Ст 119 воздушного кодекса РФ

В июне 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2014 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ»

Данный Закон дает право авиаперевозчикам продавать авиабилеты двух видов:

— по возвратному тарифу (с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки);

— по невозвратному тарифу (без условий о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки).

При этом, билет, приобретенный по возвратному тарифу, значительно дороже билета, приобретенного по невозвратному тарифу.

У многих потребителей возникают вопросы о правомерности продажи билетов по невозвратным тарифам и о возможности возврата денежных средств за билеты, в случае, если поездка по какой-либо причине не состоится.

В соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций (аэропортовые сборы и т.д.).

При этом необходимо учитывать, что согласно положению ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), исполнитель (в данном случае – перевозчик) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно ст. 12 Закона если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.

Исполнитель, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 29 Закона, за недостатки услуги, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Та же ответственность установлена п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса, согласно которой перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы, перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из этого следует, что в случае, если потребителю не была предоставлена информация о возможности возврата билета, он может требовать расторжения договора перевозки на условиях, предусматривающих возврат провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира в полном объеме (без удержания каких-либо денежных средств).

Кроме того, пассажир может вернуть уплаченную сумму за воздушную перевозку в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки как по возвратным, так и по невозвратным тарифам, по основаниям, установленным п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ:

— в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне. Данный факт потребитель должен подтвердить медицинскими документами, и уведомить об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

— в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника. Данный факт также должен быть подтвержден документально, и перевозчик должен быть уведомлен в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

— в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

Для справки: в соответствии с п. 3 ст.108 Воздушного кодекса РФ под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

26 марта 2010 года

Одобрен

Советом Федерации

31 марта 2010 года

Статья 1

1) в статье 169:

а) абзац второй части первой изложить в следующей редакции:

«наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.»;

б) абзац второй части второй изложить в следующей редакции:

«наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.»;

в) в примечании слова «двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — один миллион рублей» заменить словами «один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей»;

2) в абзаце первом части первой статьи 171 слова «без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий,» заменить словами «без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна,»;

3) в абзаце первом части первой статьи 172 слова «или с нарушением лицензионных требований и условий,» исключить;

4) статью 173 признать утратившей силу;

5) в примечании к статье 174 слова «один миллион» заменить словами «шесть миллионов»;

6) статью 174.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

1. Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.»;

7) в примечании к статье 193 слова «пять миллионов» заменить словами «тридцать миллионов»;

8) в примечании к статье 194 слова «пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион пятьсот тысяч рублей» заменить словами «три миллиона рублей, а в особо крупном размере — тридцать шесть миллионов рублей».

Статья 2

Подпункт 3 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 2004, N 27, ст. 2711) изложить в следующей редакции:

«3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;».

Статья 3. Утратила силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Статья 4

1) статью 106 изложить в следующей редакции:

«Статья 106. Залог

1. Залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства — в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

2. Залог в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого либо обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Ходатайствовать о применении залога перед судом вправе подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо. Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства предварительного расследования и обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения, если последнее поступит.

3. Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — менее пятисот тысяч рублей. Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не может быть обращено взыскание. Порядок оценки, содержания указанного в части первой настоящей статьи предмета залога, управления им и обеспечения его сохранности определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Недвижимое имущество, допущенные к публичному обращению в Российской Федерации акции и облигации, ценности могут быть приняты в залог при условии предоставления подлинных экземпляров документов, подтверждающих право собственности залогодателя на передаваемое в залог имущество, и отсутствия ограничений (обременений) прав на такое имущество. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничение (обременение) прав на имущество не подлежит государственной регистрации или учету, осуществляемому в том числе депозитарием или держателем реестра владельцев ценных бумаг (регистратором), залогодатель в письменной форме подтверждает достоверность информации об отсутствии ограничений (обременений) прав на такое имущество.

5. Деньги, являющиеся предметом залога, вносятся на депозитный счет соответствующего суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело. О принятии залога судом или органом, в производстве которого находится уголовное дело, составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

6. Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым либо обвиняемым, то ему разъясняются существо подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, и связанные с ней обязательства и последствия их нарушения.

7. В постановлении или определении суда о применении залога в качестве меры пресечения суд устанавливает срок внесения залога. Если подозреваемый либо обвиняемый задержан, то суд при условии признания задержания законным и обоснованным продлевает срок задержания до внесения залога, но не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения. В случае, если в установленный срок залог не внесен, суд по ходатайству, возбужденному в соответствии со статьей 108 настоящего Кодекса, рассматривает вопрос об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения.

8. Если внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения, то эта мера пресечения действует до внесения залога.

9. В случае нарушения подозреваемым либо обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, залог обращается в доход государства по судебному решению, выносимому в соответствии со статьей 118 настоящего Кодекса.

10. В остальных случаях суд при постановлении приговора или вынесении определения либо постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. При прекращении уголовного дела следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела.»;

2) в части первой.1 статьи 108 слова «статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» заменить словами «статьями 159, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

3) в части шестой статьи 118 слова «частью четвертой статьи 106» заменить словами «частью девятой статьи 106»;

4) в статье 151:

а) в пункте 3 части второй цифры «172 — 174» заменить цифрами «172, 174»;

б) в части пятой цифры «172 — 174» заменить цифрами «172, 174».

Статья 5

Пункт 97 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848) признать утратившим силу.

Статья 6

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

7 апреля 2010 года

N 60-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 60-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Распоряжение Правительства РФ от 06.03.2013 N 313-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»>

Кроме того, вступившими в силу в 2010 году федеральными законами от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» увеличены размеры крупного и особо крупного ущербов применительно к экономическим и налоговым преступлениям, а также декриминализирован ряд деяний, ранее предусматривавших уголовную ответственность, что привело к прекращению значительного числа уголовных дел.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2013 N 24-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи 212 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.А. Боровкова и Н.И. Морозова»

1.1. Конституционность приведенного правового регулирования порядка прекращения уголовного дела применительно к досудебной стадии уголовного процесса оспаривают заявители по настоящему делу — граждане С.А. Боровков и Н.И. Морозов, уголовные дела в отношении которых постановлениями следователей были прекращены в связи с устранением новым уголовным законом (а именно федеральными законами от 7 апреля 2010 года N 60-ФЗ и от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) преступности и наказуемости инкриминировавшихся им органами предварительного следствия деяний (в отношении С.А. Боровкова — предусматривавшегося частью первой статьи 176 «Незаконное получение кредита» УК Российской Федерации, в отношении Н.И. Морозова — предусматривавшегося частью второй статьи 146 «Нарушение авторских и смежных прав» УК Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 1015-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колесина Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав частью восьмой статьи 106 и частью седьмой.1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. Определением суда гражданину А.В. Колесину, обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных статьей 159 «Мошенничество» и статьей 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» УК Российской Федерации, мера пресечения в виде заключения под стражу — в связи с запретом после вступления в силу Федерального закона от 7 апреля 2010 года N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на ее применение в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении названных преступлений, если они совершены в сфере предпринимательской деятельности и если отсутствуют обстоятельства, указанные в пунктах 1 — 4 части первой статьи 108 УПК Российской Федерации, — была заменена залогом в размере пяти миллионов рублей. Вынесенным позднее без участия А.В. Колесина определением суда в целях устранения неясностей при исполнении ранее принятого решения установлен срок для внесения данной суммы на депозитный счет суда. В дальнейшем, поскольку залог А.В. Колесиным внесен не был, судом удовлетворено ходатайство следователя об изменении ему меры пресечения с денежного залога на заключение под стражу.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова»

4 сентября 2009 года должностными лицами отдела дознания таможенного органа в отношении супругов О.А. Красной и И.В. Эпова были возбуждены уголовные дела в связи с перемещением ими через таможенную границу при въезде в Российскую Федерацию незадекларированных товаров, стоимость которых по результатам экспертизы была оценена в деле О.А. Красной — в сумме 435 150 рублей, в деле И.В. Эпова — 298 770 рублей. После вступления в силу Федерального закона от 7 апреля 2010 года N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым сумма, указанная в примечании к статье 169 УК Российской Федерации в качестве крупного размера стоимости товара, была увеличена до суммы, превышающей 1 500 000 рублей, данные уголовные дела Постановлением судьи Домодедовского городского суда Московской области от 27 апреля 2010 года были прекращены на основании пункта 2 части первой статьи 24 УПК Российской Федерации за отсутствием состава преступления.

Статья 119 (воздушного кодекса) РФ Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире

1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
2. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 1.

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 21 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 246, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N2 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, ст. 2023, ст. 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351) следующие изменения:
1) в статье 107:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки груза грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку».
б) дополнить пунктами 3, 4, 5, 6 в следующей редакции:
«3. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
4. Если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1 , 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, уплаченная за воздушную перевозку сумма не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром фактически не использованы услуги.
5. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с тем, что состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.
6. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктом б пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается».
2) статью 108 изложить в следующей редакции:
«Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира
1. В случае отказа пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При отказе пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, но позднее установленного в соответствии с настоящим пунктом срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
2. В случае если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги.
Сборы, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги, подлежат возврату пассажиру.
Перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных им на маршруте воздушной перевозки тарифов.
3. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с внезапной болезнью пассажира либо болезнью или смертью члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма.
4. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязано информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы, до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы устанавливается федеральными авиационными правилами».
Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение пункта 3 Протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи от 15 декабря 2010 г. N 7, предусматривающего подготовку предложений по внесению в Воздушный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих порядок и условия возврата, а также отказа в возврате авиакомпанией денежных средств, уплаченных пассажиром за воздушную перевозку, при его отказе от полета, в целях создания условий для снижения стоимости воздушных перевозок для пассажиров.
В целях совершенствования порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки законопроектом предусмотрены следующие изменения в ст. 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с действующей статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходя из основных начал гражданского законодательства, базирующихся на принципах добросовестности, разумности и справедливости, предусмотренных статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, пассажир вправе отказаться от услуги по перевозке до момента ее оказания.
При этом оказание пассажиру услуги по перевозке возможно, если он зарегистрировался на рейс до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете.
В этой связи законопроектом предусматривается, что возврат уплаченных за воздушную перевозку сумм осуществляется в случае отказа пассажира от полета до истечения установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете. Согласно действующей ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации при отказе пассажира от полета более чем за 24 часа до отправления воздушного судна перевозчик не имеет права на возмещение расходов на бронирование и оформление перевозочных документов, фактически понесенных им до отказа пассажира от перевозки, что является экономически необоснованным и нарушает принципы равенства сторон и справедливости, предусмотренные статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие у перевозчика правовых оснований для возмещения фактически понесенных им расходов на бронирование и оформление перевозочных документов препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и влечет увеличение их стоимости для пассажиров, поскольку указанные риски включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того отказывается он от перевозки или нет.
В целях создания правовых условий для экономически обоснованного формирования цен на авиаперевозки законопроектом предусмотрено, что сборы за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, фактически использованные пассажиром до отказа от перевозки удерживаются перевозчиком из возвращаемой пассажиру суммы.
Реализация указанных положений законопроекта будет осуществляться в соответствии со ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками на основе тарифов и сборов. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «0 защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей») потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом статьей 39 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы 3 данного закона, могут определяться другими законами.
Согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Таким образом, ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность авиакомпаний по возврату пассажирам провозной платы в случае отказа от перевозки независимо от условий заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
При этом общепринятая международная практика, успешно используемая иностранными авиакомпаниями, предусматривает заключение договоров воздушной перевозки на различных условиях:
с гибкими условиями, по которым возврат уплаченной за воздушную перевозку суммы или изменение даты и времени вылета возможны в любое время;
с ограничениями по возможности изменения даты и времени вылета;
с условием о том, что провозная плата при отказе пассажира от перевозки не возвращается (далее — невозвратные тарифы).
Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные даты и направления по сниженным ценам. Пассажиры, для которых цена авиабилета является определяющим фактором, в первую очередь социально незащищенные слои населения, имеют возможность забронировать свою перевозку заранее по сниженной цене. При этом нивелируется риск того, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки в связи с тем, что авиабилет не будет продан.
За счет заключения договоров воздушной перевозки на различных условиях (чем выше тариф, тем гибче условия договора воздушной перевозки) иностранные авиаперевозчики сегментируют пассажиропоток и имеют возможность предложить перевозку, как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой.
Анализ статистических данных авиакомпаний «Аэрофлот — российские авиалинии», «Авиакомпания «Трансаэро», ГТК «России», «Сибирь», «ЮТэйр», выполняющих 70 процентов пассажирских перевозок, показывает, что сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от перевозки, включая отказы пассажира от перевозки более чем за сутки и менее чем за сутки, с учетом процентного количества повторной продажи билета после отказа пассажира от перевозки, составляет в среднем 8 процентов от выручки по продажам услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами.
Учитывая, что суммарная выручка от продажи услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами по отрасли за 2010 год составила 284,1 млрд. рублей, 8 процентов от этой суммы составляет 22,7 млрд. рублей.
Соответственно риски отказа пассажиров от перевозки, учитываемые российскими авиакомпаниями при формировании тарифов, приводят к суммарному увеличению стоимости перевозки на 22,7 млрд. рублей.
Таким образом, добросовестные пассажиры, выполняющие условия договора воздушной перевозки, покупая авиабилеты «переплачивают» в год сумму в размере 22,7 млрд. рублей.
Также необходимо отметить, что согласно ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных авиакомпаний, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Учитывая, что соглашения о воздушном сообщении не регулируют вопрос возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки, возврат провозной платы иностранными авиакомпаниями осуществляется согласно статьям 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством иностранного перевозчика.
Таким образом, иностранные авиакомпании, продающие на территории Российской Федерации услуги по воздушной перевозке, применяют невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать пассажирам более низкие тарифы, что, в свою очередь, создает условия для оттока пассажиров с российских авиакомпаний и их привлечения на рейсы иностранных авиакомпаний.
При этом предоставление указанных конкурентных преимуществ иностранным авиакомпаниям и создание неравных конкурентных условий для российских авиакомпаний нарушает п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
С учетом изложенного, содержащийся в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации запрет на применение авиакомпаниями невозвратных тарифов приводит:
— к ограничению доступности услуг воздушного транспорта для граждан Российской Федерации, в связи с их высокой стоимостью;
— к созданию для российских авиакомпаний неравных конкурентных условий с иностранными авиакомпаниями.
Установление права российских авиакомпаний на применение невозвратных тарифов с сохранением возможности выбора пассажиром условий договоров, предусматривающих возврат провозной платы при отказе от перевозки, позволит суммарно снизить уровень тарифов, имеющих условие об их невозвратности, на 6,8 млрд. рублей (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов).
Для сравнения объем субсидирования авиакомпаний, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N2 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» в 2010 году составил 2,5 млрд. рублей, что позволило предложить перевозку пассажирам по сниженным ценам. При этом рост объема пассажирских перевозок на субсидируемых направлениях в 2010 году составил 24,7 процента.
Таким образом, наделение авиакомпаний и пассажиров правом заключать договора воздушной перевозки на различных условиях, предусматривающих в случае отказа пассажира от перевозки как полный возврат провозной платы или возврат с удержанием неустойки, так и невозвратные тарифы:
позволит российским авиакомпаниям дополнить тарифную сетку экономичными невозвратными тарифами и предложить пассажирам определенное количество авиабилетов на различные направления по существенно сниженной цене;
позволит пользоваться услугами воздушного транспорта как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой;
приведет к увеличению подвижности населения;
увеличит пассажирооборот российских авиакомпаний;
увеличит налоговые отчисления российских авиакомпаний в федеральный бюджет;
окажет позитивное влияние на экономику в целом.
С учетом изложенного законопроектом предусматриваются изменения в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым в качестве основного правила устанавливается, что в случае отказа пассажира от перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов.
В проекте сохраняется положение действующей статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации о том, что при отказе пассажира от перевозки позднее установленного срока с пассажира удерживается сумма, в размере не более 25 процентов от уплаченной за перевозку суммы.
Исключением из основного правила согласно законопроекту является случай, когда стоимость перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности. В этом случае уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от полета не возвращается, за исключением сборов за фактически неиспользованные пассажиром до отказа от перевозки услуги по договору воздушной перевозки, которые подлежат возврату пассажиру.
При этом перевозчик или уполномоченное им лицо обязано предоставить пассажиру информацию об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
В целях гарантирования прав пассажиров на выбор условий заключаемых договоров законопроектом предусматривается, что перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных перевозчиком на маршруте воздушной перевозки тарифов.
Согласно законопроекту положения п. 1 и 2 ст. 108 в редакции законопроекта об уведомлении за 24 часа об отказе от перевозки, об удержании неустойки и о невозвратных тарифах не распространяются на случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки в связи с болезнью пассажира, либо в связи с задержкой или отменой отправления воздушного судна, иными действиями перевозчика, предусмотренными пунктом 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82.
Согласно законопроекту в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки пассажиру должна быть возвращена уплаченная за воздушную перевозку сумма.
В целях исключения противоречий законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок возврата пассажиру уплаченных за воздушную перевозку сумм в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушениями со стороны пассажира, аналогичный порядку, предусмотренному ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не повлечет изменения расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Для реализации федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» потребуется утверждение приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».
Срок подготовки указанного приказа Минтранса России — 1 месяц со дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации».
Головным исполнителем по разработке приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» является Минтранс России.

Прим. ред.: Законопроект опубликован на сайте Минэкономразвития РФ.

от 20 декабря 1995 года №2697

Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан

(по состоянию на 19 марта 2010 года)

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Аварийно-спасательные работы — это комплекс мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим.

Авиакомпания — юридическое лицо, имеющее действующий сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов.

Авиационная безопасность — нормальная и безопасная деятельность авиации, обеспечиваемая предупреждением и предотвращением актов незаконного вмешательства в ее деятельность.

Незаконное вмешательство в деятельность авиации — противоправное действие или бездействие, посягающее на нормальную и безопасную деятельность авиации, повлекшее несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна или создавшее угрозу наступления таких последствий.

Авиационные работы — специализированные операции, выполняемые средствами авиации в отдельных отраслях хозяйства в целях обеспечения технологических и производственных процессов заказчиков (в сельском хозяйстве, строительстве, обслуживании экспедиций и т.д.), а также для проведения экспериментальных и научноисследовательских работ, санитарных и природоохранных мероприятий, оказания медицинской помощи населению, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Происшествие авиационное — событие, происшедшее при использовании воздушного судна в целях выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий и приведшее к гибели людей, значительному повреждению, разрушению или утрате воздушного судна.

Инцидент авиационный — событие, происшедшее при использовании воздушного судна в целях выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий, но не приведшее к авиационному происшествию.

Авиация как отрасль — это все виды организаций, деятельность которых направлена на создание условий и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов.

Авиация Республики Казахстан подразделяется на экспериментальную, государственную и гражданскую.

Гражданская авиация — авиация, не входящая в состав экспериментальной и государственной авиации и используемая в целях:

а) перевозки пассажиров, багажа, груза и почты (воздушные перевозки);

б) выполнения авиационных работ;

в) проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества;

г) удовлетворения личных потребностей эксплуатанта воздушного судна;

д) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания помощи в случае стихийных бедствий.

Гражданская авиация, используемая в указанных целях за плату или по найму, признается коммерческой авиацией.

Гражданская авиация, находящаяся в собственности физических или юридических лиц и используемая в указанных целях не за плату и не по найму, признается авиацией общего назначения.

Сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов — документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие эксплуатанта требованиям, установленным правилами сертификации эксплуатантов гражданских воздушных судов.

Воздушное судно, терпящее бедствие, — воздушное судно, которому или находящимся на борту которого людям угрожает непосредственная опасность либо с которым потеряна радиосвязь и неизвестно местонахождение этого судна.

Сверхлегкая авиация — гражданская авиация, использующая сверхлегкие летательные аппараты, другие воздушные суда спортивного назначения и любительской конструкции, аэростатические аппараты и вспомогательные устройства с максимальной массой не более двух тысяч семисот килограмм.

Аэродром — земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Сертификат годности аэродрома — документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие аэродрома нормам годности к эксплуатации аэродромов.

Аэронавигационная организация — организация, осуществляющая обслуживание воздушного движения, обеспечивающая аэронавигационной и метеорологической информацией.

Аэропорт — комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие сооружения, а также необходимое оборудование.

Контролируемая зона аэропорта — рабочая площадь аэропорта, аэродрома, объектов аэронавигационного обеспечения полетов и прилегающая к ним территория, служебные здания, строения, склады, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности.

Аэропортовская деятельность — деятельность, осуществляемая физическими и юридическими лицами, связанная с обеспечением воздушных перевозок, авиационной безопасности и безопасности полетов в аэропортах.

Воздушная трасса — воздушное пространство в виде коридора, предназначенное для полетов воздушных судов и контролируемое аэронавигационными устройствами системы управления воздушным движением.

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности.

Фрахтовщик — воздушный перевозчик, передающий за плату другой стороне (фрахтователю) всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

Фрахтователь — физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

Полет воздушного судна — перемещение воздушного судна по земной (водной) поверхности и в воздушном пространстве от начала разбега при взлете (отрыва от земной или водной поверхности при вертикальном взлете) до окончания пробега (освобождение взлетно-посадочной полосы без остановки) или касания земной (водной) поверхности при вертикальной посадке.

Воздушная навигация — прикладная наука о вождении воздушного судна по программной траектории.

Перевозчик воздушный — физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.

Единая авиационная поисково-спасательная служба (ЕАПСС)авиационные службы поиска и спасения, аварийно-спасательные и парашютные службы министерств, ведомств и авиакомпаний, которым принадлежат воздушные судна.

Пассажир — любое лицо, пользующееся воздушным транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком.

Воздушное пространство Республики Казахстан — воздушное пространство над сухопутной и водной территории Республики Казахстан, в том числе над ее территориальными водами.

Воздушное судно, потерпевшее бедствие, — воздушное судно, получившее при взлете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.

Государственная авиация — авиация, находящаяся в ведении Министерства обороны, внутренних войск Министерства внутренних дел, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также по решению Правительства в ведении других государственных органов.

Навигационные системы — навигационные средства, представляющие совокупность нескольких бортовых устройств с различными принципами действия, а также средств, основанных на совместном использовании бортового и наземного оборудования.

Навигационные средства — специальные технические устройства, позволяющие получать необходимую информацию для целей самолетовождения.

Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.

Расследование — процесс, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности, проводимый в целях предотвращения авиационных происшествий.

Уполномоченный орган — орган государственного управления, осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию государственной политики в области гражданской авиации, государственный контроль и надзор, координацию и регулирование деятельности гражданской и экспериментальной авиации и использование воздушного пространства Республики Казахстан.

Нормы летной годности — это требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленных на обеспечение безопасности полетов.

Сертификат летной годности — документ, выданный уполномоченным органом, на основании сертификата типа, удостоверяющий соответствие гражданского воздушного судна нормам летной годности.

Сертификат типа — документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий соответствие нормам летной годности типа воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта новых типов.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.