Ст 149 п 2

Подождите, идет загрузка документа…

СОГЛАСНО ПОДП. 14 П. 2 СТ. 149 НК РФ УСЛУГИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНЫ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ В ПАКЕТ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КРОМЕ ЛЕКЦИЙ ТАКЖЕ ВКЛЮЧАЕТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПИТАНИЕМ, ПРОЖИВАНИЕМ В ГОСТИНИЦЕ. ПРАВА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В ТОМ, ЧТО В СЧЕТЕ — ФАКТУРЕ СТОИМОСТЬ ОКАЗАННЫХ УСЛУГ УКАЗЫВАЕТСЯ ОБЩЕЙ СУММОЙ? ВХОДЯЩИЙ НДС ПО ПРИОБРЕТЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, УСЛУГ СТОЛОВОЙ И ГОСТИНИЦЫ ВКЛЮЧАЕТСЯ В СОСТАВ ЗАТРАТ. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 28 января 2003 г. N 24-11/05512 (Д) Согласно подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно — производственного (по направлению основного и дополнительного образования, указанному в лицензии) или воспитательного процесса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). При этом реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно — производственными мастерскими в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса. Таким образом, реализация образовательной организацией дополнительных услуг, в частности, обеспечение учащихся питанием и проживанием облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, реализация учебной литературы в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ подлежит обложению по ставке 10%. В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Кроме того, в соответствии с п.

Представление документов для подтверждения права на освобождение по ст.149 НК РФ

4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 28 января 2003 г. N 24-11/05512

Все статьи Нарушения применения ст. ст. 145 и 149 НК РФ: обзор арбитражной практики (Щедрина Т.)

В силу норм ст. 143 НК РФ государственные (муниципальные) учреждения признаются плательщиками НДС. Согласно позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее — Постановление N 33), государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками НДС по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. ст. 125 ГК РФ. Несмотря на то что бюджетные учреждения, в соответствии с гл. 21 НК РФ, являются плательщиками НДС, они, применяя положения ст. 145 (ею установлено право на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС) и 149 НК РФ (в статье поименованы операции, освобожденные от обложения НДС), не исчисляют и не уплачивают этот налог в бюджет. Основываясь на примерах из арбитражной практики, приведем нарушения применения бюджетными учреждениями положений ст. ст. 145 и 149 НК РФ.

Неправильный расчет выручки для применения положений ст. 145 НК РФ

Учреждения могут быть освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ). Но в связи с этим возникают следующие вопросы:
— необходимо ли при расчете выручки учитывать суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС в силу норм ст. 149 НК РФ;
— принимаются ли в расчет выручки суммы, полученные от операций, не являющихся объектом обложения НДС;
— если налогоплательщик совмещает общий режим налогообложения и спецрежим в виде уплаты ЕНВД, то нужно ли в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в выручку суммы, полученные от операций, облагаемых ЕНВД (п. 1 ст. 145 НК РФ), или нет?
Довольно распространенными являются случаи, когда налогоплательщик при расчете суммы выручки за три последовательных календарных месяца не учитывал суммы, полученные им от операций, не подлежащих обложению НДС, а также от операций, не являющихся объектом обложения НДС. При проведении выездных налоговых проверок работники налогового органа фиксировали данный факт как нарушение положений ст. 145 НК РФ. Правомерность своих действий им приходилось часто доказывать в суде. Как отметила ФНС России в своем Письме от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ "О порядке определения выручки для целей применения ст. 145 НК РФ", нормами статьи 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС либо не признающихся объектом обложения НДС.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по делу N А06-1871/2011, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика направлено на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, согласно позиции ВАС РФ, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.
В Постановлении N 33 даны следующие разъяснения относительно применения положений ст. 145 НК РФ. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения названной статьи, судам нужно исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны. Постановления Пленума ВАС для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в анализируемом случае. С учетом изложенного размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ необходимо рассчитывать только в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Таким образом, позиция налоговых органов о нарушении налогоплательщиком положений ст. 145 НК РФ, когда он при расчете суммы выручки за три последовательных календарных месяца не принял в расчет суммы, полученные им от операций, не подлежащих обложению НДС, а также от операций, не являющихся объектом обложения НДС, является неправомерной.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ для организаций по общему правилу документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж и копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. При этом, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета.
Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 НК РФ нужно исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.

Неправильное применение норм ст. 149 НК РФ

Рассмотрим частный случай неправильного применения положений обозначенной статьи (Постановление АС УО от 03.02.2015 N Ф09-9649/14 по делу N А60-17041/2014).

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

По итогам проведения проверки образовательного учреждения налоговый орган доначислил учреждению суммы НДС. Основанием для доначисления НДС послужил вывод налогового органа о неправомерном применении учреждением пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ в связи с отсутствием в приложении к лицензии на ведение образовательной деятельности 25 структурных подразделений учреждения. Не согласившись с принятым налоговым органом решением, учреждение обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что налоговым органом не доказана неправомерность применения налогоплательщиком этого подпункта.
В соответствии с названным подпунктом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях. При этом согласно п. 6 указанной статьи перечисленные в ней операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, для получения льготы в виде освобождения реализуемых услуг от обложения НДС необходима совокупность следующих условий: отнесение услуг к числу направленных на содержание детей в дошкольных учреждениях и наличие лицензии — только в том случае, если такая лицензия необходима.
Судом установлено, что в проверяемый период налогоплательщик осуществлял основной вид деятельности — дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОКВЭД 80.10.1). Налогоплательщик имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, в приложении к которой указано, что учреждение имеет право на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по месту нахождения лицензиата и по 11 адресам мест нахождения филиалов (детских садов). Остальные 25 филиалов в приложениях к лицензии не поименованы, но при этом фактически образовательная деятельность в данных филиалах (детских садах) осуществляется, что подтверждается представленными налогоплательщиком документами (договорами, положениями о детских садах, образовательными программами, анализом счетов учета выручки). Помимо этого, оказываются услуги по содержанию детей.
Руководствуясь п. 2 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", суды пришли к выводу, что обстоятельства, положенные в основу вывода инспекции о неправомерном применении пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, свидетельствуют о нарушении порядка лицензирования, не относящимся к грубым нарушениям. Налоговый орган не является лицом, контролирующим соблюдение требований в области лицензирования. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о несоответствии закону оспариваемого решения инспекции (Постановление АС УО от 03.02.2015 N Ф09-9649/14 по делу N А60-17041/2014).

* * *

В этом материале были представлены лишь те ситуации по применению положений ст. ст. 145 и 149 НК РФ, которые рассматривались в судах. Фактически нарушений данных норм Налогового кодекса намного больше.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Правомерно ли применение льготы по пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации коммунальных услуг по цене выше, чем они были приобретены?

Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС реализация коммунальных услуг (в том числе электроэнергии), предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

При этом возникает вопрос: правомерно ли применение льготы по пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации коммунальных услуг по цене выше, чем они были приобретены?

По данному вопросу есть официальная позиция Минфина России, ФНС России, УФНС России по г. Москве, согласно которой для применения льготы цена реализации коммунальных услуг должна соответствовать цене их приобретения. Есть судебные акты и работы авторов, подтверждающие данный подход.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 20.09.2011 N 03-07-14/93

Разъяснено, что от обложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у ресурсоснабжающих организаций.

Аналогичные выводы содержит…

Письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-07/32

Письмо Минфина России от 02.09.2011 N 03-07-14/89

Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169

Письмо ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@ "О направлении Письма Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2009 N 03-07-15/169 о порядке применения норм Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (вместе с Письмом Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169)

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042344

Консультация эксперта, 2010

Консультация эксперта, 2010

Консультация эксперта, 2010

КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года

Статья: Изменения в налогообложении товарищества собственников жилья (Семенихин В.В.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 17)

Статья: Изменения НДС и практика применения, налоговый и бухгалтерский учет (Тарловская М.А.) ("Клуб главных бухгалтеров", 2010, N 4)

Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 N Ф09-2727/12 по делу N А60-18770/11

Суд указал, что организация не вправе применять положения пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ к той части суммы, которая превышает стоимость приобретения коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации.

Аналогичные выводы содержит…

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.2012 по делу N А55-22229/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2011 по делу N А33-9365/2010

Суд указал, что от НДС освобождается реализация коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по цене, соответствующей стоимости их приобретения (в том числе с учетом НДС) у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Правомерно ли применение льготы по пп. 30 п.

An error occurred.

3 ст. 149 НК РФ при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по цене выше, чем они были приобретены?

Согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

При этом возникает вопрос: правомерно ли применение льготы по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по цене выше, чем они были приобретены?

Согласно официальной позиции Минфина России, ФНС России, УФНС России по г. Москве для применения льготы цена реализации работ, услуг по содержанию общего имущества и ремонту управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК должна соответствовать стоимости их приобретения. Есть судебные акты и работы авторов, подтверждающие данную точку зрения.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 15.07.2011 N 03-07-07/34

Разъяснено, что от обложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Аналогичные выводы содержит…

Письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-07/32

Письмо Минфина России от 06.05.2011 N 03-07-14/45

Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-07-14/18

Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169

Письмо ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@ "О направлении Письма Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2009 N 03-07-15/169 о порядке применения норм Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (вместе с Письмом Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169)

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042344

КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года

Статья: Изменения в налогообложении товарищества собственников жилья (Семенихин В.В.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 17)

Статья: Изменения НДС и практика применения, налоговый и бухгалтерский учет (Тарловская М.А.) ("Клуб главных бухгалтеров", 2010, N 4)

Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 N Ф09-2727/12 по делу N А60-18770/11

Суд указал, что от НДС освобождаются работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, только если они приобретены у третьих лиц и стоимость реализации указанных работ (услуг) равна стоимости их приобретения. Общество не вправе применять освобождение по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ к части суммы, превышающей стоимость услуг, оказанных обществу исполнителями работ.

Аналогичные выводы содержит…

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.2012 по делу N А55-22229/2011

Постановление ФАС Уральского округа от 17.02.2012 N Ф09-10117/11 по делу N А60-20248/2011

Суд установил, что общество реализовало потребителям работы (услуги) по содержанию общего имущества по стоимости, соответствующей стоимости приобретенных обществом таких работ (услуг) у подрядных организаций. В связи с этим общество правомерно применяло льготу по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации работ (услуг) по содержанию общего имущества.

Консультация эксперта, 2010

Автор разъясняет, что согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме только при условии, что цена их реализации соответствует цене их приобретения. Если же их стоимость превышает цену приобретения у подрядчиков, то данные работы (услуги) облагаются НДС в общем порядке. Налоговая база по данным работам (услугам) определяется на основании п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость этих работ (услуг), исчисленная исходя из цены, определенной договором управления.

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 519 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте: