Ст 227.1 НК РФ

— сумма налога на доходы физических лиц исчисляется ими как соответствующая налоговой ставке (равной 13%) процентная доля налоговой базы, полученной в результате осуществления ими деятельности индивидуального предпринимателя (деятельности частного нотариуса и т.д.);

— сумма налога на доходы физических лиц исчисляется ими по итогам налогового периода по доходам от такой деятельности, дата получения которых относится к данному налоговому периоду (см. комментарий к ст. 216, 225 НК);

— сумма налога на доходы физических лиц перечисляется ими в соответствующий бюджет, а при уплате наличными — в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 45, ст. 58 НК.

3. Характеризуя правила п. 3 и 4 ст. 227, нужно учесть, что:

а) общая сумма налога на доходы физических лиц, упомянутая в п. 3 ст. 227, — это результат сложения сумм налога на доходы физических лиц:

— исчисленных самим индивидуальным предпринимателем (имеется в виду сумма налога на доходы физических лиц, которая исчисляется по доходам, полученным именно от предпринимательской деятельности, иное толкование противоречило бы императивному предписанию п. 2 ст. 227 о том, что индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц по доходам от такой деятельности);

— исчисленных и уплаченных налоговыми агентами по доходам индивидуального предпринимателя от осуществления им иной (т.е. не связанной с его предпринимательской деятельностью). Например, если индивидуальный предприниматель (наряду с осуществлением предпринимательской деятельности) занимается преподавательской деятельностью (на основе трудового договора (контракта) в государственном образовательном учреждении и получает там зарплату, то сумма налога на доходы физических лиц по таким доходам исчисляется и удерживается налоговым агентом (т.е. образовательным учреждением, как в нашем примере);

б) тем не менее, общую сумму налога на доходы физических лиц (указанную в п. 3 ст. 227) и в данном случае налогоплательщик — индивидуальный предприниматель:

— исчисляет самостоятельно;

— исчисляет с учетом уже удержанных (с выплачиваемых ему иных доходов) налоговым агентом;

— исчисляет также с учетом авансовых платежей по налогам на доходы физических лиц (см. о них ниже), фактически уплаченных индивидуальным предпринимателем в соответствующий бюджет (т.е. уплаченных им на момент исчисления общей суммы налога на доходы физических лиц);

в) при исчислении сумм налога на доходы физических лиц индивидуальный предприниматель не вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков прошлых лет (т.е. имевших место до наступления налогового периода, по доходам, за который определяется налоговая база и исчисляется сумма налога на доходы физических лиц), понесенных индивидуальным предпринимателем.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: какие «убытки прошлых лет» имеются в виду в п. 4 ст. 227?

Только убытки, понесенные индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности. Иной вывод противоречил бы сравнительному анализу п. 1 и 4 ст. 227;

г) сказанное выше относится не только к исчислению сумм налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями, но и «другими лицами» (т.е. частными нотариусами и т.п.).

4. Анализ правил п. 5 ст. 227 показывает, что:

а) индивидуальные предприниматели и иные налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227, обязаны представить:

— налоговую декларацию. Она представляет собой письменное (с указанием ИНН налогоплательщика) заявление налогоплательщика (представленное по форме, утвержденной МНС) о полученных им доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и других данных, связанных с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц (см. об этом подробный комментарий к ст. 229 НК);

— налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего учета. Речь прежде всего идет о налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя (оно определяется по правилам ст. 20 ГК), ибо именно в этот налоговый орган индивидуальный предприниматель обязан обратиться в заявлением о постановке на учет, именно такой налоговый орган осуществляет постановку физического лица на налоговый учет (п. 2, 3 ст. 83 НК). Постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется в соответствии со ст. 83, 85 НК. Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность, в порядке, установленном в п. 6 ст. 83 и п. 2 ст. 85 НК;

— налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Речь идет о том, что налоговая декларация может быть, во-первых, представлена и ранее 30 апреля, но не позднее 24 часов 30 апреля. Если 30 апреля является (в данном году) нерабочим днем, то налоговая декларация должна быть представлена не позднее 24 часов дня, являющегося ближайшим (следующим непосредственно после 30 апреля) рабочим днем (ст. 6.1 НК);

б) иные упомянутые в ст. 229 НК сведения.

5. Характеризуя правила п. 6 ст. 227, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

а) общая сумма налога на доходы физических лиц, упомянутая в п. 6 ст. 227:

— исчисляется в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 227;

— отражается в указанном порядке в налоговой декларации;

б) указанная общая сумма налога на доходы физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками, указанными в п. 7 ст. 227:

— через банк (например, путем перечисления со своего банковского счета, а в установленных в п. 2 ст. 45 НК случаях также путем внесения наличных денег);

— через государственную организацию связи или кассу органа местного самоуправления (в порядке и случаях, указанных в п. 2 ст. 45, п. 3 ст. 58 НК);

— по месту налогового учета налогоплательщика (оно определяется по правилам ст. 83 НК);

— не позднее (хотя раньше, конечно, можно) 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т.е. если речь идет, например, об уплате сумм налога на доходы физических лиц за 2001 г., то уплата должна быть осуществлена не позднее 15 июля 2002 г.). При этом уплата должна быть осуществлена до 24 часов 15 июля, а если 15 июля является нерабочим днем, то необходимо руководствоваться правилами ст. 6.1 НК (см. об этом выше).

6. Специфика правил п. 7 ст. 227 состоит в том, что:

а) они подлежат применению, лишь если у индивидуального предпринимателя (иных налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 227) появляются доходы, полученные:

— от осуществления предпринимательской деятельности (речь идет об индивидуальном предпринимателе). Появление иных доходов в п. 7 ст. 227 не имеется в виду;

— от занятия деятельностью частного нотариуса (или иной частной деятельностью, практикой, упомянутой выше). И здесь иные доходы этих лиц не имеются в виду;

б) они императивно предписывают налогоплательщику:

— представить в налоговый орган по месту жительства (по месту постановки на налоговый учет) налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого (т.е. определенного самим налогоплательщиком с учетом всех существующих обстоятельств) дохода от такой деятельности именно в текущем налоговом периоде (т.е. в течение времени с 1 января по 31 декабря);

— представить указанную налоговую декларацию в срок не позднее 5 календарных дней (т.е. и нерабочие дни не следует при исчислении исключать) по истечении месяца со дня появления таких доходов. Речь идет о календарном месяце (т.е. и нерабочие дни при подсчете не исключаются);

в) отсчет упомянутых в п. 7 ст. 227 сроков начинается:

— месячного срока — со дня, следующего после дня появления упомянутых доходов;

— 5-дневного срока — со дня, следующего после окончания последнего дня месячного срока (ст. 6.1 НК).

7. Особенности п. 8 ст. 227 состоят в том, что они:

а) посвящены порядку исчисления авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц. Они подлежат уплате, если речь идет именно о категории налогоплательщиков, указанных в ст. 227;

б) они императивно предписывают, что авансовые платежи:

— исчисляются не налогоплательщиками, а налоговым органом (в котором последний состоит на налоговом учете);

— рассчитываются на весь текущий налоговый период (т.е. на период с 1 января по 31 декабря);

в) в соответствии с ними авансовые платежи исчисляются на основании:

— либо сведений (указанных лицами, упомянутыми в п. 1 ст. 227, в налоговой декларации) о сумме предполагаемого дохода. Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227, самостоятельно (исходя из учета всех обстоятельств, т.е. рыночной конъюнктуры, уровня цен, наличия производственных мощностей, состава своих работников и т.п.) определяют сумму дохода, которую они предположительно смогут извлечь в предстоящем налоговом периоде;

— либо суммы фактического дохода, полученного этими лицами (только от видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 227, доходы от иных видов деятельности не должны приниматься во внимание) в непосредственно предшествующем налоговом периоде;

г) они исходят из того, что при определении суммы предполагаемого дохода на основании фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период налоговый орган учитывает суммы стандартных и профессиональных налоговых вычетов: на эти суммы необходимо уменьшить сумму предполагаемого дохода. Однако учитывать (при определении суммы предполагаемого дохода) суммы других видов налоговых вычетов (а именно: социальных, имущественных) налоговый орган не вправе.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: кому принадлежит право выбора (налогоплательщику или налоговому органу) на основании какой суммы (предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или определенного, исходя из фактического дохода, полученного за предыдущий налоговый период) исчислять сумму авансовых платежей?

Анализ показывает, что право выбора — за налоговым органом, а не за налогоплательщиком.

8. Применяя правила п. 9 ст. 227, нужно обратить внимание на следующее:

а) необходимой предпосылкой уплаты авансовых платежей является получение налогоплательщиком от налогового органа письменных (с указанием ИНН налогоплательщика, см. об этом ст. 84 НК) уведомлений. Форма уведомления утверждается МНС;

б) в первом уведомлении налоговый орган предлагает уплатить (а налогоплательщик уплачивает) сумму авансового платежа за период с 1 января по 30 июня. При этом уплата суммы авансового платежа должна быть произведена налогоплательщиком:

— не позднее (хотя раньше — можно!) 15 июля текущего года. Если 15 июля является (в текущем году) нерабочим днем, то сумма авансового платежа, указанная в подп. 1 п. 9 ст. 227, должна быть уплачена в ближайший рабочий день (следующий после 15 июля) (ст. 6.1 НК);

— в размере половины годовой суммы авансовых платежей.

В практике фирмы возник вопрос: а вправе ли налогоплательщик уплатить более половины упомянутой суммы?

Да, вправе: это не препятствует (а, наоборот, содействует) исполнению обязанности по уплате налога на доходы физических лиц;

в) во втором уведомлении (также, как и в третьем) налоговый орган предлагает уплатить (а налогоплательщик уплачивает) четверть годовой суммы авансовых платежей (соответственно в сроки не позднее 15 октября текущего года и 15 января года, следующего (непосредственно) за текущим). При этом не следует упускать из виду, что последний день упомянутых сроков истекает в 24 часа (ст. 6.1 НК).

9. Особенности правил п. 10 состоят в том, что:

а) они применяются лишь тогда, когда у индивидуального предпринимателя (иных лиц, указанных в п. 1 ст. 227) произошло значительное:

— увеличение дохода. При этом законодатель впервые легально определил, что считается значительным увеличением дохода: это увеличение дохода более чем на 50% в текущем налоговом периоде по сравнению с предполагаемым доходом, сумма которого определена в соответствии с правилами п. 7 и 8 ст. 227;

— уменьшение дохода. Уменьшение считается значительным, если размер дохода меньше чем размер предполагаемого дохода более чем на 50%.

В практике фирмы возник вопрос: подлежат ли применению правила п. 10 ст. 227, если доход в налоговое периоде увеличился (или уменьшился) ровно на 50%?

Нет, не подлежит: законодатель жестко предусмотрел — необходимо, чтобы доход увеличился (уменьшился) более чем на 50% (а не на 50% и более!);

б) они предписывают налогоплательщику (а не дают ему право) представлять в налоговый орган новую налоговую декларацию. При этом:

— в налоговой декларации указывается новая уточненная сумма предполагаемого дохода (имеется в виду только доход от деятельности, указанной в п. 1 ст. 227: иные виды доходов индивидуальных предпринимателей (приравненных к ним лиц) — в п. 10 ст. 227, не имеются в виду);

— налогоплательщик должен представить налоговую декларацию, не дожидаясь получения соответствующего уведомления от налогового органа (см. об этом выше);

в) они предписывают налоговым органам (при изменении размера дохода более чем на 50%) производить перерасчет сумм авансовых платежей (либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения). При этом перерасчет производится:

— только по ненаступившим срокам уплаты авансовых платежей. Обязать налогоплательщика увеличить размер уплаты авансовой суммы за прошедший срок уплаты этой суммы налоговый орган не вправе;

— но позднее 5 календарных дней с момента получения от налогоплательщика новой налоговой декларации. Отсчет начинается со следующего (после дня получения налоговой декларации) дня. При исчислении этого срока не исключаются и нерабочие дни (ст. 6.1 НК).

О судебной практике см.: Вестник ВАС. 2000. N 7. С. 5.

Статья 227 НК РФ. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами

СТ 227 НК РФ.

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие
налогоплательщики:
1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством
порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские
кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке
частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют
суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей
225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется
налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате
налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в
соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить
в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки,
установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в
соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту
учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым
периодом.

7. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей
статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия
частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием
суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в
налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При
этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

8. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм
авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании
суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий
налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего
Кодекса.

9. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых
уведомлений:
1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы
авансовых платежей;
2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой
суммы авансовых платежей;
3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой
годовой суммы авансовых платежей.

10. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в
налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с
указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1
настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм
авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней
с момента получения новой налоговой декларации.

Комментарий к Ст. 227 Налогового кодекса

В статье 227 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями физических лиц.

Анализируя пункт 1 статьи 227 НК РФ, Минфин России разъяснил, что если организация, при посредстве которой физическое лицо осуществляет операции с ценными бумагами, относится к одной из вышеуказанных категорий лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислить сумму налога на доходы физических лиц, удержать ее из дохода налогоплательщика и перечислить в бюджет независимо от того, является физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет.

В случае если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, доходы от операций с ценными бумагами при расчете налоговой базы от предпринимательской деятельности вторично не учитываются (см. письмо от 10.02.2011 N 03-04-05/4-74).

В письме от 01.02.2011 N 03-04-06/3-14 контролирующий орган указал, что при получении индивидуальными предпринимателями от организации доходов от осуществления предпринимательской деятельности организация не признается налоговым агентом, поскольку в данной ситуации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщики осуществляют самостоятельно.

При этом в документах, являющихся основанием для выплаты дохода, должно быть отражено, что такая выплата была произведена индивидуальному предпринимателю в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

НК РФ не устанавливает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них налогоплательщиками доходах.

Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 29.12.2010 N 03-04-06/6-321.

Как отметило налоговое ведомство, самостоятельное исчисление и уплату налога в соответствии с положениями пункта 1 статьи 227 НК РФ производят зарегистрированные в установленном порядке индивидуальные предприниматели в отношении доходов, полученных ими от их профессиональной деятельности.

Упомянутые в Законе выплаты к доходам от предпринимательской деятельности не относятся, так как они не производятся в связи с осуществлением поставок товаров, выполнением работ и оказанием услуг.

Таким образом, на такие выплаты положения статьи 227 НК РФ не распространяются (см. письмо от 05.05.2010 N ШС-37-3/1192).

В письме от 19.03.2010 N 03-04-06/2-40 официальный орган пояснил, что организация-брокер, выплачивающая физическому лицу доход от операций ценными бумагами в рамках действующего договора на брокерское обслуживание, является налоговым агентом и независимо от статуса физического лица обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму налога.

Исчисление налога производится с применением ставки, установленной статьей 224 НК РФ.

В письме от 25.11.2009 N 03-04-05-01/828 финансовое ведомство заметило, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по суммам доходов, полученных от такой деятельности, самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 227 НК РФ.

Доходы, полученные по договору на выполнение работ по взысканию дебиторской задолженности, заключенному с организацией до вступления в адвокатуру, не относятся к доходам, полученным от осуществления адвокатской деятельности.

Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц на основании статьи 226 НК РФ возлагается на организацию, осуществляющую выплату такого дохода физическому лицу.

В письме Минфина России от 03.03.2014 N 03-11-11/8830 рассмотрен вопрос о налогообложении налогом, уплачиваемым при применении УСН, и НДФЛ доходов арбитражного управляющего, зарегистрированного в качестве ИП. Налоговый орган указал, что доходы арбитражного управляющего, полученные от деятельности в качестве арбитражного управляющего, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. В случае если гражданин, являющийся арбитражным управляющим, также осуществляет предпринимательскую деятельность, то в отношении указанной предпринимательской деятельности он может применять упрощенную систему налогообложения в общеустановленном главой 26.2 НК РФ порядке. (Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 10.02.2014 N 03-11-11/5129.)

В письме Минфина России от 30.04.2013 N 03-11-11/15591 дополнительно указывается, что доходы арбитражного управляющего, полученные с 1 января 2011 г. от деятельности в качестве арбитражного управляющего, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

А в письме от 26.11.2008 N 03-04-06-01/354 Минфин России указал, что оценщик, занимающийся частной практикой, обязан самостоятельно производить исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 227 НК РФ.

В письме от 25.11.2008 N 03-11-04/2/179 финансовое ведомство разъяснило, что при получении физическим лицом дохода от операций купли-продажи ценных бумаг исчисление и уплата налога производится в соответствии с положениями статьи 214.1 НК РФ вне зависимости от того, осуществляет ли физическое лицо — получатель дохода операции с ценными бумагами в качестве индивидуального предпринимателя или нет.

В письме от 29.09.2008 N 03-04-06-01/286 контролирующий орган заметил, что в соответствии со статьей 214.1 НК РФ налоговыми агентами признаются брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иные лица, совершающие операции по договору поручения, по иному подобному договору в пользу налогоплательщика — физического лица.

Таким образом, если организация, выплачивающая физическому лицу доход от реализации ценных бумаг, относится к одной из вышеуказанных категорий лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет в соответствии с положениями статьи 226 НК РФ, а также представить в налоговый орган сведения об указанных доходах физического лица.

Как заметило налоговое ведомство, если физическое лицо работает в частном детективном агентстве по трудовому договору, а также зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (вид деятельности — частный детектив), то оно обязано представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в порядке и сроки, которые установлены НК РФ. Причем эта обязанность не зависит от получения физическим лицом дохода от осуществления предпринимательской деятельности (см. письмо от 22.05.2008 N 28-10/049453).

В письме Минфина России от 05.08.2013 N 03-04-05/31310 разъясняется, что при выплате пособий по временной нетрудоспособности в пользу нотариусов нотариальная палата признается налоговым агентом. На нотариальную палату возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет сумм налога на доходы физических лиц.

Судебная практика.

На практике у организаций-работодателей возникают вопросы об удержании налога на доходы физических лиц, в частности, должна ли организация-работодатель удерживать налог на доходы физических лиц с вознаграждения, которое выплачивается предпринимателю, в случае если обязанности по трудовому договору и гражданско-правовому договору совпадают?

По данному вопросу отсутствует официальная позиция, однако есть две точки зрения арбитражных судов.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 15.09.2008 N Ф09-6632/08-С2 пришел к выводу о формальности указанных договоров, выполнении ими работ в рамках трудовых отношений и получении в связи с этим заработной платы. Поэтому с полученного дохода работодатель должен был удержать и перечислить налог на доходы физических лиц.

Однако по данному вопросу есть и другая точка зрения.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2008 N А05-8046/2007 пришел к выводу, что физические лица, выполняя обязанности на основании заключенных с организацией трудовых договоров, одновременно (как предприниматели) выполняли для организации работы по гражданско-правовым договорам. Судом был отклонен довод налогового органа о том, что вознаграждение за выполненные предпринимателями подрядные работы является формой оплаты их труда как штатных работников организации и подлежит включению в базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-04-07/4-8 обращается внимание, что рыночные цены, определяемые в соответствии с главой 14.2 НК РФ при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, учитываются физическими лицами, перечисленными в статье 227 НК РФ, при указании ими сумм доходов в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц при ее представлении по истечении календарного года (налогового периода по налогу на доходы физических лиц) в налоговый орган.

На основании пункта 2 статьи 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 комментируемой статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 19.11.2012 N НД-4-8/19411@ рассмотрен вопрос о принудительном взыскании с индивидуального предпринимателя авансовых платежей по НДФЛ. По данному вопросу контролирующий орган дал нижеследующее разъяснение.

Налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу статьи 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу. Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

Анализируя пункт 3 статьи 227 НК РФ, Минфин России разъяснил, что авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налоговыми органами исходя из сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, а исчисление и уплата налога по окончании налогового периода производятся налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм авансовых платежей, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (см. письмо от 24.12.2008 N 03-04-05-01/471).

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает императивное правило, согласно которому убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу по НДФЛ.

Судебная практика.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 N 3920/13 разъясняется, что предоставление индивидуальным предпринимателям права выбора метода признания доходов и расходов при общем режиме налогообложения необходимо также постольку, поскольку в силу пункта 4 статьи 227 НК РФ индивидуальные предприниматели при получении убытка в текущем налоговом периоде не имеют права на уменьшение на сумму этого убытка доходов будущих периодов. Данный убыток может возникнуть в том числе ввиду особенностей налогового учета и признания фактически понесенных расходов ранее момента получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены.

Согласно пункту 5 статьи 227 НК РФ налоговый орган заметил, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный и осуществляющий в г. Москве такие виды предпринимательской деятельности, как оптовая и розничная торговля, грузоперевозки, обязан представлять налоговую отчетность и уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения по месту своего жительства (см. письмо от 09.02.2010 N 20-14/2/013281@).

Аналогичная позиция содержится в письме УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2009 N 20-14/2/019619, согласно которой индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Краснодаре, осуществляя розничную торговлю в Москве, обязан представлять налоговую отчетность и уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения по месту своего жительства, то есть в Краснодаре.

В письме от 08.06.2006 N 04-2-03/121 налоговое ведомство указало, что граждане, зарегистрированные по месту пребывания и при этом имеющие регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, для получения социальных и имущественных налоговых вычетов представляют налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства.

Судебная практика.

На практике у индивидуальных предпринимателей возникают вопросы, в частности, о том, необходимо ли подавать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, в случае если доход в налоговом периоде не получен и суммы налога к уплате нет.

По данному вопросу есть официальная позиция, изложенная в письме от 23.07.2008 N 03-04-05-01/271, согласно которой для лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, особенности исчисления сумм налога, порядок и сроки его уплаты установлены статьей 227 НК РФ.

При этом для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, освобождение от представления декларации в налоговый орган не предусмотрено.

Таким образом, индивидуальный предприниматель должен подавать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в любом случае, в частности, в случае если доход в налоговом периоде не получен и суммы налога к уплате нет.

В правоприменительной практике у индивидуальных предпринимателей возникают и иные вопросы по поводу налоговой декларации, например, индивидуальный предприниматель не вел свою деятельность в течение всего налогового периода.

Должен ли индивидуальный предприниматель в данном случае подавать налоговую декларацию?

По данному вопросу отсутствует официальная позиция, однако есть судебные решения.

Так, в своем Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 N А66-3075/2010 пришел к выводу о том, что предприниматель не обязан представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц, если не вел деятельность в течение всего налогового периода.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2006 N А26-9328/2005-28 также пришел к выводу о том, что индивидуальные предприниматели, не осуществляющие в течение всего налогового периода деятельность, облагаемую налогом на доходы физических лиц, не являются плательщиками этого налога и, соответственно, не обязаны представлять в налоговые органы соответствующую декларацию.

При анализе пункта 6 статьи 227 НК РФ налоговое ведомство разъяснило, что уплата налога на доходы физических лиц как за себя, так и с выплаченных физическим лицам доходов производится индивидуальным предпринимателем в налоговую инспекцию по месту учета. Об этом сказано в пункте 7 статьи 226 и пункте 6 статьи 227 НК РФ.

Исключением является случай, когда индивидуальный предприниматель регистрируется в налоговом органе по месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, где он является налоговым агентом, в отношении доходов наемных работников, привлеченных им для осуществления деятельности. В этом случае индивидуальный предприниматель обязан уплачивать налог на доходы физических лиц, удержанный из доходов указанных работников, по месту постановки на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход (см. письмо от 09.02.2010 N 20-14/2/013281@).

При анализе пункта 7 статьи 227 НК РФ Минфин России отметил, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/8-200).

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 17.01.2013 N 03-04-05/3-29 разъясняется, что обязанность представления арбитражным управляющим налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего возникает с момента фактического получения дохода арбитражным управляющим от такой деятельности. Арбитражный управляющий при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц вправе уменьшить сумму доходов, полученную от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве, на профессиональный налоговый вычет в сумме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в указанном деле о банкротстве, в том числе и в случае, когда такие расходы были понесены в предшествующем налоговом периоде.

Судебная практика.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 N 17АП-5068/2013-АК разъясняется, что согласно пункту 7 статьи 227 НК РФ в случае появления в течение года у физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, соответственно, в силу статьи 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не может являться недоимкой по налогу.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 N 17АП-5068/2013-АК было оставлено без изменения решением вышестоящего суда — Постановлением ФАС Уральского округа от 16.10.2013 N Ф09-9706/13.

На основании пункта 8 статьи 227 НК РФ в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 комментируемой статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом законодатель установил, что сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Анализируя пункт 8 статьи 227 НК РФ, Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусмотрена уплата авансовых платежей индивидуальным предпринимателем в случае, если налоговое уведомление не получено им в установленном порядке (см. письмо от 15.04.2011 N 03-04-05/3-266).

В письме от 08.04.2009 N 20-14/2/033346@ налоговое ведомство пояснило, что начисление пеней на сумму авансовых платежей производится исходя из суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы физических лиц, исчисленного на основании фактически полученного налогоплательщиком в налоговом периоде дохода.

А в письме от 24.12.2008 N 03-04-05-01/471 финансовое ведомство заметило, что авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налоговыми органами исходя из сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, а исчисление и уплата налога по окончании налогового периода производятся налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм авансовых платежей, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Судебная практика.

На практике у налоговых агентов возникают вопросы, в частности, в случае неуплаты авансовых платежей будет ли возникать недоимка по налогу на доходы физических лиц.

НК РФ не дает ответ на вопрос о том, будет ли возникать недоимка по налогу на доходы физических лиц в случае неуплаты авансовых платежей.

По данному вопросу отсутствует официальная позиция, однако есть сложившаяся судебная арбитражная практика.

Так, в своем Постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/16032-10 пришел к выводу о том, что налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, соответственно, в силу статьи 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не может являться недоимкой по налогу.

Кроме того, ФАС Московского округа отметил, что из норм НК РФ не усматривается право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 21.04.2010 N А68-12673/09 также пришел к аналогичному выводу.

Таким образом, исходя из сложившейся судебной арбитражной практики, следует, что в случае неуплаты авансовых платежей недоимка по налогу на доходы физических лиц возникать не будет.

Пункт 9 комментируемой статьи устанавливает сроки уплаты авансовых платежей налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений. Законодатель установил следующие сроки:

1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В пункте 10 комментируемой статьи законодатель установил, что в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 статьи 227 НК РФ, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 06.11.2012 N ЕД-4-3/18684@ рассмотрен вопрос о порядке перерасчета сумм авансовых платежей по НДФЛ по ненаступившим срокам уплаты на основании корректирующей налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода. По данному вопросу контролирующий орган дал нижеследующее разъяснение.

Перерасчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц на основании корректирующей налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода следует производить по ненаступившим срокам уплаты с учетом указанных положений статьи 52 НК РФ, то есть в рассматриваемом случае по срокам не позднее 15 октября текущего года и 15 января следующего года.

>Статья 227. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами

Другие статьи раздела

  • Статья 207. Налогоплательщики
  • Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации
  • Статья 209. Объект налогообложения
  • Статья 210. Налоговая база
  • Статья 211. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме
  • Статья 212. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды
  • Статья 213. Особенности определения налоговой базы по договорам страхования
  • Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами
  • Статья 214. Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации
  • Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами
  • Статья 214.2. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях
  • Статья 214.2.1. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива
  • Статья 214.3. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги
  • Статья 214.4. Особенности определения налоговой базы по операциям займа ценными бумагами
  • Статья 214.5. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества
  • Статья 214.6. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 214.7. Особенности определения налоговой базы и исчисления налога по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях
  • Статья 214.8. Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога при выплате доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 214.9. Особенности определения налоговой базы, учёта убытков, исчисления и уплаты налога по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете
  • Статья 215. Особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан
  • Статья 216. Налоговый период
  • Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 217.1. Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества
  • Статья 218. Стандартные налоговые вычеты
  • Статья 219. Социальные налоговые вычеты
  • Статья 219.1. Инвестиционные налоговые вычеты
  • Статья 220. Имущественные налоговые вычеты
  • Статья 220.1. Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами
  • Статья 220.2. Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе
  • Статья 221. Профессиональные налоговые вычеты
  • Статья 222. Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по установлению социальных и имущественных вычетов
  • Статья 223. Дата фактического получения дохода
  • Статья 224. Налоговые ставки
  • Статья 225. Порядок исчисления налога
  • Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами
  • Статья 226.1. Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов
  • Статья 227. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами
  • Статья 227.1. Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации. Порядок уплаты налога
  • Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога
  • Статья 229. Налоговая декларация
  • Статья 230. Обеспечение соблюдения положений настоящей главы
  • Статья 231. Порядок взыскания и возврата налога
  • Статья 231.1. Особенности возврата налога, удержанного налоговым агентом с отдельных видов доходов
  • Статья 232. Устранение двойного налогообложения
  • Статья 233. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ.

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

8. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

9. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

10. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Комментарий к Ст. 227 НК РФ

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также нотариусы и адвокаты, занимающиеся своей деятельностью в форме адвокатского кабинета.

Следует иметь в виду, что тот, кто занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но не зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя, при исполнении возложенных на него Налоговым кодексом РФ обязанностей не вправе ссылаться на то, что он индивидуальный предприниматель.

В соответствии с комментируемой ст. 227 НК РФ исчисление и уплата налогов на доходы физических лиц возложены:

— на физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;

— на нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Указанные налогоплательщики, руководствуясь ст. 225 НК РФ (см. комментарий к ней), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате.

Объектом налогообложения в предпринимательской деятельности и частной практике являются доходы, полученные от этой деятельности, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, или же возникшее у налогоплательщика право распоряжаться ими.

Следует помнить, что в соответствии со ст. 210 НК РФ, если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания налоговую базу не уменьшают. Впрочем, как и понесенные физическим лицом убытки прошлых лет.

Дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности и частной практики определяется как день:

— выплаты такого дохода налогоплательщику, в том числе перечисления такого дохода на его банковские счета либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

— передачи налогоплательщику доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме.

Указанные плательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если у указанных налогоплательщиков в течение года появятся доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, то они обязаны представить налоговую декларацию, указав сумму предполагаемого дохода от этой деятельности в текущем налоговом периоде. Сделать это необходимо в течение 5 дней по истечении месяца со дня получения таких доходов (п. 7 ст. 227 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 227 НК РФ исчислением суммы авансовых платежей на основании поданной налоговой декларации и прилагаемых к ней документов занимается налоговый орган. Он же рассчитывает сумму авансовых платежей на текущий налоговый период, опираясь на сумму предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или же на сумму фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены п. 9 ст. 227 НК РФ, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых

платежей; за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых

платежей; за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы

авансовых платежей.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу ст. 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

В соответствии со ст. ст. 45 — 47 НК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога и сбора, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимает решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — индивидуального предпринимателя в банках и решение о взыскании за счет имущества должника.

ФНС России, разъясняя вопрос о порядке применения обеспечительных мер и мер взыскания авансовых платежей по НДФЛ, указала, что вышеуказанная ФНС России точка зрения подтверждается судебно-арбитражной практикой, складывающейся при рассмотрении аналогичной категории споров, в частности: Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г. N ВАС-12357/09, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2010 г. по делу N А40-138216/09-108-1001, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2010 г. по делу N А65-26160/2009, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 апреля 2010 г. по делу N А68-12673/09, Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2009 г. по делу N А78-2959/2009, Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 октября 2006 г. N Ф04-7049/2006(27692-А45-29) (Письмо ФНС России от 19 ноября 2012 г. N НД-4-8/19411@).

Следует помнить, что если в налоговом периоде доход увеличился или же, наоборот, уменьшился более чем на 50%, то налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию, указав суммы предполагаемого дохода от своей деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган не позднее 5 дней с момента получения декларации должен произвести перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ).

Граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, а также лица, получающие доходы от частной практики, — нотариусы и адвокаты — должны декларировать свои доходы в налоговой инспекции. Предприниматели уплачивают налог на доходы физических лиц с суммы полученных ими доходов, уменьшенной на величину понесенных расходов и налоговых вычетов.

Исключение составляют лишь предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход, а также использующие патентную систему налогообложения. Плательщиками налога на доходы физических лиц они не являются, поэтому сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ им не нужно.

Также следует обратить внимание на такие важные моменты.

1. Все полученные предпринимателем доходы нужно указывать в декларации без налога на добавленную стоимость (если предприниматель является плательщиком НДС).

2. Чтобы рассчитать налог, в декларации необходимо показать и понесенные в течение года расходы. Доходы, полученные в течение года, можно уменьшить только на те расходы, которые подтверждены документами. При этом в расходы можно включать только те суммы, которые были оплачены. Поэтому к накладной или счету-фактуре всегда должен прикладываться документ, подтверждающий оплату, — платежное поручение, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или бланк строгой отчетности.

По общему правилу подлинники документов или их копии нужно приложить к декларации. Правда, в большинстве случаев это будет весьма внушительная по размерам папка, а то и не одна. Поэтому во многих налоговых инспекциях не требуют представлять сами документы, подтверждающие расходы, достаточно лишь составить их реестр. Таким образом, прежде чем подавать декларацию, предпринимателю лучше уточнить в своей инспекции, в какой форме представлять документы, подтверждающие расходы.

3. Если предприниматель является плательщиком НДС, то все расходы нужно показывать без «входного» налога, поскольку эти суммы должны быть приняты к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость. Если же предприниматель освобожден от НДС, то «входной» налог надо было включать в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).

4. Даже если предприниматель не получал в отчетном году никаких других доходов, кроме как от предпринимательской деятельности, он (при выполнении необходимых для этого условий) имеет право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты.

Статья 227.1. Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации. Порядок уплаты налога

1. В порядке, установленном настоящей статьей, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее в настоящей статье — патент), следующими категориями иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность:
1) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Фиксированные авансовые платежи по налогу уплачиваются за период действия патента в размере 1200 рублей в месяц с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

3. Размер фиксированных авансовых платежей, указанный в пункте 2 настоящей статьи, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (далее в настоящей статье — региональный коэффициент), устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.
В случае, если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта Российской Федерации не установлен, его значение принимается равным 1.

4. Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.

При этом в платежном документе налогоплательщиком указывается наименование платежа «Налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа».

5. Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, исчисляется ими с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

6. Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.
Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Налоговый орган направляет указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.

7. В случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

8. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, освобождаются от обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:
1) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;
2) налогоплательщик выезжает за пределы территории Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;
3) патент аннулирован в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

(Статья дополнительно включена с 21 мая 2010 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 368-ФЗ.

Консультации и комментарии юристов по ст 227.1 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 227.1 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.