.
В справках о доходах физических лиц, представляемых ежегодно в целом по организации с признаком 1, указываются общие суммы доходов и исчисленного налога, включающие доходы и исчисленную сумму налога, отраженную в справке с признаком 2, суммы удержанного и перечисленного налога, а также сумма налога, не удержанная налоговым агентом, которая ранее была отражена в справке с признаком 2.
Таким образом, представление справки с признаком 2 не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком 1.

Программы для новой отчетности в ПФР, ФСС, ИФНС:
1. Программа Бухсофт Онлайн — Бухгалтерская онлайн программа с функцией подготовки, тестирования и отправки отчетности!
2. Программа CheckXML+2НДФЛ — Программа для подготовки и тестирования отчетности в ПФР, ИФНС и ФСС.
3. Программа «БухСофт: зарплата и Кадры» — Программа для автоматического расчета страховых взносов, печати кадровых документов и формирования всех видов отчетов в ПФР, ИФНС и ФСС.
4. Электронная отчетность через Интернет за 2938 руб. Без доплат! >>
Форум >>

Последние новости:
Решением Высшего Арбитражного Суда от 15.06.2006 по заявлению ООО «Бухсофт.ру» признан частично недействующим ППриказ ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц». А именно, в действующей Справке о доходах (форма 2-НДФЛ) признан недействующим, как несоответствующий требованиям пункта 2 и пункта 3 статьи 230 НК РФ, Раздел 6 Справки о доходах, предусматривающий сведения о перечислении налога в бюджет. Также признан недействующим соответствующий этому Разделу 6 порядок его заполнения в соответствии с Приложение 1 к форме 2-НДФЛ.
Подробнее с текстом Решения ВАС РФ можно ознакомиться

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ СПРАВКИ О ДОХОДАХ 2-НДФЛ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ

Заявление
об оспаривании Приказа ФНС РФ от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@
«Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц»
В соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее ФНС РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В целях реализации указанных норм НК РФ для отчетности был принят оспариваемый Приказ ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц», который утвердил:
— новую форму N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год»,
— «Рекомендации по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год»,
— «Справочники»,
— «Формат сведений о доходах по форме N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год» в электронном виде (на основе XML)».
Приказ ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ опубликован в журнале «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 2, 09.01.2006 и в газете «Российская газета», N 4, 13.01.2006. Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 20.12.2005 под номером 7293.
Приказ вступил в силу по истечении десяти дней с момента публикации, то есть 19.01.2006 года. С момента вступления в силу данного приказа налоговые органы стали осуществлять прием сведений о доходах физических лиц от налоговых агентов по новой форме 2-НДФЛ, с новыми справочниками доходов и вычетов, и в соответствии с новым форматом справки о доходах физического лица в электронном виде.
Оспариваемый Приказ ФНС РФ существенно нарушает права и законные интересы заявителя по целому ряду оснований.
Так, заявитель, будучи налоговым агентом по налогу на доходы, в соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ обязан вести учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации (далее Минфин РФ). К настоящему моменту данная форма Минфином РФ не утверждена. В этой связи продолжает свое действие приказ МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год».
В течение всего 2005 года заявитель осуществлял учет доходов и расходов физических лиц, которым производились выплаты по форме 1-НДФЛ, утвержденной указанным приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583. При этом для заполнения этой формы заявителем использовался действующий до настоящего времени справочник видов доходов и налоговых вычетов, который утвержден Приказом МНС РФ от 1 ноября 2000 г. N БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц».
Приложением 2 к форме N 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ в пункте 2 и 3 утверждены новые справочники видов доходов и вычетов, которые не совпадают с аналогичными справочниками, которые предусмотрены Приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 и Приказом МНС РФ от 01.10.2000 г. N БГ-3-08/379. При этом ранее действующие справочники, предусмотренные для учета доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, не отменены.
Исходя из своего названия статья 230 НК РФ призвана обеспечить соблюдение положений главы 23 НК РФ. При этом очевидно, что итоговые отчетные сведения и справки о доходах могут содержать достоверные сведения только в том случае, если они основываются на учетных данных. Однако одновременное действие разных справочников доходов для целей самого учета налога на доходы и для целей формирования итоговых сведений по данному налогу не могут обеспечить составление итоговых сведений на основе проводимого таким образом учета.
Утверждение новых справочников доходов и налоговых вычетов оспариваемым приказом ФНС РФ от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ порождает одновременное действие различных справочников доходов, и вынуждает налогового агента вести учет доходов дважды – непосредственно для целей учета в соответствии с Приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 и для целей подготовки сведений о доходах физических лиц для выдачи справок о доходах и для подачи сведений в налоговые органы в соответствии с оспариваемым приказом.
Более того, в течение 2005 года в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ заявитель выдавал своим сотрудникам и иным физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.
В связи с принятием оспариваемого Приказа ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@, действующая до этого в течение всего 2005 года форма 2-НДФЛ фактически утратила свою силу в части формы самой справки. Оспариваемый приказ не предусмотрел норм об оставлении юридической силы за теми справками о доходах, которые уже были выданы физическим лицам ранее, до вступления его в силу.
В тоже время заявитель надлежаще выполнил требования п. 3 ст. 230 НК РФ, так как выдавал справки по действующей на тот момент форме. Повторная выдачи справок о доходах в соответствии с новым оспариваемым приказом предполагает фактическую выдачу справки по двум формам одному и тому же лицу, что не следует из положений НК РФ.
Таким образом, оспариваемый Приказ ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ фактически обязывает налогового агента за 2005 год повторно осуществить учет доходов физических лиц по новым справочникам и повторно выдать всем физическим лицам справки по новой форме 2-НДФЛ. В этой связи, оспариваемый приказ предполагает изменение содержания обязанностей налоговых агентов в виде возложения на них дополнительных обязанностей по двойному учету доходов физических лиц и по повторной подготовке ранее выданных справок о доходах, что не может быть допустимо согласно п. 3 ст. 6 НК РФ.
2. Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты не представляют сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
В процессе осуществления деятельности в 2005 году заявитель осуществлял закупку товаров у индивидуальных предпринимателей, пользовался услугами нотариуса. В течение налогового периода сложились ситуации, когда контрагент – предприниматель предоставлял документ о его государственной регистрации в этом качестве, но не имел возможности передать копию этого документа. В соответствии с пунктом 4.3. (Раздел 2 «Данные о физическом лице — получателе дохода») приложения к действующей форме N 2-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 в случаях, когда налоговый агент предоставляет в справке о доходах идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) физического лица, получающего доход, то он может не указывать такие дополнительные данные как адрес физического лица, код, номер и серию его документа, удостоверяющего личность, дата рождения.
Основываясь на данном положении, заявитель получал документы, содержащие ИНН предпринимателя (например, контрольно кассовый чек) и не требовал копии о государственной регистрации данного предпринимателя, так как планировал в соответствии с приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 подать на таких физических лиц сведения о доходах с указанием их ИНН.
Аналогичная ситуация у заявителя сложилась в отношении физических лиц, получивших призы, которые разыгрывались заявителем в рекламных целях. В соответствии с требованиями действующего приказа с физических лиц, обладателей призов, были истребованы только Фамилия, Имя, Отчество и ИНН.

Однако с принятием оспариваемого приказа ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ на налоговых агентов была возложена обязанность предоставить не только ИНН физических лиц, но и их адрес местожительства, код, номер и серию его документа, удостоверяющего личность и дату рождения.
Данное положение существенно нарушило содержание прав и обязанностей заявителя.
Согласно ст. 84 НК РФ при постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа; данные о гражданстве.
Таким образом, указание ИНН является достаточной информацией, необходимой налоговому органу для идентификации физического лица. Налоговые агенты, как указано выше, обязаны подавать данные не только на работников, по которым у него имеются персональные данные на основании имеющихся трудовых отношений, но и на иных физических лиц, у которых нет обязанности перед налоговым агентом предоставлять личную информацию о себе. Необходимо учитывать, что на основании ст. 11 федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.
По мнению заявителя нормы указанного закона были учтены в приказе МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 и нарушены приказом ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@.
Таким образом, приказ ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ незаконно возлагает на налогового агента обязанность собирать конфиденциальную информацию о персональных данных физических лиц, которые не состоят с ним в трудовых отношениях. При этом данное требование является необоснованным, так как при получении от налогового агента ИНН гражданина сам налоговый орган имеет доступ ко всем остальным его персональным данным на законном основании.
3. Прошу учесть, что нормам оспариваемого приказа придана обратная сила, так как фактически положения данного нормативно правового акта затрагивают отношения, возникшие до вступления его в силу.
На основании п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Оспариваемый приказ не относится к актам законодательства о налогах и сборах. Однако, безусловно, любой нормативно правовой акт о налогах и сборах должен соответствовать положениям НК РФ. В случаях, если нормативно правовой акт не соответствует актам законодательства о налогах, он, на основаниях, перечисленных в ст. 6 НК РФ признается не соответствующим кодексу.
Если нормы самого Налогового кодекса РФ, ухудшающие положение налогоплательщика или налогового агента, не могут иметь обратной силы, то, следовательно, любой нормативно правовой акт о налогах и сборах, принятый во исполнение отдельных положений кодекса, также как и сам закон, не может иметь обратной силы, если он предусматривает новые обязанности участников налоговых отношений.
Таким образом, заявитель действовал в течение 2005 года правомерно, добросовестно выполняя нормы действующего законодательства. С принятием оспариваемого приказа ФНС на заявителя были возложены новые обязанности. В связи с тем, что этим обязанностям была придана обратная сила действия, заявитель не имеет фактической возможности их исполнить. В этой связи заявитель считает данный приказ ФНС незаконным и существенно нарушающим его права в этой части. Такой нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ согласно пп. 2, 3,4, 6, 7, 8, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ.
4. Согласно разделу 6 справки о доходах, утвержденной оспариваемым приказом ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@, налоговые агенты обязаны предоставить сведения о перечислении налога в бюджет. В данном разделе налоговый агент обязан указать ОКАТО, код бюджетной классификации и перечисленную сумму налога на доходы по каждому физическому лицу.
Однако это требование приказа не основано на нормах НК РФ и не соответствует сложившимся правилам расчетов с бюджетом по налогу на доходы.
П. 2 ст. 230 НК РФ предусматривают обязанность налоговых агентов представлять в налоговый орган сведения только о суммах начисленных и удержанных налогов. П 3. ст. 230 НК РФ также говорит о выдаче физическим лицам справки о полученных доходах и удержанных суммах налога.
Из данных положений кодекса очевидно, что в рамках формы справок о доходах налоговые органы не вправе предусматривать сведения о перечислении налога на доходы налоговым агентом.
Перечисление налога на доходы осуществляется налоговым агентом единым платежом по всем сотрудникам, получающим доход в определенный день. Участниками правоотношения, возникающего по поводу уплаты налога на доходы, являются налоговый агент и государство. При этом обязательство налогового агента выражено в единой сумме, необходимой к перечислению. П. 7 ст. 226 НК РФ гласит «Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе». Ответственность за неполное или неправильное перечисление налога на доходы возлагается полностью на налогового агента и данная информация не может быть отражена в справках о доходах отдельных сотрудников.
Все перечисленные аргументы поясняют причину, по которой законодатель не предусмотрел в п. 2 и в п. 3 ст. 230 НК РФ положения, связанные с отражением сведений об уплате налога на доходы налоговым агентом в справке о доходах физического лица.
Налоговый контроль сведений о перечислении налога на доходы в соответствии с положениями НК РФ может осуществляться посредством предоставления налоговым агентом необходимых бухгалтерских регистров, отражающих общую сумму удержанного и перечисленного налога. Стоит заметить, что в ранее действующих формах справок о доходах подобных требований не предусматривалось, что, по мнению заявителя, являлось вполне обоснованным.
Раздел 6 справки о доходах нарушает права заявителя также по следующей причине.
Заявителем в 2005 году был перечислен налог за сотрудников, которые получили доход в 2004 году и в этом же году были уволены. В сложившейся ситуации заявитель обязан подать справки о доходах на лиц, которые фактически не получали доход, но за которых был перечислен налог. Как было указано выше, данное требование противоречит п. 2 и п. 3 ст. 230 НК РФ, что не может быть допустимо согласно п. 3 ст. 6 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый приказ ФНС в части раздела 6 справки о доходах не соответствует требованиям НК РФ, поскольку возлагает на налогового агента дополнительные незаконные обязанности по отражению в справках о доходах физических лиц сведений о перечислении налога на доходы.
5. В соответствии с п. 1. 2 формата сведений о доходах по форме N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год» в электронном виде (на основе XML), утвержденного оспариваемым Приказом ФНС:
«Настоящая версия формата разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
Протокол электронного обмена информацией между структурными подсистемами АИС «Налог», между налоговыми органами и налогоплательщиками на основе XML (Общие требования к описанию XML файлов обмена. Версия 4.00)».
Однако данный протокол электронного обмена информацией между структурными подсистемами АИС «Налог», между налоговыми органами и налогоплательщиками на основе XML (Общие требования к описанию XML файлов обмена. Версия 4.00) нигде официально не публиковался.
Следовательно, данное положение оспариваемого Приказа нарушает права заявителя в той части, в которой не публикует все предъявляемые к налоговым агентам требования к версии принятого формата. Отсылка нормативного правового акта, затрагивающего права и обязанности налогоплательщика, к внутренней служебной информации в данной ситуации означает, что форматы не опубликованы в полном объеме.
При этом стоит учитывать, что п. 3 ст. 15 Конституции РФ закрепил положение, согласно которому «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
6. Целый ряд положений оспариваемого Приказа ФНС устанавливает нормы, которые не позволяют заявителю подготовить и представить отчетность по форме 2-НДФЛ в надлежащем виде и обязывают его предоставлять искаженные данные.
А) Так, в 2005 году заявитель производил выплаты дохода нерезиденту, который не имеет места жительства в России. Согласно положениям оспариваемого Приказа ФНС в пункте 2.9 справки о доходах указывается полный адрес постоянного места жительства налогоплательщика в Российской Федерации на основании документа, удостоверяющего его личность, либо иного документа, подтверждающего адрес места жительства. В отношении нерезидентов данный пункт не содержит исключений.
Стоит отметить, что при отсутствии данного показателя в отчете будет нарушен формат данных (см. 4. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена), утвержденный оспариваемым Приказом ФНС, что является безусловным основание отказа в приеме сведений о доходах.
В этой ситуации оспариваемый приказ ФНС нарушает права заявителя, так как вынуждает предоставлять недостоверные данные о налогоплательщике.
Б) Аналогичные незаконные требования содержатся в формате сведений о доходах по форме N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год» в электронном виде (на основе XML) в части обязательного предоставления данных о праве на вычеты налогоплательщика. Формат обязывает налогового агента предоставить информацию о номере, дате уведомления и кода ИФНС для всех налогоплательщиков. Однако у заявителя многие физические лица, на которых подаются сведения, не имеют каких либо прав на вычеты и указанные сведения не могут присутствовать. Однако в соответствии с форматом отсутствие указанной информации является основанием для отказа в приеме сведений от налогового агента.
В) В соответствии с пунктом 8 рассматриваемого раздела должны выдерживаться следующие соотношения: = — — . Однако это соотношение не может быть реализовано при подаче сведений на индивидуальных предпринимателей и нотариусов, которые предоставили заявителю сведения о их государственной регистрации в этом качестве, но не предоставили копию такого свидетельства заявителю для последующего отчета им перед налоговыми органами.
Также указанное соотношение не может быть применено в случае, когда у налогоплательщика производится выплата дивидендов. В соответствии п. 2 ст. 214 НК РФ «если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном статьей 275 настоящего Кодекса.»
В свою очередь статья 275 НК РФ в последнем абзаце пункта 2 устанавливает, что общая сумма налога определяется как произведение ставки налога и разницы между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде, уменьшенной на суммы дивидендов, подлежащих выплате налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи в текущем налоговом периоде, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов ранее не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом дохода в виде дивидендов. В случае, если полученная разница отрицательна, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.
Из данных положений кодекса видно, что соотношение = — — при расчете облагаемой суммы дохода не учитывает возможность уменьшения суммы общей суммы дохода на суммы, которые перечислены в указанных статьях НК РФ.
Г) В соответствии с подпунктом b) пункт 8 рассматриваемого раздела установлено соотношение для ставки 13% = *13/100. Данное положение нарушает права и обязанности налогоплательщика в той части, в которой не позволяет предоставить в налоговые органы достоверные данные об учете налогового агента.
Так заявитель, в связи с состоявшейся арифметической ошибкой, исчислил по итогам за год налог нескольким сотруднику меньше, чем должен был, по нескольким сотрудникам больше, чем должен был в результате округлений. Не отрицая вину, которая возлагается на заявителя в связи с неточным проведением расчетов по этим сотрудникам, заявитель полагает, что обязан подать в налоговые органы реальные сведения об исчисленной сумме налога. Однако указанный пункт оспариваемого приказа не позволяет исполнить данную обязанность и надлежаще выполнить требования ст. 230 НК РФ. Приведенные выше соотношения могут являться основанием для проверки налогового агента, но не могут служить основанием для отказа в приеме налоговой отчетности.
Д) Права и законные интересы заявителя нарушены разделом 8 «Правила контроля данных» формата сведений о доходах по форме N 2-НДФЛ, утвержденного оспариваемым Приказом ФНС в той мере, в которой содержит противоречивые нормы в содержании самого оспариваемого Приказа.
Так, согласно пункту 2 данного раздела «Для налоговых резидентов в разделе 3 справки должны присутствовать доходы только из разделов справочника видов доходов, соответствующего налоговой ставке, определенной в данном разделе». Однако справочник доходов, содержащийся в Приложение 2 к форме N 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@, никаких ставок налога не содержит.
В соответствии со ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый Приказ ФНС от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц», незаконно и необоснованно возлагает на налогового агента дополнительные обязанности по двойному учету доходов физических лиц, не соответствует п. 2 ст. 5, ст. 230, ст. 275 НК РФ, п. 3 ст. 15 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и имеет целый ряд внутренних противоречий. Приказ ФНС содержит основания для признания его не соответствующим НК РФ согласно пп. 2, 3,4, 6, 7, 8, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 1, 4, 6, 21, 22, 23, 138, Налогового кодекса РФ, статьями 29, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПРОШУ СУД:
— признать Приказ ФНС 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц» недействующим как несоответствующий Налоговому кодексу РФ и нарушающий права и законные интересы заявителя.

— возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по квитанции.

СТ 230 НК РФ.

1. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

2. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, в случае, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений — территория одного муниципального образования либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, за 2021 год и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

3. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. В случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежат представлению правопреемником (правопреемниками) в налоговый орган по месту своего учета.

При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Комментарий к Ст. 230 Налогового кодекса

Статья 230 НК РФ определяет порядок ведения учета доходов налоговыми агентами.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон N 229-ФЗ) пункты 1 и 2 статьи 230 НК РФ изложены в новой редакции.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2011 г.

В письме от 31.12.2010 N 03-04-06/6-328 контролирующий орган разъяснил, что после 1 января 2011 г. налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

При этом датами получения доходов, отраженных в регистрах налогового учета, будут являться даты фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемые в соответствии со статьей 223 НК РФ.

Важно!

Обращаем внимание, что в случае, если налоговым органом в ходе проведения проверок налоговых агентов выявляются факты отсутствия учета объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц в разрезе каждого физического лица, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 120 НК РФ, за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

Судебная практика.

В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 N 06АП-588/2014 обращается внимание, что формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа.

В письме от 17.12.2010 N 03-04-08/8-281 официальный орган пояснил, что согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом положения пункта 2 статьи 230 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Учитывая изложенное, представление налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц за 2010 г. осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 229-ФЗ.

Пункт 4 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данная норма НК РФ устанавливает, что лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 НК РФ, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 20.06.2014 N ГД-4-3/11868@ рассмотрен вопрос о порядке представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 230 НК РФ. По данному вопросу контролирующий орган указал, что сведения о доходах физических лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 230 НК РФ подлежат представлению налоговыми агентами в налоговый орган по месту своего учета только по итогам налогового периода не позднее 28 марта следующего года.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 19.02.2014 N БС-4-11/2821 дается анализ и обобщение нововведений, действующих с 1 января 2014 года.

Так, ФНС России указала, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ внесен ряд принципиальных изменений в отношении представления лицами, признаваемыми налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 НК РФ, сведений о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета.

В частности, согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса (в ред. Федерального закона N 306-ФЗ) общий порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц в виде справок о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) на таких налоговых агентов не распространяется.

Вместе с тем, учитывая, что согласно статье 8 Федерального закона N 306-ФЗ данные изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., представление в 2014 г. налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц за 2013 г., по которым налоговая база определяется налоговыми агентами в соответствии с положениями НК РФ, действовавшими до вступления в силу Федерального закона N 306-ФЗ, должно осуществляться по форме и в порядке, действовавшим в 2013 г., то есть по форме 2-НДФЛ.