Срок направления контракта участнику электронного аукциона

Содержание

Сроки подписания контракта регламентированы ст. 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Сроки подписания контракта:

• В течение 5 дней с даты публикации указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 протоколов Заказчик размещает в единой информационной системе проект контракта без своей подписи;

• В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в единой информационной системе проекта контракта Победитель электронной процедуры размещает проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника размещения заказа, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;

• Победитель, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещает в единой информационной системе протокол разногласий;

• В течение 3 рабочих дней с даты размещения Победителем электронной процедуры в единой информационной системе протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта, либо повторно размещает проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечаний Победителя электронной процедуры;

• В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в единой информационной системе доработанного, либо повторно размещенного проекта контракта Победитель электронной процедуры размещает в единой информационной системе подписанный проект контракта;

• В течение 3 рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе подписанного Победителем проекта контракта Заказчик обязан подписать проект контракта;

• С момента размещения в единой информационной системе подписанного Заказчиком проекта контракта он считается заключенным.

Имеет ли право заказчик подписать протокол подведения итогов в день проведения электронного аукциона (по завершении электронного аукциона)?

1 февраля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе оформить и разместить протокол подведения итогов электронного аукциона на электронной площадке и в единой информационной системе в день проведения аукциона.

Обоснование позиции:
Порядок проведения электронного аукциона и оформления итогового протокола регламентирован ст.ст. 68, 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
По смыслу положений ст. 68 Закона N 44-ФЗ аукцион проводится непрерывно в течение одного рабочего дня. Результаты проведения аукциона оформляются протоколом (далее — протокол проведения аукциона), который размещается на электронной площадке ее оператором в течение 30 минут после окончания аукциона. В течение 1 часа после размещения указанного протокола оператор электронной площадки обязан направить заказчику данный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 69 Закона N 44-ФЗ общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, закон устанавливает только максимальные сроки для совершения предписанных им действий, но не минимальные.
Соответственно, итоговый протокол может быть размещен на электронной площадке и в единой информационной системе как на следующий рабочий день после дня подписания, так и непосредственно в день подписания (смотрите:
— Вопрос: Какова дата размещения протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе? (ответ Главного контрольного управления Челябинской области, декабрь 2017 г.)
— решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13.12.2018 N 1405/18).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Для закупки некоторых товаров, работ и услуг (ТРУ) госзаказчики должны проводить электронный аукцион. О том, какие ТРУ попали в аукционный перечень, есть ли в нем исключения и что ждет тех, кто выбрал неверный способ закупки, расскажем в статье.

Что такое аукционный перечень

В 44-ФЗ Правительство РФ перечислило несколько видов закупочных процедур, а также прописало правила, по которым госзаказчики выбирают тот или иной вид закупки. Так, чтобы закупить некоторые товары, работы и услуги заказчик должен провести электронный аукцион. Список таких ТРУ называют аукционным перечнем.

По какому принципу позиции включают в перечень

Одна из особенностей аукциона — при выборе победителя важна только цена, которую предлагает поставщик. Поэтому все ТРУ, которые входят в аукционный перечень, должны одновременно соответствовать двум критериям:

  • их описание можно сформулировать максимально точно;
  • на выбор победителя при закупке таких ТРУ влияют цена и количество товара.

Перечень аукционных товаров по 44-ФЗ

Аукционный перечень может быть общероссийским и региональным. Общероссийский перечень действует на все закупки в стране и опубликован в Распоряжении № 471-р. В 2020 году он состоит из 63 пунктов. В него входят, например:

  • сельхозпродукция;
  • продукты питания;
  • табачные изделия;
  • одежда;
  • сооружения и работы в сфере гражданского строительства;
  • транспортные и почтовые услуги;
  • услуги турагенств;
  • дезинфекция и дезинсекция;
  • природная вода и услуги по ее очистке;
  • ремонт машин.

Некоторые работы по архитектурно-строительному проектированию сложно отнести к определенному коду ОКПД2. Такие работы есть в кодах 42 и 71, а также в подклассе 41.1. Минфин разъяснил, что если заказчик не знает, к какому коду отнести закупаемые работы, он может самостоятельно решать, какой способ закупки использовать, например, электронный аукцион или открытый конкурс.

На некоторые товары из аукционного перечня действуют исключения. Например, правило проведения аукциона не действует, если заказчик закупает:

  • продукты питания или услуги общественного питания для образовательных учреждений, например, детских садов, или техникумов, медучреждений или организаций, которые занимаются отдыхом детей;
  • одежду для детей;
  • строительные или ремонтные работы на сложных или опасных объектах, а также на автомобильных дорогах;
  • сувенирные или подарочные наборы;
  • бюллетени для голосований или референдумов;
  • услуги по обмену недвижимости.

Региональный перечень утверждают местные власти и действует он на все закупки в регионе. Например, в ноябре 2019 года правительство Нижегородской области опубликовало дополнительный аукционный перечень. В него вошли:

  • содержание порталов в интернете;
  • страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
  • услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования;
  • услуги в области картографии;
  • проведения конференций;
  • организация фейерверков, а также световых и звуковых представлений.

Перед тем, как провести закупку для региональных нужд, проверьте, установлен ли в этом регионе собственный перечень.

Закупка товаров из аукционного перечня

Если заказчик видит, что закупаемый товар входит в перечень, он проводит электронный аукцион. Такой вид закупки нужно проводить, даже если заказчик одновременно закупает товары из перечня и те, которых в нем нет.

В некоторых случаях можно использовать и другие способы. Так, закупку у едпоставщика можно выбрать, если стоимость ТРУ меньше 600 000 рублей, а электронный запрос котировок — если начальная максимальная цена контракта больше 500 000 руб. Запрос предложений можно выбрать при закупке:

  • спортинвентаря или экипировки для олимпийской или паралимпийской сборной РФ;
  • лекарств по решению врачебной комиссии;
  • изделий народного художественного промысла, которые признаны художественным достоинством;
  • услуг по защите интересов страны в международных судах или судах иностранных государств;
  • жилья для детей-сирот;
  • ТРУ повторно после того, как заказчик расторгнул предыдущий контракт на основании части 9 или 15 ст. 95 44-ФЗ.

Единственный способ, который нельзя использовать для закупки ТРУ из аукционного перечня — конкурс. Поэтому иногда аукционный список называют антиконкурсным.

Что изменилось в аукционном перечне по 44-ФЗ в 2020 году

Правительство периодически меняет и дополняет аукционный перечень, последние правки оно внесло в июне 2019 года в Распоряжении № 1177-р. В нем Правительство отменило действие некоторых товаров-исключений: электронного, компьютерного и оптического оборудования, а также большей части медицинского оборудования и инструментов. Исключения продолжили действовать только для трех товаров из последней группы:

  • ортопедических приспособлений;
  • аппаратов верхних конечностей;
  • протезов, которые не входят в прочие группировки.

В первой половине 2020 года аукционный перечень не изменялся.

Ответственность заказчика

Заказчик должен выбирать вид закупки согласно правилам, которые прописаны в 44-ФЗ. Если при закупке любого ТРУ из аукционного списка он проведет конкурс, ему грозит штраф 50 000 рублей. Этот штраф выпишут на должностное лицо, которое выбрало неверный способ определения поставщика.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Под электронным аукционом в Законе № 44-ФЗ понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.

Для наглядности разобьем процедуру проведения электронного аукциона на ряд этапов и рассмотрим сроки проведения каждого из них.

Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона и документации

Для того, чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.

Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, при НМЦК, не превышающей 3 млн руб., разместить извещение необходимо не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, при НМЦК более 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней.

В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определённого периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.

Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днём размещения извещения и днём окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письмо от 28.08.2015 № ОГ-Д28-11486).

Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.

Размещение в ЕИС разъяснений положений документации об электронном аукционе

Разъяснения документации необходимо разместить в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника.

При этом, если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона либо аукционную документацию

Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке, аукционную документацию заказчик может не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Разместить в ЕИС текст изменений необходимо в течение 1 дня с даты принятия указанного решения.

При внесении изменений необходимо убедиться, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее 7 дней, а при НМЦК более 3 млн руб. – не менее 15 дней. При необходимости срок подачи заявок продлевается.

Отказ от проведения электронного аукциона

Отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. После истечения этого срока (и до заключения контракта) отменить проведение аукциона можно только при возникновении обстоятельства непреодолимой силы.

Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе

Не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой окончания подачи заявок на участие в аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в аукционе.

Первые части заявок на участие в электронном аукционе должны быть рассмотрены в срок, установленный в извещении и документации об аукционе, который не может превышать 7 календарных дней с даты окончания срока подачи заявок.

Протокол рассмотрения заявок необходимо направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

Определение победителя электронного аукциона

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Днём проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут. Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение ещё 10 минут каждый участник может подать ещё одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).

Рассмотрение вторых частей заявокна участие в электронном аукционе

Вторые части заявок направляются оператором электронной площадки заказчику в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе необходимо в течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол подведения итогов аукциона публикуется в ЕИС не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой его подписания.

8. Заключение контракта с победителем электронного аукциона

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включенными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

Если последний день срока подписания проекта контракта победителем является нерабочим, то победитель вправе подписать контракт в первый из последующих рабочих дней. Такой вывод основан на положениях статьи 193 ГК РФ и поддержан Минэкономразвития России (письмо от 01.06.2015 № Д28и-1449).

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем пользоваться таблицей:

№ п/п Этап аукциона Контрольные сроки Статья в Законе
№ 44-ФЗ
Размещение в ЕИС извещения и документации При НМЦК, ≤ 3 млн руб., – не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 63
При НМЦК > 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней Часть 3 статьи 63
Размещение в ЕИС разъяснений положений документации В течение 2 дней с даты поступления запроса участника Часть 4 статьи 65
Внесение изменений в извещение и документацию Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок Часть 6 статьи 65
Отказ от проведения аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 1 статьи 36
Рассмотрение первых частей заявок Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 67
Проведение электронного аукциона Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе Части 2, 3 статьи 68
Подача ценовых предложений – 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) Часть 11 статьи 68
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение Часть 12 статьи 68
Рассмотрение вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона Часть 5 статьи 69
Заключение контракта с победителем Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Часть 2 статьи 70
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий Часть 5 статьи 70
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии – не более 3 рабочих дней со дня поступления Часть 5 статьи 45
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона Части 7, 9 статьи 70
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику Часть 14 статьи 70
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником Часть 4 статьи 103