Срок контракта по 44 ФЗ

Порядок проведения запроса котировок

08.01.2020

В данной статье мы рассмотрим порядок проведения запроса котировок, применяемый с 01.10.2020 в редакции ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ, принятой на дату написания и опубликования статьи. Для начала разберем сроки проведения запроса котировок.

Сроки проведения запроса котировок

Сроки проведения запроса котировок претерпели значительные изменения по сравнению с процедурой, предусмотренной до 01.10.2020:
1) Срок подачи заявок теперь во всех случаях должен составлять не менее 4 рабочих дней (п. 3 ч. 3 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). Следует обратить внимание, что законодатель впервые устанавливает требование именно к сроку подачи заявок, а не к сроку размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок. По мнению экспертов Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру” не менее 4-х рабочих дней должно пройти со дня размещения заказчиком в ЕИС извещения до дня окончания срока подачи заявок, т.е. непосредственно день размещения извещения и день окончания срока подачи заявок не должны включаться в 4-х дневный срок. Данное правило применяется вне зависимости от того, как и каким образом указанные сроки будет рассчитывать ЕИС. Все дело в том, что функционал ЕИС не во всех случаях соответствует требованиям законодательства. Ответственность же за соблюдение сроков несет заказчик. Согласно ст. 191 ГК РФ начала течения срока начинается со следующего дня со дня наступления события (в нашем случае — это дата размещения в ЕИС извещения). Именно поэтому дату размещения извещения нельзя засчитывать в 4-х дневный срок, установленный Законом № 44-ФЗ. Дату окончания срока подачи заявок также нельзя учитывать в названном сроке ввиду того, что в эту дату фактически прекращается прием заявок и она не образует полный рабочий день.
2) Подведение итогов запроса котировок — 1 рабочий день, после даты окончания срока подачи заявок (ч. 10 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). В этом этапе интересно следующее: за один рабочий день комиссия не только рассматривает поступившие к ней заявки, а допущенные ранжирует по степени выгодности содержащихся в них предложений о цене, но и формирует протокол подведения итогов. Указанный протокол, как следует из пп. «в” ч. 10. ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ, подписывается электронными подписями членов комиссии. Таким образом, каждый член комиссии должен иметь свою электронную подпись.
3) Заключение контракта — не более 2 рабочих дней со дня размещения протокола подведения итогов. При этом заказчик передает победителю проект контракта в течение 3-х часов с момента размещения протокола подведения итогов. Участник не вправе оставлять протокол разногласий и должен подписать контракт в течение одного рабочего дня со дня его получения. У заказчика также один рабочий день для итогового подписания контракта.

Таким образом, общий срок проведения запроса котировок от момента размещения в ЕИС извещения до заключения контракта составит примерно 2 недели.

Внесение изменений и продление запроса котировок

Внесение изменений, в том числе продление срока подачи заявок ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ в редакции, действующей с 01.10.2020 не предусмотрено. Продление срока подачи заявок также не производится, если запрос котировок признается несостоявшимся. При поступлении заявки от одного участника заказчик, при признании комиссией заявки участника соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, заключает контракт как с единственным участником.

Отмена запроса котировок

С 01.10.2020 года отменить запрос котировок можно не позднее чем за один час до окончания срока подачи заявок. Обусловлено это ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ с учетом внесенных в нее изменений. Изменение срока отмены запроса котировок связано с изменением срока подачи заявок, о котором мы говорили выше.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Этапы заключения контракта

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

В какие сроки можно заключить контракт

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.
Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Как составить протокол разногласий

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Можно ли приостановить подписание контракта

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

Срок действия государственного контракта 44-ФЗ — это промежуток с момента заключения сторонами контракта и до момента исполнения обязательств по нему либо до даты, оговоренной непосредственно в тексте соглашения. Чаще всего госконтракт действует до конца года.

Виды сроков по 44-ФЗ

Федеральный закон о контрактной системе не содержит толкование срока действия контракта по 44-ФЗ, некоторые правила есть в ст. 425 Гражданского кодекса. Но даже она не раскрывает понятия периода действия соглашения. Фактически действие любого договора, в том числе по 44-ФЗ, определяет период, когда между сторонами соглашения имеется формальная юридическая связь и присутствуют взаимные права и обязанности. В случае невыполнения обязанностей одной из сторон истечение этого времени не снимает с нее ответственность.

От периода, когда между сторонами имеется формальная юридическая связь на основании договора, следует отличать:

  • время исполнения обязательств со стороны контрагента;
  • время оплаты ТРУ по соглашению;
  • гарантийный период;
  • исковую давность.

Срок действия контракта и срок исполнения контракта по 44-ФЗ не тождественны друг другу. Исполнение — это время, которое предоставлено контрагенту заказчика на выполнение возложенных на него обязанностей: выполнение работ, оказание услуг или поставку товара. Действие соглашения — это общий период, в который включается как период исполнения обязанностей контрагентом, так и самим заказчиком по оплате ТРУ. Дата истечения договора иногда наступает значительно позже дат, когда стороны должны выполнить обязательства друг перед другом.

Например, контракт на поставку заключен 01.02.2019 и содержит условия:

  • поставка в течение 30 календарных дней с момента заключения;
  • оплата в течение 10 календарных дней с момента поставки;
  • дата истечения договора — до 31.12.2019.

В идеале отношения сторон складываются так: до 4 марта поставщик поставляет товар, не позднее 13 марта включительно товар оплачивается заказчиком, а документ закрывается, несмотря на то, что дата его истечения еще не настала. Аналогично соотносятся время выполнения работ или срок оказания услуг и срок действия контракта по 44-ФЗ.

Отдельно выделяют:

  • гарантийное время — оно выходит, как правило, не только за пределы времени исполнения, но и за пределы даты истечения договора. Это период, в течение которого контрагент устраняет выявленные недостатки ТРУ;
  • исковая давность — период, в течение которого сторона контракта, чьи интересы были нарушены, вправе обратиться за судебной защитой. Этот период отсчитывается от момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, и длится (в норме) три года.

Как определить срок истечения договора

В законодательстве нет порядка, по которому определяют срок действия договора по 44-ФЗ, поэтому заказчик вправе сам определить этот период для каждого отдельного соглашения.

При определении следует не только учитывать характер соглашения и срок его исполнения, но и закладывают дополнительное время, чтобы моменты, когда стороны должны исполнять обязанности друг перед другом, не подходили впритык к моменту окончания соглашения.

Изменение даты истечения договора

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила и закрытый перечень случаев, когда меняются существенные условия соглашений. В ст. 34 и 95 44-ФЗ указано, можно ли продлить срок действия контракта по 44-ФЗ — он изменяется только в строго определенных случаях и при наличии к тому оснований:

  • в связи с уменьшением финансирования у заказчика;
  • по решению органа госвласти или местного самоуправления;
  • если договор на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия невозможно исполнить вовремя по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • если имеет место контракт с единственным поставщиком при соблюдении ряда условий.

В этих случаях речь идет о времени исполнения. Как и при соблюдении каких условий меняется дата истечения соглашения, законом не установлено. Это позволяет говорить о том, что, не будучи существенным условием, она изменяется в любое время по соглашению сторон.

описание этапов 5-6 рассмотрения и оценки заявок на открытый конкурс

7-й этап: заключение государственного контракта с победителем открытого конкурса

7.1. Направление проекта контракта победителю

Заказчик обязан направить победителю конкурса или участнику, подавшему единственную заявку на участие, проект контракта вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок или протоколом рассмотрения единственной заявки (ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе).

Срок: проект контракта должен быть направлен победителю или единственному участнику не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок или протокола рассмотрения единственной заявки (ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе).

Важно. В соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона о контрактной системе определено, что при наличии принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных сроков приостанавливается на время исполнения таких судебных актов или действия таких обстоятельств, но не более, чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

Рекомендация. При заключении договора необходимо обращать пристальное внимание на его условия в части правильного указания контрагента и предмета контракта, так как их предлагает победитель конкурса.

7.2. Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем открытого конкурса

Контракт с победителем может быть заключен только после представления документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе).

Обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере, определенном конкурсной документацией.

Исключение. Размер предоставляемого обеспечения может быть изменен ввиду применения при определенных условиях антидемпинговых мер к победителю (ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе).

Способы обеспечения исполнения контракта определены в ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе:

  • внесение на указанный заказчиком счет денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта;
  • предоставление банковской гарантии.

Важно. Способ обеспечения исполнения контракта определяет победитель открытого конкурса.

Срок: обеспечение должно быть предоставлено заказчику не позднее, чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе).

Течение указанного срока может быть приостановлено в случаях, установленных в ч. 9 ст. 54 Закона о контрактной системе (см. прим. «Важно» к п. 7.1).

Важно. Если к победителю конкурса применяются антидемпинговые меры, размер обеспечения контракта увеличивается и контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полном размере (ст. 37 Закона о контрактной системе).

Условия и критерии определения размера обеспечения и применения антидемпинговых мер

№ п/п Размер снижения цены контракта Начальная максимальная цена Предоставление информации о добросовестности Размер предоставляемого обеспечения
1 Менее 25% Независимо от начальной цены Не требуется РКД
2 25% и более до 15 млн В заявке есть информация РКД
В заявке нет информации В полуторном размере РКД, но не менее размера РА
более 15 млн не требуется

Обозначения:

РКД — размер обеспечения, определенный в конкурсной документации.

РА — размер аванса по контракту (если он предусмотрен).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, добросовестность участника подтверждает информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и гарантирующая исполнение таким участником одного из следующих условий:

  • в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней));
  • в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней));
  • в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)).

При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% цены, по которой участник закупки предложил заключить контракт в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.

7.3. Подписание контракта с победителем открытого конкурса

После получения проекта контракта, подписанного победителем конкурса, заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (ч. 7 ст. 54 Закона о контрактной системе).

Для этого заказчику необходимо:

  • подписать проект контракта;
  • передать либо направить один экземпляр контракта лицу, с которым он заключен, или его представителю.

Срок: в соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона о контрактной системе, заказчик должен подписать контракт в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта контракта от участника.

Важно. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе, контракт должен быть заключен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Течение указанного срока может быть приостановлено в случаях, указанных в ч. 9 ст. 54 Закона о контрактной системе (см. прим. «Важно» к п. 7.1).

Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона о контрактной системе установлено, что если заказчик не подписал проект контракта в установленный срок и (или) не направил (не передал) один его экземпляр лицу, с которым он заключен, или его представителю, такой заказчик признается уклонившимся от заключения контракта, а участник конкурса, с которым заключается контракт, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании причиненных убытков.

7.4. Возврат обеспечения заявки

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе определено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются победителю конкурса после заключения с ним контракта.

Срок: заказчик обязан вернуть денежные средства в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта.

Важно. Согласно ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе определено, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется в случае:

  • уклонения или отказа участника закупки от заключения контракта;
  • непредоставления обеспечения исполнения контракта до его заключения или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе.

7.5. Основания и порядок признания участника конкурса уклонившимся от заключения государственного контракта

Согласно ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе определено, что участник конкурса признается уклонившимся от заключения контракта, если:

  • в течение 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок не предоставил заказчику подписанный проект контракта

и/или

  • не предоставил заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта, в том числе в случае поступления заказчику денежных средств в размере меньшем, чем указано в конкурсной документации (с учетом антидемпинговых мер), а также в случае отказа в принятии банковской гарантии.

Если победитель конкурса будет признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 54 Закона о контрактной системе, заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер.

Условия реализации данной возможности:

  • получить согласие участника, заявке которого присвоен второй номер, на заключение контракта (ч. 5 ст. 54 Закона о контрактной системе);
  • при наличии согласия участника, которому присвоен второй номер, составить проект контракта, включив в него сведения об участнике закупки, с которым заключается контракт, и предложенные им в заявке условия исполнения контракта (ч. 5 ст. 54 Закона о контрактной системе);
  • направить проект контракта второму участнику (не позднее 10 дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта);
  • проверить предоставленное вторым участником обеспечение исполнения контракта (ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе);
  • подписать проект контракта в случае соответствия обеспечения исполнения контракта установленным требованиям (ч. 7 ст. 54 Закона о контрактной системе).

Срок: заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр второму участнику не позднее 10 дней с даты получения от него подписанного контракта и документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения.

Важно. В соответствии с ч. 6 ст. 54 Закона о контрактной системе определено, что в случае непредоставления вторым участником проекта контракта или обеспечения его исполнения в установленные сроки он не может быть признан уклонившимся от заключения контракта, так как заключение контракта в указанном случае является его правом, а не обязанностью.

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, направить в контролирующий орган сведения о победителе конкурса, уклонившемся от заключения контракта.

Срок: сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта, должны быть направлены в ФАС не позднее трех рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником.

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 54 Закона о контрактной системе, обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе).

К убыткам, причиненным уклонением победителя от заключения контракта, могут быть отнесены, в частности, следующие:

  • разница между ценой контракта, предложенной уклонившимся участником, и ценой, по которой контракт заключен со вторым участником, либо по результатам проведения повторного определения поставщика;
  • затраты на проведение повторного определения поставщика.

Законом о контрактной системе не определен специальный порядок оформления решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения контракта. Такое решение принимается в рамках общих правил.

Исключение. В соответствии с ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе определено, что если участник закупки, снизивший цену контракта на 25% и более, не предоставил обеспечение исполнения контракта в полуторном размере по сравнению с первоначальным размером обеспечения, установленным в конкурсной документации, заказчику необходимо оформить протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.

Рекомендации. С учетом вышеизложенного представляется, что во всех случаях необходимо документально фиксировать факт уклонения участника от заключения контракта, поэтому целесообразно составлять протокол вне зависимости от оснований, по которым участник признается уклонившимся от заключения контракта.

7.6. Отказ заказчика от заключения контракта

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе определено, что заказчик отказывается от заключения контракта в любой момент до заключения контракта, если выявлено, что:

  • участник закупки не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупки Законом о контрактной системе;
  • участник закупки предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, предъявляемым к участникам закупки Законом о контрактной системе.

Важно. В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлены дополнительные основания для отказа от заключения контракта при закупке лекарственных средств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:

  1. Предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована.
  2. Предлагаемая участником цена лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник отказывается.

В соответствии с ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае отказа заключить контракт с победителем заказчик составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта.

Срок: не позднее одного рабочего дня с даты установления факта, являющегося основанием для отказа от заключения контракта.

Важно. При отказе от заключения контракта с участником закупки заказчик обязан вернуть ему денежные средства, которые были перечислены в качестве обеспечения заявки (п. 6 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе), в течение пяти рабочих дней с даты отказа от заключения контракта.

Возврат к списку

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

2. В реестр контрактов включаются следующие документы и информация:

1) наименование заказчика;

2) источник финансирования;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;

5) дата заключения контракта;

6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;

7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице — поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;

9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;

10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);

11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;

12) идентификационный код закупки;

13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;

15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.

3. В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проверяет наличие предусмотренных частью 2 настоящей статьи информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

5. Документы и информация, содержащиеся в реестре контрактов, должны быть доступны для ознакомления (без взимания платы), за исключением документов и информации, предусмотренных пунктами 7 — 9, 13 — 14 части 2 настоящей статьи, при осуществлении закупок в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 5 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона.

6. Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр контрактов, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанные сведения не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. Контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

  • Статья 45 Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий 3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Открыть статью
  • Статья 83 Проведение запроса предложений 7) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивания персональных данных; Открыть статью
  • Статья 83.1 Проведение запроса предложений в электронной форме 3) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. При осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивания персональных данных; Открыть статью
  • Статья 93 Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 28) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую один миллион рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83, пункта 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. Кроме того, при … Открыть статью
  • Статья 96 Обеспечение исполнения контракта 7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения … Открыть статью
  • Статья 111.1 Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства
  • Статья 112 Заключительные положения 22. Реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, ведется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на основе реестра контрактов, сформированного в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом для подтверждения добросовестности участников закупок в соответствии с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Открыть статью