Срок годности товара определяется периодом времени

В магазине «Меридиан» г.Альметьевск сотрудниками Альметьевского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан во время проведения очередного мониторинга цен на продовольственные товары, была проведена консультационно-разъяснительная работа для покупателей магазина. Особенно покупателей интересовал вопрос о сроке годности товара.
Понятие «срок годности» имеет огромное значение с точки зрения безопасности для потребителей. Несоблюдение сроков годности товаров, предлагаемых населению, способно привести к весьма серьезным последствиям.
Срок годности — это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению, он является одним из показателей качества товара.
Срок годности товара определяется временным периодом, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Срок годности может быть указан одним из следующих способов:
— годен в течение (часов, дней, месяцев или лет);
— годен до (дата);
— использовать до (дата).
Дата окончания срока годности выглядит так:
— час, день и месяц — для скоропортящихся продуктов;
— день и месяц — если срок годности не превышает трех месяцев;
— месяц и год — если срок годности более 3 месяцев.
Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Права потребителя при покупке товара с истекшим сроком годности определены ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Следует иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 17 Закона, защита прав потребителей осуществляется судом.
В соответствии со ст. 17 Закона и со ст. 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора купли-продажи. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Практика рассмотрения поступающих от потребителей вопросов показала, что проводимая разъяснительная работа среди населения о защите прав потребителей позволяет разрешать большинство споров между потребителями и продавцами (исполнителями) в досудебном порядке и поэтому необходимо и в дальнейшем такую работу продолжать.

Справка

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.

при секретаре Степанищеве А.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бронского И.И. о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 22 Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361 утверждены Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств (далее — Правила), опубликованные в «Российской газете» от 31 мая 2010 г. и вступившие в силу с 31 августа 2010 г. В соответствии с пунктом 22 Правил, если комплектующее изделие (деталь, узел и агрегат) не заменялось с начала эксплуатации транспортного средства его возраст принимается равным возрасту транспортного средства, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным пробегу транспортного средства с начала эксплуатации (абзац первый). Если по результатам независимой технической экспертизы транспортного средства установлено или имеется документальное подтверждение (запись в паспорте транспортного средства, оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка организации-изготовителя даты выпуска комплектующего изделия и т.п.) того, что комплектующее изделие (деталь, узел и агрегат) было установлено при замене, произведенной до даты дорожно-транспортного происшествия, его возраст принимается равным разности между датой дорожно-транспортного происшествия и датой предыдущей замены, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным разности между пробегом транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия и пробегом на дату предыдущей замены комплектующего изделия (абзац второй). Возраст комплектующего изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, рассчитывается в полных годах с даты начала эксплуатации транспортного средства либо с даты замены такого комплектующего изделия (абзац третий).

Бронский И.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца третьего пункта 22 Правил недействующим в части использования в нем определения «дата начала эксплуатации». В заявлении указано, что Правила в оспариваемой части нарушают его права на получение информации о товарах (работах, услугах), указанные в преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», и не соответствуют пункту 1 статьи 10 названного Закона, поскольку определение «дата начала эксплуатации» транспортного средства в Правилах не раскрывается, а в паспорте транспортного средства (ПТС), введенном в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. № 477, такое определение отсутствует. В результате этого невозможно определить возраст комплектующего изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства.

В судебном заседании Бронский И.И. поддержал заявление и просил о его удовлетворении.

Представители Правительства Российской Федерации Злобин А.А. и Андрианов Ю.В. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что Правила в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и его прав не нарушают.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Бронского И.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон). Согласно пункту 2.1 статьи 12 Федерального закона размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая; б) в случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

В силу пункта 2.2 названной статьи к указанным в пункте 2.1 данной статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 80 процентов их стоимости.

Из приведенных законоположений видно, что, утверждая Правила, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем.

Пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» закрепляет, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Довод заявителя о противоречии абзаца третьего пункта 22 Правил в оспариваемой части этой норме следует признать ошибочным, так как Правила не регулируют вопросы, касающиеся обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) информировать потребителей о товарах (работах, услугах). Как уже отмечалось, Правила приняты во исполнение Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», регулирующего иные отношения, чем названные в преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Отсутствие в Правилах определения понятия «дата начала эксплуатации» транспортного средства также не является основанием для удовлетворения требования заявителя, поскольку какой-либо неопределенности в содержании данного понятия не имеется. Оно может быть раскрыто с использованием терминов, содержащихся в иных нормативных правовых актах. Так, пунктом 5 технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, установлено, что под термином «эксплуатация» понимается стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его приобретения для использования по назначению до момента утилизации. Таким образом, исходя из приведенной нормы началом эксплуатации транспортного средства считается момент его приобретения для использования. Соответственно, возраст комплектующего изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, по смыслу оспариваемого абзаца пункта 22 Правил, должен рассчитываться в полных годах с момента первого приобретения транспортного средства для использования либо с даты замены такого комплектующего изделия.

При несогласии с конкретными правоприменительными решениями, в которых определению «дата начала эксплуатации» придавался иной смысл, заявитель вправе обжаловать их в установленном порядке. Проверять законность таких решений при рассмотрении настоящего дела в порядке абстрактного нормоконтроля Верховный Суд Российской Федерации не вправе.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Бронскому И.И. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РФ В.Ю. Зайцев

Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N ГКПИ11-127

Текст решения официально опубликован не был

Срок службы – это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за его существенные недостатки. Использование товара по истечении срока службы может представлять опасность для здоровья или имущества потребителя.

Гарантийный срок – это период, в течение которого изготовитель гарантирует качество товара и обязуется принять данный товар у потребителя для проведения проверки качества (экспертизы) и выполнения предусмотренных законом требований.

Гарантийный срок устанавливается изготовителем по своему усмотрению. Вместе с этим, если гарантийный срок не установлен, продавец вправе самостоятельно его установить.

Следует помнить, что гарантия – это не безусловное обязательство изготовителя и, как правило, она имеет ряд условий ограничений:

  1. В подавляющем большинстве случаев гарантия распространяется только на легально ввезенную в страну продукцию, поскольку, именно исходя из объемов официальных поставок, изготовитель формирует сервисные центры и снабжает их необходимым оборудованием и запасными частями. Кроме того, деятельность импортеров такой продукции подлежит строгой регламентации со стороны изготовителя, чтобы гарантировать сохранность товара на всех этапах транспортировки товара и его реализации конечному потребителю. Поэтому на товары, ввезенные нелегально и проданные потребителям (так называемый «серый импорт»), гарантия, как правило, не распространяется. Подробнее об основных признаках «серого» импорта можно узнать в соответствующем разделе
  2. Гарантийный срок может исчисляться со дня передачи товара потребителю, со дня производства товара или иным способом (п. 2 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»). Аналогичные правила установлены для исчисления срока службы. Поэтому при покупке товаров не стесняйтесь выяснить условия гарантии.
  3. Гарантийный срок может устанавливаться на товар с принадлежностями в целом. Вместе с этим, на товар и различные комплектующие может устанавливаться гарантийный срок различной продолжительности. Нередки ситуации, когда на некоторые комплектующие гарантийный срок вообще не установлен (расходные материалы, быстроизнашивающиеся принадлежности, программное обеспечение и т.п.). Это вполне нормальная практика, но на подобные нюансы обязательно следует обращать внимание при покупке.
  4. Если гарантийный срок на товар установлен, это не означает, что в комплекте с товаром обязательно должен идти (и заполняться) гарантийный талон. Законодательство допускает, чтобы гарантийный срок указывался в документации к товару, на самом товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке или иным способом.
  5. От гарантийного срока следует отличать срок сервисного обслуживания, который дополнительно устанавливается некоторыми изготовителями на отдельные категории товаров. Данный срок предлагает потребителю по истечении срока гарантии воспользоваться упрощенным порядком проверки качества и устранения некоторых недостатков в авторизованном сервисном центре.

О некоторых ошибках применения термина «эксплуатация» в нормативно-правовых актах по охране труда и о том, к чему это приводит.

Две формулировки

Речь пойдет о формулировках «введение оборудования в эксплуатацию после ремонта» и «перерыв в эксплуатации», которые встречаются в некоторых действующих нормативно­правовых актах по охране труда (например, в НПАОП 0.00­1.01­07 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», НПАОП 0.00­1.36­03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников») и, как следствие, на страницах периодических изданий (журнал «Охрана труда», №11/2014, Н. Чумакова «Экспертное обследование грузоподъемных кранов: совершенствование нормативной базы»).

На первый взгляд приведенные формулировки кажутся вполне уместными и привычными. Но на самом деле они не соответствуют основам стандартизованной технической терминологической базы.

Как ГОСТ определяет «эксплуатацию»

Обратимся к требованиям действующего в Украине ГОСТ 25866–83 «Эксплуатация техники. Термины и определения». Обращаю внимание на его начало, где сказано: «Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области эксплуатации изделий техники. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения (выделено автором) в документации всех видов, научно­технической, учебной и справочной литературе». Следовательно, требования этого стандарта являются обязательными для всей сферы охраны труда, соответствующих нормативно­правовых актов и документации.

Данный ГОСТ определяет термин «эксплуатация» как «стадию жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество».

Стандарты о «жизненном цикле изделия»

Из пояснения к этому стандарту следует, что под жизненным циклом изделия понимают совокупность его разработки, изготовления, обращения, эксплуатации и утилизации от начала изучения возможности создания до окончания применения этого изделия. Отличительной особенностью эксплуатации является использование или ожидание использования изделия по назначению.

Аналогичным образом определяет жизненный цикл изделия стандарт ISO 9004­1. В самом общем смысле для любого изделия (в нашем случае – оборудования) выделяют следующие этапы (стадии) жизненного цикла: маркетинговые исследования рынка, заявка на разработку (техническое задание), проектирование, подготовка производства, производство, реализация, эксплуатация и утилизация.

Таким образом, эксплуатация – это один из процессов (стадий), образующих жизненный цикл изделия.

Из чего состоит «эксплуатация»?

Для понимания изучаемого вопроса чрезвычайно важным является содержание примечания к п. 1 ГОСТ 25866–83, где перечислены все возможные фазы, процессы, из которых состоит эксплуатация изделия (оборудования). В общем случае она включает:

1) использование по назначению;

2) транспортирование;

3) хранение;

4) техническое обслуживание;

5) ремонт.

Данное примечание позволяет сделать три важных для наших рассуждений вывода:

☑ эксплуатация не включает в себя такой фазы, как «перерыв»;

☑ «использование по назначению» – это только одна из пяти фаз «эксплуатации», а не ее синоним;

☑ «ремонт» – это не отдельная, самостоятельная стадия жизненного цикла изделия, а лишь составная часть, одна из пяти фаз его «эксплуатации».

С учетом последнего вывода содержание фразы «введение оборудования в эксплуатацию после ремонта» превращается во «введение оборудования в эксплуатацию после эксплуатации», то есть просто­напросто теряет смысл. Зачем вводить в эксплуатацию оборудование, которое и без того в ней находилось, а точнее, в ее фазе ремонта?

Следовательно, формулировка «введение оборудования в эксплуатацию после ремонта» не имеет права на существование.

Понятно, что использование изделия (оборудования) по назначению подразумевает его непосредственное использование для выполнения тех технологических процессов, для которых оно создавалось. Эта фаза является наиболее ответственным этапом эксплуатации, от правильного осуществления которого в наибольшей степени зависит надежность и безопасность эксплуатации данного оборудования.

Под транспортированием изделия (оборудования) понимается его доставка на предприятие (к месту использования по назначению либо хранения, технического обслуживания или ремонта). Эта фаза носит эпизодический характер и должна осуществляться в соответствии с Инструкцией по транспортировке, разработанной заводом­изготовителем.

Хранение представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранность изделия (оборудования) в нерабочем состоянии в периоды, когда оно не исполь­зуется по назначению. В процессе хранения целость оборудования обеспечивается путем поддержания условий, ограничивающих воздействие на него внешней среды (то есть путем консервации), и проведения соответствующего технического обслуживания.

Согласно п. 1 ГОСТ 18322–78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей (п. 2 ГОСТ 18322–78).

«Перерыв в эксплуатации» или смена ее фаз?

Теперь о формулировке «перерыв в эксплуатации». С понятием «перерыв» все ясно. Все известные толковые словари для нашего контекста определяют его практически идентично – как промежуток времени, на который прекращается какое­либо действие или течение чего­либо (которое потом начинается вновь). Значит, нас интересует ответ на вопрос, можно ли это понятие применить к термину «эксплуатация», или, другими словами, правомочно ли их совместное употребление?

По сути, эксплуатация – это стадия жизненного цикла изделия, его жизнь на этапе, когда оно уже физически существует в реальном мире. Имеется определенная аналогия между эксплуатацией технического изделия и жизнью человеческого организма. Можно ли представить ситуацию, что уже существующий человек в силу неизвестных причин вдруг перестает существовать и исчезает из реального мира, но спустя какое­то время (после перерыва) вновь объявляется в реальном мире и как ни в чем не бывало продолжает свою жизнь? Все понимают, что в том физическом мире, в которых мы живем, это невозможно.

Соответственно, невозможно представить перерыв в жизни (то есть в эксплуатации) уже существующего изделия. Не может произведенное и поставленное на предприятие оборудование, эксплуатация которого уже началась, вдруг исчезнуть без следа, прекратить на время свое существование в этом мире и на данном предприятии, дематериализоваться, а потом через какой­то период времени вновь появиться из ниоткуда, следствием чего является возобновление его эксплуатации.

Эксплуатация изделия (оборудования) – процесс непрерывный и состоит из пяти указанных в ГОСТ 25866–83 фаз, среди которых нет фазы перерыва. Умозрительно так называемый «перерыв в эксплуатации» нельзя представить иначе как перерыв в одной из этих фаз или между ними. Но даже если вообразить, что по каким­то причинам была внезапно прервана одна из фаз эксплуатации, например транспортирования (оборудование оставили бесхозно брошенным на дороге?) или хранения (со склада вывезли, но использовать по назначению не начали?), то само оборудование при этом не перестало существовать физически, не растворилось в воздухе. У него есть владелец, пусть и нерадивый, который несет ответственность за него и его техническое со­стояние. Значит, эксплуатация как физический процесс, как стадия жизненного цикла не прервалась, а продолжается. Невозможно сделать перерыв в любой из фаз эксплуатации просто путем ее обрывания, без перехода к другой фазе (что и означает продолжение эксплуатации) или к следующей стадии жизненного цикла изделия – его утилизации.

Таким образом, в этом случае мы также приходим к выводу, что и вторая рассматриваемая формулировка «перерыв в эксплуатации» не имеет права на существование.

Исходя из беспрерывности всего этапа эксплуатации в целом, перерыв можно рассматривать в определенном смысле как ситуацию, когда последовательность двух одноименных фаз прервана осуществлением другой фазы (например фаза хранения оборудования прервана фазой его использования по назначению или фаза использования по назначению прервана фазой проведения технического обслуживания и ремонта). При этом всегда необходимо помнить, что любая последующая фаза эксплуатации оборудования начинается с проведения комплекса необходимых технологических операций и мероприятий, определенных эксплуатационной документацией на данное оборудование.